61 В таком составе Крутицкая епархия остается очень долго. 62 При прежнем составе городов Крутицкой епархии естественно было остаться в старых границах. Колонизация южной степной окраины и устроение новой укрепленной черты против опустошительных набегов, в начале XVIII в., южнее Белогородской черты, не имела влияния на расширение Крутицкой епархиальной территории. 63 Внутренняя колонизация её имела следствием только увеличение населения и количества церквей. Число данных церквей в Крутицкой епархии к половине 30-х годов XVIII в. возросло до 853 при 26 монастырях, из которых 9 было женских. 64 В самом начале XVIII в. некоторые пункты территории Крутицкой епархии, например, Ливны и Чернавск, были так заселены, что военное население с 1700 года начало расходиться в разные места (на Битюг), за неимением достаточного количества лесов, пахотных земель и сенных покосов, «с которыми можно было бы нести государеву службу». В 1709 г. самым подходящим местом для новых поселений находили реку Айдар (левый приток Северного Донца), 65 но это уже было далеко за пределами Крутицкой епархии. Справляясь с географической картой, мы видим, что не только в пределах Крутицкой митрополии, но и в пределах более южной Белогородской епархии не оставалось таких свободных мест, заселение которых могло бы расширить территорию этой окраинной епархии. Вольная и невольная колонизация пошла вниз, по течению Донца в донские степи. Белогородская епархия, территория которой представляла собой сравнительный простор в начале второй половины XVII в., к началу XVIII в. заселилась даже гуще Крутицкой, главным образом вследствие внутренней колонизации с постройкой полковых и сотенных городов, а также вследствие перевода помещичьих крестьян из великороссов в Белгородские пределы. 66 Так как правительственная стратегическая колонизация, сопровождавшаяся постройкой крепостных городов, в самом конце XVII и начале XVIII вв. повернула к юго-востоку и пошла по течению Северного Донца, вне пределов Белогородской епархии, то территория её за это время мало увеличилась, сравнительно с той территорией, какую имела при самом учреждении (1667 г.). Нужно только помнить, что ко второй половине XVII в. от нее отошли ко вновь учрежденной Воронежской епархии четыре города: Землянск, Урыв, Коротояк (1682 г.) и Острогожск (1699 г.). 67 После отделения названных городов Калмиусскую сакму можно считать восточной границей Белогородской епархии, а раздвинутые южные пределы её дошли до естественной границы р. Северного Донца и притока его Осерда, где развились города Бишкин, Изюм, Тор, Гороховатка, Сеньков, Купенка, но не заходили за реку Айдар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Центр подготовки епархиальных, благочиннических и приходских миссионеров начал работу 13 февраля, 2012. Новостная служба Занятия включают в себя теоретические лекции и практические семинары. На семинарах председатели епархиальных комиссий и отделов и миссионеры Белгородской епархии обмениваются опытом. 13 февраля. ПРАВМИР. 6 февраля 2012 года на базе Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) начал работу межъепархиальный обучающий Центр подготовки епархиальных, благочиннических и приходских миссионеров, сообщает Патриархия.ru . Занятия включают в себя теоретические лекции и практические семинары. На семинарах председатели епархиальных комиссий и отделов и миссионеры Белгородской епархии обмениваются опытом. В теорию включены такие предметы, как Священное Писание Ветхого и Нового Завета, догматическое богословие, история религий, сектоведение, история миссионерской деятельности Церкви и миссиология. Практическая часть даст слушателям курсов представление о разных видах и формах миссионерской деятельности на приходе: организации молодежного и дошкольного православного досуга, создании православных клубов, различных видах проповеди в блогосфере, особенностях больничного служения и служения в тюрьмах, особенностях проповеди в среде военнослужащих. Помимо этого, будут проведены семинары по современным методам катехизации, особенностям общения с сектантами, противодействию алкогольной и наркотической зависимостям, подготовке и участию в миссионерских экспедициях и путешествиях, а также задачам и деятельности миссионерских отделов Русской Православной Церкви. По окончании курсов слушатели будут сдавать квалификационный экзамен и получат свидетельство от Синодального миссионерского отдела. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме

http://pravmir.ru/centr-podgotovki-eparx...

Закрыть В белгородском селе Журавлёвка погиб под обстрелом протоиерей Олег Артёмов 25.03.2022 1163 Фото: РБК Протоиерей Олег Артёмов погиб при обстреле приграничного села Журавлёвка в Белгородской области, произошедшего в четверг вечером, сообщил в пятницу на своей странице в соцсети «ВКонтакте» Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, передаёт ТАСС. «В белгородском селе Журавлёвка погиб под обстрелом при исполнении своего пасторского долга военного священника протоиерей Олег Владиславович Артёмов. Вчера вечером, находясь в селе Журавлёвка, батюшка попал под обстрел украинс кого " Смерча "  и погиб при исполнении обязанностей помощника командира части по работе с верующими», - говорится в сообщении. Как уточнили ТАСС в пресс-службе Белгородской и Старооскольской епархии, погибший протоиерей Артемов был полковым капелланом и не являлся клириком местной епархии. По информации синодального отдела, Артемов в последние годы служил клириком Суворовского храма Георгия Победоносца в городе Новая Ладога. Режим ЧС ввели 23 марта в двух приграничных селах Белгородской области Журавлёвке и Нехотеевке из-за взрыва снаряда, запущенного со стороны Украины. Во время разрыва снаряда три человека получили ранения, более 20 домов и машин повреждены. В ночь на 24 марта в Журавлевке также зафиксировали несколько взрывов: снаряды упали в нежилой зоне села. После инцидентов из двух сел эвакуировали в Белгород 196 человек. Погибший протоиерей Олег Владиславович Артёмов (1957-2022), Терский казак Кисловодской станицы, морской офицер, участник Чеченской войны в составе казачьих подразделений, с 1999 года во священном сане – настоятель храма на малой родине и казачий духовник, с 2010 года в чине военного священника окормлял моряков-подводников, затем корабельный священник на научном судне «Адмирал Владимирский». Участник подводных и надводных морских походов. Последние годы служил настоятелем храма Георгия Победоносца в городе Новая Ладога, последний месяц – капелланом в одной из частей ВС России. 

http://ruskline.ru/politnews/2022/03/25/...

Окружное уездное духовное училище, в которое должен был явиться Михаил Булгаков в начале сентября 1827 года, находилось в Белгороде и помещалось при курской духовной семинарии. Промыслу Божию угодно было, чтобы мальчик, приготовлявшийся к высшему служению, поступил для продолжения своего образования в училище, находившееся в самых лучших условиях сравнительно со всеми другими духовными училищами епархии. Вследствие близости непосредственного начальства в лице семинарского правления, Белгородское уездное училище было самым благоустроенным, по крайней мере, в учебно-воспитательном отношении. Таким именно нашел его ревизовавший семинарию и низшие духовные училища курской епархии профессор Киевской духовной Академии, протоиерей И.М. Скворцов в июле 1828 года, следовательно, в то самое время, когда Михаил Булгаков был в низшем отделении уездного училища. В своем ревизорском отчете протоиерей И.М. Скворцов писал, между прочим, что в Белгородском уездном училище он нашел «довольно успешных учеников». Что же касается материального обеспечения и всей вообще внешней обстановки, то в этом отношении Белгородское уездное училище наряду со всеми другими епархиальными духовными училищами оставляло желать весьма и весьма многого. Но свидетельству протоиерея И.М. Скворцова в том же самом ревизорском отчете его, в жилых комнатах училища было весьма тесно и нечисто; воспитанники спали поперек широких лавок друг подле друга. Подобная теснота была решительно неизбежна, так как училище Белгородское было одним из самых многолюдных. Во время обучения в нем Михаила Булгакова количество воспитанников училища постоянно колебалось между 476 и 402 человек. Всего же вместе с учениками семинарии и приходского училища в трех сравнительно небольших корпусах помещалось около 1200 чел. Даже трудно себе в настоящее время представить, как такое множество детей могло помещаться там, где впоследствии с трудом помещалось 500–600 воспитанников одной семинарии. Где же, при таком многолюдстве и неизбежной тесноте, было заботиться о чистоте и опрятности в жилых ученических комнатах? И если даже во время ревизии было «весьма нечисто» в комнатах, то что же могло быть в обыкновенное время? Вот в какой обстановке должен был продолжать свое образование Михаил Булгаков. Неудивительно, если уже в это время в голове ребенка, жившего вместе с казеннокоштными учениками в самых неблагоприятных условиях и на каждом почти шагу встречавшего препятствия к удовлетворению своей детской любознательности, могли возникать мечты о возможно лучшем устройстве духовных школ, – мечты, нашедшие впоследствии прекраснейшее выражение для себя в известном обете отдавать все сбережения от доходов за литературные труды на пользу духовных школ и просвещения в России.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Благодаря отделу церковной благотворительности и социального служения Подольской епархии гуманитарную помощь получили около 100 нуждающихся прихожан Митрофано-­Воронежского храма в Лисичанске (Луганская Народная Республика), а также шесть монахинь из Вознесенского скита Борисоглебского монастыря Изюмской епархии , которые в данный момент нашли приют в Марфо-Мариинской обители Белгорода. Помощь, собранную силами подольских верующих, также получают старики и семьи с детьми из окрестных сел, проживающие в общежитии села Горловка под Донецком. — Сейчас там находятся 53 ребенка с мамами. Мы отправляем им посуду, одеяла, одежду, игрушки, электрические плитки, — говорит руководитель Георгиевского сестричества милосердия Подольского благочиния и секретарь отдела по благотворительности и социальному служению Подольской епархии Евгения Самоделкина. К слову, если прежде основным направлением работы сестричества было окормление пациентов областного центра термической травмы на базе Подольской городской больницы 2, то с началом спецоперации приоритеты изменились, и главной стала помощь беженцам. По официальным данным, с февраля 2022 года в Московскую область прибыло 32 тысячи беженцев и вынужденных переселенцев из Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Белгородской области. Основную заботу о них взяли на себя муниципалитеты, хотя потребность в адресной помощи, духовной поддержке никто не отменял, поэтому помощь людям, пострадавшим от военного конфликта на Украине, стала новым вызовом для церковных структур, занимающихся социальной работой. Практика показала, что такую деятельность удобно вести на уровне благочиний, и везде она организована примерно по одной схеме. Рассмотрим это на примере Подольской епархии. Опыт Подольской епархии На территории Подольской епархии оба пунк­та временного размещения (ПВР) для беженцев организованы на базе санаториев «Родина» и «Мечта», оба они находятся в Подольском благочинии. Общая численность их постояльцев около 330 человек (это дети и женщины). Работа с ними строится в тесном сотрудничестве с окружным управлением социального развития 16 Министерства социального развития Московской области и Администрацией городского округа Подольск. Адресную помощь от епархии оказывает Георгиевское сестричество и волонтерское движение Подольского благочиния «Милосердие-Подольск»: покупают нуждающимся одежду, обувь, лекарства, организуют и оплачивают медицинскую помощь врачей-специалистов.

http://patriarchia.ru/db/text/6045649.ht...

2408 Епископы Белгородские носили титул митрополита до 1721 г., когда последний был отнят у кафедры. Впрочем, непосредственный предшественник святителя Иоасафа Горленко молдаванин Антоний Черновский титуловался митрополитом Белгородским, потому что он имел звание митрополита ранее в своей стране. А. С. Лебедев. Белгородские архиереи. Харьков. 1902 г., стр. XII, 13, 22, 63. 2409 Кроме Старобельского уезда и части Купянского. Н. Сенаторский. Пределы Белгородско-Курской епархии. Курские Епархиальные Ведомости 1890 г., 44, стр. 696. 2411 Ibid. – Всего к епархии отошло 38 городов, расположенных по «Белгородской черте» укреплений и за чертою. Следующие двадцать городов, входивших в черту, были выделены из патриаршей области: Белгород, Курск, Оскол Старый, Обоянь, Болховой, Карпов, Хотмыжск, Вольной, Алешина, Короча, Яблоновой, Новый Оскол, Верхососенский, Усерд, Алшанской, Коротояк, Недригайлов, Валуйки, Чугуев, Каменной; к поименованным (20-ти) городам присоединены были «новосазидаемые грады», числом восемнадцать: Харьков, Колонтаев, Городня, Краснокутск, Валки, Нежегольск, Двуречной, Салтанов, Печенеги, Змиев, Маяцкой, Тор, Булыклея, Царе-Борисов, Охтырской, Боровской, Острожской, Урыв. Историко-статистическ. описан. Харьковск. епарх… col. 10, примеч. 15. Н. Сенаторский, цитиров. сочин. и изд., 44, стр. 691–696. 2412 С учреждением 2 апреля 1682 г. Воронежской епархии в составе Белгородской наблюдаются незначительные изменения; в силу разновременных распоряжений церковно-гражданской власти к Воронежской епархии отошли от Белгородской; сначала Коротояк, Урыв, Острожек (последний при императоре Петре Великом. Воронежская Старина, вып. IV, 1904 г., стр. 61), Усерд и Ольшанск (в 1765 г.), Волуйки с округом и одним монастырем, Ливенск (в 1798 г.). Н. Сенаторский, цитир. сочин. и изд., V, 44, стр. 698–699. 2414 Дополнения к А. И. т. IX. СПБ. 1875 г., 106, стр. 257 и дал. Историко-статистическ. описан. Харьковск. епархии, отд. 1, coll. 3–8. Н. Сенаторский, цитиров. сочин. и изд., 44, стр. 691–692; 699–702. Н. Милюков. Колонизация России. Энциклопед. словарь Брокгауза и Евфрона, т. XVa стр. 744–745. Н. П. Василенко. Прикрепление крестьян в Малороссии. Великая Реформа. Юбилейное изд. т-ва Сытина, т. I, Москва. 1911 г., стр. 108–109, 121.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§ 8. Хотя епископов мы видим в России еще при первом митрополите Михаиле, однако они тогда не имели для себя определенных кафедр и округов. Разделение России на епархии произошло при митрополите Леонтии, по предварительному совещанию с князем Владимиром 146 . Впрочем, при жизни последнего было открыто не больше 8 епархий. После же него к началу следующего периода появилось вновь еще столько же; но зато одна из ранее существовавших, именно Тмутараканская, закрылась вследствие наплыва сюда половцев, так что всех епархий осталось 15, если не считать митрополичьей, именно: Новгородская, Черниговская, Переяславская, Владимиро-Волынская, Туровская, Полоцкая, Смоленская, Галичская, Рязанская, Владимиро-Кляземская, Перемышльская, Ростовская, Белгородская, Юрьевская и Угорская. Большей частью их пределы совпадали с пределами удельных княжеств, и епископские кафедры обыкновенно бывали в удельных стольных городах. Исключение в этом отношении представляли собственно 3 последние епархии. Епархии вообще были очень велики; особенно выдаются такие, как Новгородская, Ростовская (до отделения от нее Владимиро-Кля-земской), Черниговская (преимущественно вначале) и Владимиро-Волынская; самыми незначительными были Юрьевская, Белгородская и Переяславская, кафедры которых были недалеко от Киева 147 . § 9. По правам все епископы были равны между собой; но некоторые из них носили особенные титулы; именно переяславский – титул митрополита как занимавший прежнюю митрополичью кафедру, новгородский с 1165 г. титул архиепископа, в силу гражданского значения Новгорода. Епископ в принципе есть духовный начальник над своей паствой и духовный ее судья; власть его поэтому двояка: административная и судебная. В частности, эта власть выражалась в следующих правах: 1) высший надзор за епархией, особенно за духовенством, 2) издание грамот или словесных приказов касательно церковных дел в епархии, 3) созвание духовных лиц на съезды, 4) поставление духовных лиц и 5) церковный суд. Вообще права епископа у нас были те же, что и в Греции; но действительное положение его у нас было гораздо выше. Он чувствовал себя, с одной стороны, независимее от митрополита, с другой – выше над своим духовенством, чем это было в Греции, где епархии были несравненно меньше по объему и оттого епископы – ниже по епархиальному положению и менее начальственны. Но что самое важное, – это именно то, что наши епископы пользовались гораздо более широкой юрисдикцией, чем греческие. Расширение это к концу домонгольского периода состояло в следующем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

В Белгородской области умер 34-летний священник, заболевший коронавирусом 7 ноября, 2020. Новостная служба Протоиерей Дмитрий Готовкин был настоятелем собора в поселке Ровеньки 7 ноября. ПРАВМИР. Настоятель Свято-Троицкого собора в поселке Ровеньки Белгородской области протоиерей Дмитрий Готовкин умер от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией. Об этом сообщили в рабочей группе при Патриархе по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения COVID-19. Священнику было 34 года. По словам секретаря Валуйской епархии, настоятель боролся с вирусом три недели. У него было хроническое заболевание — астма, сообщает Bel.ru . Дмитрий Готовкин родился в 1986 году в городе Никополь Днепропетровской области Украины. В 2007 году был рукоположен в сан диакона, а вскоре после этого — в сан пресвитера. В 2011 году был назначен благочинным новообразованного Ровеньского благочиния с назначением настоятелем Свято-Троицкого собора в поселке Ровеньки. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 20 февраля, 2024 9 февраля, 2024 30 января, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-belgorodskoj-oblasti...

Пример того, как сохранять духовные сокровища, оставшиеся нам в наследство от тысячелетней православной Руси, и передавать их будущим поколениям, также дает нам Белгородская земля. В последние годы Белгород изменился к лучшему — это красивый, современный город, хранящий свое наследие и вместе с тем несущий на себе совершенно характерную печать современного города. Я сейчас проехался вместе с губернатором, мы поговорили о Белгороде, и я выразил ему свое восхищение тем, как выглядит город. И совершенно ясно, что это не потемкинская деревня, что это реальная жизнь — чистый, аккуратный, красивый город, где восстанавливаются старинные здания, строятся храмы, появляются новые современные здания. Я думаю, что это хороший пример того, как должна развиваться, в том числе, и градостроительная политика в нашей стране. По уровню экономического развития и социальной защищенности граждан Белгородская область является одним из лидеров в общенациональном масштабе. Я также хотел поздравить область с тем, что, несмотря на тяжелые последствия, связанные с годом кризиса, тем не менее возрастает заработная плата, возрастает уровень потребления, люди больше получают и больше тратят. Это объективные цифры, которые свидетельствуют о росте благосостояния тех, кто живет на Белгородской земле. Еще с 1990-х годов стараниями губернатора и владыки архиепископа в Белгородской области сложилась поистине уникальная ситуация, в которой отношения региональной власти и епархии могут быть описаны как реальное, подлинное соработничество; и плоды этого соработничества мы наблюдаем сегодня воочию. Я только что посетил семинарию: совершенно очевидно, что такое замечательное явление, как Белгородская миссионерская семинария, находящаяся в центре города, наверное, не могло бы состояться без поддержки областной власти, за что я хотел бы также поблагодарить губернатора и владыку. Плоды этого сотрудничества мы видим также в такой важной сфере, как преподавание Основ православной культуры в средних учебных заведениях. Методики, подходы, опыт, накопленные здесь, стали фундаментом для организации работы в этой области и для введения этого предмета во многих других регионах России. Именно в Белгородской области достигнуты впечатляющие успехи в деле возрождения общественной нравственности, что влияет и на экономику, и на демографическую ситуацию, и на повседневную жизнь людей.

http://patriarchia.ru/db/text/1151942.ht...

Из клириков Донской епархии выпускниками Донской миссионерской школы было достаточно значительное число – 3,6 %. Кроме Донской миссионерской школы, в епархии служили выпускники Саратовской и Урмийской миссионерских школ и миссионерских курсов при Казанской духовной академии. Немалым был процент клириков Донской епархии, окончивших светские учебные заведения, то есть не имевших духовного образования. Как правило, они были выходцами из казачьего, дворянского, мещанского или крестьянского сословий. Наибольшее число клириков Донской епархии, не получивших духовного образования, были выпускниками двухклассных училищ Министерства народного просвещения (учительских школ). Их число составило 160 человек (8,2 %). Из них наибольшее количество выпускников дали Качалинское, Аксайское, Голодаевское, Колодезное и Алексеевское училища. Кроме учительских школ, среди донского духовенства было немало выпускников учительских семинарий (2,3 %): Новочеркасской и Александровск-Грушевской, а также учительских семинарий других епархий: Казанской инородческой, Воронежской, Волчанской, Белгородской, Пензенской. Служили клириками Донской епархии и выпускники Тамбовского Екатерининского учительского института (0,25 %) 278 . Учитывая, что к началу XX в. на диаконов и псаломщиков были возложены обязанности учителей, Донская духовная консистория не препятствовала занимать церковнослужительские места кандидатам, имевшим педагогическое образование и работавшим до этого в должности учителя от 2 до 10 лет. 3,8 % клириков Донской епархии имели домашнее образование. Среди них основной составляющей были клирики единоверческих церквей, в подавляющем большинстве перешедших в единоверие из старообрядчества. Немало клириков (3,2 %) обучались в донских окружных училищах (эти училища располагались в г. Новочеркасске и окружных станицах Области Войска Донского: Константиновской, Нижне-Чирской, Каменской, Новониколаевской, Урюпинской и Усть-Медведицкой). Их выпуск никами были дети казаков, впоследствии ставшие священно- и церковнослужителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010