Питирима. Иером. Василию было предписано «пребывание иметь в оной же пустыни для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному строителю». Вскоре братия, возмущенная тем, что новый настоятель притеснял о. Василия, потребовала отстранения его от должности. С общего согласия настоятелем был избран постриженик иером. Василия иером. Леонид (Наголкин). По поручению еп. Досифея 17 нояб. 1805 г. иером. Леонид «с согласия всей братии» письменно изложил устав пустыни («общежительное чиноположение»), в его составлении по образу правил афонских и молдав. обителей участвовали иером. Мелхиседек (Сокольников) и ученики прп. Паисия (Величковского) : схим. Афанасий, схим. Феодор и иеросхим. Клеопа. Устав Б. п. стал образцом для мн. мон-рей России и впосл. был издан архим. Мелхиседеком (Сокольниковым) при описании Пустынно-Рыхловского мон-ря Черниговской епархии (ГА Брянской обл. Ф. 7-ОДФ. Оп. 1. Д. 22. Л. 42). В 1817 г. в Б. п. проживало 30 насельников. При иером. Леониде (1804-1808) и последующих настоятелях игум. Мелхиседеке, иером. Моисее был сооружен больничный корпус с ц. в честь иконы Божией Матери «Троеручица» (1809). В 1820-1824 гг., при строителях Амвросии и Серафиме, Б. п. пришла в упадок, житницы опустели, капитал был издержан на содержание братии. В 1824 г. по просьбе братии настоятелем был вновь поставлен иером. (с 1847 архим.) Моисей, благодаря к-рому благосостояние обители улучшилось, в праздники пустынь принимала до 5 тыс. богомольцев. В 1824 г. была построена каменная двухэтажная трапезная, вмещавшая ок. 200 чел., в 1828 г.- каменная ограда с башнями по углам и 3 воротами, в 1837 г. расширен Троицкий собор, на 2-м этаже устроен новый придел в честь иконы Богоматери «Взыскание погибших», а на 1-м - во имя Трех святителей. Одновременно были построены каменные корпуса гостиницы, братских келий, конного двора, столярной и др. Выстроенная в 1836 г. колокольня при храме 22 сент. 1840 г. из-за непрочности грунта рухнула, в 1847 г. была восстановлена. При игум.

http://pravenc.ru/text/77920.html

Адрес: Брянская область, Брянский район, поселок Белобережский Санаторий, Центральная улица. Телефон: 8(4832) 94-92-39 . Подробнее... Николо-Одринский женский монастырь [ править править код ] Николо-Одринский монастырь (имеющий официальное название Одрино-Николаевский монастырь) - монастырь в селе Одрина (Одрино, Одринское) Карачевского района Брянской области. Основан в начале XIII-XIV века. Год постройки: между приблизительно 1376 и приблизительно 1425 гг. В настоящее время в монастыре сохранились две старинные постройки: игуменский корпус и братский корпус, в котором находятся: действующий храм во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, ризница, трапезная и кельи. В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией " Споручница грешных " . В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого Святого образа. Адрес: Россия, Брянская область, Карачевский район, с. Одрино Подробнее... Богородицкая Площанская мужская пустынь [ править править код ] История обители уходит в глубь веков. По легенде, монастырь у Площанского озера, давшего название обители, повелел основать святитель Николай. Достоверно известно, что уединённый монастырь был разорён поляками и после 1613 года начал возобновляться иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. В книге, вышедшей в 1855 году указывалось, что по сведениям игумена Серапиона, который был строителем монастыря в 1778 году: " …старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, „что де при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий“. Прокопий пришёл сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек. " Адрес: Россия , 242331, Брянская обл., Брасовский район, п. Пчела,переулок Монастырский, дом 1. Проезд: трасса Москва-Киев, 438 км, поворот с указателем " Монастырь Площанская пустынь " , далее 3 км. Общественным транспортом ехать от Брянска автобусом на Севск, Локоть, Комаричи, Белгород до остановки " Пост ДПС " Локоть "

http://azbyka.ru/palomnik/Брянская_облас...

При нем жил пять лет и старец Феодор, после смерти Онуфрия, Феодор с Николаем вернулись к Паисию, а после смерти Паисия и Николая, Феодор вернулся в Россию. В библиотеке Нямца хранится рукописная отеческая книга, переписанная Николаем для Онуфрия. Каким бессребренником был Феодор, видно из того случая, что данные ему на дорогу одним человеком пять рублей, он отдал первой встречной бедной женщине — крестьянке). Они много лет жили в обители старца Паисия, приняли от него пострижение в монашество и были им основательно наставлены и утверждены в духовной жизни. По прибытии в Россию они жили сначала в Челнском монастыре Орловской епархии, потом в Белобережской пустыни той же епархии, расположенной среди глухих и в то время почти непроходимых брянских лесов. Там они сблизились с монахом Леонидом, который был родом, как и Феодор, из города Карачева и происходил из купеческого звания. В 1811 году Леонид и Клеопа переселились на Валаам, куда прибыл к ним и Феодор. На Валааме они прожили 5 лет, проходя умное делание по руководству старца Паисия и много из-за этого пострадали от невежественных ревнителей внешнего подвига. В 1816 году старец Клеопа скончался в Валаамском монастыре, а Феодор и Леонид, перешли в Александро-Свирский монастырь, где на них обратил внимание император Александр I. Здесь в 1822 году скончался отец Феодор в самый день светлого Христова Воскресения, а отец Леонид, спустя несколько лет, перешел со своими учениками в Оптину пустынь, где и оставался до самой своей кончины 11 октября 1841 года. Проживая на Валааме и в Александро-Свирском монастыре, старцы имели духовное общение и с Александро-Невскою лаврою и имели везде единомышленных братий и учеников. На Валааме их учениками были: старец игумен Варлаам, потом переселившийся в Оптину Пустынь и там скончавшийся, и духовник Валаамского монастыря Евфимий. Евфимий в свою очередь имел своими учениками Дамаскина игумена Валаамского, и Илариона, перенесшего предания старца Паисия в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

В 1717 году архимандрит Петропавловского монастыря Питирим вызвал из брянских лесов опытного в духовных делах старца Серапиона и поручил ему управлять белобережским скитом. Серапион родился в 1672 году в семье священника села Архангельского Тульской губернии. После смерти родителей был взят на воспитание священником Успенской церкви города Тулы Я.Федоровым, где обучался грамоте у приходского дьячка. В 1707 году юношей отправился странствовать по святым местам и в том же году определился в Карачевский Николо–Одринский монастырь. Оттуда, после принятия полного пострига с именем Серафима, удалился в 1714 году в лесную отшельническую келью. Серапион, сам соблюдая строжайшие послушания, в назначенной пустыни ввел строгий порядок и для всей братии. Под страхом изгнания запретил употреблять мед, пиво, вино и ходить за продуктами в окрестные селения. Сам старец не гнушался тяжелой работы: колол дрова, вручную молол зерно, пек на всех хлеб. В феврале 1721 года архимандрит Питирим исходатайствовал указ Синодального казенного приказа о строительстве в скиту деревянной церкви Рождества Иоанна Предтечи, которая была возведена в 1722 году. Строительство храма в Белобережской пустыни явилось поводом для белобережских иноков обособиться от Петропавловского монастыря, что стало полной неожиданностью для архимандрита Питирима, считавшего урочище «Белые Берега» монастырской вотчиной. Вся эта неприглядная история закончилась в 1724 году судебным процессом, по которому пустынь, по словам истца, находящаяся «в жалком виде и не имеющая средств к самостоятельному существованию», все-таки была приписана к Брянскому монастырю. Тщетно Серапион добивался отмены такого решения, с челобитьями выезжая в Москву и Петербург. За это он был подвергнут церковному суду, обвиненный в длительных отлучках, в самовольном присвоении себе звания строителя пустыни и в принадлежности, будто бы, в давние времена к расколу. Он был отрешен от настоятельства, избит, и закованный в кандалы, отправлен в Московский Андрониев монастырь. К счастью, в его горькой судьбе принял участие настоятель этого монастыря. Тщательно изучив дело опального Серапиона и разобравшись во всех хитросплетениях он сообщил в 1726 году об истинном положении дел. И через месяц реабилитированный старец был отправлен на жительство в Одрин монастырь. Но эта история получила громкую огласку. И царским указом Ekamepuhы–I от 6 февраля 1727 года Белобережской пустыни была возвращена независимость, и Серапион вновь стал ее строителем. Одновременно Петропавловскому монастырю было приписано немедленно возвратить монахов и имущество восстановленной обители.

http://sobory.ru/article/?object=07563

По преданию, икона эта писана знатным иконописцем Алипием. На ней изображена Пресвятая Богородица, восседающей на троне с Предвечным Младенцем на персях своих. По обеим сторонам трона стоять Свв. Антоний и Феодосий Печерские со свитками в руках. Икона сия прославилась многими чудотворениями и посему постоянно привлекает в монастырь много богомольцев. Четыре раза в году устраивается в обители крестный ход: 3 мая – внутри обители, в Неделю всех святых 7 Вселенского собора, 11 августа – в память избавления города Брянска от нашествия французов в 1812 году; со св. иконой крестный ход идет в город, обходят его и возвращается в обитель. Наконец, 15-го августа устраивается крестный ход из города в обитель. При монастыре имеется большая школа и странноприимница, где богомольцы пользуются всем необходимым бесплатно. Управляет Болховской Оптиной обителью игумен. Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь в Брянском уезде. Эта пустынь именуется Белобережской по месту своего расположения в урочище, называемом «Белые берега» при реке Снежети. Об основании сей пустыни предание рассказывает так. Одному священнику Серапиону (в схиме – Симеону) явилась во сне икона Богоматери «Троеручица». Когда он пробудился, то нашел в своих руках икону. Отыскав пустынное место, священник Серапион основал обитель, куда и перенос явившуюся ему икону Богородицы (1861 г.). Два раза эта обитель приходила в упадок и даже была упраздняема, но милость Божия снова возрождала ее к новой жизни. Последний раз была восстановлена она в 1817 году. Обитель имеет пять храмов. В одном из них, построенном в честь иконы Божией Матери «Троеручица», находится главная святыня монастыря –местночтимая икона Божией Матери «Троеручица», именуемая Белобережской. В старом соборном храме обители, освященном во имя Св. Иоанна Предтечи, находятся три иконы старинного письма в драгоценных окладах, принесенные в дар обители первой супругой Петра Воликого – Евдокией Федоровной – именно: икона Св. Иоанна Предтечи, Св. Троицы и Владимирской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Иеромонах Клеопа (в миру Кирилл Антонов) родился в 1749 г. в Новоселицах Новороссийской губернии. В 1790 г. прибыл в Молдавию. В 1791 г. поступил в Нямецкий монастырь. В 1797 г. пострижен в монашество архимандритом Паисием Величковским. В 1804 г. поступил в Орловский Трубчевской Спасский монастырь. 10 октября того же года посвящен во иеродиакона, а пять дней спустя – во иеромонаха. В июне 1804 г. по прошению перемещен в Брянскую Белобережскую пустынь. Служил и пел на клиросе. Еще в период правления преподобного Паисия, старец Клеопа «посетил Россию и принес в Введенскую Острожскую пустынь, располагавшуюся недалеко от Петербурга, иноческий устав с горы Афон». Скончался в 1816 г. на Валааме в скиту Всех Святых. Вообще под «умным деланием» подразумевается «путь самоотвержения и непрерывной духовной брани со страстями, их прилогами и приражениями, ежедневного исповедания своих помыслов старцу и непрестанного призывания имени Божия» с. 39]. О видении таин Царствия Небесного посредством «умного делания» писал прп. Симеон Новый Богослов: «Вижу свет, которого не имеет мир, и, сидя в келии, вижу внутрь себя Творца мира, и беседую с ним и люблю Его, и питаюсь единым Боговедением, и, соединившись с Ним, превосхожду небеса… Это есть то, о чем возвещает Апостол: Что око не виде, и ухо не слыша, и на сердце плотяно не взыде (1 Кор. 2, 9), и, пребывая в этом, не только не хочешь выйти из келии, но и желал бы укрыться в глубине земли, дабы и там, вне всего мира, созерцать бессмертного своего Владыку и Создателя» (Преподобный Нил Сорский и его устав о жительстве скитском. Монреаль, 1976. С. 36). Духовные основы исихазма (молчальничества, безмолвия) – «умного делания» – определились уже в начальную пору восточно-христианского монашества. Впервые термин «молитва Иисусова» употребляет уже прп. Иоанн Лествичник. Четкое выражение учение получило в трудах прп. Симеона Нового Богослова (XI в.) и свт. Григория Паламы (перв. пол. XIV в.). Преподобный Антипа Афонский, Валаамский, «молдованин» (в миру Александр Георгиевич Лукиан), родился в селе Калаподешти Текунчского уезда Молдавии в 1816 г.

http://bogoslov.ru/article/5847013

В 1805 г. 5 июня, на 27 году своего возраста он удалился из Москвы в Белобережскую Николаевскую пустынь, в то время бедную и малоизвестную, но весьма уединенную. На этом то месте, среди Брянских лесов он полагал начало духовного подвижничества, под начальством отца строителя Леонида, впоследствии знаменитого старца Оптиной Введенской пустыни, в схиме Льва († 1841). В апреле следующего (1806) года Николай был в Москве за новым паспортом. На пути сюда он подвергся жестокой лихорадке и болел шесть недель, потом отправился с новым годовым паспортом в Коломну и поступил в Старо-Голутвин загородный общежительный монастырь, где в это время строительскую должность занимал иеромонах Самуил, известный строгостью жизни, где, по образцу Пешношского монастыря, введено было чиноположение св. Афонской горы. Николай исправлял пономарьское послушание, которое обязывало его первым являться в церковь и после всех оставлять ее, а в келье ревностно изучал наставления святых отцов о монашестве. В 1807 г. 23 августа, по увольнении от московского купеческого общества, он был приукажен к монастырю. В 1808 г. 3 апреля пострижен в рясофор, а в мантию с именем Назария 8 июня 1811-го, итого же года 11 сентября рукоположен преосвященным Августином, викарием московским, в иеродиакона. Произведенный в иеромонаха 1814 года, в праздник Успения Божией Матери, он, в качестве помощника о. Самуила, управлял Бобреневым монастырем, приписным к Голутвинскому и отстоящим от Коломны в 2 х верстах 67 . Не без участия его возобновлен (1822) иконостас в монастырской Богородице-Рождественской церкви 68 ; вместо ветхих деревянных с каменным низом архиерейского дома и игуменских келий, построен новый, после (1860) упраздненный каменный корпус в два этажа: в верхнем были настоятельские покои с шестью братскими кельями, внизу еще 8 келий и трапеза с поварней. Назарий определен строителем в Екатерининскую пустынь, находящуюся в Подольском уезде московской губернии, 28 фев. 1823 г. Здесь старанием его построен каменный двухэтажный братский корпус и перестроена гостиница (в 1825) вне монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Анастасии (1849-1863) в 1861 г. вместо обветшавшего старого больничного корпуса построили новый, с ц. Покрова Пресв. Богородицы. В 1861 г. был заложен, а 2 июня 1878 г. освящен новый пятиглавый каменный собор в честь иконы Божией Матери «Троеручица». Близ пустыни находился скит с возведенной в 1856 г. двухэтажной церковью: нижней каменной - во имя Всех святых и верхней деревянной - в честь Печерской иконы Божией Матери. Ок. скита находилось монастырское кладбище. В нач. XX в. число братии Б. п. возросло до 200 чел., в 1916 г.- до 400 чел. Обитель владела 1895 дес. леса, 473 дес. пахотной и луговой земли. При пустыни действовала иконописная мастерская, с 1900 г. на монастырском хуторе при дер. М. Полпино - школа, в 1901 г. преобразованная в церковноприходскую. В неурожайные годы в трапезной мон-ря помимо братии ежедневно кормили по 300-400 чел. Случалось, неимущие матери оставляли у стен обители своих детей. Пустынь отчисляла средства на содержание епархиальных уч-щ, брянского госпиталя Красного Креста, а с 1905 г.- по 150 р. ежегодно в фонд пострадавших в русско-япон. войне, в 1916 г.- 600 р. в имп. канцелярию «на нужды войны», за что имп. страстотерпец Николай II выразил братии благодарность. Весной 1919 г. на территории Б. п. была устроена дачная колония Московского отдела народного образования, по выезде к-рой часть зданий отошла станции железной дороги Брянск-Тула. 29 дек. 1920 г. последние насельники обители были выселены, но в 1922 г. жители дер. Непряхино приняли в бесплатное пользование имущество монастырских храмов, и богослужения продолжали совершаться. 17 июня 1924 г. заключенные прежде местными властями договоры с верующими были аннулированы, все храмы пустыни закрыли, и к 1941 г. они были разрушены. После освобождения Брянска в 1943 г. кирпич оставшихся зданий обители использовался для восстановительных работ в городе. К 2002 г. сохранилось неск. жилых и хозяйственных зданий и часть ограды с юго-вост. башней. Ведутся переговоры с администрацией Брянской обл.

http://pravenc.ru/text/77920.html

В-ча; тогда он свободнее мог исполнить свое желание – принять монашество. – В том же 1865 году летом, оставив дом и детей, он отправился на Афонскую гору, «желая остаться там на всегдашнее жительство». Но в октябре того же 1865 года, простившись со Святой Горой, он отправился на Синай и в Иерусалим. А в конце декабря он пишет своим детям из Иерусалима о своем счастливом возвращении с Синая, передает свой восторг при созерцании святых мест и «не может выразить своей радости, когда он – великий грешник – удостоился быть у Гроба Господня и лобызать места, где страдал и воскрес Спаситель». В Палестине за это время он, между прочим, пережил страшное бедствие – голод от саранчи. «Все поела саранча, – говорит Гавр. В-ч, – и народу умерло много, – везде ужас, а меня грешного Бог хранил между гибелью и страхом – людским и морским; и кое-где был без хлеба, – купить нечего: за десять копеек один рубль серебром давали, и то нет…» – От 27 апреля 1866 года в письме к сыну Александру из Иерусалима Г. В-ч пишет, что он «очень скучает и душевно плачет от скуки в таком далеком краю», и выражает твердое намерение возвратиться на родину, куда и не замедлил явиться. И вот, проездом находясь на Афоне, он постригся в монахи с именем Германа; а 23 мая 1867-го года он прибыл в Брянскую Оптинскую пустынь к своему сыну, монаху Венедикту (пострижен 16-го декабря 1867 года). А потом приехал в Тулу. – Затем, продавши здесь свой дом сыну Александру, о. Герман в 1868 году отправился в Орловскую Белобережскую пустынь, не решившись пока на окончательный выбор местопребывания, и посему писал тогда своему сыну Александру: «Я все-таки колеблюсь, и меня влечет больше Афон – мирное пристанище для душевного спокойствия. Я, грешный человек, привык к невоздержанности, это тебе известно: ты был судья. А все-таки вам желаю Господа помнить и Его повеление… и закон хранить в чистоте». Видимо, о. Германа тяготило воспоминание о худо проведенной прежде молодой жизни. – Оставив семью вследствие некоторых неприятностей с детьми из-за дома, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Я сказал ему: «Да будет тебе, возлюбленное мое чадо, наставник и учитель Сам Бог и Священное и Отеческое Писание. Ты же стой и подвизайся за Святую Христову Церковь . He устыдися и не усрамися лица человеческого. Великая для тебя настанет брань и война против раскольников и против родных и всех твоих слобожан, потому что еще нет ни единого человека в вашей слободе ни православного, ни единоверца. Но тебе одному подобает начать и вести войну с врагами Святой Восточной Христовой Церкви; и ты, возлюбленное мое чадо, дерзай и не бойся: Господь наш Иисус Христос во всем тебе будет помощник; ибо Он тебя избрал на это еще от чрева матернего». И так, препоручивши его Господу Богу и утром распростившись, я отправился в путь, а юноша пошел в дом свой. Об этом юноше надобно иметь надежду, что много сделает он пользы для Святой Восточной Христовой Церкви. Тогда я вспомнил слова отца Серафима, старца Саровской пустыни, что он говорил старцу Тимону: «Сей повсюду, сей при пути и на камне, на песке и в тернии, – все где-нибудь да прозябнет, хотя и не скоро, но плод принесет». И воистину так; днесь и исполнилось сие на самом деле. Я начал сеять в этом раскольническом Покровском монастыре, на совершенном камени и в тернии, и никакой надежды не имел на прозябение, но этот юноша, нечаянным образом зашедший в монастырь, услышавши слово, принял его с любовию, яко земля благая. Хотя сначала и много он старался защитить свой раскол, и противоречил мне; но после сделался яко агнец безгласный и кроткий. Но что с ним случилось после, мне неизвестно; только то слышал и знаю, что в мой проезд, в 1841 году, в Климовой слободе не было ни одного человека православного, ниже единоверца; но теперь слышно, что в течении осми лет, уже две раскольнические приходские церкви приняли единоверие, также и самый Покровский монастырь сделался единоверческим. Но как это все случилось, о том не знаю. 159. Белобережская общежительная пустынь Отправившись далее в путь, прибыл я в Орловскую губернию, близ города Брянска, в общежительную Белобережскую пустынь, под самый храмовый праздник Усекновения честныя главы святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010