Школы размещались в основном при мон-рях, где обычно жили и учителя-монахи, и иногородние ученики из беднейших семей. При открытии школ «духовным управителем велено было переписать всех детей духовенства, не минуя ни единого, начав от 14 лет до сущаго младенца, под угрозою жесточайшего наказания и лишения должностей без всякия отмены». К 1741 г. в 3 школах обучались 119 учеников. Характерно, что коллегиум «высказывал недовольство» учреждением школ, т. к. «его средства стали оскудевать и не весь хлеб с епархии стал собираться в его пользу». В 1737-1740 гг. преподаватели коллегиума высказывали П. свое недовольство неуплатой жалованья ( Знаменский. 1881. С. 248-249, 329). Для налаживания системы материального обеспечения коллегиума и школ решением П. натуральный сбор с храмов и мон-рей епархии был заменен постоянным денежным сбором. 19 нояб. 1742 г. все духовно-учебные заведения Белгородской епархии П. окончательно подчинил Харьковскому коллегиуму. Среди введенных П. мер называют смягчение «жесткости школьной дисциплины». Так, 30 янв. 1738 г. от директора Белгородской славяно-лат. школы иером. Авксентия он требовал всестороннего обучения детей и «избежания» излишних наказаний. В др. указе П. предписывал, чтобы наставники «детей обучали всетщательно, без всякаго оным затруднения и напраснаго паче же неосмотрительного наказания» ( Лебедев. 1902. С. 57). П. издал неск. указов против «суеверных и бесчинных обычаев» прихожан держать свои личные иконы в храмах и молиться только перед ними. Так, 23 июня 1741 г. он потребовал все подобные иконы «отобрать... и положить оные в каком-нибудь удобном месте при церкви». Разными распоряжениями, в т. ч. от 20 марта 1738 г., П. пресекал традиции устраивать тризны при церковном поминовении усопших и обширные пиршества в храмах при венчании, запрещал духовенству «закусывать и пить горелку». За нарушения приказывал протопопов в «собрании, в страх прочих всех священно-церковнослужителей... телесным и прочим наказанием» (Там же. С. 57-58). В Белгороде П.

http://pravenc.ru/text/2580322.html

Почти 100% детей, родившихся в Белгородской епархии в 2013 году, крещены в православии 4 января, 2014. Новостная служба В Валуйско-Алексеевской епархии на свет появилось 2670 младенцев, из них крещено 84%. 4 января. ПРАВМИР. 94% детей, родившихся за январь-ноябрь прошлого года в Белгородско-Старооскольской епархии, были крещены в православии. Соответствующую статистику на  XXII съезде духовенства Белгородско-Старооскольской и Валуйско-Алексеевской епархий 2 января привел в своем докладе митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. Об этом сообщается на сайте Белгородской областной думы . По его словам, за 10 месяцев в  Белгородско-Старооскольской епархии родилось 10340 детей. В Валуйско-Алексеевской епархии на свет появилось 2670 младенцев, из них крещено  84%. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 12 августа, 2019 11 августа, 2019 5 ноября, 2022 4 июля, 2022 7 ноября, 2020 2 октября, 2020 20 августа, 2019 14 августа, 2019 14 августа, 2019 12 августа, 2019 11 августа, 2019 5 ноября, 2022 4 июля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/pochti-100-detej-rodiv...

Приводим список этих епископий с указанием распределения их по округам, чтобы наглядно видеть широту царского предложения от 2 сентября 1681 года и то, какие из ныне существующих епархий предположены были к открытию еще в 1681 г. Патриаршая область по царскому проекту подвергалась существенному изменению и сокращению, вполне соответствовавшему обширности её пределов; кроме того, что много городов и уездов этой области переходило в состав епархий в других епархиальных округах, из ней предполагалось образовать своих двадцать епархий, которые должны составить особый округ под ведением патриарха; устроить эти епархии предполагалось во Владимире на Клязьме, Суздале, Вологде, Костроме, Галиче, Звенигороде, Переяславле-Залесском, Белоозере, Севске, Путивле, Туле, Белеве, Темникове, Коломне, Кошире, Калуге, Серпухове, Можайске, Духе и Юрьевце-Повольском. В митрополиях Новгородской открыть 10 епархий – в Великих Луках, Городце, Холмогорах, Каргополе, Кевроли, Мезени, Кольском остроге, Олонце, на Ваге и Чаронде; Казанской 5 епархий – в Свияжске, Симбирске, Чебоксарах, Уржуме и Уфе; Астраханской 3 епархии на Тереке, Самаре и Царицыне; Сибирской 6 епархий – в Томске, на Лене, Енисейске, Верхотурье, Тюмени и Даурии; Ростовской 6 епархий – в Угличе, Устюге, Ярославле, Тотьме, Пошехонье и Соли Вычегодской; Псковской 2 епархии – в Торопце и Гдове; Смоленской 3 епархии – в Брянске, Дорогобуже и Вязьме; Тверской 3 – в Кашине, Старице и Ржеве; Вятской 4 – в Соликамске, Яренске, Кайгороде и Кунгуре; Нижегородской 4 – в Арзамасе, Балахне, Алатыре и Курмыше; Рязанской 4 – в Тамбове, Воронеже, Шацке и Ряжске, и в Белгородской митрополии 2 епархии – в Курске и Ливнах 50 . Можно думать, что этот царский проект с такими широкими предложениями в деле умножения епархий и полного переустройства порядков епархиального управления должен был привести церковную власть в сильное смущение. Последние два месяца не приступала к выполнению царского проекта; из 69 епархий, назначенных к открытию, открыта была на первых порах только одна Звенигородская; 6-го ноября 1681 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Иоанникий (Горский), архиепископ бывший архиепископ Холмский и Варшавский с 16.11.1875 01.03.1877 бывший архиепископ Донской и Новочеркасский с 25.04.1877 по 04.02.1882 митрополит Киевский и Галицкий бывший архиепископ Волынский и Житомирский (повторно) с 20.02.1882 14.11.1883 бывший епископ Уфимский и Мензелинский с 12.12.1883 архиепископ с 20.03.1886 27.12.1890 бывший архиепископ Кишинёвский и Хотинский с 12.01.1891 по 09.08.1893 митрополит Московский и Коломенский; 11.02.1898 Викарии Херсонской епархии Одесские епископы С 4 апреля 1853 года Имена Сведения Поликарп (Радкевич), епископ рукоположен с 05.07.1853 по 12.07.1858; (с 24.03.1857 по 30.09.1857 – начальник Русской миссии в Иерусалиме) епископ Орловский и Севский Антоний (Смолин), епископ рукоположен с 21.09.1858 по 16.11.1859 переименован епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии Новомиргородские (Миргородские) епископы С 16 ноября 1859 года Имена Сведения Антоний (Смолин), епископ бывший епископ Одесский, викарий Херсонской епархии с 16.11.1859 по 09.11.1862 епископ Пензенский и Саранский рукоположен с 13.03.1863 по 12.11.1871 епископ Туркестанский и Ташкентский Нафанаил (Соборов), епископ рукоположен с 15.08.1872 по 23.05.1879 епископ Архангельский и Холмогорский Израиль (Никулицкий), епископ рукоположен с 08.07.1879 по 08.01.1883 епископ Острожский, викарий Волынской епархии; 23.04.1894 Далмат (Долгополов), епископ рукоположен с 10.04.1883 23.12.1883 Николай (Заркевич), епископ рукоположен с 10.06.1884 07.06.1885 бывший епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии с 10.08.1885 по 16.12.1889 епископ Тобольский и Сибирский; 26.09.1903 Николай (Адоратский), епископ рукоположен с 11.03.1890 по 08.06.1891 епископ Алеутский и Аляскинский; 1896 Мемнон (Вишневский), епископ бывший епископ Елизавет градский, викарий Херсонской епархии с 07.09.1891 по 03.05.1903 епископ Елизаветградский, викарий Херсонской епархии; 06.11.1903 Елизаветградские епископы С 26 января 1880 года Имена Сведения Неофит (Неводчиков), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Это обстоятельство можно объяснить тем, что города были сравнительно новые и находились на особом положении. Одновременно в 1664 г. образовались города Сумы, Сужда, Мирополье, Краснополье и Белополье. Основателями их были выходцы из разных малороссийских заднепровских городов, поселившиеся в диких татарских степях, в качестве защитников Московского государства, будучи обнадежены разными милостями за свою службу. Вместе с «черкасами» – выходцами пришло из Малороссии и духовенство, поставленное Киевским митрополитом. По крайней мере в г. Сужде при самом основании было четыре храма. Духовенство вместе с своими прихожанами также пользовалось «милостями», которые могли заключаться в свободе от отбывания кафедральных повинностей, на которых в значительной мере основывалась епархиальная зависимость приходских храмов и духовенства от той или другой кафедры, в данном случае от Белогородской. Духовенство новых городов, поставленное Киевским митрополитом, целые десятки лет могло оставаться вне финансовой зависимости от белогородского архиерея, а самые города не вносились в окладные книги кафедры, хотя «духовностью» ведались ближайшим архиереем. Мы не думаем, чтобы такие важные города, как Сумы, Сужда, Мирополье, Краснополье входили в состав Белопольской десятины с 17 церквами и в конце XVII в. принадлежали в Патриаршей области (Шимко. «Патриарший Казенный Приказ»., стр. 120); к тому же г. Сумы, как видно из росписи проектируемых епархий на соборе 1681 – 1682 г., показан в Белогородской епархии (Русские епархии, т. I. стр. 323). В 1710 году Белополье остается в бывшей Патриаршей области, а Сумы, Сужда и др. города в ней не показаны (Шимко, Каз. Патр. Прик. стр. 266). Следовательно, они как раньше, так и теперь находились в Белгородской епархии. К концу XVII в. все названные города несоменно были внесены в окладные книги Белгородской епархии, но черкасы – переселенцы о своих льготах или «милостях» вспоминали при Петре I, в 1705 году (Курск. Епарх. Вед. 1890г. 34). И позже во вновь поселенных черкасских слободах церкви и духовенство не сразу вносились в окладные книги Белгородского архиерейского дома (Опис.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Я получил сан епископа не в Белгороде, – писал владыка, возражая на предъявленное ему обвинение, – а в Москве (в 1924 г.). Там же получил от митрополита Сергия назначение (в 1933 г.) в г. Белгород с правами епархиального архиерея в пределах пятнадцати районов, прилегающих к г. Белгороду. В декабре 1933 г. я, по предъявлении своих церковных и гражданских документов в Воронежской областной культовой комиссии, был сею последнею зарегистрирован в законном порядке как епископ Белгородской епархии. Основанием считать меня контрреволюционно настроенным, согласно обвинительному заключению, является утверждение, что я активный последователь “истинно-православной церкви” (сторонники коей, появившись в 1927 году, не подчиняются митрополиту Сергию). Это утверждение обвинительного заключения голословно и ни на чем не основано. С 1926 г. и по 1933 г. я находился в лагере и ссылке, т. е. в изоляции, и, таким образом, лишен был возможности принимать участие в церковных делах, а тем более активное. Получив в 1933 г. полное освобождение, я сразу же обратился за назначением к митрополиту Сергию, коему я канонически подчинялся все время, начиная с 1925 г., т.е. еще до лагеря и ссылки. Никаких единомышленников из контрреволюционного духовенства я не подбирал и не приглашал. Обвинительное заключение не указывает ни одного лица и не может указать, так как никого не было из православного духовенства в Белгородской епархии, кто бы не признавал митрополита Сергия, который, как глава Православной Церкви, легализован центральной гражданской властью. Все привлеченные к суду Специальной Коллегии священники, по словам самого обвинительного заключения, ни разу не были судимы за все время существования советской власти... Что касается меня, то я перед лагерем не был ни разу допрошен и о мотивах моей ссылки мне даже не было объявлено, почему я до сих пор не знаю законной причины заключения меня в лагерь (Соловки) и последовавшей за ним непосредственно ссылки в Сибирь, по окончании коей в 1933 г. я получил полное освобождение с правом жительства по всему СССР.

http://fond.ru/kalendar/427/ippolit/

Я получил сан епископа не в Белгороде, а в Москве (в 1924 г.). Там же получил от митрополита Сергия назначение (в 1933 г.) в г. Белгород с правами епархиального архиерея в пределах пятнадцати районов, прилегающих к г. Белгороду. В декабре 1933 г. я, по предъявлении своих церковных и гражданских документов в Воронежской областной Культовой Комиссии, был сею последнею зарегистрирован в законном порядке как епископ Белгородской епархии. Основанием считать меня контрреволюционно настроенным, согласно обвинительному заключению, является утверждение, что я активный последователь»истинно–православной церкви»(сторонники коей, появившись в 1927 году, не подчиняются митрополиту Сергию). Это утверждение обвинительного заключения голословно и ни на чем не основано. С 1926 г. и по 1933 г. я находился в лагере и ссылке, т. е. в изоляции, и, таким образом, лишен был возможности принимать участие в церковных делах, а тем более активное. Получив в 1933 г. полное освобождение, я сразу же обратился за назначением к митрополиту Сергию, коему я канонически подчинялся все время, начиная с 1925 г., т. е. еще до лагеря и ссылки. Никаких единомышленников из контрреволюционного духовенства я не подбирал и не приглашал. Обвинительное заключение не указывает ни одного лица и не может указать, так как никого не было из православного духовенства в Белгородской епархии, кто бы не признавал митрополита Сергия, который, как глава Православной Церкви, легализован центральной гражданской властью. Все привлеченные к суду Специальной Коллегии священники, по словам самого обвинительного заключения, ни разу не были судимы за все время существования советской власти… Что касается меня, то я перед лагерем не был ни разу допрошен, и о мотивах моей ссылки мне даже не было объявлено, почему я до сих пор не знаю законной причины заключения меня в лагерь (Соловки) и последовавшей за ним непосредственно ссылки в Сибирь, по окончании коей в 1933 г. Я получил полное освобождение с правом жительства по всему СССР.«В результате в короткий период по приглашению Панкеева в Белгородскую епархию прибыло 15 человек священников».

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

По состоянию на 24 апреля 2015 года остаток средств на счету Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению составляет 52 261 337 рублей. Отделом внешних церковных связей во взаимодействии с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению, с Белгородской и Донской митрополиями Русской Православной Церкви, а также с ассоциацией Билли Грэма и американской благотворительной организацией Samaritan’s Purse, осуществляется оказание гуманитарной помощи украинским беженцам, находящимся на территории Белгородской и Ростовской областей Российской Федерации. Помощь вынужденным переселенцам и мирным жителям, пострадавшим от вооруженного конфликта на Украине, также оказывают отдельные епархии, монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Кроме того, в этой работе участвует молодежное движение «Православные добровольцы», направившее в начале мая в упомянутые выше епархии гуманитарный груз свыше 4 тонн, и ранее участвовавшее в адресной помощи нуждающимся на Юго-Востоке Украины. По благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия активное участие в оказании помощи вынужденным переселенцам и всем пострадавшим в результате боевых действий на Юго-Востоке Украины принимает Отдел Украинской Православной Церкви по социально-гуманитарным вопросам. В рамках добровольческого проекта «Добрый Киевлянин» клирики, прихожане и молодежь киевский приходов содействуют социальной адаптации и предоставлению адресной помощи кризисным семьям вынужденных переселенцев. С ноября 2014 года в Киеве действует Центр гуманитарной помощи, при котором создаются накопительные склады для оказания помощи пострадавшим в зоне вооруженного конфликта. С начала 2015 году в Киеве и Киевской области получили гуманитарную помощь около 11 тысяч вынужденных переселенцев. Накопительные центры создаются и в других епархиях Украины. Отдел по социально-гуманитарным вопросам содействует проведению психологических семинаров для добровольцев-психологов с последующим привлечением их к работе с пострадавшими от военных действий и ранеными, привлекает добровольцев для работы в больницах и госпиталях (неквалифицированная медицинская помощь, уход, психологическая и духовная поддержка).

http://patriarchia.ru/db/text/4067545.ht...

тателей: с одной стороны татар, с другой – царских ратных людей сторожевой и станичной службы, ездивших по татарским сакмам и перелазам для разведок о движениях степных хищников. Но с половины XVII в. край начинает быстро заселяться. Сюда устремляются из-за Литовского рубежа малороссы или черкасы, которых гнал с насиженных мест нестерпимый польский гнет, порожденный кровавой борьбой между шляхетской и мужицкой культурой, глубоко различными в религиозном и племенном отношениях. Московское правительство охотно принимало выходцев-черкас, благодаря поселению которых на пустующих землях сторожевая линия между оседлым населением государства и степными татарами отодвигалась всё далее и далее к югу. В семидесятых годах XVII столетия крайними пунктами этой линии на западе является Алешня, а на востоке Козлов с пригородами, а к 1681 г. малороссы заселяют уже обширную территорию на протяжении нынешних Харьковской губ. (исключая восточных окраин), юга Курской и западной части Воронежской. С поселением черкас местность быстро оживляется: появляются города, острожки, селения, строятся церкви и монастыри, заводятся промыслы, начинается хлебопашество. С вольными черкасами переселились в Украйну и многие представители малороссийской «значной старшины», т. е. известных фамилий, от которых и пошло родовитое Слободско-Украинское дворянство. После неудачного Прутского похода, когда Петр Великий вынужден был окончательно передать Польше, отошедшую к ней еще по договору в Андрусове (1677 г.), Правобережную Украйну, население последней было переведено в пределы Украйны Левобережной, а также и Слободской. В самом начале 40-х годов XVIII в. в состав Белгородской епархии входят «заднепровские земли», отошедшие России после Белградского мира (1739 г.), ликвидированного договорами 1740 и 1741 г. г., на которых определены были русско-турецкая и русско-крымская границы; в 1741 г. русское правительство разрешило «принимать и селить» на этих землях «выходящих из польских мест малороссиян и великороссийских беглецов». С половины XVIII в. в Белгородской епархии начинают появляться новые поселенцы – австрийские сербы, кото-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С начала 90-х годов на федеральном и региональном уровнях были заключены десятки подобных соглашений. Примерами соглашений между центральными органами исполнительной власти и центральной церковной властью могут служить Соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией и Министерством культуры от 3 марта 1994 г. [iv] , Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви от 12 марта 1996 г. [v] , соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией и Министерством социальной защиты в интересах социального развития России от 14 июня 1996 г. [vi] , договор о сотрудничестве Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви от 2 августа 1999 г. [vii] , Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Московской Патриархией от 15 ноября 1999 г. [viii] , Соглашение о сотрудничестве между ФАПСИ и Московской Патриархией Русской Православной Церкви от 28 января 2002 г. [ix] и др. На федеральном уровне данные соглашения подписываются, как правило, Предстоятелем Русской Православной Церкви и руководителем ведомства, которое участвует в соглашении. Так, например, соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией и Министерством здравоохранения Российской Федерации 5 марта 2003 г. было подписано Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и министром здравоохранения России Ю.Л. Шевченко. В качестве примера региональных соглашений между Церковью и государственными органами могут служить Договор о взаимодействии администрации Белгородской области Российской Федерации и Белгородской епархии Русской Православной Церкви в сфере образования от 15 сентября 2001 г. [x] , Договор о сотрудничестве Московской епархии Русской Православной Церкви и Министерства образования Московской области от 22 октября 2002 г. [xi] , Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Комитетом по делам молодежи Московской области от 15 апреля 2002 г.

http://pravoslavie.ru/5158.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010