— Нана, я за хлебом, — крикнул Каха и хлопнул дверью. Нана в пылу готовки даже не ответила. Дел было, как говорят в Одессе, «за гланды». А может, и ещё выше. Надо было заправить лобио, проконтролировать кекс в духовке, прослушать, как младшенькая, Теона, выучила стих, одним глазом просмотреть системы уравнений у средней, Натии, и еще позвонить старшей, Лии, напомнить, что завтра в их церкви престольный праздник. И еще… Каха обожал ее и дочек и работал, как вол. Таких мужчин днем с прожектором и овчарками не найти Ход мыслей прервало пипиканье мобильника. Нана схватила его мокрой рукой, на автопилоте, и только потом сообразила: это ж Каха впопыхах забыл. К мобильнику мужа она вообще не прикасалась, не имея подозрительной привычки проверять супруга. Каха обожал ее и дочек и работал, как вол. Ему не надо было по сто раз напоминать вынести мусор или починить штепсель — все бытовые проблемы решались в кратчайшие сроки. Таких мужчин днем с прожектором и тремя овчарками не найти. Нана уже хотела отложить мобильник, как каким-то боковым зрением подсекла на экране кусочек смски: «Твоя киска ждет тебя. Позвони!!!» Провела пальцем по экрану и наткнулась на гифку — красные губы, выпускающие фонтан сердечек. Это было что-то новенькое. За 25 лет счастливого супружества Нана столкнулась с таким посланием впервые. Забыла о лобио, полезла дальше инспектировать мобильник мужа. Переписка была небольшая, но факты в карман не спрячешь. Незнакомая «киска» — никак не случайность, а вполне себе давняя знакомая ее мужа. И даже больше чем знакомая, судя по ответам Кахи. За 25 лет счастливого супружества Нана столкнулась с таким посланием впервые Лобио подгорало. А тут еще под ухом раздалось: — Мама, я хочу стих сдать. И еще нам презентацию на завтра по географии задали. И еще… Следом отметилась средняя дочка: — Мамаааа. Не получается система. И Нана заметалась по кухне с тетрадкой под мышкой и доской с нарезанным луком в другой. Ох уже этот беличий круг... Поженившись, Каха и Нана как-то сразу и четко распределили домашние обязанности: Каха — финансы и внешние заморочки, Нана — домашний уют и всё, что с этим связано. Традиционная грузинская семья, в точном соответствии с названием и сущностью. С рождением детей Нана полностью отставила себя и свои желания в сторону. Материнство — особая честь и дар от Господа, тут негоже работать спустя рукава. Нана возилась с детьми, как квочка. Кроме готовки и уборки, не жалея сил, играла, читала, пела и танцевала, несмотря на внушительный объем фигуры. Без устали рассказывала дочкам жития святых, неукоснительно водила в церковь к Причастию, ловила все указания своего духовника по воспитанию детей и всё свято соблюдала. Сказал батюшка — с младых ногтей водить девочек на службу в платках и юбочках в пол, — всё, принято без обсуждений и сомнений.

http://pravoslavie.ru/140064.html

Среди ночи его осторожно разбудил старый дружинник, раскачивая за плечо. Князь, разогретый жарко натопленной печкой, с трудом очнулся. Ему снился архиепископ владимирский, суровый владыка Митрофан, в полном облачении. Будто он с амвона грозил перстом и уговаривал его: «Вставай, княже, очнись, солнцеворот прошел, солнце повернуло на лето, и медведь в берлоге повернулся с одного бока на другой…» – Ин и я повернусь! – бормотал князь, поворачиваясь, но твердая рука дружинника крепко держала его за плечо. – Вставай, княже, очнись! – говорил старый преданный воин. – Плохие вести привезли гонцы из Рязани. – Какие гонцы? Какие вести? – спросил князь, с трудом приходя в себя. – Прибыл из Рязани князь Роман Ингваревич. Мы его впустили в город. – Что говорит? – Сам тебе хочет поведать. – Прибыл из Рязани? Что там стряслось? – говорил князь, натягивая сапоги. – Рязани больше нет!.. – Да ты в уме ли? Где князь Роман? – Здесь, в гриднице. Дружинник подал беличий охабень. Сильные руки князя Георгия дрожали и долго не попадали в рукава. Князь Георгий Всеволодович прошел в гридницу, где обычно происходили его беседы с боярами. Там уже находилось несколько ближних советников. Слабый свет лампад перед старыми темными иконами озарял бревенчатые стены, кое-где завешенные сукном и коврами. Впереди безмолвных бояр стояли княжеские сыновья – Владимир и Всеволод, спешно среди ночи прибывшие на совет. Воеводы Жирослав Михайлович, Еремей Глебович и Петр Ослядукович стояли спокойно. Ничто не могло их удивить, – в долгой боевой жизни они всякое видели. За столом, на скамье, крытой ковром, сидел, положив кудрявую голову на руки, приехавший из Рязани князь Роман. Он крепко заснул, устав от бессонной дороги и скачки на переменных лошадях. Громко, властным голосом заговорил вошедший князь Георгий Всеволодович: – Что ты привез из Рязани? Что сделали с нею татары? Крепко ли бились рязанцы или показали пяты и отдали родной город? Князь Георгий Всеволодович ничего не слышал и продолжал сидеть неподвижно. В тишине ночи слышались легкое дребезжание слюдяного окошка и ровное дыхание спящего.

http://azbyka.ru/fiction/batyj-vasilij-j...

В тот же день на подворье к Никону приходили славить протопопы с причтами всех московских соборов, не исключая придворных, так же государевы певчие дьяки всех шести станиц, патриаршие певчие дьяки двух станиц с подъяками меньших пяти станиц, крестовые дьяки государевы, царицына, царевны Ирины Михайловны и других царевен, также певчие митрополитов ростовского и крутицкого, рязанского архиепископа, протодьякон и причт крестовой патриаршей церкви, причт крестовой на новгородском в Москве подворье церкви во имя св. Никиты архиепископа и певчие любимца Никонова Фёдора Михайловича Ртищева. Всем им розданы по росписи славленные деньги (в размере от 8 алт. 2 денег до 2 рублей), которые в общей сложности составляли значительную сумму и указывали на богатые денежные средства новгородской митрополии 6 . Последние дни святок государь проводил обыкновенно в своём семейном кругу и среди своих приближенных, в числе которых митрополит Никон занимал первое место. Относительно жизни самого Никона в Москве в это время находим в записях интересные указания, свидетельствующие как о лицах, с которыми он вёл знакомство, об отношениях к нему государя и патриарха, так и о личных его хозяйственных, распоряжениях и домашней обстановке. Редкие дни, когда со дворца не присылаются Никону подарки – от царя, царицы и царевен со столом, романеей и сластями; подача со столом присылается и от вдовствующей царицы Евдокии Лукьяновны; 16 января государь прислал ему беличий мех на шубу; 23 фев­раля царица пожаловала ему золотого бархату на саккос; 29 февраля царь приказал митрополиту строить в Новгороде в каменном городе каменный храм во имя св. Бориса и Глеба и на то прислал 1000 рублей из своей казны. Около того же времени он приписал к новгородскому софийскому дому Борисоглебский монастырь в городе Дмитров и выдал на то свою жалованную грамоту. Отношения Никона к патриарху Иосифу за все время были самые добрые; от патриарха приходят к Никону со столом и романеей также часто, как и со дворца, не только в особые праздничные и поминальные дни, когда был обычай таких посылок, но и в простые будничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Он объяснял всем, что бояться нечего, что он обо всем подумал, все предвидел, все предусмотрел, что татарские табунщики три года будут стучаться в стены, а потом все же уйдут. Глава третья. Близко Был двадцать третий день десятого месяца студня. Князь Георгий Всеволодович вечером за ужином, после жареного гуся с кислой капустой, закусил еще парой моченых яблок и прилег на лежанке, крытой бараньими шкурами. Среди ночи его осторожно разбудил старый дружинник, раскачивая за плечо. Князь, разогретый жарко натопленной печкой, с трудом очнулся. Ему снился архиепископ владимирский, суровый владыка Митрофан, в полном облачении. Будто он с амвона грозил перстом и уговаривал его: «Вставай, княже, очнись, солнцеворот прошел, солнце повернуло на лето, и медведь в берлоге повернулся с одного бока на другой…» – Ин и я повернусь! – бормотал князь, поворачиваясь, но твердая рука дружинника крепко держала его за плечо. – Вставай, княже, очнись! – говорил старый преданный воин. – Плохие вести привезли гонцы из Рязани. – Какие гонцы? Какие вести? – спросил князь, с трудом приходя в себя. – Прибыл из Рязани князь Роман Ингваревич. Мы его впустили в город. – Что говорит? – Сам тебе хочет поведать. – Прибыл из Рязани? Что там стряслось? – говорил князь, натягивая сапоги. – Рязани больше нет!.. – Да ты в уме ли? Где князь Роман? – Здесь, в гриднице. Дружинник подал беличий охабень. Сильные руки князя Георгия дрожали и долго не попадали в рукава. Князь Георгий Всеволодович прошел в гридницу, где обычно происходили его беседы с боярами. Там уже находилось несколько ближних советников. Слабый свет лампад перед старыми темными иконами озарял бревенчатые стены, кое-где завешенные сукном и коврами. Впереди безмолвных бояр стояли княжеские сыновья – Владимир и Всеволод, спешно среди ночи прибывшие на совет. Воеводы Жирослав Михайлович, Еремей Глебович и Петр Ослядукович стояли спокойно. Ничто не могло их удивить, – в долгой боевой жизни они всякое видели. За столом, на скамье, крытой ковром, сидел, положив кудрявую голову на руки, приехавший из Рязани князь Роман. Он крепко заснул, устав от бессонной дороги и скачки на переменных лошадях.

http://azbyka.ru/fiction/batyj-vasilij-j...

В первый день была торжественная служба Патриарха со властями у праздника Рождества Христова, что под колоколами; на всех служениях — вечерни, всенощном и литургии присутствовал государь. Перед началом обедни в праздник Патриарх со всеми властями и певчими ходил на верх к государю и царице со крестом и святою водою славить Христа. После обедни был у государя обычный большой стол для духовенства 5 . В тот же день на подворье к Никону приходили славить протопопы с причтами всех московских соборов, не исключая придворных, также государевы певчие дьяки всех шести станиц, патриаршие певчие дьяки двух станиц с подъяками меньших пяти станиц, крестовые дьяки государевы, царицыны, царевны Ирины Михайловны и других царевен, также певчие митрополитов Ростовского и Крутицкого, Рязанского архиепископа, протодиакон и причт крестовой Патриаршей церкви, причт крестовой на Новгородском в Москве подворье церкви во имя святого Никиты архиепископа и певчие любимца Никонова Федора Михайловича Ртищева. Всем им розданы по росписи славленные деньги (в размере от 3 алт. 2 денег до 2 рублей), которые в общей сложности составляли значительную сумму и указывали на богатые денежные средства новгородской митрополии 6 . Последние дни святок государь проводил обыкновенно в своем семейном кругу и среди своих приближенных, в числе которых митрополит Никон занимал первое место. Относительно жизни самого Никона в Москве в это время находим в записях интересные указания, свидетельствующие как о лицах, с которыми он вел знакомство, об отношениях к нему государя и Патриарха, так и о личных его хозяйственных распоряжениях и домашней обстановке. Редкие дни, когда со дворца не присылаются Никону подарки — от царя, царицы и царевен со столом, романеей и сластями; подача со столом присылается и от вдовствующей царицы Евдокии Лукьяновны; 16 января государь прислал ему беличий мех на шубу; 23 февраля царица пожаловала ему золотого бархату на саккос; 29 февраля царь приказал митрополиту строить в Новгороде в каменном городе каменный храм во имя святых Бориса и Глеба и на то прислал 1000 рублей из своей казны.

http://pravmir.ru/puteshestvie-novgorods...

Один душеприказчик пишет в своей духовной, что завещатель Ив. Мятлев «приказывал словом мне отцу своему духовному, а в духовной в Ивановой тот долг не написал, а в духовной написать, сказывал нам, что позабыл» 333 . Случалось, очевидно, завещать на помин души и словесным распоряжением. Может быть, писалось это распоряжение в отдельном списке, как то же известно о сорокоусте 334 . Из многочисленных духовных древнерусских князей и княгинь, великих и удельных, только в одной встречаем указание на дар духовнику: жена Волоцкого кн. Бориса Васильевича Ульяна (1503) приказывает дать по душе своей духовному отцу игумену Мисаилу «на белках кортель тафта голуба, да душогрея моя лисья» 335 . Но невозможно думать, чтобы беличий кортель княгини Ульяны и ее лисья душегрея были единственной жертвой владетельных князей древней Руси духовным отцам своим на помин души; не было только принято обозначать этого в княжеских духовных. Деньги или вещи, оставляемые духовнику на помин души, отличаются от сорокоустной платы: «а отцу моему духовному на поминовение души моей дать денег 5 рублев, говорится в одной духовной, да на сорокоуст полтора рубли»; в другой отцу духовному на весь собор на поминовение оставлено 40 алтын, а затем этому же духовнику уже одному 3 гривны 336 «Да отцу моему духовному, читаем в третьей духовной, Всесвяцкому священнику Селивестру по душе по моей за духовность два рубли денег, да на сорокоуст рубль денег» 337 . Деньги и вещи на помин и не трактуются вовсе как плата за труд, но как дар близкому человеку, родному по духу, я имеющему, так сказать, нравственное право на часть наследства. Что то была жертва или дар, а не плата, об этом иногда свидетельствуют самые предметы, оставляемые на помин, – иконы, которые нельзя считать как ценность, хотя они бывали значительной и даже высокой стоимости: «да что со мною на Тюмени образ Пречистыя Богородицы Умиление в киоте обложен серебром с каменьем, на створе ж праздники, и тем образом после своего живота благословляю отца своего духовного»; «да благословляю отца своего духовного...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Я, Никон, милостию Божиею патриархъ, сиа свидтельствую страхом и своею бедною 1971 рукою. Писано в тюрм в Ферапонтов монастыр 177 (1668)-го октяб[ря] въ 22–й въ 2–м часу дни. А той больши скажет, кто мн сказывал: надобно тово скоро сыскать. Господа ради, великий государь, старцов отпусти: самъ мало вижу, поп слпъ, по книге проговорить н Примечания Л. 59а ...прислал ты, великий государь, ко мн Андрея Веригина. – Андрей Васильевич Веригин; как московский дворянин упоминается в боярских книгах в 1658 г. и в 1668 г. – Указатель 1853, 65. Был воеводой в Красноярске в 1659–1662 гг. – Барсуков 1902, 116. ...монах Флавиян. – О нём см.: 3. Примечания. Л. 56. Посл Велика дни... – После Пасхи. ...государыня царевна Анна... – Царевна Анна, пятый ребёнок царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской, родилась в январе 1655 г. и скончалась в мае 1659 г. – Энциклопедия 2002, 44. Л. 60 И Богдан Хитрой другъ... – Хитрово Богдан Матвеевич. О нём см.: 2. Примечания. Л. 2. ...а поп слпъ, по книге проговорить н может. – Чёрный поп Варлаам пришёл к патриарху Никону с иеродьяконом Мардарием из Воскресенского монастыря после 9 октября 1668 г., сразу после отъезда в Москву старца Флавиана с письмом Никона. Рис. 14. Фрагмент челобитной патриарха Никона царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (22 октября 1668 г). Автограф. РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 59а. 1671 г. 6 . Грамота патриарха Никона царской семье (после 22 января) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 185а–186. Столбец из двух сставов. Автограф, Филигрань «Голова шута»; по обрезу видна верхняя часть знака типа: Дианова 1997, 510 (1672); отдалённо напоминает и 512 (1678, 1680). Рукопись в плохом состоянии, имеет множественные механические повреждения, конец утрачен. Содержание грамоты, в которой патриарх Никон благодарит царскую семью за присланные ему подарки, позволяет датировать её концом января; 22 числа царь Алексей Михайлович вступил во второй брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной; по этому поводу в Ферапонтов монастырь был отправлен стольник Ларион Абрамович Лопухин со свадебными подарками. По И. Шушерину, А. А. Лопухин привёз для патриарха 700 р., три меха на шубы – соболий, лисий, беличий, сукно, тафту, 15 трубок тонких полотен, 20 полотенец – Шушерин 1997, 162–163.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Я, Никон, милостию Божиею патриарх, сиа свидетельствую страхом и своею бедною Г рукою. Писано в тюрме в Ферапонтове монастыре 177 октяб[ря] в 22–й в 2-м часу дни. А той больши скажет, кто мне сказывал: надобно тово скоро сыскать. Господа ради, великий государь, старцов отпусти: сам мало вижу, поп слеп, по книге проговорить не Примечания Л. 59а ...прислал ты, великий государь, ко мне Андрея Веригина. – Андрей Васильевич Веригин; как московский дворянин упоминается в боярских книгах в 1658 г. и в 1668 г. – Указатель 1853, 65. Был воеводой в Красноярске в 1659 – 1662 гг. – Барсуков 1902, 116. ...монах Флавиян. – О нем см.: Примечания. Л. 56. После Велика дни... – После Пасхи. ...государыня царевна Анна... – Царевна Анна, пятый ребенок царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Ильиничны Милославской, родилась в январе 1655 г. и скончалась в мае 1659 г. – Энциклопедия 2002, 44. Л. 60 И Богдан Хитрой друг... – Хитрово Богдан Матвеевич. О нем см.: Примечания. Л. 2. ... о поп слеп, по книге проговорить не может. – Черный поп Варлаам пришел к патриарху Никону с иеродьяконом Мардарием из Воскресенского монастыря после 9 октября 1668 г., сразу после отъезда в Москву старца Флавиана с письмом Никона. а Перед началом текста нарисован четвероконечный крест: на обороте грамоты – такой же, но с буквами по обеим сторонам. сверху – IC ХС, внизу – NI КА. На обороте первого столбца (л. 59а об.) сохранились остатки печати. Б-В Слова между строк. Г Испр. мной, в ркп. берною. 1671 г. 6.Грамота патриарха Никона царской семье (после 22 января) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 185а – 186. Столбец из двух сставов. Автограф. Филигрань «Голова шута»; по обрезу видна верхняя часть знака типа: Дианова 1997, 510 (1672); отдаленно напоминает и (1678, 1680). Рукопись в плохом состоянии, имеет множественные механические повреждения, конец утрачен. Содержание грамоты, в которой патриарх Никон благодарит царскую семью за присланные ему подарки, позволяет датировать ее концом января: 22-го числа царь Алексей Михайлович вступил во второй брак с Натальей Кирилловной Нарышкиной; по этому поводу в Ферапонтов монастырь был отправлен стольник Ларион Абрамович Лопухин со свадебными подарками. По И. Шушерину, Л. А. Лопухин привез для патриарха 700 р., три меха на шубы – соболий, лисий, беличий, сукно, тафту, 15 трубок тонких полотен, 20 полотенец – Шушерин 1997, 162 – 163.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Не донесу я, — сказал Иван кротко, — уроню… Тогда митрополит мимо Петра поднес образ Софье. Руки ее, тяжелые от перстней, разнялись и взяли образ плотно, хищно. Не переставая глядеть на луч, она сошла со скамеечки. Василий Васильевич, Федор Шакловитый, Иван Милославский, — все в собольих шубах, — тотчас придвинулись к правительнице. В соборе стало тихо. — Отдай… (Все услышали, — сказал кто-то невнятно и глухо.) Отдай… (Уже громче, ненавистнее.) — И, когда стали глядеть на Петра, поняли, что — он… Лицо — багровое, взором крутит, как филин, схватился за витой золотой столбик шатра, и шатер ходил ходуном… Но Софья лишь чуть приостановилась, не оборачиваясь, не тревожась. На весь собор, отрывисто, по-подлому, Петр проговорил: — Иван не идет, я пойду… Ты иди к себе… Отдай икону… Это — не женское дело… Я не позволю… Подняв глаза, сладко, будто не от мира сего, Софья молвила: — Певчие, пойте великий выход… И, спустясь, медленно пошла вдоль рядов бояр; низенькая и пышная. Петр глядел ей вслед, длинно вытянув шею. (Бояре — в платочек: смех и грех.) Иван, осторожно сходя вслед сестре, прошептал: — Полно, Петруша, помирись ты с ней… Что ссоритесь, что делите… 12 Шакловитый, подавшись вперед на стуле, пристально глядел на Василия Васильевича. Сильвестр Медведев в малиновой шелковой рясе, осторожно беря и покусывая холеную воронова крыла бороду, тоже глядел на Голицына. В спальне на столе горела одна свеча. Страусовые перья над балдахином кровати бросали тени через весь потолок, где кони с крыльями, летучие младенцы и голоногие девки венчали героя с лицом Василия Васильевича. Сам Василий Васильевич лежал на лавке, на медвежьих шкурах. Его знобила лихорадка, подхваченная еще в крымском походе. Кутался по самый нос в беличий тулупчик, руки засунул в рукава. — Нет, — проговорил он после долгого ожидания, — не могу я слушать эти речи… Бог дал жизнь, один Бог у него и отнимет… Шакловитый с досадой ударил себя шапкой по колену, оглянулся на Медведева. Тот не задумался: — Сказано: «Пошлю мстителя», — сие разуметь так; не Богом отнимается жизнь, но по Его воле рукой человека…

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

Не пропадет твоя любовь святая. Когда хоронили дедушку, даже белья для погребения в доме не оказалось, которое мама недавно покупала, потому что дедушка всё отдавал, даже это… Митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) прислал для погребения гроб и новую схиму. Он понимал, кто такой был иеросхимонах Серафим (Муравьев). Множество людей было на похоронах! От станции до храма - сплошная река. Келейнице Серафиме (Морозовой) сломали два ребра - так напирали в толпе приехавшие с ним проститься. И впоследствии люди всё шли и шли к могиле дедушки со своими просьбами молитв. - Как складывалась ваша жизнь после смерти батюшки Серафима? - Дедушка маме предсказал, что когда его не станет, она останется без мужа и будет одна воспитывать детей. Так и сложилось. Когда мама осталась одна, младшему брату Сереже было всего два месяца. Мы жили рядом, через два дома от дедушки. Мама приобрела этот дом, продав свой беличий полушубок. Можно представить, какой это был дом, - холодный, насквозь продуваемый, осенью пол заливало водой, и он ходил под ногами. Но мы были счастливы, потому что в семье царила любовь друг к другу. В письмах к митрополиту Николаю (Ярушевичу), который взял о нас заботу и очень нам помогал, мама писала о нашей жизни, но так, что у читающего могло сложиться впечатление, что мы жили в раю. И так действительно было: жили в ужасных условиях, но в раю! Потому что была Любовь. Такая Любовь сейчас - уже редкость… Первый год с нами оставалась жить монахиня Серафима (Морозова), затем она ушла в Пюхтицкий монастырь и там приняла схиму. И в 1965 году мы переехали в Ленинград, в кооперативную квартиру, где жили всей семьей. Поделиться 11 апреля 2024 3 апреля 2024 2 апреля 2024 1 апреля 2024 19 марта 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

   001    002    003    004    005   006     007