Белгородская епархия призывает не делать скоропалительных выводов о введении ОПК Белгород, 20 октября 2006 г . Пресс-служба Белгородской и Старооскольской епархии распространила заявление в связи с публикациями пресс-службы Славянского правового центра и обращением родителей учащихся Белянской средней школы Шебекинского района Белгородской области, передает ИА " Бел.Ру " . Вначале о предыстории вопроса. В сентябре – октябре на сайте Славянского правового центра (организации, занимающейся оказанием юридической помощи и ведением судебных дел, связанных с защитой прав граждан и организаций на свободу совести и вероисповедания) были опубликованы Открытое обращение родителей по поводу насилия над верующими других конфессий в ходе обязательного внедрения предмета «Православная культура» в Белгородской области , Обращение Совета глав протестантских церквей Белгородской области к президенту России по поводу создания атмосферы нетерпимости в связи с преподаванием «Основ православной культуры» и Заявление родителей учащихся Белянской средней школы Шебекинского района Белгородской области в защиту предмета «Православная культура» . Но если в последнем из названных документов высказываются только добрые слова в адрес предмета «Основы православной культуры» и его преподавателей, то первые два – содержат один лишь негатив. В связи с возникновением широкого общественного резонанса, пресс-служба Белгородской и Старооскольской епархии распространила заявление, где говорится следующее: «1. Содержание данного документа (Заявление родителей учащихся Белянской средней школы Шебекинского района Белгородской области в защиту предмета «Православная культура») выражает мнение большинства родителей, исповедующих Православие (227 подписей), в отличие от опубликованного Славянским правовым центром 3 октября 2006 г . в Интернете «Открытого обращения родителей по поводу насилия над верующими других конфессий в ходе обязательною внедрения предмета «Православная культура» в Белгородской области», подписанного всего 4 родителями, являющимися членами местных протестантских религиозных организаций.

http://pravoslavie.ru/18970.html

Таким образом, святитель Феофан не встречался в затворе с архиепископом Иркутским Вениамином. Характеристика «добрый и кроткий», данная святителем владыке Вениамину, не соответствует мнению биографов, которые отмечают «крутой нрав архиепископа, его неуживчивость и конфликтность» 840 . Епископ Тамбовский и Шацкий Виталий В миру Иосифов Василий Александрович (1831–1892). Родился в Воронежской губернии, окончил Воронежскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Служил учителем Белгородского духовного училища, священником. После того как овдовел, пострижен в монашество. Продолжал службу в Киевской духовной семинарии на должностях учителя, инспектора, ректора. В 1883 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. В 1885 г. был перемещен на Тамбовскую кафедру, а в 1890 г. – на Калужскую. В Тамбовской епархии владыка Виталий остался памятен усилением миссионерской деятельности. Посетил более ста приходов, в которых до него не побывало ни одного архипастыря. О посещении епископом Виталием святителя Феофана в затворе мы узнаем из письма святителя от 5 декабря 1888 года. «Наш владыка много трудится в поездке по епархии. Оттого и похудел. Помоги ему Господи в трудах его! Нынешний раз владыка полюбопытствовал видеть церковку мою и рабочую . Я хотел щегольнуть пред ним и показать ему облачение шелковое, золотом расписанное. А он сказал, что оно у него уже есть. Вот и пропал заряд. Очень жалел и жалею, что у меня из моих рукоделий ничего не было готового; и заготовить теперь уже трудновато. Везде глаз нужен, а у меня в этом недостаток. Загадываю однако нарисовать икону свят Митрофана. Когда бы мне удалось. Если угожу, пришлю владыке» 841 . Епископ Тамбовский и Шацкий Иероним В миру Экземплярский Илья Тихонович (1836–1905). Родился во Владимирской епархии. Окончил Владимирскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию. Преподавал в Черниговской и Киевской духовной семинариях. У него было трое сыновей, в том числе богослов Василий Ильич Экземплярский . Его супруга скончалась в 1876 г. В 1885 г. был пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита и в том же году хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закуплена и направлена гуманитарная помощь на сумму в 225,5 миллионов рублей. В епархиях на территории России к 15 августа было собрано, закуплено и передано беженцам и пострадавшим мирным жителям свыше 2330 тонн гуманитарной помощи. В том числе 1410 тонн направлено в Бердянскую , Горловскую , Донецкую , Изюмскую , Запорожскую , Луганскую , Северодонецкую , Харьковскую , Херсонскую епархии. Самостоятельно гуманитарную помощь направили 99 епархий. Всего епархиями России была оказана помощь около 310 тысячам беженцев и мирных жителей в зоне конфликта. В приграничных епархиях продолжают работать церковные штабы помощи беженцам. В Белгородском церковном штабе помощи беженцам с марта приняли более 21 тысячи обращений, в Ростовском гуманитарном центре — более 12 тысяч обращений, в гуманитарных центрах Воронежской епархии — свыше 17 тысяч обращений. В церковный  штаб адресной помощи беженцам в Москве с марта по август обратились свыше 23 тысяч беженцев, добавил В.Р. Легойда. Также представитель Церкви рассказал, что члены Синода имели суждение об учреждении при Синодальном отделе по благотворительности Центра по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях. «По итогам обсуждения Синод постановил преобразовать Комиссию по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси в Центр по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению и одобрить задачи, предложенные для реализации упомянутым Центром», — отметил В.Р. Легойда. Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сообщил, что члены Священного Синода имели суждение об утверждении устава Ереванско-Армянской епархии . «Синод утвердил устав Ереванско-Армянской епархии, а также постановил Управлению Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья при необходимости оказать содействие в регистрации устава и осуществлять дальнейшее попечение о деятельности епархии в рамках, предусмотренных Положением об упомянутом Управлении», — сказал представитель Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5967295.ht...

Вместо всех домовых и монастырских работ и окладов на бывших церковных крестьян положено оброку по полтора рубля. Приходское духовенство и храмы освобождались от церковного тягла, т. е., от взносов в кафедральную казну на содержание епархиального архиерея с его домом и штатом. Все это почти совершенно изменяло старый строй епархиального управления, носившего преимущественно вотчинно-владельческий характер, при котором духовные интересы сами собой отходили на второе место. С этой стороны отобрание церковных вотчин имело серьезные основания. Однако оно не улучшало положения дел в церковно-епархиальном управлении. Та энергия, которую до 1764 года церковная власть тратила на управление деревнями и вотчинами, после 1764 года и даже до «сего дне» еще больше стала тратиться на заботы по изысканию средств на содержание церковных учреждений, школ и духовно-учебных заведений. Правда архиерейским домам с их учреждениями, монастырям, соборам и ружным церквам вместо отобранных вотчин в 1764 г. положено было определенное годовое денежное содержание, даже увеличенное, сравнительно с петровскими окладами. Равным образом самому Синоду с его Московской Конторой положены были штатные оклады. Эти оклады без всяких хлопот со стороны духовных властей выдавались из Коллегии Экономии, но они были очень малы, сравнительно с государственной доходностью от церковных вотчин, взятых государством. Денежное жалованье и совсем незначительные недвижимости и угодья не могли восполнить прежних доходов церковных учреждений архиерейских домов и монастырей. Отмена денежных сборов с духовенства и приходских храмов, и натуральных повинностей с вотчинных крестьян была особенно чувствительна для самих архиереев с их домами и штатами. Этой отменой, однако, не достигнуто равенства архиерейских кафедр по содержанию. Впрочем, Комиссия о церковных имениях, решившая вопрос о церковных имениях в смысле секуляризации их, не задавалась этой целью и не могла выровнять архиерейские дома как по содержанию, так и по степеням. В Высочайше утвержденном 26 февраля 1764 г. проекте Комиссии все великорусские архиерейские кафедры и епархии разделены на три класса «по благопристойности и достоинству санов». Этим достоинствам соответствовали штаты и штатные оклады. К первому классу отнесены три епархии: Новгородская, Московская и Петербургская; ко второму классу восемь епархий – Казанская, Астраханская, Тобольская, Ростовская, Псковская, Крутицкая, Рязанская и Тверская, к третьему – пятнадцать епархий – Смоленская, Нижегородская, Белгородская, Суздальская, Вологодская, Коломенская, Вятская, Архангелогородская, Устюжская, Воронежская, Иркутская, Переяславль-Залесская, Костромская, Владимирская и Тамбовская. Нельзя не заметить, что все новые епархии, выделившиеся из территории Московской епархии по проекту 1744 г., заняли последние места, будучи распределены в последовательном порядке их открытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вместе с этими указаниями в челобитной представлено отцами собора свое расписание епархий, сокращавшее царскую роспись более, чем на половину; вместо 34 епархий, указанных в царском предложении, изъявлено согласие на открытие только 15 новых епархий с сохранением за некоторыми титула архиепископий. Так как челобитная эта легла в основу последующих определений собора 1682 года и неизвестна в печати, то мы приводим из неё извлечение в тех пунктах, которые характеризовали расписание епархий, предложенных к открытию самим собором. В соборном заседании 8 февраля было постановлено в патриаршей области открыть только три епархии в Галиче, Севске и Арзамасе; в митрополиях: Новгородской две епархии в Холмогорах и Каргополе, в Казанской одну на Уфе, Сибирской две в Томске и Енисейске, а в дальних Сибирских городах на Лене и в Даурии епископам быть неудобно, „малолюдства ради христианского»; в Ростовской митрополии одну епархию на Устюге Великом; кроме того в Ростовской и Новгородской митрополиях образовать особую епархию на Белоозере с Пошехоньем; Рязанской две епархии в Тамбове и Воронеже; Крутицкой одну в Ливнах и с Новосилем; Белгородской одну в Курске; в Коломенской архиепископии одну в Орле с Кромами; в епархиях у митрополитов Астраханского, Псковского, Смоленского и Нижегородского, у архиепископов Суздальского и Тверского „не из чего быть вновь архиереям, епархии их малоградны и расстоянием недальны»; Вятскую епископию возвысить в архиепископию, „а вновь здесь прибавить архиерея не из чего, потому что в городах церквей и монастырей мало; на Холмогорах и на Устюге Великом быть архиепископу, а в прочих городах вышеписанных быть епископам... И по сему письму быть вновь двум архиепископам, да тринадцати епископам» 59 . В окончательном определении собора и эта роспись епархий, представленная государю, была сокращена; отменено открытие четырех епархий (Каргопольской, Белозерской, Томской и Орловской) и оставлено к открытию одиннадцать епархий 60 . На деле же и это определение соборное не было приведено в исполнение во всем своем объеме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

С 1771 г. по 1775 год Новая Днепровская линия с крепостями и слободами входила в состав Белгородской епархии, а затем вместе с другими местами, находившимися под прикрытием этой линии, отошла в состав Славянской епархии. Постройка новой Днепровской линии во время войны с Турцией с 1770 – 1774 гг. положила начало конца вольностям запорожских казаков. В 1775 г. 5 июня запорожские казаки лишились своей матери – Сечи, батька- кошевого с куренными атаманами и всего военного строя. 976 После уничтожения Новой Запорожской Сечи часть запорожцев ушла в Турцию, другая часть, после 18-летнего скитания, получила земли на острове Фанагории и между Кубанью, Азовским и Черным морями; она стала известна с именем черноморских казаков. 977 Падение Запорожской Сечи сопровождалось ослаблением прилива в Запорожье населения из малороссийских и слободско-украинских губерний. Причиной ослабления служила боязнь вечного закрепления «вольных» поселенцев на ранговых дачах вельможам. Такие закрепления были обычны на обеих сторонах Днепра. Так государевы слободы Консководовка, Краснокутовка и др. на рр. Конке и Кушугуме, населенные большей частью запорожцами, после 1775 г. перешли в ранговую дачу светлейшему князю Потемкину. 978 По церковному управлению они поступили в Славянскую епархию. Таким образом, с половины 70 гг., после падения Новой Запорожской Сечи, области нижнего бассейна Днепра совершенно вышли из ведения Киевского митрополита. IV С образованием Славянской епархии в области Новороссийской и Азовской губерний пределы русской церкви дошли до естественных границ на юге – Азовского и Черного морей. Одновременно с этим территория Русской Церкви расширилась на северо-западе, в области многострадальной Белоруссии, где господствовали латиняне и униаты. В 1772 году произошел первый раздел Польши между Россией, Австрией и Пруссией. 979 По этому разделу к России отошла Белоруссия и белорусский епископ со своей епархией теперь оказался в пределах русского государства. Новоприобретенная, точнее возвращенная, область заключала в себе, так называемую, Польскую Лифляндию, часть Полоцкого воеводства, лежавшую на правом берегу Западной Двины, верхнюю часть воеводства Минского, часть поветов Оршанского, Речицкого и целые воеводства Витебское и Могилевское. 980 Эти места длинной и широкой полосой тянулись по правобережью Двины от Якобштадта и по Верховьям Днепра с его притоками Друтом и Сожью до впадения Сожи в Днепр, так что Днепр с его правым притоком Друтом и Западная Двина сделались естественными границами русских владений в Белоруссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Настоящим Вы почисляетесь на покой по возрасту (по состоянию здоровья) и за штат такой-то епархии. По мере состояния здоровья Вам благословляется совершение богослужений в храме таком-то по согласованию с настоятелем. При переезде на территорию иной епархии клирик может попросить местного епархиального архиерея о принятии его в клир епархии в качестве клирика, состоящего на покое. В таком случае местный епархиальный архиерей может запросить отпускную грамоту и личное дело на клирика, а затем издать соответствующий указ. При переходе в другую епархию отправляется оригинал личного дела клирика и отпускная грамота, на основании которой уже в новой епархии выдается указ с назначением» 184 . Есть целый ряд документов Юридического отдела Московской Патриархии. С 1 марта вступит в силу новая редакция Земельного кодекса Российской Федерации. В новой редакции Закона говорится о бесплатном предоставлении религиозным организациям земельных участков для строительства зданий религиозного или благотворительного назначения, а также о наделении субъектов Российской Федерации правом бесплатно передавать в собственность религиозных организаций земельные участки для сельскохозяйственного производства. Закон оговаривает срок предоставления участков для строительства до 10 лет, но конкретный срок будет установлен по заявлению религиозных организаций. По поводу выделения бюджетных ассигнований на строительство духовно-просветительских центров в регионах: средства федерального бюджета в форме субсидий будут выделены некоммерческим организациям, а не епархиям. Субсидии выделяются в рамках Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Получатели субсидий могут быть созданы религиозными организациями. Таким образом, федеральное финансирование строительства духовно-просветительских центров в регионах не нарушает норм федерального законодательства. Законопроект об особом порядке контроля за деятельностью религиозных организаций выводит религиозные организации из-под действия статьи Закона о некоммерческих организациях. Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Законом о свободе совести.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

День памяти скульптора и общественного деятеля В.М. Клыкова Фото: пресс-служба Щигровской и Мантуровской епархии, А. Алмазов.      3 июня 2017 года, в Троицкую родительскую субботу, на малой родине Вячеслава Клыкова, в селе Мармыжи Курской области, был проведен ставший уже традиционным день памяти скульптора. Каждый год, в первую субботу июня, в отдаленный голок Курской области приезжают представители духовенства и администрации Курской губернии, москвичи, белгородцы, родственники, друзья и односельчане. Фото: пресс-служба Щигровской и Мантуровской епархии, А. Алмазов.      После Божественной литургии в Покровском храме, воссозданном Клыковым и его друзьями в родном селе, на могиле скульптора епископ Щигровский и Мантуровский Паисий отслужил панихиду. После службы все присутствующие были приглашены на поминальную трапезу. Фото: пресс-служба Щигровской и Мантуровской епархии, А. Алмазов.      За столом звучали слова искренней благодарности организаторам и всем собравшимся на день памяти скульптора, высказывались суждения о творчестве Клыкова и воспоминания о его беспрестанном творческом делании и общественном служении, движущими силами которых были бесконечная любовь к Родине и небезразличие к окружающему миру, к проблемам простых людей, которым Клыков, приезжая в родное село, несмотря на всю свою занятость, находил возможность уделить время. В этот же день среди курской молодежи прошел финал традиционного областного Кубка Клыкова по настольному хоккею, цель которого привлечь внимание подрастающего поколения к творчеству земляка и на его жизненном примере привить любовь к своей стране. Фото: пресс-служба Щигровской и Мантуровской епархии, А. Алмазов.      Скульптор Вячеслав Михаилович Клыков Скульптор Вячеслав Михаилович Клыков – автор более двухсот памятников и памятных знаков, посвященных православным святым, поэтам, воинам, государственным деятелям и значимым историческим событиям. Им созданы звонница на Прохоровском поле в Белгородской области, памятник маршалу Г. К. Жукову на Манежной площади в Москве, памятники равноапостольным Кириллу и Мефодию в Самаре и на Славянской площади в Москве, художественное оформление Детского музыкального театра в Москве, памятники преподобным Сергию Радонежскому в Радонеже, Серафиму Саровскому в Сарове и в Курской Коренной пустыни, памятники Петру I в Липецке, П А. Столыпину в Саратове, князю Владимиру в Белгороде, князю Димитрию Донскому в подмосковном Дзержинске, Илье Муромцу в Муроме, памятник императору Николаю II в селе Тайнинское под Москвой, Константину Батюшкову в Вологде, Надежде Плевицкой в селе Винниково Курской области и многие другие произведения. Материал подготовил М. В. Клыков. 8 июня 2017 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/104148.html

Юго-западная окраина патриаршей области к тому времени успела измениться и заселиться. Города, вновь построенные на белгородской и за белгородской чертой, вошли в её состав. Здесь их возникло гораздо больше, чем на симбирской линии 416 . В Москву донесли, что басурмане разоряют юго-западные окраины русского государства и берут в плен мирных жителей. Правительство по донесению решилось немедленно защитить страдальцев, построив города на Калмиусской и Изюмовской сакме и Журавском шляху. В 1637 году из Москвы послали туда Феодора Сухотина и подъячего Евсевия Юрьева осмотреть местность, потом донести, где нужно ставить укрепления. В донесении на южной укрепленной линии проектировалось поставить по Калмиусской сакме два города – один на р. Сосне у Тернового леса и Оскольской признаки, другой – при устье р. Усерда на Тихой Сосне, между г. Осколом и Валуйками. На протяжении 8 верст до верховьев Сосны решено насыпать земляной вал, отсюда продолжить его на 15 верст до верховьев р. Валуя, по концам вала поставить два острожка. Ниже по той же Сосне на притоке её Ольшанке рассчитано построить третий город, на р. Осколе – четвертый. На Изюмовской сакме решено поставить город под Яблоновым лесом и провести вал от верховьев р. Холки до Корочи. На Муравском шляху, на р. Ворскле на Карпове ставился жилой город; от него по направлению к Белгороду копили ров и строились городки. Царь утвердил проект 417 . По этому и другим правительственным проектам возник целый ряд новых украинских городов. В 1637 году возле Тихой Сосны на Калмиусской сакме выстроили г. Усерд, на Осколе, севернее Волуек, на Изюмовской сакме – Яблонов; в 1638 г. явилась Короча, в 1640 г. Вольный. В 1641 году, по царскому указу, построены Хотмыжск на Ворскле и Вольный Курган на Рогозине, в 1644 – Костенск. Тогда же в 1645 явились Верхососенск и Ольшанск – все на Тихой Сосне и её притоках. Одновременно в 1646 г. построены Карпов, Усмань, Белоколодск, Болхов, в 1647 г. Нов. Оскол, в 1648 г. Алешня, Коротояк, Урыв, Сокольск, в 1677 г. Доброе 418 . Город Чугуев на Донце в пределах нынешней Харьковской губернии, основанный в 1639 г. малороссийскими выходцами, был самым южным пунктом Московского государства при возникновении новых южных окраинных городов 419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Того же 1721 года, Сентября 20, указом Св. Синода велено Преосвященному Алексию, Епископу Вятскому, обучать детей Новокрещенских: «аще кто из них пожелает отдать к учению ему Епископу, и устроить таковые училищные домы, которых бы отроков учить безденежно и по казённым книгам, аще будут от маломощных, и наблюдать их ему Епископу яко родных своих детей». В Июле 1722 года Указами от Святейшего Синода предписано Архиереям заводить «Грамматическое учение каковое уже в Новгородской Епархии не точию при Архиерейском доме в великом Новеграде, но и в прочих городах и уездах действительно является». В том же 1722 году учреждена шкала в Рязани, но вскоре за недостатком учителей упразднена, а возобновлена в 1726 году Славяно-Латинская. В 1737 году было в ней учеников 339 человек; и обучались букварю, начаткам Латинского языка, Грамматике Славянской, Азбуке, Часослову и Псалтири. В том же 1723 году учреждена школа в Твери. В 1737 году было учеников 39 человек. В 1733 году, Марта 13, заведена там Преосвященным Феофилактом и Еллино-Греческая школа. В том же 1722 году Преосвященный Епифаний, Епископ Белгородский, завёл школу в Белгороде, а в 1726 году перевёл оную в Харьков (смотри ниже историю о Харьковском Коллегиуме), в Белгороде оставил только нижние школы. В 1727 году были уже в оном училище классы: Философский, Риторический, Пиитический, Синтаксический, Грамматический, Инфимический, Фарический и Славянский, а в них учеников – 422. В 1736 году Преосвященный Пётр, Архиепископ Белгородский учредил ещё Математический класс в Белгородской Семинарии и завёл училища в Курске и Старом Осколе. В 1780 году определено отпускать на сию Семинарию казённой суммы по 2.000 рублей, из коей большая часть отделялась на Харьковский Коллегиум. А в 1800 году по ассигнованию на Коллегиум особенной суммы, на Белгородскую Семинарию положены все, в 1797 году определённые, 4 000 рублей. К Семинарии сей принадлежат училища: Курское, Путивльское и Рыльское. В 1723 году учреждена школа в Казани, и собрано было учеников 52 человека; но вскоре за недостатком содержания распущены; а осталось только 5 человек, которые обучались букварям и Грамматике, Катехизису, о семи тайнах церковных, Арифметике, и проч. Кроме того, в 1724 году при доме Архиерейском в Казани Новокрещенских детей обучалось Славянской Грамматике 14 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010