В XIX-XX вв. от иконы было зафиксировано более 20 чудес. Сведения о них содержатся в записях из архивов Знаменского мон-ря и Коренной пуст., известных по работам курских краеведов (см.: Там же. С. 30-47); чудеса после отбытия иконы за пределы России и по ее посещении Курска и Коренной пуст. в 1989 г. изложены в публикациях: Серафим (Иванов). 1963. С. 105-150; Коренная пуст. 2014. С. 73-76. В Знаменском мон-ре записи о чудесах возобновлены в 2014 г. Празднование Традиция перенесения иконы из Коренной пуст. в Курск восходит к 1598-1600 гг. и связана с желанием избежать утраты святыни во время вражеского нашествия ( Сенаторский. 1913. С. 47). В 1618 г. икона приносилась в возобновленную после разорения татарами в 1611 г. Курскую Коренную пуст. для освящения деревянной ц. Рождества Пресв. Богородицы. Это событие стало началом установления обычая ежегодного переноса иконы из Знаменского собора мон-ря Курска в Коренную пуст. и обратно в 9-ю пятницу после Пасхи. Неоднократные просьбы насельников Коренной пуст. духовному начальству вернуть им святыню (в пустыни была поставлена копия чудотворного образа) были безрезультатными. В 1726-1765 гг. икона находилась в пустыни неделю. С 1765 г. срок пребывания иконы увеличился до 2 недель (указ от 4 мая 1765). В 1767 г. указом Синода ношение иконы было запрещено. Поводом послужили соблазнительные для народа споры о доходах от иконы между мон-рем и пустынью (дела архива). В 1770 г. еп. Белгородский и Обоянский Самуил (Миславский; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) получил отказ в возобновлении крестного хода. Когда в 1790 г. с той же просьбой в Синод обратилось купечество, ход был разрешен, а срок нахождения К. и. в пустыни установлен в 2 недели. С 1791 г. ежегодный крестный ход возобновился. В 1806 г. время пребывания иконы в пустыни продлили до 12 сент. Крестный ход проводился согласно церемониалу, составленному по Высочайшему указу от 17 марта 1730 г. (Там же. С. 56). В нем принимали участие все городское священство и клирики пригородных сел, находившихся на пути следования шествия в Коренную пуст., а также гражданское начальство.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Амвросия в связи с историей Оптиной пуст. и ее старчества. [Козельск], 1912; он же. Оптина пуст. П., 19882; Концевич И. М. Иеросхим. Нектарий, последний оптинский старец. Джорд., 1953; он же. Оптина пуст. и ее время. Н.-Й., 1970. Козельск, 2008, 2013; Андроник (Трубачев), игум. Прп. Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. М., 1993; Оптина пуст.: Мон-рь и рус. культура. М., 1993. Вып. 1; Гуткина И. С. Оптина пуст. как мифообразующий топос в рус. культуре XIX в.//Russian Studies: Ежекварт. рус. филологии и культуры. СПб., 1994. Т. 1. 1. С. 60-92; Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова). Козельск, 1994; Афанасьев В. В. Житие оптинского старца Варсонофия. М., 1995; он же. Житие сщмч. архим. Исаакия. Козельск, 1996; он же. Прп. Антоний старец Оптинский. Козельск, 2003; [Беловолов Г., свящ., Руденко М.] Житие оптинского старца Анатолия (Потапова). М., 1995; Stanton L. J. The Optina Pustyn Monastery in the Russian Literary Imagination: Iconic Vision in Works by Dostoevsky, Gogol, Tolstoy, and Others. N. Y., 1995; Житие оптинского старца Нектария. [Козельск], 1996; Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона. М., 1996; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Оптина пуст.//ДСобес. 1998. 4(16). С. 55-106; Иоанн (Маслов), архим. Прп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 20002; Котельников В. А. Правосл. подвижники и рус. лит-ра: На пути к Оптиной. М., 2002; Правосл. немец: Иером. Климент (Зедергольм). Козельск, 2002; Dunlop J. B. Amvrosij di Optina. Magnano, 2002; Жизнеописание оптинских новомученников иером. Василия, инока Ферапонта, инока Трофима: Благословенно воинство. [Козельск], 2003; У истоков великой Оптины. М., 2003; Optina Pustyn " e la paternità spirituale. Magnano, 2003; Прп. Анатолий (Зерцалов). Козельск, 2005; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006; Оптина пуст.: Годы гонений/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский).

http://pravenc.ru/text/2581451.html

29 авг. 1894 г. речь, посвященную И., произнес в Оптиной пуст. приехавший из Москвы иером. Трифон (Туркестанов ; впосл. архиепископ Дмитровский). В 1896 г. начался сбор материалов для составления жизнеописания И. по инициативе старца Иосифа (Литовкина), к-рый передал разным людям вопросы о его биографии и получил ответы (Там же. Ф. 214. Опт. 307-1. Опт. 307-2). В результате появился «Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия», составленный, вероятно, архим. Агапитом (Беловидовым) и опубликованный в ж. «Душеполезное чтение» (отд. отт.: М., 1899). В 1995 г. этот текст был переиздан с нек-рыми дополнениями. Переписка И. сохранилась в архиве Оптиной пуст. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 65-73). Мощи И. были обретены 13 февр. 1995 г. при восстановительных работах в Казанском соборе. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мощи были перенесены во Введенский собор наместником Оптиной пуст. архим. Венедиктом (Пеньковым) с сослужащими. Над мощами стали читать Псалтирь, совершать литии. 19 февр. того же года замироточила икона Живоначальной Троицы во Введенском соборе. 20 февр. заупокойную литию совершил Пинский еп. Стефан (Корзун) . 26 июля 1996 г. И. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, на Архиерейском юбилейном Соборе 2000 г.- общецерковно. Мощи И. почивают в Казанском соборе Оптиной пуст. в сев. приделе. Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 40. Д. 11; К. 65. Д. 45-46; Ф. 214. Опт.-306, Опт.-307-1, Опт.-307-2. Лит.: Трифон (Туркестанов), митр. Настоятель Оптиной пуст. священно-архим. схим. Исаакий//ДЧ. 1894. 10. С. 289-294; Очерк жизни настоятеля Оптиной пуст. архим. Исаакия//Там же. 1898. 12. С. 621-635; 1899. 1. С. 165-170; 2. С. 223-231; 3. С. 452-466; 4. С. 639-647; 5. С. 3-19; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2002; Оптинский архим. Исаакий//ЖПодв. Авг. С. 413-448; Житие оптинского старца схиархим. Исаакия (Антимонова). [Козельск], 1995; Криволапов В. Н. Житие прп. и богоносного отца нашего Исаакия//Курские тетради: Курск и куряне глазами ученых. Курск, 1998. Тетр. 2. С. 25-32; Письма прп. оптинского старца иеросхим. Илариона. [Козельск], 1998; Преподобные старцы Оптинские: Жития и наставления. [Козельск], 2002. С. 289-311; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 118-128; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон. Марк (Хомич). М., 2008. 2 т.

http://pravenc.ru/text/674766.html

Шарна Любимского у., впервые упом. в нач. XVII в., упразднен в 1764), Макариев Решемский монастырь (в с. Решма Кинешемского р-на Ивановской обл., основан в кон. XIV или в нач. XVII в. как мужской, с 1901 женский, закрыт в 1927, возобновлен в 1998 как мужской, с 2006 женский), Афанасиевская пуст. (мужская, в г. Любим, возникла в нач. XVII в., упразднена в сер. XVIII в.), Преображенский мон-рь (мужской, в Данилове, основан в 1626, упразднен в 1640), Преображенский мон-рь (женский, в Юрьевце, впервые упом. в 1627, упразднен в нач. XVIII в.), Бабаевский во имя свт. Николая Чудотворца монастырь (мужской, в пос. Некрасовском Ярославской обл., впервые упом. в 1628, закрыт в 1919, до 1928 существует как приходская община при 2 храмах обители, в 1928 храмы были закрыты, мон-рь возобновлен в 1998), Троицкая Колесникова (Колясникова) пуст. (мужская, близ Данилова, основана в 1634, упразднена в 1764), Рождественская Морозова пуст. (женская, близ Данилова, основана во 2-й пол. 30-х гг. XVII в., упразднена в 1764), Воздвиженская пуст. (мужская, в дер. Ченебечихе ныне Ветлужского р-на Нижегородской обл., основана в 1644, в 1658 приписана к Свято-Троицкому Макариево-Унженскому мон-рю), Соловецкий Воскресенский мон-рь (Ломова пуст.) (мужской, в Юрьевце, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1686), Преображенский мон-рь (мужской, в Кинешме, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1764), Тихвинская Мячева пуст. (мужская, в с. Мячеве Юрьевецкого у., основана ранее 1660, последнее упоминание в 1744), Рождественская пуст. на р. Нодоге (в дер. Пустынь (ныне не существует, на территории совр. Кинешемского р-на), основана ранее 1708, упразднена после 1735, после 1744 приписана к Макариеву Решемскому мон-рю в качестве скита, закрыта в 20-х гг. XX в.), Преображенская пуст. (мужская, в Плёсе, основана ранее 1689, упразднена в 1764), Троицкий Белбажский (Белможский) мон-рь (женский, на р. Белбаж в Макарьевском у. Костромской губ., основан в 1708, закрыт в 20-х гг. XX в.), Воскресенский мон-рь (женский, ныне с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

М. Достоевский и К. Леонтьев пред «старцами» Оптиной пуст.//ДЧ. 1898. Ч. 1. 1. С. 157-162; Можно ли, и как можно правосл. христианам молиться за христиан неправославных?: (Ответ на письмо, полученное из-за границы от рус. православной, состоящей в замужестве за протестантом, и по поводу отлучения гр. Толстого)//Там же. 1901. Ч. 3. 11. С. 320-333; Прошу тебя отеческим гласом: (Письма прп. Иосифа Оптинского и восп. о нем)/Сост.: З. Афанасьева. М., 1998; Душеполезные поучения прп. оптинских старцев: В 2 т./Оптина пуст. [Козельск], 2000. Т. 1. С. 671-675; Собрание писем Оптинского старца Иосифа/Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2005; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления/Оптина пуст. [Козельск], 20082. С. 333-343. Лит.: С. У. В. Т. Путешествие учеников Мещовского ДУ в Оптину пуст.//ДЧ. 1901. Ч. 3. 10. С. 367-396; Ераст (Вытропский), иером. Оптинский старец иеросхим. о. Иосиф († 9 мая 1911 г.): [Некр.]//Там же. 1911. Ч. 2. 6. С. 109-113; Поселянин Е. Оптинский старец Иосиф//Сельский вестн. 1911. 126; Надгробное слово на погребение приснопамятного старца Оптиной пуст. иеросхим. Иосифа: Произнесено в Божеств. Литургии в Введенском соборе Оптиной пустыни 12 мая 1911 г. [Козельск], 1911; Из жизни оптинского старца иеросхим. Иосифа: (Убогая лепта духовного сына памяти незабвенного отца). М., 1911; Очерк жизни старца Оптиной пуст., иеросхим. Иосифа. [Шамордино], 1911. Джорд., 1962; Фудель И., прот. Памяти старца о. Иосифа//Моск. вед. 1911. 120. С. 2; Житие оптинского старца Иосифа/Оптина пуст. [Козельск], 1993; Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004; Оптинский патерик/Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006. С. 129-139; Каширина В. В. Обращения в духовных письмах прп. оптинского старца Иосифа (Литовкина)//Рус. речь. 2007. 3. С. 86-87; Преподобные оптинские старцы. [Козельск], 20082. С. 313-333; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст./Сост.: мон.

http://pravenc.ru/text/578408.html

XVII в., упразднен в 1691), Никольская пуст. (мужская, на р. Сендеге на территории совр. Островского р-на, существовала в нач. XVII в., упразднена в 1764), Макариев мон-рь (мужской, в устье р. Нёмды, основан в нач. XVII в., упразднен в 1708), Спасская Серапионова пуст. (мужская, ныне с. Серапиха Чухломского р-на, существовала уже в нач. XVII в., упразднена, вероятно, в нач. XVIII в.), Вознесенский на Дебре мон-рь (мужской, в Костроме, основан в 1-й четв. XVII в., упразднен в сер. XVII в.), Кривоезерская Троицкая пуст. (мужская, на левом берегу Волги, напротив Юрьевца, основана в 20-х гг. XVII в., закрыта в 1919), Богородицко-Казанский мон-рь на Идском городище (мужской, на территории совр. Чухломского р-на, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в., время упразднения неизв.), Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-рь (мужской, ныне дер. Песочное Костромского р-на, основан в 1624, закрыт в 1919), Словинская Богородицкая пуст. (мужская, ныне с. Словинка Антроповского р-на, основана ок. 1629, упразднена в 1764), Богородицко-Владимирский Сретенский мон-рь (женский, в Нерехте, основан в 1634, упразднен в 1764), Богородицко-Казанская Карпищева пуст. (мужская, ныне с. Бушнево Антроповского р-на, основана в 1643, упразднена в нач. XVIII в.), Анастасиин мон-рь (женский, в Костроме, основан в 1-й пол. XVII в., упразднен в 1723, по др. данным - в 1764), Рождественский мон-рь (женский, в Солигаличе, основан в 1663, упразднен в 1764), Крестогорская Тихонова пуст. (мужская, ныне с. Тихон Вохомского р-на, основана в 1-й четв. XVII в., упразднена в 1764), Ильинская Яблонная пуст. (мужская, на правом берегу р. Волги вблизи устья р. Шачи, упом. в нач. XVIII в., упразднена в 1764), Богородицко-Казанская пуст. (мужская, близ Костромы, упом. в нач. XVIII в., упразднена в 1764), Боголюбский мон-рь (женский, в с. Боголюбском Макарьевского у., основан в 1864 в качестве жен. общины при ц. в честь Боголюбской иконы Божией Матери, с 1893 - мон-рь, закрыт в 20-х гг. ХХ в.), Богородицко-Феодоровский мон-рь (женский, в с.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

23 мая 1997 г. по благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) произошло обретение св. мощей Д. Ныне они почивают в раке в монастырском Знаменском храме. Дни памяти Д. в основанной им пустыни совершаются 2 и 31 окт., 23 мая (память обретения мощей в 1997), 26 июня празднуется день тезоименитства Д. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Московских святых, празднование к-рому было установлено в 2001 г. Служба и акафист Д. были составлены первым настоятелем возрожденной Давидовой пуст. архим. Германом (Хапугиным; настоятель в 1995-2005). Служба начинается с малой вечерни, в конце к-рой наряду с тропарем святому приведен также тропарь на обретение мощей Д. Канон службы имеет акростих: «Достодолжную похвалу приносит преподобному Давиду недостойный Герман». В службе святой прославляется за монашеские подвиги и добродетели, подчеркивается его духовное родство с преподобными Пафнутием Боровским и Иосифом Волоцким, прославляются цельбоносные мощи святого. Д. посвящен храм на подворье Давидовой пуст. в с. Талеж, построенный в 1997 г. Ист.: Житие и акафист прп. Давиду, игумену обители Вознесения Господня, Серпуховскому чудотворцу/Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 1; СИСПРЦ. С. 72; Строев. Списки иерархов. Стб. 235; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 143, 144; Описание о российских святых. С. 230; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 152-153; Зверинский. Т. 2. С. 121; Токмаков И. Ф. Ист.-археол. описание Вознесенской Давидовой пуст. М., 1892; Голубинский. Канонизация святых. С. 321; Вознесенская Давидова пуст. Серпуховского у. Московской губ.: Кр. ист. очерк. К 400-летию ее существования (1515-1915 гг.). М., 1915; Прп. Давид Серпуховский и основанная им Вознесенская пуст.: (К 400-летию ее основания. 1515-1915). Серг. П., 1915; Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 2003р; Ефремов А. Обитель прп. Давида//Моск. журнал. 1992. 1. С. 42-44; Вознесенская Давидова пуст.: История и современность/Св.-Вознесенская Давидова пуст. Пос. Новый Быт (Моск. обл.), 20042.

http://pravenc.ru/text/168476.html

СПб., 18622; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763, 18854; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870; он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882; Жизнеописание старца Оптиной пуст., иеросхим. Илариона. Калуга, 1897; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2008; он же. Первый великий старец оптинский иером. Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 1917; он же. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Ераст (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2008; Поселянин Е. Скит при Оптиной пуст. и воздвигаемый в нем храм//ДЧ. 1902. Ч. 1. С. 620-631; он же. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий: Жизнь его и подвиги. СПб., 1907; то же (загл. изм.): Старец Амвросий: Праведник нашего времени. М., 2009; Очерк жизни старца Оптиной пустыни, иеросхим. Иосифа. Шамордино, 1911; Четвериков С. И., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим. Амвросия в связи с историей Оптиной пуст. и ее старчества. [Козельск], 1912; он же. Оптина пустынь. П., 1988; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Н.-Й., 1970. Козельск, 2008; Оптина пуст.: Мон-рь и рус. культура. М., 1993. Вып. 1; Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова). Козельск, 1994; Афанасьев В. В. Житие оптинского старца Варсонофия. М., 1995; он же. Прп. Антоний старец Оптинский. Козельск, 2003; Житие оптинского старца Нектария. Козельск, 1996; Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона. М., 1996; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехрист. и оптинские старцы. М., 1997; Нилус С. А. ПСС. М., 2000-2002. Т. 2-4; Optina pustyn " e la paternità spirituale. Magnano, 2003; Прп.

http://pravenc.ru/text/577926.html

1866 г.; в 1890 г. в память спасения Августейшего Семейства 17 окт. 1888 г. утвержден второй крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери в г. Суджу и ближайшие к нему селения; вынос св. иконы из пустыни совершается ежегодно 16 авг., а возвращение оной в пустынь 13 сент. Глинская Рождество-Богородицкая пуст., зашт., общ., в Путивльском y., в 40 в. от г. Путивля и 12 в. от г. Глухова, Черниговской губ. Основана в 1557 г. на месте явления в «Глинском» урочище (в нем горшечники добывают глину) иконы Рождества Пресвятой Богородицы, на одной из сосен, из под корня которой истекал источник чистой воды. Здесь поставлена была часовня, где и находилась св. икона; при часовне жил некий пустынник. В пол. XVII в. здесь устроена была церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в 1688 г. пуст. была причислена к Путивльскому мон.; с 1764 г. становится самостоятельной. В соборном храме в честь Рождества Богородицы, заложенном в 1770 г., и находится Глинская явленная чудотворная икона Рождества Богородицы. Кроме того, в пуст. находится ковчег с частью древа креста Господня и частицами свв. мощей и чудотворный Нерукотворный Образ Спасителя. Пуст. пользуется большой известностью в Курской и соседних губерний. Сюда стекается масса богомольцев на поклонение святыне – чудотворной иконе Божией Матери; привлекает богомольцев также и исполняемый в обители церковный устав св. Афонской горы. При богослужении в пустыни совершаются следующие особенные действия: 1) ношение по церкви диаконами дарохранительниц, 2) каждение кацеями (кадильницами с ручками, вместо цепей) предстоящих однажды, а каждый лик поющих братий двукратно, 3) ежемесячное (1-го числа) освящение воды и 4) ежегодное в Страстной четверг совершение общего елеосвящения, после чего все предстоящие помазываются освященным елеем (см. 599–601 стр.). Из пуст. 19 июля ежегодно совершается с чудотворной иконой крестный ход в г. Глухов, a 2 авг. св. икона переносится обратно в пустынь. В 1890 r., в память 17 окт. 1888 г., в пустыни устроен дом трудолюбия, в котором обучаются различным ремеслам – живописному, переплетному, сапожному и др. до 100 крестьянских мальчиков сирот. При пуст. братская больница с бесплатным лечением и для богомольцев и странноприимница. В ¼ от пуст. находится Ближний скит. Здесь около южной стороны храма во имя свв. Иоакима и Анны под скромной чугунной плитой покоится известный подвижник и молитвенник иеросхимонах Макарий, 36 лет подвизавшийся в обители и скончавшийся на 68 г. жизни в 1864 г. К пуст. также приписан Спасо – Илиодоровский скит, в 3-х в. от нее, основанный в 1893 г. на месте подвигов схи-архимандрита Илиодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Городец Лужского р-на Ленинградской обл.; основан не позднее 1592), Синозерская Троице-Благовещенская пуст. (мужская, на Синичьем оз., ныне дер. Пустынь Чагодощенского р-на Вологодской обл.; основана в 1592 прп. Евфросином Синозерским), Шалочская Успенская пуст. (мужская, при впадении р. Шалочь в Мологу, близ совр. пос. Староречье Устюженского р-на Вологодской обл.; известна с 1603), Хвоинский Николаевский (мужской, ныне урочище Погост Хвойно Пустошкинского р-на Псковской обл.; основан ок. 1627 старцем Зосимой (Зелениным)), бежецкий Воздвиженский (женский, ныне в черте г. Бежецка Тверской обл.; известен с 1627), Сароцкая (Сарожская) Троицкая пуст. (мужская, на р. Сарка, ныне нежилая местность в Волховском р-не Ленинградской обл.; известна с 1642), Серебряницкий Димитриевский (мужской, ныне дер. Боталово Куньинского р-на Псковской обл.; известен с 1657), Колюбацкий Успенский (Исаева пустынь) (мужской, ныне дер. Колюбаки Великолукского р-на Псковской обл.; известен с 1659), Мшенская Пятницкая пуст. (мужская, ныне дер. Мшенцы Бологовского р-на Тверской обл.; известна с 1677), Лепруцкая (Лепруйская) Койгужская Пятницкая пуст. (мужская, ныне нежилая местность на р. Лепрудка в окрестностях дер. Койгуши Бокситогорского р-на Ленинградской обл.; основана в 1681), Мохнецкая Успенская Богородицкая пуст. (мужская, ныне дер. Мохнецы Рамешковского р-на Тверской обл.; известна с 1699), Коровье-Ручьевская Николаевская пуст. (мужская, ныне нежилая местность на р. Тигода в Тосненском р-не Ленинградской обл.; упом. в 1718). Прекратившие существование в XX в. Ферапонтов Белозерский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в совр. с. Ферапонтове Кирилловского р-на Вологодской обл.; основан как мужской в 1398, упразднен в 1798, возобновлен как женский по указу Синода от 10 дек. 1903, закрыт в сер. 20-х гг. XX в.), Нилова Сорская в честь Сретения Господня пуст. (мужская, в совр. дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.; основана в нач.- сер. 80-х гг. XV в., закрыта в 1927), Беседный во имя свт.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010