Глава шестая Отобрание государством церковных имуществ в 1764 году и передача их в ведение Коллегии Экономии. Учреждение велико российских духовных штатов и разделение епархий на три класса в связи с отобранием церковных имуществ. Учреждение в 1764 г. викариатств: XXVII – Севского и Брянского в Московской епархии и XXVIII – Олонецкого и Каргопольского в Новгородской епархии с особыми епархиальными территориями и штатами. Росписание епархиальных городов по епархиям в 1764 год по близости к кафедральным городам и способности управлении ими. Неудобства распределения некоторых городов и сел по епархиям на основании росписи 1764 г. Устранение этих неудобств, вследствие донесений епархиальных архиереев, духовенства, помещиков и прихожан. Спорное дело Московской епархии с Крутицкой из-за сел Загородской десятины. Отчисления сел в епархиях Псковской, Переяславской, Суздальской, Костромской, Рязанской, Коломенской, Крутицкой, Белгородской, Казанской, Вятской, Устюжской, Астраханской и больше всего Тамбовской. Неосуществившийся проект открытия епархии на северо-восточной окраине – в Якутске с Камчаткой. Поселения сербов на юге России под предводительством И. С. Хорвата (1751 г.) и образование Новосербии с городом Ново-Миргородом. Русское военное поселение там, сосредоточенное около города Елисаветграда. Церковное управление в Новосербии. Образование Новороссийской губернии (1764 г.) и отделение от нее Азовской губернии (1775 г.). Переселение в Россию архипелажских греческих легионов во время и после первой войны России с Турцией (1768 – 1778 гг.). Неосуществившийся проект открытия особой епархии в Азове (1771 г.). Приписка Азова и Таганрога с Кафийской областью к Воронежской епархии. Открытие XXIX – Славянской и Херсонской епархии (1775 г.). Отделение к ней городов и церквей из епархий: Киевской, Переяславской, Белгородской и Воронежской, находившихся в Новороссийской и Азовской губерниях. Устройство епархиального управления в Славянской епархии. Состав Воронежской и Белогородской епархии до отделения от них городов и церквей к Славянской епархии. Образование Екатеринославской губернии из двух губернии: Новороссийской и Азовской (1784 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава пятая Образование С.-Петербургской Синодальной области и управление ей до открытия в ней самостоятельной епархии. Попытки назначения самостоятельного епископа в нее. Храмы и монастыри. Открытие (XXII) С.-Петербургский епархии (1742 г.). Ее состав и пределы. Кексгольм и Корельское викариатство. Отношение территории Петербургской епархии к территориям соседних епархий Новгородской и Псковской. Управление Синодальной Московской, бывшей Патриаршей областью до восстановления в Москве архиерейской кафедры и назначение туда самостоятельного архиепископа. Открытие Московской епархии в 1742 г. на территории Синодальной, бывшей Патриаршей, области. Состав и пределы Московской епархии. Распадение территории Московской епархии. Проект (1744 года) о выделении из нее четырех новых самостоятельных епархий: Владимирской, Костромской, Переяславль-Залесской и Тамбовской епархий. Открытие – XXIII – Переяславль-Залесской епархии (1744 г.); её состав и пределы. Викариатство Переяславль-Залесской епархии – Можайское. Открытие – XXIV – Коломенской епархии (1745 г.), её состав и пределы, XXV – Владимирской епархии (1748 г.), её состав, и пределы. Распределение в 1749 году городов, намеченных в 1744 г. в состав восстанавливаемой Тамбовской епархии, по соседним епархиям. Неудобство этого распределения. Открытие (точнее восстановление) XXV – Тамбовской епархии (1758г.), её состав и пределы. Состав Московской епархии после выделения из нее четырех епархий. Изменение в составе и территориях старых епархий в зависимости от открытия новых епархий и распадения Синодальной, бывшей Патриаршей области в половине XVIII в. Мысль об открытии Севской епархии в пределах Московской (1753 г.). Изменение состава и границ Воронежской и Белгородской епархий в зависимости от колонизации южной окраины России и населения там сербов, болгар, черногорцев и др., образовавших новую Сербию и Славяно-Сербию (1752 – 1753 гг.). Состав великорусских епархий перед учреждением великорусских духовных штатов в 1764 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

III. Архиереи, занимавшие второклассные кафедры, должны жить в губернских городах: ростовский – в Ярославле, славянский – в Екатеринославе, третьеклассные – белгородский – в Курске , олонецкий – в Петрозаводске, а севский – в Орле, соответственно гражданским центрам управления. Викарий новгородский – епископ олонецкий и московский – епископ севский – по отдаленности от местных епархий, а первый еще по обширности края и неудобности сообщений, второй – по достаточному числу церквей в губернии, должны быть местными. Но пока не будут устроены архиереи, переводимые на совершенно новые кафедры и епархии, перемещением архиереев из уездных городов их епархий в губернские города предполагалось повременить. IV. Если распределять епархии так, чтобы в двух губерниях, где был один генерал-губернатор, быть одному архиерею, то можно было Саратовскую и Кавказскую губернии приписать – к Астраханской епархии, Полоцкую – к Могилевской, Уфимскую – к Симбирской, Устюжскую область – к Вологодской епархии, Таврическую область и селения Донских казаков – к Славянской епархии, Выборгскую губернию – к С.-Петербургской епархии, Рижскую и Ревельскую губернии – к Псковской епархии, Вятскую губернию – к Казанской епархии, но лишь тогда, когда вятский епископ получит новую епархию. В Казанской епархии по двум губерниям будет 772 церкви. Пермскую губернию находили возможным приписать к Тобольской епархии. V. Колыванскую губернию, по незначительности церквей – всего 65, хотя бы следовало приписать к Иркутской епархии, тем более, что в Иркутской и Колыванской губерниях один генерал-губернатор, но в виду обширности края и значительного расстояния губернских городов друг от друга, из Колыванской губернии предположено образовать особую епархию III-ro класса, наравне с Иркутской. VI. Архиереям и епархиям проектировалось называться погубернским городам, и только за теми, которые назывались по уездным городам и остались самостоятельными (ростовский, белгородский, севский, олонецкий), оставить прежние титулы, чтобы изменением титула не дать повода к упразднению их епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

“Задания указанного характера Панкеевым давались Смирнову, Ерошову, Вильгельмскому и другим”. Кому это другим – в следственном деле и обвинительном заключении не сказано, – писал владыка. – Ерошов, первоначальный протокол коего, написанный его рукой, уничтожен следователем и заменен протоколом с ложными показаниями, написанными рукою следователя, также сделал... в порядке пересмотра, показания, в коих заявил, что никаких распоряжений об усилении пастырской деятельности от меня, как епископа, он не получал. Даже Смирнов, показавший по злобе на меня (за лишение его сана священника) и как раскольник, враждебно настроенный против меня как православного епископа, – даже Смирнов в своих путаных, противоречивых и заведомо ложных показаниях заявил, что он отказался принять якобы мое предложение насчет колхозов, так как он боялся ответственности за это перед властью. Даже это половинчатое показание Смирнов ничем доказать не может. В делах Белгородской епархии, кои изъяты у меня при обыске, имеются документы, писанные рукою Смирнова, из коих видно, что он был у меня один раз (еще в начале 1934 г.) и что моя беседа с ним носила исключительно религиозно-церковный характер. Показаний на этот счет других обвиняемых в следственном деле нет. Нет также ни одного свидетельского показания против меня. Нет ни одного факта, а лишь голословные утверждения... Что касается моей работы “против мероприятий, проводимых партией и правительством”, то ни в обвинительном заключении, ни в следственном деле нет никаких указаний, о каких мероприятиях идет речь. По этому поводу я не был допрошен во время следствия. Голословным и ничем не обоснованным является и утверждение обвинительного заключения, что я “частично признал себя виновным”. Напротив, в следственном деле имеются мои письменные неоднократные и настойчивые заявления, что я себя не признаю виновным ни в какой мере. Если в обвинительном заключении под выражением “Панкеев обвиняется в том, что совместно со священниками своего благочиния проводил среди населения организованную контрреволюционную работу, направленную на развал колхозов, против мероприятий, проводимых партией и правительством”, – если здесь разуметь, что я проводил контрреволюционную работу во всей Белгородской епархии, то почему в таком случае не привлечены в качестве обвиняемых (или хотя бы в качестве свидетелей) все благочинные Белгородской епархии?! Если же разуметь то, как и напечатано в обвинительном заключении, т.е. одно только благочиние из всей епархии (т.е. Корочанское благочиние), – то неестественным... было бы проведение мною контрреволюционной работы в одном только Корочанском благочинии, в то время как я являлся епископом над всеми благочиниями Белгородской епархии. Явная неувязка, путаница и бессмыслица! Все это лишь говорит о моей невиновности и неосновательной попытке обвинения доказать обратное.

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

Кому это другим, — в следственном деле и обвинительном заключении не сказано. Ерошов, первоначальный протокол коего, написанный его рукой, уничтожен следователем и заменен протоколом с ложными показаниями, написанными рукою следователя, также сделал… в порядке пересмотра, показания, в коих заявил, что никаких распоряжений об усилении пастырской деятельности от меня, как епископа, он не получал. Даже Смирнов, показавший по злобе на меня (за лишение его сана священника) и как раскольник, враждебно настроенный против меня как православного епископа, даже Смирнов в своих путаных, противоречивых и заведомо ложных показаниях заявил, что он отказался принять якобы мое предложение насчет колхозов, так как он боялся ответственности за это перед властью. Даже это половинчатое показание Смирнов ничем доказать не может. В делах Белгородской епархии, кои изъяты у меня при обыске, имеются документы, писанные рукою Смирнова, из коих видно, что он был у меня один раз (еще в начале 1934 г.) и что моя беседа с ним несла исключительно религиозно–церковный характер. Показаний на этот счет других обвиняемых в следственном деле нет. Нет также ни одного свидетельского показания против меня. Нет ни одного факта, а лишь голословные утверждения. Если бы составитель обвинительного заключения не игнорировал моего заявления к протоколу от 22/V и доследственный материал, что он сделал сознательно, то ему не на чем было бы построить обвинение против меня. Что касается моей работы»против мероприятий, проводимых партией и правительством», то ни в обвинительном заключении, ни в следственном деле нет никаких указаний, о каких мероприятиях идет речь. По этому поводу я не был допрошен во время следствия. Голословным и ничем не обоснованным является и утверждение обвинительного заключения, что я»частично признал себя виновным». Напротив, в следственном деле имеются мои письменные неоднократные и настойчивые заявления, что я себя не признаю виновным ни в какой мере. Если в обвинительном заключении под выражением»Панкеев обвиняется в том, что совместно со священниками своего благочиния проводил среди населения организованную контрреволюционную работу, направленную на развал колхозов, против мероприятий, проводимых партией и правительством», если здесь разуметь, что я проводил контрреволюционную работу во всей Белгородской епархии, то почему в таком случае не привлечены в качестве обвиняемых (или хотя бы в качестве свидетелей) все благочинные Белгородской епархии?! Если же разуметь то, как и напечатано в обвинительном заключении, т. е. одно только благочиние из всей епархии (т. е. Корочанское благочиние), то неестественным… было бы проведение мною контрреволюционной работы в одном только Корочанском благочинии, в то время как я являлся епископом над всеми благочиниями Белгородской епархии. Явная неувязка, путаница и бессмыслица! Все это лишь говорит о моей невиновности и неосновательной попытке обвинения доказать обратное.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Святейший Патриарх Кирилл благословил деятельность миссионерских станов в дальневосточных епархиях Русской Православной Церкви 6 октября 2009 г. 19:53 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил деятельность миссионерских станов в дальневосточных епархиях Русской Православной Церкви и организацию новых миссионерских экспедиций. Как сказано в резолюции Его Святейшества, «в дальневосточных регионах России не хватает священнослужителей для активной проповеди, поэтому организация новых миссионерских экспедиций по согласованию с епархиальными Преосвященными будет полезным и плодотворным деланием». В 2009 году Синодальным миссионерским отделом была организована деятельность миссионерских станов в дальневосточных епархиях Русской Православной Церкви. В апреле 2009 года по согласованию с епископом Якутским и Ленским Зосимой был организован миссионерский стан на базе Спасского храма поселка Тикси Республики Саха-Якутия. В распоряжение епископа Зосимы был направлен преподаватель Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) игумен Агафангел (Белых) с двумя воспитанниками семинарии. В Тикси располагается в/ч 45114 и авиабаза ВВС РФ. Основными направлениями деятельности миссионерского стана стали: проповедь среди коренного населения эвенов и якутов; проповедь среди военнослужащих и членов их семей; просветительская деятельность в общеобразовательных учреждениях, а также распространение печатной продукции катехизаторско-миссионерского содержания. В июне 2009 года по просьбе епископа Анадырского и Чукотского Никодима была направлена группа духовенства и студентов Белгородской духовной семинарии. Миссионерскую группу возглавил протоиерей Олег Гурьянов. В состав группы также вошли священник Рустик Баушев и четыре студента семинарии. Их главная задача — возобновить деятельность миссионерского стана в пос. Угольные копи, который ранее уже действовал под руководством протоиерея Олега Гурьянова в 2000-2001 годах. В настоящее время по благословению Святейшего Патриарха Кирилла готовится миссионерская командировка преподавателей и студентов Белгородской семинарии в Петропавловско-Камчатскую епархию. Служение духовенства будет организовано вахтовым методом. Кроме того, выпускники Белгородской семинарии, принявшие священный сан, совершают свое служение в дальневосточных епархиях на постоянной основе. Священник Сергий Клинцов совершает свое служение в Якутской епархии и несет послушание руководителя епархиального миссионерского отдела, священник Евгений Беляков является клириком Магаданской епархии, священник Алексий Андреев совершает свое служение в Южно-Сахалинской епархии. Миссия.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/805935.htm...

Жизнь на паузе. Игумен Агафангел (Белых) — об эпидемии, друзьях и опыте тишины Он жарит карасей, печет хлеб и редактирует журнал 19 мая, 2020 Он жарит карасей, печет хлеб и редактирует журнал Новотроевка — маленькая деревня в Белгородской области. Здесь нет магазина, сюда не ездят автобусы. Зато здесь есть архиерейское подворье, на котором живет постоянно всего пять человек: отец Агафангел, отец Феодосий, два послушника, один трудник. Как монахи сами обеспечивают себя пропитанием, что изменила в их жизни самоизоляция и почему принимать постриг лучше в молодости, «Правмиру» рассказал игумен Агафангел (Белых), председатель Миссионерского отдела Белгородской епархии. В 4:30 раздается противный тоненький писк будильника, и через некоторое время отец Агафангел нехотя вылезает из кровати. Надо подтопить печку, домик настоятеля за ночь поостыл. Отец Агафангел накидывает фуфайку и выходит за дровами.  Две толстые «колбаски», которые уютно разлеглись параллельно друг другу на порожке — мастифы Перс и Клепа — перестают храпеть и недоуменно открывают глаза: не гулять ли в такую рань? Хотя почему бы и нет… Клепа издает вопрошающий полурык-полутявк — и сразу же на улице отзывается ей в голос Рыся: она рангом пониже и с непростым характером, поэтому в дом ее не пускают. Привычная череда бытовых ритуалов, келейное правило — по видавшему виды молитвеннику, огонек простой софринской лампадки чуть дрожит. «Освети ум мой, блаже, и просвети мя, молюся ти, святый Ангеле, и мыслити ми полезная всегда настави мя…» — «Бим, бим, бим!» — прерывают колокола. «О, немного не успел сегодня», — отец Агафангел надевает на подрясник телогрейку (по утрам все-таки еще прохладно) и проходит 10 метров мимо небольших деревянных строений к единственному гордо возвышающемуся двухэтажному кирпичному зданию: в нем находится домовый Свято-Троицкий храм.  Игумен Агафангел Все вместе это — не много и не мало, а архиерейское подворье в селе Новотроевка Корочанского района Белгородской области. Его настоятель — игумен Агафангел (Белых), председатель Миссионерского отдела Белгородской епархии и выпускающий редактор журнала «Миссионерское обозрение» Синодального миссионерского отдела.

http://pravmir.ru/zhizn-na-pauze-igumen-...

епархии); есть и другие неточности. Равным образом в показаниях до 1764 г. Слободской (искони Вятской епархии) напрасно показан в Казанской епархии, а равно и заводы, лежавшие в Вятской епархии . 674 Крепости Оренбургской губ. вверх по р. Яику – Красногорская, Озерная, Ильинская, Губерлинская, Орская, Таналыцкая, Урдасымская, Кизыльская, Магнитная, Верхъяицкая, вниз по Яику – Черноречинская, Татищева, Рассыпная, Илецкий городок, Яицкий городок, крепости Сахарная, Калмыкова, Кулагина и др., по р. Сакмаре – Сакмарская, Пречистенская и Воздвиженская, по р. Самарке, впадающей в Волгу – Переволоцкая, Новосергиевская, Сорочинскаяю, Тоцкая, Бузулуцкая, Елтанская, Борская, Красносамарская. Закамская линия начиналась с Алексеевского пригорода на р. Самаре; тут были крепости – Красноярская, Сергиевск, Черемшанская, Шешминская, Кпчинская и нкр. др. (Ежемесяч. сочинения... 1757 г. янв. стр. 40–44). 675 Г. Болхов Сарской и Подонской епархии в сведениях до 1764 г. показан в Московской епархии – это не верно; он, очевидно, назван вместо Звенигорода, который почему-то не показан в 1764 г. по Московской епархии, хотя всегда находился в ней. 676 В показаниях 1764 г. Сарапул не отнесен ни к одной епархии – ни к Казанской, ни к Вятской. Вернее всего он, как раньше, так и теперь оставался в Казанской епархии, где, как известно, в 1738 году существовал особый Сарапульский заказ. Кстати заметить в печатных цифровых показаниях 1764 г. о составе епархий перед учреждением штатов (кн. штатов стр. 43) много опечаток, в большинстве случаев опечатки заключаются в том, что вместо знаков – (тире), поставлены . . . (точки). 677 В росписи 1757 г. Бахмут не назван в числе воронежских городов; Бахмутская провинция там отнесена к Белгородской епархии; не назван и Бобровск. 678 В росписи 1757 г. почему-то нет г. Дмитрова ни в Переяславль-Залесской, ни в другой какой епархии, тогда как с 1744 г. он входил в титул Переяславль-Залесского архиерея и несомненно был в его ведении; в показаниях 1764 г. также нет нигде г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 992 году при том же Великом Князе Российском Bлaдuмupe I Святославиче Киевском учреждена Епархия НОВГОРОДСКАЯ, коей Архиереи с самого начала даже до Патриаршества, основавшегося в России в конце XVI века, писались Велико-Новоградскими и Псковскими, а потом, по 1775 год, Велико-Новоградскими и Великолуцкими, с 1775 года, по присоединению к Новгородской Епархии С.-Петербургской, именовались Новогородскими и Санкт-Петербургскими, с 1799 по 1801 – Новгородскими и Олонецкими, а с 1801 по 1803 год – Новгородскими, Санкт-Петербургскими, Эстландскими и Выборгскими, наконец, ныне Новгородскими, Санкт-Петербургскими, Эстландскими и Финляндскими. В Новгороде были сперва Епископы, потом с 1166 года первые в России Архиепископы, после того, с 1589 года, Митрополиты, наконец, с 1721 года паки Архиепископы, а по них с 1762 года доныне Митрополиты. Того же 992 года и при том же Великом Князе Bлaдuмupe I Святославиче учреждена Епархия в РОСТОВЕ, коей Архиереи сперва писались Ростовскими и Суздальскими потом, с 1160 года, Ростовскими Суздальскими, Владимирскими и Муромскими. После того, когда в 1214 году, по отделению от Ростовской Епархии городов Суздаля и Владимира, учинена особая Суздальская и Владимирская Епархия: то Ростовские Архиереи стали называться Ростовскими, Переславскими, Ярославскими, с 1390 года Ростовскими и Ярославскими, а с 1799 года и доныне Ярославскими и Ростовскими. С начала, хотя и с перемешками, были в Ростове Епископы, потом, с 1390 года, второстепенные в России Архиепископы, за ними, с 1589 года, Митрополиты, наконец, с 1711 года, разные. Того же 992 года и при том же Великом Князе Bлaдuмupe I Святославиче учреждено Епископство во ВЛАДИМИРЕ на ВОЛЫНИ. Православные Епископы долгое время поставляемы были туда отчасти Киевскими, отчасти Московскими Митрополитами: но Епархия сия в начале XV века сделалась из Российской Иерархии отступнической. Того же 992 года и при том же Великом Князе Bлaдuмupe I Святославиче учреждена Епархия БЕЛОГОРОДСКАЯ за Киевом, которая в последствии времени прекратилась лет более нежели на 600, по причине беспрерывных нашествий от Половцев; а восстановлена в половине XVII века уже на Украине и продолжается до сего времени. Епархия Белоградская за Киевом имела простых Епископов; а по восстановлению на Украине имели сперва Митрополитов, потом разных. Архиереи оные с начала именовались просто Белгородскими, а на Украине писались Белгородскими и Обоянскими, после, с 1787 года, Белгородскими и Курскими, а ныне, с 1799, Курскими и Белгородскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Новые места полностью вошли в состав Воронежской епархии еще до заключения мира. 31-го мая 1737 г. епископ воронежский Иоаким писал св. Синоду, что в его епархии состоят казаки по рр. Дону, Хопру и Бузулуку до г. Черкасска; в самом г. Черкасске и других соседних городах духовенство и мирские люди ведаются в его епархии; ныне по той же реке Дону взят г. Азов. По близости к крепости св. Анны и г. Черкасску (60 верст) Азову естественнее всего быть в Воронежской епархии. Генерал-аншеф В. Я. Левашов, участвовавший во взятии Азова, прежде официальной приписки Азова к Воронежской епархии, уже требовал некоторых сведений о нем от Иоакима, а тот не знал, что делать. Св. Синод без долгих рассуждений 8 июня 1737 г. послал указ воронежскому архиерею ведать г. Азов. 321 Таким образом, государственная граница по миру 1739 г. в окрестностях Азова совпала в епархиальной. Воронежская епархия, растянутая от верховьев Дона до его низовьев, представляла из себя уже очень обширную церковную область, но далеко неодинаково населенную. Количество церквей её в 1736 г. достигло – 333, а число монастырей – 20, из которых – 5 женских. По окладной книге 1724 г. в Воронежской епархии насчитывалось только – 317 церквей, в том числе несколько монастырских. 322 Постепенное переселение черкасов в Придонской край, основание ими новых сотенных городов, неопределенность южной населенной границы, распределение сборов с церковных вотчин по губерниям до учреждения Св. Синода продолжали служить причиной того, что в Св. Синоде и Монастырском Приказе не знали точных границ соседних Белгородской и Воронежской епархий, ошибаясь в определении состава даже старых городов этих епархий. В 1723 г. Монастырский Приказ, рассылая формы о сборах с вотчин синодальной команды, причислил к Воронежской епархии старинные города Белгородской епархии – Ольшанск, Усерд и Верхососенск. Впрочем, ошибка Приказа скоро разъяснилась. 323 Некоторые недоразумения у Белгородского владыки возникали на западных границах из-за управления восьмью украинскими крепостями, принадлежавшими к Киевской епархии. 324 Белгородская (Белоградская) епархия в то время была одной из многолюднейших. 325 Недоразумения, возникшие у белгородских владык с киевскими были слишком незначительны, сравнительно с теми, какие возникали на границах Воронежской и Астраханской епархий в местах, вновь заселенных донскими казаками.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010