С 1993 г. на обл. телевидении ежемесячно выходит правосл. передача «Свет Христов», с 2001 г. Вологодский городской телеканал выпускает цикл передач о Православии «Воскресение». С июня 1996 г. на обл. радио выходит еженедельная правосл. программа в рубрике «Северная Фиваида». Святыни Чудотворные иконы Св. Троица («Зырянская»). Икона, по преданию написанная свт. Стефаном Пермским. XIV в. (ВГИАХМЗ) Св. Троица («Зырянская»). Икона, по преданию написанная свт. Стефаном Пермским. XIV в. (ВГИАХМЗ) В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды находится одна из наиболее почитаемых в Вологде чудотворных икон Божией Матери, «Всех скорбящих Радость», по преданию принадлежавшая св. угличским князьям Димитрию Андреевичу и Иоанну Андреевичу (см. Игнатий , прп.), до 1918 г. находившаяся в домовой ц. тюремного замка. В кафедральном соборе хранится также чудотворная икона Всемилостивого Спаса (или список с нее), созданная вологодским иконописцем 23 окт. 1654 г. для обыденной Всеградской Спасской ц. в благодарность об избавлении Вологды от эпидемии чумы (после закрытия Спасо-Всеградского собора в 1926 икона поступила в вологодскую ц. Кирилла Белозерского в Рощенье, в кон. года передана в музей). В соборе хранится также чудотворная Казанская икона Божией Матери из Никольской Глинковской ц. В Спасском соборе Прилуцкой обители с 1996 г. находится список с чудотворного образа прп. Димитрия Прилуцкого (1503). С 1992 г. в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Дунилове Никольского р-на находилась Дуниловская икона Божией Матери , явившаяся 29 июня 1677 г. жителю Никольской слободки (ныне г. Никольск) Д. Кохалевскому и до 1764 г. находившаяся в дуниловской Богородицкой пуст.; в авг. 2002 г. образ был похищен. В 1893 г., по сведениям, предоставленным в Святейший Синод, в епархии находилось 26 почитаемых чудотворных икон, 7 из них - в храмах Вологды. Помимо вышеназванных икон почиталась также явленная чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», с 1766 г. хранившаяся в Воскресенском кафедральном соборе, с 1891 г. ежегодно препровождавшаяся с крестным ходом к месту явления - в Богоявленскую ц. в Грязовецком у. В кафедральном соборе почитался также образ Св. Троицы, написанный, по преданию, свт. Стефаном Пермским («Зырянская Троица»). Икона, прежде находившаяся в Коми крае, была перенесена в Вологду при еп. Арсении (1796-1802), в наст. время - во ВГИАХМЗ.

http://pravenc.ru/text/155162.html

из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. Вологды (ВГИАХМЗ) - на фоне панорамы Кириллова Белозерского мон-ря; с прп. Александром Ошевенским: на каргопольских иконах 2-й пол. XVII в. и кон. XVIII - нач. XIX в. артели И. И. Богданова-Карбатовского (АМИИ, КИАМЗ; см.: Святые каргопольской земли (живопись, графика): Из собр. музеев Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова, М. Л. Рягузова. Архангельск, 2002. Кат. 3, 6). Со святителями Николаем Чудотворцем и Леонтием Ростовским К. представлен на обороте запрестольной выносной иконы Божией Матери «Одигитрия» ок. 1497 г., XVI в. (КБМЗ; см.: Опись. 1998. С. 68; Лелекова. 2011. Т. 1. С. 415-416; Т. 2. Кат. 57), с преподобными Антонием Римлянином и Кириллом Новоезерским - на иконе XIX в. из иконостаса ц. Благовещения Пресв. Богородицы Ферапонтова монастыря (КБМЗ). На вологодских и сев. землях образ К. иногда помещали на столбиках царских врат иконостаса - напр., на «унских вратах» сер.- 3-й четв. XVII в. (ГРМ; см.: Федосеева М. В. Памятники древнерус. прикладного искусства, вывезенные акад. В. В. Сусловым из Архангельской губ.//Программа «Храм»: Сб. мат-лов. СПб., 1994. Вып. 6. С. 98-108). Преподобные Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Спас Смоленский, с предстоящими святыми».1-я треть XVIII в. (КБМЗ) Преподобные Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский. Фрагмент иконы «Спас Смоленский, с предстоящими святыми».1-я треть XVIII в. (КБМЗ) На рубеже XVII и XVIII вв. появились композиции «Собор Белозерских святых» с изображением К. на одном из центральных мест. Большая храмовая икона с изображением стоящей на облаке Богоматери с Младенцем, Белозерских и избранных святых (прп. Алексий, человек Божий, прп. Александр Свирский) происходит из Андогской Успенской пуст. Белозерского р-на (кон. XVII - 1-я пол. XVIII в., Белозерский КМ). Основатели монастырей и пустыней на землях Белозерья написаны в молении Божией Матери на иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР; см.: Чугреева Н. Н. «Собор белозерских святых» в рус. иконописной традиции//Рус.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Иконописные образы И. получили распространение, очевидно, вскоре после его местного прославления в 1653 г. и писались гл. обр. для Иродионовой пуст. и окрестных храмов. В епархиальной переписке 1747 г. отмечено, что «на иконах подобие лица его изображается исстари» (Там же. С. 88). Наиболее ранние произведения внесены в отписные книги церковного и монастырского имущества и построек Междуозерской пуст. 1664 г. (РГАДА. Ф. 1441. Оп. 1. Ед. 1621; см.: Лифшиц. 2009. С. 82-86. 8). Так, в деревянной ц. Похвалы Пресв. Богородицы (возведена «над мощми Иродиона чудотворца» в сер. XVII в.) в местном ряду иконостаса 3-м с правой стороны стоял «образ преподобных отец Кирила Новозерсково и Родиона Илоского в молении во облаце Пречистой Богородицы воплощению, на празелени; у него пелена крашенинная лазоревая, подложена холстом; наверху убрус полотенной браной». За ним упомянута икона «Иродиона чудотворца, на вохре; цата сребряна золочена…». Еще один образ И. на охристом фоне был включен в состав пядничного ряда иконостаса. Наконец, преподобный (назван Родионом чудотворцем) был написан в числе избранных святых на поле золотофонной иконы Божией Матери «Одигитрия», расположенной в алтаре за престолом. В 1664 г. на гробнице И. в южной части Похвальской ц. находилась его икона «на празелене» с изображением Св. Троицы «во облаце», а также «покров тафта зеленая, на ней шит крест золотом [вкропец?], обложен кружилом золотным, подложен крашениною лазоревою; на покрове паволока крашенинная же зеленая» ( Лифшиц. 2009. С. 72-73, 83). По документам 1747 г. (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. 1645. Л. 88; см.: Лифшиц. 2009. С. 73, 87), образ И. на деревянной гробнице был писан «на цке, а венец сребряной»; надгробие дополняла резная расписная сень на столпах. Наиболее ранние изображения И. сохранились на иконах Белозерских святых, молящихся Иисусу Христу или Богородице с Младенцем. Так, на иконе «Собор Белозерских чудотворцев» нач. XVIII в. (ЦМиАР; см.: Прп. Сергий Радонежский/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 216-217, 270. Кат. 120; Чугреева Н. Н. «Собор белозерских святых» в рус. иконописной традиции//Рус. ист. деятели в иконе: Тез. докл. науч. конф., дек. 1989 г. М., 1995. С. 48-51) И. представлен в коленопреклоненном молении Божией Матери в группе преподобных, основавших мон-ри и пустыни в землях Белозерья. Он в монашеском одеянии, куколь на плечах, лицо сухощавое, борода относительно длинная, с проседью, волосы вьются.

http://pravenc.ru/text/674097.html

Архив Пн В Ярославской епархии прошли торжества в честь Толгской иконы Божией Матери 22 августа 2023 г. 12:28 20-21 августа 2023 года в Ярославской епархии состоялись торжества в честь Толгской иконы Божией Матери. Днем 20 августа в Крестовоздвиженском храме Введенского Толгского монастыря была совершена вечерня с акафистом перед Толгской иконой Божией Матери. В этот же день почитаемый список Толгской иконы был доставлен из Успенского кафедрального собора г. Ярославля во Введенский Толгский женский монастырь. Толгская икона ежегодно приносится на несколько месяцев в Успенский собор. Перед празднованием дня памяти Толгской иконы Божией Матери список возвращается в обитель. Крестный ход, совершаемый ежегодно 20 августа, установлен в память о возвращении святыни в Толгский монастырь. Почитаемый список был сохранен в богоборческие времена в приходском храме села Толгоболь и возвращен в открывшуюся обитель при участии архимандрита Павла (Груздева). В обители икону встречали митрополит Ярославский и Ростовский Вадим , митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл , митрополит Вологодский и Кирилловский Савва , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор , епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий , епископ Переславский и Угличский Феоктист , духовенство, паломники и сестры обители вместе с настоятельницей игуменией Варварой (Третьяк). Вечером 20 августа, в канун празднования Толгской иконе Богородицы, всенощное бдение в Толгской обители совершили митрополит Ярославский Вадим, митрополит Казанский Кирилл, митрополит Вологодский Савва, митрополит Смоленский Исидор, митрополит Волгоградский Феодор, епископ Рыбинский Вениамин, епископ Череповецкий Игнатий, епископ Переславский Феоктист. 21 августа, в праздник Толгской иконы Божией Матери, Божественную литургию в Толгской обители совершили митрополит Ярославский и Ростовский Вадим, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт , митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин, епископ Галичский и Макарьевский Алексий , епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий, епископ Переславский и Угличский Феоктист, епископ Костомукшский и Кемский Борис . Архипастырям сослужили священники разных епархий Русской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6051140.ht...

Св. Кн. Александр Невский, с 36 клеймами жития. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (собор Покрова на Рву, ГИМ) Св. Кн. Александр Невский, с 36 клеймами жития. Икона. Кон. XVI - нач. XVII в. (собор Покрова на Рву, ГИМ) Особый интерес представляет судьба И., утративших изображение, прежде всего от ветхости. В Византии их могли использовать как топливо для мироваренной печи. На Руси пускали на воду, о чем есть упоминания в описях московского Успенского собора XVII в. В Описи собора 1638 г. (Описи моск. Успенского собора. 1876. Стб. 515) сказано, что на воду был пущен очень древний «образ Спасов, корсунское письмо», притом что его «оклад и камены» остались в казне. Там же говорится о Смоленской иконе Божией Матери: образ «истлел и пущен на воду» (Там же. Стб. 516-517). Следует учесть, что плавание И. по воде составляет один из древнейших мотивов, сложившихся в преданиях о чудотворных И. еще в визант. период. Можно предположить, что, подобным образом «отпуская» состарившиеся И., им давали возможность «новой жизни». Интересны и малоизучены такие явления, как почитание И. в разных социальных слоях. Судя по Сказаниям о чудотворных И., в древнейший период, близкий к эпохе иконоборчества, в обретении И. и их последующем перемещении главная роль принадлежала представителям аристократии, прежде всего князю. Таковы истории обретения чудотворных И. в XI-XIII вв.: кн. Андрей Боголюбский и Владимирская икона Божией Матери; кн. Георгий Всеволодович и Феодоровская икона Божией Матери ( Смирнова. 2004. Кат. 1). С кон. XIII в. и в XV-XVI вв., когда возросла роль монашества в духовной и художественной культуре, увеличилось число примеров явления чудотворных И. инокам. Прп. Кирилл Белозерский в 1397 г. ушел из Москвы с иконой Божией Матери «Одигитрия», указавшей ему место подвига; прп. Арсений Коневский в тот же период перенес с Афона на Русь икону Божией Матери, известную как Коневецкая. Выросло число монахов-иконописцев, наиболее известные из них - преподобные Андрей Рублёв, Даниил, Дионисий Глушицкий. Монахи писали И. святых основателей обителей по видению им в тонком сне, как свидетельствуют Жития, напр. прп. Саввы Сторожевского. Для XVI в. характерно, что архиереи писали новые И. и реставрировали древние: Московские митрополиты Симон, Варлаам, Макарий, Афанасий.

http://pravenc.ru/text/389040.html

Описание иконы Влахернская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Предание глубокой древности говорит, что эта икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и находилась сначала в Антиохии, а потом в Иерусалиме. Супруга греческого императора Феодосия II (408—450) Евдокия, путешествовавшая в Иерусалим для поклонения святым местам в 436—437 годах, приобрела эту икону и отослала ее в Константинополь в дар св. Пульхерии, сестре императора. Икона была поставлена Пульхерией в храме, находящемся во Влахернах, и потому получила наименование Влахернской. Тогда же в честь нее установлено было совершать еженедельное моление по средам и основан монастырь. Пребывание Влахернской иконы в Царьграде сопровождалось многими чудесами. Сохранилось предание, что Богоматерь, явившись однажды двум слепцам, привела их к Своему образу во Влахернский храм и даровала им исцеление. Поэтому Влахернская икона получила и другое название «Одигитрия», что значит «Путеводительница». Многие другие слепцы, омывая свои глаза водой из источника, находящегося здесь же при Влахернском[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Одигитрия Влахернская Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Икона Пресвятой богородицы Влахернская. Храм Рождества Богородицы в Старом Симонове монастыре, Москва. «После полной реставрации храма Рождества Богородицы, в дар, из запасников музеев стали возвращаться иконы. Особенно почитаются чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, икона Пресвятой богородицы Влахернская, икона " Положение ризы " .» Файл 30475.jpg:   Размер: 853x1280, 1.09 MPix, 329 Kb. Дата: 2017-11-26, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (136) , (3) . Описание: Богоматерь Влахернская. XIX век. Дерево, темпера. 47,0 х 38,5 х 2,8 см. Научная реставрация: Реставрирована в 2018 г. в Вологодском филиале ВХНРЦ им. академика И.Э.Грабаря реставратором Т.П.Рыбаковой. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (с увеличением на сайте музея kirmuseum.org).

http://pravicon.com/icon-223

Корсунская икона Божией Матери «Умиление», с ап. Петром и прор. Анной на полях. Сер. XVII в. (КИАМЗ) Другой извод представлен рядом памятников, в к-рых Младенец правой ручкой с отведенными большим и указательным пальцами крепко по-детски держит Ее за подбородок, словно ища укрытия,- мотив, характерный для мн. визант. и рус. икон типа «Умиление-Взыграние». Эта иконография восходит к одному из списков поясной Ярославской иконы Божией Матери, поскольку повторяет самую существенную особенность этого типа - характерный жест Богомладенца, держащегося ручкой за щеку Матери. В результате трансформации и «сокращения» композиции получился, напр., извод вкладной иконы дворян Черемисиновых из Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (1-я пол. (20-е гг.) XVI в., ГВСМЗ; цвет одежд Богомладенца - голубой). Чрезвычайно близок ей по иконографии оплечный образ «Умиление», происходящий из г. Иваново Ивановской обл. (40-е гг. XVI в., Музей русской иконы, Москва, 26,6×21,0 см; цвет одежд Младенца Христа - красно-оранжевый; обе иконы см.: Музей Русской иконы: Восточнохрист. искусство от истоков до наших дней: Кат. собр. М., 2010. Т. 1: Памятники античного, раннехрист., визант. и древнерус. искусства III-XVII вв. Кат. 24. С. 154-157). Ту же композиционную особенность имеет очень близкая к этим иконам по иконографии, но более поздняя по времени создания икона «Умиление» из Нило-Сорской пуст. (КБМЗ; см.: Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 20052. Кат. 89 (датирована сер. XVI в.)). На примере даже этих неск. икон можно видеть, как варьируется высота среза фигуры Божией Матери, а также жесты Ее рук, обнимающих и придерживающих Сына (рука высоко поднята к шее Младенца или положена на Его грудь и левое плечо). Очевидно, что «сокращенные» изводы, и в том случае когда следовали одному образцу, творчески соединяли элементы различных иконографий, привнося разнообразие, что объясняет большое количество вариаций «корсунских» образов. Корсунская икона Божией Матери «Умиление» из ц. Димитрия Солунского в Ярославле. 1-я треть XVII в. (ЯХМ)

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Мн. чудотворениями, в особенности во время эпидемий холеры 1830, 1870 гг., был известен образ Успения Божией Матери из Семигородной Успенской пуст., приписываемый кисти прп. Дионисия Глушицкого (в наст. время во ВГИАХМЗ), а также явленная икона Божией Матери «Семистрельная» из ц. св. Иоанна Богослова на р. Тошне близ Вологды (в наст. время в Лазаревской ц. Вологды). Во время эпидемий или при угрозе их появления с иконами совершались крестные ходы, последний состоялся в 1911 г. Явленный образ Божией Матери «Знамение» (1571) был святыней Иоанно-Предтеченского храма в Дюдиковой пуст. В честь явления иконы был возведен теплый храм и совершалось ежегодное празднование 2 сент. Свт. Антоний, еп. Вологодский. Икона. XVIII в. (ВГИАХМЗ) В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского, в часовне близ кафедрального собора почивают под спудом мощи св. блж. Николая Рынина. В вологодском храме свт. Николая во Владычной слободе почивают мощи свт. Антония (до 1988 находились в вологодском Софийском соборе). В Спасо-Прилуцком Димитриевом мон-ре в нижнем храме во имя прп. Димитрия под спудом находятся мощи прп. Димитрия Прилуцкого и прп. Игнатия, вериги угличских князей преподобных Димитрия и Игнатия. В Череповце в Воскресенском соборе под спудом покоятся мощи преподобных Афанасия Череповецкого и Феодосия Череповецкого , в часовне прп. Филиппа Ирапского - мощи прп. Филиппа Ирапского . В Устюжне в храме в честь Казанской иконы Божией Матери почивают мощи прмч. Евфросина Синоезерского. В храме во имя прп. Кирилла Белозерского в Кирилловом Белозерском мон-ре под спудом покоятся мощи прп. Кирилла, в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре под спудом - мощи прп. Мартиниана Белозерского и Иоасафа (Оболенского), архиеп. Ростовского, в Вел. Устюге в соборе блж. Прокопия под спудом - мощи блж. Прокопия Устюжского , в Тотьме в храме Рождества Христова - мощи прп. Феодосия Тотемского, в Свято-Троицком Павло Обнорском мон-ре под спудом - мощи прп. Павла Обнорского . В храме в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в с. Спас-Нурма Грязовецкого р-на под спудом почивают мощи прп. Сергия Нуромского . В храме в честь Воздвижения Креста Господня на месте Крестовоздвиженской пуст. в Кичменгско-Городецком р-не под спудом - мощи прп. Симона Воломского . Под руинами Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. похоронены мощи блж. Василия Спасо-Кубенского. На месте собора Глушицкого Сосновецкого мон-ря под спудом почивают мощи преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких . В деревянном храме во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого Покровского мон-ря (дер. Покровское Сокольского р-на) под спудом находятся мощи преподобных Макария , Тарасия и Феодосия , чудотворцев Глушицких.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В. В. скончался во Владимире, траурную процессию в Ярославль провожали вел. кн. св. Александр Ярославич Невский , братья Васильковичи - князья Борис Ростовский и Глеб Белозерский и их мать - кнг. Мария, дочь убитого монголами в Орде в 1246 г. вел. кн. св. Михаила Всеволодовича Черниговского. 8 февр. 1250 г. В. В. был похоронен в Ярославле, в соборе Успения Пресв. Богородицы, отпевание совершил Ростовский еп. св. Кирилл. Там же ок. 1257 г. был похоронен брат В. В. св. кн. Константин Всеволодович. Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские и прп. Макарий Унженский в молении перед Толгской иконой Божией Матери. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ) От брака с кнг. Ксенией у В. В. было 2 детей - кн. Василий, умерший, вероятно, малолетним, а также дочь Мария (в Крещении Феодосия), в нач. 60-х гг. XIII в. выданная замуж за св. Феодора Ростиславича Чёрного , вел. кн. Смоленского и Ярославского. В 1501 г. произошло обретение мощей В. В. и Константина Всеволодовича. После пожара, в к-ром сгорел Ярославский кремль и Успенский собор, под полом собора были обнаружены нетленные останки князей (имена были установлены по позднейшим надгробным плитам). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. вел. кн. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам В. В. и Константина Всеволодовича, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе, между столпами в правой стороне, под древними родовыми иконами членов Ярославского княжеского дома. (Местное предание связывает со св. князьями-братьями 3 иконы, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя, Ярославская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца. Икона Вседержителя (ЯХМ) датируется нач. XIII в. и может считаться семейной реликвией ярославских князей; Ярославская икона Божией Матери (ЯХМ) - XVI в., список с древней, не дошедшей до нас иконы; образ Николая Чудотворца не сохр.) По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 8 июня в Коряжемских святцах (РГБ. Унд. 237. Л. 203 об., 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня - обретение мощей и под 3 июля - память святых (РГБ. МДА. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя В. В. и Константина Всеволодовича в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) освятил этот придел во имя св. князей-братьев после перестройки.

http://pravenc.ru/text/150795.html

СПб., 1872. Отд. 1. Ч. 1. С. 620-621). Между 1621 и 1668 гг. в Успенском соборе Кириллова мон-ря значилась и др. икона К. «в деянии», вклад А. Ф. Третьякова ( Лелекова. 2011. Т. 1. С. 31). Прп. Ферапонт принимает благословение прп. Кирилла. Клеймо иконы «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские, в житиях». 1732 г. Иконописец мон. Феодосий (Музей фресок Дионисия в Ферапонтове) Прп. Ферапонт принимает благословение прп. Кирилла. Клеймо иконы «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские, в житиях». 1732 г. Иконописец мон. Феодосий (Музей фресок Дионисия в Ферапонтове) Образ К. встречается также в житийных циклах его сподвижников и учеников, напр. в клеймах с изображением беседы К. и прп. Ферапонта и благословения прп. Ферапонта перед его уходом от К. на иконе «Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские, в житиях» письма мон. Феодосия (1732, Музей фресок Дионисия в Ферапонтове). Преставление К. проиллюстрировано в Голицынском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 393 об.). Среди лицевых Житий К. наиболее значительным является цикл из 36 оригинальных по композициям миниатюр, открывающих текст каждой главы, в кирилло-белозерской рукописи 10-х гг. XVIII в. (БАН. П I. Б 85). Из житийной иконографии К. выделилась как самостоятельный сюжет композиция «Явление Божией Матери прп. Кириллу Белозерскому в Симоновом монастыре». Такое наименование условно, поскольку, согласно Житию, преподобный во время молитвы ко Пресв. Богородице только слышал голос и видел за окном в небесном зареве место буд. обители. Однако в последионисиевский период в соответствующем клейме на житийных иконах нередко стали изображать Божию Матерь, указывающую К. путь в Белозерье. Так, и на отдельных иконах этого извода, напр. кон. XVII в. (ЦАК МДА; см.: «Угодно в очах Божиих дело сие…»: Сокровища ЦАК МДА. Серг. П., 2004. С. 194-195), святой дважды изображен в келье внутри монастырской стены: предстоящим в молитве Богородичному образу и обращенным к Богоматери, протянувшей перст к белокаменной обители на высокой горе у озера (на верхнем поле - образ Св.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010