Пелена с Казанским образом Божией Матери. 30–40-е гг. XVII в. (?) (ПГХГ) Пелена с Казанским образом Божией Матери. 30–40-е гг. XVII в. (?) (ПГХГ) Пелена с Казанским образом Божией Матери. Сер. XVII в. Мастерская А. И. Строгановой (НМРТ) Пелена с Казанским образом Божией Матери. Сер. XVII в. Мастерская А. И. Строгановой (НМРТ) В 1649 г. царем Алексеем Михайловичем в связи с рождением 22 окт. 1-го сына Димитрия установлено общерус. празднование Казанской иконе: «...празновать Пречистой Богородице, явлению чюдотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы» (Окружная царская грамота Маркеллу, архиеп. Вологодскому и Великопермскому, о праздновании явлению чудотворной иконы Казанской Богородицы в 22 день окт.//ААЭ. Т. 4. 40. С. 61). В царствование Алексея Михайловича широко почитаемая Казанская икона становится главной иконой Божией Матери «Одигитрия», которая, как некогда икона «Одигитрия» в К-поле, становится охранительницей Москвы. По указу царя с 1660/61 г. крестные ходы в Казанский собор 22 окт. и 8 июля соединялись с хождениями вокруг Москвы «по градам», т. е. по городским стенам Кремля, Китай-города, Белого и Земляного городов ( Голубцов А. П. Чиновники. 1908. С. 216; Никольский. 1911. С. 27). Крестные ходы по стенам шли «от праздника», т. е. от Казанского собора после литургии (впосл. в связи с продолжительностью ходов они начинались до литургии). По стенам Кремля направлялись к Спасским воротам, далее шли к Тайницким воротам. На кремлевских стенах патриарх указал освящать воду в 3 местах: на Спасских воротах (это делал архимандрит Чудова мон-ря), Тайницких (архимандрит подворья Кириллова Белозерского мон-ря), у Троицких ворот, на каменном мосту через р. Неглинную (архимандрит подворья Троице-Сергиева мон-ря). На стены Китай-города всходили у Неглименских (Воскресенских) ворот, шли к башне, к-рую взяли первой при штурме Китай-города 22 окт. 1612 г., и здесь освящали воду. Ходы по Китай-городу начинались и от Москворецких ворот. По Белому городу и Скородому (Земляному городу) патриархи отпускали крестные ходы с Лобного места.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Икона Божией Матери Боголюбская Празднование 18 июня/1 июля Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога. Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Боголюбской Икона Божией Матери Боголюбская Ныне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон. Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности. Написан этот образ в 1157 году. Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву). Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси. Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной. Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой. Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему. Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

http://pravoslavie.ru/1887.html

5031. ВЕДЕРНИКОВ А. Памяти иконописца. (Инокиня Иоанна). – 1989, 5, 16. 5032. СТАРИКОВ А. В резном тереме – в XXI век. (О мастере резьбы по дереву Н.И. Калошине). –2000, 5, 45. 5033. НАРЦИССОВ В. Слово, не произнесенное на открытии юбилейной выставки 23 марта 1993 года. (К 100-летию Павла Корина). – 1993, 10, 98. 5034. ЕГО ЖЕ. Памяти Прасковьи Тихоновны Кориной. (1900–1992). – 1993, 10, 102. 5035. УСПЕНСКАЯ Л. Леонид Александрович Успенский . Некролог. – 1988, 11, 19. 5036. СЫРЧИН М., прот. Иконописец Симон Ушаков и русское искусство XVII века. (В связи с 300-летием со дня кончины). – 1986, 12, 68. 5037. ХОРКАЙ С., прот. Труды русских иконописцев в соборе Святого Духа в Михаловцах. – 1990, 3, 64. 30.223 Мозаика и живопись Западных Церквей 5038. ТОН Н. Освящение икон в Эрлингхаузене. – 1985, 9, 98. 30.3 Христианская иконография 30.31 Богословие иконы, символика 5039. ИВАНОВ М., проф. К вопросу о богословии символа. – 1984, 4, 68. 5040. МУМРИКОВ Л., диак. Иконы из кельи Преподобного Сергия Радонежского. (К 650-летию основания Троице-Сергиевой Лавры). – 1987, 9, 71. 5041. БОРОЗДИНОВ В., прот. Икона “Пресвятая Троица” преподобного Андрея Рублева. (Духовное содержание образа). – 1990, 6, 67; 7, 74. 5042. А.И. С нами Бог . (Кирилло-Белозерская икона XV века Рождества Христова). – 1994, 1, 124. 5043. ТРУБЕЦКОЙ Е. , кн. Начало Нового Завета в представлении древнерусского иконописца. – 1996, 1, 77. 30.32 Специальная иконография 30.321 Изображения Святой Троицы 5044. ТУРКИНА Е. Троицы явление в Иордане бысть. – 1989, 1, 22. 30.322 Изображения Бога-Отца 30.323 Изображения Иисуса Христа 5045. А.Ч. Воскресение Христово. – 1994, 5, 143. 5046. УСПЕНСКИЙ Л. Воскресение Христово. – 1996, 4–5, 77. 30.324 Изображения Святого Духа 30.325 Изображения Божией Матери 5047. КРЕКШИН А. Свенская икона Божией Матери. (К 700-летию со времени прославления). – 1988, 5, 14. 5048. ТУРКИНА Е. Толгская икона Божией Матери. – 1988, 8, 28. 5049. АЛДОШИНА А., АЛДОШИНА Н., КОЗЛОВА И. Храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы из Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. – 1989, 8, 70.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Настоящая церковь пятиглавая, каменная, в 17 саж. высоты, во имя Покрова Божией Матери. На медной доске, положенной в основание церкви, написано: " В лето от Рождества Христова 1853 г., в царствование Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского Николая I, заложен храм сей во имя Покрова Божией Матери, усердием наследников князя Белосельского - Белозерского " . Храм освящен 1 октября 1859 г. Храм построен крестьянином Тверской губернии, под наблюдением архитектора Романова. Постройка стоила до 40 тыс. руб. сер. Церковь эта сперва была холодная, но в 1874 г., по уничтожении ветхой деревянной церкви, сделана теплою. Нынешний антиминс освящен епископом Арсением и подписан митрополитом Исидором. В храме достопримечательны: икона Покрова Божией Матери, перенесенная из старой церкви. По сказанию престарелой просвирни города Луги, вдовы служившего в Югостицах священника Ульяны Мефодиевой, икона слыла чудотворною, так как при сгорении старой, в селе Югостицах часовни во имя Великомученика Георгия, найдена невредимою, только почерневшею от дыма. По уничтожении часовни, икона была перенесена в церковь. Впоследствии, когда один иконописец, Торопецкий мещанин Иван Кузмин захотел подновить икону, она не допустила его, не смотря на то, что целую неделю он приступал к работе. Так и осталась икона неподновленною; икона Анастасии Великомученицы, слывшая также чудотворною и перенесенная сюда из села Заполья. Она также взята из иконостаса старой церкви; старинные венцы брачные, из папки; два старинных евангелия, изданных в 1677 и 1751 гг. Причт до штатов составляли: священник, дьячок, пономарь и просвирня; со штатов 1843 г. причт состоял из священника и дьячка. В 1859 г., по случаю причисления сюда от Передольского погоста деревень Великого села, Больших и Малых Шатнович, церковь переведена в 5 класс и к составу причта присоединен пономарь. С 1864 г., по бедности прихожан, церковь опять низведена в 6 класс, и вакансия пономарская уничтожена. До штатов причт пользовался скудными подаяниями прихожан; с утверждения штатов получает жалованья 193 руб. в год, да дополнительного жалованья от крестьян - 23 руб. в год.

http://sobory.ru/article/?object=03484

В 1862 г. близ юго-вост. придела Тихвинского собора, освященного во имя прп. Нила Сорского, над местом погребения преподобного, установили новую серебряную раку работы Ф. А. Верховцева. В 1865 г. над ракой была устроена сень, которую поддерживали 4 резные позолоченные фигуры ангелов (в 1919 раку оценили в 1250 р. по курсу довоенного времени (ГАВО. Ф. 798. Оп. 3. Ед. хр. 6. Л. 9), в 1927 ее отправили на переплавку в Череповец, сохранился только постамент раки (ныне находится в постоянной экспозиции КБМЗ. М-2521); здесь же представлены 2 ангела (опубл.: Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь: К 500-летию со дня преставления святого: Кат. выставки. Кириллов, 2008. С. 15-16. 4, 5, 6)). На новой раке находился древний образ основателя обители (вкладная икона 1686 г.), с к-рым монастырское предание связывало события, описанные в Чуде прп. Нила об образе. Древняя деревянная рака 1669 г. была перенесена в скитский Предтеченский храм (по акту от 8 авг. 1932, подписанному директором КБМЗ Е. В. Дьяконовой, сотрудником музея Г. Г. Антипиным, зав. совхозом 12 Яковлевым; она в числе др. предметов немузейного значения была передана «как поделочный материал для использования для хозяйственных нужд совхоза» (КБМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 24. Л. 8)). В ризнице собора хранились реликвии: власяница прп. Нила (ныне: КБМЗ. ЦТ-690; длина 77 см) и плетеные шерстяные четки преподобного (Там же. ЦТ-18). По традиции скита власяницу и четки после молебнов возлагали на болящих. В пустыни особо почиталась Смоленская икона Божией Матери, к-рую, по преданию, прп. Нил принес на Сору из Кириллова Белозерского мон-ря (она имела 11 вершков в высоту и 8 в ширину (49×35,5 см); в наст. время не идентифицирована). В ризнице хранился также образ прп. Ефрема Сирина из местного ряда иконостаса древней ц. прп. Ефрема Сирина. Считалось, что эта икона сохранилась со времен прп. Нила (ныне: КБМЗ. ДЖ-110, XVII в.; опубл.: Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь. 2008. С. 17. 7; о ней см.: Романенко. 2003. С. 184-188). В Сретенской ц. Тихвинского собора в нише между иконостасами находилась ростовая икона прп. Нила Сорского, написанная иеросхим. Нилом (Прихудайловым) и почитавшаяся паломниками, в 1905 г. она была украшена посеребренной ризой, пожертвованной кирилловским мещанином Павлом Бородаевским. За правым клиросом Сретенского храма находился под стеклом чудотворный образ Кипрской иконы Божией Матери работы иеросхим. Нила, за левым - Тихвинский образ, выполненный тем же подвижником в 1838 г. В мон-ре почиталась также Иверская икона Божией Матери со святыми на полях, созданная иеросхим. Нилом в 1845 г. Образ находился в Тихвинском храме (ныне хранится в собрании КБМЗ. ДЖ-191; опубл.: Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выставки. Кириллов, 2017. С. 272-277). Известные насельники в XIX-XX вв.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Успение Семигородная - описание «Семигородная», или «Семигородская», икона «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» написана преподобным Дионисием Глушицким (память 14 июня по новому стилю), основателем Глушицкой обители, находящейся в Кадниковском уезде Вологодской губернии, к северу от Вологды, на речке Глушице. Как полагают, из основанной им обители эта икона Богородицы была перенесена некоторыми отшельниками на расстояние 20 верст от обители, в непроходимые леса за рекой Двинцой, в Семиградскую волость. В том же XV веке Вологодскую землю постигло ужасное несчастье: быстро распространилась страшная чума, от которой вымерли все жители Семиградской волости. Приходская церковь после этого почти полтораста лет стояла в запустении. Только в конце XVI века она стала возрождаться по следующему поводу. В Московском Новодевичьем монастыре лежала уже три года в расслаблении старица Иулиания, из рода белозерских дворян Медведевых. В 1593 году ей во сне явилась Богородица и обещала исцеление, если она пойдёт в Семиградскую волость и восстановит там запустевший храм. Иулиания дала обет исполнить повеление Божией Матери и, получив исцеление от своей тяжкой болезни, отправилась в Семиградскую обитель. На указанном месте она нашла одну только полуразрушенную церковь и в ней Дионисиеву икону Божией Матери. Она построила недалеко от неё себе келью и приступила к восстановлению храма. Вскоре храм был восстановлен, а около 1602 года была основана и обитель. В ней Иулиания оставалась с несколькими сёстрами до самой своей кончины. В 1918 году Успенскую Семигородную пустынь упразднили, а в 1926 году закрыли Успенскую церковь, где находилась Семигородная икона. Икону «Успение Пресвятой Богородицы» перенесли в Николаевский собор города Кадникова. Но в этом же году чудотворную икону изъяли в музей. От самого же Семигородного монастыря остались одни руины. Эту икону в некоторых изданиях и интернет-ресурсах путают с ТУПИЧЕВСКОЙ иконой Божией Матери, так как у Тупичевской иконы существует ещё одно название – Семигородная. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2014-01-01. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Успение Семигородная " .

http://pravicon.com/info-524

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Всех Скорбящих Радость c грошиками Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: http://www.citywalls.ru/house5674.html исцеление от чудотворной иконы " Всех скорбящих Радость (с грошиками) " Чудесное явление Божией Матери болящему отроку Николаю Грачеву призошло в декабре 1890 г. на Петербургской стороне, в по Б. Белозерской ул. (ныне ул. Воскова). Безнадежно больному мальчику не могли помочь земные врачи, и он молитвенно обратился к врачу небесному. Явившаяся ему Пресвятая Богородица, велела ехать на другой конец города к Своей чудотворной иконе " Всех скорбящих Ра[...] Файл 24006.jpg:   Размер: 429x600, 0.26 MPix, 46 Kb. Дата: 2014-08-26, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 4 (382) , (21) . Описание: Из описания иконы протоиереем С.С. Наркевичем: " Икона эта в высоту имеет 9 5/8 вершков и в ширину 7 1/2 вершков. Написана она далеко не художником, простого суздальского письма, но глаза изображены до того прекрасно, что кажутся живыми. На темно-зеленом фоне иконы Богоматерь изображена во весь рост, стоящею на круглом коврике, со склоненною в левую сторону главою. Вверху иконы изображен Спаситель на облаках, правою рукою благословляющий, а в левой держащий святое Евангелие. Руки Богоматери[...] Файл 27751.jpg:   Размер: 480x585, 0.28 MPix, 87 Kb. Дата: 2016-09-08, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (221) , (5) . Описание: Всех Скорбящих Радость c грошиками. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», г. Тосно, Ленинградская обл. (Такая же икона есть в Казанском соборе С.-Петербурга.) Файл 32280.jpg:   Размер: 717x1080, 0.77 MPix, 321 Kb. Дата: 2018-07-23, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (72) , (0) . Описание: Чудотворная икона. В 1998 году, в память 110-летия чудесного прославления иконы, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II образ получил название «Санкт-Петербургской иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками». Храм чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость (с грошиками)», Подворье Свято-Троицкого мужского Зеленецкого монастыря (Волховский район Ленинградской обл.).

http://pravicon.com/icon-73-photo

Стяжкино. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельский храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм во имя Архистратигв Михаила, каменный, с двумя боковыми приделами: правым - во имя прп.Кирилла Белозерского и левым - во имя свт. и чуд.Николая. Построен в 1801 году, а в 1899 году приступили к капитальному ремонту всего храма и колокольни, в ходе которого трапезная часть была значительно расширена, колокольня капитально отремонтирована, стены внутри всего храма оштукатурены, настоящий храм сделан теплым, окна его переделаны, поставлены в трапезную новые ценные иконостасы и приобретены новые иконы. На ремонт и благоустройство храма израсходовано до 40 тыс.рублей, одной только утвари поступило на сумму около 5 тыс. рублей. Были также построены дома для притча и странноприимные дома для богомольцев, на что израсходовано до 10 тыс.рублей. Среди благотворителей стоит отметить: протоиерея Иоанна Кронштадтского(пожертвовал 100 рублей), купца из г.Ростова-на-Дону Константина Файдыша(200 рублей), иеромонха Троице-Скановой Лавры Михаила( 500 рублей), мещанина г.Ломов Матвея Лопатина( 800 рублей). 14 октябя 1901 года состоялось освящение придельного храма в честь свт. и чуд.Николая, 3 октября 1904 года - придела в честь прп.Кирилла Белозерского. 22 августа 1910 года архиереем Митрофаном в сослужении 32 священнослужителей был освящен главный придел в честь Архистратига Михаила. Святыней храма являлась икона Христа Спасителя, выполненная из какого-то черного вещества, наподобие стекла, размером 3/4 вершка. Найденная, согласно преданию в cep.XVIII в., крестьянином, пасшим стадо вблизи с.Сорокино. Другой почитаемой иконой была, написанная на кипарисовой доске, икона Успения Божией Матери, принесенная в стяжкинский храм в 1865 году странником Иваном Бутузовым из Киева. Икона являлась точной копией чудотворной иконы Киево-Печерской Лавры. Эти святыни привлекали к себе множество богомольцев. Так в 1903 году храм посетило около 60 тыс.верующих. pravoslavie58region.ru

http://sobory.ru/article/?object=02706

Спас в силах. Икона Ок. 1497 г.; оклад — 1542–1543 гг. (КБМЗ) Спас в силах. Икона Ок. 1497 г.; оклад — 1542–1543 гг. (КБМЗ) В число древнейших икон, связанных с памятью прп. Кирилла, входила и храмовая икона «Успение Пресв. Богородицы» (1-я четв. XV в., КБМЗ). По мнению Э. С. Смирновой, она могла быть написана для 1-й деревянной соборной церкви мон-ря еще при жизни основателя, о чем свидетельствуют особенности ее композиции, иконографии и живописи, следование классическим, визант. образцам, пластично написанные фигуры. Здания занимают почти все поле средника, ангельские чины размещены на одном уровне со святителями и с апостолами; использован богатый, разнообразный колорит, состоящий из ярких красных, розовых, глубоких синих и нежных зеленоватых, серых, лиловых оттенков. Эти особенности указывают на воспроизведение значимого образца, каким мог быть местный образ древнейшего кафедрального собора всего гос-ва - Успенского собора в Москве 1326-1327 гг. ( Смирнова. 1989; Петрова Л. Л., Петрова Н. В., Щурина. 2004. Кат. 2). Согласно традиции, автором храмовой иконы собора К. Б. м. почитался прп. Дионисий Глушицкий ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 44), но совр. исследователи не находят этому доказательств (Там же. С. 237). В 1601 г. почитавшийся как прижизненное изображение иконопортрет отца-основателя, «образ, пядница, преподобнаго Кирила чюдотворца, а писал преподобны Деонисей Глушитцы при чюдотворце Кириле» (Там же. С. 44; подробнее см. Кирилл [Косма], прп. Белозерский) располагался в киоте над чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия». О почитании этого образа свидетельствуют золотой оклад, включавший золотой венец, различные привесы (кресты, монеты, цепи), а также 2 пелены (одна - с лицевым образом преподобного), украшенные жемчугом, дробницами; возможно, оклад был сделан государевыми мастерами ок. 1548 г. в Москве (ныне в ГРМ; см.: Вздорнов Г. И. Неизвестная статья А. И. Анисимова «Иконизация Кирилла Белозерского»//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 200. Примеч. 35). Со 2-й пол. XVI в. по образцу иконы было создано большое число списков, хранящихся в разных музейных собраниях; среди них были почитаемые в царской семье иконы, к-рые получали золотой оклад, как, напр., образ из Архангельского собора Московского Кремля от гробницы св. царевича Димитрия Угличского (оклад, вероятнее всего, был создан в Москве в 80-х гг. XVI в.; см.: Зюзева С. Г. Оклады двух кремлевских икон 2-й пол. XVI в. с лицевыми изображениями на полях//Московский Кремль в XVI в.: Сб. ст. (в печати)).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Из местного ряда иконостаса Успенского собора сохранились иконы 2-й пол. 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XVI в.: храмовая икона «Успение Пресв. Богородицы», икона «О Тебе радуется...» на золотом фоне, «Свт. Антипий, архиеп. Пергамский», в переписанном виде икона Божией Матери «Одигитрия», некогда единственная в серебряном золоченом окладе и с драгоценными венцами (все в ГМИИРТ). Храмовый образ принадлежал к изводу «со облачными» - с фигурами апостолов, к-рых ангелы несут на облаках. Выбор этого извода позволяет сопоставить монастырский собор в Свияжске с городскими и монастырскими соборами, имевшими такое же посвящение,- кафедральным собором Московского Кремля и собором Кириллова Белозерского мон-ря. Храмовая икона была написана на цветном фоне, и золото использовано в ней только для разделки одеяний Спасителя и одра Богоматери; мастер не располагал большим количеством золота. Подобный же извод праздника Успения «со облачными» был на ряде икон: из местного ряда Никольской монастырской ц. ( Французова. 2002. С. 361; см. также: Яблоков. 1906. С. 25), на местной иконе собора Зилантова мон-ря ( Заринский. Церковные древности. 1877. С. 22; Рощектаев. 2004. С. 84). Вход Господень в Иерусалим. Икона. 60-е гг. XVI в. (ГМИИРТ) Вход Господень в Иерусалим. Икона. 60-е гг. XVI в. (ГМИИРТ) Праздничные иконы Успенского собора местные исследователи с осторожностью относят к псковской школе (Kunst uit Kazan. 1993. Cat. 9-13. S. 15-17; Гос. музей. 1997. С. 37). На эту традицию повлияло, вероятно, бытующее с 20-х гг. XX в. мнение, что Свияжск, особенно Успенский мон-рь,- это «уголок Пскова» ( Анисимов. 1920. С. 33). По мнению В. М. Сорокатого, мастера свияжских икон из Успенского собора и Троицкой ц. принадлежали к художественной культуре Ростова и Поволжья; праздничные иконы Успенского собора были созданы в 60-х гг. XVI в., Троицкой ц.- в 3-й четв. XVI в. ( Сорокатый. 2000. С. 479. Примеч. 216). В построении композиций мастер, написавший праздничные иконы, предпочитал традиции искусства Дионисия: круглящиеся линии, подчеркнутую симметрию в сопоставлении фигур и групп (апостолы в композициях «Вознесение Господне» и «Сошествие Св.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010