Гавриила, в Ст. Осколе - при кафедральном Александро-Невском соборе, в Грайвороне - при духовно-просветительском центре, в Нов. Осколе - при Успенском соборе. В г. Шебекино при Тихвинском храме работает детский центр правосл. культуры, в с. Нов. Таволжанка Шебекинского р-на - молодежная группа спасателей. Летний отдых детей организуется в детском правосл. лагере «Пчелка» в г. Шебекино (с 1993), в подростковом лагере «Белгородская черта», профилактории «Лесная сказка», др. детских лагерях отдыха в благочиннических округах епархии. С июня 2000 г. офиц. печатный орган епархии газ. «Белгородские епархиальные ведомости» выходит с приложением «Семинарский вестник». С нояб. 1995 г. на базе Белгородской ДС издается ежемесячный ж. «Миссионерское обозрение» (офиц. издание миссионерского отдела Московской Патриархии). Правосл. молодежные миссионерские центры издают листки и газеты «Свет Христов» (Белгород), «Бутерброд» (Ст. Оскол). На белгородском телевидении выходят 2 передачи о жизни епархии - «Православное обозрение» (каждые 2 недели) и ежемесячно «Путь, истина и жизнь», еженедельная правосл. программа на телевидении в Ст. Осколе и Нов. Осколе, 2 раза в неделю - передача «Святое Белогорье» на белгородском радио. Епархия имеет 3 сайта в компьютерной сети Internet (епархиального управления, Белгородской ДС, Преображенского кафедрального собора). Святыни Рака с мощами свт. Иоасафа Белгородского в соборном храме Свято-Троицкого мон-ря. Цинкография. Нач. ХХ в. (ГИМ) Рака с мощами свт. Иоасафа Белгородского в соборном храме Свято-Троицкого мон-ря. Цинкография. Нач. ХХ в. (ГИМ) В Преображенском кафедральном соборе находятся мощи свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского (1748-1754), причисленного к лику святых 4 сент. 1911 г. В дек. 1920 г. мощи свт. Иоасафа были публично вскрыты и отправлены сначала в Москву, а затем - в Ленинград, в Музей религии и атеизма. В 1970 г. 2 сотрудниками музея мощи были спасены от уничтожения и спрятаны в утеплительном слое на чердаке. 28 февр. 1991 г.

http://pravenc.ru/text/77866.html

В период немецко-фашистской оккупации УАПЦ возобновила деятельность в Донбассе. В 1941-1942 гг. открылись автокефалистские приходы в Мариуполе, Горловке, Славянске, пос. Алексеево-Дружковка (ныне в черте Дружковки), пос. Кондратовка близ Горловки, состоявшие в юрисдикции главы УАПЦ Поликарпа (Сикорского) и поставленных им «епископов»: «епископа Екатеринославского (Сечеславского) и Запорожского» Геннадия Шиприкевича и «епископа Мелитопольского и Таврического» Сергия Охотенко (южная и центральная части Донбасса). В сев. части Ворошиловградской обл. неск. приходов подчинялось лжемитр. Харьковско-Полтавскому Ф. Булдовскому, епархия которого имела фактически самоуправляемый статус в составе УАПЦ. Власть Булдовского с нач. 1942 г. признавали Покровский приход в с. Трёхизбенка Славяносербского р-на, Троицкий приход в пос. Троицкое и Успенский приход в с. Распасеевка Троицкого р-на. Два последних храма входили в Уразовско-Троицкий благочиннический округ УАПЦ, объединявший неск. общин Ворошиловградской и Белгородской обл., благочинным был свящ. Алексий Кириченко, арестованный в сент. 1943 г. На допросе Кириченко сообщил, что Булдовский собирался порвать с Поликарпом (Сикорским) и планировал к кон. 1942 г. разделить приходы Харьковской митрополии на ряд «областных епархий»: в частности, север Донбасса должен был отойти к проектируемой Валуйской епархии УАПЦ (с центром в совр. г. Валуйки Белгородской обл.). После освобождения Донбасса, в 1942-1943 гг., автокефалистские клирики перешли в РПЦ, где были приняты через перерукоположение, но это не помогло им избежать репрессий. Первая после войны община УАПЦ во имя свт. Николая была зарегистрирована 20 марта 1992 г. в Луганске. В 1993 г. получил регистрацию приход Всех святых в г. Красный Луч, а в 1999 г.- Покровский приход в г. Сватово и Александро-Невский приход в пос. Н. Дуванка Сватовского р-на. Указанные общины относятся к Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ (обновленной). На 2014 г. УАПЦ насчитывала 6 общин и 2 священнослужителя. УПЦ-КП

http://pravenc.ru/text/2110759.html

Патриарх Московский и всея Руси, который приехал в субботу с двухдневным визитом в Белгородскую и Староосколькую епархию, высоко оценил диалог между Церковью и светской властью в Белгородской области, а также успехи епархии в области религиозного образования. Вечером 1 мая 2010 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл в Белгород с Первосвятительский визитом. Белгородская епархия — одна из наиболее древних в РПЦ. В аэропорту города Белгорода Его Святейшество встречали губернатор Белгородской области Е.С. Савченко, представитель администрации Белгородской области в Совете Федерации Федерального Собрания РФ Н.И. Рыжков, председатель Белгородской областной Думы А.Я. Зеликов, главный федеральный инспектор в Белгородской области А.А. Закоржевский, первый заместитель губернатора Белгородской области О.Н. Полухин, глава местного самоуправления г. Белгорода В.Н. Потрясаев, архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн и духовенство Белгородской епархии. Из аэропорта глава РПЦ направился в Белгородскую духовную семинарию, а затем посетил Преображенский кафедральный собор Белгорода, где помолился у мощей святителя Иоасафа Белгородского. В кафедральном Преображенском храме Белгорода и у его стен первосвятителя встретили свыше 2 тысяч верующих.В Белгороде, по словам представителя епархии, сейчас живут около 4 тысяч человек, действует 22 храма, а в воскресенье патриарх освятит 23-й, храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Патриарх намерен также совершить в области заупокойное богослужение по погибшим в годы Великой Отечественной войны на поле танкового сражения под Прохоровкой. «Это мое первое посещение Белгорода в качестве предстоятеля. Я рад, что во время моего пребывания состоится освящение храма и открытие музея на ратном поле России. Рад, что визит проходит в преддверии народного празднования 65-летия победы в Великой Отечественной войне», — заявил патриарх на встрече с представителями СМИ. «Мне также очень приятно свидетельствовать о том, что Белгородская епархия предпринимает весьма значительные усилия в области религиозного образования, — добавил Предстоятель. — Замечательно развивается диалог между светскими и церковными властями, между Церковью и государством. Радуюсь успехам Белгородской области, которые хорошо известны всей стране».

http://pravmir.ru/vizit-patriarxa-kirill...

Определением Священного Синода от 18 июля 1995 г. в связи с образованием Белгородской епархии был назначен епископом Белгородским и Старооскольским. В декабре 1995 г. создал Миссионерский православный благотворительный фонд Русской Православной Церкви, в который в качестве учредителей вошли РАО «Газпром», банк «Кремлевский» и др. Решением Священного Синода от 26 декабря 1995 г. назначен председателем новообразованного Синодального миссионерского отдела . Решением Священного Синода от 26 декабря 1995 г. освобожден от должности ректора Курской духовной семинарии. Решением Священного Синода от 17 июля 1996 г. назначен ректором новообразованной Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) (был ректором до 2015 г.). 18 февраля 1999 г. возведен в сан архиепископа. С 22 марта 2011 г.  по 29 декабря 2021 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 7 июня 2012 г. ( журнал 49 ) назначен главой новообразованной Белгородской митрополии . 18 июля 2012 г.  возведен  в сан митрополита. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 79 ) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря пос. Чернянка Белгородской обл. С июня 2012 г. по ноябрь 2015 г. — временный управляющий Валуйской епархии . Решением Священного Синода от 29 декабря 2021 г. ( журнал 102 ) освобожден от должности председателя Синодального миссионерского отдела и назначен руководителем Центра поддержки миссионерских станов . Является действительным членом-академиком Петровской академии наук, Международной Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, а также почетным профессором Белгородского государственного университета. Был настоятелем храма свт. Николая Мирликийского в Новой Слободе г. Москвы. Образование: 1982 г. — Иркутский государственный университет. 1988 г. — Ленинградская духовная семинария. 1992 г. — Ленинградская духовная академия. Место работы: Белгородская митрополия (Глава митрополии) Место работы: Центр поддержки миссионерских станов (Руководитель) Епархия: Белгородская епархия (Правящий архиерей)

http://patriarchia.ru/db/text/31583.html

Территория Слободско-Украинской епархии выделялась, главным образом, из Белгородской и Курской епархии, отчасти из Воронежской и Черкасской. От Белгородской епархии, состоявшей из двух губерний – Курской и Слободско-Украинской, к ней отошла Слободско-Украинская губерния почти полностью, в которой по ведомостями, составленным в Св. Синоде до представления доклада, насчитывалось 574 церкви: Харьков с уездом – 88 ц., быв. г. Валки – 6 ц., Ахтырка – 87 ц., б. гор. Лебедин – 13 ц., Богодухов – 73 ц., б. города – Краснокутск и Золочев – 10 ц., Сумы – 73 ц., б. города – Недригайлов и Белополье – 9 цер., Змиев – 84ц., Изюм – 62 цер., б. г. Славянок – 2 ц., Купянск – 41 ц., б. г. Волчанск 3 цер. и Старобельского уезда – 23 цер. От Воронежской епархии, как видно из тех же ведомостей, отошло к Слободско-Украинской епархии – 99 ц. в г. Старобельске с уездом – 24 ц., Богучаре – 85 ц. и Острогожске – 40 цер. Курская и Белгородская епархия, названная так вместо Белгородская и Курская, осталась в границах одной Курской губернии с кафедрой в уездном городе Белгороде. Городов и церквей в Курской епархии, даже после сокращения её территории наполовину, осталось достаточно – 8 городов с уездами и 7 заштатных, в них – 873 церкви. 1179 Воронежская и Черкасская епархия, введенная в границы губернии, после отделения от нее городов и частей уездов к Слободско-Украинской, Тамбовской, Саратовской и Рязанской (Раненбургского уез. – 8 цер.) епархиям, значительно сократилась как в территориальном отношении, так и по составу городов с церквами. По Воронежской губернии в ней в девяти городах с уездами оставалось – 428 цер. и 143 церкви в области Войска Донского с г. Черкасском, станицами и слободами, а всего – 571 церковь , вместо прежних – 823 церквей по пяти губерниям и Войску Донскому. В самом начале XIX в. число церквей в ней не много увеличилось, дойдя до 591. 1180 Доклад Св. Синода о согласовании епархиальных границ с губернскими и об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям, а также об открытии нескольких новых епархий в границах отдельных губерний с Высочайшей резолюцией от 16 октября 1799 года: «быть по сему» можно назвать только предпоследней стадией сложного дела упорядочения территориального устройства русских епархий, начатого по письму князя А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Питирим даже не подписался к актам собора 1657 года. Окончательная редакция соборного постановления, напечатанная в Матер. для истор. раскола I, 9–13, совершенно умалчивает об открытии Белогородской митрополии и изложена очень сжато 601 . Почему это так вышло – причин много, и они разнообразны. Здесь, во-первых, должен был пострадать влиятельный Питирим крутицкий, а не опальный Александр коломенский; и Крутицкая епархия была далеко не то, что Белгородская. Насколько одна была богата и почетна, настолько другая бедна и ничтожна. Во-вторых, у самого патриарха, успевшего присоединить Коломенскую епархию, начинались новые дела. 1658 год с приемом грузинского князя Теймураза был началом тяжелой драмы в жизни Никона. В неравной борьбе одного против всех, патриарху, по-видимому, пришлось забыть старое и заняться новым. Никону было не до присоединения епархий. Тут, кажется, кроются главные причины, почему открытая в 1657 году Белгородская епархия осталась существовать по имени и в проекте, а Питирим не ехал «в прилучившуюся ему страну». Он нужен и полезен был врагам Никона. Из городов, назначенных в состав новой епархии, одни по-прежнему остались в патриаршей области, другие, вновь образовавшиеся на Украине, едва ли имели какое определенное церковно-административное устройство. Впрочем, м. Евгений в Опис. Киево-Соф. собора относит их к Киевской митрополичьей епархии (стр. 183). Политическое состояние Украйны затягивало дело. Около гроба и свежей могилы Богдана Хмельницкого († 1657 г. 27 июля) заволновались казаки под командой Выговского. Волнения охватили обе стороны Днепра. Территория оставшейся в проекте Белгородской епархии могла быть и отчасти сделалась полем сражений с казаками и ханом крымским. По ней не так счастливо, как прежде, шли русские войска. Пришлось крепить Москву. Князь Пожарский, преследуя Выговского, погиб за Конотопом под р. Сосновкой в июне 1659 г. Боярин Трубецкой, с которым из Путивля выступил в качестве подручного Пожарский, бежал от Выговского и хана обратно в Путивль; его преследовали до р. Семи. Союзные казаки и татары дошли до Ромен. Русских пленников Выговский отправил к польскому королю. Под Гадячем татары любовались, как черкасы Выговского на приступе резались со своими братьями, жителями Гадяча. Тревожная весть из Крыма о нападениях запорожцев под командой Юрия Хмельницкого отвлекла одного из союзников. Хан, отделившись от Выговского, пошел на Сумы, Хотмыжск, Карпов, Ливны и др.; самых городов хан не тронул, но уезды выжег. Чтоб задержать хана в Крыму и не дать ему опять соединиться с Выговским, пришлось слать войска на Дон 602 . Таково и так тревожно было состояние области, куда посылали Питирима. Кажется, ехать на поле битвы немного было охотников. Печальное состояние Украины, совпавшее с открытием Белгородской епархии, другого рода, но очень важная причина, почему тамошняя кафедра пустовала.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Названы лучшие православные журналисты и СМИ 2006 года 02.02.2007 Лучшие авторы и издания 2006 г. названы на заседании Клуба православных журналистов, объединяющего руководителей крупнейших православных СМИ и ведущих журналистов, пишущих на православные темы. Премия Клуба православных журналистов является международной, ее лауреаты определяются ежегодно в рамках Рождественских образовательных чтений, традиционно в конце января - начале февраля проходящих под патронажем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве. В номинации «Золотое перо» премии удостоен депутат польского сейма гл. редактор журнала «Православное обозрение» Евгений Чиквин. Лучшей журналисткой года названа игуменья Серафима, настоятельница одесского Архангело-Михайловского монастыря. Представителем от России в лауреатском списке оказался координатор движения «Народный собор», известный московский публицист Сергей Скатов: он награжден специальной премией за лучшие журналистские расследования - цикл публикаций, посвященных ситуации вокруг Патриаршего Подворья в Сокольниках и русского академического оркестра «Боян» под руководством прославленного композитора Анатолия Полетаева Лучшим православным изданием минувшего года назван журнал «Фома»; лучшим образовательным изданием - журнал «Виноград» (Псково-Печерский монастырь); лучший молодежный журнал - «Ковчег» (Белгородская епархия); лучший детский журнал - «Радость моя» (Донецкая епархия); лучший епархиальный сайт - «Православие и современность» (Саратовская епархия); лучшая пресс-служба - Южно-Сахалинской епархии. Особыми премиями отмечены Ионинский монастырь (Киев, наместник архимандрит Иона (Черепанов) за серию информационных проектов. В номинации «За верность Православию» в связи с 15-летием со дня начала деятельности отмечены радио «Радонеж», журнал «Православная беседа», а также газета «Благовестник» (Коломна). Наградить лауреатов решено во время заседания Всемирного русского народного собора (ВРНС), который состоится в Храме Христа Спасителя в начале марта этого года в Москве, сообщает «Русская линия». АНН/Седмица.Ru Редакция текста от: 02.02.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/2311.html

Пензенская епархия отправила 2 тонны гуманитарной помощи в Валуйки Пенза, 25 февраля 2024 г. 7 автомобильных колес, 13 автономных дизельных генераторов, 15 маскировочных сетей, 170 килограмм сала, продукты питания, обувь, теплая одежда, одеяла и многое другое, крайне необходимое воинам на передовой зимой, были отправлены сестричеству в честь преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны при Свято-Никольском храме города Валуйки. В этом сестричестве получают гуманитарную помощь штурмовики, разведчики и артиллеристы, воюющие на Авдеевском и Купянском направлениях.      Пензенская епархия отправила 2 тонны гуманитарного груза в прифронтовой город Валуйки Белгородской области. 20 рулонов сетки-рабицы, 16 маскировочных сетей, 23 лопаты, различные продукты питания (в том числе 70 кг сала), 70 индивидуальных подарков воинам ко Дню защитника Отечества, обувь и теплая одежда, одеяла и многое другое, что крайне необходимо воинам на передовой зимой. Все это было отправлено сестричеству во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны при Свято-Никольском храме г. Валуйки. В этом сестричестве получают гуманитарную помощь штурмовики, разведчики, артиллеристы, воюющие на Авдеевском и Купянском направлении.      Как всегда, весомый вклад в формирование груза внес Пензенский Троицкий женский монастырь. Участие в сборах приняли прихожане пензенских храмов во имя преподобного Серафима Саровского, мучеников Адриана и Наталии, Петропавловского храма, храма во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, храма святых мучениц царицы Александры и великой княгини Елизаветы села Богословка и молитвенного дома в честь апостола Андрея Первозванного, а также епархиальный Центр гуманитарной помощи.      Впервые приняли участие члены пензенского отделения общественного движения « Гражданский комитет России». Они пожертвовали денежные средства, одежду. Дети нарисовали рисунки и записали на флешках видеопоздравление воинам ко Дню защитника Отечества. Продукцию собственного производства пожертвовали воинам кондитерские предприятия «Славия» и «Русский кондитер». В формировании индивидуальных подарков помощь оказала администратор народного движения «Пенза своих не бросает» Юлия Тужилина. Груз в город Валуйки доставил прихожанин храма во имя преподобного Серафима Саровского г. Пензы Моисеев Александр Васильевич. 25 февраля 2024 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/158837.html

В Коломенской епархии Московской митрополии собрали и отправили гуманитарную помощь в Ростов-на-Дону. Волонтеры Подольской епархии Московской митрополии посещают ПВР, поддерживают и передают необходимые вещи. Покровская епархия Саратовской митрополии передала в ПВР 400 кг одежды и обуви, стиральный порошок, мыло, зубную пасту, шампунь и другие средства санитарии и гигиены. Приходы Симбирской епархии и сестричество милосердия имени блаженного Андрея Симбирского собрали и передали в ПВР гуманитарную помощь: одежду, постельное белье, продуктовые наборы, средства личной гигиены, памперсы для детей. Клирики Сергиево-Посадской епархии Московской митрополии посетили ПВР, расположенный в лагере «Родник». Они передали беженцам гуманитарную помощь: духовную литературу, одежду и средства личной гигиены. На следующую неделю запланирована паломническая поездка беженцев в Троице-Сергиеву лавру. 28 февраля сотрудники Пензенской епархии привезли в ПВР собранную для беженцев гуманитарную помощь: одежду, обувь, постельное белье, канцтовары, подгузники, детские коляски. От Саранской епархии беженцам передали собранные на приходе канцтовары для 28 школьников, находящихся в ПВР. В Белгородской епархии сестры милосердия ухаживают за мирными жителями, которые столкнулись с последствиями конфликта на границе. Волгодонская епархия 28 февраля доставила в ПВР Волгодонска 750 литров бутилированной воды. В ПВР Усть-Донецка епархия доставила продукты и средства личной гигиены. Также 28 февраля от епархии педали беженцам детское питание, средства гигиены, вещи и обувь общим объёмом 10 коробок. Верующие Украинской Православной Церкви села Острица Черновицкой области ежедневно готовят еду для 400 беженцев, которые разместились в Черновцах и ближайших населенных пунктах. В центре гуманитарной помощи «Екатерининский» в Симферопольской епархии было собрано за неделю несколько десятков тонн, одежды, вещей первой необходимости и продуктов для беженцев и направлено в Ростовскую и близлежащие области. Южный Урал готовится принять беженцев из Донбасса. В связи с этим в Челябинской епархии объявили сбор гуманитарной помощи.

http://radonezh.ru/2022/03/02/bolee-18-t...

Как отмечал епископ Никодим (Милаш) , «случалось, что епископ одной области рукополагал клириков из области другого епископа, а некоторые священники зависели от двух епископов, случалось также, что в одном месте было по два епископа» 327 . Лишь после прекращения гонений (313) церковная власть смогла установить точные границы между церковными областями. 2 Вселенский Собор провозгласил общий принцип: «Областные епископы да не простирают своея власти на Церкви, за пределами своея области, и да не смешивают Церквей» (2 прав.). А Халкидонский Собор постановил: «По каждой епархии, в селах или предградиях, сущие приходы должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными епископов» (17 прав.). Русская Церковь была основана как одна из митрополий Константинопольского Патриархата, таким образом, она вся представляла собой, если использовать греческую номенклатуру, одну епархию. У нас, однако, термин «епархия» приобрел иное значение, чем в Византии, и стал обозначать не всю Русскую митрополию, но область, находящуюся в ведении одного правящего епископа. Епархиальное деление введено было на Руси уже в 992 г. при святом равноапостольном князе Владимире и митрополите Леонтии. Вслед за открытием митрополичьей кафедры в Киеве первые епископские кафедры были учреждены в Новгороде, Чернигове, Владимире-Волынском, Ростове-Мерянском (ныне Ростов Великий), а также в Белгороде (в ближайших окрестностях Киева), епископ которого не имел своей епархии, но помогал, подобно современным викариям, Киевскому митрополиту в управлении собственно митрополичьей областью, находившейся в прямой юрисдикции митрополита как своего правящего архиерея. Но подобные утверждения носят до известной степени предположительный характер ввиду крайней скудости документального материала, относящегося к первоначальной церковной истории Руси. В состав Русской митрополии была также включена древняя епархия Таматархи (Тмутаракань, ныне Тамань). Всего при жизни святого князя Владимира предположительно было открыто до восьми епархий. К уже названным прибавились позже Полоцкая и Туровская. Новые кафедры открывались при Ярославе Мудром: в Переяславе и Юрьеве (ныне Белая Церковь , которая, подобно Белгородской, также, вероятно, не являлась центром самостоятельной епархии), – и в эпоху удельной раздробленности: в Смоленске, Галиче, Рязани, Владимире-на-Клязьме, Перемышле (ныне Пшемышль) и Угровске, откуда епархиальный центр был позже перемещен в Холм (ныне Хелм). При этом их границы до известной степени совпадали с границами удельных княжеств. При дроблении больших уделов на более мелкие лишь в отдельных случаях учреждались новые епархиальные кафедры. В конце Киевской эпохи Русская Церковь насчитывала 15 епархий. Тмутараканская епархия к тому времени прекратила свое существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010