Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Санкт-Петербургской духовной академии прошла X Международная научно-богословская конференция 27.09.2018 25-26 сентября 2018 года в актовом зале Санкт-Петербургской духовной академии прошла X Международная научно-богословская конференция «Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки». Конференцию открыло пленарное заседание, которое началось со вступительного слова ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Серафима. Пленарное заседание продолжили доклады, посвященные различным направлениям богословской науки. Выступления открыл доклад доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета А.Н. Кашеварова на тему «Патриарх Тихон и Гражданская война 1918-1920 гг.». Доктор философских наук, ассистент кафедры ветхозаветных исследований Православного богословского факультета Белградского университета Божович Ненад прочитал доклад «Древо жизни в буквальном и аллегорическом смысле: Экзегеза Быт 2:9 в святоотеческих текстах». Кандидат искусствоведения, преподаватель иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии Д.Г. Мироненко представил доклад «Примеры иконографии как проповеднического средства иконного образа». В завершение прозвучал доклад научного сотрудника Института всеобщей истории РАН А.В. Громовой «Просветительские и миссионерские задачи и их решение в рамках национального проекта " Императорский маршрут " . К 100-летию памяти Царской семьи». По окончании пленарного заседания участники конференции продолжили работу по различным тематическим секциям. Во второй половине для гостей была организована экскурсия, в ходе которой они посетили бывшее здание Святейшего Синода на Сенатской площади. 26 сентября, в заключительный день работы конференции, участники распределились по тематическим секциям: «История Церкви в XX веке, подвиг новомучеников Церкви Русской», «История Церкви до XX века», «Новозаветные исследования», «Ветхозаветные исследования и общие вопросы библейской экзегетики и библейской филологии», «Богословие и патрология», «Религиозная философия», «Литургика», «Церковное изобразительное искусство и архитектура», «Церковно-музыкальное искусство».

http://drevo-info.ru/news/24112.html

Начиная с 1905 г. Зеньковский принимал деятельное участие в работе киевского Общества по изучению религии и философии (в 1910 г. стал его председателем). Замысел создания фундаментального обобщающего труда по истории русской философии также относится к данному периоду его творчества (1910 г.). Октябрьскую революцию 1917 г. Зеньковский воспринял как катастрофу, ибо «всегда считал себя монархистом, хотя и конституционным» . В мае—октябре 1918 г. в качестве министра вероисповеданий входил в состав правительства гетмана П. П. Скоропадского. Считая свой опыт политической деятельности явно неудавшимся, Зеньковский так писал по этому поводу: «Принадлежа по своему происхождению на 7/« к украинцам, я по воспитанию и чувствам всецело и абсолютно принадлежал России, — и это создавало лично для меня постоянные трудности на обе стороны. Те русские люди, которые узнавали о моем участии в украинском правительстве, нередко начинали относиться с недоверием ко мне как русскому человеку. А украинцы, хорошо зная о том, что я не только не разделяю политических идей сепаратизма, но и по своим убеждениям и чувствам являюсь русским человеком, относились и относятся ко мне с чрезвычайным недоверием, нередко награждая меня званием «зрадника» (изменника)» . В 1919 г. Зеньковский эмигрировал в Югославию (Белград), затем перебрался в Чехословакию (Прага, 1923) и, наконец, во Францию (Париж, 1926). В эмиграции энергичная натура Зеньковского проявилась в полной мере. В Белграде, куда он первоначально прибыл, — его принимали за «левого», что практически закрывало ему возможность получить место в университете. Лишь после ходатайства сербского патриарха Зеньковский смог занять должность профессора одновременно на философском и богословском факультетах Белградского университета. В белградский период Зеньковский плодотворно работал, опубликовал две книги: «Психология детства» (Берлин, 1923) и по–сербски «Русские мыслители и Европа» (русское издание вышло в «YMCA–Press» в 1926 г.). Зеньковский проявил недюжинные способности в области организации педагогической работы: был председателем Педагогического бюро по делам русской зарубежной школы в Праге (1923—1927), по его инициативе и при непосредственном участии открылся Высший педагогический институт в Праге (директор с 1923 по 1926); он один из основателей Русского богословского института имени преп. Сергия Радонежского в Париже (профессор с 1926 г. до конца жизни, после смерти о. Сергия Булгакова (1944) — декан); редактировал журнал «Вопросы религиозного воспитания и образования» (1927) и «Религиозно–педагогический бюллетень» (1927—1961). Зеньковский стоял у истоков организационного оформления Русского студенческого христианского движения (возникло в России еще до первой мировой войны) и с 1924 г. вплоть до своей кончины являлся его бессменным председателем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

В том же 1934 году такая же тяга к церковному миру стала замечаться и в Европе. С Дальнего Востока прибыл в Белград епископ Нестор. Он собирался проехать в Париж с целью склонить митр. Евлогия к прекращению церковного раскола. Приехав в Белград, он увидел, что этот путь не так легок. Тогда он предложил сыну моему, студенту Богословского факультета Белградского университета отвезти в Париж митр. Евлогию короткое письмо митр. Антония. Сын на это согласился; Владыка Антоний вручил письмо, и сын поехал. Письмо было ласковое и приветливое, преисполненное любви. В нем говорилось, что, если митр. Евлогий только обратится к нему, то с любовию будет принят. Приехал сын в Париж в прощеное воскресение и, узнав, что Владыка Евлогий служит вечерню на Сергиевском подворьи, отправился туда. По окончании службы, во время обряда прощания, сын подошел к Владыке, положил установленный поклон и сказал: «Владыка Антоний шлет Вам свой поклон». Эти слова поразили митр. Евлогия, и он, узнав у сына кто он, велел ему тотчас после вечерни явиться к нему в его покои на рю Дарю. Придя к митрополиту в его покои, сын ему вручил письмо. Митрополит прочел письмо и прослезился. Результатом этого было, что 17/30 марта 1934 года митр. Евлогий написал митр. Антонию ответ, где пишет, что готов признать, что в защите своей правоты ему быть может не следовало прибегать в 1926 году к оставлению Собора, что он очень жалеет об этом, просит простить его и снять с него и клира наложенное прещение. Письмо это мне дали, и я его читал. В мае месяце того же года митр. Евлогий прибыл в Белград. Ехал он из Парижа в Берлин, а оттуда в Белград. В Берлин ему была прислана телеграмма воздержаться от поездки в Белград. Эта телеграмма была послана гр. В. Н. Коковцевым и получена архимандритом Иоанном Шаховским. Последний переслал ее в Белград, советуя не слушать указания Коковцева. По приезде в Белград митр. Евлогий прямо с вокзала проехал на квартиру митр. Антония. Оба Владыки трогательно друг друга приветствовали и друг над другом прочитали отпустительныя молитвы, сперва митр. Антоний накрыв епитрахилью митр. Евлогия, а потом по просьбе митр. Антония митр. Евлогий прочел над ним ту же молитву, накрыв его тоже епитрахилью. Ликование церковного народа было не поддающееся описанию, и все ждали совместного служения двух митрополитов, но этого сделать было нельзя, т. к. по каноническим правилам митр. Антоний не мог единолично отменять решение Собора. Митр. Евлогий присутствовал в церкви на Богослужениях, его поминали на ектениях и на Великом Входе.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Из негуманитарного блока, пожалуй, можно упомянуть еще преподавание в нашей духовной школе курса основ компьютерной грамотности. Сегодня практически у каждого студента есть персональный компьютер, но далеко не каждый умеет использовать все те возможности, которые он предоставляет. Мы пытаемся научить этому наших студентов. — Сотрудничают ли Киевские духовные школы со светскими вузами? В каких областях, по каким направлениям? —  У нас подписаны договора о сотрудничестве с несколькими как отечественными, так и зарубежными вузами. Например, в 2013 году мы подписали такие договора с Национальным университетом «Киево-Могилянская академия» и с богословскими факультетами Белградского университета и Университета в Восточном Сараево. Сейчас ведутся переговоры о подписании еще нескольких подобных договоров. В рамках этих договоров мы реализуем совместные научные и издательские проекты, планируем организовать обмен студентами и преподавателями. Например, с Национальным университетом «Киево-Могилянская академия» мы сейчас работаем над созданием большого энциклопедического словаря «Киевская духовная академия в именах», который должен выйти в свет в 2015 году к 400-летию Киевских духовных школ. Совместно мы также выпустили в свет монографию доцента кафедры философии и религиоведения «Киево-Могилянской академии» Сергея Ивановича Головащенко, посвященную истории библеистики в КДА. Сейчас С.И. Головащенко читает в Киевской духовной академии спецкурс. Кроме того, мы проводим совместные конференции и семинары. Сегодня особой сферой сотрудничества со светскими вузами стал поиск моделей государственного признания духовных учебных заведений. Кроме того, светские высшие учебные заведения в Украине проявляют интерес к теологии как учебной и научной дисциплине. И в этом также заключается одно из направлений сотрудничества. Например, в минувшем году Классический приватный университет города Запорожье получил лицензию Министерства образования на выпуск бакалавров православного богословия. Они сразу же обратились в Киевскую духовную академию с предложением принять участие в подготовке этих специалистов. Мы подписали с университетом соответствующий договор и будем оказывать поддержку этому важному начинанию.

http://patriarchia.ru/db/text/3102728.ht...

Подводя итоги, можем сказать, что восемь русских преподавателей-эмигрантов, привлеченных на Православный богословский факультет, в течение первых двадцати лет его существования внесли весомый вклад как в дело его становления, так и в дело успешной реализации учебного процесса на данном факультете. Вышесказанному нисколько не противоречит тот факт, что в течение 20-х – 30-х гг. XX века к русским преподавателям были предъявлены и некоторые претензии. Это сопротивление не происходило из кругов Сербской Церкви, которая единодушно во всех аспектах поддерживала русских эмигрантов, а также не из сербских академических теологических кругов, которые приветствовали их работу. Упомянутое сопротивление происходило из кругов либерально настроенной сербской интеллигенции, которая в русских профессорах усмотрела «консерваторов», тормозивших любую «современную идею» на Богословском факультете. Самая известная полемика в этом контексте велась в начале 30-х годов XX века на страницах журнала «Правда» между профессорами Доброклонским и Титовым, с одной стороны, и профессором Чедомиром Марьяновичем (кстати, выпусником Киевской духовной академии), с другой. Не вникая в аргументацию, использованную в данной полемике, а также в её аспекты личного характера (профессор Марьянович обвинял русских профессоров в том, что его не избрали на кафедру Догматики), можно констатировать, что оспаривание деятельности профессоров Доброклонского и Титова, представленное Марьяновичем, являлось позицией абсолютного меньшинства сербской научной общественности. Позицию тогдашнего большинства, с которой мы полностью можем согласиться, озвучил первый декан белградского Богословского факультета, д-р богословия, протоиерей Стеван Димитриевич в речи, произнесённой по случаю начала обучения на упомянутом факультете 20 декабря 1920 года: «Нынешнее открытие давно проектированного Богословского факультета совпадает как раз со временем оконачательного соединения Сербской Церкви. Он начинает снова при содействии русских братьев» .

http://bogoslov.ru/article/4825605

Целесообразно ли и реально ли получать государственную аккредитацию для духовных школ - вопрос очень сложный. Да, это хорошо известно, что государственный стандарт, необходимый для признания, изуродует сложившиеся в старых академиях и семинариях порядки и традиции, сильно сократит специальное образование, которое сейчас концентрированно направлено на формирование облика современного пастыря. Этому будущему пастырю придется изучать ряд дисциплин, которые заведомо никогда не понадобятся ему в его практике (хотя, вероятно, он будет лучше понимать паству, которая имеет именно светское образование; но хорошо это или плохо, нужно или не нужно - вопрос, на который я не готов ответить). Но есть и другая сторона дела. Весной я был на конференции в Православном Богословском Факультете Белградского университета в Сербии. Уважая нас и отдавая дань прошлым взаимным услугам и дружбе, руководители Факультета с прискорбием должны были признать, что не будут больше считать наше образование высшим образованием, поскольку у нас нет государственной аккредитации - таковы требования ректората Университета. Насколько знаю, такая же ситуация складывается в Болгарии. Это лишь штрих, но подобных проблем становится все больше. Боюсь, что нам не уйти от государственной аккредитации. А вот какой ценой она нам обойдется - дай Бог разумения нашим ректорам и проректорам, организующим учебный процесс. Надеюсь, что это можно сделать относительно " малой кровью " . Сейчас в перечне ВАКовских дисциплин нет теологии, значит, и экзамены кандидатского минимума не предусмотрены. На основании чего в таком случае формулируются требования к экзаменующимся? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что кандидатских экзамена в списке - три. Это обязательные экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальности. Задача первого состоит в том, чтобы проверить, насколько научно мыслит соискатель, насколько ощущает сопричастность науке. По большому счету и не важно, сдает ли этот экзамен теолог, физик или стоматолог. Ведь суть его от этого не меняется. Даже содержание экзамена лишь незначительно разнится в точных, прикладных и гуманитарных науках. Нам достаточно ввести в него легкий религиозный компонент, после чего он совершенно подходит для богословской науки.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

167 “Nietzsche an Meta von Salis”, в: Friedrich Nietzsche, Briefe. Januar 1887–1889, hrsg. Von G. Colli und M. Montinari, New York/Berlin: Walter de Gruyter, 1984, S. 472. Приведем фразу целиком: «Der Herbst war hier ein Claude Lorrain in Permanenz, – ich fragte mich oft, ob so Etwas auf Erden möglich sei. Seltsam! gegen die Sommer- Misère da о b e n gab es also wirklich eine A us g le i c h u n g . Da haben wir’s: der alte Gott lebt n och...” 168 Meyer Schapiro, Theory and, Philosophy of Art, Style, Artist, and Society, New York: George Braziller, 1994, p. 140–141. 169 Отрывок из романа Гамсуна по изданию: Кнут Гамсун, Голод. Мистерии. Пан. Виктория,тпер. Ю. Балтрушайтиса и В. Хинкиса, Минск, «Мастацкая литаратура», 1989. – Прим. пер. 171 Martin Heidegger, “The Origin of the Work of Art ”, The Continental Aesthetics Reader, ed. by Clive Cazeaux, London: Routledge, 2000, pp. 86–87. [Цит по изданию: М. Хайдеггер, Исток художественного творения. Пер. А. Михайлова , М.: Академический проект, 2008, сс. 117–119. – Прим. пер.] 172 Rainer Maria Rilke, Selected Letters of Rainer Maria Rilke. Translated by R. E C. Hull, London: Macmillan 8c Co., Ltd, 1946, pp. 394–395. [Цит. по изданию: P. М. Рильке, Проза. Письма, Харьков: Фолио, 1999, с. 536. – Прим. пер.] 173 Более подробно о богословии обыденных вещей и их спасительной красоте см. мою книгу «Время и познание: богословское прочтение Марселя Пруста», издан ную на сербском языке богословским факультетом Белградского университета (2011 г.), особенно с. 225–237. См. также интереснейшие наблюдения на сей счет в: George Pattison, Art, Modernity, Faith, London: SCM Press, 1998, глава 9. 174 В основе статьи лежит доклад, представленный на международной конференции «Богословие красоты». 177 Постановление Второго ватиканского собора Sacmsanctum Concilium,, Roma 1963, n. 122, in: AAS56(1964) 130. 179 М.Р. Remery, “The influence of Solesmes on the theory of Dorn Hans van der Laan osb on liturgy and architecture”, Jaarboek voor liturgie-onderzoek 26 (2010), p. 149–179.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Ибо все видимое и невидимое Им получило бытие, и без Него ничтоже бысть. О другом же ком или об ином чем не имеют представления святые, и не вымышляют слов или премудростей, которых ни имени, ни дел не показывает Писание, и которых именуют одни эти еретики. Ибо их это изобретение, их христоборное предположение; они употребляют во зло имя Слова и Премудрости, вымышляя же себе что-то иное, жалкие люди эти отрицаются истинного Божия Слова, истой и единственной Отчей Премудрости. Итак, если в Божественных Писаниях не отыскивается иной премудрости, кроме Сего Сына, то и от Отцов не слыхали мы ничего подобного; еретики же исповедуют и написали, что есть премудрость несозданно соприсущая Отцу, Ему собственно принадлежащая и зиждительная мира: то Сын Сей будет Тот Самый, Который и по их словам вечно соприсносущ Отцу. Так во всем омрачены они умом, отрицают истинную Премудрость и отыскивают премудрость несуществующую, подобно манихеям измышляют себе иного Бога и отрицают Бога истинного» 73 . «Надо сказать извратителям честных догматов Церкви и правильного смысла Писаний: утрезвитесь пиянии от вина своего ( Иоил. 1, 5 ), дабы могли вы, узрев пресветлую красоту истины, вместе с нами воскликнуть к Сыну: воистину Божий Сын еси» 74 . Воистину Христос есть «претыкáния и кáмень соблáзна: и всяк веруяй в Онь не постыдится» ( Рим. 9, 33 ). «Иудéе знáмения прóсят, и éллини премýдрости ищут: мы же проповедуем Христá рáспята, Иудéем ýбо соблáзн, éллином же безýмие, самем же звáнным Иудéем же и éллином Христá, Бóжiю силу и Бóжiю премýдрость» ( 1Кор. 1:22–24 ). «Преполовившуся празднику, учащу Ти, Спасе, глаголаху Иудее: како Сей весть письмена, не учився. Не разумеюще, я ко Ты еси Премудрость, слава Тебе» 75 . Происхождение Закона о престолонаследии в России Да ведают потомки православных; Земли родной минувшую судьбу; Своих Царей великих поминают. За их труды, за славу, за добро – А за грехи, за темные деянья; Спасителя смиренно умоляют. – А.С. Пушкин. «Помянух дни древния и поучихся...» – Псалом 142, 5 В начале 1925 года Блаженнейший митрополит Антоний поручил мне, проходившему тогда богословский факультет Белградского университета, составить доклад о происхождении закона о престолонаследии в России для выяснения того, насколько данный закон соответствует духу русского народа и вытекает из его истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Конечно, словами, – сказанными-ли, написанными-ли, – невозможно описать все те проявления музыкальной стихии в богослужении, о которых была выше речь. Здесь необходимо слышать лучшие примеры псалмодии и экфонесиса, в их связи с пением. Также вполне оценить церковное пение, исполняемое на пластинках в виде отдельных «номеров» – невозможно вне общего комплекса богослужения. К сожалению, черезвычайно редко попадаются на пластинках хорошие примеры псалмодии и экфонесиса, которые могли бы послужить образцами для практического изучения этих видов. Кроме того, интонаций экфонесиса очень много (например, сравнить: ектении обычные и ектении заупокойные, возгласы священника и чтение заамвонной молитвы, и т. п.). Наше дело было указать на характерные признаки этих музыкально-богослужебных явлений и на их значение в музыкальном оформлении богослужения. Не говоря о евхологическом, литургическом значении псалмодии и экфонесиса наряду с пением, это – и музыкально чрезвычайно важные элементы, которыми нельзя пренебрегать и заменять их одни другими. И. Гарднер. Мюнхен. Ноябрь 1969 г. /с. 152–158/ Приложения (PDF) ИВАНЪ АЛЕКСЕВИЧЪ ГАРДНЕРЪ, род. 9/22 Декабря 1898 г., в России; с 1920 года пребывает заграницей. Дипломированный теолог Православного Богословского Факультета Белградского Университета, Доктор философских наук (отделы: Музыковедение, Славистика и Византология) Мюнхенского Людвиг-Максимилиан Университета, где с 1954 г. читает русское литургическое музыковедение. Церковным пением – практически и теоретически – занимается с 14-летнего возраста; окончил в России регентские курсы; в Белграде, одновременно с университетом, проходил курс музыкальной школы (хоровое дело, композиция). В юности неоднократно посещал крупнейшия русские обители и древние соборы, особенно Успенский Собор в Москве и Киево-Печерскую Лавру, где внимательно прислушивался к пению, изучая его местные особенности. У старообрядцев изучил пение по безлинейным крюкам. Автор многочисленных научных и популярных статей по церковному пению (научные работы почти исключительно на немецком языке) и двух обширных трудов (на немецком языке) по древнерусским безлинейным нотациям. Писал не мало и по литургическим вопросам. Имеет ряд хоровых обработок древних роспевов, а также и свободные сочинения (некоторые из этих произведений изданы в печати, а также напеты на некоторых граммофонных пластинках разными хорами). Член международной Комиссии по изследованию древне-славянских музыкальных памятников при Баварской Академии Наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исполненное многочисленными испытаниями минувшее столетие свидетельствует о неустанном действии Божественного промысла в отношении Церкви. Подвиги новомучеников и исповедников, самоотверженные попытки пастырей и пасомых не только сохранить духовное наследие прошлого, но и актуализировать его в церковной жизни продолжались на протяжении всего XX века. Воссозданная после Великой Отечественной войны Духовная академия города на Неве, невзирая на атеистический гнет, сумела стать достойной отечественной высшей богословской школой, снискавшей международное признание. Ограниченные возможности не помешали развитию здесь богословских, библейских и литургических исследований. Интерес к этим научным направлениям наблюдается в тематике докладов, представляемых на нынешней конференции. Это показывает, что научно-богословская школа нашей Церкви продолжает свой путь, и каждый из нас вносит свой посильный вклад в данный процесс». Пленарное заседание продолжили доклады, посвященные различным направлениям богословской науки. Выступления открыл доклад доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета А.Н. Кашеварова на тему «Патриарх Тихон и Гражданская война 1918-1920 гг.». Доктор философских наук, ассистент кафедры ветхозаветных исследований Православного богословского факультета Белградского университета Божович Ненад прочитал доклад «Древо жизни в буквальном и аллегорическом смысле: Экзегеза Быт 2:9 в святоотеческих текстах». Кандидат искусствоведения, преподаватель иконописного отделения Санкт-Петербургской духовной академии Д.Г. Мироненко представил доклад «Примеры иконографии как проповеднического средства иконного образа». В завершение прозвучал доклад научного сотрудника Института всеобщей истории РАН А.В. Громовой «Просветительские и миссионерские задачи и их решение в рамках национального проекта " Императорский маршрут " . К 100-летию памяти Царской семьи». По окончании пленарного заседания участники конференции продолжили работу по различным тематическим секциям. Во второй половине для гостей была организована экскурсия, в ходе которой они посетили бывшее здание Святейшего Синода на Сенатской площади.

http://patriarchia.ru/db/text/5274467.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010