Спустя шесть месяцев по поступлении в монастырь, в 1805 году, вслед за отцом Феодором Иакинф перешел в Белобережскую пустынь Брянского уезда в своей губернии. Здесь он в 1807 году так тяжело заболел, что не было надежды на его выздоровление, и потому был особорован святым елеем. Таинство совершил строитель обители отец Леонид, причем он постриг больного в рясофор, дав ему новое имя — Иоанникий, приготовляя таким образом к переходу в вечность. Впрочем, больной оправился от болезни без особых врачебных пособий. В 1808 году отец Иоанникий был пострижен в мантию уже без перемены имени. Восприемным его отцом при постриге был сам строитель отец Леонид, находившийся в тесном духовном союзе о Христе Иисусе с его старцем отцом Феодором, которого и вызвал из Чолнского монастыря в Белые Берега для купножития. В Белых Берегах отец Иоанникий сначала полтора года состоял келейником у строителя отца Леонида, а потом порядно проходил послушания просфорника, свечника и пономаря. Все эти трудные послушания, как он сам говорил, казались ему легкими при руководстве столь опытных в жизни духовной старцев, каковы были схимонахи отец Феодор и отец Леонид, которым и в то время не много было равных среди русского монашества. Отец Феодор отеческим, согретым духом истинной любви о Христе, обращением с учениками, а главнее всего — личным примером умел поддержать в них спасительную ревность к трудам постничества. «Трудитесь, учитесь, братия,— часто говаривал он им,— придет время (сие впоследствии отец Иоанникий относил к себе), и рады были бы сделать что-либо для Господа и своего спасения, да уже сил не будет». Слова эти отец Иоанникий с самоукорением вспоминал в то время, когда лишился зрения.    В Белых Берегах предлагали ему посвящение в иеродиакона, но, по совету своего наставника, отца Феодора, коему оставался верен до самой кончины, он решительно отказался от принятия сего сана, твердо держа в памяти иносказательный отзыв о сем своего старца. «Держитесь,— так говорил старец своему ученику,— пока на горе, а очутишься под горой, некогда будет держаться!». То есть уклонись от санов вначале, а если согласишься принять сан иеродиакона, то иеромонахом, а потом и начальником скита сделают уже против воли, не спрашивая согласия. Можно полагать, что на молодого инока кроме совета старца немало подействовал и пример его восприемного от пострижения отца, иеромонаха Леонида, добровольно сложившего с себя настоятельскую должность для удобнейшего прохождения подвигов в сожительстве с отцом Феодором.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

I. Игумен Югской Дорофеевой пустыни Варфоломей Батюшка дражайший! Приехали Вы не на чужом, видно, основании здать! И не чужими трудами питаться, а свой положить. Святитель Игнатий В числе многолетних корреспондентов святителя Игнатия Брянчанинова находились два инока, Варфоломей и Алимпий, отношения с которыми еще раз свидетельствовали о постоянстве его «сердечных о Господе чувств». При этом отца Варфоломея можно включить в ряд тех монашествующих, судьба которых сложилась под непосредственным влиянием святителя Игнатия. Познакомились они в апреле 1829 г. в Брянской Белобережной Иоанно-Предтеческой пустыни Орловской епархии, куда два молодых послушника, Дмитрий Александрович Брянчанинов и Михаил Васильевич Чихачев, прибыли в надежде найти пристанище после вынужденного выхода из Площанской Богородицкой Казанской пустыни. Несмотря на недолгое их общение, отец Варфоломей произвел на Дмитрия Александровича самое благоприятное впечатление, которое он сохранил на всю свою жизнь (так же, как было с Павлом Петровичем Яковлевым, с Петром Дмитриевичем Мясниковым, будущим Угрешским архимандритом). Через месяц молодые люди переместились в Оптину пустынь, где еще раньше обосновался их старец, отец Леонид (Наголкин). Отсюда, из Оптиной пустыни и началась переписка Дмитрия Александровича – святителя Игнатия с Белобережскими знакомцами. В первых письмах Дмитрий Александрович рассказывал им об известных событиях своей жизни до возведения в сан архимандрита и назначения настоятелем Сергиевой пустыни. А уже в письме от 8 ноября 1836 г. архимандрит Игнатий советует отцу Варфоломею принять на себя настоятельство в Югской Дорофеевой пустыни Ярославской епархии. В это время в Петербурге находился на чреде архиепископ Ярославский Филарет (будущий Митрополит Киевский). По-видимому, архимандрит Игнатий рассказывал ему о положительных качествах отца Варфоломея и Архипастырь пожелал заполучить его в свою епархию 1 . Из писем видно, что отец Варфоломей обладал весьма нерешительным характером и был полон сомнений. Почти год пришлось архимандриту Игнатию убеждать его «не испортить нашего доброго начинания». Только к концу 1837 г. отец Варфоломей наконец решился и был назначен строителем Югской пустыни. Но к этому времени бывший архиепископ Ярославский Филарет был уже Митрополитом Киевским, а нового Владыку отец Варфоломей заподозрил в неблагожелательном к себе отношении и собирался писать прошение об увольнении. И снова архимандрит Игнатий, проявляя удивительное терпение и заботливость, взял на себя улаживание этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Посреди трапезной возвышалась кафедра, с которой во время обеда читали молитвы. Трапезную расписывал известный в свое время живописец Тихон Леонтьевич Коновалов. Первоначально монастырь довольствовался небольшой колокольней, имевшейся при «старом» соборе. В 1836 году была начата постройка отдельно стоящей каменной колокольни, в 35 сажен вышины. По непрочности фундамента и кладки, 22 сентября 1840 года, во время обеда, колокольня внезапно обрушилась, не причинив, впрочем, никакого вреда ни людям, ни другим постройкам. Из кирпича, оставшегося от рухнувшей колокольни, в последующие годы были построены два двухэтажных жилых корпуса, гостиница, конный двор и столярня. Строительство колокольни было вновь начато в мае 1847 года, при орловском губернском архитекторе И.П.Лутохине, который осуществлял общий надзор за постройкой. Величественная пятиярусная колокольня, покрытая белым железом, была полностью возведена к 1849 году. Ее высота составила 33 сажени (1 сажень=2,134 метра). На колокольне установили 10 колоколов, самый большой из которых, весом в 646 пудов (1 пуд=16,38 килограмма), подняли только в 1856 году. Другие колокола имели вес 317 пудов, 157 пудов, 52 пуда и так далее. Звон белобережских колоколов в хорошую погоду был слышен за 10–12 верст. С третьего яруса колокольни можно было любоваться видами окрестности; отсюда просматривались и город Брянск, и Свенский монастырь. В начале XX века между третьим и четвертым ярусами колокольни были установлены часы с боем. Размер черного с позолоченными цифрами циферблата был около полутора метров, что позволяло определять время с расстояния до двух километров. Механизм тонкими тросами связывался с колоколами на третьем ярусе, и часы мелодично отбивали время каждые 15 минут. Часы приводились в движение с помощью двух тросов с гирями по 40–50 кг, которые поднимали при помощи ворота. Одного завода часов хватало на две недели. Около 1926 года по вине воспитанников детгородка вся внутренняя деревянная часть колокольни сгорела вместе с часами. В уцелевшем кирпичном корпусе колокольни лесничество оборудовало вышку для обнаружения лесных пожаров. В первые месяцы Великой Отечественной войны колокольня, служившая хорошим ориентиром для вражеской авиации среди лесного массива, была полностью снесена.

http://sobory.ru/article/?object=07563

Указ о возрождении обители повлек многочисленные пожертвования жителей Карачевского и Брянского уездов: помещики Савельевы поднесли в дар пустыни ковчег с частицами мощей 35 святых, в мае 1731 года. И.Алымов предоставил Белобережской пустыни пустошь Полпино, в 1733 году помещик Т.Д.Житков пожертвовал в вечное пользование земли в урочище Царево Займище Карачевского уезда. В 1732 году Указом Святейшего Синода обители были отписаны 30 десятин «пустовой благовещенской земли». Впоследствии вкладчиками обители были обер-прокурор Синода Н.Самойлов, полковник Турчанинов, действительный статский советник Коллегии экономии П.В.Хитрово, поручик В.Тютчев, сержант гвардейского Семеновского полка А.Алымов, полковник Г.Е.Замятин и другие. Еще при монахе Серапионе началось строительство каменных зданий. В 1732–1735 годах в обители был построен каменный Владимирский храм с двумя приделами – Иоанна Воина и Николая Чудотворца. Первоначально этот храм планировался как деревянный, на что было дано разрешение Синодального Казенного Приказа еще в 1729 году, однако благотворители монастыря изыскали возможность построить каменный храм. В 1738–1755 годах он был надстроен вторым этажом. После окончания надстройки и повторного освящения храма, в нем было 4 престола. В 1833–1837 годах соборный храм был расширен к югу. В новой пристройке, в верхнем этаже, был устроен придельный храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», а в нижнем – во имя Трех Святителей. Таким образом, общее количество престолов в этом храме достигло шести, что является абсолютным рекордом для храмов современной Брянщины. В храме помещалось свыше пяти тысяч молящихся. Соборный храм был длинен и довольно высок, в архитектурном плане тяготел к украинскому барокко. На его стенах с наружной стороны имелись священные изображения, а над входом в нижний храм – крупная икона Свенской (Печерской) Божьей Матери. Иконостас нижнего храма и вся его отделка были гораздо проще, чем верхнего. Живопись была выполнена в греческом и итальянском стиле.

http://sobory.ru/article/?object=07563

Окончательная гибель обители произошла в военное и послевоенное время. Все монастырские храмы и колокольня были разрушены до основания, кирпич пошёл на восстановление Брянска. Территория бывшего монастыря была передана под нервно-соматический санаторий, который с 1956 года был перепрофилирован в детский санаторий. В 1950-1970-е годы здесь было построено несколько новых жилых, учебных и хозяйственных корпусов, котельная и другие объекты. Из монастырских построек до наших дней сохранилось несколько жилых корпусов и часть монастырской ограды с юго-восточной башней, утратившей верхний ярус. Современное состояние [ править править код ] Решение о передаче построек Белобережского детского санатория (бывшей Белобережской пустыни) Брянскому епархиальному управлению было принято Брянской областной Думой 30 октября 2003 года. Фактически передача территории монастыря с находящимися на ней постройками и коммуникациями в ведение Брянской Епархии состоялась 14 января 2004 года. Решением Священного синода Русской православной церкви от 17 августа 2004 года (журнал «мужской монастырь Бело-Бережской пустыни в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» был возобновлён как действующий. Первоначально предполагалось в стенах Белобережского монастыря разместить и Брянское духовное училище, однако ввиду удалённости от города оно не привлекло достаточного количества учащихся и в последующем было перенесено в Брянск. В настоящее время на территории Белобережской пустыни ведутся ремонтно-восстановительные работы, но из-за отсутствия должного финансирования современный вид монастыря по-прежнему не привлекателен для туристов и паломников. Постройки Пустыни [ править править код ] Храм Рождества Иоанна Предтечи Этот небольшой, наскоро возведённый деревянный храм стал первым храмом новоустраиваемой обители. Разрешение на его постройку белобережские монахи испрашивали не один год, и только в феврале 1721 года добились желаемого. К освящению храма Евдокия Фёдоровна Лопухина, первая жена Петра I, пожертвовала обители три иконы: Святой Троицы, Владимирской Богоматери и Иоанна Предтечи. До настоящего времени не сохранилось никакого описания этого храма, но, по-видимому, он был оформлен довольно скромно и ничем не примечателен в плане архитектуры.

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

Строительство колокольни было вновь начато в мае 1847 года, при губернском архитекторе И. П. Лутохине, который осуществлял общий надзор за постройкой. Величественная пятиярусная колокольня, покрытая белым железом, была полностью возведена к 1849 году. Её высота составила 33 сажени. На колокольне установили 10 колоколов, самый большой из которых, весом в 646 пудов, подняли только в 1856 году. Другие колокола имели вес 317 пудов, 157 пудов, 52 пуда и так далее. Звон белобережских колоколов в хорошую погоду был слышен за 10—12 вёрст. С третьего яруса колокольни можно было любоваться видами окрестности; отсюда просматривались и город Брянск, и Свенский монастырь. В начале XX века между третьим и четвёртым ярусами колокольни были установлены часы с боем. Размер чёрного с позолоченными цифрами циферблата был около полутора метров, что позволяло определять время с расстояния до двух километров. Механизм тонкими тросами связывался с колоколами на третьем ярусе, и часы мелодично отбивали время каждые 15 минут. Часы приводились в движение с помощью двух тросов с гирями по 40-50 кг, которые поднимали при помощи ворота. Одного завода часов хватало на две недели. Около 1926 года по вине воспитанников детгородка вся внутренняя деревянная часть колокольни сгорела вместе с часами. В уцелевшем кирпичном корпусе колокольни лесничество оборудовало вышку для обнаружения лесных пожаров. В первые месяцы Великой Отечественной войны колокольня, служившая хорошим ориентиром для вражеской авиации среди лесного массива, была полностью снесена. Собор в честь иконы Божией Матери «Троеручица» («новый») В 1876 году в монастыре освятили новый пятиглавый двухэтажный каменный однопрестольный соборный храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица», выполненный в русском стиле. Его строительство было начато ещё в 1861 году. Главным строителем этого храма был игумен Израиль, который нашёл средство выплатить долги, сделанные по постройке его предшественником, игуменом Анастасием, и привлёк многих новых жертвователей, помогших ему завершить постройку.

http://azbyka.ru/palomnik/Белобережская_...

Очень важным местом в центральной России, где переплетались духовные нити, шедшие от старца Паисия, был также Брянский Свенский монастырь Орловской епархии. Там проживали в начале XIX века монах Серафим и схимонах Афанасий, тот самый, который доставил митрополиту Гавриилу Добротолюбие. Схимонах Афанасий, из сенатских секретарей, оставив мир, странствовал по Святой Афонской Горе и по Молдавии, жил в обители старца Паисия, который поручил его своему ученику Софронию, занимался переводами и списыванием отеческих книг. В 1805 году, живя уже в Свенском монастыре, он получил от старца Софрония наставление не вмешиваться в монастырские порядки и жить молча. Скончался в том же Свенском монастыре в 1811 году на руках старца схимонаха Афанасия (Захарова), которому перед смертью вручил свой замечательный сборник из творений святых отцов. Проживая в Свенском монастыре, старец Афанасий вместе со старцем Серафимом имели духовное влияние на проживавшего там некоторое время будущего настоятеля Оптиной Пустыни Тимофея Путилова Там же имел возможность узнать от старцев духовное делание настоятель монастыря, впоследствии ректор Московской Духовной Академии, Калужский епископ и Киевский митрополит, покровитель монашества и старчества знаменитый Филарет. На эти встречи и сожительства в Брянском монастыре следует обратить особое внимание. Здесь установились те связи, которые потом откликнулись в другом месте, как мы увидим дальше. В духовной связи с Брянским монастырем стоит группа пустынножителей Смоленской епархии, подвизавшихся в конце XVIII и в начале XIX века в лесных скитах Рославльского уезда. Эта своеобразная группа русских пустынников состояла в близком общении со старцем Паисием. В нее входили и непосредственные ученики старца, каковы Досифей, проживший 40 лет в Рославльских лесах, Арсений, впоследствии перешедший в Псковский Никандров монастырь, и другие подвижники, не знавшие лично старца Паисия: иеродиакон Анастасий, Афанасий, бывший последние 19 лет своей жизни духовником Свенского монастыря, Арсений из Белобережской пустыни, Моисей и Антоний Путиловы, перешедшие потом в Оптину Пустынь вместе с пустынниками Иларием и Дорофеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

В честь преподобного Ионы Киевского на его родине в Кременчуге назвали улицу Кременчуг, 5 декабря 2013 г. Сразу две улицы в городе Кременчуге (Полтавская область) были переименованы в улицу Ионинскую. Такое решение приняли депутаты горсовета на сессии 26 ноября, сообщает портал " в " . Известно, что преподобный Иона (в миру — Иоанн Мирошниченко) родился в пригороде Кременчуга, Крюкове, в бедной семье крестьян. Отсюда отбыл в Саров к преподобному Серафиму, у которого прожил на послушании 8 лет. Затем в его жизни была Брянская Белобережская пустынь, где он принял монашеский постриг и откуда пришел в Киев. А уже в Киеве основал знаменитый Троицкий монастырь и прославился строгой иноческой жизнью и многими чудесами. Жители Кременчуга хранят память о своем знаменитом, святом земляке. А идея назвать в честь него улицу родилась еще в 2007 году. Тогда с такой инициативой выступили в городской прессе сотрудники Кременчугского краеведческого музея. Их поддержали местные энтузиасты, а также духовенство Киевского Троицкого Ионинского монастыря, но процесс в силу различных причин двигался не быстро. Долго искали, какую улицу можно назвать именем преподобного. В результате были переименованы Штабная и Логинова. Для такого решения было два соображения. Во-первых, это не повлекло никаких материальных затрат для города — по этим улицам не прописан ни один человек, не зарегистрировано ни одного предприятия или организации. А во-вторых, именно здесь планируется строительство главного храма Кременчугской епархии — кафедрального собора во имя апостола Андрея Первозванного. Таким образом, адрес собора будет: улица Ионинская, 1. В связи с переименованием братия Киевского Троицкого Ионинского монастыря выразила намерение изготовить мемориальный знак в честь преподобного Ионы Киевского, чтобы установить на Ионинской улице — пока что единственной в Украине. 6 декабря 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/66487.html

Белобережский Санаторий. Иоанно-Предтеченская Бело-Бережская мужская пустынь. Собор иконы Божией Матери " Троеручица " . /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: " Троеручица " иконы Божией Матери Год постройки:1876. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Брянская область, Брянский район, п. Белобережский Санаторий Координаты: 53.236088, 34.575139 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1876 году в монастыре освятили новый пятиглавый двухэтажный каменный однопрестольный соборный храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица», выполненный в русском стиле. Его строительство было начато ещё в 1861 году. Главным строителем этого храма был игумен Израиль, который нашёл средство выплатить долги, сделанные по постройке его предшественником, игуменом Анастасием, и привлёк многих новых жертвователей, помогших ему завершить постройку. Художником Академии Художеств Алексеем Васильевичем Шишкиным для нового собора было написано 60 икон, тульским купцом Чумаковым — три алтарных иконы. Резной иконостас и киоты изготовил болховской мастер Константин Попов. В 1895 году внутреннюю роспись нового собора в «итальянском» стиле произвёл московский живописец Василий Колупаев. http://azbyka.ru/palomnik/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=43188

Белобережский Санаторий. Иоанно-Предтеченская Бело-Бережская мужская пустынь. Церковь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченская Бело-Бережская мужская пустынь. Церковь Иоанна Предтечи. В начале прошлого века одним из известнейших монастырей в России была Белобережская пустынь. Ансамбль монастыря составляли 32 великолепных здания, включая девять храмов. В 1721 году здесь уже был основан монастырь. Его первым строителем стал старец Серапион. В 2004 году Иоанно-Предтеченская Бело-Бережская мужская пустынь была возвращена Брянской епархии. Началось возрождение обители. 28 апреля 2013 года в Иоанно-Предтеченской Бело-Бережской мужской пустыни был заложен храм в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=57090

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010