Апостолос Макракис, обладающий сильным характером и мощным темпераментом, оказал огромное влияние на духовное пробуждение Церкви, но он находится в ожесточенном конфликте с иерархическим управлением. Его учение было формально осуждено. Однако его многочисленные сочинения еще распространялись и недавно были переведены на английский язык. В Греции также заметно набирало силу возрождение в области молитвенной и духовной жизни, которое прослеживается и в богословской мысли. Развитие богословия в других православных землях протекало не слишком самобытно; только в Румынии в последние десятилетия возродилась традиция исихазма. В XIX веке преобладало русское влияние. Важность представляет только учебник догматики прежнего профессора Белградского богословского факультета Иустина Поповича (на сербском языке). В частности, в томе II своей незаконченной работы Попович пытался построить свое представление непосредственно на уставе отцов Церкви и богослужебных книг. В целом православное богословие, по-видимому, находится в переходном периоде; оно ищет собственный метод и способ изложения. Время западнической направленности, видимо, подходит к завершению. Следующим шагом должно стать возвращение к патристическим истокам; целеполагание можно обозначить как «неопатристический синтез». Ph. Меуег, Die тн.е. Litt. d. griech. Kirche, 1899. – А. Palmieri, Theologia dogmatic orthodoxa I, Florenz 1911 – N. N. Glubkovskij, Conspectus litterarum russicarum theologicarum (in: Acta Academiae Velehradensis XI, Prag 1922; separat: Warschau 1928) – F. Gavin, Some Aspects of Contemporary Greek Orthodox Thought, London-Milwaukee 1923 – Östl. Christentum, Dokumente, hg.v. N.v.Bubnoff u. H. Ehrenberg, Bd II, 1925 – М. Jugie, Theologia dogmatic Christianorum Orientalium, bes. Bd I, Paris 1926 – G. Florovsky, Die Wege d. russ. Th., Paris 1937 (russ.) – Ders., Westl. Einflüsse in d. russ. Th. (Kyrios 2, 1937, 1–22) – N. Gorodetzky, The Humiliated Christ in Modern Russian Thought, London 1938 – Vl.Lossky, Essai sur la Théologie Mystique de l’Eglise d’Orient, Paris, 1944; dt.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Наша эпоха. П. 1955. стр. 47. О мнимом материализме русской науки и философии. М. 1956. стр. 72. Апологетика. П. 1959. стр. 260. Русская Педагогика XX века. П. 1960. Н. В. Роголь. П. 1961. стр. 262. Основы христианской философии, т. I. Франкфурт. 1961. стр. 149. т. 2. П. 1964. стр. 186. Редактор «Вопросов Религиозного воспитания и образования.» I-III. П. 1927–1928, и «Биллютень Религиозно-Педагогического Кабинета». Для статей смотрите: Зан. 1932, 1937, 1947, 1954, 1965. Мат. Биб. I. Бл. 1931, Мат. Биб. II. Бл. 1941. ЗЕНЬКОВСКИЙ Сергей Александрович. 1907 Родился 16 июня в Киеве. Покинул Россию в 1920. Окончил Сорбонну 1930«. Доктор Пражского университета, 1942». Преподает в различных американских университетах: Индиана, Харвард, Колорадо, Стэтсон -Флорида», Вандербилт. Русская политика в Синкянге. 1856–1914». Пр. 1942. стр. 272. The Old Believer Awacum. Ind. Slav. Stud. Bloom. 1956. 51 pp. Pan-Turkism and Islam in Russia. Cam., Mass. 1960. 345 pp. 2 изд. Турец. пер. 1971. Medieval Russia " s Chronicles. N.Y. 1963. 436 pp. 3 изд. Die Literatur des Mittelalterischen Russlands. M. 1968. 730 pp. Русское старообрядчество. M. 1970. стр. 528. Guide to the Bibliographies of Russian Literature. Vanderbilt Press. 1970. 62 pp. ЗЕРНОВ, Николай Михайлович. 1898 Родился 9 октября в Москве. Сын врача. Покинул Россию в 1921 г. Окончил богословский факультет Белградского университета в 1925 г. Секретарь Русского Студенческого Христианского Движения, 1925–32-. Первый редактор «Вестника Р.С.Х.Д.», 1925–1929-. Секретарь и Вице-Председатель Содружества св. Албания и преп. Сергия, 1935–47. Доктор философии Оксфордского университета, 1932. Лектор о Восточной Православной культуре в Оксфордском университете, 1947–66. Ректор Католикатного колледжа в Южной Индии. Профессор экуменического богословия в Дрю, Айова и Дюк университете Америка. Директор дома св. Григория Нисского и св. Макрины, Оксфорд. Доктор богословия Оксфордского университета, 1966 . Moscow the third Rome. L. 1937. 112 pp. 5 ИЗД. .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Первый том «Моря житейского», озаглавленный автором «Скитания», содержит четыре книги. В первой из них — «На берегах Босфора» описаны события, связанные с «великим русским исходом» из Крыма в Константинополь в 1920–1921 годах. Повествование начинается с ноября 1920 года, когда Иван Гарднер эвакуировался из Крыма с последними кораблями Добровольческой армии, возглавляемой генералом П. Н. Врангелем, на борту линкора «Генерал Алексеев». В то время Гарднер состоял на службе у епископа армии и флота Вениамина (Федченкова, 1880—1961) в качестве чиновника по особым поручениям. Завершается книга описанием событий первых чисел июня 1921 года, когда автор в силу стечения обстоятельств был вынужден покинуть Константинополь и отправился на «остров добровольных русских изгнанников» — Лемнос. Текст рукописи воспоминаний публикуется впервые. Издание подготовлено протоиереем Борисом Даниленко (кандидат богословия, PhD), многолетним исследователем наследия И. А. Гарднера. (На портале «Богослов.ru» опубликован обзор на монографию протоиерея Бориса «Литургия апостола Иакова в церковнославянском переводе И. А. Гарднера: история и текстология» (Wien: Peter Lang, 2019) http://bogoslov.ru/book/6171049 ).  Биографическая справка Иван Алексеевич Гарднер родился 9 декабря 1898 года в Севастополе (Крым, Российская империя). Его детство и отрочество прошли в Москве; он много путешествовал по монастырям дореволюционной России. В возрасте 15 лет вместе с матерью (его отец к тому времени уже скончался) переехал в Крым, где его застала революция 1917 года. В ноябре 1920 года начались его скитания по Османской империи, Греции, Болгарии.  В 1921 году он поступил на Православный богословский факультет Белградского университета (в то время на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев). В конце учёбы уже преподавал историю церковного пения, греческий язык и литургику. После окончания университета Иван получил назначение от Министерства вероисповеданий Королевства сербов, хорватов и словенцев в Цетинскую семинарию (Черногория) на должность преподавателя различных дисциплин, связанных с литургикой.

http://bogoslov.ru/book/6172135

Серафим (Иванов Леонид), ЕВ von Chicago-Detroit und Mittelamerika Окончил богословский факультет Белградского университета. В 1940 году был наместником Почаевской Лавры. Во время Отечественной войны эмигрировал в Соединенные Штаты Америки. Друг архиепископа Виталия, возглавляющего Карловацкую группировку. Проживает в Соединенных Штатах в Джорджоговском мужском монастыре. Время хиротонии во епископа и название кафедры неизвестны. В 1952 году Иерусалимский Патриарх Тимофей не допустил его к священнодействию в священных местах Святой земли, как карловацкого епископа. Литература: «ЖМП» 1960, 12, стр.68. ФАМ. Er wurde am 1.8.1897 in Kursk geboren; sein Taufname war Leonid. Hier beendete er das Gymnasium, 1915 begann er das Philosophiestudium an der Moskauer Universität. 1916 meldete er sich freiwillig an die Front und wurde bei Kursk verwundet. Während des Bürgerkrieges diente er in der Weißen Armee, dann emigrierte er nach Jugoslawien, wo er zuerst die philosophischen Studien beendete und danach an der Theologischen Fakultät in Belgrad studierte. Dann trat er ins Panteleimon-Kloster auf dem Athos ein, wo er am 1.8.1926 die Mönchsweihe empfing. Er kehrte nach Skoplje zurück und erhielt von M Varnava, dem späteren Patriarchen, die Priesterweihe. 1934 trat er der Iov-Bruderschaft in Ladomirova bei. Bald wurde er die Seele dieser Missionsbruderschaft. Als ihr Gründer, Archim. Vitalij (Maksimenko), Bischof in Amerika wurde, übernahm Vater Serafim die Leitung des Klosters, seit 1935 als Archimandrit. Unter seiner Amtsführung wurden Kloster und Druckerei ausgebaut. Am Ende des Krieges flohen die Brüder in die Schweiz, wo Serafim 1946 von M Anastasij und EB Ieronymos von Detroit am 22.2./13.3· zum Bvon Santiago geweiht wurde. Im Herbst 1946 wanderte er mit seinen Mitbrüdern in die USA aus und übernahm die Leitung des Dreifaltigkeitsklosters in jordanville, wo nun die Zeitung H Pravoslavnaja Rus 1 « wiederbegründet wurde. Im Oktober 1957 wurde er zum Bvon Chicago und Detroit ernannt, 1959 zum EB erhoben; seit 1976 trug er den Titel EB von Chicago-Detroit und Mittelamerika.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Розинская М. М. " Русские пути сербского богословия "   В конце 2017 г. в Белграде вышла давно ожидаемая исследователями истории Сербской Православной Церкви и сербской богословской мысли XIX–XX вв. книга преподавателя Православного богословского факультета Белградского университета Владислава Пузовича «Русские пути сербского богословия: Обучение сербов в русских духовных академиях с 1849 по 1917 гг.». История обучения в русских духовных школах юношей православного вероисповедания из Османской империи, прежде всего сербов, болгар и греков, и ранее привлекала многочисленных исследователей, как из России, так и других стран. Интерес к этой теме в основном был вызван тем, что многие из этих молодых людей, вернувшись на родину после обучения в России, становились частью местной научной и культурной элиты, занимали видные церковные должности, вплоть до патриарших престолов, и оказывали заметное влияние на историю своих Церквей и государств. Их деятельность на родине была крайне многогранной и способствовала укреплению российского влияния на самых разных уровнях — от политического, до церковно-обиходного. Они служили проводниками различных российских идей и традиций, иногда выполняли дипломатические миссии, распространяли российские книги, предметы церковной утвари и искусства, переводили с русского на местные языки произведения как церковной, так и художественной литературы, направляли семинаристов на обучение в Россию и проч. Влияние русских духовных школ на православный мир в XIX в., по сути, имело вселенский характер, так как в них получали высшее духовное образование православные самых разных национальностей. Оценить масштаб и уровень этого влияния пытались многие исследователи, но, как правило, их попытки ограничивались отдельными персоналиями, прежде всего видными церковными иерархами, и основывались на общей оценке их биографий и деятельности. В обширной (более 800 страниц) монографии В. Пузович представил результаты своих многолетних изысканий, проведенных в архивах России, Украины, Сербии и других стран бывшей Югославии относительно обучения в русских духовных школах сербских юношей. Он изучил личные дела всех студентов-сербов духовных академий (Киевской, Московской и Санкт-Петербургской), обучавшихся в период с 1849 г. — года официального направления на обучение в Киевскую духовную академию двух сербов (хотя сербы учились в России и ранее, но в основном это была их частная инициатива, а не направление от Церкви), до 1917 г., когда после Октябрьской революции духовным школам пришлось приостановить свою деятельность, а студентам-сербам вернуться на родину. Таким образом, сформировался «Азбучник» — алфавитный список из 234 имен. Каждое имя сопровождает справка с указанием места и периода обучения, с информацией об архивных данных личного досье, предыдущем образовании, теме, рецензентах и месте публикации кандидатского сочинения, краткой заметкой о последующей судьбе студента.

http://sedmitza.ru/lib/text/8067895/

Лауреатами премий за 2003 год стали: Блаженнейший Петр VII, Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки. Он является выдающимся деятелем христианского мира и Предстоятелем древней Поместной Православной Церкви, основанной святым Апостолом и Евангелистом Марком. Блаженнейший Патриарх Александрийский Петр вносит большой личный вклад в укрепление единства православных народов и христианского присутствия в странах Северной, Центральной и Южной Африки; Президент Греции Константинос Стефанопулос. Этот выдающийся государственный и политический деятель активно содействует укреплению духовного единства и культурного сотрудничества братских единоверных народов Греции и России, углублению взаимовыгодных связей между двумя странами; Постоянный секретарь Французской академии Элен Каррер д " Анкос - крупнейший ученый-политолог, историк и общественный деятель европейского сообщества. Она поддерживает тесные контакты с научными кругами России, вносит значительный вклад в улучшение межнациональных отношений и международного делового сотрудничества между Россией и Францией, высоко ценит вклад Православия в духовную и культурную сокровищницу народов Европы; Президент холдинговой компании " Интеррос " В.О.Потанин - один из крупнейших представителей бизнес-элиты современной России. Он активно способствует укреплению духовных, политических и экономических основ общества, активно занимается благотворительностью, заботится о повышении роли Церкви в нравственном и духовном оздоровлении общества. В.О.Потанин является одним из учредителей и бессменным членом Правления Международного Патриаршего фонда единства православных народов, имеет ряд правительственных наград и орденов Русской Православной Церкви; Богословский факультет Сербской Православной Церкви Белградского университета - одно из наиболее авторитетных православных учебных заведений, осуществляющее многоплановую деятельность, направленную на подготовку высококвалифицированных богословов и укрепление православного единства. Бюро коммуникаций Международного фонда

http://zavet.ru/wb/index.php?itemid=99

Состоялись торжества по случаю 90-летия православного богословского факультета Белградского университета  Белград, 17 декабря 2010 г. 15 декабря 2010 года в Белграде состоялись торжества по случаю 90-летия Православного богословского факультета Белградского университета, 90-летия создания единой Сербской Православной Церкви и 200-летия начала богословского образования в стенах училища знаменитого деятеля сербской культуры иеромонаха Досифея Обрадовича, сообщает сайт Киевской духовной академии и семинарии .  По благословению ректора Киевской      духовной академии и семинарии архиепископа Бориспольского Антония в празднованиях принял участие проректор по научно-богословской работе В. В. Бурега. Торжества начались божественной литургией в храме факультета, которую совершил Сербский Патриарх Ириней в сослужении декана Православного богословского факультета епископа Новисадского и Бачского Иринея, профессоров и преподавателей факультета в священном сане. После литургии состоялась торжественная академия, которую возглавил Предстоятель Сербской Православной Церкви. На академии присутствовали министр образования Республики Сербия Жарко Обрадович, проректор Белградского университета Невена Жаркич Йоксимович, декан богословского факультета в Любляне Станко Гержуль, игумен монастыря Иверон на Святой Горе Афон Василий (Гондикакис), архиереи Сербской Православной Церкви, профессора и студенты факультета. Доцент В. В. Бурега обратился к присутствующим с приветствием от имени ректора Киевских духовных школ архиепископа Бориспольского Антония и передал в дар факультету издания Киевской духовной академии и рукописную икону святого равноапостольного князя Владимира и преподобного Амвросия Оптинского. После оглашения приветствий участникам академии были представлены доклады, посвященные истории богословского образования в Сербии и истории Сербской Патриархии в ХХ веке. 16 декабря в рамках юбилейный торжеств на факультете состоится симпозиум, посвященный истории сербского богословия в ХХ веке. 17 декабря 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/43562.html

Факультет был открыт в 1920 году. В его истории особую роль сыграли представители русской богословской науки. На факультете преподавали профессора А.П. Доброклонский, С.В. Троицкий, Н.Н. Глубоковский, прот. В.В. Зеньковский, прот. Ф.И. Титов. После окончания Второй мировой войны и установления в Югославии коммунистического режима отношения факультета с государством существенно осложнились. В 1952 году решением правительства Сербской республики богословский факультет был выведен из состава Белградского университета и стал самостоятельным высшим учебным заведением Сербской Православной Церкви. Отныне материальное обеспечение факультета полностью легло на Церковь. Лишь в 2004 году правительство отменило это решение, и сегодня факультет вновь является частью Белградского университета. В настоящее время на православном богословском факультете Белградского университета обучается около 1850 человек. Преподавательская корпорация состоит из 40 преподавателей, 4 из которых – в архиерейском сане. Декан факультета – ординарный профессор доктор епископ Новисадский и Бачский Ириней (Булович).  Учредителем факультета является Республика Сербия. Факультет обладает университетской автономией и гарантирует академические свободы для своих преподавателей. Факультет самостоятельно разрабатывает учебные программы, вырабатывает критерии защиты диссертаций, присуждает ученые звания и нострифицирует иностранные дипломы. В Сербии отсутствует единый государственный образовательный стандарт, но существуют квалификационные рамки по специальностям, которые формируются согласно предложениям университетов. Также в Сербии никогда не было органа, аналогичного Высшей аттестационной комиссии, что позволяет университетам самостоятельно присваивать ученые степени. Существует агентство по обеспечению качества образования, которое выполняет функции внешнего контроля за деятельностью высших учебных заведений. Факультет осуществляет свою деятельность в тесном сотрудничестве с Сербской Православной Церковью. Святейший Патриарх Сербский ex officio является духовным покровителем факультета. Для поступления на факультет абитуриенту необходимо иметь рекомендацию архиерея. Все преподаватели на факультет назначаются по согласованию со Священным Синодом Сербской Православной Церкви. 

http://bogoslov.ru/article/1256849

Священник Андрей Юрченко (Киев), педагог, магистр богословских наук; Протоиерей Александр Романчук (Гродно, клирик Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата), заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии, заместитель президента Студенческого научного общества; Протодиакон Владимир Василик (Санкт-Петербург, Россия), филолог, историк, богослов, доктор наук, профессор университета, член Синодальной комиссии по богослужению Русской Православной Церкви, директор Центра исторической психологии при Отделе истории славянских и балканских народов исторического факультета в СПб; Священник Оливер Суботич (Сербская Православная Церковь, ждём подтверждения); Борислав Гроздич, полковник в отставке, основатель кафедры этики Военной академии; Мича Живоинович, полковник в отставке, преподаватель Высшей школы безопасности, публицист и поэт; Слободан Антонич, профессор кафедры социологии философского факультета Белградского университета и сотрудник Института социологических исследований философского факультета Белградского университета, сербский политолог, социолог; Милош Кович, историк, профессор «Всеобщей истории нового века» на философском факультете Белградского университета, где он получил все научные степени, президент «Движения защиты Косово и Метохии»; Миша Джуркович, выпускник факультета философии Белградского университета, получил степень магистра и доктора, научный сотрудник Института европейских исследований в Белграде, занимается политической и правовой теорией, явлениями массовой культуры; Владимир Димитриевич, профессор литературы, писатель, православный публицист и православный мыслитель, автор и редактор, вероятно, трехзначного количества книг; Др Влайко Панович (клинический психолог, доктор психологических наук, эксперт по вопросам брака, детей и семьи) Слободан Стоичевич, журналист, публицист и переводчик, специалист по вопросам онлайн-войны; Анна Филимонова (Россия), историк и аналитик, бывший научный сотрудник Института славистики РАН, бывший главный редактор сайта Фонда стратегической культуры, сегодня доцент Московского гуманитарного университета;

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/28/vo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Епископ Браничевский Игнатий избран новым деканом Православного богословского факультета в Белграде 29.06.2018 Епископ Пожаревацко-Браничевский Игнатий (Мидич) был избран на недавнем заседании Ученого совета Православного богословского факультета Белградского университета новым деканом этого высшего учебного заведения Сербской Православной Церкви . Хотя на официальном сайте Богословского факультета пока еще нет сообщения об этом важном событии, новость уже опубликована рядом церковных порталов и на официальном сайте Сербской Православной Церкви. На сессии Ученого совета Богословского факультета также были избраны новые продеканы (заместители декана): по учебной работе — протодиакон доктор Златко Матич, по финансам — протоиерей доктор Александр Даковац и по науке — профессор доктор Боголюб Сиякович. Епископ Пожаревацко-Браничевский Игнатий является профессором догматического богословия и этики на Богословском факультете. Он возглавляет Браничевскую епархию Сербской Православной Церкви с 1994 года. Епископ Игнатий (в миру — Добривой Мидич) родился в 1954 году. С 1969 года учился в Семинарии святого Саввы в Белграде, которую окончил с отличием в 1974 году. Помимо богословия изучал философию, логику, историю, литературу, искусство. В 1976 году по благословению епископа Нишского Иринея (Гавриловича; ныне — Патриарх Сербский) продолжил образование на Богословском факультете Белградского университета, который окончил в 1980 году. С 1981 по 1987 год обучался на Богословском факультете Афинского университета. Закончил аспирантуру и докторантуру по систематическому богословию на Православном богословском факультете в Афинах. Ученик известного богослова и экумениста митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа). В 1987 году защитил докторскую диссертацию «Тайна Церкви — систематически-герменевтическое рассмотрение тайны Церкви у святого Максима Исповедника».

http://drevo-info.ru/news/23787.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010