В ответ на эти нападения мы утроили нашу миссионерскую деятельность. Кроме еженедельных собраний у нас на Сеньяке и открытых воскресных лекций, мы начали устраивать семинарии по догматике, литургике и по истории Церкви. Они привлекли к нам новые круги студенческой молодёжи. Вся эта работа брала много сил, но она давала и большое удовлетворение. В январе 1925 года я второй раз ездил в Англию на многотысячный миссионерский съезд, раз в четыре года устраиваемый Британским Студенческим Движением. В этот раз он был в Манчестере. Мне стало легче понимать лекции, чем два года тому назад; я стал лучше разбираться в различных течениях внутри английского христианства. Для меня было неожиданным открытием, что многие студенты богословы были лабористы 38 и придерживались левых политических взглядов. Социализм и христианство не были несовместимы в Англии, как во многих других странах! По дороге в Манчестер я остановился на несколько дней в Париже, где познакомился со многими членами нашего Движения. Особенное впечатление произвели на меня три брата Ковалевские, сыгравшие большую роль в судьбах эмигрантской Церкви 39 . Вопрос о нашем будущем встал перед нами, мои сестры и я должны были окончить наше ученье осенью 1925 года. Мой брат, как медик, имел ещё год до окончания своего курса. Россия всё дальше уходила от нас, приходилось строить свою жизнь в изгнании. Моих сестёр привлекала мысль переехать во Францию. Я много думал о монашестве и священстве, но не считал себя готовым для такого решающего шага. Оставалась возможность преподавания в одной из сербских семинарий, к чему стремились другие русские, оканчивающие со мной богословский факультет. Все эти поиски путей и колебания закончились неожиданно в марте 1925 года, когда я получил письмо от Зеньковского, предлагавшего мне работу секретаря Р.С.Х.Д. Это означало мой переезд в Париж. Самого меня Париж страшил, но мои родители советовали мне согласиться на эту работу. Митрополит Антоний был того же мнения. Я высказал ему опасение, что меня будут считать лицом, продавшимся иностранцам. На это он в шутку ответил: «Пиши на своих карточках, секретарь с благословения митрополита Антония». Отец Алексей Нелюбов 40 тоже благословил меня на этот путь. Я согласился.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Декретом от 20 января 1918 г. большевики предписали закрытие всех богословских школ, в том числе Санкт-Петербургской духовной академии. Николай Никанорович был одним из тех, кто пытался спасти академию путем ее объединения с университетом, но, несмотря на положительное решение Совета университета, из-за противодействия большевистского режима этому не суждено было сбыться 14 . «Жить стало физически невозможно, – вспоминал Η. Н. Глубоковский , – просто нечего было есть и негде взять» 15 . В сентябре-декабре 1918 г. он был приглашен читать лекции, посвященные проблемам объединения церквей, в Упсале (Швеция) 16 . После возвращения из Швеции Николай Никанорович преподавал на восточном факультете Петроградского университета и в Петроградском богословском институте, а также состоял архивариусом в Четвертой секции Второго отделения Единого государственного архивного фонда (бывший Архив и библиотека Свящ. Синода). В это время был убит его родной брат, а племянник пропал без вести. Его бедствия продолжались: «От ежедневного физического изнеможения меня самого стали оставлять последние силы, а у жены их уже совсем не было и она выглядела погибающей былинкой. Кругом буйствовал террор и каждый звук автомобиля мог предвещать конец» 17 . В этих условиях 16 (29) августа 1921 г. Η. Н. Глубоковский вместе с женой был вынужден эмигрировать в Финляндию, оттуда в Германию, затем некоторое время занимал кафедру Священного Писания Нового Завета в Праге. В 1922–1923 гг. он читал лекции в Белградском университете. В мае 1923 г. он принял предложение занять кафедру Священного Писания Нового Завета и должность ординарного профессора богословского факультета Софийского университета. Николай Никанорович прибыл в столицу Болгарского Царства 11 июля того же года и оставался там до самой кончины, получив возможность продолжить научную работу. Вместе с ним в Софии работали и многие его бывшие ученики. В 1929 г. он стал дописным членом Болгарской академии наук 18 . Он читал также лекции в Свято-Сергиевском Православном богословском институте в Париже, являлся куратором Русского христианского студенческого движения в Болгарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Всего, как уже говорилось, немцы и усташи убили на территории Хорватии приблизительно 32 тысячи евреев. Причем эти цифры не включают тех, кто был передан немцам для депортации в Освенцим и другие лагеря смерти. Так, в мае 1942 г. в Освенцим было отправлено 2 тысячи евреев Хорватии (всего за 1942 г. – около 5 тысяч) 776 . Лишь небольшому количеству евреев удалось бежать в итальянскую зону Югославии. Кроме немцев и усташей, уничтожением евреев в Югославии занимались также мусульмане-албанцы из дивизии СС «Скандербег» и мусульмане-боснийцы из дивизии СС «Хандшар». Они также осуществляли террор и в отношении сербов, особенно на территории Косово. В итальянской зоне оккупации командование не выдавало евреев для депортации в лагеря смерти. К тому же к моменту капитуляции Италии осенью 1943 г. много евреев бежало из этой зоны на территорию, контролируемую партизанами. В самой Сербии вскоре после ее оккупации, 30 мая, немецкая военная администрация распорядилась об обязательной регистрации евреев и ввела антиеврейские законы, все еврейское имущество было конфисковано, самих евреев увольняли с государственной службы, запрещали заниматься свободными профессиями и использовали на принудительных работах, вводился отличительный знак. Указ от 22 июля 1941 г. ввел обязательную «ариизацию» еврейской собственности: все средства, вырученные от продажи фабрик, магазинов, домов и т.д., поступали в распоряжение германской армии. После сербского восстания под руководством коммунистов в конце июля-августе 1941г. почти все евреи-мужчины, граждане Сербии, были арестованы немцами и отправлены в концлагеря 777 . Премьер-министр сформированного в сентябре 1941 г. под контролем немцев так называемого правительства национального спасения генерал Милан Недич был убежденным антикоммунистом и антисемитом. С оккупантами стала сотрудничать и прежде маргинальная организация сербских националистов «Збор» под руководством Д. Льотича, который отличался радикальными антисемитскими взглядами. Один из идеологов «Збора», бывший преподаватель богословского факультета Белградского университета Димитрий Найданович, в своей работе 1944 г. даже писал, что в межвоенное время Югославия была инструментом евреев и масонов 778 . Созданные вооруженные отряды зборовцев сыграли в дальнейшем мрачную роль, так как помогали оккупантам уничтожать евреев и коммунистов 779 . Антисемитизм был присущ и некоторой относительно небольшой части четников 780 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гесс Рудольф (26.04.1894–1987), заместитель фюрера по партии. С 1925 г. личный секретарь Гитлера, а с 21.04.1933 г. его заместитель по партии. 30.08.1939 г. назначен членом исполнительного совета по обороне и одновременно преемником Гитлера после Геринга. 10.05.1941 г. совершил перелет в Шотландию и предложил Великобритании заключить мир и принять участие в походе против СССР, интернирован как военнопленный. В 1946 г. приговорен Нюрнбергским трибуналом к пожизненному заключению. Скончался в берлинской тюрьме Шпандау. Гиммлер Генрих (7.10.1900–23.05.1945), рейхсфюрер СС. Возглавлял СС с 6.01.1929 г., с 20.04.1934 г. шеф прусского гестапо, а 17.06.1936 г. назначен верховным руководителем всех служб германской полиции. Под его руководством создавались войска СС. В 1943 г. назначен также рейхминистром внутренних дел, а летом 1944 г. командующим Резервной армией. Арестован 21.05.1945 г. и вскоре покончил с собой, приняв яд. Гитлер (Шикльгрубер) Адольф (20.04.1889–30.04.1945), руководитель нацистской партии, канцлер Третьего рейха. 20.07.1921 г. избран председателем НСДАП. За организацию подавленного 8.11.1923 г. т. н. «пивного путча» в Мюнхене провел 9 месяцев в тюрьме. 30.01.1933 г. провозглашен канцлером Германии и после отмены в 1934 г. поста президента стал единовластным правителем страны. С 1938 г. главнокомандующий вермахтом. Инициатор начала Второй мировой войны 1.09.1939 г. Легко ранен во время покушения на него 20.07.1944 г. Покончил с собой в своем берлинском бункере перед приближением советских войск. Готтберг Ганс, группенфюрер СС, генеральный комиссар. В 1939–1940 гг. начальник службы по делам поселенцев в Праге, в 1941–1943 гг. фюрер полиции и СС в Минске, в 1943–1944 гг. генеральный комиссар Белоруссии. В 1945 г. погиб в бою с советскими войсками. Григорий ( Граббе Георгий Павлович , 8.04.1902–7.10.1995), епископ. Граф, в 1923–1926 гг. обучался на богословском факультете Белградского университета. С 12.08.1931 г. управляющий Синодальной канцелярией РПЦЗ в Югославии. 12.06.1944 г. в Германии рукоположен в сан иерея. С 1950 г. проживал в США, в 1960 г. возведен в сан протопресвитера. С 5.06.1967 г. заведующий отделом внешних сношений РПЦЗ. 12.05.1979 г. хиротонисан во еп. Манхеттенского. С 1986 г. на покое, скончался в США.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Патриарх Сербский Ириней находится с официальным визитом в Индонезии 24.10.2013 Делегация сербских религиозных деятелей во главе с Патриархом Сербским Иринеем находится с официальным визитом в Индонезии , сообщает официальный сайт Сербской Патриархии. С 23 по 25 октября в Джакарте пройдут заседания II двухстороннего межрелигиозного диалога Сербии и Индонезии. В состав сербской делегации также входят: директор канцелярии правительства Сербии по сотрудничеству с Церквями и религиозными объединениями М. Радоевич и его помощник Д. Новакович, католический архиепископ Белградский Станислав Хочевар, реис уль-улема Исламского объединения Сербии Адем Зилкич и его заместитель имам Мухамед Юсуфспахич, раввин Еврейского объединения Сербии Исак Асиэл, замдекана Православного богословского факультета в Белграде Д. Сандо, координатор двухстороннего межрелигиозного диалога между Сербией и Индонезией и директор общества сербско-индонезийской дружбы А. Ракович и главный редактор информационной службы Сербской Православной Церкви протодиакон Радомир Ракич. В рамках II двухстороннего межрелигиозного диалога между Сербией и Индонезией состоятся межрелигиозная конференция о религиозных и культурных традициях стран, лекция в Университете Шариф Хидаятулла, вечерняя служба в православном храме, намаз в мечети, посещение исламского объединения, православного и римско-католического храмов. Ожидается, что сербскую делегацию примут президент и председатель народного собрания Индонезии, а также главы религиозных объединений страны. Это уже 2-я двухсторонняя межрелигиозная встреча религиозных деятелей Сербии и Индонезии, 1-я состоялась в Белграде в апреле 2011 г. Представители Индонезии отметили, что межрелигиозный диалог их страны с Сербией протекает наиболее плодотворно, хотя подобные диалоги Индонезия ведет более чем с 30 государствами. Это первое посещение православным Патриархом Индонезии, в которой проживают около 20 тыс. православных. В стране служат несколько православных священников, которые надеются, что визит Патриарха Иринея будет способствовать укреплению межрелигиозного положения в их стране. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 24.10.2013 17:27:22

http://drevo-info.ru/news/16109.html

2 . По настоянию кн. Авалова П., без ведома своих “телохранителей”, прибыл в 1934 году в Белград митрополит Евлогий. Прибыл из Берлина для ликвидации церковного раскола. Пишущего эти строки привел Господь присутствовать в св. Троицком храме в Белграде на богослужениях в дни пребывания там м. Евлогия, проводить многие часы ежедневно в покоях Аввы м. Антония и участвовать в устройстве торжественного обеда в честь двух маститых иерархов Аввы Антония и м. Евлогия. Ожил Белград в чаянии мира в ограде Церкви. Встречи двух митрополитов, слова любви и верности ученика м. Евлогия своему учителю м. Антонию... как не радоваться! Но... нить света и радости внезапно оборвалась; м. Евлогий получил из Парижа телеграмму: НИКАКИХ ШАГОВ по вопросу о слиянии с Собором Зарубежной Церкви НЕ ПРЕДПРИНИМАТЬ... Телеграмма была подписана б. царским министром Коковцевым. Притих м. Евлогий. Тогда юнцы поднялись. Воспитанники Богословского Факультета Белградского У-та устроили в честь двух Митрополитов, в одном из лучших ресторанов Белграда, торжественный прием. Одна у них цель: убедить м. Евлогия подписать акт о прекращении смуты, не покидать Белграда не окончив благого дела, ради которого Господь стопы его в Белград направил. Немощной старец Авва Антоний прибыл к началу обеда. М. Евлогий не пришел. Он появился лишь по окончании обеда, через минут десять после ухода м. Антония, когда мы доедали остатки, смачивая их слезами горечи, подъехал извозчик и вошел м. Евлогий. – Владыка, умоляем Вас, не покидайте Белграда, не подписав акта о прекращении смуты... Мы вас не выпустим, пока не сделаете этого. – Я вам не мальчишка, что вы меня поучаете, – сердито крикнул в ответ на наши просьбы м. Евлогий. Но через несколько минут снова пошли мы в атаку, настаивая на прекращении церковного раскола, и услыхали из уст м. Евлогия следующие слова горькой правды: – Вижу перед собою юных, но вижу и старцев, сединой убеленных, а все вы рассуждаете как дети. Вы НЕ ПОНИМАЕТЕ В КАКОЕ ВРЕМЯ МЫ ЖИВЕМ: НЕ МЫ УПРАВЛЯЕМ, А ТЕ, КТО СИЛЬНЕЕ НАС...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Russian Orthodox Bishops In the Soviet Union, 1941–1953. New York. 1954. pp. 162. The Foreign Policy of the Moscow Patriarchate (1939–1953). New York. 1955. pp. 238. The two Russian Revolutions of 1917. Minneapolis. 1962. pp. 61. The Russian Orthodox Church under German Occupation. Ph.D. Thesis. Minneapolis, Minnesota. 1967. 348 pp. АЛЕКСЕЕВ, Николай Николаевич. 1879–1964 Родился в Москве. Исключен из Московского университета за революционную деятельность 1902 г. Учился в Дрездене. Вернулся в Россию в 1905 г. Окончил университет в 1906 г. Получил заграничную командировку для подготовки к профессуре, Берлин. Гейдельберг. Париж. 1908–1910. Профессор права Московского университета 1912–1917. Стоял во главе снабжения русской армии в Армии 1916–1917 участвовал в избирательной кампании для выборов в Учредительное Собрание. (См. Архив Русской Революции, 7, Берлин.) Инспектор Русской Школы в Константинополе, 1921. Профессор права в Праге и Берлине (1922–1931). Профессор в Страсбурге (1931–1940). Профессор в Белграде, (1940–1948),и в Женеве с 1948 г. Умер в Женеве. Участник Экуменического Движения. Основы философии Права. Пр. 1924. На путях к будущей России. П. 1927. стр. 76. Собственность и социализм. П. 1928. стр. 82. Религия, Право и Нравственность. П. 1930. стр. 106. Теория Государства. 1931. стр. 188. Пути и судьбы марксизма. П. 1936. Куда идти. К вопросу о новой сов. конституции. Б. 1937. стр. 44. Идея государства. Н.И. 1954. стр. 412. Мир и душа. 1953. стр. 160. Для списка статей см. Мат. Биб. I. Бл. 1931. АМВРОСИЙ. Архимандрит. Погодин Алексей В 1944 г. окончил богословский факультет Белградского университета. В 1951 г. принял монашество и стал иеромонахом. Настоятельствовал в разных странах Европы и в Австралии. Св. Марк Ефесский и Флорентийская Уния. Дж. 1963. АМЕТИСТОВ, Тихон Александрович. 1884?–1941 Окончил Петербургскую Духовную Академию и Академию Генерального Штаба. Покинул Россию в 1920 г. Секретарь Епархиального управления в Париже при митрополите Евлогии. Умер в Париже 28 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

профессор Христос Яннарас (10.04.1935) Догматическое богословие Религиозно-философские труды Священное Писание Ветхого Завета Философия Аудиокниги профессор Христос Яннарас Известный греческий философ, богослов,  профессор афинского Института политических наук и международных исследований. Биография Греч. Χρστος Γιανναρς родился в 1935 г. В юности получил надлежащее образование. В возрасте 19-ти лет предался глубокому изучению богословия: в период с 1954 по 1958 гг. изучал теологию в Афинском университете. В это же время примкнул к членству братства «Зои». В 60-х гг., желая внутреннего реформирования братства, но не видя возможности осуществления желаемых реформ, Х. Яннарас принял решение покинуть ряды «Зои». В 1964 г. он перебрался на Запад с целью дальнейшего образования. С 1965 по 1967 г. изучал философию в университете города Бонна. В период с 1968 по 1970 трудился над докторской диссертацией в Париже, защита которой, впоследствии, состоялась в Сорбонне. После этого он работал в Париже, в Женеве, в должности профессора теологии, в продолжении четырех лет, а затем на Крите, на философском факультете местного университета. За годы своей философской и богословской деятельности Х. Яннарас заслужил признание в научном мире; вот лишь некоторый перечень его достижений — профессор философии афинского Института политических наук и международных исследований, член Международной академии религиозных исследований, обладатель звания почётного доктора Белградского университета, обладатель степени доктора философских наук университета «Сорбонна», а также духовной школы Университета Аристотеля в Салониках. Многие исследователи, и среди них российские, отзываются о Х. Яннарасе как о большом православном мыслителе, однако в действительности далеко не все его взгляды, мысли и выражения отвечают жестким требованиям ортодоксальности. Например, утверждение о том, что в результате грехопадения прародителей «природа дробится на множество индивидов, каждый из которых живет лишь для себя» нельзя назвать догматически точным, так как каждый человек обладает не одной дробной частью человеческой природы, а природой в полноте (в противном случае следовало бы признать, что все мы — не люди, а недочеловеки, не единосущны Христу, Который, как известно, — Совершенный Бог и Совершенный Человек). Ряд критиков видят в его творчестве очертания чрезмерных экуменических устремлений (в данном случае имеется в виду экуменизм как движение, направленное на соединение Церквей не на основе Православия, а на основе некоего компромиссного консенсуса). В богословских работах Х. Яннараса содержится множество светлых мыслей и идей. Но всё же их следует читать с рассуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristos_Yannar...

  разделы   рассылка  распечатать Ольга Богданова Сербский Патриарх Павел. Особый человек своего времени Источник:  Татьянин день " И вот в 4 часа утра Святейший постучался ко мне в комнату: " Отец Лука! Пойдем куда-нибудь Литургию служить " . Протоиерей Лука Новакович, многолетний помощник сербского Патриарха Павла, поделился с читателями " Татьянина дня " воспоминаниями о Святейшем. Может быть, кого-то его рассказ вдохновит на первой неделе поста. О служении с Патриархом Павлом трудно говорить так, чтобы это не выглядело, будто бы человек хвалится. Знать Патриарха было привилегией каждого человека, не только тех, кто служил с ним или помогал нести административные обязанности. Он ведь был очень простым человеком, его нередко можно было увидеть идущим по улицам Белграда или едущим в городском трамвае. Те, кто по долгу службы должны были сопровождать его, не один раз возмущались: " Ваше Святейшество! У Вас ведь есть машина! " Но он, по возможности, предпочитал пользоваться общественным транспортом. 19 лет с Патриархом Павлом Мое служение – так уж получилось, за что я благодарен Богу – все время было связано со Святейшим. С Патриархом Павлом я служил 19 лет, до самого последнего его дня. Во время его предстоятельства я находился на нескольких постах. Был преподавателем в Белградском университете на кафедре церковного права Богословского факультета, преподавал в семинарии гомилетику и русский язык (я ведь окончил Московскую духовную академию, так что русский выучил), девять лет был заведующим Патриархийной библиотекой и десять лет – секретарем Церковного суда. И еще занимался развитием информационной системы Патриархии – организацией сети компьютеров и закупкой и установкой программ, необходимых для работы церковной администрации. Святейший не сразу благословил мое рукоположение во священника. 14 лет я служил в сане диакона, и при нем это было совершенно нормально, никакой спешки в вопросе хиротоний не было: он ждал подходящего для человека времени. Вообще, не всегда мои представления о том, как следует поступить, совпадали тем, как получилось в жизни. Например, после работы в Патриархийной библиотеке я защитил докторскую диссертацию по каноническому праву и думал всерьез заняться наукой. Просил освободить меня от административных обязанностей, но Священный Синод поставил меня директором администрации Патриархии. Естественно, учеба моя отошла в сторону, потому что нужно было ежедневно заниматься административными делами.

http://religare.ru/2_95050.html

Очутившись совсем еще молодым за рубежом России, Н.М. поступил на богословский факультет Белградского университета. В отличие, однако, от многих своих сверстников, окончив его, он не принял священства. Словно уже тогда, неким внутренним чутьем, он знал, что ему, да и не только ему, но и всей семье его, надлежало явить и осуществить образ именно мирянского служения Церкви, мирянства как не просто «светской» части Церкви, свободной от той всецелой самоотдачи себя церковному служению, что требуется от «духовенства», а, напротив, как призвания к трудному и высокому подвигу воцерковления всей жизни: просветления в ней светом Христовой истины. Действительно, не только к одному H. M., но и ко всей семье Зерновых можно отнести слова, сказанных когда-то Ю. Ф. Самариным о Хомякове: «все мы бываем в Церкви, Хомяков в Церкви жил...». Вот так – Церковью и в Церкви – жила и эта удивительная семья, как бы естественно и самоочевидно претворяя свою церковность в служение людям, в дело помощи обездоленным, просвещение, христианского свидетельства... Русский Париж тридцатых годов – золотого века первой русской эмиграции – невозможно представить себе без Зерновых. Без престарелого отца бессменного председателя Московского Землячества, этого средоточия эмигрантской благотворительности, без брата H. М. – Владимира Михайловича – присяжного врача сотен обездоленных русских беженцев, без сестры Софьи Михайловны, неутомимой в заботах о русских детях (приют в Монжероне), безработным (Центр Помощи), молодежи (курсы по истории России, Русской Церкви, русской культуры). И, наконец без Коли Зернова... Во всем своем объеме его служение развернулось в Англии, куда переехал он в 1932 г. для работы в содружестве св. Албания и преп. Сергия (общества, созданного для взаимного – на глубине – ознакомления православных и англикан) и где позднее, в 1947 г., стал он профессором Оксфордского Университета. Об этих годах поистине лихорадочной деятельности – церковной, научной, экуменической 2 – подробно и живо рассказано в упомянутой выше семейной автобиографии. Скажу только, что H. М. никогда не стал всего лишь «кабинетным» ученым, не удовлетворился академическим покоем и комфортом Оксфорда. Mutatis mutandis и дух и метод его служение можно назвать «апостольским». По призванию, по дарам своим, по убеждению, был он и до конца остался, проповедником, свидетелем, и, потому, как и апостолы, неутомимым путником. Он объездил весь мир, читал лекции, «свидетельствовал» – в Европе, Америке, Австралии, Индии. Неутолима была его жажда все новых и новых встреч – со странами, культурами, людьми. И, однако, проповедь и свидетельство его были всегда о том же, о тех трех, органически для него связанных, реальностях, которыми он не просто жил, а подлинно горел: о Православии, о христианском единстве, и о России: – об ее трагической судьбе и подлинном лике...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010