До нашего времени сохранились образцы русского лицевого шитья, - удивительные многофигурные композиции работы самой Соломонии - пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию» с праздниками и «Преподобный Кирилл Белозерский с житием». Сохранились и однофигурные композиции - пелены «Богоматерь Петровская» и «Митрополит Петр» (напомню, что как и Сабуровы, святитель был галицко-волынского происхождения и по преданию его судьба тесно связана с ними), «Преподобный Сергий Радонежский», «Преподобный Кирилл Белозерский», «Преподобный Пафнутий Боровский», «Преподобный Леонтий Ростовский», «Преподобная Евфросиния Суздальская». Последняя работа говорит о внимании великокняжеской четы к суздальским святыням и монастырям - в 1509 году Василий Третий посетил Суздальский Покровский монастырь и начал здесь каменное строительство. К 1518 году были построены надвратная церковь Благовещения, храм Происхождения Честного Древа Креста Господня и Покровский собор, которые сохранились до нашего времени. Наряду с работами, вышедшими из мастерских других потомков Захарии Чета - Сабуровых, Годуновых и Пешковых, - лицевое шитье из мастерской великой княгини Соломонии постоянно упоминается в трудах искусствоведов - как наиболее яркие образцы русского искусства 16 века. Известно несколько икон этого столетия, с изображениями покровителей великокняжеской семьи - мученицы Соломонии, Василия Парийского и Василия Великого. Это икона «Василий Великий и великий князь Василий», благодаря которой мы знаем, как выглядел муж Соломонии - он изображен в полный рост напротив святого. Это икона «Братья Маккавеи, учитель их Елеазар и их мать Соломония», которая является вкладом великокняжеского дома в один из монастырей. И наконец, это образ «Богоматерь Владимирская с Василием Великим и Соломонией», который принадлежал роду Сабуровых. Что касается последней иконы, то эта копия знаменитой чудотворной иконы выполнена на высочайшем уровне, вероятно, царским иконописцем, который обращался непосредственно к иконе XII века (Владимирская икона Божией Матери вплоть до 1514 года сохранялась в первоначальном виде, без поновлений). В 17 веке в память о семейном союзе Василия и Соломонии, на полях иконы были изображены святые Василий и Соломония, а в 19 веке на обороте образа была нанесена надпись: " 1508 [года]. Из рода бояр великой княгини Соломонии перешла в род Денисовых, из рода Денисовых в род Кошутиных " .

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/03/...

В монастыре разместили приемный пункт скотозаготовок, и «подклеты зданий музея-монастыря были заполнены скотом», затем приехала комиссия с целью подбора помещений и устрой­ства колонии для 100 «дефективных детей и подростков». Только вмешательство архитектурного отделения Главнауки Наркомпроса позволило добиться отмены этих решений. И нужно склонить голову перед подвигом художников-реставраторов, искусство­ведов, музейных работников, не давших уничтожить бесценные памятники древнерусского искусства. Порой рискуя жизнью, они спасали, прятали святыни, они шли против богоборческой власти — и они победили. Работы по реставрации и изучению памятников Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей идут уже не одно Десятилетие. Ведут их реставрационные и научные организа­ции, музеи - Русский, Третьяковская галерея, имени Андрея Рублева, по которым разошлись спасенные святыни из Кирилло-Белозерского монастыря. Сама чудотворная икона Божией Матери «Одигитрии» Кирилло-Белоезерской попала в Третья­ковскую галерею. Богоборческая власть пала. И радостно, что восстанавлива­ется православная жизнь в этом святом для каждого русского человека месте, куда некогда стекались тысячи паломников со всей России, чтобы припасть к живому роднику святости. 28 ав­густа 1997 года торжественно отпраздновали шестисотлетие со дня основания монастыря. Крестный ход собрал тысячи людей со всей России. В тот день сияла на небе радуга, словно и Силы Небесные радовались тому, что эта обитель не погибла, а теперь и снова возрождается в былом величии. В 1999 году монастырь был официально возвращен Церкви. Преподобный Кирилл окончил свой земной путь в 1427 году, 9 июня, в день памяти тезоименного ему святителя Кирилла, ар­хиепископа Александрийского, и в том же XV веке был причислен к лику общерусских святых. Покоится он за стеною Успенского собора своего монастыря. Позднее над его гробницей была вы­строена особая небольшая церковь и в ней сооружена велико­лепная вызолоченная серебряная рака, попавшая затем в музеи Московского Кремля, — мощи же преподобного пребывают ныне в менее пышной, но искусно, в древних традициях исполненной раке работы современного иконописца Алексея Нитецкого. Цер­ковная память святому Кириллу празднуется 9 (22) июня.

http://pravicon.com/info-3709

Вопрос о времени игуменства К. в Симоновом мон-ре очень важен, поскольку напрямую связан с датой основания Кириллова Белозерского мон-ря. Традиц. датой создания обители считается 1397 г.: согласно Житию, К. пришел в Белозерье 60-летним старцем,- следовательно, обитель возникла ок. 1397 г. М. С. Серебрякова, придерживаясь хронологии Строева и считая, что отношения К. и Сергия (Азакова) развивались после ухода из Симонова монастыря архим. Илариона, пришла к выводу, что К. оставил Симонов мон-рь и основал мон-рь в Белозерье не ранее 1407 г. ( Серебрякова. 2006). Это мнение поддержал М. А. Шибаев. Исследователь полагает, что уход К. с поста архимандрита Симонова мон-ря, возможно, связан с его попыткой заступиться за суздальских князей перед Василием I в 1402 г. ( Шибаев. 2011). Икона Божией Матери «Одигитрия». Келейная икона прп. Кирилла Белозерского. Ок. 1397 г. (ГТГ) Икона Божией Матери «Одигитрия». Келейная икона прп. Кирилла Белозерского. Ок. 1397 г. (ГТГ) Согласно Житию К., из-за зависти Сергия (Азакова) к духовным дарованиям К. и его известности преподобный был вынужден уйти в Старый Симонов мон-рь, но архимандрит стал досаждать ему и там. В одну из ночей, когда К. по своему обыкновению пел акафист Пречистой Деве, он услышал голос Богородицы, повелевающий уйти на Белоозеро, и увидел яркий свет, показывающий на место, где должен стоять мон-рь. Здесь появляется проходящая через все Житие К. тема чудесного покровительства Пресв. Богородицы сначала К., а затем основанному им мон-рю. В службе К., написанной ранее Жития (что указывает на древнее монастырское предание, восходящее, очевидно, к самому преподобному), сказано, что К. услышал глас от своей келейной иконы «Одигитрия Цареградская» (икона сохр.: ГТГ. Инв. 22943). После чудесного явления К. стал расспрашивать о Белозерье инока прп. Ферапонта , к-рый «едино пострижение имый с святым». Ферапонт однажды бывал на белозерских землях по хозяйственным монастырским делам (у Симонова мон-ря в Белозерье была вотчина - с. Едома ( Копанёв. 1951. С. 46)) и мог указать места, удобные для основания монастыря. Вскоре К. и Ферапонт покинули Старое Симоново и ушли на Белоозеро. Обходя различные места, К. узнал холм над Сиверским оз., показанный ему в видении. По преданию, К. увидел его «с высоты горы Мауры», расположенной на берегу Шексны (предание записал Н. К. Никольский: Никольский. 1897. С. 156. Примеч. 2). Старцы водрузили на склоне холма крест, ископали пещеру, впосл. К. соорудил деревянную келью, к-рая сохранилась в реставрационной копии XVII в. В скором времени прп. Ферапонт покинул К. и основал между Бородавским и Паским озерами Ферапонтов в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь . Первоначальный состав братии Кириллова мон-ря формировался из жителей окрестных мест и монахов, покинувших Симонов мон-рь.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Свящ. Александр Берташ, М. А. Маханько, М. А. Шибаев Иконное убранство К. Б. м. сохранилось довольно полно, но самые древние и почитаемые иконы оказались за пределами родных стен. Первые научные наблюдения за составом и состоянием монастырских икон с привлечением специалистов (напр., Анисимова) были начаты еще в 10-х гг. XX в., реставрационные раскрытия икон были проведены в мон-ре в 1919 и 1920 гг. Они подтвердили древность и живописную ценность почитаемых икон обители, прежде всего иконы Божией Матери «Одигитрия» (ок. 1397), с которой прп. Кирилл пришел в Белозерье, и иконопортрета прп. Кирилла Белозерского (ок. 1424, дополнения - XV-XVI вв.), приписываемого прп. Дионисию Глушицкому. После закрытия мон-ря в 1924 г. на его территории был организован музей. Эти 2 святыни были вывезены в Москву, прошли реставрацию в ЦГРМ и ныне находятся в ГТГ. Довольно большое число икон и предметов шитья после реставрации осталось в ГРМ, а из частной коллекции Анисимова уже в 60-х гг. XX в. неск. икон попали в ЦМиАР. Успение Богоматери. Икона 1-я четв. XV в. (КБМЗ) Успение Богоматери. Икона 1-я четв. XV в. (КБМЗ) Видимо, во 2-й пол. XVI в. древнейшие иконы К. Б. м. были помещены в иконостас соборного храма, в его наиболее значимую, юж. часть, поскольку рядом располагалось погребение основателя мон-ря; затем были перестановки, вероятно, связанные с возведением в 1585 г. придельного храма над гробом прп. Кирилла (новая, драгоценная рака была изготовлена по царскому заказу). К иконам было приложено немало драгоценностей, составивших особый иконный приклад и тканый убор - необходимое свидетельство почитания того или иного образа. Очевидно, что 1-й святыней мон-ря и соборного иконостаса была икона Божией Матери «Одигитрия», «что явилася чюдотворцу Кирилу» ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 42),- икона, поставленная у царских врат в правой, юж. части иконостаса, где традиционно было место настоятеля обители. На ней Пресв. Богородица была представлена по пояс, с Младенцем на левой руке, обе фигуры даны в легком повороте друг к другу. Богатейший оклад включал не только серебряную позолоченную басму на фоне, полях, венцах, но и драгоценные цаты, в т. ч. иностранного производства («немецкое дело»), жемчужную обнизь, многочисленные привесы: драгоценные нательные кресты, иконы малого размера, монеты, камни, цепи, в т. ч. золотой крест с мощами «государскые дачи» (Там же). Икона может быть отнесена к произведениям московского искусства эпохи наивысшего расцвета ( Смирнова. 1988. С. 269. Ил. 57; ГТГ: Кат. собр. М., 1995. Т. 1. Кат. 66. С. 152-153). О почитании иконы в мон-ре свидетельствуют и упомянутые в описи 1601 г. предметы, хранившиеся в ризнице: «Два блюда, что носят подножие Пречистые Богородицы» ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 155); пожертвованные украшения к иконе, напр. «серешки одинцы жемчюжные на серебре» (Там же. С. 171).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Вслед за этим екклисиарх Агафон пробудился и, удивляясь слышанному им во сне, поспешил к церковному сосуду для елея: как велика была его радость, когда он нашел его до верха полным! Он немедленно же объявил о своем видении настоятелю Костамонитской обители Илариону и всей братии. Все они пошли осматривать монастырские кладовые и нашли там все припасы в изобилии. Ликовал екклисиарх Агафон, так неожиданно получивший возможность украсить храм лампадами в столь торжественный день для обители, а вместе с ним и братия исполнились великой радости. Во главе со своим настоятелем игуменом Иларионом они провели всю ночь в молитвенном бдении, воспевая чудеса Владычицы Небесной. После этого события в Костамонитской обители чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился екклисиарх Агафон, была названа «Предвозвестительницей». Ныне она помещена в монастырском соборном храме, на стене, с правой стороны. Перед ней со времени чудесного события в Костамонитской обители горит неугасимая лампада. Кроме этого чудотворного образа Богоматери, есть еще две св. иконы Богородицы, носящие также наименование «Предвозвестительницы»: «Живоприятная» на Афоне и Акафистная — Зографская. Сведения о первой из них помещены под 21 числом января месяца, а о второй — под 10 октября. 2 августа Хиленская икона Хиленская икона Божией Матери, как значится в гравюрах, явилась в 192 году 2-го августа. 8 августа Толгская икона Под Ярославлем, на берегу Волги, лежит Толгский монастырь. Обитель эта славится древней чудотворной иконой Богоматери. Чтимый список с этой иконы находится в Нежинском девичьем монастыре. В 1314 году, когда Ярославлем владел князь Давид Феодорович, явилась эта икона при выдающихся обстоятельствах. Епископ Ярославский Прохор, в схиме Трифон, произведя объезд своей епархии, возвращался из Кирилло-Белозерского монастыря по Шексне и по Волге в кафедральный город. За 7 верст от Ярославля он приказал для ночевки пристать к правому возвышенному берегу реки. В полночь, проснувшись, епископ был поражен ярким светом, проникавшим в его шатер. Он вышел и на противоположном берегу Волги, где в нее впадает река Толга, увидел огненный столб и идущий к нему через реку мост. Он помолился Богу и, опираясь на свой жезл, пошел по мосту. Перейдя на ту сторону реки, епископ увидел икону Пречистой Девы с Младенцем. Икона стояла высоко, на пять локтей над землей, так что нельзя было ее достать руками. Епископ стал со слезами молиться:

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Житенный Смоленский , зашт., близ г. Осташкова, на острове оз. Селигера Житном, который соединен с городом насыпью. Основан в 1716 г. Здесь находится чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Клобуков Николаевский , зашт., общ., в г. Кашине. Основан около 1413 г. Здесь сохраняется келия пр. Макария (см. 17 мар.). Е. Малицкий Николаевский , зашт., при ручье Малице, в 6 в. от Твери, приписанный к архиерейскому дому. Основан в 1584 – 1595 г. В мон. находится образ св. Николая чудотворца, найденный после пожара в 1675 г. среди пепла неповрежденным. Николаевский Антониев , 3 кл., общ., близ зашт. г. Красного Холма, в 76 в. от уез. г. Весьегонска. Основан в 1461 г. пстынножителем и иеромонахом Белозерской области Антонием 95 . В соборном храме во имя св. Николая чудотворца, построенном в XV в. из белого камня, находятся существующие с того времени две иконы сего святителя, из коих одна почитается явленной. Николо-Столпенская пуст., зашт., общ., в 10 в. от г. Вышнего Волочка, на лев. бер. р. Тверцы. Основана до 1581 г. Здесь находится древняя чудотворная икона св. Николая чудотворца. При мон. школа. Нилово-Столобенская пуст., зашт., в 7 в. от г. Осташкова, на Столобенском острове оз. Селигера. Основана в 1528 г. пр. Нилом (см. 7 дек.). В соборном храме во имя Богоявления Господня открыто почивают мощи пр. Нила в серебряной раке, устроенной в 1764 г.; при них хранится схима преподобного, в которой он был погребен. Здесь находится чудотворная Владимирская икона Богоматери, именуемая Селигерской. Принесенная на Столобенский остров пр. Нилом и находясь в его пустынной келии, она поразила слепотой напавших на него разбойников, которые, по молитве о них пр. Нила, снова прозрели и обратились на путь добродетельной жизни. Эта св. Владимирская икона называется еще Келейной и ей, кроме 26 мая, празднуется в день преставления пр. Нила, 7 дек. В пустыни находится также святочтимая икона Богоматери, именуемая Троеручица. На месте пещеры, в которой подвизался пр. Нил, в пустыни построена в 1781 г. церковь во имя Иоанна Предтечи и Покрова Богородицы. В мон. храме Всех Святых находится дубовая рака, в которой почивали мощи преподобного с 1667 г. по 1764 г. В Валдайском y., на р. Черемхе, принадлежащей пустыни, находятся часовня и келия пр. Нила, окруженные группой вековых деревьев, и служат памятником первоначальных подвигов там пр. Нила. Ежегодно 27 мая в мон. бывает крестный ход из г. Осташкова; мощи пр. Нила обносятся в этот день вокруг мон. с крестным ходом. К пуст. приписана Вселуцкая Ново-Соловецкая пуст., в 30 в. от г. Осташкова, в 35 в. от Ниловой пуст., на острове оз. Вселуцкого. Основана в 1701 г. Здесь находится весьма чтимая Тихвинская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Одигитрия Смоленская Кирилло-Белоезерская " Описания иконы Одигитрия Смоленская Кирилло-Белозерская Источник: Сайт www.obraz.org История. По преданию, икона находилась в келье преподобного Кирилла, основателя Успенского Кирилло-Белозер-ского монастыря. Она была принесена им на Белоозеро в 1397 г. В житии Кирилла, написанном Пахомием Сербом в середине XV в., рассказыается, что преподобный, еще в бытность в московском Старом Симонове монастыре, после вечернего чтения молитв и акафиста Богородице перед ее иконой, услышал глас Богоматери, призывающий его оставить Симонов монастырь и удалиться на Белоозеро. Традиционно считается, что это произошло перед иконой, взятой впоследствии Кириллом на новое место. В описях Кирилло-Белозерского монастыря и церковно-исторической литературе икона именуется «Чудотворцевой Одигитрией», «Смоленской Кирилло-Белозерской» или «Кирилло-Белозерской Одигитрией». Икона почиталась в монастыре как чудотворная. Празднество в честь нее совершалось дважды в год: 8 июня (накануне дня преставления Кирилла) и 28 июля (в день Смоленской Одигитрии). Данный иконографический извод встречается р[...] Кирилло-Белоезерская икона Божией Матери - подробный рассказ Источник: Заступница усердная. Чудотворные иконы Божией Матери./Сост. Н. Дмитриевой. - M. Изд. Сретенского монастыря, 2009. Северная Фиваида — край суровый и безмолвный, бесконечно прекрасный в своей тонкой пастельной красоте, пронизанный особым свечением земли, воды, неба, залитых лунным светом и молчанием снежных просторов, сумрачностью лесных дубрав и кристальной чистотой рек и озер. Сюда, в эту дикую и безлюдную землю, пришел великий по­движник преподобный Кирилл. Было ему тогда уже шестьдесят лет. За плечами осталась долгая жизнь, сначала — в богатом родовом доме бояр Вельяминовых. Только в тридцать три года разрешил ему опекун окольничий Тимофей Васильевич уйти в монастырь, о чем Кузьма мечтал с малых лет, ибо был он «и любоучителен, и благовеин бе отрок зело, того ради вскоре свя­щенные письмена извык». Все свое имущество раздал Кузьма бедным и убогим. Он был пострижен в Симоновом монастыре, который возглавлял один из самых образованных людей своего времени, архимандрит (впоследствии епископ) Феодор, пле­мянник и воспитанник преподобного Сергия Радонежского. Игумен земли Русской очень любил новопо[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Фотоотпечаток: Икона Период создания: 1880-1900 Материал, техника: — Размер: 21,5 x 16 Место создания: — Номер в Госкаталоге: 25913382 Номер по ГИК (КП): РЭМ 6268-29 Инвентарный номер: — Местонахождение Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры " Российский этнографический музей " Файл 35159.jpg:   Размер: 626x800, 0.5 MPix, 100 Kb. Дата: 2020-11-20, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (66) , (0) .

http://pravicon.com/icon-4012

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (111) , (4) . в этом году (за прошлые годы с 2018-11-19) Происхождение изображения: Загружено 2018-11-19, анонимно. Описание: Воронинская икона Божией Матери. Современный список. " 28 июня г.] Череповецкая епархия отмечает 500-летний юбилей явления Воронинской иконы Божией Матери. 28 июня 1518 года в 12 километрах от Череповца на месте нынешнего погоста близ деревни Воронино на огромной липе явился образ Богородицы. Воронинская икона Божией Матери по праву считается покровительницей нашего города и края. На месте явления иконы была построена часовня, руины которой можно увидеть и сейчас. По благословению епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана усилиями благочинного Южного округа протоиерея Александра Краева в селе строится храм в честь Воронинской иконы Богородицы. 27 июня от храма Покрова Божией Матери деревни Конечное до строящегося храма деревни Воронино прошел крестный ход длиною около семи километров. Несмотря на немалую протяженность и летний зной, он собрал большое количество паломников из Череповца и района, желающих почтить Божию Матерь. Благочинный отец Александр Краев и насельник московского Ново- Спасского монастыря иеродиакон Прокопий (Жамков) читали акафист Пресвятой Богородице, духовенство и паломники молитвенно пели церковные песнопениями. В небе появилась радуга. По прибытии в Воронино у строящегося храма впервые за последние 80 лет состоялось Всенощное бдение. Протоиерей Александр Краев рассказал о явлении чудотворного образа и выразил радость по поводу возможности возрождать порушенные ранее обители. Священник отметил, что Промыслом Божиим сохранился рукописный вариант службы Воронинской иконе Божией Матери, по которому она и была совершена. " См. Сказание о явлении иконы Божией Матери «Воронинская»//МБУК «Череповецкое музейное объединение». 832/13/9-27, рук. кат. 63. С.1: " Месяца июня в 16 день празднованме явление Пресвятой и Преблагословенной Славной Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии чтимого и славного Ея Одигитрии нарицаемой Воронинская [...] " http://kanonizacia.cerkov.ru/5427-2/

http://pravicon.com/image-33021

Таким он представлен на умбоне сев. врат, выполненных в технике «золотой наводки», установленных в галерее Благовещенского собора Московского Кремля (по мнению И. Я. Качаловой и М. И. Антыпко, рассмотревшей программу умбонов, датируемых ок. 1547 г.: Антыпко М. И. Изображения на умбонах врат Благовещенского собора//Царский храм: Благовещенский собор Моск. Кремля в истории рус. культуры: Сб. ст. М., 2008. С. 326, 329. Рис. 10); при этом на лике святителя есть лишь тонкие усы, но нет бороды, что соответствует тексту Послания архиеп. Пимена в Москву. Интересно, что Н. в 3/4-ном повороте в молении обращен к центральному умбону с фронтальным образом свт. Петра, митр. Московского; это напоминает композицию одной из новгородских пелен с образом Н. Сохранились и иконы-пядницы с фигурой Н., молящегося Божией Матери в небесном сегменте, на к-рых глава святого покрыта белым клобуком (икона кон. XVI в., ГТГ). Возможно, к такому же типу принадлежала икона-пядница в серебряном золоченом басменном окладе из пядничного ряда надвратной Преображенской ц. (1595) Кириллова Белозерского мон-ря, где образ Богоматери был написан «во облаце», однако неизвестно, был ли на главе святого какой-либо головной убор ( Дмитриева З. В., Шаромазов М. Н., сост. Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г.: Коммент. изд. СПб., 1998. С. 107). Довольно быстро появились варианты икон, на к-рых Н., как правило в паре со свт. Иоанном, архиеп. Новгородским, изображен на полях иконы-списка или повторения того или иного чудотворного образа, будь то икона-список храмового размера с новгородской святыни, иконы Пресв. Богородицы «Знамение» (кон. XVI - 1-я пол. XVII в., НГОМЗ, см.: Игнашина, Комарова. 2004. С. 123-124. Ил. 69; Стерлигова. 2008. Кат. 306. С. 560), или с иконы Божией Матери «Умиление», как пядница в соловецком Преображенском соборе ( Дмитриева, Крушельницкая, Мильчик. 2003. С. 122-123). В клобуке Н. стоит в лике святителей Ростовских и Новгородских на створке серебряного складня (1598-1605) для Владимирской иконы Божией Матери XVII в.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

Владимирская икона Божией Матери из ц. Богоявления в с. Уславцеве Ростовского у. Сер. XVI в. (ГМЗРК) В собрании ГМЗРК имеется более 20 икон Божией Матери «Владимирская», происходящих из храмов Ростова и его окрестностей. 7 могут быть датированы XVI в., 3 из них раскрыты из-под записей и опубликованы. Самая древняя - запрестольный образ из ц. Бориса и Глеба, находившейся близ Успенского собора на княжеском дворе (68 ´ 43 см; на обороте - св. князья Борис, Владимир и Глеб; 1-я четв. XVI в.). По иконографии она повторяет те списки чудотворной В. и., в к-рых левая рука Младенца Христа не видна. 2-я икона - большой местный образ, вывезенный из ц. вмч. Георгия в с. Шугорь Ростовского у. (113 ´ 81 см; приобретен у иконописца-коллекционера М. И. Тюлина, 1-я пол. XVI в.). Младенец обнимает Мать за шею, Ее левая рука опущена и приближена к колену Сына, как на списках нач. XV в.; главная иконографическая особенность - полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила в верхних углах иконы. На 3-й иконе (106 ´ 73 см; 1-я пол.- сер. XVI в., происхождение не установлено) вверху также изображены архангелы; между ними, над нимбом Богородицы,- Преображение; вдоль узких боковых полей - образы святых в рост. Изображение Божией Матери с Младенцем иконографически близко образам на иконе из собрания Тюлина. Образы архангелов имеются на неск. ростовских иконах «Умиление», древнейшая из к-рых - Белозерская икона Божией Матери (1-я пол. XIII в.). В кон. XV - нач. XVI в., вероятно при архиеп. Вассиане (Рыло), в Ростове был создан список В. и. с архангелами. В этот период здесь были известны оба иконографических варианта, один из к-рых восходит к иконам-наместницам, а 2-й - к списку из Благовещенского собора Московского Кремля. Ростовские образы В. и. XVI в., отличающиеся высоким художественным качеством и строгой иконографической программой, могли иметь свою историю почитания и сказания, но они не зафиксированы в сохранившихся письменных источниках и ныне забыты, возможно, потому, что в кон. XVII-XIX в. особым почитанием пользовалась икона из Успенского собора Ростова.

http://pravenc.ru/text/154962.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010