Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Обозрение Козельского Оптина мон-ря и бывших в нем до нач. XVIII ст. храмов. Калуга, 1857; он же. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария. М., 1861; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763, 18854; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание настоятеля малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870; он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 584-586; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иеромон. Оптиной пуст. М., 18822; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882; Вербицкий В. Козельская Оптина пуст. и ее значение в истории рус. монашества//ЧОЛДП. 1893. 9. С. 155-208; 10. С. 328-362; 11. С. 399-440; Жизнеописание старца Оптиной пуст., иеросхим. Илариона. Калуга, 1897; Соколов Д. Д. К лит. деятельности Оптиной пуст. Калуга, 1898; Агапит (Беловидов), архим. Очерк жизни настоятеля Оптиной пуст. архим. Исаакия. М., 1899; он же. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2008; он же. Первый великий старец оптинский иером. Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 1917; он же. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Еразм (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2008; Поселянин Е. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий: Жизнь его и подвиги. СПб., 1907 (то же, изм. загл.: Старец Амвросий: Праведник нашего времени. М., 2009); Никодим (Кононов), архим. Старцы: о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность. М., 1909; Очерк жизни старца Оптиной пуст. иеросхим. Иосифа. Шамордино, 1911; Четвериков С. И., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

В 1992 г. жители пос. Нов. Быт организовали православную общину, к-рой был передан собор Всемилостивого Спаса. 1 июня 1995 г. Д. п. была возобновлена, настоятелем назначен иером. (впосл. архим.) Герман (Хапугин; † 26 июля 2005), 6 окт. 2005 г.- архим. Роман (Гаврилов), 10 авг. 2006 г. хиротонисанный во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 6 окт. 2011 г. решением Свящ. Синода настоятелем был назначен иером. Сергий (Куксов). В сент. 2006 г. в Д. п. проживали архимандрит, игумен, 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 2 монаха. 23 мая 1997 г. в Д. п. были обретены мощи прп. Давида, находящиеся ныне в Знаменском храме, слева от царских врат. Братия составила службу с акафистом прп. Давиду Серпуховскому. Благоустроено монастырское кладбище, в 2002 г. найдено и восстановлено захоронение ген. Дохтурова. Обитель имеет подворья при Преображенском храме в дер. Ст. Спас и при храме прп. Давида Серпуховского близ дер. Талеж. Арх.: РГАДА. Ф. 1447. Оп. 1 (1725-1885). Ист.: Иванов П. И. Описание гос. архива старых дел. М., 1850. С. 350; Горчаков М. , свящ. Монастырский приказ (1649-1725). СПб., 1868. 17; ПСиР. 1869. Т. 1. 58; 1889. Т. 5. 1892; Холмогоровы В. и Г. Ист. материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1889. Вып. 7; 1896. Вып. 9; Клейн В. К. Царские жалования церквам в XVII в.//Моск. церк. старина: Тр. Комиссии по осмотру и изучению памятников церк. старины г. Москвы и Моск. епархии. М., 1911. Т. 4. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание... Воскресенского мон-ря. М., 1876; Симсон П. Ф. История Серпухова в связи с Серпуховским княжеством и вообще с отечественной историей. М., 1880; Токмаков И. Ист.-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892; Виноградов Н. П. , диак. Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Моск. губ.: Кр. ист. очерк с рис. (1515-1915 гг.). М., 1915; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1975. Т. 2; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. М., 1988; Прокин А. Давидова пуст.//Лопасненские страницы. Чехов, 1991. С. 8-13; Ефремов А. Обитель прп. Давида//Моск. журнал. 1992. 1. С. 42-44; Воропаева Е. Пробуждение Давидовой пуст.//Народная газ. 1999. 4 нояб.; Васильева М. Давидова пуст., чистый родник//Моск. ЦВ. 2000. 3/4. Март. С. 6; Зырянов П. Н. Русские мон-ри и монашество в XIX и нач. XX в. М., 2002. С. 288; Архиерейское богослужение в Давидовой пуст.//Моск. ЕВ. 2003. 11/12. С. 41-43; Прп. Давид Серпуховский и основанная им Вознесенская пуст.: К 400-летию ее основания, 1515-1915/Изд. Давидовой пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность//Моск. ЕВ. 2004. 6/8. С. 120-125; Вознесенская Давидова пуст. Чехов, 2004; Мон-ри в окрестностях Москвы. М., 2004. С. 198-218; Яковлев И. Вознесенская Давидова пуст.//ЖМП. 2004. 5. С. 12-33.

http://pravenc.ru/text/168568.html

СПб., 18622; он же. Ист. описание Белёвского девичьего Крестовоздвиженского третьекл. мон-ря. СПб., 1863; он же. Ист. описание Борисовской Тихвинской девичей пуст. М., 1872; Д. Л. Воспоминания о старце Оптиной пуст. иеросхим. Макарии//ДомБ. 1862. Вып. 12. С. 263-273; Вып. 13. 31 марта. С. 288-294; Иосиф (Литовкин), прп. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. [Н.] Леонтьев пред «старцами» Оптиной пуст.//ДЧ. 1898. Ч. 1. 1. С. 157-162; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск; М., 2000; Покровский В. Старец Макарий Оптинский как учитель нравственности//Калужская старина. 1902. Т. 2. Кн. 1. С. 1-14 (отд. паг.); Кн. 2. С. 30-48; 1904. Т. 4. С. 3-72; Матвеев П. Гоголь в Оптиной пуст.//РС. 1903. Т. 113. Февр. С. 301-304; Червяков А. Д. Собрание Оптиной Введенской пуст.//Рукописные собрания гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина: Указ. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 272-287; Слова духовно-нравственные преподобных отцов наших Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Нового Богослова. М., 1995; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иером. Оптиной пуст. М., 1997; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Четвериков С., прот. Оптина пуст.// Он же. Правда христианства. М., 1998. С. 337-398; Андроник (Трубачёв), игум. Афанасий (Захаров), схим.//ПЭ. 2001. Т. 3. С. 714; Котельников В. А. Правосл. подвижники и рус. лит-ра: На пути к Оптиной. М., 2002; Старцы Площанской пуст. М., 2002; Евстафий (Солнцев), иером. Эпистолярное наследие прп. Макария, старца Оптинского: Дис. Серг. П., 2003. Ркп.; Диомид (Кузьмин), иером. Василий (Кишкин), иером.//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 82-84; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; она же. Святой отец для последних времен//«Молю Господа даровать уму моему слово на пользу вашу»: Сб. писем прп. Макария (Иванова). М., 2006. С. 5-22; она же. Оптина пуст. и Вознесенский Великолукский мон-рь//АиО. 2011. 2(61). С. 111-130; она же.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

Спасо-Суморин монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Спасо-Суморин монастырь. Фотография. Нач. ХХ в. Песоцкая в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (близ Кубенского оз. в Вологодском у., муж., основана до 1588, упразднена в 1764); во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких пуст. (на р. Двине в Великоустюжском у., муж., основана во 2-й пол. XVI в., упразднена до 1764); Заоникиевская Владимирская пуст. (в Фетиньинской вол. Вологодского у., муж., основана в кон. XVI в., упразднена после 1917); Коровина Александрова пуст. (при р. Шингарь в Грязовецком у., муж., основана в 1530, в 1656 приписана к Арсениеву Комельскому мон-рю, упразднена в 1722); в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь (в Вологде, муж., основан до нач. XVII в., упразднен до 1764); во имя свт. Николая Чудотворца пуст. (близ оз. Бабьего в Тотемском у., муж., основана ок. 1605, упразднена в 1764); Леонидова Усть-Недумская пуст. (на оз. Чёрном в Великоустюжском у., муж., основана ок. 1608, упразднена в 1764); Верхотерменский в честь Воскресения Господня мон-рь (на р. Терменьге в Вельском у., муж., основан до 1609, упразднен до 1764); Шидоровский в честь Преображения Господня мон-рь (на р. Двине в Сольвычегодском у., муж., основан до 1612, упразднен в 1764); Репная Спасская пуст. (в Богородской вол. Кадниковского у., муж., основана до 1613, упразднена в 1764); вологодский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-рь (в Вологде, муж., основан ок. 1627 как Галактионова пуст., с 1654 Свято-Духов мон-рь, упразднен в 1918); Подольный в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в Кадниковском у., муж., основан до 1617, упразднен в 1764); во имя ап. Иоанна Богослова пуст. (на р. Кохтыш в Грязовецком у., муж., основана в XVI в., в XVII в. приписана к архиерейскому дому); во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь (близ Вологды, жен., основан до 1623, упразднен до 1764); Ухренская в честь Воскресения Господня пуст. (в Вельском у., муж., основана до 1623, упразднена до 1764); Маркова в честь Богоявления Господня пуст. (на Белавинском оз.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 102; Епарх. хроника//Тульские ЕВ. 1864. Приб. 17. С. 227; Леонид (Кавелин), архим. Ист.-стат. описание Белёвской Жабынской пуст. Тула, 1865 (то же, изм. загл.: Описание Белёвской Жабынской пуст. М., 2006); Мартынов П. М. Жабынская Введенская пуст.//ИВ. 1888. Т. 31. 3. С. 675-685; Восков И. Торжество в Жабынской Макариевской пуст.//ПрибЦВед. 1889. 49. С. 1505-1506; Зверинский. Т. 1. 105. С. 111-112; Знаменский И. В. Полузабытый подвижник Рус. Церкви кон. XVI и нач. XVII ст.: Прп. Макарий Жабынский//Изв. Тамбовской УАК. 1890. Вып. 28. С. 17-63; Вып. 30. С. 15-72; Памятная книжка Тульской губ. за 1890 г. Тула, 1890. С. 44; Фирсов А. И. В обители прп. Макария//ИВ. 1896. Т. 66. 10. С. 197-208; он же. Белёвская Жабынская пуст. Тула, 1898; Шарапов К. Ист. очерк белёвской Введенской Макариевской пуст. Тула, 19082; он же (Тихон (Шарапов), иером.). Жабынь//Листок Тульской ДС. 2005. 2. С. 10-12; 3. С. 8; 4. С. 11-12; 5. С. 5-6; 6. С. 10-11; 7. С. 11-12; 8. С. 11; 9. С. 8-10; 10. С. 7-8; 11. С. 2-3; А-й, инок. Белёвско-Жабынское торжество: (Память прп. Макария)//Рус. инок. 1912. 4; Яковлев А. И. Засечная черта Московского гос-ва в XVII в. М., 1916; Банников В. Жабынь - наша жемчужина, наша боль...//Коммунар: Газ. Тула, 1996. 8. С. 6; Семёнова Н. А. Белёв в истории Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря//Белёвские чт. 2002. Вып. 2. С. 64-69; Каркешкина Т. Возградитель св. обители//Тульские ЕВ. 2004. 9. С. 3; Агапов И., прот. Архитектура Жабынской Введенской пуст.//УЗ Тульской ДС. 2005. Вып. 1. С. 46-55; Левшин В. А. Топографическое описание Тульской губ. 1803 г./Сост.: С. Д. Ошевский. Тула, 2006. С. 157-165; Кудака Д. Н., прот. Белёвская Жабынская Введенская Макариевская пуст. и ее подвижник прп. Макарий чудотворец. М., 2007; Герасим (Дьячков), иером. Белёвский Спасо-Преображенский мон-рь Тульской обл.: История в лицах. М., 2008; он же. Белёвский край: Очерки церк. жизни XX-XXI вв. М., 2010; Никитина Н. А. Белёв и его окрестности: (Край, дорогой моему сердцу). М., 2008; Желтова А. Б. Белёв - город храмов и мон-рей: Ист. очерки и святыни. Орел, 2009; Никишов В. Д. Жабынь: История Св.-Введенской Макариевской Жабынской пуст. М., 2011.

http://pravenc.ru/text/2561260.html

Челмы, близ впадения ее в оз. Монастырское; основан предположительно на рубеже XIV и XV вв., документально известен с 1544, возобновлен в 1845, закрыт в 1919), Кенская Пахомиева Спасо-Преображенская пуст. (мужская, в 4 км от совр. дер. Вершинино Плесецкого р-на Архангельской обл.; основана в кон. XV в.), Емецкая (Ямецкая) Благовещенская пуст. (ныне пос. Пустынька Плесецкого р-на Архангельской обл.; основана как мужская не позднее нач. XVI в., в кон. XIX в. возрождена как жен. община, в нач. XX в. община преобразована в монастырь, к-рый был закрыт в 20-х гг. XX в.), Андрусова (Ондрусова) Николаевская пуст. (мужская, близ совр. пос. Ильинского Олонецкого р-на Карелии; основана во 2-й четв. XVI в., восстановлена в 1817 как приписная к Валаамскому мон-рю С.-Петербургской епархии, в 1829 перечислена во вновь учрежденную Олонецкую епархию, закрыта после 1917, возобновлена в 2014, когда на это место переселили братию Митрофаниевской пуст. из пос. Интерпосёлок Олонецкого р-на Карелии), Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня (Задненикифоровская Важеозерская Спасо-Преображенская пуст.) мужской, в совр. пос. Интерпосёлок Олонецкого р-на Карелии; основан в 1-й пол. XVI в., возобновлен в 1846, закрыт в 1-й пол. 20-х гг. XX в., в 1992 возобновлен как Задненикифоровская жен. пуст., к-рая в 2000 была переименована в мон-рь, в 2001 мон-рь преобразован в мужской), Паданская Корнилиева Введенская пуст. (мужская, близ совр. с. Винницы Подпорожского р-на Ленинградской обл.; основана в сер. XVI в., на ее месте в 1897 учреждена жен. община, преобразованная в 1900 в жен. Введенский Паданский мон-рь, к-рый был закрыт в 20-х гг. XX в.), Стороженский Николаевский (мужской, ныне дер. Сторожно Волховского р-на Ленинградской обл.; основан в сер. XVI в.), Машезерская (Машина) Ильинская пуст. (мужская, ныне дер. Машезеро Прионежского р-на Карелии; основана в сер. XVI в.), Сяндебская (Сяндемская) Успенская пуст. (мужская, близ дер. Сяндеба Олонецкого р-на Карелии; основана в сер. XVI в., в 1821 восстановлена и приписана к Андрусовой пуст., приписной к Валаамскому монастырю С.-Петербургской епархии, в 1829 перечислена во вновь учрежденную Олонецкую епархию, с 1902 самостоятельная, в 1909 обращена в женскую, закрыта после 1917, возобновлена как жен.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец инок Артемий (Николаев) (ризница Оптиной пуст.) Прп. Иосиф Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец инок Артемий (Николаев) (ризница Оптиной пуст.) На сев. стене братской трапезной Оптиной пуст. написан большой по размеру ростовой живописный портрет И. и прп. Варсонофия в темных тонах (1990, Л. Н. Шархун). Старцы представлены в рост, И.- вполоборота вправо, облачен в рясу, мантию и клобук, правой рукой опирается на посох, в левой держит четки. В графике образ И. встречается среди изображений Оптинских старцев 50-60-х гг. XX в., нарисованных мон. Марией (Добромысловой). Известны совр. графические портреты святого на основе его фотографий (все в Оптиной пуст.). Преподобные Амвросий и Иосиф Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров Преподобные Амвросий и Иосиф Оптинские. Роспись св. ворот Оптиной пуст. 2006 г. Мастер Ю. Н. Захаров Единоличные иконописные образы И. были созданы к его местному прославлению в Соборе Оптинских старцев. Первая ростовая икона-пядница написана А. Николаевым (впосл. мон. Евграф; 1996, ризница Оптиной пуст.; Оптина Пустынь. 1997. С. 21). После обретения мощей И. мон. Евграфом выполнен большой образ преподобного в рост на его раку в ц. Владимирской иконы Божией Матери. На иконах И. пишется в монашеском облачении (рясе, мантии) и в клобуке, иногда в епитрахили или схиме, на груди - наперсный крест, правой рукой благословляет, в левой держит четки (среди Оптинских старцев И. чаще всего изображается с четками), посох или свиток с цитатами из его поучений. У него узнаваемое лицо с сужающейся и разделенной на конце бородой, характерный нос. Существуют поясные варианты его изображений, напр. образ письма А. Н. Яшиной (2010, частное собрание). Образ И. (преимущественно в рост) включен в росписи храмов Оптиной пуст. Иконописцем Ю. Н. Захаровым написаны фигуры И. на св. воротах Иоанно-Предтеченского скита (2001; на свитке текст: «                      ») и на св. воротах Оптиной пуст. (2006, техника альсекко). В Казанской ц. на сев. стене между окон находится изображение И. с преподобными Амвросием и Иларионом Оптинскими; в руках свиток с изречением святого: «              » (2004, мон. Мария (Левестан)). Над ракой И. помещена композиция «Явление Божией Матери прп. Иосифу в болезни» (2000, Н. А. Устинова). И. изображен в келье, лежащим на одре (в схимническом облачении, с четками в руках), слева - Богоматерь, протягивающая к нему руки; изображение сопровождается надписью: «                                                  ». Образ И. представлен на фресках в алтаре Владимирской ц. (2005, инок Алипий (Подковырин)), в ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита (в арке между столбами; 2010, А. А. Патраков) и в ц. апостолов Петра и Павла в Ясеневе (подворье Оптиной пуст. в Москве; В. Харламов).

http://pravenc.ru/text/578408.html

Акт. Юж. и Зап. Рос. X, 4, стр. 239. Приложением к отписке послов служит роспись городам и местам, которыми владело Запорожское войско и в которые поехали приводить к присяге и переписывать. Города I) Брацлавского полка: Бряславль, Тульчин, Тимоновка, Балановка, Сомовка, Тростянец, Клебаны, Ободовка, Жабокрицкое, Соколовка, Куничее, Демковка, Александровка, Мясковка – пуста, Вербовка, Сарапановка, Китай город, Чачальник, Таркановка, Хрестища, Равков, Каменка до Местряшкова, Звинигородка, Калны болота, Гуляй поле, Вязовец, Мыглеев, другой Мыглеев, Беренковец, Сахновка, Олшаная, Тарасовка, Капустина-Дупина, Водяники (19 мест). II) Черкасского полка: Черкасы, Мошны, Домонтов, Пешаное, Золотоноша (5 мест), Шпиков, Шар город, Буша, Яруга, Черновцы пуста, Могилев пуст, Браилов пуст, Красное пуст, Грудиницкого место (30 городов). III) Белоцерковского полка: Белая церковь , Ставища, Насташка, Синява, Лесевичи, Ковшоватая, Боярка, Каменоброд, Олховец, Шавулиха, Черной, Каменец, Трилесы пуст, Ракитная, Олшанка, Германовка пуста, Фастов пуст, Дедовчина пуст, Бышов пуст, Рожов пуст (20 городов). IV) Корсунского полка: Корсунь, Стеблев, Богуслав, Синица, Медвин, Лысянка. V) Переяславского полка: Переяславль, Гелмязов, Яготин, Быков, Березань, Басань, Барышовка, Барыш–поле, Воронков, Гоголев, Крук–поле (11 мест). VI) Нежинского полка: Нежин, Борзна, Батурин, Конотоп, Глухов, Кролевец, Бахмач, Березная, Мена, Сосница, Погар, Стародуб, Почаб, Млын–город, Носовка, Кобыща, (16 мест). VII) Миргородского полка: Миргород, Лубны, Лохвица, Сенча, Комышная, Красно поле, Жигимонтов, Хороль, Глинской, Ромон, Смелое, Константинов (12 мест). VIII) Киевского полка: Киев, Васильков, Белгородка, Триполе, Обухов, Мотовиловка, Макаров, Бородянка, Гостомля, Вышгород, Димер, Ходосовка, Лесники, Преварка, Броворы, Рожовка, Остр, Карпиловка, Козелеск, Бобровица, Заворичи, Чернобыль (22 места). IX) Черниговского полка: Чернигов, Слабун, Седнев, Любяч пуст, Лоев пуст. X) Каневского полка: Канев, Иржищев, Стайки, Межиречь, Михайловка, Бубновка, Коноич (7 мест). XI) Кропивенского полка: Кропивная, Ирклей, Пирятин, Чернухи, Яблонов, Оржица, Журавка, Куринка, Городище (9 мест). XII) Полтавского полка: Полтавка, Гадяча, Веприк, Венков, Ряшавка, Лютенка, Борки, Боганка, Балаклыйка, Опушленское, Черкаская, Куземин, Санжаров Старый, Кобыляк, Лукомля (15 мест); к тому же полку слободы: Белоцерковцы, Бурки, Решетиловка, Котелва Заворского Белско, Санжаров новый (6 слобод), Умань Винница... Павловский полк... Ср. стр. 251 и приложение, стр. 718–839 – Описание Белоцерковского и Нежинского полков. О Географическом положении малороссийских полков времен Хмельницкого см. Н. Костомаров «Богдан Хмельницкий», т. II, стр. 32–36. Выдержки приведены в «Объясн. к ист. атл». Замысловского 1887 г., стр. 68–70.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУРИЙ († между 1603 и 1613), прп. (пам. 15 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шалочский, Устюженский, основатель и 1-й игумен Шалочской (Шалацкой, Шалатской) Успенской пуст., сомолитвенник и друг прмч. Евфросина Синозерского , основателя Синозерской Троицкой пуст. близ Устюжны Железнопольской. Сведения о Г. содержатся в Житии прмч. Евфросина, написанном в 1650 г. иноком Синозерской Троицкой пуст. Ионой (Филипповым Суровцыным). В 1592 г. Г. поселился вместе с прмч. Евфросином и др. его учеником, прп. Филаретом, вблизи р. Чагодощи, при Гвозденском ручье. Это место позже получило название Старая пуст. или Пустынька. В поисках совершенного уединения Г. покинул своего учителя и поселился при впадении р. Шалочи в р. Мологу, в 35 верстах от Устюжны. Здесь он основал пустынь в честь Успения Пресв. Богородицы, ок. 1603 г. стал ее игуменом ( Строев. Списки иерархов. Стб. 120). В 1595 г. Г. участвовал в освящении храма в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Синозерской пуст. (ср. грамоту царя Михаила Феодоровича 1636 г., сообщающую об освящении - Яковцевский Г. , свящ. Ист. сведения о Синозерской пуст. Устюжского у. Новгородской губ. и ее основателе св. прп. мч. Евфросине, Новгородском чудотворце. Новгород, 1912. С. 10). В нач. XVII в. Г. постриг прмч. Евфросина в великую схиму. Возможно, Г. перед кончиной также принял великую схиму (как иеросхимонах он поминался в Моденском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , к к-рому была приписана во 2-й пол. XVIII в. Шалочская пуст., вплоть до кон. 20-х гг. XX в., когда Моденский мон-рь был окончательно закрыт). В 1613 г. Гуриева Шалочская пуст. была сожжена поляками (к этому времени Г. уже не было в живых), в следующем году возобновлена. Патриарх Иоаким (1674-1690) приписал ее к череповецкому в честь Воскресения Господня мон-рю, в 1704 г. пустынь была отписана Олонецкой верфи, затем принадлежала новгородскому архиерейскому дому, в 1764 г. упразднена, преобразована в приход, приписанный к Николаевскому Моденскому мон-рю, к-рому отошло имущество пустыни. К сер. XVIII в. в Шалочской пуст. действовали деревянные храмы в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя ап. Иоанна Богослова, в нач. XIX в.- церкви во имя прор. Илии и свт. Димитрия Ростовского. В 1837 г. храмы в бывш. Шалочской пуст. были разобраны, на их месте тогда же построили каменную ц. в честь Рождества Христова, где под спудом почивали мощи Г. На раке святого находилась икона с его изображением в полный рост, вероятно одна из ранних (местонахождение неизв.), при раке хранился посох святого. Рождественский храм был разрушен в 30-х гг. ХХ в., могила святого утрачена.

http://pravenc.ru/text/168362.html

Преподобные Моисей и Антоний Оптинские. Фрагмент иконы. 1995 г. Иконописец игум. Иларион (Ермолаев) (Казанский собор Оптиной пуст.) В изданиях по истории Оптиной пуст. и жизнеописаниях М., авторами к-рых являются насельники обители, опубликованы (в рост или поколенно, с факсимиле автографа) репродукции портрета святого: старец восседает возле стола вполоборота вправо, в правой руке - приоткрытая книга, в левой, опирающейся на стол,- четки ( Ювеналий (Половцев). 1882. Вкл.; Еразм (Вытропский), мон. Историческое описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). [Серг. П.], 1902). М. изображен в полной схиме (голова покрыта куколем) с настоятельским посохом и четками в руках на эстампе, воспроизводящем живописный образ, под названием «Оптина пустынь - почившие настоятели и старцы» мастерской Е. И. Фесенко в Одессе с московским цензурным разрешением от 17 дек. 1915 г. (РГБ). На зап. стене братской трапезной Оптиной пуст. (построена в 1858), между дверью и окном, в 1990 г. на основе группового литографированного портрета восстановлено живописное ростовое изображение М. (мастер Л. Н. Шархун). Строгий выразительный образ подчеркивается темным колоритом фона и одеяний преподобного. Первоначально стенопись была выполнена худож. В. П. Петровым (Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: иером. Леонид (Кавелин). М., 18763. С. 137-138), вероятно в сер. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в., т. е. уже после кончины подвижника в 1862 г. Известны совр.живописные и графические портреты М. одного и в числе изображений др. оптинских святых (худож. И. В. Гайдук - Оптинские старцы: [Буклет]. [Б. м.,] 2011. С. 5; худож. И. Л. Бруни - Житие прп. схиархим. Моисея (Путилова)/Введенская Оптина пуст. [Козельск], 1992). Прп. Моисей Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Прп. Моисей Оптинский. Роспись ц. арх. Михаила Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пуст. 2010 г. Худож. А. А. Патраков Иконописные образы М., созданные в Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010