Ряса объяринная зеленая, подложена кумачем зеленым. Ряса камчатая темно-кропивная, подложена тафтою осиновою. Ряса камчатая черная, куфтер, подложена дорогами двоелишными. Три пуховика, в том числе у одного наволочка кожевая полосатая, а два покрыты китайкою кропивною домовою. Одеяло теплое лисье хребтовое, покрыто парчею дарагиною полосатою (на время взято ради студени в дорогу). Одеяло холодное выбойчатое, – подложено кумачем красным, стегано на бумаге. Две подушки пуховыя, – наволочки китаешныя кропивныя. Четыре ковра персидских. Серебряной посуды: Кружка с личины, золочена на оба лица, – фунт 90 золотн. Кубок с кровлею, золочен на оба лица, – фунт 15 золотн. Крест с чепью золотые, с мощьми, – в средине и по оторонам каменье яхонты, изумруды и лалы, – жалованье великаго государя благовернаго царевича и великаго князя Алексея Петровича всея России. Крест и чепь золотые с каменьем. Панагия с чепью серебряная золочена, с мощьми; круг панагии обнизано жемчугом крупным и каменьем разным. Крест золотой гладкий; на нем наведено чернью крестное изображение, у него чепь серебряная. Крест серебряный небольшой, с финифтью золочен. Вещей медных, оловянных и других (казенныя): Два косяка оловянных. Ковчег медный позолочен; в нем мощи святых. Крест благословящий, – оклад серебряный, басменый. Крест столовый резной; под ним вырезана гора. Зерцало в ковчеге. Два глепоса (globus), небесный да земной, во станках столярных.» Далее помещена опись имущества казенного, которое в официальное донесение Монастырскому Приказу не вошло. «Мантия тафтяная лимонная, – скрижали атласныя зеленыя, – подложена дарагами. Треух соболий. Трои рукавицы атласныя зеленыя, – в том числе одни теплыя, – испод белий. Шуба атласная зеленая, испод соболий пластинчатый. Шуба камчатая вишневая, испод песцовый хребтовый белый. Ряса баберековая гвоздишневая, испод белий. Шуба атласная сахарная, испод белий черевий, – ветха. Ряса камчатая луданная обласчатая. Шуба баберековая гвоздишневаго цвета, – испод лисий черевий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

человеку 2248 ... Точно также в 1680 г. двум новым певчим дано было на рубашки по рублю каждому, да одному на сапоги 20 алтын, а 29 певчим, которые пели в Евдокийнской церкви и 14 певчим Верхоспасского собора дано было по полтине на сапоги 2249 . Верхнее платье, выдававшееся певчим, было приходное, ходильное – доброе или праздничное, и проезжее. Приходное платье, как и нижнее, выдавалось певчему из мастерской палаты, по вступлении его в государевы певчие дьяки, и состояло из 4 кафтанов, шапки, рукавиц и суконных аглицких штанов. Одна пара кафтанов или однорядок была верхняя, а другая – нижняя. Верхние кафтаны были суконные, один полу-кармази новый с беличьим хрептовым исподом, и 6 серебряными, а иногда вызолочеными пуговицами, – другой суконный – аглицкий с русачьим исподом. Исподние кафтаны были – один тафтяной, а другой – киндячный, первый – с 6 серебряными пуговицами, а другой – с шёлковыми. Шапка и рукавицы делались из сукна, на шапку нашивался соболь, рукавицы были с песцовым исподом и по —269— краям с бобровой опушкой. Всё приходное платье обходилось в 20 рублей и выдавалось из мастерской палаты или сшитым, или же в ту цену одними товарами, взятыми в казне, или купленными на стороне 2250 . Так, в 1681 г. 19 дек. 2 певчим дьякам велено было сделать часть приходного платья, а именно: по аглинскому суконному кафтану на русачьем исподе и по шапке бархатной с соболем, по штанам суконным и по рукавицам, подложив исподы, чем пристойно, и подпушив обочинами 2251 . В другом случае певчему Тимофею Попову дано было товарами на всё приходное платье, а именно: на кафтан – суконный полукармазиновый с исподом бельим хребтовым, с серебряными пуговицами, на другой кафтан – из сукна аглинского, с русачьим исподом, исподний кафтан – тафтяной на подкладке, с опушкой и с пуговицами, на шапку суконную с соболем, рукавицы суконные, опушённые бобровыми обочинами и на суконные штаны. На первый кафтан было отпущено 4 аршина без четверти полукармазину осинового цвета по рублю аршин, испод белий хребтовый – цена 3 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

63 В Синод. Лечебн. 481, Л. 163 и след. Смотр. ниже – у Калайд. В статье о книгах истин. и ложн. «Вопросы Иеремиа к Богородици о недузе естественем, и иже именуют трясавици, басни суть Иеремиа попа Болгарьского, глаголет бо окаянный сей, яко седящу Св. Сисению на горе Синайстей, и Ангела Михаила именует, еже на соблазн людем многым, и седмь дщерий Иродовых трясцими басньствовавше». Иоан. Екс. Болг. Стр. 210. 64 В синод. Лечебн. 481: «а кому буде трясца, то напиши на яблоцы: т. в. р. л. нотис никосност». Л. 169. В Паис. Сборн. В Кирилло-Белоз. монаст. немощнаго беса глаголемаго трясцю, мняться прогоняюще некими ложными письмяны, проклятых бесов еленьских, пиши имена на яблоцех, покладают на святей трапезе в год люторгеи и тогда ужаснуться страхом ангельская воинства» и проч. Л. 199. Смотр. из этого же слова выписку далее. 66 850 Л. 458 и след. Статья озаглавлена так: «Перевод. Об Орловом камени, что в себе имеет силу и угодия. Находят его в Персидцком море и в Индии». 77 Там же. Л. 154. Слич. вышеприведенную статью иностранного происхождения из Синод. Сборника под 850. 82 Уже сам язык свидетельствует об этой тесной связи леченья и чарованья. Древнее слово белий значит врач и чародей, слово врач в древнерусском означало и лекаря, и колдуна. От прилаг. вещий, как эпитета поэта и мудреца, происходит областное слово вещетинье – лекарство. 103 481. Л. 246. Хотя заговоры идущего на суд ведут свое начало из Болгарии, как и многие другие, однако, приняв чисто русскую форму, они получили у нас новый вид. Слич. южно-славянск. заговоры идущим на суд во 2-м томе Архива, изд. Калачевым. О поле см. в Стоглаве. 104 481. Л. 251. Слич. в Паисиевск. Сборн. XIV в. «велми претит господь святыми своими и не велит чарам недуг лечити, ни наузы, ни беса искати, ни в стречю веровати, ни в ловы идуще или на куплю отходящи, или от князя милости хотяще, не велит чародеяньем, и кобми ходяще сих искати». Л. 199. 108 Ibid. Л. 77. Все это названия болезней, очень любопытные для истории языка и народных поверий. В Синод. лечебн. Под 480, упоминается болезнь Нежит, представляемая в Болгарских на нее заговорах существом демоническим. Болезни в лечебниках часто выражаются не именами, а глаголами; напр. аще человек отечет (оток), кого грызет в составех (грыжа), аще у кого щиплет ногу (щипота) и т. п. Слич. Я. Гримма Participium präs für Krankheilen, в журнале Germania, изд. Пфейфера. 1857 г. 3-я тетр. 2-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Тёплый дорогильный кафтан кармазинового цвета настилался хлопчатой бумагой, подкладывался крашениной с выпушкой из киндяка. Штаны изготовлялись из аглинского сукна багрового или красного цвета. Шапка ходильная была суконная, с бобровым или собольим околом, и камчатой тулеей, рукавицы были тёплые и делались из сукна с лисьим исподом и бобровыми обочинами. Всё ходильное платье обходилось обыкновенно в 17 р. 19 алтын 2253 . Такого рода платье было сделано в 1671 г. на два года певчему дьяку Григорию Алексееву 2254 . Другому певчему на ходильное платье – на дорогильный кафтан дано было в 1681 г. товарами – дороги кармазиновые – алые – ценой 1 р. 23 алт. 2 деньги, испод бельих черевей – с рукавицами – цена 1 р. 10 алт., на опушку – четь бобра немецкого – цена 40 алт. 4 деньги, 12 пуговиц се- —271— ребряных золочёных, весом 3 золотника, по 3 алт. по 6 денег золотник, на обшивку кругом и на петли – 10 аршин снурку шёлкового, по деньге аршин, на штаны и рукавицы – аршин с четью сукна полукармазину малинового – по рублю аршин, на рукавицы – на испод – 40 лбов песцовых – по 2 деньги лоб, на опушку – 2 обочины бобровых – цена 10 алтын, на шапку – вершок суконный крапивного цвета – цена 13 алт. 4 деньги, на окол – соболь, ценой 1 р., на тулею пол-аршина тафты узкой – рудожёлтого цвета – цена 2 алтына, 3 деньги 2255 . Доброе или праздничное платье выдавалось певчим дьякам для употребления в господские праздники и государевы именины; оно состояло из однорядки, двух ферезей, 2 полукафтаньев и шапки... Добрая однорядка делалась из сукна вишнёвого или светло-вишнёвого цвета, имела шёлковые завязки, в столбцах и кистях – золото, тафтяную нашивку или торочек, 14 пуговиц серебрено-золочёных, обшивалась золотным галуном, подпушивалась зелёной камкой или атласом. Добрые ферези – холодные и тёплые изготовлялись из кармазинового сукна, причём у тёплой ферези испод был белий – хребтовый, с пухом. У одних ферезей – завязки и кисти были шёлковые с золотом, около шеи – плетешок золотный, подкладка – крашениная 2256 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ферязь – верхняя одежда, длиною почти до лодышек, без перехвата и воротника, с длинными суживающимися к запястию рукавами, а впереди застегивалась пуговицами от 3–10, с длинными петлицами, или схватывалась завязками, ферязи делались летние холодные на подкладке, зимние теплые на меху. Были ферязи и без рукавов, зимою же они поддевались под кафтан 2264 . Финифть – т.е. эмаль на разных металлических вещах. Фрамуга – кружало 2265 . Х Хамьян – недорогая шелковая ткань, употреблявшаяся для подпушки и нашивки у одежд 2266 . Хрущатый или кружчатый – от слова «кружки», значит «кружчатый» 2267 . Ц Цата, подвес, прилагаемая к иконе 2268 . Ценинный – белый с синею раскраскою изразец 2269 . Цка – доска или дека. Ч Чернь – финифть черного цвета на серебряных изделиях 2270 . Ш Шапки были разных видов и имели разные названия. Шапки простого народа делались из войлока, поярка, зимою – с меховым исподом и такою же опушкою. У людей богатых и знатных шапки были из сукна и бархата, причем у большей части шапок делались меховые околы или опушки 2271 . Шендан – подсвечник 2272 . Ширинка – платок, полотенце. Шпренгер – щиток 2273 . Штаны – нижнее платье, надевались поверх исподницы. Штаны были холодные и теплые, т.е. с меховым исподом, который делался из черевей собольих, бельих и песцовых 2274 . Шуба – верхняя меховая одежда. На испод ее употреблялись меха белий, песцовый, рысий, заячий, лисий, куний, соболий, бобровый и горностаевый, а на покрышки – бархат, атлас, объярь, камка, тафта и сукно. Для украшения пришивались к шубе кружева и нашивки, а для застегивания пуговицы или кляпыши с петлями, а иногда шнуры с кистями 2275 . Шубы были: столовые, панахидные, ездовые и санные 2276 . Так как на шубы шли разные части мехов, как-то: черевья, пупки, хребты, горла, то они получали от сего и соответствующие названия 2277 . Шубка – женская одежда в роде короткого сарафана, круглого, и сбористого, т.е. с частыми складками назади. Шились они из разных тканей, на подкладке с подопушкою. Для застегивания пришивались пуговицы от 13–15 2278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Да сербянину старцу Григорию, который присылай был от него, святейшаго патриарха, к посланником со всякими ж ведомостями по часту, дана пара соболей двухсотрублеваго ж сорока. Октября в 28 день ко святейшему Досифею патриарху Иеросалимскому великаго государя жалованья на милостыню и чтоб в делех великого государя чинил он посланником вспоможение и подавал пристойные свои советы и всякия уведомления, послано с переводчиком, с Андреем Ботвинкиным, да подьячим Лаврентьем Протопоповым, сорок соболей в 300 рублей, да два косяка камки лаудану, мех белий 5 рублей с полтиною. Ноября в 28 день ко святейшему Иеросалимскому Досифею патриарху с переводчиком Андреем Ботвинкиным за ведомости послано ж две пары соболей: одна в 40, другая в 30 рублев Племянником ево патриаршим, архимандритам Неофиту и Нектарию, на милостыню и за всякия радения и вспоможения и за ведомости посланником в делех царскаго величества дяди их, святейшаго Иеросалимскаго патриарха, дано по паре соболей: Неофиту в 25 рублев, Нектарию в 20 рублев. Июня 22 мултянского господаря резиденту Енакию гречанину, по приказу святейшаго патриарха Иеросалимскаго, за ведомости, которыя он доносил ему, патриарху, а он, святейший патриарх, давал о том ведать посланником, дано три пары соболей трехсот-рублеваго сорока. Ноября в 11 день сербянину, иеромонаху Григорию, за ведомости дано 10 левков. Ноября в 28 день иеромонаху Григорию сербянину, с которым присылал к посланником Иеросалимский патриарх о ведомостях письма, да и для того, что он по вся дни приходит к посланником на двор от патриарха для проведывания, дано 6 левков. Генваря в 29 день гречанину Марке Христофорову, присланному тайно с ведомостями от святейшаго Иеросалимскаго Досифея-патриарха, дано 2 левка, потому что к старцу Григорию сербянину учали было турки признаватца, что он приходит к посланником почасту и чтоб ево не поймали, и того ради патриарх того гречанина и прислал тайно. Февраля в 23 день Иеросалимскаго патриарха человеку Афонке гречанину, которого присылал к посланником с ведомостями, дано 2 левка» 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

На убогих тысяча золотых, з которых на шпиталь Святософийский золотых тридцать; а на иншие все шпитале Киевские и Печерские и при иных Киевских монастырех будучие по золотых двадцать на кождый; на тых зась убогих, що в хатках особных по единому живут в калецстве, дати кождому з них по золотому. Щося … клиру моего, так роспоряжаю особ мне наслугуючих (услуживающих). Боголюбивому … Епископу Хризанфу золотым триста и мантию Архиерейскую адаматковую (штофную) повседневную. Велебному Варлааму Страховскому, Наместнику моему Святософийскому, золотых триста и полрясок фалендитовый (тонкого сукна) лисий. Велебному отцу Ефрему, Капеллянове моему, золотых триста и сутанну (полукафтанье) фалендитовую новую, и футро попеличее (мех белий) з подрясы. Архидиаконови моему Пахомию Прокоповичу золотых триста. Отцу Леонтию Ледницкому золотых сто. Велебному отцу Подгаецкому золотых сто. Честной старице сроднице моей инокине Панне Серафиме Армолинской золотых пять сот. Ксенженцю (Князю) Юрю Четвертенскому, сыновцеви (племяннику) моему, также золотых пять сот. Ксенженцю Стефану Четвертенскому, брату моему стрыечному (двоюродному), обещавшемуся быти иноком, золотых тысяча, из постелки моей матеряц шкарлатный (тюфяк красный) отдати; другую зась постелку мою велебному Отцу Ефрему отказую. Сукен три, една луданова (люстриновая) черними песками подшитая, другая шубка черных лисов Московских горлами подшитая; третья сутанна терцинолмовая (гресетовая) на благословение з любве своей отческой Архипастырской изменил (назначил) диктуючий добродей пишучему сей Тестамент мне недостойному Архимандриту Печерскому Варлааму: але я зычю (желаю), да подаст Господь Бог самому здоровому добродееви, Архипастыреве моему, еще того заживати (употреблять) и дякую (благодарю) наипокорней за так милостивую ласку. З позосталых коней, окром цуговых кароцяных, сукцессорове отписаных, коня доброго и золотых сто Ковалскому, слузе моему келейному назначаю. Иншой теж челяди моей, чтобы кому слушным документом (по справедливости) довелося быти винно, ведлуг постановлена абы ногорожено. Справы (письменныя дела) Луцкие мают зоставати до слушнего часу (до нужного случая) в схованю (сохранении) церковном при Кафедре Митрополитанской, жебы сукцессор запасом обачивши (осмотревши), если Епископ Луцкий будет истинно православный и православному Митрополиту Киевскому послушный, уважил привернути (возвратит), як теж и инших монастырей справы, еслибы ся тут же знайтли.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Касательно одежды и украшений встречаем названия: кортел белий, кортел кощатый, одинцы жемчужные, серьги бечата на серебре с жемчугами, опашень, однорядка большая с пугвицами хамьянными, однорядка аспидная, ферези, тряски, терлик, кафтаны суконные однорядочные и сермяжные, новины, летники, сарафаны суконные и крашенинные, телогреи, торлоп, вошны, передцы, птур. Встречаем описания домового строения – двор, во дворе хоромы: горница на подклете, горница с двумя комнатами на подклетях, две повалуши, сушило на подклетях, на улице против двора погреб. Или: две избы, клеть на подклети, мыльня, два сенника на двух хлевах, сарай. Иногда встречается: изба с прирубом; горница на двух Шербетах, против горниц анбар на двух подклетях и с передмостьем; или: горница большая на Подклети, а связи у этой горницы-сени с подсеньем; горенка на мшанике. Или горница столовая белая на подклети с сенями, горница с комнатой на подклети, сушило с перерубом, погреб, ледник. Или: три избы на два пристена, дверь огорожена заметом. При городских дворах упоминаются огороды с деревьями яблоневыми и вишневыми. Что касается нравов и обычаев в Западной России, то до нас дошли об них любопытные известия в не раз приведенном уже сочинении Михалона Литвина, хотя автор, негодуя на роскошь, изнеженность нравов у современников своих и противополагая нравам последних нравы предков и соседних народов, не чужд преувеличений. «Всего чаще, – говорит он, – в городах литовских встречаются заводы, на которых выделывается из жита водка и пиво. Эти напитки жители берут с собою на войну и, сделав к ним привычку дома, если случится во время войны пить воду, гибнут от судорог и поноса. Крестьяне, оставив поле, идут в шинки и пируют там дни и ночи, заставляя ученых медведей увеселять себя пляскою под волынку. Отсюда происходит то, что, потратив свое имущество, они доходят до голода, обращаются к воровству и разбою, так что в каждой литовской провинции в один месяц казнят смертию за это преступление больше людей, чем во всех землях татарских и московских в продолжение ста или двух сот лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Кафтан камчатой зеленой, камка куфтерь, испод куней . Кафтан отласной вишневой, испод песцовой . Ряса бархатная черная, подложена киндяком . Две рясы объяринные светло-гвоздишная, подбиты киндяком . Треух бархатной черной, испод соболей пластинчатой . (Л. 10 об.) Сундук кипарисной, окован железом луженым, в нем Мандия темно-дымчатая объяринная . Мандия чешуйчатая байберековая темно-вишневая . Мандия камчатая вишневая, ветхая . Завеса выбойчатая . Чемодан кожаной болшей . Сундук кипарисной, обит железом, в нем Ряса отласная светло-коришневая, испод лапчатой лисей . Кафтан объяринной василковой, испод лапчатой лисей . Кафтан камчатой вишневой, испод песцовой белий .   ГА ВО, ф. 496, оп. 1, д. 243, л. 9–10 об. Подлинник.       7 1707 г. января 9 – Опись имущества архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила, переданного келейником Арсением истопникам Вологодского архиерейского дома А. Михайлову и Г. Пурскому   Роспись архиерейской же рухляди, которую приняли после келейника иеромонаха при отпуске к Москве в Монастырской приказ Арсения изтопники Андрей Михайлов да Григорей Пурской генваря в 9 день 707-го года. Семнатцать святых образов под серебряными оклады золочены . Два жезла синолойные (с) сребряными яблоки . Две панагеи сребряные с чепочки . (Л. 11) Панагея без чепочки сребряная же позолочены . Крест осенялной с мощми серебряной . Две мантии камчатые . Два кафтана теплых . Ряса теплая же, четырнатцать лестовиц . Шесть клобуков, три камилавки . Два рукомойника медные . Три лохани медные же . Часы медные боевые . Пятеры сапоги . Одеяло лисье, три подушки камчатые . У подлинной росписи дьячек Яков Иванов вместо иеромонаха Арсения по его велению руку приложил. Григорей Пурской и вместо Андрея Михайлова по ево велению руку приложил.   ГА ВО, ф. 496, оп. 1, д. 243, л. 10 об.–11. Подлинник.     8 1707 г. марта 29 – Отписка казначея Вологодского архиерейского дома Иосифа в Монастырский приказ о получении и описании имущества архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила (Кичигина) с приложением росписи вещей   (Л.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

24 Ряса бархатная зеленая, подложена гайкою цветной . Ряса отласная светло-коришневая, испод лапчатой лисей. Кафтан объяринной василковой, испод лапчатой же лисей. Кафтан камчатой вишневой, испод песцовой белий.   ГА ВО, ф. 496, оп. 1, д. 243, л. 11 об. – 12 об. Черновик.     9 г.] марта 29 – Отписка казначея Вологодского архиерейского дома Иосифа в Монастырский приказ с просьбой разъяснить, как распоряжаться архиерейскими вещами   Великому государю, т[итло] п[олное], богомолец ваш, Преосвященного Гавриила, архиепископа Вологодского и Белоозерского, казначей монах Иосиф челом бьет. По твоему, великого государя, т[итло] п[олное], указу велено мне, богомолцу твоему, из архиерейской келейной рухляди, которую я по пересмотру и переписке Семена Гарасимовича Брянчанинова с роспискою принял, архиерею отдавать, что понадобитца. И по тому твоему великого государя указу сего марта 29-го дня отдал я, богомолец твой, архиерейского платья по архиерейскому указу, а сколко чего, и тому (Л. 13) под сею отпискою роспись. А приняв, Дмитрий Иванов сын Борисов 1 в том не розписался . И впредь кому что архиерей повелит взять, без росписки отдавати ли, о том что ты, великий государь, укажешь? Сию, государь, отписку велел я, богомолец ваш, подать в Монастырском приказе боярину Ивану Алексеевичю Мусину-Пушкину с товарыщи. Роспись вышеписанная марта 29-го дня .   ГА ВО, ф. 496, оп. 1, д. 243, л. 12 об.–13. Черновик.       10 1707 г. мая 1 – Опись имущества Вологодского архиерейского дома, составленная после смерти архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила (Кичигина)   (Л. 14) Книга переписная дому вологоцкого архиерея, что чего осталось по смерти архиерейской в казне налицо. (Л. 15) Лета 1707-го майя в 1 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и по грамоте из Монастырского приказу Семен Гарасимович Брянчанинов в доме вологодского архиерея образы, книги, и платье, и посуду медную и оловянную, и всякую рухлядь переписал, а что чего по переписке явилось налицо, и то писано ниже сего.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

  001     002    003    004    005    006