Николай Михайлович Зернов Родился в Москве 9 октября 1898 года. Окончил гимназию Поливанова с золотой медалью в 1917 году. Поступил на медицинский факультет Московского Университета. Покинул Россию в 1921 году. В 1925 окончил богословский факультет Белградского Университета. С 1925 по 1932 год работал секретарём Русского Студенческого Христианского Движения. С 1925 по 1929 был редактором «Вестника Р.С.Х.Д.». С 1934 по 1947 год был секретарём Англо–Православного Содружества имени преподобного Сергия Радонежского и святого мученика Албания. С 1947 по 1966 преподавал в Оксфордском Университете, будучи Сполдингским Лектором по Восточно–Православной Культуре. Доктор философии (1932), доктор богословия (1966), принципал Католикатского Колледжа в Траванкоре (1953–1954), профессор богословия в американских университетах в Дрю, Айове и Дюке. Автор книг по истории русской Церкви и на темы сближения восточных и западных христиан. Член Королевского Общества Литературы в Лондоне. В 1927 году женился на Милице Владимировне Лавровой. Милица Владимировна Зернова, урождённая Лаврова Родилась в Тифлисе 17 августа 1899 года. Дочь Владимира Андреевича Лаврова (15 июля 1867–16 апреля 1936) и Александры Никаноровны Никольской (9 окт. 1872–30 янв. 1956). М. В. окончила гимназию Левандовского в Тифлисе в 1917 году и поступила в Московский Университет. В 1921 году уехала из Грузии во Францию для продолжения образования. Окончила медицинский факультет в Париже в 1932 году и зубоврачебный факультет в Лондоне в 1938 году. Была консультантом по хирургии рта в лондонских госпиталях, заведовала домом святого Василия в Лондоне и святого Григория в Оксфорде. Иконописец и автор статей на богословские темы. София Михайловна Зернова Родилась в Москве 24 декабря 1899 года. Окончила классическую гимназию Хвостовой в 1918 году и философский факультет Белградского Университета в 1925 году. Была генеральным секретарём Р.С.Х.Д. с 1926 по 1931 год. С 1932 года по 1934 заведовала Бюро по приисканию труда при Обще-Воинском Союзе в Париже. С 1935 по 1969 год была генеральным секретарём основанного ею Центра Помощи Русским в Эмиграции. С 1939 года заведовала Детским Домом в Монжероне. С 1948 по 1951 работала также секретарём И.Р.О. (Международная организация для помощи беженцам.) Умерла в Париже 18 января 1972 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Родилась в Москве 10 августа 1865 года. В 1883 году окончила классическую гимназию Фишер. В 1897 году вышла замуж за М. С. Зернова. Педагог и общественная деятельница. Умерла в Париже 28 августа 1942 года. Николай Михайлович Зернов Родился в Москве 9 октября 1898 года. Окончил в 1917 году гимназию Поливанова, в 1925 году – богословский факультет Белградского Университета. С 1925 по 1932 год был генеральным секретарем Русского Студенческого Христианского Движения за Рубежом. Редактор Вестника Р.С.Х.Д. с 1925 по 1929 год. Доктор философии (1932), доктор богословия (1966) Оксфордского Университета. С 1931) по 1947 год секретарь Содружества св. муч. Албания и преп. Сергия Радонежского. С 1947 по 1966 год лектор по Православной Восточной культуре в Оксфордском Университете. Принципал «Католикатского» колледжа в Патанамтитта в Южной Индии, профессор в американских университетах Дрью, Айова и Дьюк. Автор книг: Вселенская Церковь и Русское Православие (на русском языке), Москва – Третий Рим, Св. Сергий Радонежский, Церковь Восточных Христиан, Три Русских Пророка, Русские и их Церковь, Восточное Христианство , Русское Религиозное Возрождение двадцатого века (на английском языке). Лектор, автор и общественный деятель. Милица Владимировна Зернова, урожденная ЛАВРОВА Родилась в Тифлисе 17 августа 1899 года. Окончила гимназию Левандовского в Тифлисе в 1917 году, медицинский факультет Парижского Университета в 1932 году и Зубоврачебный факультет Лондонского Университета в 1938 году. В 1927 году вышла замуж за Н. М. Зернова. С 1952 по 1959 год консультант по хирургии полости рта при Лондонских госпиталях. Заведующая домом Св. Василия в Лондоне и домом Св. Григория и Св. Макрины в Оксфорде. Врач, лектор и общественная деятельница. София Михайловна Зернова Родилась 24 декабря 1899 года в Москве. Окончила классическую гимназию Хвостовой в 1918 году и философский факультет Белградского Университета в 1925 году. Генеральный секретарь Р.С.Х. Движения с 1925 по 1931 год. Секретарь по приисканию труда при Общевоинском союзе в Париже с 1932 по 193k год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Соч.: К 35-летию открытия мощей прп. Серафима Саровского . П., 1938 Преподобный Серафим Саровский . Таллин, 1939. Архив: Послужный список о. Д. Троицкого (19211939). АЕУА. Лит.: Типольт H.A., барон. 25-летие пастырского служения прот. Д. Троицкого. ЦВ. 1934. 910 (Ковалевский П.Е.) Памяти прот. Д. Троицкого. ЦВ. 1939. 1112 Евлогий, митр. Путь моей жизни. Троицкий Сергий (ок. 18701934, Сараево, Босния и Герцеговина), протоиерей. Из семьи духовенства. Окончил духовную семинарию и Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1896), священник (1896), законоучитель в средних учебных заведениях, протоиерей, перешел в ведомство военного духовенства, настоятель военного Св.-Николаевского собора в Киеве (ок. 19101918), эмигрировал через Константинополь в Сербию (1920), настоятель и законоучитель Русского Константиновского кадетского корпуса в Сараеве (19221930), состоял в юрисдикции РЗЦ, вышел за штат по болезни (1930). Лит.: Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Троицкий Сергий Викторович (14.3.1878, Томск 27.11.1972, Белград, Югославия), профессор канонического права, церковно-общественный деятель. Из семьи духовенства, сын семинарского преподавателя. Окончил Тверскую Духовную семинарию (1891), С.-Петербургский археологический институт (1900) и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1901), преподаватель в С.-Петербургском духовном училище (19011915), член редакции «Церковных Ведомостей» (19061917), состоял членом синодальной комиссии по разбору дела Афонских монахов-имяславцев (19131914), чиновник особых поручений при обер-прокуроре Святейшего Синода (19151917), магистр богословия (1913), член Всероссийского церковного собора в Москве (19171918), приват-доцент Новороссийского университета (19191920), эмигрировал в Сербию (1920), экстраординарный профессор юридического факультета Белградского университета по кафедре церковного права (19221929), доктор богословия Белградского университета (1924), ординарный профессор (19291945), профессор по кафедре церковного права Парижского Св.-Сергиевского богословского института (19291930), профессор по кафедре церковного права богословского факультета Белградского университета (19371943), участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.8.1938), после 2-й мировой войны остался в Белграде, но перешел в юрисдикцию МП (1945), эксперт по каноническим вопросам Сербской Православной Церкви (19451948), профессор Московской Духовной академии по кафедре церковного права (19471948), сотрудник Сербской академии наук (19481958), почетный доктор церковных наук Московской Духовной академии (29.12.1961). Автор многочисленных статей по каноническому праву и по вопросам церковного устройства диаспоры, в которых он защитил последовательно, но не одновременно, правильность канонических воззрений РЗЦ, Экзархата митр. Евлогия (Георгиевского) и МП.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Судоргин Симеон (18771959) – священник. Родился в с. Новотроицком Оренбургского уезда. Окончил 6 классов гимназии. Служил псаломщиком, преподавал в церковно-приходской школе. В годы революции попал в Крым, эмигрировал в Королевство СХС. Закончил миссионерские курсы, трудился на этой ниве. В конце войны уехал в г. Зальцбург (Австрия). В 1951 г. был рукоположен в сан священника. Служил в богадельне в г. Хельбрунне. Тельберг Николай Дмитриевич (18861969) – историк Церкви. Родился вблизи г. Киева. В 1907 г. окончил Императорское училище правоведения. Чиновник. В правительстве гетмана П.П. Скоропадского был министром внутренних дел. В1922 г. покинул Россию. Проживал в Германии и Югославии, с 1950 г. в США. Автор ряда книг, в том числе «История Русской Церкви» (Джорданвилль, 1959). Тарасьев Василий (19321996) – протоиерей. Закончил богословский факультет Белградского университета. В 1956 г. рукоположен во диакона, затем во иерея, стал вторым священником Свято-Троицкой церкви в Белграде. В1972 г. возведен Св. Патриархом Пименом в сан протоиерея. В 1974 г. патриаршим указом был назначен настоятелем Подворья Московского Патриархата в Белграде. Тарасьев Виталий (19011974) – протоиерей. Родился в с. Новая Карань Екатеринославской губ. под г. Мариуполем в семье потомственного священника Василия Сисоевича Тарасьева. Учился в Екатеринославской Духовной Семинарии. Во время гражданской войны был мобилизован вместе со своим братом Алексеем, зарубленным позднее в одном из боев, в конную гвардию Добровольческой армии. Вместе с войсками П.Н. Врангеля покинул Россию. Проживал в Королевстве СХС. В 1926 г. завершил Призренскую Духовную Семинарию, в 1931 г. богословский факультет Белградского университета. В том же году женился на Л.Б. ЛитвиновойМасальской. В 1931 г. рукоположен во иерея, но служил псаломщиком в Свято-Троицкой церкви в Белграде. С 1940 г. стал штатным 256 священником. С 1950 г. игумен Подворья Русской Православной Церкви в Белграде. Тимолай ( Василий Гаврилович Пастухов ; 18781959) – иеромонах. Родился в г. Калуге, закончил трехклассное городское училище. В юношеском возрасте поступил в Валаамский монастырь, где принял монашеский постриг. Духовник Леснинского монастыря. Титов Феодор Иванович, протоиерей, профессор КДА по кафедре истории Русской Церкви. В эмиграции профессор на богословском факультете Белградского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обсуждали фильм долго, горячо – сербы это здорово умеют. В сторонке стоит один задумчиво: «А ты чего не споришь?» – «Не, я подумать хочу, обмозговать всё это дело. Йован меня зовут». Так мы познакомились с Йованом Цветковичем , студентом богословского факультета Белградского университета. Обменялись телефонами, договорились при случае встретиться в Белграде. Случай представился быстро, через неделю: Йован помогал в храме святого Саввы во время служения там Литургии Святейшим Патриархом Иринеем в день памяти сожжения турками мощей святого – сербы и из трагедии могут праздник устроить. После службы и скромного (правда, скромного!) патриаршего обеда появилось время для небольшого разговора в приходском доме. Тут мы и побеседовали. Кадр из фильма «Анклав»      – Йован, мы с тобой встретились в Косовском Поморавье, в Пасьяне. Что ты, студент богословского факультета Белградского университета, делаешь в Косово и Метохии? – Просто я родился в Косово и Метохии, а Пасьяне – мое родное село. Там живет моя семья, мой старший брат, а мы с младшим учимся в Белграде сейчас. Живу здесь, в столице, уже несколько лет, но как только появляется возможность, я всегда еду на родину – это же логично. Душа и сердце зовут на родину: народ у нас там хороший, да и места красивые – ты сам видел. Кроме того, и ты это прекрасно знаешь, нашему народу в Косово необходима помощь, надежда – вот я и учусь на священника, чтобы по окончании богословского факультета служить Святой Церкви там, в Косово. Огромной поддержкой сербов, живущих в Косовском Поморавье, будет почитание новомученицы Босильки Пасьянской – И с какими чувствами, мыслями ты приезжаешь домой? – С разными. Чаще – печальными. Я считаю, что огромной поддержкой сербов, живущих в Косовском Поморавье, будет почитание новомученицы Босильки Пасьянской, которая своим подвигом дает силы и надежду на преодоление многих наших скорбей на древней сербской земле. Увы, я не могу сказать, что духовное состояние нашего народа в Косово и Метохии можно назвать благополучным, идеальным. Вот преосвященный владыка Феодосий и предложил ввести в святцы нашей Церкви имя этой новомученицы, считая, что пример ее жизни поможет многим сербам переносить страдания, испытания с верой в любовь Христа и Его поддержку.

http://pravoslavie.ru/80005.html

Так вот, в монастырском издательстве в основном переводились книги с русского языка: «Плоды истинного покаяния» схиигумена Саввы, «Святой Герман Аляскинский», «Русское православное женское монашество XVIII–XX веков», «Великое в малом» Сергея Нилуса. В этом же издательстве профессор-филолог Ксения Кончаревич опубликовала свой авторский труд «Пути русской монашеской духовности». И вот, в 2003-м году я взялся по собственной инициативе переводить найденную в Интернете книгу «Православные святые и подвижники благочестия Тамбовского края». Мы с одноклассницей Драганой Цвиетич (которая тоже хорошо знала русский) эту книгу перевели. И книга была издана монастырем, став последним изданием Тресие, потому что средств больше не было. Мы получили часть тиража и раздали ее друзьям и знакомым. Один экземпляр мы хотели подарить нашей общей учительнице русского, Маре. Но сначала как-то постеснялись, а потом уже и не успели… Позже обстоятельства сложились так, что я поступил на богословский факультет. И на первом курсе познакомился с профессором Ксенией Кончаревич, которая там преподавала русский язык. Она переводила многих известнейших русских авторов: Болотова, Афанасьева, митрополита Илариона (Алфеева) и других. Я думаю, нет необходимости рассказывать о Ксении. Вряд ли найдется человек в русско-сербских кругах, особенно церковных, который бы о ней не слышал. – Это в русско-сербских кругах ее знают. А вы расскажите про госпожу Кончаревич. – Она – моя «мать» в переводческом деле. Но это – далеко не самое важное ее достижение. Что сказать о человеке, размер одной библиографии которого составляет около 70 страниц? Будучи дочерью белградского педагога старой закалки, преподавательницы немецкого языка на философском факультете Белградского университета, ныне покойной Елены Кончаревич, Ксения смолоду была воспитана в самых строгих академических традициях. И, будучи студенткой русского языка (через который она, кстати, вообще познакомилась с Православием и вступила в Церковь), она в то время, в 1980-х, за неимением Интернета регулярно слушала по радио то, что можно было поймать на волнах Советского Союза, а также следила за малочисленными русскоязычными программами на белградском радио. Читала русских классиков Золотого и Серебряного веков. И когда Ксения впервые попала в Россию на олимпиаду по русскому языку, все очень восхищались ее прекрасным русским и удивлялись: «Вы говорите, словно герой произведений Достоевского, Чехова или Толстого!» Окончила она филфак Белградского университета по специальности «русский язык и литература», защищала кандидатскую и докторскую в области методики преподавания иностранного языка.

http://pravoslavie.ru/139722.html

Митрополит Кирилл провел презентацию Основ социальной концепции Русской Православной Церкви в Белграде 27 марта 2007 г. 13:29 24 марта Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл провел презентацию Основ социальной концепции Русской Православной Церкви в Белграде. Представление сербского перевода этого фундаментального документа, принятого Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000 года) и выражающего официальную позицию Московского Патриархата по отношению к важнейшим проблемам современности, прошло в актовом зале Православного богословского факультета Белградского университета, где собралось около 400 участников этого события, состоявшегося в восьмую годовщину начала бомбардировок Сербии силами стран НАТО. Среди присутствовавших были Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Сербии А.Н. Алексеев, министр по делам религий Республики Сербии М. Радулович, декан Богословского факультета епископ Бачский Ириней, епископ Враньский Пахомий, епископ Захумско-Герцеговинский Григорий, профессорско-преподавательская корпорация и студенты факультета, а также нунций Ватикана архиепископ Еудженио Сбарбаро, архиепископ Белграда Станислав Хочевар (Римско-Католическая Церковь), представители исламской общины. Вступительные обращения представили епископ Бачский Ириней, редактор перевода и автор предисловия к сербскому изданию, а также профессор канонического права Богословского факультета профессор протоиерей Зоран Крстич. При этом епископ Ириней выразил сердечную благодарность «отцам Юбилейного Архиерейского Собора Московского Патриархата, которые одобрили и обнародовали представляемый пастырско-богословский документ, а также его составителям и всем, кто потрудился для того, чтобы вынести нам ныне «новое и старое» (Мф. 13. 52), древний и неизменный опыт Церкви в его встрече с вызовами и искушениями нынешнего времени». Отец Зоран сообщил, что Основы социальной концепции Русской Православной Церкви включены в настоящее время в список обязательной литературы для студентов Богословского факультета в Белграде.

http://patriarchia.ru/db/text/220837.htm...

—118— ствовавшую в старой семинарии и увеличивает число учебных общеобразовательных предметов, со включением элементов естествознания, медицины и сельского хозяйства. Богословские науки преподают лица священного сана 991 , отлично окончившие семинарию и, кроме того, прослушавшие курс православного богословского факультета или духовной академии. Остальные предметы могут преподавать светские наставники, имеющие специальную подготовку. Все наставники должны быть православной веры. В отношении своих прав и жалованья наставники семинарии сравнены с гимназическими наставниками, а ректор, кроме профессорского жалованья, получает ещё квартиру с отоплением и освещением и добавочное вознаграждение в размере, назначенном директору гимназии. Ректора избирает архиерейский собор и утверждает его король по представлению министра просвещения. В семинарию принимаются прошедшие четыре класса основной школы, не старше 12 лет, после предварительного приёмного испытания. Все воспитанники должны жить в общежитии и носить установленную форму одежды. В 1896 г. в семинарию не было приёма учеников, в виду готовящегося коренного переустройства на основании нового устава. 992 – В связи с этим уже решённым переустройством белградской семинарии стоит давний проект учреждения богословского факультета (при белградской Великой школе) или особой духовной ака- —119— демии. Весьма приятно отметить поступившее в прошедшем году одно крупное пожертвование на этот предмет. Именно, известная благотворительница Драга Станойла Петровичева завещала 200 тысяч динаров (динар= рубля) на содержание воспитанников сербского православного богословского факультета или сербской духовной академии, когда будет основана. Согласно воле завещательницы, воспитанники должны приниматься из королевства сербского, Черногории, Старой Сербии, Македонии, Боснии, Герцеговины, Воеводины, Далмации, Славонии и других сербских краёв 993 . 31 января прошедшего года королём сербским утверждён принятый народной скупщиной законопроект о возобновлении и ремонте на государственные средства монастыря Жичи 994 . Монастырь этот находится в 5 верстах от Кральева, кафедрального города жичской епархии; построен около 1210 г. первовенчанным сербским королём Стефаном. В этом монастыре коронован и миропомазан нынешний король сербский Александр I. – В марте того же года король Александр провёл дни Страстной седмицы и Св. Пасхи на Афоне в хиландарском монастыре, старой задушбине Неманичей, посетил и другие афонские обители, в том числе и русский пантелеймонский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пантелеймон (Рудык Петр ) (18981968) архиепископ. С 1916 г. послушник Почаевской лавры. В 1920 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона, в 1922 г. – во иеромонаха. Находился в клире Польской Церкви. В 1924 г. окончил православное отделение богословского факультета Варшавского университета. С 1929 г. архимандрит. В 19331934 гг. наместник Почаевской лавры. После присоединения к СССР Западной Украины в 1939 г. вошел в подчинение Московской Патриархии. В 1941 г. рукоположен во епископа Львовского, хиротонию возглавил митрополит Сергий (Страгородский) . В годы войны находился в Украинской автономной Церкви. В 19421944 гг. временно управлял ею. С 1945 г. в клире РПЦЗ. В 19481950 гг. архиепископ Буэнос-Айресский и Аргентинский, в 19501952 гг. управлял приходами РПЦЗ в Северной Африке. С 1954 г. архиепископ Монреальский и Восточно-Американский. С 1957 г. на покое. В 1959 г. перешел в юрисдикцию Московского Патриархата, архиепископ Эдмонтонский и Канадский. Савва (Раевский Федор Федорович) (18921976) архиепископ. В 1911 г. окончил Тульскую духовную семинарию , в 1916 г. – юридический факультет Варшавского университета. Служил в министерстве образования Белого правительства на Юге России. С 1920 г. в эмиграции. С 1921 г. проживал в Королевстве СХС. В 1935 г. окончил богословский факультет Белградского университета. В 1941 г. рукоположен во диакона, в 1942-м – во иерея. В 1944 г. переехал в Австрию, с 1946 г. протоиерей. В 1948 г. переехал в США. С 1953 г. митрофорный протоиерей. В том же году овдовел. В 1954 г. пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и рукоположен во епископа Мельбурнского, викария Австралийской епархии. С 1955 г. епископ (с 1957 г. архиепископ) Сиднейский и Австралийский. С 1969 г. на покое. Савва (Сарачевич Йован ) (19021973) епископ. Окончил юридический факультет Белградского университета, работал адвокатом, судьей в Югославии. П осле прихода к власти коммунистов стал подвергаться преследованиям и покинул Югославию. С 1948 г. проживал в Южной Америке, где присоединился к монашеской общине епископа Леонтия (Филипповича). В том же году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1949 г. рукоположен во иеромонаха. В 1958 г. рукоположен во епископа Эдмонтонского, викария Канадской епархии. После кончины святителя Иоанна (Максимовича) собирал материалы о его жизни, сыгравшие большую роль в его канонизации. С 1971 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За немногими исключениями, сербские профессора нам давали очень мало, но мы ходили на их лекции, так как их непосещение могло повлиять на наши отметки» 2913 . Из русских (помимо Глубоковского) на факультете преподавал бывший профессор Новороссийского университета А. П. Доброклонский (выпускник МДА) 2914 . «Оба, – писал тот же Зернов, – были представителями старой духовной школы, не отличавшейся смелыми полетами мысли, но воспитавшей своих питомцев в добросовестном отношении к науке. Они заложили в нас интерес к самостоятельному исследованию источников, о чем нам никогда не говорили наши сербские учителя. К сожалению, большинство русских профессоров держалось в стороне от нас, ограничивая общение с нами своими лекциями» 2915 . На факультете преподавал и бывший профессор КДА протоиерей Ф. И. Титов († 20 дек. 1935 г.) 2916 . Весною 1923 г. группа из 12 студентов основала «Кружок православных русских студентов богословского факультета Белградского университета имени Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова», поставивший одною из целей «взаимной организованной работой облегчить трудные академические условия при получении высшего богословского образования за границей и оказывать нравственную поддержку друг другу» 2917 . 22/9 ноября 1923 г. (уже после отъезда из Сербии) Глубоковский был избран почетным членом этого Кружка. Через два года, в приветствии по случаю 35-летия научной деятельности Глубоковского, студенты Богословского факультета отмечали, что он учил искать в богословской науке не только пищи для ума и являл для них «образ добрых дел», научающий своим сердцем, заветам которого они верны 2918 . В Сербии Глубоковский не ограничивался только чтением лекций на Богословском факультете Белградского университета. С октября 1922 г. он принимал участие в работе русского религиозно-философского кружка в Земуне (председателем которого состоял профессор Ф. В. Тарановский, а секретарем – приват-доцент Богословского факультета М. А. Георгиевский ) и несколько раз выступал в нем с докладами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010