Эти обстоятельства имели действительную силу. Смуты в Малороссии, начавшиеся сразу после смерти Богдана Хмельницкого, отражались и на Украйне, в тех городах, которые должны были войти в состав предназначенной к открытию Белгородской митрополии; немедленное открытие её до усмирения южно-русского края и ограждения его от набегов крымских татар оказывалось неудобным; 29 ноября того же 1657 года патриарх служил в Успенском соборе после литургии пред образом всемилостивого Спаса, что златая риза, торжественный напутственный молебен, отпускал окольничего Богдана Матвеевича Хитрово с товарищи к гетману в Черкассы для усмирения начавшейся там смуты 33 . Восстановление же Смоленской архиепископии на соборе 1657 г. не могло вызывать никаких особых затруднений; епархия восстановлялась в тех пределах, какие были отобраны от Польши. Большие затруднения соединялись с открытием епархии Вятской; она открывалась вновь, в краю мало еще устроенном в гражданском отношении; здесь жило много разных инородцев-язычников; русское население было еще немногочисленно и помнило о прежней свободе своего края. В состав этой епархии по соборному определению входили города с уездами и церквами из бывших здесь десятин патриаршей области 34 , и в дополнение к ним присоединялась от Вологодской епархии область великая Пермь с церквами по реке Каме и городами Чердынью и Соликамском; от того назначенному на эту епархию епископу Александру и присваивался титул епископа Вятского и Великопермского 35 . На содержание Вятского епископа дан Предтеченский монастырь в г. Котельниче с пашенною землею, крестьянами и угодьями 36 , и из государевых оброчных земель пожалованы деревни с пустошами, сенными покосами и разными угодьями 37 . Новая епархия, особенно на первых порах, конечно не могла доставить своему епископу тех жизненных удобств, какие он имел в Коломне, где у него был роскошный двор и полное устроенное хозяйство 38 ; Вятская епархия была и беднее епархии Коломенской; поэтому епископ Александр не мог оставаться спокойным и довольным своим новым положением; вскоре по удалении патриарха Никона с престола он стал открыто протестовать и против своего перевода в Вятку и против церковных исправлений Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Постановили: Доклад принять к сведению.   ЖУРНАЛ N 81 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах за рубежом. Постановили: Аргентинская и Южноамериканская епархия: Священника Михаила Чайку, клирика Белгородской епархии, направить в распоряжение митрополита Аргентинского и Южноамериканского Платона. Берлинская и Германская епархия: Священника Михаила Земана, внештатного клирика города Москвы, направить в распоряжение архиепископа Берлинского и Германского Феофана для назначения настоятелем прихода святых Царственных страстотерпцев в городе Бремене (Германия). Корсунская епархия: 1. Архимандрита Георгия (Вострелъ), согласно прошению, освободить от должности клирика Трехсвятительского храма в городе Париже и направить в распоряжение епископа Венского и Австрийского Илариона. 2. Протоиерея Николая Щербакова, сотрудника Отдела внешних церковных связей, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия. 3. Протоиерея Владимира Коряка, согласно прошению, освободить от должности настоятеля Михаило-Архангельского храма в города Алтеа (Испания) и направить в распоряжение архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона. 4. Протоиерея Виктора Цешковского, внештатного клирика города Москвы, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия для назначения настоятелем Александро-Невского прихода в городе Варезе (Италия). 5. Игумена Кронида (Карева), насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия для прохождения послушания в монашеской общине во Франции. Николаевский приход в городе Риме (Италия): Диакона Илиана Лаврентьева, клирика Смоленской епархии, назначить клириком Николаевского прихода в городе Риме. Благочиние Патриарших приходов в Финляндии: 1. Священника Максима Маслакова, клирика Московской епархии, в связи с направлением на обучение в Финляндию, назначить клириком Благочиния Патриарших приходов в Финляндии с поручением ему пастырского окормления русских православных общин в городах Турку и Пори.

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

Приходы Московского Патриархата в Италии Игумена Алексия (Никонорова) освободить от должности настоятеля прихода в честь святителя Николая Чудотворца в г. Мерано, Италия, с благодарностью за понесенные труды и направить в распоряжение Преосвященного архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта.   ЖУРНАЛ 84 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Берлинско-Германская епархия 1. Протоиерея Владимира Неймана, заштатного клирика Киевской епархии, направить в распоряжение управляющего Берлинско-Германской епархией. Сурожская епархия 2. Протоиерея Виталия Полищука, клирика Киевской епархии, направить в распоряжение управляющего Сурожской епархией. Таиландская епархия 3. Иерея Алексия Головина, в связи с окончанием срока командировки, освободить от должности клирика Таиландской епархии и направить в распоряжение управляющего Томской епархией. 4. Иерея Иоанна Мороза, в связи с окончанием срока командировки, освободить от должности клирика Таиландской епархии и направить в распоряжение управляющего Белгородской епархией. 5. Иеромонаха Серафима (Васильева), клирика Канашской епархией, направить в распоряжение управляющего Таиландской епархией.   ЖУРНАЛ 85 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о взаимодействии с находящимися в Западной Европе высшими учебными заведениями, в которых обучаются или могут обучаться студенты из Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с необходимостью иметь полномочного представителя Московского Патриархата по взаимодействию с находящимися в Западной Европе высшими учебными заведениями, в которых обучаются или могут обучаться студенты из Русской Православной Церкви, назначить таковым представителем архимандрита Сергия (Акимова), клирика Минской епархии. 2. Определить архимандрита Сергия (Акимова) в клир приходов Московского Патриархата в Италии и назначить его на должность настоятеля храма святителя Николая Чудотворца в городе Мерано.

http://patriarchia.ru/db/text/5837973.ht...

Важнейшими событиями в духовной жизни курян стали посещение края в 1991 г. патриархом Московским и всея Руси Алексием II , принесение в епархию из США в сент. 2009 г. чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». 15 марта 1990 г. вышел в свет 1-й вып. «Курских епархиальных ведомостей». 1 сент. того же года начались занятия в ДУ; на очное отд-ние поступили 24 чел. В кон. 1991 г. уч-ще было преобразовано в Курскую ДС с 3 отд-ниями: пастырским, регентским и иконописным. Нужда в семинарии на тот момент была огромная, т. к. епархии в 1992 г. не хватало 120 священников. В наст. время в Курской ДС большое внимание уделяется подготовке священников, способных вести диалог с молодежью: наряду с педагогикой и психологией изучается методика преподавания Закона Божия, введена педагогическая практика в правосл. гимназии, миссионерская практика в общеобразовательных школах города, а с 2008 г.- в дошкольных образовательных учреждениях. 29 апр. 1990 г. в Курске открылась общегородская воскресная школа, куда были приняты более 80 детей. В 1994 г. при епархии начала работу 1-я в Центральночернозёмном регионе правосл. гимназия им. прп. Феодосия Печерского, учредителем которой стала Курская ДС. На базе гимназии создан консультативный центр непрерывного правосл. образования и воспитания, имеется б-ка правосл. педагогической и методической лит-ры. Совместно со светскими организациями епархия проводит просветительские мероприятия. После празднования 1000-летия Крещения Руси в Курске и Белгороде прошли посвященные русской церковной истории круглые столы с участием деятелей науки и культуры и представителей Курско-Белгородской епархии. В 1992 г. в Государственном архиве в Курске состоялись научно-практические краеведческие чтения, посвященные 325-летию Курской кафедры. Курская епархия стала инициатором мн. полезных начинаний, среди них - ставшие традиционными рождественский и пасхальный концерты в Курском гос. драматическом театре, пасхальный фестиваль «Золотые купола», концерты, посвященные Неделе св. жен-мироносиц и Дням славянской письменности и культуры. Ежегодно проводятся всероссийские научно-образовательные Знаменские чтения.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

В 1681 г. царь Феодор Алексеевич представил духовной власти обширный проект нового деления тогдашних епархий. В нем предлагалось вновь открыть 68 архиерейских кафедр 25 на основании пересмотра территорий существующих епархий с расчетом, чтобы каждая епархия территориально простиралась не далее двухсот верст 26 . Проект был рассмотрен на Московском Соборе в 1681–1682 гг. Отцы Собора отметили чрезмерную широту царских планов и указали на возможность финансовых затруднений в деле их реализации. Собор определил открыть лишь четыре новые епархии. В их числе открылась и епархия Воронежская 27 . В официальном документе об этом излагается государево изволение и патриаршее благословение: “Великий государь Феодор Алексеевич советовав со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Иоакимом, для украшения св. Церкви и для спасения и просвещения христиан быть епископу на Воронеже граде” 28 . Новая Воронежская епархия была выделена преимущественно из Рязанской митрополии и части Белгородской епархии. По соборному уложению 1682 г., в состав Воронежской епархии должны были войти города: Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Костенек, Усмань, Соколовский, Острогожск 29 . Однако есть источник 30 , в которых называются, кроме указанных, и другие города в составе образовавшейся Воронежской епархии. Ввиду этого, историки по-разному разрешают вопрос о ее первоначальных границах. Изучив имеющиеся материалы по данному вопросу, известный исследователь Воронежского края П. В. Никольский приходит к выводу, что к концу XVII века “границы епархии могут быть проведены весьма условно” 31 . Но в чем же причина расхождения исторических документов относительно первоначальных границ Воронежской епархии? Дело в том, что Рязанский митрополит и Воронежский епископ уже после соборного определения границ епархий долгое время претендовали на одни и те же города. Шли жалобы к царю и патриарху от Рязанского митрополита и от Воронежского епископа. В ответных грамотах и указах, направленных в разные времена этим иерархам от патриарха и царя, содержатся разноречивые предписания и данные о границах вновь образованной епархии 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИН Еп. Юрьевский (1090/91 - 1095/1114). Согласно Киево-Печерскому патерику , М. был пострижеником Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ). Хиротонию М. во епископа Юрьевского (г. Юрьев, древнерус. Гюргев, ныне Белая Церковь Киевской обл., Украина) возглавил, вероятнее всего, митр. Киевский Иоанн III Скопец, занимавший кафедру ок. года в 1090/91 г. (предшественник М., Антоний, упом. в 1089). 14 авг. 1091 г. М. участвовал наряду с др. южнорус. епископами (митрополичья кафедра в это время была уже вакантной) в перенесении мощей прп. Феодосия Печерского в Киево-Печерском мон-ре из пещеры к новому месту погребения в Успенском соборе. В качестве епископа «Порьского» (т. е. Поросского, от р. Рось) в патериковом известии об этом событии (Патерик. 1911. С. 60) и более поздних летописных сводах (не ранее XV в.) указывается также Антоний, признаваемый в историографии бывш. Юрьевским епископом. По гипотезе М. Д. Присёлкова , поскольку Белгородский епископ в сообщении о перенесении мощей святого не упоминается, в 1089-1091 гг. существовала объединившая Белгородскую и Юрьевскую епископию викарная Поросская епархия, упраздненная после поставления на воссозданную Юрьевскую кафедру М., но с сохранением титула епископа Поросского за Антонием. Заслуживает внимания основанное на привлечении летописных и патериковых данных предположение Я. Н. Щапова , что «юрьевский епископ... был ближайшим помощником и заместителем главы русской церкви, что сближает его с положением белгородского епископа... Можно думать, что юрьевский епископ выполнял фунцкии викария тогда, когда это не мог делать белгородский, являвшийся и администратором над территорией Киевской земли, кем юрьевский иерарх не был» ( Щапов. 1989. С. 44-45). Данное наблюдение важно для периода ок. 1091-1093 гг., когда митрополичья кафедра скорее всего была вакантна. В 1095 г. г. Юрьев «лето все» осаждали половцы. М. все это время, очевидно, находился в городе. После достижения кн. Святополком Изяславичем договоренности с половцами юрьевцы покинули свой город, к-рый вскоре был сожжен кочевниками, и вместе со своим епископом пришли в Киев, откуда были переведены киевским князем в построенный им недалеко от столицы и названный в свою честь г. Святополч (Витичев). Вероятно, в этом городе М. и окончил свои дни. Следующий известный Юрьевский епископ, Даниил, упоминается в связи с его поставлением на кафедру только в 1114 г.

http://pravenc.ru/text/2562050.html

Скачать epub pdf 10.01 Служба священномученику Никодиму (Кононову), епископу Белгородскому Служба святому священномученику Никодиму (Кононову) составлена насельницей Толгского монастыря (Ярославская епархия) инокиней Смарагдой (Зыковой) На малей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Н ебесных чинов: Возсия Небесный свет Христов в души твоей, отче блаженне Никодиме, и возродися, яко крин сельный, отрасль благочестия в сердцы твоем, и процвете и даде плод красен спасительнаго сеяния. Возлюбил еси доброту Небесную паче благ земных, в юношеских летех ко Христу сердцем прилепился еси и жаждущую Бога душу богомыслием питал еси, тако и по заповедем Божиим поживе, яко добрый сын, к Отцу Небесному с радостию возшел еси, святителю Никодиме. Возжада душа твоя Бога Крепкаго Живаго, и притекл еси волею в благословенныя объятия Отча, яко блудный сын, со Адамом вкупе рыдая и стеня о потерянном блаженстве райстем, егоже сладости ныне непрестанно наслаждаешися. Добрым подвигом подвизался еси, саном священства облеченный, благодарение Богу за вся приносил еси, очи сердечныя горе возводя, труды к трудам прилагал еси, Владыку умилостивляя, и чистым сердцем Духа Святаго прияти сподобился еси, священномучениче Никодиме. Слава, глас 8 Многими подвиги и труды плоть свою измождил еси, ветхаго человека в себе умерщвляя, сердце сокршенное в себе явил еси, и за сие слезы благодатнаго умиления стяжал еси, богомудре Никодиме, и яко сеявый слезами, радость непрестанную пожал еси. Темже молим тя, испроси нам у Господа тоя радости выну причащатися. И ныне, Богородичен, глас 8 Имамы Тя молитвеницу неотступную к Богу, Мати Божия, молим Тя, Благая, град наш и веси сохрани и всю землю Русскую покровом Твоим милостивно осени, сердца наша во благочестии утверди и спаси души наша. На стиховне стихиры, глас 4 Дарова ти Господь таланты мнози, яже ты весьма преумножил еси, о подвижницех благочестия жития составляя, и сам духом тех утверждался еси, добронравное житие свое являя, с нимиже и спрославился еси. Темже молим тя, святителю Никодиме, моли Бога о нас грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Состоялось торжественное вручение дипломов и памятных призов лауреатам VI открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» Москва, 4 ноября 2011 года В рамках церковно-общественной выставки форума «Православная Русь» состоялось торжественное вручение дипломов и памятных призов лауреатам VI открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». Один из лауреатов священник Александр Дьяченко. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Главного приз конкурса «Просвещение через книгу-2011» удостоено Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры за книгу «Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, чудотворца, написанное Премудрейшим Епифанием». Руководитель проекта – архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин). В этом году в книжном конкурсе приняли участие 65 церковных и светских издательств из разных регионов России и зарубежья. Всего в конкурсную комиссию поступило 205 изданий по 12 номинациям. СПИСОК ЛАУРЕАТОВ Лучшее художественное произведение 1 место Автор-составитель Ольга Нересова Антология русской поэзии «Круг лета Господня. Времена года. Православные праздники» Кафедральный соборный храм Христа Спасителя 2 место Сборник рассказов «На перепутье…» Издательство «Даниловский благовестник» 3 место Издательство храма св. мц. Татианы при МГУ 3 место Издательство «Алавастр» Лучшая духовно-патриотическая книга 1 место Даркевич Владислав Петрович «Цивилизация Древней Руси XI–XVII веков» Издательство «Белый город» 2 место Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 3 место Виктор Васильевич Овчинников «Земля Белгородская: легенды, тайны, чудеса, загадки, были, небыли, сказы» том 1 Белгородская и Старооскольская епархия 3 место Шарков Анатолий Васильевич, Грозов Владимир Всеволодович, Бествицкий Юрий Анатольевич «Под крестом судьбы» Издательство Белорусской Православной Церкви Лучшая духовно-просветительская книга 1 место Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл «Проповеди 2009–2010» Издательство Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 2 место Архимандрит Иоанникий (Коцонис) «Афонский отечник»

http://pravoslavie.ru/49658.html

У Бєлгороді проходить семінар викладачів предмету «Місіологія» та співробітників місіонерських відділів єпархій Руської Православної Церкви 17 травня 2011 р. 14:18 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 16 мая 2011 года в Белгороде начал работу семинар преподавателей предмета «Миссиология» и сотрудников миссионерских отделов епархий Московского Патриархата «Подготовка к миссионерскому служению в учебных заведениях Русской Православной Церкви». Семинар организован Синодальным миссионерским отделом и Учебным комитетом Русской Православной Церкви. В семинаре принимают участие 45 священнослужителей и мирян представители Киевской духовной академии , Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Царицынского православного университета, Ужгородской богословской академии, Луганского богословского университета, Новосибирских Свято-Макарьевского православного богословского института и духовной семинарии, Полтавской миссионерской духовной семинарии, Пензенской, Калужской, Новокузнецкой, Казанской, Екатеринбургской, Почаевской, Иваново-Вознесенской, Курской, Самарской, Донской, Владимирской, Тобольской, Коломенской, Воронежской духовных семинарий, Саранского и Якутского духовных училищ, а также руководители и сотрудники миссионерских отделов Белгородской и Старооскольской, Санкт-Петербургской, Вологодской, Тульской, Рязанской, Саратовской и Вольской, Пермской, Симферопольской, Тамбовской епархий. Работу форума предварил молебен у мощей святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, в Преображенском кафедральном соборе г. Белгорода. Открытие мероприятия прошло в актовом зале Белгородской семинарии. Был показан фильм православной телестудии «Просветитель» при Белгородской семинарии «Белгородская православная духовная семинария (с миссионерской направленностью)». Семинар открыл проректор по учебной работе Белгородской духовной семинарии протоиерей Алексий Куренков. На первом заседании выступили: Белгородская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1486563...

17 июля 1995 г. определением Свящ. Синода восстановленное в 1993 г. Белгородское вик-ство Курской епархии преобразовано в Б. и С. е., викарный еп. Иоанн (Попов; с 18 фев. 1999 г. архиепископ, с 18 июля 2012 митрополит) получил статус правящего архиерея. При епархиальном управлении созданы епархиальный совет, духовный собор, церковный суд, комиссии - богослужебная, ревизионная, по социальному служению, хозяйственная, по работе с вооруженными силами и связи с правоохранительными органами, по делам молодежи и катехизации, информационная, по изучению духовного наследия епархии. В сент. 1996 г. открыта Белгородская ДС с миссионерской направленностью, при семинарии существуют двухгодичные курсы псаломщиков. В Белгородской обл. действуют 2 правосл. гимназии - во имя св. Мефодия и Кирилла в Белгороде и во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Ст. Осколе. В 2001 г. осуществлен первый выпуск сестер милосердия на базе медицинского колледжа Белгородского гос. ун-та. В сент. 2001 г. при активном участии епархии в Белгородском гос. ун-те открыт социально-теологический фак-т, преподавание ряда дисциплин на к-ром осуществляется священнослужителями епархии. Согласно данным на 1 янв. 2002 г., на территории епархии действовали 75 детских воскресных школ, в к-рых обучались 1874 чел., и 52 катехизаторских центра для взрослых, 86 приходских правосл. б-к обладают книжным фондом более 40 тыс. экз. При участии священнослужителей епархии осуществляется подготовка преподавателей по «Основам и ценностям Православия» - учебная дисциплина, к-рая введена в 310 школах Белгородской обл., с 1998 г. включена в качестве общеобязательной в Белгородском ун-те потребительской кооперации, где ее преподавание ведется духовенством епархии. Священнослужители также преподают историю и теорию религий в Белгородском ин-те культуры. Совместным решением администрации области и епархии был создан и 10 нояб. 1997 г. открыт территориальный центр обслуживания престарелых и инвалидов во имя блж. Ксении Петербургской в с.

http://pravenc.ru/text/77866.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010