Ист.: Пимен [Мясников], архим. Восп.//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. С. 295-300; Филарет [Дроздов], митр. Московский. Два письма к вдове майора А. Г. Головиной. М., 1878; он же. Творения. Т. 5: На Книгу Бытия. М., 1885. С. 328-332; Правила о составе, зависимости и устройстве Высочайше утвержденного Троицкого Одигитриевского жен. общежития//Сб., изданный ОЛДП по случаю празднования 100-летнего юбилея со дня рождения (1782-1882) Филарета, митр. Московского. М., 1883. Т. 1. Прил. 1; Старец Зосима Верховский: Житие и подвиги. М., 1994р; Зосима Верховский, прп. Творения/ТСЛ. Серг. П., 2006. Лит.: Троице-Одигитриевская Зосимова пуст./Сост.: кнж. Е. Горчакова. М., 1892 1, 1903 2; Ефремов А. Троице-Одигитриева Зосимова пуст.//ЖМП. 1994. 7/8. С. 67-70; Троице-Одигитриева Зосимова пуст.//Моск. журнал. 1997. 3. С. 39-47; 2001. 2. С. 34-40; Доброхотно дающего любит Бог (о купцах Лепёшкиных)//Там же. 1998. 7. С. 50-57; 8. С. 38-45; Легенда, ставшая былью//От Москвы до Парижа: 185 лет Малоярославецкому сражению. Малоярославец, 1998. С. 22-23; Обитель старца Зосимы Верховского. М., 1998, 2004р; Прмц. игум. Афанасия, последняя настоятельница Зосимовой пуст.//Рус. паломник. 2000. 21/22. С. 42-49; Мелентьев М. М. Мой час и мое время. М., 2001. С. 134-137; То же//Встречи с прошлым. М., 1990. Вып. 7. С. 204-208; Троице-Одигитриевский жен. мон-рь Зосимова пуст. в 1920-е гг.//Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX вв. М., 2002. С. 279-298; Зосима (Верховская), мон. Троице-Одигитриевская Зосимова пуст. и ее Троицкий храм//Троицкие чт. Сб. 2003/2004 гг. Большие Вязёмы, 2004. С. 240-252; Глушкова В. Г. Мон-ри Подмосковья. М., 2005. С. 274-285; ЖНИР. 2005. Янв. С. 492-497, 503-505; Ставицкая Н. К 180-летию Зосимовой пуст.//Московские ЕВ. 2006. 9/10. С. 132-139; О верности Богу и Его Церкви в годы гонений 1930-х гг. сестер Троице-Одигитриевского мон-ря «Зосимова пустынь»//Возрождение правосл. мон-рей и будущее России: Мат-лы III Всерос. науч.-богосл. конф. «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России». Серг. П.; Саров; Дивеево, 2006 г. Н. Новг., 2007. С. 100-118; Зосима (Верховская), мон. Жен. Зосимова пуст. М., 2008.

http://pravenc.ru/text/200057.html

Лит.: ИРИ. Ч. 6. С. 699; Филарет (Гумилевский), архим. Черноморская Николаевская пуст. при Лебяжьем лимане. Х., 1856; Григорович Н. И. Обзор учреждения в России правосл. мон-рей, со времени введения штатов по Духовному ведомству: 1764-1869 гг. СПб., 1869. С. 10-14; Самуил (Сардовский), архим. Екатерино-Лебяжская Николаевская общежит. пуст. Кубанской обл.//Кавказские ЕВ. 1878. 11. С. 382-390; 12. С. 413-423; 13. С. 440-464 (отд. изд.: М., 1890); Зверинский. Т. 1. 567; Короленко П. П. Церковные древности кубанских казаков. М., 1905; Денисов. С. 340-341; Воскресенский А. Черноморская Екатерино-Лебяжеская Николаевская общежит. пуст. Кубанской обл.: (Из путевых заметок паломника). Н. Новг., 1909; Описание Екатерино-Лебяжской Николаевской войска Черноморских казаков пуст.//Ставропольские ЕВ. 1909. 1. С. 16-25; Кияшко И. И. Екатерино-Лебяжская св. Николая пуст.//Кубанский сб. Екатеринодар, 1910. Т. 15. С. 209-230; Памяти прп. Сергия Радонежского: Сб./Сост.: А. И. Слуцкий. Краснодар, 1992; Раздольский С. А. Черноморская Екатерино-Лебяжская Николаевская пуст.//Сб. работ преподавателей гуманит. наук. Краснодар, 1994. С. 145-150; он же. Монастырские обители юга России, их роль в религ. и культурном развитии края в XIX - нач. XX вв. Майкоп, 2003. С. 7-18; Матвеев О. В. Слово о Кубанском казачестве. Краснодар, 1995; Шептун С. В. Из истории правосл. Церкви на Кубани. Краснодар, 1995; Бороденко В. Е. Землевладение и доходы мон-рей Предкавказья: (кон. XVIII - нач. XX вв.)//Проблемы истории Сев. Кавказа. Краснодар, 2000. С. 68-73; она же. Мон-ри и монашество//Дело мира и любви: Очерки истории культуры и православия на Кубани/Ред.: О. В. Матвеев. Краснодар, 2009. С. 218-229; Из положения о Черноморском казачьем войске о духовенстве, церквах и богоугодных заведениях//Правосл. Церковь на Кубани: Сб. док-тов. Краснодар, 2001. С. 45-46; Указ имп. Екатерины II об учреждении Екатерино-Лебяжской Николаевской пуст.//Там же. С. 333; Бондаренко В., свящ. По страницам летописи Екатерино-Лебяжской Св.-Николаевской пуст.//Отрадненские ист.-краевед. чт.: Мат-лы регион. науч. конф. Армавир; Отрадная, 2013. Вып. 1. С. 184-189; Терещенко К. Возвращение к св. обители//Кубанские новости: Газ. Краснодар, 2014. 129.

http://pravenc.ru/text/2463219.html

Ярославской губернии: муж, монастыри – 1) александрова пуст., 2) воскресенский в караше, 3) вознесенский обнорский, 4) воскресенский обнорский, 5) воскресенский угличский, 6) андриевский, 7) на бою никольский, 8) вепрева пуст., 9) акаяниева п., 10) афанасьева любимская пуст., 11) морозова пуст., 12) шеренский успенский, 13) троицкая колесникова, 14) дивногорский, 15) касьянов ученский, 160) водожский богородицкий или спасоломовский, 17) носковский рождественский, 18) островский богоявленский, 19), – рождественская новая пуст., 20) райский златоустовский, 21) репьевский успенский, 22) рябова пуст., 23) сохотская спасская пуст., 24) спасоростовский, 25) княжиино или на песках спасский и 26) тихвинский пошехонский. Девичьи монастыри – 1) троицкий ростовский, что на бору. 2) петровский покровский, 3) троицкий николаевской пошехонский и 4) югская Дмитровская. Сибирских губерний: муж. монастыри – 1) красноярский Введенский, 2) енисейский лосиноборский преображенский, 3) нерчинский успенский, 4) – нижнеудинский спасский, 5) спасский подлемный, 6) иркутская братская пуст., 7) иркутский мугальский, 8) томский кашиношиверский, 9) томский кузнецкий, 10) – тобольский спасский тарский и 11) – якутский покровский. Девичьи монастыри – 1) тобольский рождественский и 2) томский рождественский. Югозападного края: а) Волынской губерний муж. монастыри – 1) островский преображенский, 2) дубенский Крестовоздвиженский, приписанный и почаевской лавре. Девичий монастырь – ясногородский троицкий. б) Минской губернии муж. – монастыри – 1) минский петропавловский (1799 г.). 2) слуцкий братский спасский (1797 г.), 3) угозовский николаевский (1810 г.), 4), старчицкий петропавловский (1817 г.), 5) деревский троицкий (1828 г.), 6) пинский купятицкий (1817 г.), пинский новодворский (1817 г.), 8) мороцкий успенский (1847 г.) и 9) приписной грозовский богословский (1860 г.). Девичьи монастыри – 1) минский петропавловский (1796 г.), 2) слуцкий ильиницкий (1855 г.) и 3) дятловицкий спасский (1855 г.). Терской области: моздокский преображенский муж. и девичий.  

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Введенская Оптина пустынь. Литография. Кон. XIX в. В кон. XVIII в. Московский и Калужский митр. Платон (Левшин) обратил внимание на единственный в крае сохранившийся после секуляризации церковных земель мон-рь - Оптину пуст.- и решил преобразовать его на строгих общежительных принципах. В 1821 г. при Оптиной пуст. был основан Иоанна Предтечи скит , в котором зародилось оптинское старчество . В обители удалось добиться непрерывности традиции старчества: после смерти старца старшая братия выбирала ему преемника, к-рый обычно был его ближайшим учеником, иногда служение совершали неск. старцев одновременно. По благословению прп. старца Амвросия (Гренкова) в 1884 г. в Козельском у. была основана Шамординская Казанская жен. община (с 1901 мон-рь). По инициативе прп. старца Макария (Иванова) в Оптиной пуст. с 40-х гг. XIX в. велась активная просветительская деятельность. Монахи в сотрудничестве со светскими лицами переписывали и издавали творения отцов Церкви (в переводе прп. Паисия (Величковского) и в собственных переводах) и др. лит-ру. В нач. XX в. в Шамординском мон-ре была устроена типография. Обе обители к этому времени обладали значительными земельными наделами, большим, образцово организованным хозяйством, комплексом благотворительных учреждений. По числу монашествующих Оптина пуст. опережала все мужские, а Шамординский монастырь - все жен. обители Калужской епархии. В XIX - нач. XX в. Оптину пуст. посещали многочисленные паломники, в т. ч. вел. кн. Константин Константинович , вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой , Московский митр. св. Макарий (Невский) , Н. В. Гоголь , И. В. Киреевский , Ф. М. Достоевский , К. Н. Леонтьев , Вл. С. Соловьёв , гр. Л. Н. Толстой и др. Многие из них бывали и в Шамординском мон-ре, в частности, Л. Н. Толстой навещал там свою сестру - схим. Марию (Толстую). Оптину пуст. часто называли духовным центром не только Калужской епархии, но и России. В большинстве муж. мон-рей Калужской епархии сложилась традиция подбирать настоятелей из насельников Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

И. общался с оптинскими подвижниками прп. Львом (Леонидом) (Наголкиным), прп. Макарием (Ивановым) , прп. Моисеем (Путиловым) и особенно близко - с прп. Амвросием (Гренковым) , к-рого называл «святым мужем и делателем умной молитвы». Старец Амвросий писал своей духовной дочери: «Отец Илиодор посоветует тебе всегда полезное как опытный духовный муж». Прп. Амвросий многим советовал посетить Глинскую пуст., передавал с паломниками книги глинскому подвижнику. Духовное единение старцев раскрывается в совете прп. Амвросия сестрам севского во имя Святой Троицы монастыря : «К о. Илиодору в Глинскую пустынь можете писать и можете принимать его мнения и советы, остальных же, коих мнения все врозь… принимать нельзя» (см.: Там же. С. 277-278). Письма И. сохранились только в б-ке скита Оптиной пуст., что свидетельствует о благоговейном почитании в этой обители памяти глинского подвижника. Впервые письма И. инокиням севского во имя Св. Троицы мон-ря были обнаружены схиархим. Иоанном (Масловым) в архиве Оптиной пуст., находящемся в ОР РГБ. Схиархим. Иоанн, исследовав эпистолярное наследие старца, реконструировал учение И. о спасении в монографии (см.: Там же). Осенью 1874 г. из-за болезни И. переселился в монастырь. Похоронен с левой стороны от входа в Успенскую ц. Глинской пуст. К июлю 2009 г. мощи И. находились в Никольском соборе пустыни в отдельной раке. 16 авг. 2008 г. в Глинской пуст. состоялись торжества прославления И. в лике святых. Соч.: Письмо к Варваре и Серафиме, монахиням. 1863 г., марта 1-го//РГБ ОР. Ф. 213. К. 103. Ед. хр. 92; Письма к Тимковским: Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре). 185(7)-1873 гг.//Там же. Ед. хр. 93. Арх.: Об увольнении в Иерусалим проживающего в Глинской Богородицкой пуст. Курской епархии архим. Иоанникия. 1849-1850 гг.//РГИА. Ф. 796. Оп. 130. Д. 1158. Л. 1-1 об.; Главная опись церк. и ризничего имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой муж. общежит. пуст., составленная в 1854 г.//Там же. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2727. Л. 80, 109-109 об.; Портреты начальствующих и других лиц монашествующего духовенства. 1870-1905 гг.//Там же. Ф. 835. Оп. 4. Д. 59. Л. 6; Амвросий (Гренков), прп. Наставления и письма//РГБ ОР. Ф. 213. К. 50. Ед. хр. 1. Л. 16 об.; он же. Письма к Варваре и Серафиме, монахиням (Тимковским), 1862-1871 гг.//Там же. К. 54. Ед. хр. 5. Л. 112 об., 126-126 об.

http://pravenc.ru/text/389285.html

Такая ситуация сохранялась до 80-х гг. XVII в. С воцарением Феодора Алексеевича к Н. В. м. были приписаны 19 муж. мон-рей в 15 уездах: Левкиев в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь в Волоцком у., Никольский Пятницкий мон-рь в Дмитровском у. (совр. дер. Пятница Солнечногорского р-на Московской обл.), Покровская Сосновская пуст. в Зарайском у. (совр. с. Сосновка городского округа Озёры Московской обл.), Троицкая Старокадомская пуст. в Темниковском у. (совр. с. Ст. Кадом Кадомского р-на Рязанской обл.), Тихонов Карачевский в честь Воскресения Христова мужской монастырь , Зосимова Сестринская (Успенская Изосимова) Клинская пуст. в Клинском у. (совр. урочище Изосименье близ дер. Степаньково Лотошинского р-на Московской обл.), Курмышский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь (ныне с. Курмыш Пильнинского р-на Нижегородской обл.), Тихонов Лухский в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь , Успенский Боровенский мон-рь (Ферапонтова пуст.) в Мещовском у. (совр. с. Боровенск Мосальского р-на Калужской обл.), Никольская Бутылицкая пуст. в Муромском у. (совр. с. Бутылицы Меленковского р-на Владимирской обл.), Симеоновский монастырь в Ряжском у. (совр. с. Семион Кораблинского р-на Рязанской обл.), Нищевский Покровский мон-рь в Рязанском у. близ с. Белоомут (совр. рабочий пос. Белоомут городского окр. Луховицы Московской обл.), Жерновский Никитский мон-рь в Рязанском у. (совр. с. Жерновище Спасского р-на Рязанской обл.), Успенский Введенский Астраганский (Строганский) мон-рь в Тверском у. (ныне территория затоплена Иваньковским водохранилищем), Дудин Николаевский мон-рь в Тверском у. (совр. дер. Дудино Калининского р-на Тверской обл.), Савватиева пуст. в Тверском у. (близ совр. дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), тверской Феодоровский мон-рь (в черте г. Твери), Кирилло-Афанасиевский мон-рь в Угличском у. близ г. Мологи (ныне территория затоплена Рыбинским водохранилищем), Успенская Андрианова пуст. в Шацком у. (совр. с. Пустынь Касимовского р-на Рязанской обл.).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прмч. Исаакий (Бобраков). Фотография. 1915 г. (архив Оптиной пуст.) (Бобраков Иван Николаевич; 1865, дер. Остров Малоархангельского у. Орловской губ.- 8.01.1938, близ Тулы), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим. Из крестьянской семьи, его отец стал схимонахом Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. Иван научился в сельской школе чтению и письму. В 1884 г. поступил послушником в Оптину пуст. Нес клиросное послушание. 17 дек. 1897 г. определен в братию пустыни. 7 июня 1898 г. пострижен в монашество с именем Исаакий, 20 окт. того же года рукоположен во диакона. 24 окт. 1902 г., в день освящения Казанского собора Шамординского Амвросиева в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-ря , Калужский еп. Вениамин (Муратовский) рукоположил И. во иерея. После кончины прп. Амвросия (Гренкова) его духовником был старец прп. Иосиф (Литовкин) . После смерти 30 авг. 1914 г. настоятеля Оптиной пуст. схиархим. Ксенофонта (Клюкина) И. был избран новым настоятелем. 7 нояб. того же года назначен на должность с возведением в сан игумена, с 16 нояб. архимандрит (при перечислении настоятелей Оптиной пуст. И. нередко называют Исаакием II, чтобы отличать его от прп. Исаакия (Антимонова) ). При И. в авг. 1915 г. обитель посетил свт. Макарий (Невский) , митр. Московский, в апр. 1916 г.- вел. кн. Дмитрий Константинович, кнж. Татьяна Константиновна и кн. Константин Константинович. С кон. 1913 г. в Оптиной пуст. на покое жил Михей (Алексеев) , бывш. еп. Уфимский. Формально он не участвовал в монастырском управлении, но оказывал на И. психологическое давление, отличаясь тяжелым характером. И. принадлежала инициатива объединить часовни над погребениями оптинских старцев в одно теплое помещение с крышей (проект не был осуществлен). По его же идее в Оптиной пуст. были подготовлены к изданию материалы для Жития прп. Льва (Леонида) (Наголкина) (напечатаны в 1917 в типографии Шамординской обители).

http://pravenc.ru/text/674772.html

Арх.: ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 135 [Биографии и док-ты к биографиям настоятелей Саровского мон-ря]; Д. 176 [Личное дело строителя мон-ря иером. Исайи (1771-1794)]; Д. 361 [Мат-лы к биографии игум. Нифонта и к ист.-стат. описанию Саровского мон-ря (1806-1842)]; Д. 990 [Описание ист. памятников Саровского мон-ря]; Д. 1061 [Программа для составления истории мон-ря с прил. разных ист. док-тов (1875)]. Соч.: Переписка с Авелем (Ванюковым)//РГБ ОР. Ф. 214. Д. 55; [Духовные назидания]// Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 1996p. С. 101-103. Лит.: Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853, 1996p; Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника. М., 1884, 1991p; Саровская общежительная пуст.: Подробное описание. М., 1908; Серафим (Чичагов), митр. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. Н. Новг., 2004; Муравьёв А. Н. Саровская пуст.//К батюшке Серафиму: Восп. паломников в Саров и Дивеево (1823-1927). М., 2006. С. 91-136; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. Саров, 2006 3. С. 118; Степашкин В. А. Прп. Серафим Саровский: Предания и факты. Саров, 2008 3. Е. А. Мавлиханова, Д. Б. Кочетов Иконография И. представлен на гравюре сер. XIX в., к-рая была выполнена, очевидно, на основе прижизненного изображения и отпечатана в виде отдельного листа (ГИМ; из собр. П. С. Уваровой; см.: «Место сие тебе будет во спасение…»: К 300-летию Саровской Успенской пуст.: Кат./Сост.: Я. Э. Зеленина и др. М., 2006. С. 44. Кат. 35), а также помещена в кн.: Авель (Ванюков), иером. Общежительная Саровская пуст. и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853. И. изображен вполоборота влево, по пояс, в мантии и клобуке, опирается на игуменский посох; у него тонкие черты лица, проницательный взгляд, большая окладистая борода, брови сведены к переносице. Гравюра послужила оригиналом для повторений в технике литографии, включенных в саровские издания 2-й пол. XIX в., напр. для эстампа 1870 г. московской мастерской А. В. Морозова (ЦМиАР; см.: Зеленина Я. Э. Особенности монастырского портрета (на примере изображений настоятелей и подвижников Саровской пуст.)//Возрождение правосл. мон-рей и будущее России: Мат-лы 3 Всерос. науч.-богосл. конф. «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России». Серг. П.- Саров - Дивеево, 28 июня - 1 июля 2006 г. Н. Новг., 2007. С. 203).

http://pravenc.ru/text/674846.html

1426, упразднен после 1918); в честь Преображения Господня мон-рь (на р. Рабанге в Вологодском у., муж., основан ок. 1447, упразднен в 1764); Глушицкий во имя свт. Леонтия Ростовского мон-рь (в Кокошиловской вол. Кадниковского у., жен., основан в 1-й пол. XV в., упразднен до 1764); во имя святых Бориса и Глеба пуст. (на р. Сухоне в Вологодском у., муж., основана до 1479, упразднена в 1764); Коптева в честь Сретения Господня и свт. Николая Чудотворца пуст. (на р. Великуше в Грязовецком у., муж., основана старцем Паисием в 1481, в 1547 приписана к Корнилиеву Комельскому мон-рю); Рябинина Казанская пуст. (на р. Масляне в Вологодском у., муж., основана ок. 1485, упразднена в 1764); во имя святых Бориса и Глеба мон-рь (в Сольвычегодске, муж., основан до 1498, время упразднения неизвестно); Перцова во имя Св. Троицы пуст. (на р. Лухте в Грязовецком у., муж., основана ок. 1499, в 1588 приписана к Корнилиеву Комельскому мон-рю); Семигородная (Седмигорская) в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (в Кадниковском у., основана в XV в. как муж., с нач. XVII в. жен., с сер. XVII в. муж., упразднена в 1926); Иннокентиев Комельский в честь Преображения Господня мон-рь (в Грязовецком у., муж., основан в 1491 г., упразднен в 1764); Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-рь (близ Грязовца, муж., основан в 1497-1499, упразднен в 1924); в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-рь (на р. Тиксне в Тотемском у., муж., основан в кон. XVI - нач. XVII в., упразднен до 1764); Ефремова Леванидовская во имя свт. Николая Чудотворца пуст. (Куракинской вол. Тотемского у., муж., основана в нач. XVI в., упразднена в XVII в.); Верхопежемская во имя свт. Николая Чудотворца пуст. (на р. Пежме в Вельском у., муж., основана в 1503, упразднена в 1764); Кириллов Белый Новоезерский в честь Воскресения Господня мон-рь (на Красном о-ве оз. Новозера, муж., основан в 1517, закрыт в 20-х гг. XX в.); Сямский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь (в Вологодском у., муж., основан ок.

http://pravenc.ru/text/155162.html

В 1918-1940 гг. практически все храмы и оба действующих мон-ря на территории К. и Л. е. были закрыты. Офиц. упразднение Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря состоялось в 1918 г., у них было изъято все имущество, затем организованы совхозы, в к-рых работали монашествующие. Впоследствии в монастырских постройках размещались разные учреждения, в частности сельскохозяйственные ПТУ. В Оптиной пуст. в 1919-1928 гг. действовал музей «Оптина пустынь», в скиту св. Иоанна Предтечи в 1967-2005 гг.- литературный отдел Козельского краеведческого музея с экспозициями, посвященными писателям, посещавшим обитель. Монахи и монахини после выселения из обителей переехали в Козельск и окрестные села. В 1917 г. на хуторе Манинском Жиздринского у. (ныне урочище Манинский Хутор Людиновского р-на) монахини Шамординского мон-ря устроили скит в честь Иерусалимской иконы Божией Матери («Иерусалимская пустынька»), некоторое время существовавший нелегально под окормлением оптинского иером. Тихона (Лебедева). В 1924 г. в Калужской епархии было учреждено Козельское вик-ство, к-рое возглавил еп. Михей (Алексеев) , ранее живший в Оптиной пуст. на покое. Вик-во просуществовало до его смерти в 1931 г. Мн. священнослужители и монашествующие были подвергнуты репрессиям, среди расстрелянных был последний настоятель Оптиной пуст. прмч. Исаакий (Бобраков) . В 1929-1930 гг. существовала обновленческая (см. Обновленчество ) кафедра в Жиздре. Во время Великой Отечественной войны на оккупированной немцами территории начали открываться храмы, при отступлении немцев некоторые церкви (в частности, Троицкая ц. бывш. Драгошанского Свято-Троицкого мон-ря, Александро-Невский собор в Жиздре) были уничтожены. Прот. Викторин Зарецкий, настоятель Свято-Лазаревской ц. в Людинове, участвовал в антифашистском подполье, выполнял задания партизанского командования. В 2007 г. он был посмертно награжден медалью «За отвагу». Возрождение церковной жизни в крае началось в кон. 80-х гг. XX в. со знаменитых мон-рей: в 1987 г. Оптина пуст., в 1990 г. Шамординский мон-рь были возвращены Церкви, началось их восстановление, оба мон-ря впервые в своей истории получили статус ставропигиальных. Оптиной пуст. в 1990 г. была передана большая часть скита св. Иоанна Предтечи, в 1999 г. был устроен скит при Шамординском мон-ре с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». С 2006 г. в Оптиной пуст., Калуге и Москве проводится Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». В 2001 г. в Козельском р-не был учрежден Клыковский в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/1841676.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010