Кидекша. Борисоглебский монастырь. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Бориса и Глеба построена в 1152 г. в загородной резиденции Юрия Долгорукого. Согласно преданию, князь Юрий Долгорукий, занимаясь устройством Суздальского края, нашел, что город Суздаль стоит не «на месте», а «близ реки самой мелкой». Вскоре в четырех верстах от города он облюбовал место на правом берегу реки Нерли неподалеку от впадения в нее реки Каменки и державшее в древности под контролем речной выход из города. В 1152 году повелел Юрий Долгорукий строить крепость, уже был заготовлен строительный материал, как вдруг князь оставил свое намерение. С тех пор село получило название Кидекша (от слова «покидать»). А на возвышенном месте посреди села мастера Юрия Долгорукого построили первую в тех краях белокаменную церковь, сложив ее из больших, гладко обтесанных известковых камней. «Того же лета (1152) Юрий Владимирович изъ суздальской земли созда на Нерли церковь во имя мучеников Бориса и Глеба», - так написано в летописи о возведении этого простого и сурового храма. Церковь была возведена на том самом месте, где по преданию, останавливались благоверные князья Борис и Глеб на пути в Киев. Таким образом, по времени своего возведения Борисоглебская церковь относится к начальному периоду суздальской архитектуры. В плане она представляет собой квадрат с четырьмя столбами внутри и тремя полукружиями снаружи. При князе Юрии Долгоруком церковь вообще не была расписана, и богослужения проходили в ослепительно белом храме. За века своего существования Борисоглебская церковь повидала многое, в частности, в 1238 году село Кидекша вместе с церковью было разорено монголо-татарами. Но уже через год ростовский епископ Кирилл отремонтировал пострадавшее здание, и оно было освящено. Затем долгие годы церковь была в запустении, стояла без кровли, а ее своды, глава, восточная часть стен и верхняя часть апсид обрушились. Восстановили церковь только в XVI-XVII веках, используя старый белый камень. Однако восточная часть церкви не была восстановлена, а завершили храм новым сомкнутым сводом и четырехскатной крышей. Впоследствии церковь не раз подвергалась переделкам: так, были изменены ее длинные и узкие окна, а шлемовидная глава стала луковичной.

http://sobory.ru/article/?object=00191

Милешево. Милешевский Вознесенский монастырь. Манастир Милешева Карта и ближайшие объекты Милешево – один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа. Он находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом, в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267 г. и был похоронен в своей задушбине. Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. В 1236 г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г. В 1237 г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник, Св. Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе Св. Владислава. Мощи св. Саввы были торжественно перенесены в Милешево и положены во гроб (память этого события – 6/19 мая). Но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме.

http://sobory.ru/article/?object=48574

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор Андроникова монастыря Карта и ближайшие объекты Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм. Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер. Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом. Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа.

http://sobory.ru/article/?object=04155

Протоиерей А.А. Лебедев был родом из потомственной семьи сельских священников. Прапрадед его, Никита Иванович Лебедев, был родом из Тульских дворян, став священником, перешёл в Московскую епархию (в погост Авдотьино Серпуховского уезда, в имение графа В.Г. Орлова). Его сын, прадед А.А. Лебедева, Алексей Никитич, был при отце причетником, а потом занял его место священника. Преосвященный Платон, впоследствии митрополит, сделал Алексея Никитича присутствующим в Духовном Правлении. В свою очередь его сын, дед А.А. Лебедева, Иоанн Алексеевич (род. 1778), получил место диакона, а вскоре и священника в небогатом селе Вихарне. Жить пришлось в крайней бедности. Его сын, отец А.А. Лебедева, Алексей Иванович (род. 1800), в 1824 г. женился на Пелагее Александровне Поповой (её отец тоже был духовного звания), стал священником села Васильевское под Коломной Московской губернии. Там 04.08.1833 г. и родился будущий церковный писатель, богослов, протоиерей, настоятель Казанского собора С.-Петербурга Александр Алексеевич Лебедев. Вскоре отца перевели священником в Троице-Сергиев посад к церкви Вознесения. Здесь и прошло детство Александра до 15 лет. Сначала он воспитывался в семье родителями. Место, где они жили, в то время было очень небогатым, семья же была большая, так что жили они бедно; дети видели белый хлеб только два раза в год – к Рождеству и к Пасхе, – когда одна купчиха-прихожанка присылала им калачей и несколько фунтов баранок. Около 1848 г. отца перевели священником в Хотьковский Свято-Покровский женский монастырь. Монастырь известен тем, что в нём благочестивые родители преподобного Сергия Радонежского Кирилл и Мария приняли постриг; их святые мощи покоятся в Покровском соборе монастыря. В Хотькове жизнь семейства постепенно стала налаживаться: появились свой огород, корова, лошадь, куры. Голодать больше не приходилось. (Алексей Иванович дожил до 50-летнего юбилея своего священства; он умер в 1878 г., на 78-м году жизни, и был похоронен на площади между двумя монастырскими соборами.)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Прп. Кирилл был родом из галичских бояр из Костромских пределов. Пятнадцатилетним юношей он тайно ушел в Корнилиев Комельский монастырь. По дороге он встретил таинственного старца, который довел его до врат монастырских, благословил и стал невидим. Прп. Корнилий не сразу принял юношу, но предупреждал его о трудностях жизни монастырской и, лишь видя его неотступную ревность, велел ему служить братии и скоро постриг с наречением ему имени Кирилл. Через некоторое время родители узнали, что сын их спасается в Корнилиевом монастыре. Тогда мать его открыла мужу, что и сама желала бы постричься. По ее совету он отправился в Корнилиев монастырь для раздачи милостыни братии; братию собрали, но среди нее он не узнал сына — так подвиги изменили его. На другой день отец Кирилла открыл настоятелю цель своего прихода. Прп. Корнилий послал сына к нему на гостиницу. Кирилл пришел, крайне смущенный тем, что ему так и не удалось скрыться, и на коленях просил у своего отца прощения. Но к его великой радости, отец выразил желание постричься и остаться с ним. Прп. Корнилий постриг его с наречением ему имени Варсонофий и сам руководил им, а заботу о нем возложил на Кирилла. Через неделю они узнали, что мать Кирилла скончалась, приняв в постриге имя Елена. Тогда они раздали все имение нищим и освободили рабов. Через 3 года скончался инок Варсонофий, и тогда Кирилл сказал: «И я смертен» — и усугубил подвиги. Господь даровал ему дар молитвенных слез. Через 10 лет по вступлении его в обитель прп. Корнилий благословил ему удалиться из нее для более совершенной жизни. Прп. Кирилл избрал жизнь скитальческую. Он ушел на Крайний Север, на берег океана, и там бродил по лесам и болотам, одетый в лохмотья, питаясь грибами и травами. Потом пошел в Псков, Новгород и Москву, посещая по дороге все монастыри. Он старался не пропускать ни одного богослужения. Днем он шел, а ночью молился, но никогда не входил под крышу. Подвиги его были сверхъестественны. Раз он услышал с неба голос, говорящий ему: «О блаженный Кирилл, раб Мой, ты уже исполнил все доброе, ты соблюл заповеди, ты прошел путем узким и прискорбным. Иди теперь на Белоезеро, ты обретешь там место, где совершишь твое спасение».

http://sedmitza.ru/lib/text/436898/

«Русских здесь с каждым днем становится больше, и это очень хорошо» Беседа с отцом Иринархом (Митасом), насельником монастыря в честь 12 апостолов в Капернауме Греческий монастырь в честь 12 апостолов, расположенный на берегу Тивериадского озера, является одним из мест на Святой Земле, которые особенно любят посещать паломники. Некогда именно здесь стоял город Капернаум – тот самый, о котором, как свидетельствует Евангелие, Господь произнес суровый приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Мф. 11: 23). От древнего города остались только руины. Окрестный пейзаж – невысокие холмы и редкие пальмовые рощицы – оживляет лишь белый монастырский храм с розовыми куполами. Территория монастыря напоминает райский сад: много зелени и цветов, среди которых резвятся кошки и гуляют почти два десятка павлинов. Гигантская шелковица, растущая за алтарем (говорят, ей больше 40 лет), покрывает длинный каменный стол и скамьи живой сенью, под которой можно укрыться от палящего зноя. В этой живой беседке нас, группу российских журналистов, совершивших паломничество в Святую Землю при поддержке Фонда святого апостола Андрея Первозванного, принимал единственный насельник обители – отец Иринарх (Митас). Он говорит по-русски почти без запинки, только легкий акцент и некоторая несогласованность в падежах слов позволяют догадаться, что этот человек не является нашим соотечественником. Отец Иринарх ответил на вопросы, которые задавали мои коллеги. Возможно, не со всеми его утверждениями можно согласиться, но они ценны как свидетельство «из первых уст». – Отец Иринарх, расскажите, пожалуйста, об истории монастыря. – Храм в честь 12 апостолов был построен Иерусалимской Патриархией в 1925 году при Патриархе Дамиане I в восточной части руин города Капернаума. В этом городе, как вы помните, Христос провел два с половиной года Своей жизни и совершил множество чудес. С 1925 по 1948 год здесь постоянно совершались богослужения, а в 1948–1969 годах храм оказался заброшенным. С появлением государства Израиль между ним и Сирией появилась граница. Рубеж, который разделял два государства, проходил по берегу реки Иордан примерно в четырех километрах отсюда. Эта долина оказалась приграничной территорией, и ни монахи не могли здесь жить и охранять монастырь, ни паломники – сюда приезжать.

http://pravoslavie.ru/4800.html

С Волги монастырь еще прекраснее, таким его видели проплывающие торговые люди: белые, сливочные стены, маковки церквей отражают блистающее солнце, икона над тяжелыми вратами, а вокруг маленькие домики, огородики, дачники что-то сажают, коты урчат на солнышке и приветливая сторожевая собака машет хвостом. Распускалась молодая весна. Солнце под нескончаемое щебетание птиц изливало на мир свое восхищение. Сверкающие блики-зайчики то и дело мелькали на лицах прохожих, люди улыбались, щурились, будто проснувшиеся от прекрасного сна. Закончился пост, а с ним сошел снег и тысячи ручейков умыли освещенную землю. Третью неделю стояла Пасха, каждый день — как воскресенье. Невозможно было усидеть дома, новый мир манил куда-то туда, где не только красиво и радостно, но и свято. Батюшка позвал в Толгу — туда, где полноводная разливающаяся Волга с белыми кораблями, маленькие домики по дороге и белый монастырь Пресвятой Богородицы. Ехать решено было поездом. День был назначен, билеты куплены, а я все жалась, не знала отпустят ли дела. До последней минуты не решалась, даже будильник не поставила. Проснулась рано – будто кто-то теребит за плечо, а в окне яркое блистающее солнце сквозь набухшие почки. Не раздумывая, умылась и побежала на вокзал, застегиваясь по дороге. Но на поезд я опоздала, услышав в мобильник прощальный гудок, радостные разговоры и кусочки благодарственных молитв. Огляделась вокруг, оказалось, что ни поездов, ни автобусов до Ярославля в ближайшее время не предвидится, и тогда, чтобы хоть как-то двигаться к заветной цели, поехала до Сергиева Посада, четвертинки дороги. Уже подъезжая, услышала в трубке веселый голос Танюшки, передававший мне благословение нашего батюшки – о. Александра. Ухватившись покрепче за это благословение, я выскочила из электрички и почему-то со всех ног побежала на автовокзал. Там как раз отходил автобус на Ярославль, в нем было одно свободное место. Так мимо великой Лавры, сквозь древний, будто пряничный Переславль, сияющий золотыми куполами Ростов, мимо десятков храмов и монастырей светло украшенной земли русской, достигли мы Ярославля. Помолившись в Казанском монастыре, опять на ходу, я прыгнула в автобус на Толгу. Солнце грело совсем по-летнему, все окна нашего ПАЗика были открыты, в них шумно врывалась новая, яркая весна, обдувая нас запахами молодой листвы и влажной засеянной пашни.

http://pravmir.ru/tolgskie-priklyucheniy...

Санкт-Петербург. Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь. Собор Воскресения Христова ( " Смольный " ). Смольный собор; Собор всех учебных заведений Карта и ближайшие объекты В 1748 г. на месте бывшего дворца Елизаветы Петровны началось возведение по проекту Б. Растрелли комплекса зданий Воскресенского женского монастыря. Центральное сооружение - собор во имя Воскресения Спасителя. Освящен 20 июля 1835 г. Получил наименование " собор всех учебных заведений " . Высота 92 м. В 1931 г. он был закрыт, внутреннее убранство расхищено, разграблено. Долгое время здание использовалось как склад, в 1974 г. передано музею истории Ленинграда. С 1990 г. собор используется как концертно-выставочный комплекс. Реставрация собора заканчивается. Воскресенский (Смольный) собор Воскресенского Новодевичьего монастыря был заложен 30 октября 1748 года по повелению императрицы Елизаветы Петровны и начал возводиться по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, который руководил работами в 1748-1762 годах. Строительство монастыря велось с небывалым размахом. По преданию, в него собиралась удалиться сама императрица, «наскучив бременем правления». Однако с началом Семилетней войны с Пруссией строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы постепенно полностью остановились. Собор оставался недостроенным в течение почти 70 лет. Состояние его постоянно ухудшалось. В конце 1820-х годов по указанию императора Николая I начались работы по окончательной достройке храма. Решено было сделать его собором всех учебных заведений. Работами руководил архитектор Василий Петрович Стасов. При создании проекта интерьера Стасову пришлось решать сложную задачу: со времени закладки собора прошло 80 лет. На смену барочной пышности пришел классицизм. Несколько раз изменяя проект, Стасов добился простого и строгого решения внутреннего убранства. Белый цвет стен и сводов, сдержанный лепной декор подчеркивают совершенство пропорций растреллиевской архитектуры, благодаря которым огромный храм кажется удивительно легким, наполненным светом. Иконостасы также были белые с золоченой резьбой, перед ними установили великолепные балюстрады из 164 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии. Они сверкали и переливались в лучах света, наполнявшего зал через огромные окна.

http://sobory.ru/article/?object=02579

Я ознакомился с сетевой дискуссией по первому проекту «Положения», и она запомнилась мне своими резкими высказываниями. Иногда даже больно было читать, как человек, который оставил монастырь, описывает нестроения своей обители, не скрывая имен и санов. Ну если даже так плохо было тебе в монастыре, зачем же говорить об этом на весь белый свет? Ведь монастырь — это семья; прояви хотя бы внутреннее благородство и не выноси на всеобщее обсуждение недостатки своей семьи. Ведь это то же самое, что обсуждать при всех недостатки матери или отца. А если человек по каким-то причинам покинул обитель, то комментарии, как правило, вообще бывают излишни. В любом монастыре, даже в самом лучшем, есть недостатки, но, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), если ты этими недостатками не ввергаешься в смертные грехи, то потерпи великодушно, останься в том месте, куда тебя призвал Господь. Терпение — это главная добродетель монаха. Как дерево не принесет плода или засохнет, если его каждый год пересаживать, так и монахи, которые кочуют из монастыря в монастырь, не смогут продвинуться в духовной жизни. Возможно, авторы подобных комментариев настрадались в каких-то обителях, у них произошел надлом, и поэтому в их высказываниях чувствовалась немирность. Но мой духовник, старец архимандрит Кирилл (Павлов) всегда говорил: «Если ты не в мире, то лучше ничего не делать. Когда будешь в спокойном, мирном состоянии, тогда и принимай решения». — Для участников дискуссии несколько тем «Положения» продолжают оставаться острыми. Среди них вопросы о взаимоотношениях архиерея с настоятелем обители и выборности игумена. Владыка, Вы одновременно являетесь архиереем и игуменом монастыря. Скажите, взаимоотношения архиерея с настоятелем — это действительно острая проблема монастырской жизни? — Из практики я знаю, что все зависит от человека. Там, где архиерей понимает, что такое монашество, осознает необходимость сочетания контроля над жизнью братии и предоставления достаточной степени свободы самой обители, все хорошо. Когда архиерей не вмешивается в жизнь обители, не зная ее изнутри, это тоже хорошо. Я считаю правильным решение о том, что архиерей не может быть настоятелем сразу нескольких монастырей. Знать изнутри жизнь своего монастыря можно, только непосредственно находясь в обители или часто бывая в ней. В противном случае можно какие-то благословения преподать ошибочно, не лучшим образом вмешаться в жизнь монастыря, особенно не имея собственного монашеского опыта. Без такого опыта, но при наличии крена, скажем, в сторону социального служения, административной работы или хозяйственной деятельности можно даже нанести вред монастырю.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3742610...

Встретил старого товарища, давно не виделись. Поговорили, расспросили друг у друга, что да как. Жизнь у нас обоих устоялась, изменений немного. Общих знакомых вспомнили. Вроде уже и расставаться пора, но вижу: стоит Евгений и как будто что-то еще сказать хочет, но не решается. Надо сказать, что друг мой – человек с виду самый обычный, но иной раз такая глубина в нем обнаружится, что никак этого нельзя было предположить. Сейчас наверняка историю какую-то поведает. Женька – рассказчик, каких поискать, хоть секретаря возле него сажай и записывай. – Случилась недавно со мной история одна, до сих пор под впечатлением хожу. И поделиться хочется, и не каждому такое расскажешь. Ежедневно с людьми общаешься: с коллегами на работе, во дворе с соседями, в маршрутке, в магазине, да мало ли… Но, знаешь, каждый на своей волне, редко частоты совпадают. Каждый своими проблемами занят, да и война у нас сейчас. Стою, внимательно слушаю. Если уж начал рассказывать – обязательно продолжит. Надо только внимать. Всё как-то в один тугой узел завязалось: в семье проблемы, на работе запарка, здоровье шалит – В общем, накатило на меня что-то вроде кризиса среднего возраста – с опозданием в несколько лет. Слышал, бывает такое. Всё как-то в один тугой узел завязалось. В семье проблемы, на работе запарка, здоровье шалит, еще куча мелочей разных. Все это и раньше бывало, но по отдельности, не все сразу. На работе – «изменения в штатном расписании», обошлись по-хамски, хорошо, что вообще оставили. Из соседнего отдела больше половины уволили. Точнее, выкрутили руки, заставив написать заявление. Пару окладов сунули на прощание – пилюлю подсластили. Пинка дали – и будь здоров, не кашляй! Куча дел скопилась, а из меня как будто стержень вынули: всё из рук валится. Бывало и раньше такое... Средство лечения известно. Я в такие моменты ехал в монастырь дня на три, оставался там как паломник. Постоишь на службах, послушаешь колокольный звон, погуляешь в окрестностях, подышишь воздухом, наполненным густым сосновым ароматом, полюбуешься монастырем из-за реки: белый Успенский собор с золотыми главами, меловые горы, поросшие лесом, церквушка святителя Николая, неизвестно как прилепившаяся на крутом склоне, – хорошо! Если еще исповедоваться и причаститься – вообще красота.

http://pravoslavie.ru/95995.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010