Богородичен: С поручнице грешных, Всепетая Владычице,/икону Твою в Одриной обители чудесы прославившая,/яко Матерь Божия, умоли Твоими молитвами Избавителя всех,/да спасет души наша. Кондак, глас 2: Заступницы теплии Брянския земли,/святии сродницы наши,/купно с Пресвятою Богородицею и всеми святыми/Престолу Божию ныне предстояще,/молитвами вашими Православие утвердите,/ереси и расколы разорите,/Отечеству нашему мир/и душам нашим полезная испросите. Икос: Едемскаго рая древеса доброплодная и красная явишася, святии,/цветы благовонныя учений и плоды дел творящии,/от нихже души наша питаются и глад наш духовный утоляется,/приидите убо, притецем под сень их и ублажим,/яко земли Брянския отраду и украшение, образ жития и начертание,/и к ним с любовию возопиим:/о, блаженнии сродницы наши,/молитвами вашими Православие утвердите,/ереси и расколы разорите,/Отечеству нашему мир/и душам нашим полезная испросите. Песнь 7 Ирмос: В пещи Авраамстии отроцы персидстей,/любовию благочестия паче,/нежели пламенем опаляеми взываху:/благословен еси в храме славы Твоея, Господи. Крестителю Иоанну ревностию уподобился еси, Феодоре преподобне,/от юности Богу угодив и скорби Его ради претерпев,/обители Площанския воспитание и Санаксарскаго вертограда иноческаго похвало,/моли спастися нам. Имамы преподобных Василиска Сибирскаго и ученика его Зосиму Верховскаго ,/в Брянских дебрех начало подвигов положивших,/яко образ послушания и пустыннолюбия,/и о спасении ближних попечения. Явишася народа Божия печальницы доблии,/преподобнии старцы Оптинстии Льве, Макарие и Моисее,/в обителех Брянских подвизавшиися,/и нас на путь покаяния, смирения и терпения наставите. Богородичен: В ладычице Богородице,/цельбоносною Твоею иконою, Троеручицею именуемою,/Пустынь Белобережскую украсившая,/простри всемощную Твою руку на помощь православно Тя величающим. Песнь 8 Ирмос: Руце распростер Даниил,/львов зияния в рове затче:/огненную же силу угасиша,/добродетелию препоясавшеся,/благочестия рачители отроцы, взывающе:/благословите, вся дела Господня, Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Одрин Николаевский, от города Карачева в 3 верстах; заштатный. [V, 360.] Игумены Игнатий , строит., в янв. 1702. Варнава , 1715–22, † ... Макарий , 1722–25. Иоасаф , 1734–38, 13 янв. перев. в Калужский Лаврентиев. Гавриил , 1757 и 58. Ювеналий Воейков в 1767 перев. в Новосильский Духов. Строители Гаий в 1773 перев. из Глинской пустыни, но †. Арсакий в 1777 перев. из Мценского Петропавловского; после в Глинской пустыне. Дионисий Цветаев определён 15 мар. 1804, а 25 дек. перев. в Свенский. Амвросий 30 июня 1805 перев. из Мценского Петропавловского, а 19 февр. 1807 – в Площанскую пустынь. Вассиан 9 мая 1815 перев. из Мценского Петропавловского; 25 нояб. 1831 уволен. Серапион , игум., 1845–57. Израиль , игум., 1858–60. Нифонт , игум., 1861–67. 12 Белобережская Брянская пустынь, от города 15 вёрст, основана в 1721 г.; ныне заштатная. [III, 468.] Строители Серапион , 1726–39. Корнилий , 1749. Аарон , 1762. Руф в 1766 настоятель Дятловицкий. Василий определён 1800 и 1801 отказался. Леонид определён 1801; 10 мар. 1808 отказался. Мельхиседек Сокольников определён 10 мар. 1808; 9 июля 1810 отказался; с 12 нояб. 1811 строит. Раненбургской Петропавловской пустыни. Серафим определён 11 июля 1810. Моисей , игум., 1845–48. Пимен , 1849. Анастасий , 1850–56; игум. 1859–64. 13 Троицкий, в городе Ельце, по штатам третьеклассный; после пожара в 1775 г. уничтожен, монахи переведены в Лебедянский Троицкий. [IV. 83.] Возобновлён в 1836 г. Игумены Авраамий , 1636–38. Моисей , 1648–51. Леонид , строит., в июне, окт. 1656. Павел , 1661–65. Евфимий , строит., в сент. 1672; игум. в июле 1677. Иоасаф , 1686. Варсонофий , 1692, 1702–4, 1714. Иринарх , архим., 1763, отставлен. Гавриил Спичинский , архим., 1764–69, перев. в Миропольский (Курской епарх.). Климент Белошапкин в 1769 перев. из Миропольского; до 1780. По возобновлении: Архим. Флавиан , 1838–62. – Дионисий в янв. 1862 перев из Нового Иерусалима; до 1867. – Флорентий , 1867–71. 14 Сергиев, в городе Ливнах, упразднённый. [V, 13.] Игум. Харлампий , 1613, 14, 26, 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По совету жившего в Московском Симоновом монастыре иеросхимонаха Алексия (Блинского), который в 1790–1800 годы был строителем Коневского монастыря, а до этого жил в орловских и смоленских лесах, в 1811 году Тимофей Путилов отправился к пустынникам рославльских лесов и вверился духовному руководству отца Афанасия (Степанова), оптинского постриженика, который в свое время в числе 12 человек прибыл из Пешношского монастыря с отцом игуменом Авраамием для восстановления Оптиной пустыни. В рославльских лесах этот отец подвизался безвыходно более 20 лет. С ними был и монах Досифей, постриженик Площанской Богородицкой пустыни. В лесах Тимофей провел десять лет и был келейно пострижен в мантию отцом Афанасием с именем Моисей. Под руководством этого опытного старца отец Моисей приобрел великую сосредоточенность, кротость, дар молитвы и внимания к себе. Все эти дарования были присущи ему и потом, во всю жизнь его, не только в пустынном безмолвии, но и во время многотрудной и многопопечительной его настоятельской деятельности в Оптиной пустыни. В 1812 году начавшаяся война с французами понудила подвижников оставить любезное место уединения. Отец Моисей был приглашен в Брянскую Белобережскую Иоанно-Предтеченскую пустынь, жил в Свенском монастыре, а в 1814 году вновь вернулся в рославльские леса, где подвизался еще 8 лет. В 1816 году к отцу Моисею присоединился его младший брат Александр (впоследствии схиигумен, преподобный старец Оптинский), который в 1820 году был келейно пострижен в монашество с именем Антоний. Вступив на тернистый путь монашеского делания, Александр избрал духовным руководителем своего старшего брата — отца Моисея. В 1821 году по приглашению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) братья Моисей и Антоний (Путиловы) с монахами Иларием (Дранкиным) и Савватием прибыли в Оптину пустынь для постройки там Иоанно-Предтеченского скита и основания в нем монашеской жизни. В 1822 году святитель Филарет рукоположил отца Моисея в сан иеродиакона, а затем — иеромонаха и вскоре назначил общим духовником Оптиной пустыни. С 1826 года и до своей кончины он был настоятелем монастыря.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

Роковым обстоятельством для обновлявшейся обители стал пожар, в котором погибла её деревянная Предтеченская церковь. Преосвященный Тихон, епископ Севский и Брянский, долгое время колебавшийся, какую из двух пустынейБелобережскую (Брянского уезда) или Яменскую – присудить к закрытию, после того, как последняя пустынь осталась без храма, дал Севской Духовной Консистории указ, повелевавший «Яменскую пустынь, за сгорением в ней церкви Божией, упразднить». Монахи были переведены в другие обители Севской епархии, а строитель Герман распоряжением епископа был оставлен в Яменской пустыни, чтобы продолжить строительство каменной церкви, которая впоследствии была отдана новообразованному приходу. Храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи По донесению Трубчевского духовного правления за 1768 г., «придельная церковь во имя Св. Николая вся заклеплена, а в настоящей Предтечевской стены выведены против дверей и окон, в коих и решётки вставлены». Вероятно, вскоре Никольский придел был освящён и храм начал действовать, так как уездное Духовное правление требовало от храма исповедные ведомости уже за 1771 год. Окончательное освящение храма состоялось в 1777 году; первым его священником стал Изот Львов. Село Ямное не сразу получило своё нынешнее название: в документах 1780-х г.г. оно называется Яменской слободой, но уже к концу XVIII века именуется так же, как и сегодня. В состав прихода, кроме самого села, входили деревни Герасимово, Старая Погощь и Новая Погощь – в последней из них позднее появился собственный храм. В храме села Ямное было два престола: главный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и придельный во имя Николая Чудотворца. Зданием церковь была каменная, с деревянным завершением и деревянной же двухъярусной колокольней, пристроенной к церкви в 1850-х гг. В храме насчитывалось 18 окон; его размеры составляли 27×7 м, высота колокольни – 14 м. Колоколов имелось 4; печей в храме не было. Главной святыней храма являлась икона Глава Иоанна Предтечи, которая, по преданию, была спасена при пожаре деревянной монастырской церкви в 1766 году. По рассказам местных жителей, с этой иконой совершались крестные ходы в так называемое Старое Ямное, на бывшее место монастыря, где до конца XIX в. стояла небольшая деревянная часовня-«капличка». В 1899 году эта часовня сгорела.

http://sobory.ru/article/?object=54523

Когда в 1841 году была объявлена высочайшая милость на разрешение и дозволение сбора милостыни в России для афонских монахов, первым туда отправился отец Парфений. Была, правда, и другая причина отъезда отца Парфения. Очень ему хотелось обратить в православную веру своих приемных родителей. Призвав отца Парфения, отец Иероним начал говорить ему: «Мы основали русскую церковь святителя Митрофана, а монастырь наш небогатый… надобно потрудиться тебе съездить» 90 . Отец Парфений горько плакал и настойчиво стал отказываться, ведь он твердо решил остаться с мудрым отцом Иеронимом до конца своих земных дней. Но послушание было для него превыше собственных желаний, да и стремление обратить приемных родителей в веру православную было сильно. После многих слез и уговоров отец Парфений по совету и благословению старцев Арсения и Иеронима отправился в Россию на Фоминой неделе 1841 года. В путешествии своем посетил город Киев и великую Киевскую Печерскую Лавру, далее через город Брянск и Белобережскую пусть отправился к городу Козельску, желая всей душой увидеть и услышать великого старца отца Леонида в Оптиной Введенской пустыни: «…прибыл в общежительную Оптину пустынь, что в Калужской губернии, близ города Козельска. Прежде, за много лет, я слышал о живущем в Оптиной пустыни великом старце, иеросхимонахе Леониде, и давно желал видеть его, насладиться его беседы и получить от него наставления и в скорбях своих утешение… По прибытии моем в Оптину пустынь я нетерпеливо желал сходить к отцу Леониду, с надеждою получить себе утешение; и расспросив о келлии его, пошел к нему немедленно. И пришедши в его сени, убоялся, ово от радости, что сподобляюсь видеть такого великого отца, ово от мысли, как я недостойный явлюсь пред такого великого старца; и долго стоя в сенях, опаса лся отворить дверь. Потом вышел его ученик. Я спросил: “Можно взойти к старцу?” Он ответил: “Можно”. Потом я вошел к нему в келлию; но там еще более убоялся и вострепетал. Ибо почти полная келлия была людей разного звания: господ, купцов и простых; и все стоят на коленях со страхом и трепетом, как пред грозным судиею, и каждый ожидает себе ответа и наставления; и я также, позади всех, пал на колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Эта деятельность и эти, казалось бы, случайные знания не мешали Льву Наголкину быть благочестивым христианином. Из всех дел и состояний, о которых он услыхал и которые увидел, он более всего полюбил состояние монашеское. И вот в 1797 году, при игумене Авраамии, он поступил послушником в Оптину пустынь, откуда через два года перешел в Белобережскую Иоанно-Предтеченскую Брянского уезда, где был настоятелем иеромонах Василий (Кишкин), старец высокой духовной жизни, много времени до этого подвизавшийся на Святой Афонской горе. Здесь в 1801 году послушник Лев пострижен был в монашество с именем Леонид. В том же году, 22 декабря, он был рукоположен в иеродиакона, а 24-го числа в иеромонаха. В 1804 году он был избран братством Белобережской пустыни на должность настоятеля. Такое быстрое продвижение говорит о высоких духовных дарованиях отца Леонида. Сам он вовсе не думал о начальствовании, и, когда братия собралась для обсуждения вопроса о настоятеле, отец Леонид ушел варить квас, думая, что «выберут кого-нибудь и без меня...». Вскоре пришли старшие монахи, взяли из его рук черпак, сняли фартук, одели и отправили в Орёл к преосвященному Досифею для утверждения в должности настоятеля. После этого отец Леонид не изменил своего неприхотливого образа жизни, принимая участие во всех трудах братии. В 1805 году в Белобережскую пустынь переселился из Чёлнской Спасской обители старец Феодор (Перехватов), духовный отец Леонида, который до своего настоятельства часто посещал старца, своего земляка (отец Феодор родился в 1756 году в Карачеве). «Из его жизнеописания видно, – писал митрополит Трифон, – что у него была натура страстная и характер горячий: в юности в нем сильно боролись два начала – доброе и злое. Искренно верующий, со стремлениями к жизни духовной, пустынной, он тем не менее вследствие своей пылкости часто падал. Так, в ранней молодости он “увлекся женской красотой и впал в распутство”, как рассказывается в его жизнеописании 86 . Эта греховная жизнь не могла долго продолжаться, скоро он одумался, угар прошел, горький стыд овладел им, и со стремительностию и твердостию, характеризовавшими всю его жизнь, он решился долгим подвижничеством искупить свою вину. Без паспорта уходит он сначала в Киев, а затем в Молдавию к старцу Паисию. Эта эпоха его жизни, надо полагать, имела для него весьма важное значение. Он на собственном опыте убедился, как грех силен в человеке и как без помощи Божией всякий человек близок к падениям, отсюда он приучился немощи немощных носити ( Гал.6:2 ), без строгого осуждения относиться и к слабостям своих ближних; с другой стороны, встретив в этот тяжелый для себя период искреннее участие и духовную поддержку в старце Паисии и его учениках, он понял, как необходима и важна духовная помощь всякому человеку, не только монаху, но и мирянину. Доброе и сердечное слово, совет, подкрепленный изречением из Священного Писания , могут спасти душу человеческую от уныния и отчаяния и возродить ее к новой христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ложные религиозные верования Запада извратили и нравственные убеждения их исповедников. Так, Господь заповедует всепрощение, а западная нравственность – месть и пролитие крови; Господь велит смиряться и считать себя грешнее всех, а 3апад ставит выше всего «чувство собственного достоинства». Господь велит радоваться навеселиться, когда нас поносят и изгоняют, Запад требует «восстановления чести»; Господь и Апостолы называют гордость «бесовской», Западники – благородством». (Еп. Антоний. Мисс. Обозр. 1901 г. июль, Авг. стр. 10). Иначе учат православные пастыри, следуя более точно заповедям Господа. «Два рода ученых и мудрых людей, пишет святитель Тихон Задонский (Алф. Д. Ш, 193): одни учатся в школах от книг, и множайшие от них суть безумнейшие паче простых и безграмотных, яко и алфавита христианского не знают; ум острят, слова исправляют и красят, но сердца своего исправить не хотят. Другие учатся в молитве со смирением и усердием и просвещаются от Духа Святого и суть мудрейшие паче философов века сего; суть благочестивии и святии, и Богу любезнии; сии хотя алфавита не знают, но добро все разумеют; просто, грубо говорят, но красно и благоприятно живут». Повеление Спасителя: «шедше научите вся языки» католичество возвело до измышления догмата непогрешимости папы, и духовное руководство совести верующих дало в руки отцам иезуитам, для учреждения всесветного папского царства на земле и для уловления всеми средствами душ человеческих, с принадлежащими им капиталами (католическое старчество). А протестантизм предоставил полную свободу: кто как хочет, так и верует. В православной же Церкви пастыри духовные, просвещенные богословием, ведут своих овец ко Христу без всяких политических видов, и простецы, хотя и не обучавшиеся в школах наукам, но просвещенные Духом Святым, оказываются, по слову св. Тихона, мудрейшими паче философов века сего. К простецам сего рода принадлежал и наш старец о. Леонид. Старец Леонид Отец Леонид, (Карачевский мещанин, в мире Лев, родившийся в 1768 г.) поступил первоначально в Оптину Пустынь в 1797 г., а через 2 года перешел в Белобережскую Пустынь, в 15 верстах от Брянска, где и пострижен в 1801 году. Затем, временно он проживал в Челнском монастыре (в 8 верстах от Трубчевска) для духовного назидания у схимонаха Феодора, одного из учеников великого старца о. Паисия (при котором он около 20 лет прожил в Молдавских монастырях). Когда же о. Леонид, по воле Преосвященного Досифея, епископа Орловского и Севского, определен был настоятелем Белобережской Пустыни, тогда и наставник его о. Феодор переселился к нему в обитель в 1805 году, после временного пребывания в Челнском монастыре 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В начале XX века в Белобережской пустыни проживало около 200 монахов, к 1916 г. их численность возросла до 400 человек. С 1900 г. на монастырском хуторе при деревне Малое Полпино стала действовать школа, в 1901 г. преобразованная в церковноприходскую. В тяжелые годы в трапезной монастыря помимо братии ежедневно кормили по 300-400 человек. Пустынь отчисляла средства на содержание епархиальных училищ, брянского госпиталя Красного Креста и другие. К 1916 г. в монастыре было свыше 30 корпусов, до 400 насельников. Обитель владела 1895 дес. леса, 473 дес. пахотной и луговой земли. В годы Первой мировой войны на территории монастыря разместился лазарет для раненых. Уничтожение монастыря после революции В 1918 году началась конфискация имущества обители. Монастырь был лишен прав юридического лица; оставшаяся братия (около 150 монахов) вынужденно объединилась в трудовую коммуну «Белобережское трудовое братство» и продолжала совершать богослужения. В 1919 году на территории обители была устроена дачная колония Московского отдела народного образования. В декабре 1920 г. последние насельники обители были выселены, но в 1922 г. жители деревни Непряхино приняли в бесплатное пользование имущество монастырских храмов, и богослужения продолжали совершаться. 17 июня 1924 г. заключенные прежде местными властями договоры с верующими были аннулированы, все храмы пустыни закрыли. Два года спустя началось целенаправленное разрушение обители. Вначале разобрали главный соборный храм; кирпич использовали для строительства «Дома Советов» в Брянске. Боем устилали дороги. В 1930 –м та же судьба постигла собор во имя «Троеручицы». Детский городок в бывшем монастыре существовал до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году детей эвакуировали, а в стенах бывшего монастыря несколько месяцев, до оккупации, действовали курсы минеров–подрывников. Окончательная гибель обители произошла в военное и послевоенное время. Все монастырские храмы и колокольня были разрушены до основания, кирпич пошел на восстановление Брянска, а территория бывшего монастыря была передана под детский санаторий.

http://drevo-info.ru/articles/19336.html

Десятый год пошел со дня смерти великого старца Льва (Леонида). Полезно вспомнить, хотя бы и вкратце, славное и многотрудное житие его. Старец скончался в субботу в половине восьмого пополудни 11 октября 1841 года на 71м году от рождения. В монашестве он был 46 лет, а происходил из мещан города Карачева Орловской губернии и в мире назывался Леонтием, по фамилии Наголкин. Много претерпел он на своем веку до самой своей кончины всяких скорбей чрез ложные хулы, изобретаемые завистью людей за богоугодное житие его. По ревности его к совершенству в духовной жизни он, бывши строителем в Брянской Белобережской пустыни, с 1804 года оставил добровольно начальство и жил вместе со схимонахом Феодором и другими старцами, пришедшими из Молдавского Нямецкого монастыря, в скитах на Валааме и в Свирском монастыре. Родился старец Лев в 1769 году. Начально поступил в Оптину Пустынь в 1797 году; жил два года и пришел в Коренную пустынь. К нам переместился в 1829 году в Скит. Во время десятилетнего его пребывания у нас он был подобен столпу, духовно утверждающему и советом, и примером благочестие христианское. Он имел свыше дар рассуждения и смирения. Настоятелю был верный и преданный помощник в благоустроении обители, Скита и братии. Братия, желающая своего спасения, во всякое время получала в душевых скорбях своих и недоумениях полезные советы, разрешение сомнений и утешения при содействии благодати Божией, обильно на нем почивавшей. Кроме нашей обители, из всех мест всякого состояния, звания и пола стекались к нему люди, изливали пред ним лично или чрез письма свои скорби и болезни душевные и в советах его получали отраду и утешение. Исцелялись духовным врачевством его и телесные недуги. В подобных случаях обычным советом его было поговеть, чистосердечно покаяться в грехах, начиная с семилетнего возраста и приобщиться Св. Таин. Он читал над больными из требника и помазывал елеем из лампады, горящей неугасимо пред иконою Богоматери Владимирской, принесенной из Молдавии схимонахом Феодором, и заповедовал молиться по заповеди Евангельской за обидящих и ненавидящих.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

По документам архива Богородицкой Площанской пустыни известно об о Виталии следующее. В формулярном списке за 1849 г. он значится 61 года, как великороссиянин, из купцов г. Ельца, Пострижен в монашество 22 июня 1823 г. в Брянской Белобережской пустыни, где 17 июня 1824 г. произведён во иеродиакона, a 5 декабря 1827 г. рукоположен во иеромонаха, но 12 мая 1830 г. переведён в Орловский архиерейский дом и 16 мая определён здесь казначеем. С 26 октября 1840 г. исправлял там же должность эконома и 31 января 1841 г. – по случаю переименования домовой конторы Домовым Правлением – определён действительным экономом и присутствующим оного правления. 1 июня 1842 г., вследствие прошения, о. Виталий уволен от означенных должностей и послан в г. Севск для особых поручении по экономии тамошнего архиерейского дома по Строительному Комитету, учреждённому для возобновления сего дома (см. ниже), и за исправное выполнение данных поручений 20 июня 1843 г. награждён набедренником. Указом Орловской Духовной Консистории 15 февраля 1847 г. определён в Богородицкую Площанскую пустынь строителем; 19 февраля 1848 г. Смарагдом награждён палицею. Скончался 23 мая 1850 г., причём указом Консистории от 24 мая было предписано: «покойного Строителя Виталия, как примерного Начальника, погребсти близ Главной церкви на самом лучшем месте, по усмотрению казначея с братиею». См. и Е(пископ) М(итрофан), Богородицкая Площанская общежительная пустынь, Севского уезда, Орловской епархии, в возрождённом и обновлённом виде (Севск 1906), стр. 22 (но тут ошибочно, что Виталий определён строителем в 1845 г. – вместо 1847-го – и что его преемник Иларион поступил в 1853 г. – вместо 1851-го) и 60 (где неправильно, что Виталий управлял пустынею 5 лет, когда это продолжалось лишь 3 с небольшим года). Архиеп. Смарагд высоко ценил строительные заслуги о. Виталия и 19 декабря 1849 г. специально писал присутствовавшему в Св. Синоде архиепископу Иннокентию (Борисову) так: «Я с своей стороны усерднейше прошу Вас. не оставить своей милостию лиц, представленных мною к наградам. Особенно желал бы видеть награждёнными крестами: Площанской пустыни строителя иеромонаха Виталия, и строителя Одрина монастыря иеромонаха Серапиона. Оба благочестивейшие и древние старцы! Первый из них 66 лет, был прежде в архиерейском доме 18 лет казначеем и мне помог возобновить сгоревший и разрушившийся Севский архиерейский дом, как Вы сами видеть и одобрить изволили. А последний 68-ми лет, привёл в совершенное благоустройство Одрин монастырь, тоже приведённый в запустение при некоем Филарете» (см. «Рязанские Епархиальные Ведомости» 1896 г., 18, стр. 638).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010