Ржевской иконы Божией Матери, близ Пречистенских ворот, построена в 1686 году. Приделы: 1) Алексия человека Божия; 2) Святого Николая Чудотворца. В сем храме находится Ржевская Чудотворная икона Божией Матери 117 . Ржевской иконы Божией Матери, на Поварской улице, Когда первоначально построена неизвестно, а нынешняя сооружена в 1804 году. Приделы: 1) Николая Чудотворца; 2) Космы и Дамиана. В сем храме Чудотворная икона Божией Матери Ржевская. Рождества Христова, на Поварской, близь Кудрина, когда построена неизвестно. Приделы: Божией Матери Тихвинской; Божией Матери Казанской. В сем храме местночтимая Казанская икона Божией Матери. Рождества Пресвятой Богородицы, в Столешниках, на Петровке, когда построена неизвестно. Приделы: Пафнутия Боровского; Николая Чудотворца; Великомученицы Варвары. В сем храме местночтимая Корсунская икона Божией Матери. Рождества Христова, в Палашах, близ Тверской улицы, построена в 1573 году. Приделы: Божией Матери «Взыскание Погибших»; Святого Николая Чудотворца. В сем храме находится чудотворная икона Божией Матери «Взыскание Погибших»; Рождества Пресвятой Богородицы, в Путинках, на Малой Дмитровке, когда построена неизвестно. Приделы: Божия Матери Неопалимая Купина; Великомученика Феодора Тирона; Николая Чудотворца. Рождества Пресвятой Богородицы, на Кулишках, на Солянке, построена в 1600 году, а в 1821 году перестроена. Приделы: Апостола Иоанна Богослова; Димитрия Ростовского . Рождества Пресвятой Богородицы, на старом Симонове, в Симоновской слободе, первоначально была построена деревянная в 1370 году иноком Феодором, учеником преподобного Сергия, а нынешняя каменная в 1509 году. Приделы: Преподобного Кирилла Белозерского; Николая Чудотворца; Сергия Радонежского. На месте сего храма был Рождественский Старо-Симоновский мужской монастырь, основанный в 1370 году, преподобным Феодором, учеником святого Сергия Радонежского. Рождества Пресвятой Богородицы, на Пречистенке, в доме князя Голицына. Рождества Пресвятой Богородицы, в Ремесленной богадельне.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Троицы). Аналогичный по расположению фигур большой образ нач. XVIII в. происходит из Кириллова мон-ря (КБМЗ), где этот сюжет был одним из любимых. Он по-разному воспроизведен и на монастырских памятниках лицевого шитья. Так, на оплечье стихаря из мастерской кнг. Евфросинии Старицкой (1565, КБМЗ) показан только К., смотрящий из окна своей кельи на место, обозначенное крестом. На пелене 1620-1635 гг. (вклад семьи Сулешевых, КБМЗ), исполненной в Вознесенском мон-ре Московского Кремля, К., взирающий на Пресв. Богородицу, держит в руках раскрытую книгу. Пелена 1-й пол. XIX в. (КБМЗ) состоит из 2 частей: панорамы Кириллова мон-ря с осеняющим его Св. Духом и изображения молитвы К. возле аналоя внутри кельи; вверху вышиты слова Божией Матери («Кирилле, изыди отъсюду…»). «Видение Кирила чюдотворца» было написано на стене у боковых дверей Успенского собора, рядом с «Сергиевым видением» - явлением Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Опись. 1998. С. 72). Прп. Кирилл Белозерский, в молении перед образом Божией Матери. Икона. 2-я треть XIX в. (АМИИ) Прп. Кирилл Белозерский, в молении перед образом Божией Матери. Икона. 2-я треть XIX в. (АМИИ) Как вариант этого извода изредка встречается изображение К. в молении образу Божией Матери с Младенцем, стоящего справа перед престолом с книгой и крестом, как на 2 иконах кон. XVII в. из ц. во имя К. в Вологде (ВГИАХМЗ). На верхнем поле - образ Св. Троицы Ветхозаветной. Вероятно, к числу «раздаточных» относилась подобная икона 2-й трети XIX в. (АМИИ): К. изображен в интерьере кельи, у него в руке свиток с текстом: «Се удалихся бегая и…» (Пс 54. 8). Возможно, иконография таких икон восходила к среднику чтимого житийного образа из вологодской Кирилловской ц. Уникальной по композиции является икона «Пресв. Богородица с сонмом святых, видом Нового Симонова монастыря и явлением прп. Кириллу Белозерскому» 1-й пол. XVIII в. (ГМЗК; см.: Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, мон-ри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. Музея-заповедника «Коломенское».

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Источник находится примерно в 18 км от автотрассы Вологда - Кириллов. На месте поворота к святому месту поставлен дорожный указатель «Чудотворный источник». Написано со слов иеромонаха Лаврентия (Середнева), и.о. наместника Кирилло-Белозерского монастыря в газете " Вестник " (Декабрь 2004 г.) Смоленская икона Божьей Матери, иминуемая Одигитрией, была написана, по церковному преданию, святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. В 1101 году князь Владимир Мономах с великим торжеством перенес чудотворную икону Одигитрию из Чернигова в Смоленск, где поставил ее в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона Одигитрия стала называться Смоленской. Чудотворный источник в честь иконы Матери Божией " Одигитрии " Смоленской - одна из святынь Вологодской епархии. На протяжении нескольких веков милостью Божией на нем даруется исцеление больным и страждущим людям, приходящим к нему с верой. Об этом источнике не было письменного повествования, сохранилось лишь устное предание. Народная память относит это событие к началу XIX в. Недалеко от деревни Елегоньево Вологодского уезда управляющий имением шёл по лесу, по краю болота, и нашёл Смоленскую икону Божией Матери. Эту икону он принёс хозяину имения. На следующий день обнаружилось, что икона исчезла. Хозяин имения и управляющий, пригласив местного священника, пошли на то место, где была найдена икона. Они нашли её там. Рядом с иконой бил ключ, которого прежде не было. Сразу же начались исцеления от недугов. Молва о чудотворном источнике быстро разнеслась по окрестным деревням. Довольно скоро на этом месте была поставлена 2-х ярусная деревянная часовня. Недалеко от часовни, на камне, кто-то обнаружил отпечаток человеческой стопы, подобный отпечатку стопы преподобного Кирилла Белозерского на горе Мауре. Верующие стали почитать его как отпечаток стопы Божией Матери. Вспомнив о преподобном Кирилле, стоит упомянуть, что существует предание, согласно которому он - основатель древнего монастыря - останавливался здесь в 14 веке.

http://sobory.ru/article/?object=19170

обители и ее основателю. Так, ранний покров, изготовленный в 1514 г. мастерицами из светлицы супруги вел. кн. Василия III Соломонии Юрьевны Сабуровой (ГРМ), указывает на то, что в это время гробница святого уже была оформлена, хотя придельная ц. прп. Кирилла над его мощами была пристроена к юж. стене Успенского собора только в 1585-1587 гг. Облик К. довольно условен и близок к облику прп. Сергия Радонежского, благословение двуперстное, в левой руке - свиток; внизу вкладная надпись об исполнении покрова «повелением» вел. князя. На покрове «по зеленой камке» 1-й пол.- сер. XVI в. (по мнению Л. Д. Лихачёвой, сер. XV в., ГРМ) в отличие от предыдущего К. предстает седовласым и седобородым старцем, но рисунок фигуры в большей степени приближен к изводу «иконопортрета». Более поздние произведения различаются по рисунку, колориту и приемам шитья, но повторяют ту же иконографию (свиток иногда раскрыт, вверху образ Св. Троицы - «Гостеприимство Авраама»): покровы 1555 г. из мастерской царицы Анастасии Романовны (ГРМ), 1644 г. (вклад боярина Ф. И. Шереметева, КБМЗ). Один из них был изготовлен в мастерской царицы Марии Нагой в 1587 г. (КБМЗ) и прислан в обитель, вероятно, в 1592 г. «повелением» царя Феодора Иоанновича с царицей Ириной как вклад царевича Димитрия Угличского «за их государево здоровье и за свое и за матерь свою царицу и великую княгиню Марию» (надпись на кайме). Исключителен покров 1671 г. (вклад кн. Я. Н. Одоевского, КБМЗ): на груди преподобного - его келейная икона Божией Матери «Одигитрия». Всего сохранилось 8 покровов К. (подробнее см.: Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье из собр. Кирилло-Белозерского мон-ря//ДРИ. 1989. С. 203-224; Опись. 1998. С. 151). Прп. Кирилл Белозерский. Покров. 1644 г. Москва. Вклад Ф. И. Шереметева в Кириллов Белозерский мон-рь (КБМЗ) Прп. Кирилл Белозерский. Покров. 1644 г. Москва. Вклад Ф. И. Шереметева в Кириллов Белозерский мон-рь (КБМЗ) Представление о надгробном комплексе К. дополняет крышка его серебряной раки (1643, ГММК; см.: Шакурова Е.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Пелена. 1-я четв. XVI в. (ГРМ) Прп. Кирилл Белозерский, в житии. Пелена. 1-я четв. XVI в. (ГРМ) В 1-й четв. XVI в. эта икона была украшена подвесной пеленой с ростовым образом К. в среднике и 19 клеймами его жития (ГРМ). Композиции клейм, хотя и соотносятся по составу с житийной иконой, решены своеобразно (особенно в верхних рядах), отличаются лаконичным рисунком и оригинальным серебристым колоритом. Цикл открывается традиц. сценой рождения святого. По-особому изображено видение К.: из окна кельи он зрит на икону Божией Матери «Одигитрия» на высокой рукояти, подобную выносной ( Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев…»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 275-278). Как и на иконе, важное место занимает клеймо с чудесной помощью К. князю и княгине Белёвским - тема моления о чадородии была близка семье вел. князя Василия III. Не исключено, что знаменщиком рисунка для средника пелены был художник круга Дионисия ( Маясова. 2004. С. 29-30. Ил. 10). Интересным памятником житийной иконографии, созданным по особой творческой программе, очевидно, в Макариевской мастерской, является московская икона «Прп. Кирилл Белозерский и свт. Кирилл Александрийский, с 18 клеймами жития преподобного» 2-й пол. XVI в. (из собрания И. С. Остроухова, ГТГ; см.: Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 139-141. 529). Предполагают, что икона происходит из ц. святителей Афанасия и Кирилла Александрийских (1571) на подворье Кириллова Белозерского монастыря в Московском Кремле (Православная икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 50-51). К. изображен, по-видимому, вместе со своим тезоименитым святым, в день памяти к-рого скончался: судя по составу клейм и расположению фигур в среднике, образ К. является ключевым. Святые предстоят в молении образу Св. Троицы в небесном сегменте, возле ног - водоем с рыбами. Сюжеты расположены в следующем порядке (в горизонтальных рядах преимущественно по 2 в клейме): рождение Космы; обучение Космы грамоте и приведение его к окольничему Тимофею Вельяминову; молитва Космы и его назначение казначеем в доме Тимофея Вельяминова; прп.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Под куполом размещена роспись — образ Святителя, окруженный образами св. Евангелистов — Иоанна Богослова, апостола Луки, апостола Марка, апостола Матфея. Святыни [ править править код ] Главная святыня храма — икона Божией Матери «Почаевская», доставленная из Почаевской Лавры и освященная в монастыре от чудотворного Почаевского образа. Икона Божией Матери располагается над Царскими Вратами, где укреплена на особых лентах. После Литургии икона спускается со своего места над Царскими Вратами для поклонения. С особым трепетом прихожане после поклона прикладываются к иконе — чудотворный образ Божией Матери по молитвам помогает всем, кто приходит к Заступнице с верой. Для исцеления страдающих различными видами зависимостей в субботу после Литургии читается молебен с акафистом Божией Матери Ее иконе «Неупиваемая чаша». Эта икона в Михаило-Архангельском храме необычная — центральный образ Божией Матери с младенцем «Неупиваемая чаша» окружен различными иконами Спасителя и Богородицы. В храме есть иконы Божией Матери «Казанская», «Владимирская», «Иверская», «Игуменья горы Афонской», «Всецарица», «Достойно есть…», Успения, «Всех скорбящих Радость». На фоне современных икон Спасителя выделяется старинный образ из Текинского храма. Иконы св. Николая Чудотворца, св. Чудотворца Серафима Саровского, св. Сергия Радонежского, св. Питирима Тамбовского, св. Спиридона Тримифунтского, св. Георгия Победоносца, св. Целителя Пантелеимона, св. Блаженной Матроны Московской, св. Ксении Петербуржской, св. Олега, св. Княгини Ольги, св. Варвары, и, конечно, особо почитаемые иконы святого покровителя храма — Архистратига Божия Михаила – располагаются по обеим сторонам храма. Икону Пресвятой Богородицы «Игуменья горы Афонской», написанную монахом Белозерского монастыря и признанной лучшей иконой ХХ столетия, и чудотворную икону Божией Матери «Всецарица», привезенные из паломнических поездок на Святую гору Афон, преподнес в дар храму первый заместитель председателя областной Думы Владимир Николаевич Карев. Икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть…» — дар главы района Алексея Васильевича Дубовицкого, икона св. Николая Чудотворца – его супруги, Татьяны Ивановны Дубовицкой. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архангела...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Успение Семигородная " Описания иконы Икона Успение Семигородная - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников «Семигородная», или «Семигородская», икона «УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ» написана преподобным Дионисием Глушицким (память 14 июня по новому стилю), основателем Глушицкой обители, находящейся в Кадниковском уезде Вологодской губернии, к северу от Вологды, на речке Глушице. Как полагают, из основанной им обители эта икона Богородицы была перенесена некоторыми отшельниками на расстояние 20 верст от обители, в непроходимые леса за рекой Двинцой, в Семиградскую волость. В том же XV веке Вологодскую землю постигло ужасное несчастье: быстро распространилась страшная чума, от которой вымерли все жители Семиградской волости. Приходская церковь после этого почти полтораста лет стояла в запустении. Только в конце XVI века она стала возрождаться по следующему поводу. В Московском Новодевичьем монастыре лежала уже три года в расслаблении старица Иулиания, из рода белозерских дворян Медведевых. В 1593 году ей во сне явилась Богородица и обещала исцеление, если она пойдёт в Семиградскую волост[...] Описание иконы Успение Семигородная из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Семигородная или Семигородская икона Успения Божией Матери написана преподобным Дионисием Глушицким (сконч. 1 июня 1437 года), основателем Глушицкой обители, находящейся в Кадниковском уезде Вологодской губернии, к северу от Вологды, на речке Глушице. Из основанной им обители эта икона Богородицы была перенесена, как полагают, некоторыми отшельниками на расстояние 20 верст от обители, в непроходимые леса за рекой Двинцой. Там была построена приходская церковь для Семиградской волости, в которой и находилась икона Богоматери. В том же XV веке Вологодскую землю постигло ужасное несчастье: быстро распространилась страшная чума, от которой вымерли все жители Семиградской волости. Приходская церковь после этого почти полтораста лет стояла в запустении. Только в конце XVI века она стала возобновляться по следующему поводу. В Московском Новодевичьем монастыре лежала уже три года в расслаблении одна старица, Иулиания, из рода Белозерских дворян Медведевых, но заболела она задолго еще до это[...]

http://pravicon.com/icon-340

Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ). Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

759/1016; КБМЗ. 279; Попов Г. В. Живопись и миниатюра Москвы сер. XV - нач. XVI в. М., 1975. С. 78-79, 315-320). Икона кон. XV - нач. XVI в. кисти Дионисия (ГРМ; см.: Гусева Э. К. Икона «Кирилл Белозерский» кон. XV - нач. XVI в. из собр. ГРМ//ДРИ. 1989. С. 113-122), покрытая басменным окладом, находилась в приходской ц. Казанской иконы Божией Матери, ранее принадлежавшей Кириллову мон-рю (по предположениям исследователей, первоначально стояла в местном ряду иконостаса Успенского собора или возле гроба К.). К. представлен в классической иконографии преподобных: изображен прямолично в рост, удлиненные пропорции, узкие плечи (возможно, влияние «иконопортрета» прп. Дионисия Глушицкого), левая нога немного согнута в колене, правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, в левой - развернутый свиток с пространным текстом: «Внимаите братиа имеите чистоту душевную…» - и т. д. Облик святого типичен для работ Дионисия: высокий лоб и утонченные мелкие черты лица, легкая асимметрия контуров, немного волнистые волосы и окладистая борода средней величины с проседью. По словам Анисимова, в это время «лик Кирилла уже трудно отличить от лика Сергия Радонежского» ( Вздорнов. 1988. С. 194). Близость типа изображения обоих преподобных особенно заметна при сопоставлении их полуфигур, помещенных в парных медальонах на сев. подпружной арке в росписи собора Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре, выполненной Дионисием с сыновьями (1502). В целом очень похожие образы отличаются по рисунку, контуру волос и бороды, положению рук, цвету монашеского одеяния. Прп. Кирилл Белозерский. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре. 1502 г. Иконописец Дионисий с сыновьями Прп. Кирилл Белозерский. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре. 1502 г. Иконописец Дионисий с сыновьями Вскоре после появления «официальных» единоличных икон К. было создано неск. покровов на его раку - выдающихся памятников московского лицевого шитья. Эти богатые вклады свидетельствуют об особом внимании великокняжеской семьи к прославленной сев.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Преподобные Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Преподобные Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский. Икона. 2-я четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Обширный сюжетный цикл представлен на иконе «Прп. Кирилл Новоезерский, с 44 клеймами жития» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. из деревянной ц. прор. Илии в Белозерске (КБМЗ). К уже известным сюжетам добавлены: моление К. в утробе матери; труды К. в монастырских пекарне и поварне; рассказ о встрече с отцом и его постриге; явление К. Пресв. Богородицы в Тихвинском монастыре; явление К. огненного столпа на небе; К. просит остров для устроения монастыря; 2 явления К. ангела Господня; наставление братии перед кончиной; обретение мощей и многочисленные прижизненные и посмертные чудеса святого. Если в верхних рядах клейма расположены в хронологической последовательности в соответствии с основной редакцией Жития, то затем в отдельную группу слева выделяются сюжеты основания обители. Рассказ о кончине и посмертные чудеса занимают нижнюю часть иконы. В среднике помещены сцены явления святого во сне царю Иоанну IV Грозному и принесение игуменом государю образа К. (в поясном изводе). Центральный образ преподобного близок к изводу средника более ранней житийной иконы, но борода К. изображена более острой, а волосы кудрявыми. Надпись на свитке уникальна: «Рече преподобный Кирилл: се уже, братия, конец живота моего приближается, и аз от жития убо отхожду сего…» По краю средника написана молитва преподобному с просьбой о спасении людей, поклоняющихся с верой «зрака лица святому образу твоему». В том же храме числилась еще одна житийная икона К., с 20 клеймами (КБМЗ). Икона преподобного с 22 житийными клеймами, кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. (под записью, ВГИАХМЗ; см.: Петрова Т. Г. 2000. С. 67-68, 71. Ил. 3), происходит из придела во имя К. в вологодской ц. вмц. Екатерины. Выделяются клейма с изображением трудов святого после принятия им сана игумена, его пророчества царю Иоанну IV и завершающие цикл сцены преставления и посмертного видения К. Еще один житийный цикл помещен на раме с 44 клеймами, созданной в 1-й четв. XVIII в. (предположительно ранее иконы из Ильинской ц.) для Преображенского собора в Белоозере (Белозерске) (ГРМ; см.: Соловьёва. 2006). В ее композициях присутствуют монастырские реликвии, в частности «посох чудотворцев». Кроме того, образ К. вводили в клейма Тихвинской иконы Божией Матери, со сказанием и чудесами ( Иванова И. А. Икона Тихвинской Богоматери и ее связь со «Сказанием о чудесах иконы Тихвинской Богоматери»//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 429).

http://pravenc.ru/text/1840279.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010