Камки травчатой, жаркий цвет, десять аршин. Камки червчатой десять аршин. Камки цветной десять аршин. Двух камок вишнёвых четырнадцать аршин. Камки жёлтой десять аршин. Бархата чёрного рытого клетчатого, мелкотравного, двенадцать аршин две четверти. Остаток бархата вишнёвого четыре аршина. Бархата травчатого цветного полтора аршина. Остаток чёрного бархата два аршина без четверти. Тафты таусинной аршин. Двоелишной тафты пол-аршина. На рукава байбарековые, тёмно-лимонные. Лоскутье камки чешуйчатой вишнёвой, мелкое. На двух витушках галуна золотного и серебряного. Сукна чёрного пять аршин без четверти. Сукна тёмно-зелёного полшеста аршина. Треух соболий под чёрным бархатом. Рукав волчий под чёрным бархатом. Полшестнадцати пары соболей с хвостами и с лапками. Десять киндяков зелёных. Мех соболий. Мех белий, хребтовой. Пола белья же меха, хребтовая. Четыре лоскута лисьи, да недолисок целый. Два лоскута собольи. Два лба, да два хвоста, да лапка бобровые, да в мешке мелкое лоскутье и хвосты собольи. Мех чёрный песцовый. Кафтан лисий под тафтой таусинны Кафтан тафтяной таусинный холодный, стёган на бумаге. Кафтан песцовый белый под тафтой двоеличной. Ряса, широкие рукава соболья, под чёрным бархатом. Ряса, широкие рукава, испод лисий черевей чёрный, под вишнёвым бархатом. Спорок с кафтана двоеличной тафты зелёной. Одеяло песцовое голубое, покрыто китайкой лазоревой, опушка сукно братское. Тридцать аршин братского сукна. В кованой скрыне в десяти мешках по сту рублей. Да в той же скрыне кабалы: Кабала в двух рублях Ферапонтова монастыря на крестьянина Цыпинской волости, деревни Быкова, на Данилку Иванова, писана в 184 году. Кабала в рубле Ферапонтова монастыря на дьякона на Михаила Сидорова, писана в 184 году. Расписка Ферапонтова монастыря игумена Афанасия с братией в двух омётах сена, писана в 183 году. Кабала Ферапонтова монастыря на кожевника на Сеньку Обросимова в сорока алтынах, писана в 182 году. Кабала Словинского волока, на сокольих пометчиков, на Семёна Аверкиева, на Лариона Тимофеева, писана в 184 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

24 Ряса бархатная зеленая, подложена гайкою цветной . Ряса отласная светло-коришневая, испод лапчатой лисей. Кафтан объяринной василковой, испод лапчатой же лисей. Кафтан камчатой вишневой, испод песцовой белий.   ГА ВО, ф. 496, оп. 1, д. 243, л. 11 об. – 12 об. Черновик.     9 г.] марта 29 – Отписка казначея Вологодского архиерейского дома Иосифа в Монастырский приказ с просьбой разъяснить, как распоряжаться архиерейскими вещами   Великому государю, т[итло] п[олное], богомолец ваш, Преосвященного Гавриила, архиепископа Вологодского и Белоозерского, казначей монах Иосиф челом бьет. По твоему, великого государя, т[итло] п[олное], указу велено мне, богомолцу твоему, из архиерейской келейной рухляди, которую я по пересмотру и переписке Семена Гарасимовича Брянчанинова с роспискою принял, архиерею отдавать, что понадобитца. И по тому твоему великого государя указу сего марта 29-го дня отдал я, богомолец твой, архиерейского платья по архиерейскому указу, а сколко чего, и тому (Л. 13) под сею отпискою роспись. А приняв, Дмитрий Иванов сын Борисов 1 в том не розписался . И впредь кому что архиерей повелит взять, без росписки отдавати ли, о том что ты, великий государь, укажешь? Сию, государь, отписку велел я, богомолец ваш, подать в Монастырском приказе боярину Ивану Алексеевичю Мусину-Пушкину с товарыщи. Роспись вышеписанная марта 29-го дня .   ГА ВО, ф. 496, оп. 1, д. 243, л. 12 об.–13. Черновик.       10 1707 г. мая 1 – Опись имущества Вологодского архиерейского дома, составленная после смерти архиепископа Вологодского и Белозерского Гавриила (Кичигина)   (Л. 14) Книга переписная дому вологоцкого архиерея, что чего осталось по смерти архиерейской в казне налицо. (Л. 15) Лета 1707-го майя в 1 день по указу великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и по грамоте из Монастырского приказу Семен Гарасимович Брянчанинов в доме вологодского архиерея образы, книги, и платье, и посуду медную и оловянную, и всякую рухлядь переписал, а что чего по переписке явилось налицо, и то писано ниже сего.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

Доброе или праздничное платье выдавалось певчим дьякам для употребления в господские праздники и государевы именины; оно состояло из однорядки, двух ферезей, 2 полукафтаньев и шапки. Добрая однорядка делалась из сукна вишневого или светло-вишневого цвета, имела шелковые завязки, в столбцах и кистях – золото, тафтяную нашивку или торочек, 14 пуговиц серебрено-золоченых, обшивалась золотным галуном, подпушивалась зеленою камкою или атласом. Добрые ферези – холодные и теплые изготовлялись из кармазинового сукна, при чем у теплой ферези испод был белий – хребтовый, с пухом. У одних ферезей – завязки и кисти были шелковые с золотом, около шеи – плетешок золотный, подкладка – крашениная. 71 Доброе полукафтанье или кафтан делалось из камки, тафты и атласу, подкладывалось крашениною или киндяком, подпушивалось дорогами или тафтою, обшивалось золотным с серебром – галуном, с узлами, пуговицами серебреными или обшитыми золотом. Бархатная червчатая 72 шапка имела окол соболий, в подборе – пупки, и дорогильную тулею. Все устройство праздничного платья, обыкновенно, обходилось с работою и материалом в 23–24 р. и делалось на 4 года. Такое именно платье было сделано в 1672 г. некоторым певчим. 73 Иногда некоторые принадлежности праздничного платья делались одновременно всем или большей части певчих дьяков. Так, в 1682 г. 71 певчему Верхоспасского и Воскресенского соборов и церкви Св. Иоанна Предтечи – к празднику Пасхи велено было сделать по кафтану объяринному, на чти пошло 396 аршин и 7 вершков объяри 74 разных цветов по рублю аршин, на опушку – 99 аршин тафты разных цветов по 19 алтын аршин, 20 аршин дорог червчатых – кармазиновых по 6 алт. по 4 деньги аршин, на подкладку 56 киндяков широких по 26 алтын 4 деньги киндяк, 30 киндяков узких – по 20 алтын киндяк, на обшивку кругом – 8 фунтов – 59 золотников галуна золотного и серебреного, и золото с серебром, и в том числе 4 фунта, 62 золотника с полузолотником – по 5 алтын, по 2 деньги золотник и 3 фунта 92 золотника по 5 алтын золотник. 75 Певчим же церкви Св. Иоанна Предтечи в том же году и также к празднику Пасхи было сделано по шапке суконной с соболем, при чем на каждую выдано по 3 вершка кармазину червчатого по рублю аршин, на тулею – полпята аршина сукна анбургского зеленого цвета по 13 алт. по 2 деньги аршин и на окол – по соболю, ценою в рубль. 76

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

А у того ж хлебного анбара занок нутряной. Посторонь тово хлебново анбара погреб с напогребником, двери на станинах. А по другую сторону тово хлебново анбара маленькой анбарец. А в том анбарце монастырьская всякая рухледь: пять хомутин лошединых без гужов лежат просты; да на лошедях работных пять хомутов з гужами. А в том же анбарце девятеро шлей ременных, да две черты железные, да рыбные сети старые в ысподней жыре, да осмеры сохи; да в верхней жире сети рыбные новые, частухи, да десять фунтов укладу (стали), полица железная – печи закрывают; да лук стреляльной, роговой, без тетивы; а что положил с Лядин мужик, в бельцах, что был Игнатей, пищаль и та ево пищаль на лицо есть; да монастырьской ризец (резец) – ковши делают; да шесть скоблев; да тридцать косей (ручек деревянных для кос) горбушных, да два косаря жалезных, да шерсти битой три фунта, да прядева в моту четырнацать пасм; да на Орлову сторону (5 деревень, носящие одно название,) «дано ткати черново сукна шестьдесять пасм на сукно; да шерстишка в бурачке з гривенку (с фунт), да четверы гужы новые, простые, не в хомутах, шесть сиделок конских, патеры дерева хомутинные, простые, два заступа маленьких, что сени – скребут – мост; да невод большой – рыбу ловят – озерской, две куръшы рыбных, что в Челме закладовают весною. Да в том же анбаре пищальной ствол. А замок у того анбарца весучей, круглой, маленькой». «Да круг монастыря заплотин четырнацать звен, да на монастырь ворота». «У холодной церькви в паперте казенной чулан, а в том чулане конат старой конопляной – церькви строить, да три веревки сетные, конопляные. Да в паперти холодной сеть неводная, частая, да безмен – гиря железная; восмь хомутин необшитых. – Тканых портен пятдесят три аршина, рубаха, да портки шитые, новые, да штаны ровдужные, да аршын железной. Да платия в том казенном чулане: две шубы новые, шерьстию черные, да кафтан серьмяжной, новой, черьной, да белий кафтан серьмяжной новой, да ряса новая суконная – черьного сукна. Да на работниках платья – посильное дело: по двои портки, да по две рубахи дано им; да пол пуда конопля куплено нынечь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я спрашиваю: – Тогда скажи: сколько Литургий существует? – Две. Ну, думаю, точно все знает. Спрашиваю: – А какие? А тот: – Ну как, ранняя и поздняя… (Для тех, кто не понял, напомню, что две существующие в Православной Церкви Литургии – это Литургия св. Иоанна Златоустого и Литургия св. Василия Великого. – прот. К.П .) Рассказывают про местную достопримечательность, протодиакона Н. – В одном храме был престольный праздник. Ну, старушки устроили стол. Пока ждут батюшек, пришел отец протодиакон. Видит икру. О! Наливает рюмку, берет икру и ест. Старушка: – Батюшка, это икра… – Угу, я вижу. И ест дальше. Старушки нервничают: – Батюшка, это красная икра… – Ага, чувствую. Взмолилась: – Батюшка, я триста грамм всего купила… – Да ничего, матушка, спасибо, мне хватит». Старенький священник наливает рюмку водки и спрашивает ее дребезжащим голосом: «Откуда будешь?» Отвечает за водку: «С под Ростова». «Паспорт есть?» – «Нема». – «Вот и будет тебе за это тюрьма». Довольный, выпивает. Наливает следующую… Прошу поделиться какими-то еще зарисовками из приходской жизни. Шумно обсуждают. Отец Михаил говорит: – А вот еще история, про о. Г. Был у нас один батюшка грузин. Ну, он купил себе автомобиль и пригласил обмыть. Мы сидим, а потом кто-то говорит: – Машину-то посмотреть можно? – Он внизу стоит. Сирэневого цвета. Кто-то выходит на балкон, смотрит и не видит такого автомобиля. – Да нет здесь такой». – Да как нэт, есть. Другой вышел, третий. Никто не видит. Отец Михаил продолжает: – Ну, решил я посмотреть. Выхожу. Что такое – нет такого. Говорю: – Отец Г., точно нет твоей машины. – Да что такое с вами, – говорит. Выходит и показывает рукой: – А это что? Гости: – Так… ты сказал сиреневая, а это белая. Отец Г., удивленный тупостью гостей: – Так сирэнь тоже белий бывает. Теплоход покидает Чебоксары. Храмы, новостройки, богиня-мать – языческий памятник, который странным образом контрастирует с куполами и крестами православных храмов. Храни Бог этот замечательный город!.. Чебоксары> > 25 августа 2010, город Кострома

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Ряса объяринная зеленая, подложена кумачем зеленым. Ряса камчатая темно-кропивная, подложена тафтою осиновою. Ряса камчатая черная, куфтер, подложена дорогами двоелишными. Три пуховика, в том числе у одного наволочка кожевая полосатая, а два покрыты китайкою кропивною домовою. Одеяло теплое лисье хребтовое, покрыто парчею дарагиною полосатою (на время взято ради студени в дорогу). Одеяло холодное выбойчатое, – подложено кумачем красным, стегано на бумаге. Две подушки пуховыя, – наволочки китаешныя кропивныя. Четыре ковра персидских. Серебряной посуды: Кружка с личины, золочена на оба лица, – фунт 90 золотн. Кубок с кровлею, золочен на оба лица, – фунт 15 золотн. Крест с чепью золотые, с мощьми, – в средине и по оторонам каменье яхонты, изумруды и лалы, – жалованье великаго государя благовернаго царевича и великаго князя Алексея Петровича всея России. Крест и чепь золотые с каменьем. Панагия с чепью серебряная золочена, с мощьми; круг панагии обнизано жемчугом крупным и каменьем разным. Крест золотой гладкий; на нем наведено чернью крестное изображение, у него чепь серебряная. Крест серебряный небольшой, с финифтью золочен. Вещей медных, оловянных и других (казенныя): Два косяка оловянных. Ковчег медный позолочен; в нем мощи святых. Крест благословящий, – оклад серебряный, басменый. Крест столовый резной; под ним вырезана гора. Зерцало в ковчеге. Два глепоса (globus), небесный да земной, во станках столярных.» Далее помещена опись имущества казенного, которое в официальное донесение Монастырскому Приказу не вошло. «Мантия тафтяная лимонная, – скрижали атласныя зеленыя, – подложена дарагами. Треух соболий. Трои рукавицы атласныя зеленыя, – в том числе одни теплыя, – испод белий. Шуба атласная зеленая, испод соболий пластинчатый. Шуба камчатая вишневая, испод песцовый хребтовый белый. Ряса баберековая гвоздишневая, испод белий. Шуба атласная сахарная, испод белий черевий, – ветха. Ряса камчатая луданная обласчатая. Шуба баберековая гвоздишневаго цвета, – испод лисий черевий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тёплый дорогильный кафтан кармазинового цвета настилался хлопчатой бумагой, подкладывался крашениной с выпушкой из киндяка. Штаны изготовлялись из аглинского сукна багрового или красного цвета. Шапка ходильная была суконная, с бобровым или собольим околом, и камчатой тулеей, рукавицы были тёплые и делались из сукна с лисьим исподом и бобровыми обочинами. Всё ходильное платье обходилось обыкновенно в 17 р. 19 алтын 2253 . Такого рода платье было сделано в 1671 г. на два года певчему дьяку Григорию Алексееву 2254 . Другому певчему на ходильное платье – на дорогильный кафтан дано было в 1681 г. товарами – дороги кармазиновые – алые – ценой 1 р. 23 алт. 2 деньги, испод бельих черевей – с рукавицами – цена 1 р. 10 алт., на опушку – четь бобра немецкого – цена 40 алт. 4 деньги, 12 пуговиц се- —271— ребряных золочёных, весом 3 золотника, по 3 алт. по 6 денег золотник, на обшивку кругом и на петли – 10 аршин снурку шёлкового, по деньге аршин, на штаны и рукавицы – аршин с четью сукна полукармазину малинового – по рублю аршин, на рукавицы – на испод – 40 лбов песцовых – по 2 деньги лоб, на опушку – 2 обочины бобровых – цена 10 алтын, на шапку – вершок суконный крапивного цвета – цена 13 алт. 4 деньги, на окол – соболь, ценой 1 р., на тулею пол-аршина тафты узкой – рудожёлтого цвета – цена 2 алтына, 3 деньги 2255 . Доброе или праздничное платье выдавалось певчим дьякам для употребления в господские праздники и государевы именины; оно состояло из однорядки, двух ферезей, 2 полукафтаньев и шапки... Добрая однорядка делалась из сукна вишнёвого или светло-вишнёвого цвета, имела шёлковые завязки, в столбцах и кистях – золото, тафтяную нашивку или торочек, 14 пуговиц серебрено-золочёных, обшивалась золотным галуном, подпушивалась зелёной камкой или атласом. Добрые ферези – холодные и тёплые изготовлялись из кармазинового сукна, причём у тёплой ферези испод был белий – хребтовый, с пухом. У одних ферезей – завязки и кисти были шёлковые с золотом, около шеи – плетешок золотный, подкладка – крашениная 2256 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Касательно одежды и украшений встречаем названия: кортел белий, кортел кощатый, одинцы жемчужные, серьги бечата на серебре с жемчугами, опашень, однорядка большая с пугвицами хамьянными, однорядка аспидная, ферези, тряски, терлик, кафтаны суконные однорядочные и сермяжные, новины, летники, сарафаны суконные и крашенинные, телогреи, торлоп, вошны, передцы, птур. Встречаем описания домового строения – двор, во дворе хоромы: горница на подклете, горница с двумя комнатами на подклетях, две повалуши, сушило на подклетях, на улице против двора погреб. Или: две избы, клеть на подклети, мыльня, два сенника на двух хлевах, сарай. Иногда встречается: изба с прирубом; горница на двух Шербетах, против горниц анбар на двух подклетях и с передмостьем; или: горница большая на Подклети, а связи у этой горницы-сени с подсеньем; горенка на мшанике. Или горница столовая белая на подклети с сенями, горница с комнатой на подклети, сушило с перерубом, погреб, ледник. Или: три избы на два пристена, дверь огорожена заметом. При городских дворах упоминаются огороды с деревьями яблоневыми и вишневыми. Что касается нравов и обычаев в Западной России, то до нас дошли об них любопытные известия в не раз приведенном уже сочинении Михалона Литвина, хотя автор, негодуя на роскошь, изнеженность нравов у современников своих и противополагая нравам последних нравы предков и соседних народов, не чужд преувеличений. «Всего чаще, – говорит он, – в городах литовских встречаются заводы, на которых выделывается из жита водка и пиво. Эти напитки жители берут с собою на войну и, сделав к ним привычку дома, если случится во время войны пить воду, гибнут от судорог и поноса. Крестьяне, оставив поле, идут в шинки и пируют там дни и ночи, заставляя ученых медведей увеселять себя пляскою под волынку. Отсюда происходит то, что, потратив свое имущество, они доходят до голода, обращаются к воровству и разбою, так что в каждой литовской провинции в один месяц казнят смертию за это преступление больше людей, чем во всех землях татарских и московских в продолжение ста или двух сот лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

человеку 2248 ... Точно также в 1680 г. двум новым певчим дано было на рубашки по рублю каждому, да одному на сапоги 20 алтын, а 29 певчим, которые пели в Евдокийнской церкви и 14 певчим Верхоспасского собора дано было по полтине на сапоги 2249 . Верхнее платье, выдававшееся певчим, было приходное, ходильное – доброе или праздничное, и проезжее. Приходное платье, как и нижнее, выдавалось певчему из мастерской палаты, по вступлении его в государевы певчие дьяки, и состояло из 4 кафтанов, шапки, рукавиц и суконных аглицких штанов. Одна пара кафтанов или однорядок была верхняя, а другая – нижняя. Верхние кафтаны были суконные, один полу-кармази новый с беличьим хрептовым исподом, и 6 серебряными, а иногда вызолочеными пуговицами, – другой суконный – аглицкий с русачьим исподом. Исподние кафтаны были – один тафтяной, а другой – киндячный, первый – с 6 серебряными пуговицами, а другой – с шёлковыми. Шапка и рукавицы делались из сукна, на шапку нашивался соболь, рукавицы были с песцовым исподом и по —269— краям с бобровой опушкой. Всё приходное платье обходилось в 20 рублей и выдавалось из мастерской палаты или сшитым, или же в ту цену одними товарами, взятыми в казне, или купленными на стороне 2250 . Так, в 1681 г. 19 дек. 2 певчим дьякам велено было сделать часть приходного платья, а именно: по аглинскому суконному кафтану на русачьем исподе и по шапке бархатной с соболем, по штанам суконным и по рукавицам, подложив исподы, чем пристойно, и подпушив обочинами 2251 . В другом случае певчему Тимофею Попову дано было товарами на всё приходное платье, а именно: на кафтан – суконный полукармазиновый с исподом бельим хребтовым, с серебряными пуговицами, на другой кафтан – из сукна аглинского, с русачьим исподом, исподний кафтан – тафтяной на подкладке, с опушкой и с пуговицами, на шапку суконную с соболем, рукавицы суконные, опушённые бобровыми обочинами и на суконные штаны. На первый кафтан было отпущено 4 аршина без четверти полукармазину осинового цвета по рублю аршин, испод белий хребтовый – цена 3 р.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ферязь – верхняя одежда, длиною почти до лодышек, без перехвата и воротника, с длинными суживающимися к запястию рукавами, а впереди застегивалась пуговицами от 3–10, с длинными петлицами, или схватывалась завязками, ферязи делались летние холодные на подкладке, зимние теплые на меху. Были ферязи и без рукавов, зимою же они поддевались под кафтан 2264 . Финифть – т.е. эмаль на разных металлических вещах. Фрамуга – кружало 2265 . Х Хамьян – недорогая шелковая ткань, употреблявшаяся для подпушки и нашивки у одежд 2266 . Хрущатый или кружчатый – от слова «кружки», значит «кружчатый» 2267 . Ц Цата, подвес, прилагаемая к иконе 2268 . Ценинный – белый с синею раскраскою изразец 2269 . Цка – доска или дека. Ч Чернь – финифть черного цвета на серебряных изделиях 2270 . Ш Шапки были разных видов и имели разные названия. Шапки простого народа делались из войлока, поярка, зимою – с меховым исподом и такою же опушкою. У людей богатых и знатных шапки были из сукна и бархата, причем у большей части шапок делались меховые околы или опушки 2271 . Шендан – подсвечник 2272 . Ширинка – платок, полотенце. Шпренгер – щиток 2273 . Штаны – нижнее платье, надевались поверх исподницы. Штаны были холодные и теплые, т.е. с меховым исподом, который делался из черевей собольих, бельих и песцовых 2274 . Шуба – верхняя меховая одежда. На испод ее употреблялись меха белий, песцовый, рысий, заячий, лисий, куний, соболий, бобровый и горностаевый, а на покрышки – бархат, атлас, объярь, камка, тафта и сукно. Для украшения пришивались к шубе кружева и нашивки, а для застегивания пуговицы или кляпыши с петлями, а иногда шнуры с кистями 2275 . Шубы были: столовые, панахидные, ездовые и санные 2276 . Так как на шубы шли разные части мехов, как-то: черевья, пупки, хребты, горла, то они получали от сего и соответствующие названия 2277 . Шубка – женская одежда в роде короткого сарафана, круглого, и сбористого, т.е. с частыми складками назади. Шились они из разных тканей, на подкладке с подопушкою. Для застегивания пришивались пуговицы от 13–15 2278 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

  001     002    003    004    005    006