традиции отцы и богословы Зап. Церкви относительно рано стали отождествлять М. М. с Марией из Вифании, сестрой прав. Лазаря и Марфы (Мф 26. 6-12), и с анонимной грешницей, совершившей помазание Христа в доме Симона фарисея (Лк 7. 36-50). В кон. VI в. идея объединения 3 евангельских жен была сформулирована в проповедях папы Римского свт. Григория I Великого на Евангелия ( Greg. Magn. In Evang. 25; 33. 1-24) и впосл. получила широкое распространение в средневек. Европе ( Saxer. 1959. T. 1. P. 3). Приверженцами данной идеи были Беда Достопочтенный (PL. 94. Col. 127-128), Рабан Мавр (PL. 110. Col. 191), Гильберт из Холленда (PL. 184. Col. 171-173), Петр Достопочтенный (PL. 189. Col. 1019), Петр Коместор (PL. 198. Col. 1571) и др. По мнению ряда богословов, Марфа и М. М. символизировали 2 вида служения Богу - деятельное и созерцательное. Об этом писали, в частности, Гаймон Осерский (IX в.) и Петр Абеляр (PL. 178. Col. 438-439). Сформировавшаяся в позднем средневековье на Западе традиция называть М. М. «апостолом к апостолам» (apostola ad apostolos), вероятно, восходит к «Толкованию на Песнь Песней» Ипполита Римского (III в.), к-рый называет так Марфу и Марию, сестер прав. Лазаря, поскольку они первыми увидели воскресшего Господа и возвестили об этом др. ученикам ( Hipp. In Cant. 24-25). Впосл. эту же мысль высказывали клюнийский аббат св. Гуго Великий († 1109; PL. 159. Col. 952), Петр Абеляр († 1142; PL. 178. Col. 485), Бернард Клервоский († 1153; PL. 183. Col. 1148) и др. Возможно, на основе этого представления на Западе сложилось предание о том, что М. М., как и апостолы, проповедовала христианство. В сер. XII в. Герард из Назарета, еп. Лаодикийский, составил трактат в защиту зап. т. зр. перед вост. традицией, где такого отождествления не произошло (см. Kedar B. J. Gerard of Nazareth, a Neglected XIIth-Cent. Writer in the Latin East: A Contribution to the Intellectual and Monastic History of the Crusader States//DOP. 1983. Vol. 37. P. 75-76). Между тем и среди зап. богословов были те, кто различали нескольких женщин или неск.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУКА согласно христ. традиции, ап. от 70 (пам. 22 апр., 18 окт. и 4 янв. - в Соборе апостолов от 70), сподвижник ап. Павла, автор 2 канонических книг НЗ: Евангелия от Луки и Деяний святых апостолов . Жизнь Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия Хитрово. Кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304. 8657. Л. 102 об.) Ап. Лука. Миниатюра из Евангелия Хитрово. Кон. XIV в. (РГБ. Ф. 304. 8657. Л. 102 об.) Л. неоднократно упоминается в Деяниях св. апостолов и в Посланиях ап. Павла как его спутник, в т. ч. он был с ним в первом (61-63) и во втором (66-67) заточениях в Риме. Однако биографические сведения о Л. практически отсутствуют в НЗ, за исключением Послания к Колоссянам (Кол 4. 14), где он назван врачом и не упоминается в числе «обрезанных» христиан (на основании этого косвенного свидетельства библеисты часто делали вывод о том, что Л. был язычником - O " Brien P. T. Colossians, Philemon. Waco, 1982. P. 256). Ряд сведений о жизни Л. содержится в неск. раннехрист. и ранневизант. текстах. В «Каноне Муратори» (2-я пол. II или 2-я пол. IV в.) говорится, что он не видел Иисуса при жизни, т. е. не тождествен Луке, шедшему с Клеопой в Эммаус (Лк 24. 13-35). Родиной Л. была Антиохия Сирийская, как сообщает Евсевий Кесарийский ( Euseb. Hist. eccl. III 4. 4-6). О его происхождении из язычников упоминали свт. Ириней Лионский ( Iren. Adv. haer. III 1. 2), Тертуллиан ( Tertull. Adv. Marcion. 4. 2) и Ориген (цитата у Евсевия: Euseb. Hist. eccl. III 6. 25). Антимаркионов Пролог кон. II в. (или IV в.) содержит дополнительную информацию, к-рая потом неоднократно повторялась в греческих агиографических произведениях: Л. был сирийцем, не вступал в брак и не имел детей, написал Евангелие во время пребывания в Ахайе, умер в Фивах, в греч. обл. Беотия (в некоторых списках ошибочно: в Вифинии), в возрасте 84 лет ( Regul J. Die antimarcionitischen Evangelienprologe. Freiburg, 1969. S. 16, 30-33). Версия о смерти Л. в 84 года преобладает у последующих церковных писателей, однако ряд авторов указывают др. возраст - 74 года (в монархианских Прологах (ок. 230 или IV-V вв.), Исидор Севильский, Беда Достопочтенный).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖУАР [Йотренский мон-рь; франц. Jouarre; лат. monasterium Jotrense], бенедиктинский мон-рь во имя Богоматери и святых апостолов Петра и Павла в еп-стве Мо (деп. Сена и Марна, Франция); основан в VII в. В Житии св. Агила, 1-го настоятеля (с 636) мон-ря Ресбак (ныне Ребе, близ Парижа), сообщается, что прп. Колумбан из-за вражды франкского кор. Бургундии Теодориха II и его бабки Брунгильды был вынужден покинуть мон-рь Луксовий (ныне Люксёй-ле-Бен), найдя убежище в имении некоего франка Аутария на правом берегу р. Матроны (ныне Марна), недалеко от г. Мельды (ныне Мо) (ActaSS. Aug. Т. 6. P. 577). В благодарность Колумбан благословил хозяина и 2 его сыновей Дадона и Адона, призывая юношей посвятить жизнь служению Богу. Впосл. оба достигли видного положения при дворе франк. кор. Дагоберта I , но, помня о совете прп. Колумбана, оставили королевскую службу. Дадон (известный как Авдуен) основал мон-рь Ресбак, где 1-м настоятелем стал ученик Колумбана Агил, а Адон в др. фамильном имении основал Ж. (ок. 630-634). Ж. был двойным, т. е. муж. и жен., мон-рем. От построенной Адоном ц. св. Павла Фивейского сохранилась крипта, в к-рой впосл. были захоронены он (каменный саркофаг VII в., простой в исполнении, без изображений) и др. святые, подвизавшиеся в Ж.: св. Теодехильда, 1-я настоятельница жен. общины, ее преемницы св. Агильберта и св. Бальда, мать кор. вост. англов Эальдвульфа прп. Гересвита (почитается в Ж. под именем св. Озанны, впосл. монахиня в Ж.), а также свт. Агильберт, родной брат Теодехильды и двоюродный брат Адона, епископ г. Паризии (ныне Париж). Самые ранние сведения о монастырской жизни в Ж. встречаются в сочинении Ионы из Боббио (Vita S. Columbani//MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 100), а также в Житиях св. Бертилы (Vita Bertilae abbatissae Calensis//Ibid. T. 6. P. 101-109) и св. Бальтхильды (Vita S. Balthildis//Ibid. T. 2. P. 482-508). Расцвет мон-ря пришелся на 2-ю пол. VII в. При Теодехильде († ок. 668) община в Ж. стала одним из центров жен. монашества в Нейстрии. После восстановления в 657-659 гг. мон-ря Кала (ныне Шель) по приглашению кор. св. Бальтхильды туда прибыли монахини из Ж. во главе с Бертилой. Монахинь принял в основанный им мон-рь Богоматери в г. Свессиона (ныне Суасон) майордом Нейстрии Эброин. Беда Достопочтенный сообщает о посещении «в Кале» прп. Гересвиты ее сестрой св. Хильдой, основательницей мон-ря Стренескальк (ныне Уитби, Англия) ( Beda. Hist. eccl. IV 23). Вероятно, Беда спутал мон-рь Кала с Ж., поскольку в это время Калы еще не существовало, а захоронение Гересвиты находится в Ж. В кон. VII в. в Ж. скончался свт. Эбрегизил, епископ г. Мельды, брат св. Агильберты. Для его захоронения к крипте св. Павла была сделана пристройка, получившая имя Эбрегизила (VIII в.).

http://pravenc.ru/text/182343.html

Бóльшая часть свидетельств об отношении ирландцев к рим. обряду так или иначе касается споров о дате празднования Пасхи и рим. миссии в Англии. Нек-рые исследователи (Г. Дикс, Бишоп) полагали, что св. Августин Кентерберийский привез на Британские о-ва Сакраментарий Григория, и с этого времени рим. обряд мог активно распространяться не только среди англосаксов, но и среди кельт. народов. Однако, как показали исследования Г. Ашуэрта, Дж. Уиллиса и др., если св. Августин и принес на острова рим. мессу, то в более архаичном варианте, чем она известна по рукописям Сакраментария Григория. Более того, по свидетельству Беды Достопочтенного, св. Августин при встрече с бриттскими епископами ок. 602 г. требовал от них только принятия рим. пасхалии и рим. чина Крещения, а все проч. различия в обычаях могли сохраняться ( Beda. Hist. eccl. 2. 2; в ответе свт. Григория Великого на вопрос св. Августина о различиях между рим. и галликанской мессами предписывается идти на компромисс и сохранять местные обычаи - Ibid. 1. 27). Беда также сообщает, что преемник св. Августина Лаврентий пытался повлиять на ирл. епископов, но те не хотели даже простую трапезу разделять с ним (Ibid. 2. 4). После Синода в Уитби (664), на к-ром победили сторонники рим. пасхалии, влияние ирландцев на англ. Церковь стало сокращаться. Беда пишет, что ирландцы, находившиеся среди англов, или перешли на новые обычаи, или вернулись на родину (Ibid. 3. 28). В Житии св. Вильфрида сообщается, что помимо рим. пасхалии и введения тонзуры он распространял в Нортумбрии, где было сильное влияние ирландцев, рим. или бенедиктинский оффиций - пение респонсориев и антифонов (Vita Wilfridi. 47//The Life of Bishop Wilfrid by Eddius Stephanus/Ed. B. Colgrave. Camb., 1927. P. 98). 13-й канон Собора в Кловешо (747) подтвердил принятие англ. Церковью рим. календаря, чинов Крещения, мессы, суточного круга и пения ( Haddan, Stubbs. Councils. Vol. 3. P. 367). Однако еще в кон. VIII в. литургические книги прежней традиции продолжали использоваться в отдельных регионах ( Alcuin. Ep. 226//MGH. Epp. T. 4/2. P. 370).

http://pravenc.ru/text/1684161.html

По распоряжению кор. Карла Великого П. Д. была создана новая версия Гомилиария. По-видимому, она была закончена уже в Монте-Кассино (после 786). Составленный П. Д. Гомилиарий был широко распространен в средневек. католич. Европе (сохр. ок. 100 полных и частичных копий IX-X вв.). С многочисленными изменениями и дополнениями Гомилиарий использовался в католич. богослужении до литургических реформ Ватиканского II Собора . Согласно сделанной в кон. XIX в. реконструкции ( Wiegand. 1897), Гомилиарий включал 244 чтения из творений христ. авторов (среди наиболее часто привлекавшихся - свт. Григорий Великий, Беда Достопочтенный, блж. Августин Аврелий, свт. Амвросий Медиоланский, блж. Иероним Стридонский, Ориген, свт. Иоанн Златоуст, свт. Максим Туринский и др.). За редкими исключениями на каждый литургический день года устанавливалось одно чтение; также приведены толкования на воскресные и праздничные евангельские чтения в течение всего года. Однако изучение обширной рукописной традиции далеко от завершения: к наст. времени исследована лишь малая ее часть. В сохранившихся средневек. манускриптах содержание Гомилиария, приписываемого П. Д., существенно варьируется ( É taix R. L " homéliaire d " Ebrardus retrouvé (Paris, B. N., lat. 9604)//RHT. 1979. Т. 10. P. 309-317). Трудно датировать единственное агиографическое сочинение П. Д.- краткое Житие свт. Григория Великого (BHL, N 3639; Vita S. Gregorii Magni. 2002). Достоверно можно утверждать лишь то, что оно было написано ранее «Истории лангобардов», вероятно в Италии. Возможно, П. Д. работал над Житием в одно время с созданием сборника 54 посланий свт. Григория Великого (сборник был адресован Адальхарду, аббату Корби). О. А. Добиаш-Рождественская установила, что рукопись этого сборника (РНБ. F.V.I.7; кон. VIII в., Корби) является частичным автографом П. Д. ( Dobiaš -Ro destvensky O. La main de Paul Diacre sur un codex du VIIIe siècle envoyé à Adhalard//Memorie storiche forogiuliesi. Udine, 1929. Vol. 25. P. 129-143), однако ее вывод о том, что П. Д. написал этот манускрипт во Фриуле, посетив его по дороге из Франкии в Италию, ныне отвергается большинством исследователей ( Costambeys. 2018. P. 49). Житие получило достаточно широкое распространение (известно более 80 рукописей), в IX в. в Риме была составлена его пространная версия (BHL, N 3640), включавшая в т. ч. материал из Жития свт. Григория Великого, написанного англосакс. монахом мон-ря Уитби и неизвестного П. Д. В работе над Житием историк использовал произведения свт. Григория Великого, «Десять книг историй» Григория Турского, Liber Pontificalis , возможно также «Церковную историю народа англов» Беды Достопочтенного. Основное внимание П. Д. уделяет монашеской жизни Григория Великого, его аскезе, а также церковной деятельности (спорам с К-польским патриархом свт. Евтихием , организации христ. миссии в Британии) и духовным сочинениям.

http://pravenc.ru/text/2578551.html

Уильям из Малмсбери (1-я пол. XII в.) связывал перенесение мощей К. и других нортумбрийских святых в Гластонбери с именем англосакс. кор. Эдмунда (939-946), покорившего Нортумбрию ( William of Malmesbury. 2007. Vol. 1. P. 310). Кроме того, оба известных списка анонимного Жития содержатся в рукописях, связанных с Гластонбери (древнейшая, кон. X в.,- Lond. Brit. Lib. Harl. 3020). Нет свидетельств, что этот текст в ранний период был известен за пределами мон-ря Вермут-Ярроу. Однако весьма вероятно, что его копия могла храниться при гробнице К., а затем была передана в Гластонбери вместе с мощами святого ( Carley J. P. More preConquest Manuscripts from Glastonbury Abbey//Anglo-Saxon England. 1994. Vol. 23. P. 268-281). Память К. включена под 25 сент. в Древнеанглийский Мартиролог и в англ. литургические календари (с кон. Х в.). В Гластонбери 8 окт. праздновалось перенесение мощей К. и св. Аэдана ( Blair. 2002. P. 520). Почитание К. сохранялось также в еп-стве Лангр. Ист.: Venerabilis Baedae Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxf., 1896. 2 vol.; он же (Беда Достопочтенный). Церковная история народа англов/Пер. с лат.: В. В. Эрлихман. СПб., 2001; он же. Начинается «Житие святых аббатов монастыря в Веармуте и Ярроу Бенедикта, Кеолфрида, Эостервина, Зигфрида и Хвэтберта», составленное пресвитером и монахом того же монастыря Бедой/Пер.: В. В. Зверева//СВ. 2002. Вып. 63. С. 240-250; The Life of Ceolfrid, Abbot of the Monastery at Wearmouth and Jarrow/Transl. D. S. Boutflower. L., 1912; Das altenglische Martyrologium/Hrsg. G. Kotzor. Münch., 1981. 2 Bde; The Early History of Glastonbury: An Edition, Transl., and Study of William of Malmesbury " s De Antiquitate Glastonie Ecclesie/Ed. J. Scott. Woodbridge, 1981; The Durham «Liber vitae»: London, British Library, MS Cotton Domitian A.VII/Ed. A. J. Piper. L., 2007. 3 vol.; William of Malmesbury. Gesta pontificum Anglorum/Ed. R. M. Thomson, M. Winterbottom. Oxf., 2007. 2 vol. Лит.: Higgitt J. The Dedication Inscription at Jarrow and its Context//Antiquaries Journal.

http://pravenc.ru/text/1684205.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии агиографов АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕЛЕЭ Ипполит (1859 - 1941), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф

http://pravenc.ru/rubrics/122306.html

Беда Достопочтенный (VIII в.), толкуя Иак 5. 14-15, отмечал, что в его время по-прежнему в соответствии с распоряжением свт. Иннокентия I освященным елеем могли помазывать не только пресвитеры, но и миряне для исцеления тела. Однако, по словам Беды, прощение грехов в этом таинстве происходит только в том случае, если болящий покается перед пресвитером ( Beda. In Jac. 5). В его Толковании на Мк 6. 13 подтверждается обязательность освящения елея епископом ( Idem. In Marc. 2. 6. 13). Согласно 4-му и 29-му правилам св. Бонифация Майнцского (VIII в.), священники всегда должны брать с собой в дорогу освященный епископом елей для исцеления больных (PL. 89. Col. 821). На Востоке 1-е твердое свидетельство о самостоятельном таинстве Е. содержится в приписываемом прп. Иоанну Дамаскину слове «О почивших в вере» (VIII в.?), где различаются св. миро и «иной елей, помазывающий которым, желая помазать болящего, сначала сам приобщается помазания, а потом помазывает и страждущего» (PG. 95. Col. 264; часто упоминаемое в книгах XIX - нач. XX в. свидетельство Виктора, пресв. Антиохийского, в действительности является цитатой из катен, составленных из произведений авторов, живших до VI в.). С кон. VIII в. сохранились литургические рукописи, содержащие молитвы визант. чина Е. Однако и в более раннюю эпоху известно множество случаев, когда св. старцы исцеляли болящих с помощью елея. В «Истории египетских монахов» (кон. IV в.) повествуется о прп. Иоанне Ликийском, к-рый освящал елей и либо сам помазывал болящего, либо посылал елей тому, кто хотел исцелиться (Hist. mon. Aeg. 1. 12). Блж. Иероним Стридонский (IV-V вв.) в «Житии св. Илариона» упоминает, что святой избавил от смерти дочь некой св. женщины, помазав ее елеем ( Hieron. Vita Hilar. 32). О прп. Амуне сообщается, как он исцелил больного мальчика, помолившись и помазав его елеем (Ibid. 9. 11). Согласно «Лавсаику» Палладия (V в.), прп. Вениамин получил от Бога дар исцеления и лечил приходящих к нему возложением рук или помазанием елеем, к-рый сам благословлял ( Palladius. Lausiac. 12). В написанном ок. сер. VII в. Георгием Сикеотом «Житии прп. Феодора Сикеота» неоднократно упоминается о том, как прп. Феодор (к-рый по выходе из затвора имел сан пресвитера и затем епископа) помазывал болящих елеем (реже - водой или вином), причем приведены даже молитвы на освящение воды для помазания и на помазание елеем (главы 31, 85). Помимо исцелений людей в «Житии прп. Феодора Сикеота» упоминаются и случаи исцеления животных (см.: Житие прп. отца нашего Феодора, архим. Сикеонского. М., 2005). О подобном случае сообщает и Феодорит , еп. Кирский, рассказывая о подвижнике Афраате, к-рый исцелил коня имп. Валента, помазав животное благословленным елеем ( Theodoret. Hist. rel. 8. 11).

http://pravenc.ru/text/189773.html

Альтман из Овилера в «Житии св. Елены» (IX в.). Популярностью пользовался и перевод «Иудейских древностей» Иосифа Флавия; его цитировали Фрекульф и Алкуин. Проведенная К. кодификация Вульгаты блж. Иеронима (в т. н. Codex grandior) оставила отпечаток редакторской деятельности К. на многочисленных рукописях Библии. Большой известностью и авторитетом пользовалось и написанное К. «Изъяснение псалмов». Так, уже в кон. VII - нач. VIII в. его использовал прп. Беда Достопочтенный при написании трактата «О фигурах и тропах Свящ. Писания», а в IX в.- Ремигий Осерский для составления своего «Толкования на псалмы». В XII в. Иоанн Солсберийский советовал изучать труды К. наряду с античной классикой, а в XIV в. они вместе с сочинениями свт. Фульгенция , еп. Руспе, и Сидония Аполлинария были включены в программу изучения в Наваррском коллеже в Париже, ставшем колыбелью раннего франц. гуманизма. Подробнее о влиянии К. на средневековую зап. культуру см.: Thiele. 1932; Jones. 1945. P. 433-442; Idem. 1946. P. 47-58; Courcelle. 1948. P. 362-388. Соч.: собрания: Opera omnia//PL. 69. Col. 501–1295; 70. Col. 9–1418; разные сочинения: Blatt F., ed.The Latin Josephus. Kopenhagen, 1958. Vol. 1: Introd. and Text. The Antiquities: Books I–V; Expositio psalmorum/Ed. M. Adriaen. Turnhout, 1958. 2 vol. (CCSL; 97–98); Jacob W., Hanslik R., ed. Cassiodori–Epiphanii Historia Ecclesiastica Tripartita. Vindobonae, 1952. (CSEL; 71); Halporn J. W. Liber de anima: introd. and crit. text//Traditio. N. Y., 1960. Vol. 16. P. 39–110=Liber de anima: introd. and crit. text//CCSL. 1973. Vol. 96. P. 534–575; Variarum, lib. XII/Ed. T. Mommsen//MGH. AA. T. 12. P. 1–385; Idem/Ed. A. J. Fridh//CCSL. 1973. Vol. 96. P. 3–499; Mynors R., ed. Institutiones. Oxf., 1937; Keil H., ed. De orthographia// Idem. Grammatici latini. Lpz., 1880. Vol. 7. P. 143–210; Usener H., ed. Ordo generis Cassiodororum//Anecdoton Holderi: Ein Beitrag zur Geschichte Roms in Ostgotischer Zeit. Bonn, 1877. S. 80–81 (то же с эмендациями: Prooemium/Ed.

http://pravenc.ru/text/1681287.html

Худож. Ф. М. Гране. 1-я пол. XIX в. (частное собрание) Впервые память мучеников встречается в италийской редакции Иеронимова Мартиролога (1-я пол. V в.), где день их поминовения (26 июня) указан между днями памяти св. Иоанна Предтечи (24 июня) и ап. Павла (30 июня). Под 27 июня в Мартирологе упоминаются рим. мученики Крисп и Криспин (Криспиниан), сведения о к-рых содержатся во 2-й версии Мученичества И. и П. Беда Достопочтенный († 735) включил краткий пересказ Мученичества в свой Мартиролог, однако там, как и в более поздних календарях, память Криспа и Криспина отсутствует. В Мартирологах IX в. (Адона Вьеннского, Узуарда) указан день памяти св. Галликана (накануне дня поминовения И. и П.). Биографические заметки об И. и П. в этих Мартирологах представляют собой пересказ 2-й версии Мученичества. В XVI в. кард. Цезарь Бароний внес память И. и П. и Галликана в Римский Мартиролог. Корпус из 8 проприев мессы в день памяти И. и П. сохранился в составе Веронского Сакраментария - древнейшего собрания молитв рим. обряда (кон. VI - нач. VII в.), однако их текст состоит в основном из общих мест, лишь в одной молитве мученики названы по именам. В ранней редакции Геласия Сакраментария (составлен между 628 и 715) содержатся проприи мессы в канун дня памяти мучеников (25 июня) и в день поминовения, однако в более поздних литургических источниках канун дня памяти И. и П. не отмечается. Проприй мессы из Григория Сакраментария (2-я пол. VII-VIII в.) лишь частично совпадает с молитвами в Сакраментарии Геласия. В тридентском Римском Миссале 1570 г. память И. и П. была отнесена к праздникам категории duplex. После реформы церковного календаря (1969) общецерковное литургическое поминовение И. и П. в католич. Церкви было отменено. Имена И. и П. содержатся в древнейшем тексте рим. канона мессы (в молитве «Communicantes et memoriam venerantes»), включенном в Сакраментарий Григория, а также в расширенной версии рим. литании Всем святым, к-рая сформировалась в позднем средневековье и была включена в тридентские богослужебные книги (Breviarium Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum.

http://pravenc.ru/text/471229.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010