Достопочтенная сестра о Господе Екатерина Федоровна! В праздник Успения Богоматери поутру, мы приехала в Тюмень. Утро было прекрасное, а ночью был такой холод, что хотя я и шубою защищался, стыли колена, и грудь, подышав сырым, туманным воздухом, изъявляла перхотою свое неудовольствие. Прежде я останавливался в монастыре, а теперь мне рассудилось иметь пристанище в доме протопресвитера тамошнего, и хорошо, что поступил так. Архимандрит, как я узнал потом, весьма болен, страдает от геморроя. Во время вечернего богослужения по церквам, я к нему ездил, но как не мог видеться с ним, потому что он спал, тο оставил ему на бумаге, что хотел сказать устно. То есть, что травка, называемая тысячелиственником, служит, при Божием благословении, весьма действительным врачевством от геморроя. Что Сперанский, которому без сомнения досталось в жизни посидеть с пером в руке более, нежели многим другим вельможам, пил по утрам стакан настоя тысячелиственника вместо чаю, и тем избавлялся от геморроя. И что один генерал, которому говорил сам Сперанский, пересказал об этом Преосвященному Афанасию, Епископу Томскому, а сей епископ мне сообщил это благопотребное сведение. Передаю его и вам, достопочтенная сестра о Господе, и советую сделать общим в нашем кругу, помышляя не соизволит ли употреблять эту благословенную травку П. Д., 444 которому предстоит продолжительный и постоянный труд, избранный благочестием его в служении животворящему Слову Божию. Вы хотели доставить ему занятие переводом книжки la Tristesse et la Consolation на русский язык, но если он уже довольно дела имеет, и еще более, если угодно Господу, будет иметь по Библии, то надобно ли ему развлекаться? И не надобно ли всем нам, возлюбленные о Господе братья и сестры, усилить строгость, расчетливость, святую скупость в употреблении времени, дабы, при помощи Всевышнего, получить вам благовременный и вожделенный успех в общем труде, который приемлем согласно и доброхотно, утверждаясь на основании сей заповеди Спасителя: исследуйте Писания ( Ин.5:39 .), и на сем наставлении Духа Святого в первом послании Петровом: служите друг другу каждый тем даром, какой кто получить, как верные домостроители многоразличной благодати Божией? Говорит ли кто: говори по слову Божию; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог дабы во всем прославлялся Бог чрез Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков, аминь ( 1Пет.4:10 −11).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ефрем же, отвечая Василию чрез переводчика, сказал ему все, что было у него на сердце, и причастился с своим спутником Пречистыми Тайнами из святых рук Василия. Когда они после в доме Василия сели за трапезу, преподобный Ефрем сказал святому Василию: — Отче святейший! Одной милости прошу я у тебя — соблаговоли мне дать ее. Василий Великий сказал ему: — Скажи, что тебе нужно: я в большом долгу у тебя за труд твой, ибо ты для меня предпринял столь далекое путешествие. — Я знаю, отче, — сказал достопочтенный Ефрем, — что Бог дает тебе все, что ты просишь у него; а я хочу, чтобы ты умолил его благость о том, чтобы Он подал мне способность говорить по-гречески. Василий отвечал: — Прошенье твое выше сил моих, но так как ты просишь с твердою надеждою, то пойдем, достопочтенный отец и пустынный наставник, в храм Господень и помолимся ко Господу, Который может исполнить твою молитву, ибо сказано: «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их» (Пс.144:19). Избрав удобное время, они начали молиться в церкви и молились долго. Потом Василий Великий сказал; — Почему, честный отче, ты не принимаешь посвящения в сан пресвитера, будучи достоин его? — Потому что я грешен, владыка! — откачал ему Ефрем чрез переводчика. — О, если бы и я имел грехи твои! — сказал Василий и прибавил, — сотворим земной поклон. Когда же они поверглись на землю, святой Василий возложил руку свою на главу преподобного Ефрема и произнес молитву, положенную при посвящении во диакона. Потом он сказал преподобному: — Повели теперь подняться нам с земли. Для Ефрема же внезапно стала ясна греческая речь, и он сказал сам по-гречески: «Заступи, спаси, помилуй, сохрани нас, Боже, своей благодатью» [ 54 ]. Все прославили Бога, давшего Ефрему способность понимать и говорить по-гречески. Преподобный же Ефрем пробыл со святым Василием три дня, в духовной радости. Василий поставил его во диакона, а переводчика его в пресвитера, и потом с миром отпустил их. В городе Никее [ 55 ] однажды остановился нечестивый царь, и представители арианской ереси обратились к нему с просьбою о том, чтобы он изгнал из соборной церкви того города православных, а церковь отдал их арианскому сборищу. Царь, сам будучи еретиком, так и сделал: силою отнял церковь у православных и отдал ее арианам, а сам отправился в Царьград. Когда все многочисленное общество православных было погружено в великую печаль, в Никею пришел общий предстатель и заступник всех церквей, святой Василий Великий; тогда вся православная паства пришла к нему с воплями и рыданиями, и поведала ему о причиненной им от царя обиде. Святой же, утешив их своими словами, тотчас пошел к царю в Константинополь и, представ пред ним, сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

К Елисавете Николаевне Т. Ниже помещаемое письмо было напечатано в I томе издания 1860 г., стр. 256−257, под титулом «К E. H. Т». Сохранившийся в библиотеке Казанской дух. семинарии оригинал с конвертом, позволил раскрыть имя и отчество этой особы, бывшей в Москве учительницей. Даты нет, и знакомство о. Макария с E. H. Т., как и письмо к ней, только· предположительно можно отнести к 1839−40 гг. 268 Возвращаю записки Ваши, достопочтенная сестра во Христе Иисусе, и усердно желаю, чтобы Вы, причастившись святых Его, Божественных, животворящих тайн, и утвердившись в союзе и общении с Ним, явственно познали волю Его, и видели путь, которым Он хочет вести Вас, и звание, в котором Вы предназначены прославлять имя Его, и служить спасению человеков, как и Сам Он приходил к нам на землю не для того, чтобы они служили Ему, но чтобы послужить им, и искупить их драгоценною Своею кровью от злосчастия. Сегодня, после утреннего молитвословия, я читал в Евангелии от Луки следующие, без выбора моего, открывшиеся изречения Господа: «Сыну человеческому много должно пострадать, и быть отвержену старцами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Ко всем же сказал Господь: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и каждый день бери крест свой и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее. А кто потеряет душу свою для Меня, тот спасет ее. Ибо, что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или причинить себе вред. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын человеческий постыдится. когда приидет во славе Своей и Отчей и святых Ангелов» ( Лк.9:22 −26). Прочтите и вы, достопочтенная сестра во Христе, сообразные сии словеса Господа вашего и святых Его Апостолов, по следующим указаниям: Ин.12:20 −26; Лк.12:49 −50, 24:25−26; Евр.13:12 −15; 1Пет.2:21, 5:7 −11, 2:1−9; Мф.5:16 ; Ин.15:1 −8; Мф.11:28 −30. Утешитель же Дух Святой, да слагает сии слова Иисуса Христовы, и Божественных учеников Его, в сердце вашем по воле Своей, чтобы Вы уразумели и обрели сию волю Божию в рассуждении Вас, в сердце Вашем, как вожделеннейшее благо. Он да соделает сии слова Спасителя и Его проповедников живыми, действеннейшими и плодоносными, как в мыслях и чувствованиях, так в словах и деяниях Ваших, где бы Вы Господу Вашему ни служили. Ибо Господня земля и все, что наполняет ее. И Господь Иисус Христос, вчера и сегодня, и там и здесь, везде и всегда – един и тот же. Вы Ему принадлежите, вы Его собственность. Предаю вас Ему, как и сестру Матрону, и себя самого, и дело службы вашей. Преданный Вам А. Макарий. Адрес: в приходе Рождества в Кудрине в Трубниковом переулке в доме Ляпуновой, учительницы, девицы Елисаветы Николаевны. Читать далее Источник: Письма архимандрита Макария Глухарева, основателя Алтайской миссии : С биогр. очерком, портр., видом и двумя факс./Под ред. К.В. Харламповича. - Казань : Центр. тип., 1905. - 558 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Лк.1:3 . извóлися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писáти тебе, держáвный Феофиле, Лк.1:4 . да разумееши, о нихже научился еси словесех утверждéние. (То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.) Последовавшу выше вся испытно (по тщательном исследовании всего сначала) поряду (по порядку). Следовательно, Евангелие свое писал св. Лука не просто, без разбора, как гласила народная молва о событиях жизни Спасителя и как писали те, о коих упомянул он выше; а тщательно исследовав и проверив все слышанное рассказами очевидцев. Сначала т. е. со времени самых первых евангельских событий, – со времени благовестия о зачатии Предтечи Господня (ст. 5). По порядку, т. е. последовательно, точно и подробно, а не так, как писались записи тех многих, о которых говорит евангелист. Державный (достопочтенный) Феофил. (О нем чит. выше в предисловии). Да разумевши и проч. Тут указывает св. Лука ту цель, для которой написал свое Евангелие, разумея вместе с Феофилом и других христиан (См. предисловие). Здесь он называет евангельскую историю, как историю жизни и учения Христа. Спасителя, твердым основанием христианской веры, христианской Церкви. Евангелист Лука значительно пополняет начало евангельских сказаний свв. Матфея и Марка. Он, напр., начинает свое Евангелие сказанием о рождении предтечи Христова, о чем не написали те; также повествует о благовестии пресв. Богородице о рождении от Нея Спасителя и т. п., о чем не повествуется у них; так как св. Лука поставил себе задачею – писать по порядку (ст. 3). Лк.1:5 . Бысть во дни Ирода царя Иудéйска, иерéй некий, именем захáриа, от дневныя чреды Авиáни: и женá егó от дщéрей Аарóновех, и имя éй Елисавéт. (Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.) Во дни Ирода царя Иудейска. С одной стороны, этим указывается время события, о котором повествует евангелист; с другой – показывается то, что у евреев уже прекратились князья и цари из колена Иудина: поэтому надлежит придти Христу, как пророчествовал патриарх Иаков ( Быт.49:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Но этот рассказ дает нам имя только одного из учеников — Клеопа. О том, что вторым был сам Лука, говорят в предположительном тоне некоторые толкователи (например, блаженный Феофилакт Болгарский). Но высказывалось и много других идей — что это мог быть апостол Нафанаил (версия Епифания Кипрского), Петр или Симон Зилот (версии Оригена и Кирилла Александрийского), а может быть, и какой-то вовсе неизвестный нам ученик (версия Амвросия Медиоланского). Все это, как писал известный русский библеист и профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Павлович Лопухин (1852–1904), «одни предположения». Повторим еще раз: будь апостол Лука свидетелем событий земной жизни Иисуса Христа, он наверняка вставил бы об этом какое-нибудь упоминание (как он сделал это в Деяниях святых апостолов). А не ссылался бы на других очевидцев и служителей Слова . Кто такой Феофил, для которого писал свое Евангелие Лука? С этим Феофилом тоже много неясного. Лука обращается к нему и в Евангелии: рассудилось и мне… по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен  (Лк 1:3), — и в Деяниях: Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся … (Деян 1:1,2). Из этого некоторые толкователи сделали вывод, что Феофил был неким высокопоставленным человеком, возможно, чиновником, которого Лука желал познакомить с истоками христианской веры. Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407) считал, что Феофил был игемон, то есть римский наместник, правивший в какой-то области Римской империи. «Находясь в должности», он, по мнению Златоуста, «принял проповедь (евангельскую); как некогда проконсул Кипра последовал проповеди Павла во время своего проконсульства, так и Феофил, будучи игемоном, был обращен (ко Христу) проповедью Луки». Но в переводе с греческого (на котором, напомним, Евангелие и создавалось) имя Феофил имеет еще и конкретное значение — «боголюбец», «тот, кто любит Бога». Поэтому высказывались предположения, что Лука обращался вовсе не к конкретному Феофилу, а ко всякому боголюбцу, желавшему узнать твердое основание того учения, в котором был наставлен . Как писал британский святой Бéда Достопочтенный (672/673–735), «всякий любящий Бога может верить, что это написано о нем, и обрести здесь спасение своей души».

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-luk...

Откуда это видно? Фест игемон говорит Павлу: « безумствуешь ты, Павел! » ( беснуешися ли Павле? ) А он отвечает игемону: « Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую » ( не беснуюся, державный Фисте ) (Деян. 26:24, 25). Так и здесь — « достопочтенный Феофил » ( державный Феофиле ). Итак, Лука, написав сначала Евангелие и посвятив его Феофилу, теперь тому же Феофилу посвящает и второй свой труд. Какой же именно? « Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил » И до чего довел ты свой рассказ? « До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал ». Иными словами: «Я написал, — говорит, — Евангелие с начала до того дня, в который Он вознесся (на небо), дав наставления апостолам, которых избрал Себе ранее». Прошу тебя, обрати внимание: « которым и явил Себя живым, по страдании Своем » ( Пред ними же и постави Себе жива по страдании Своем ) (Деян. 1:3). Видишь смелость евангелиста? И в деяниях апостолов он не забывает о богословии. Не сказал: «являясь которым», но — « которым и явил Себя живым » Как и говорил Христос: « разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его » ( разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю ) (Иоан. 2:19). « Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием » ( Пред нимиже и постави Себе жива по страдании Своем во мнозех истинных знамениих денми четыредесятми являлся им и глаголя, яже о царствии Божии ) (Деян. 1:3). 10. Обрати внимание, прошу тебя: воздвигну ю (Иоан. 2:19). « Со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием » В течение сорока дней являлся (Спаситель) ученикам, (но) не каждый день. Притом, после воскресения Он окружал Свою плоть многими (признаками) полной достоверности, чтобы от постоянного лицезрения не ослабело (благоговение перед) величием силы. Ввиду этого было необходимо, чтобы воскресши Он являлся впредь в божественных чертах, а не в привычном для наблюдателей виде; как и говорит (дееписатель): « со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Откуда это видно? Фест игемон говорит Павлу: «безумствуешь ты, Павел!» ( «беснуешися ли Павле?») А он отвечает игемону: «Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую» ( «не беснуюся, ...державный Фисте») ( Деян. 26:24–25 ). Так и здесь – «достопочтенный Феофил» ( «державный Феофиле») . Итак, Лука, написав сначала Евангелие и посвятив его Феофилу, теперь тому же Феофилу посвящает и второй свой труд. Какой же именно? «Первую книгу написал я /к тебе/, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил» И до чего довел ты свой рассказ? «До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал». Иными словами: «Я написал, – говорит, – Евангелие с начала до того дня, в который Он вознесся (на небо), дав наставления апостолам, которых избрал Себе ранее». Прошу тебя, обрати внимание: «которым и явил Себя живым, по страдании Своем» ( «Пред нимиже и постави Себе жива по страдании Своем») ( Деян. 1:3 ). Видишь смелость евангелиста? И в деяниях апостолов он не забывает о богословии. Не сказал: «являясь которым», но – «которым и явил Себя живым» Как и говорил Христос: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю») ( Иоан. 2:19 ). «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( «Пред нимиже и постави Себе жива по страдании Своем во мнозех истинных знамениих, денми четыредесятми являяся им и глаголя, яже о царствии Божии») ( Деян. 1:3 ). 10 . Обрати внимание, прошу тебя. «Со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» В течение сорока дней являлся (Спаситель) ученикам, (но) не каждый день. Притом, после воскресения Он окружал Свою плоть многими (признаками) полной достоверности, чтобы от постоянного лицезрения не ослабело (благоговение перед) величием силы. Ввиду этого было необходимо, чтобы воскресши Он являлся впредь в божественных чертах, а не в привычном для наблюдателей виде; как и говорит (дееписатель): «со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Помимо собственных писем Павла, большая часть информации о нем содержится в текстах, вышедших из-под пера его друга и соратника Луки, автора третьего Евангелия и Деяний Апостолов. Лука был по профессии врачом (Кол. 4:14), и согласно преданию, истоки которого удается проследить до второго века, уроженцем Антиохии в Сирии. [Антимаркионов пролог к Луке.] Анализ его произведений до некоторой степени подтверждает это предание. Насколько нам известно, он - единственный среди авторов Нового Завета, кто был по происхождению язычником. Его два труда являются в действительности частями одного цельного исторического произведения, прослеживающего зарождение христианства начиная от времени Иоанна Крестителя и, приблизительно, до 60 г. Обе части этого труда адресованы нигде более не упоминаемому человеку, по имени Феофил, который по-видимому обладал некоторыми предварительными сведениями о христианстве, и мог быть правительственным чиновником, судя по тому, что Лука наделяет его титулом " достопочтенный " - тем же самым, что использует Павел, обращаясь к Феликсу и Фесту, римским губернаторам Иудеи. В предисловии к своему Евангелию Лука объясняет цель своего двухчастного труда следующим образом: " Достопочтенный Феофил! Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательному исследованию всего сначала, по порядку описать тебе, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен " . Лука унаследовал отточенную традицию греческих историков и обладал доступом к различным превосходным источникам информации относительно событий, с которыми имел дело, не говоря уже о том, что сам присутствовал при некоторых событиях, о которых рассказывает. Мы упомянули уже некоторые из источников, письменных и изустных, на которые он мог полагаться. Чтобы уяснить ценность его работы, стоит только сравнить наши относительно обширные знания о развитии христианства до 60 г. с почти полным неведением о событиях многих последующих лет. [Это именно относительно обширные знания, так как Лука прослеживает только распространение христианства от Иерусалима до Рима, оставляя в тени миссионерскую деятельность христиан в Африке и не-римских районах Азии.] В самом деле, после Луки и вплоть до Евсебия, чья " История церкви " была написана после Миланского эдикта Константина (313 г.), не известен ни один автор, которого можно было бы по праву назвать историком христианской церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Следовательно, для народа Божия остается еще субботство. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по примеру древних Израильтян не впал в непокорность ( Евр.4:9 −11). Боже мой! поспеши на помощь мне ( Пс.70:12 ). Это дневные тексты на 15-е ч. марта. Преп. Макарий Египетский в беседе 35-й так рассуждает о древней и новой Субботе: «Душа , удостоившись очиститься от скверных и нечистых помыслов, празднует истинную субботу, и истинный вкушает покой, будучи свободна от всех мрачных дел, возмущающих тишину ее. Истинная суббота – есть истинное упокоение души, очистившейся от помыслов сатанинских и покоящейся во всегдашней радости и веселии Господа. Господь всякого человека призывает к упокоению, глаголя: Приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.9:28 ). Итак, все верные и к Нему приходящие души, Он успокаивает от сих тяжких, трудных и нечистых помыслов. Они же, свободные от всякого нечестия и греха, празднуют Субботу истинную, исполненную утех и святую; препровождают празднество духовное, растворенное неизглаголанною радостью и веселием, и приемлют на себя служение чистое и Богоугодное, словом: они находятся в истинной и святой Субботе. Помолимся ибо и мы Господу Богу, да удостоимся войти в сие упокоение, и освободимся от скверных, нечистых и суетных помышлений, и так возможем служить Богу чистым сердцем и торжествовать праздник Святого Духа. Всем сердцем желаю Вам, достопочтеннейшая госпожа, встретить и праздновать светлое Воскресение Христово в семь блаженном субботствовании, и в победной радости духа о Христе Иисусе Господе нашем, «который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего» ( Рим.4:25 ). «Что же сказать на сие? Если Бог за вас, кто против нас? Тот, Который не пощадил Сына Своего, но предал Его за всех нас, как не дарует нам и всего с Ним? Кто может обвинять избранных Божьих? Бог оправдывает их. Кто дерзнет осуждать? Христос Иисус умер, но и воскрес; Он одесную Бога, и ходатайствует за нас» ( Рим.8:31 −34). Сими словами Апостола Павла приветствую Вас, достопочтеннейшая госпожа. А Вы от меня приветствуйте всех в Москве, восприявших участие в деле служения нашего благотворением и общением. И кто бы из них не пожелал просмотреть эти листки, всякой имеет право получить их от Вас на время.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

13) Употребляемая в Книге Деяний христианская терминология соответствует раннему периоду. Харнак указывает на употребление терминов Iusous и Ho kurios, тогда как ho Christos всегда означает титул «Мессия», а не собственное имя Иисуса. 14) Уверенный тон Книги Деяний вряд ли представлялся бы уместным во время гонений на христиан при Нероне и Иудейской войны с Римом в конце 60-х гг. 15) Действие завершается сразу после начала 60-хх гг., при этом события глав Деян. 27–28 описаны с самой живой непосредственностью. Кроме того, это был бы странный момент для окончания книги, если бы после описанных событий (вплоть до 62) успело пройти много лет. Дополнительные доказательства исторической достоверности и ранней даты создания Книги Деяний приведены в статье Книга Деяний: историческая достоверность. Если Книга Деяний была написана в 62 г. или раньше, а Евангелие от Луки написано раньше Книги Деяний (скажем, в 60 г.), то Евангелие от Луки появилось менее чем через тридцать лет после смерти Иисуса. Оно было современным документом для поколения людей, ставших свидетелями жизни, смерти и воскресения Иисуса. Именно это утверждает Лука в прологе к своему евангелию: Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен [ Лк. 1:1–41 . Лука приводит те же самые сведения о том, Кем был Иисус и чему Он учил, указывает те же обстоятельства Его смерти и воскресения, что и другие евангелисты. Таким образом, с этой точки зрения отрицать историческую достоверность тоже нет оснований. Первое к коринфянам. Среди критиков и консервативных учёных широко распространено убеждение, что 1 Коринфянам было написано в 55 г. или 56 г. Это менее четверти столетия после Распятия в 33 г. Далее, Павел говорит о более чем 250 свидетелях Воскресения, которые ещё были живы в момент, когда он писал о них ( 1Кор. 15:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010