По преданию, свое название она получила от основателя, которым был Опта, сперва грозный предводитель шайки разбойников, a потом смиренный отшельник; но вернее название „Оптина“, т. е. общая, произошло оттого, что в пустыни до 1504 г. совместно проживали иноки и инокини. Основание ее относится к нач. XV в. В смутное время она была разорена литовцами; в 1629 г. возобновлена; в 1724 г. упразднена; в 1727 г. снова восстановлена. Она обнесена высокой каменной оградой в виде правильного четырехугольника, с семью красивыми башнями. Средину площади занимает величественный Введенский собор, кругом которого расположены прочие церковные здания на подобие креста. На западной стороне возвышается четырехъярусная колокольня готической архитектуры, вышиною около 30 саж. В пуст. находятся особо чтимые иконы: Казанская Божией Матери, пр. Пафнутия Боровского и Усекновения главы Иоанна Предтечи. При настоятеле Моисее († 16 июня 1868 г.), понесшем великие труды для упрочения материального благосостояния обители и для утверждения среди братии истинного монашеского духа, в пустыни получило начало старчество и прием мирян для духовного наставления. Этот особый подвиг иночества был введен в пустыни, благодаря поселившемуся в ней в 1829 г. бывшему настоятелю Белобережской пустыни (Орловской еп.) старцу Леониду, ученику схимонаха Феодора, вместе с которым он (до поступления в Оптину пустынь) долго подвизался в Белобережской и Валаамской (Финляндской еп.) обителях и который был непосредственным учеником знаменитого старца Паисия Величковского 71 (а впоследствии жил в России в разных монастырях и скончался в 1822 г. в Свирской обители Олонецкой еп.). После старца Леонида (в схиме Льва), скончавшегося 11 окт. 1841 г., руководство иноков и во множестве начавших приходить в пустынь мирян непосредственно перешло к его ученику иеросхимонаху Макарию и прочно утвердилось в обители. Преемником старца Макария (скончавшегося 7 сент. 1860 г.) был его ученик, Амвросий, при котором старчество в пустыни достигло своего высшего расцвета 72 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В посл. четв. XVIII в. в рус. М. начался духовный подъем. Во многом он связан с переводами прп. Паисия (Величковского) творений св. отцов, посвященных духовной аскезе, афонским монашеским традициям и практике старчества . В России многочисленные ученики прп. Паисия сначала подвизались в небольших монастырях и скитах, все необходимое для жизни делали сами и питались с собственных огородов. Когда в 1825 г. полиция закрыла неск. скитов в лесах под г. Рославлем из-за опасений распространения раскола, пустынники разошлись по др. монастырям, способствуя введению в нек-рых из них афонских иноческих правил. Традиции старчества продолжили прп. Серафим Саровский, иером. Василий (Кишкин) , прп. Клеопа I , иеросхим. Клеопа II (Антонов) , схим. Афанасий (Захаров) , архим. Феодосий (Маслов) , старцы Саровской (см. Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь ), Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы , Белобережской брянской , Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыней, Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В отличие от прп. Паисия и его учеников, окормлявших только монашествующих, у прп. Серафима и оптинских старцев духовное руководство стали получать и миряне. Прп. Серафим способствовал подъему женского М. в России. По его благословению стали открываться жен. общины, в к-рых сестры, за исключением настоятельницы, не постригались в М., но, подобно монахиням, давали обет проводить жизнь в целомудрии, труде и молитве. Близ Саровской пуст. возникли ок. 10 женских общин, большинство которых впосл. стали мон-рями (напр., Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь ), а недалеко от Оптиной пуст. прп. Амвросий (Гренков) основал Шамординскую жен. обитель (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь ). Эти общины, став уже монастырями, продолжали заниматься широкой социальной и благотворительной деятельностью, при них открывались школы, приюты, больницы, богадельни, различные мастерские. В 1832 г. минимальный возраст для пострига женщин был снижен до 40 лет. К кон. XIX в. власти стали поощрять создание жен. общин для развития благотворительности и миссионерства. В 1896 г. существовали 156 женских общин, из которых 96 позднее были преобразованы в мон-ри.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

России”, ч. 1, т. IV, 53, (постановления 1681 г. о мерах для защиты православия; подписался игум. м-ря Иосиф Гозеревский), 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1869 г., т. II, вып. 1, 52 (антиминс 1637 г. Буйницкого м-ря, находящийся в ризнице Уфимского Воскресен. собора). 90. Бытенский , мужской, ныне оставшиеся здания в местечке Бытене, Гродненской губ., Слонимского у., в 28 вер. к юго-юго-вост. от Слонима, при р. Шаре. В актах имя его встречается в 1594 г., когда был игум. Паисий, который принял унию. В 1839 г. воссоединен в православие; в 1842 г. положен во 2-м классе и в 1845 г. упразднен с переводом штата в Успенский-Жировицкий монастырь, церковь же обращена в приход. Бобровский, “Гроднен. губ.”, II, 1069; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1845 г., 13 (упразднение); “Акты Зап. Р.”, IV, 48 (Собор. гр. 1594 г. о церковн. братствах; игум. Паисий), 62 (Ж. гр. 1595 г. игум. Паисию на Минскую Вознесен. архимандрию). 91. Белавинская – Богоявленская – Маркова – Введенская, мужская пустынь, приписная к Спасо-Каменной Белавинской пустыни, где ныне погост Богоявленский, Вологодской губ., Кадниковского у., в 53 вер. к сев.-зап. от Кадникова, на острове озера Белавина. Она основана в 1630 г.: „по благословению Преосвящ. Варлаама архиеп. Вологод. и Великоперм., в Вологодском уезде, в заозерье, в Заднем селе, в Георгиевском приходе посреди Белавинского озера на острове построена келья“. В 1764 г. оставлена на своем содержании, в 1801 г. упразднена, и как братия, так и все угодья, причислены к бывшему Спасо-Каменному монаст. на Кубенском оз. Основателем пустыни был преп. Марк, инок Ильинского м-ря в Вологде; год кончины и место могилы его неизвестны. “Ист. Росс. Иер.”, III, 464; IV, 1024; Ратшин, 66; “Опис. монаст.”, 1817 г., 14; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 130, 266 (преп. Марк); Суворов, “Владим. Заоникиев. пуст.”, 1888 г., 28; Строев, “Список иер. и настоят. м-рей”, 786. 92. Белобережская – Николаевская , мужская пустынь, заштатная, Орловской губ., Брянского у., в 15 вер. к вост. от Брянска, на урочище, называемом Белые Берега, при р. Снежети. Основана около 1661 г. священником Симеоном, который принес сюда икону Божией Матери Троеручицы, явившуюся в 1661 г. 28 июня, в каковой день и совершается ей празднество. Пустынь, вероятно, по основании своем пришла в упадок, почему она возобновлена в 1721 г. архимандр. Брянского Петропавловского м-ря Питиримом; въ 1764 г. подлежала упразднению и службы здесь совершались иноками Брянского Петропавловского мон., но по указу 1817 г. в ней установлен штат до 30 иноков. “Ист. Росс. Иер.”, III, 468; Ратшин, 428; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 180; “Воен. стат. обозр. Орлов. губ.”, 123; “Памят. кн. Орлов. губ. на 1860 г.”, 20; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1860 г., 11 (надел. 150 десят. леса), 12 (пожертв. место со строен.); “Ордын. пуст. Смолен. епар.”, 6 (Жизнь иером. Палладия); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 919, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

( < < back) < >< back) > < >< back) > < >< back) > Архимандрит Фотий (Спасский; 1792–1838) — выдающийся подвижник-аскет, проповедник и церковный деятель, мужественный борец и обличитель врагов православия. Его духовная дочь, с которой он состоял в многолетней переписке, — известная подвижница благочестия графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (†1848). В.Ф. Иванов. Русская интеллигенция и масонство: от Петра I до наших дней. «Москва», М., 1999 — сс. 279, 525. ( < < back) Страстотерпцы Государь Император Николай II, Государыня Александра, Цесаревич Алексий, Великие Княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия причислены к лику святых в 2000 г. ( < < back) Иеросхимонах Симеон Псково-Печерский (Желнин; 1869–1960) — духоносный старец и чудотворец. Родом из крестьян Псковской губернии, более 60 лет подвизался в Псково-Печерской обители. В 1927 г., уклоняясь от предлагаемой ему должности настоятеля, принял постриг в схиму и был назначен духовником монастыря. Все силы отдавал молитвенному подвигу и старческому окормлению многочисленных духовных чад из иноков и мирян. Известен эпизод, когда старец во время немецкой оккупации в 1944 г., рискуя жизнью, укрывал в обители русских разведчиков. Люди, знавшие о. Симеона, свидетельствуют о множестве случаев прозорливости и чудесных исцелений по его молитвам. Сподобился старец неоднократного посещения Божией Матери. Скончался на 92-м году жизни. У пещер, Богом зданных. «Правило веры», М., 1999 — с. 21. ( < < back) Преподобный Лев Оптинский (Наголкин; 1768–1841) — великий старец, родоначальник Оптинской линии старчества. В монашестве Леонид, в схиме Лев. Воспитанник выдающихся наставников: иеромонаха Василия (Кишкина), схимонаха Феодора Молдавского — учеников прп. Паисия (Величковского), под руководством которых о. Лев постигал искусство умного делания. После подвигов в Чолнской и Белобережской обителях, после 6-летнего отшельничества на Валааме и безмолвия в Александро-Свирском монастыре о. Лев с шестью учениками поселился в Оптиной пустыни (1829 г.). Здесь, двенадцать лет старчествуя, он заложил основы дальнейшего духовного процветания Оптиной. Подвижник обладал многими духовными дарованиями, в том числе — даром исцелений, к нему приводили многих бесноватых. Скончался старец в праздник Святых Отцев Семи Вселенских Соборов (11/24.10.1841). Учениками и преемниками прп. Льва были прпп. Макарий и Амвросий Оптинские. Житие прп. Льва.//Прославление в лике святых… Оптина пуст., 1996.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

( < < back) < >< back) > Способ Иоанна Лествичника выражается формулой: «Мысль заключай в словах молитвы» («Лествица», 28:17). Имеется в виду полное осознание смысла молитвенных слов, произносимых с предельным вниманием. ( < < back) < >< back) > < >< back) > Схимонах Василий Поляномерульский — молдавский старец, наставник и сподвижник прп. Паисия Молдавского (Величковского). Духовно окормлял несколько скитов в Молдавии, написал знаменитые «Предисловия» к творениям Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского. ( < < back) Преподобный Силуан Афонский (Антонов; 1866–1938) — канонизирован Константинопольской и Русской Церквами. Полвека подвизался в обители св. Пантелеймона на Афоне. Не имея личного наставника-старца, шел в одиночестве трудным и опасным путем внутреннего подвига. Рано получил необычайно высокую меру благодати и дар самодвижной молитвы, после чего в течение 15 лет вел непрестанную жесточайшую брань за бесстрастие. В те годы он спал сидя, один-два часа в сутки урывками — по 15–20 минут, все ночи и все силы отдавая Иисусовой молитве. Великий молитвенник, схимонах Силуан в молитве о всем мире духом проживал трагедию современного человечества. С 70-х годов известны случаи многочисленных исцелений от главы преподобного на Афоне и от части мощей, находящейся в Великобритании. ( < < back) Схимонах Афанасий Площанский (Захаров; †1825) — дворянин, бывший ротмистр гусарского полка, с 30 лет подвизался в Нямецком монастыре. Известный старец, один из близких учеников и постриженник прп. Паисия Молдавского (Величковского). Наставник прп. Макария Оптинского. После 7-и лет жизни в Нямце пребывал во Флорищевой пустыни, Гороховском монастыре, Белобережской и Площанской (с 1815) пустыни, где и почил (17.10.1825). «Служил примером для всей братии, ибо был кроток, милостив и сострадателен, принимая каждого с любовью. Несмотря на все свои немощи, никогда не оставлял церковной службы и келейного правила. Находился в духовном общении со старцем Паисием (Величковским)». Архим. Агапит (Беловидов). Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. Оптина пуст., М., 1997 — с. 333.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Великие княгини Брянские: Анна и Анастасия. На обороте 11 листа значится род Петропавловского монастыря Архимандрита Евфимия, причем в виньетке сказано, что «написано ани (1758) года, октября 28 дня». Далее пишется с приличными киноварными началами: «Помяни Господи души рабов твоих: преосвященнаго Иосифа, князя Гурия, княгини Елены, монахини Феоктисты, князя Афстаидила, князей: Сулхана, Мамука, Бака, княгини Екатерины. Преосвященных: Николая в., Христофора, Феофана, Иосифа, Феодосия, Митрофана, Петра, Амвросия, Платона в, Максима, Иоанна в, Дометия, царя Вахтанга, 462 царевича Макария, царевича Вахусты, царицы Расуданы, царевны Дарии, княгини Софии, архимандрита Илариона, Леонида, Ефимия, Моисея, Питирима, Пахомия, Лаврентия, Кирилла, игуменов: Христофора, Фомы, Иосифа, иеромонахов: Козмы, Епифания, Григория, Иоанна, Иосифа, Антония, Боголепа, иереев: Николая, Авраамия, Афанасия, иеродиаконов: Захария, Пахомия, Монаха Онуфрия, князей: Матфея, Димитрия, Афанасия, Елеазара, Товии, Сулхана, Кодрата, Мелхиседека, Макария, Патапия, Романа, Тома, Анания, Бориса, Давида, Авеля, Георгия, Афанасия, Макария, княгинь: монахини Феклы, Татианы, Марии, Хворошакы, Екатерины, Евдокии, Анны, схимонахини Елизаветы, княжны Елены, монахини Нины, схимонахини Домны, Марии». Далее идут роды архимандрита Леонида, монахов сего монастыря, подьячего Алексея Ф. Надежина, болярыни Ульяны Львовны Нарышкиной, Ивана Ив. Бутурлина, брянчанина Никифора Чамова, архим. Иосифа, подьячего Алексея Як. Кобякова, монахини Феодосии, Небольсиных и стольника Афан. Ив. Зиновьева. 9. Синодик Белобережской пустыни Синодики Бел. пуст, сохраняются в необычайной целости и сохранности. 1 . Древнейший из них носит во всем печать 200-летней древности. Он обложен в кожу, покрывающую твердые доски. Первоначальный корешок очевидно износился и потому заменен новым, не имеющим тех тиснений, которыми украшены оба верха. Не стало и застежек, несмотря на то, что они были прочно прибиты железными гвоздями. Первая страница Синодика украшена прекраснейшими орнаментами в стиле времен последнего патриарха, когда протосингел патриарший так написал памятную книгу Кизического монастыря, а казначей Паисий – знаменитое лицевое Евангелие, хранящееся в Антониево-Сийсском монастыре. Орнаменты эти окружают девять коротких строк, из которых 6 начальных строк, а именно слова: «Помяни Господи яже в блаженной памяти представившихся приснопоминаемых рабов твоих», написаны золотом, а первая строка даже с чернетью, искусно чередующеюся с золотом и по всей странице. Особенно хорошо изображена райская птица на древе, вкушающая плоды его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Почитание К. и. оказало влияние на распространение за пределами Кипра массовой художественной продукции Киккского монастыря, предназначенной для паломников. Эти евлогии, как правило иконы небольшого размера, бережно хранились и попадали в частные собрания, а позднее в музейные коллекции, как, напр., написанная на кипарисовой дощечке «в пестрой провинциальной манере живописи» икона (XVIII в., ГЭ), где Богородица представлена в традиц. изводе, с платом поверх мафория; надпись: «Η ΕΛΕΟCΑ ΤΟ ΚΚΚΟ» ( Пятницкий. 2006. С. 516-517; там же указаны аналоги в др. собраниях). Подобные паломнические реликвии, принесенные на новые места почитания, оказывались у истоков собственных местных традиций: напр., икона из Белобережской Иоанно-Предтеченской муж. пуст. близ Брянска, к-рую афонский подвижник прп. старец Василий (Кишкин) привез со Св. Горы в нач. XIX в. (не сохр.). На ней также были изображены архангелы, держащие венец над Богоматерью с Младенцем, и предстоящие - прор. Исаия, ап. Лука, царь Давид ( Злотникова. 2011. С. 12). При воспроизведении извода К. и. не всегда указывалась ее связь с Киккским монастырем. Иногда в надписи, комментирующей иконное изображение, она называлась «Кипрская», «Милосердствующая», указывалось, что образ хранится «в одном знаменитом монастыре по всеи Греции на острове Кипре» (надпись на иконе 1-й пол. XIX в. из НКПИКЗ, Киев). Лит.: Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898. Вып. 4; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004р; он же. Иконография Богоматери. 1910. Т. 3; Белоброва O. A. Кипрский цикл в древнерус. лит-ре. Л., 1972; она же. Об иконах Богоматерь Кипрская и Богоматерь Киккская в рус. культуре XVII - нач. XVIII в.// Она же. Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв.: Сб. ст. М., 2005. С. 315-323; Маркелов Г. В. Книга иконных образцов: 500 подлинных прорисей и переводов с рус. икон XV-XIX вв. СПб., 2006. Т. 1. С. 232, 552-553; Пятницкий Ю. А. Три иконы Богоматери Киккской в коллекции Эрмитажа//От средневековья к Новому времени: Сб. ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 514-522; Злотникова И. В. Списки Киккской иконы Божией Матери в брянских обителях//Искусствознание. М., 2009. 1/2. С. 582-588; она же. Чудотворные иконы Брянского края и их списки: Проблемы бытования и иконографии: АКД. М., 2011.

http://pravenc.ru/text/1684600.html

Тогда явился один строгой жизни затворник и рассказал про свое чудесное видение, в котором Богоматерь соизволила сказать, чтобы братия не трогала иконы Ее с игуменского места, потому что Она, в устранение теперь и на будущее время несогласий, при избрании игумена, Сама хочет занять это место Своею иконою и непосредственно управлять монастырем. С той поры в Хиландаре не выбирают и нет там действительного игумена, а есть только проигумен, т. е. наместник, заведующий монастырем. Еклисиархи берут у св. иконы Троеручицы благословение на звон для службы. В мантиях они подходят к св. иконе, делают пред ликом Богоматери два земных поклона, с крестным знамением целуют руку Ее, а потом, как пред Настоятельницею, падают на землю уже без крестного знамения. При этом они признаются, что, подступая к св. иконе, они ощущают страх, похожий на страх подчиненного пред владыкою, а вместе ст. тем и чувство детской любви, как пред Матерью вечной любви и утешения. Митрополит Афонской горы Леонтий, бывший в Новом Иерусалиме в 1686 г., рассказывал еще следующее предание об иконе Троеручицы, сохранившееся на Афоне. – Один живописец в Хиландаре, желая написать икону Богоматери, очертил изображение мелом. Выйдя из келии, он скоро вернулся и увидел очертание третьей руки. Думая, что это насмешка над ним братии, он с гневом стер очертание; ночью оно снова изобразилось. Так было до трех раз. Наконец, иконописцу был глас: „Не дерзай стирать третьей руки, – на то Моя воля“. Тогда он написал образ Троеручицы, который прославился великими чудесами. В нашем отечестве икона Троеручицы пользуется глубоким почитанием и распространена в большом количестве списков. Из них наиболее известны: в Московской церкви Покрова Богоматери, что на Малой Ордынке (где в честь св. иконы празднуется и 12 июля), в Московской церкви Успения Богородицы, что в Гончарах, в Тульской Владимирской церкви, что на Ржавице, в Борисоглебской церкви г. Твери, в церкви с. Ельни Нижегородского у. (см. также о Белобережской пуст. и Введенском мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Прп. Василий (Кишкин) Прп. Василий (Кишкин) Опытно познав на Св. Горе и в молдав. обителях школу старчества и аскетического делания под рук. прп. Паисия и его учеников, мн. рус. иноки в кон. XVIII в. вернулись в Россию и поселились в брянских и рославльских лесах. Среди них - насельник афонского Ильинского скита иером. Клеопа I, восстановивший основы старчества в Островской Введенской пуст., схим. Афанасий (Охлопов) , посланный прп. Паисием к С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) со слав. переводом «Добротолюбия», иером. Клеопа II, подвизавшийся в Белобережской пуст. и Валаамском мон-ре, прп. Феодор Нямецкий , прп. Феодосий (Маслов) , возобновивший по афонскому уставу Молченскую Софрониеву пуст. , а также наставники оптинских старцев прп. Льва (Наголкина) и прп. Макария (Иванова) - прп. Василий (Кишкин) и прп. Афанасий (Захаров) . В новосозданных и восстановленных обителях ученики прп. Паисия вводили афонский устав и возрождали традицию аскетического делания. К сер. XIX в. мон-ри, придерживавшиеся аскетической школы прп. Паисия (Величковского), располагались в 30 епархиях, в т. ч. Московской, Орловской, Калужской, Тульской, Новгородской. В XVIII в. продолжалась традиц. материальная помощь Российского гос-ва афонским мон-рям, ее размеры и сроки выплат были строго регламентированы по инициативе Петра I. 29 апр. 1725 г. имп. Екатериной I был издан указ, подписанный еще Петром (но не вступивший тогда в силу), согласно к-рому все просители пожертвований переводились из ведения Коллегии иностранных дел в ведение Синода. 27 окт. 1735 г. имп. Анна Иоанновна установила Палестинские штаты - фонд, из к-рого ежегодно вост. Патриархам и мон-рям, в т. ч. афонским, выплачивались пособия, представители Патриархов и обителей приезжали за пособиями в Россию раз в 5 лет. Указом Синода в 1742 г. была введена единообразная дача милостыни афонским мон-рям: Московская синодальная контора обязывалась выдавать Ватопедскому мон-рю 100 р. в год, Вел. Лавре, Хиландарскому, Зографскому, Григориату, Павловскому, Иверскому, Пантелеимонову мон-рям, Эсфигмену, Дионисиату и Филофею - по 35 р. в год. В XVIII в. из-за русско-тур. войн эти суммы поступали нерегулярно, в XIX в. деньги мон-рям выплачивались аккуратно, в т. ч. за прошедшие годы. Так, в 1837-1839 гг. Эсфигмену за 70 лет было выплачено 2100 р., Дионисиату за 5 лет - 150 р., Григориату и мон-рю Св. Павла за 20 лет - по 600 р., Хиландарскому мон-рю за 24 года - 720 р. и др. Кроме того, в XVII-XVIII вв. рус. цари посылали на А. «заздравные» и «заупокойные» милостыни.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Иоанно-Златоустовская келлия (Иверского мон-ря). Литография кон. XIX в. Иоанно-Златоустовская келлия (Иверского мон-ря). Литография кон. XIX в. В нач. 40-х гг. XIX в. на А. находилось ок. 50 рус. иноков и ок. 100 украинцев. Среди рус. келлий наиболее известными были: Серайская (Ватопедского мон-ря) с главным храмом в честь прп. Антония Великого (впосл. ставшая Андреевским скитом по имени др. храма обители), называвшаяся также келлией белобережских, в к-рой проживали иеросхимонахи Виссарион (Толмачёв) и Варсонофий (Вавилов), до приезда на А. подвизавшиеся в Белобережской пуст. ; Преображенская, называвшаяся келлией Кореневых (Кутлумушского мон-ря), где проживали монахи Филипп и Исаак (Кореневы); Покрова Пресв. Богородицы (мон-ря Ставроникита), где проживал схим. Арсений; Архангельская (мон-ря Ставроникита), в к-рой проживал схим. Никодим (Гончаров). Духовник всех рус. афонцев иеросхим. Арсений и схим. Николай жили в Иоанно-Златоустовской келлии (Иверского мон-ря), в 40-х гг. XIX в.- в Троицкой (мон-ря Ставроникита). Ближайший ученик иеросхим. Арсения мон. Иоанникий (Соломенцев, в схиме - Иероним) жил с 2 учениками в келлии прор. Илии (мон-ря Ставроникита). Иеросхим. Иероним (Соломенцев). Фотография. 1877 г. Иеросхим. Иероним (Соломенцев). Фотография. 1877 г. Иеросхим. Иероним (Соломенцев) стал возобновителем и устроителем жизни рус. монашества на А. в XIX в. Благодаря его духовному руководству и разносторонней деятельности стали возможны невиданный ранее духовный и материальный расцвет Пантелеимонова мон-ря и прочность положения русских на Св. Горе, что дало возможность в 1880 г. рус. генеральному консулу в Македонии М. А. Хитрово говорить о «всестороннем устроении великого русского дела на Афоне». О. Иероним был приглашен греками в Пантелеимонов мон-рь после кончины иеросхим. Павла († 2 авг. 1840), поселился в Русике в сент. 1840 г. и был назначен духовником рус. братии. В 1840 г. русских в мон-ре было 11 (по др. источникам, 20) чел., в 1856 г.- 80, к 1864 г.- ок. 200, к концу жизни о. Иеронима, в 1885 г., в Русской обители собралось более 800 иноков.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010