куколя, как правило, изображен головной убор вост. типа в виде тюрбана, к-рый указывает на сир. происхождение святого. В руках И. Д.- свернутый или развернутый свиток с текстами его гимнов в честь Пресв. Богородицы. Известны как единоличные образы святого, так и образы в композициях, посвященных Богородичным праздникам или созданных на сюжеты песнопений И. Д. Наиболее ранний пример изображения И. Д. в иконописи - икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XI в.), где святой представлен вместе с прп. Ефремом Сирином, в монашеском одеянии, с тюрбаном на голове. Изображение И. Д. в монашеской мантии и в тюрбане становится традиц. для монументальных декораций визант. храмов в XII-XIV вв. В костнице Бачковского мон-ря (80-е гг. XI в.) изображения гимнографов И. Д. и свт. Космы Маюмского фланкируют сцену «Успение Богородицы» на зап. стене, а в ц. свт. Николая Чудотворца (Боянской) в Софии (1259) - композицию «Распятие» (на свитке И. Д.- слова из канона воскресной утрени). На фреске ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164) И. Д. представлен на сев. стене наоса с развернутым свитком со словами из 2-го канона на Рождество, вместе с др. монахами-гимнографами: свт. Космой Маюмским, прп. Феодором Студитом, прп. Феодором Начертанным и Иосифом Сицилийским; такую же группу гимнографов можно видеть на фреске ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192). В трапезной монастыря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос в нач. XIII в. И. Д. и свт. Косма Маюмский изображены по сторонам от «Распятия»; в ц. Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.),- на вост. склоне арки рядом со сценой «Введение Богородицы во храм». В юж. притворе ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), И. Д. представлен в ряду гимнографов. В тюрбане с одним свисающим концом он изображен на фрагменте фрески нач. XIV в. (частное собрание, Женева, Швейцария). Изображение стоящего И. Д. с развернутым свитком было написано мастером Мануилом Панселином в мон-ре Протат в Карее на Афоне (ок. 1290) и в парекклисионе прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия в Фессалонике (нач. XIV в.). Нередко ростовую фигуру И. Д. помещали в ряду преподобных, напр.: в нартексе ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1349); в ц. св. Никиты близ Скопье (до 1316 - мастера Михаил Астрапа и Евтихий, в 1483-1484 поновлена); в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница, Сербия (1314); в Дечанах (ок. сер. XIV в.); в ц. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в Кастории, Греция (1359-1360).

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

Моисей Хоренский (†V в.) в «Истории Армении», ссылаясь на труд Фирмилиана, епископа Кесарии Каппадокийской, рассказывает о кончине Петра Александрийского 111 . Как замечает по этому поводу Н. Марр, «факт этот армянскому историку мог быть известен из других источников, и не только из Церковной истории Евсевия , но из самого «Мученичества Петра Александрийского », дошедшего до нас в переводе расцвета (V в.) армянской литературы» 112 . Таким образом, древнее жизнеописание Петра Александрийского , составленное, несомненно, раньше, уже имелось в V в. в переводе в далекой Армении 113 . В VI в. на Шестом Вселенском Соборе Правила святого Петра получают общецерковное каноническое достоинство 114 . Архиепископ Сергий (Спасский) в своем труде «Полный Месяцеслов Востока» указывает наиболее чтимых святых в VII–VIII вв. Среди них он называет под 25 ноября Петра Александрийского 115 . В IX в. свяшенномученику Петру был составлен канон с краегранесием: «Восхваляю трибогатого Петра». Автором его является Феофан Начертанный, скончавшийся в 845 г. митрополитом Никейским. Этот канон можно встретить в славянских Минеях XI в. 116 . Самое раннее изображение Петра Александрийского на Руси, известное нам, датируется XII веком и происходит из Спасо-Нередицкого храма в Новгороде. Как отмечают исследователи, это изображение символично. Святитель, проливший кровь за Христа, никогда при жизни не садился на Горнее место. Об этом и напоминает фреска всем находящимся в алтаре 117 . Причем писали фреску местные новгородские живописцы, а следовательно, именно эти мастера и вложили в нее такой высокий смысл 118 . В 30-х гг. XX столетия в Михайловском храме Сковородского монастыря в Новгороде были расчищены фрески в куполе. На одной из них оказалось изображение Петра Александрийского 119 . Почти современно спасонередицкой фреске изображение святого Петра в храме-усыпальнице Бачковского монастыря в Болгарии 120 . С XIV в. в росписи греческих храмов появляется новая тема: «Вселенские Соборы» 121 . В связи с иконографией Первого Вселенского Собора появляются фрески «Видение Петра Александрийского » 122 . На них изображен двенадцатилетний Христос, явившийся Петру в хитоне, «раздранном Арием». Подобные изображения известны нам по фреске в сербском монастыре Манассии (Рисова), по фреске древнерусского изографа Дионисия в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре начала XVI в. 123 , по миниатюрам в новгородских Софийских таблетках XV–XVI вв. 124 , по фреске XV в. на Афоне 125 и греческой фреске XVIII в. 126 . По замечанию В. Лазарева, такой иконографический сюжет – большая редкость.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

мон-рей, а монахи преимущественно занимались просветительской и книжной работой. С X-XI вв. известно о существовании обителей на землях, населенных сербами: мон-ря Биела возле г. Шавник, неск. обителей вокруг г. Биело-Поле (см. ст. Биело-Польские церкви ), ц. Петра и Павла в Стари-Расе близ г. Нови-Пазар (Рашская обл., Косово и Метохия). Во 2-й пол. XII в. действовали мон-ри в Арилье , Стара-Павлица (см. в ст. Павлица ) и др. В X-XI вв. в западноболг. землях зародилось пустынножительство. Первым болг. пустынником считается прп. Иоанн Рильский , который ушел в глухие леса горного массива Рила в поисках уединенной жизни: рядом с его пещерой впосл. возник Рильский монастырь . В XI-XII вв. мон-ри появились на месте подвигов пустынножителей Прохора Пшинского , Гавриила Лесновского и Иоакима Осоговского . Несмотря на утверждения нек-рых историков, что афонскую обитель Зограф болгары основали уже в X в., когда граница Болгарского гос-ва подходила к Св. Горе, ее основатель и большинство насельников в первые века существования обители скорее всего были греками. В нек-рых афонских документах упоминается, что в XI в. на полуострове существовал мон-рь Зелянос (Желянос), слав. происхождение основателя к-рого не вызывает сомнений. В нач. XI в. появились первые известия о болгарском жен. М.: Косара, дочь болг. царя Самуила , после гибели супруга серб. (зетского) кн. Иоанна Владимира приняла постриг с именем Феодора и поселилась при построенном мужем храме Пресв. Богородицы (Пречиста-Краинска или Острос, сохр. развалины; Черногория). Но в последующие века сведений о жен. мон-рях не осталось, редко встречаются упоминания о пострижении представительниц знати. Завоевание Византией Болгарии (1018-1186) изменило положение болг. М.: большие мон-ри основывались реже и, как правило, по инициативе визант. чиновников или Охридских иерархов (см. ст. Охридская Архиепископия ). В 1083 г. визант. полководец груз. происхождения Григорий Пакуриан на полученных им за службу землях близ г. Филиппополя (ныне Пловдив) основал Петрицонский монастырь . Согласно ктиторскому типику, в состав братии могли входить лишь монахи-грузины, но с XIV в. среди насельников стали преобладать греки и болгары. Впосл. этот мон-рь под слав. названием Бачковский стал одним из духовных центров Болгарии.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Но уникальность гелатской церкви заключается в том, что она представляет лишь часть двухэтажного сооружения, и построение ее архитектурных форм подчинено этой общей композиции. Двухэтажное сооружение в Мартвили (XII—XIII века), небольшая купольная церковь на втором этаже которого также решена по типу «свободного креста», по пропорциям несколько отличается от гелатской. Однако, ее интерьер характеризуется схожими чертами: плоские рукава креста, высокий купол и в целом мало выразительное внутреннее пространство. Церковь святителя Николая интересна не только как один из редких двухэтажных памятников — она совершенно уникальна по решению своей нижней части — высокой и открытой во все четыре стороны, не имеющей параллелей не только в Грузии, но и в других странах греко-восточного мира. Среди памятников Грузии можно найти всего лишь несколько примеров церквей с двухэтажным решением: это упомянутый выше Мартвили, Шорети, Марткопи, Лагами, Лехтаг—Ламариа около Местии и Загер в Цвирми эпохи зрелого средневековья. Первые этажи названных церквей, за исключением Мартвили, представляют собой замкнутые в стенах помещения. В Мартвили и Гелати нижний этаж открыт арками, наверху возведен купольный храм, в то время как все остальные примеры поверху имеют зальные пространства. Несмотря на ряд общих черт с мартвильской двухэтажной церковью, гелатский храм по пропорциональному соотношению верхней и нижней частей и по решению второго этажа носит отличительный характер. Беглый просмотр материала двухэтажных храмов разных стран (Пастушья и Грузинская церкви в Ани, Нораванк, Тегер — Армения; костница Бачковского монастыря, церковь Бояна и Асенева церковь — Болгария; Золотые ворота в Киеве, надвратная церковь Киево-Печерского монастыря, а также двухэтажные церкви Херсонеса, Константинополя, церкви-капеллы Франции и Германии и т. д.) показал, что эти сооружения по решению нижнего этажа представлены в двух вариантах: замкнутые помещения или открытые арками этажи, причем последние встречаются довольно редко.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Троянский монастырь является третьим по величине монастырем Болгарии после Рыльского и Бачковского. Согласно монастырской летописи, здесь около 1600 г. подвизался некий монах со своими учениками. Вскоре один иеромонах, направляясь из Св. горы в Валахию, посетил это место и оставил копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Была построена деревянная церковь и несколько келлий. В первой половине XVIII в. монастырь расширился и экономически окреп. В это время в нем открылось училище, которое продолжало свою работу и после освобождения Болгарии от турок. Троянский монастырь был убежищем для борцов за свободу Болгарии. В 1872 г. здесь был организован тайный монашеский комитет во главе с игуменом Макарием. Все нынешние строения монастыря относят к 1835–1865 г.г. В монастыре есть богатейшая коллекция икон. Батошевский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (возле г. Севлиево) основан в XIII в. После завоевания Тырнова турками монастырь был разрушен и восстановлен лишь в 30-х г.г. XIX ст. Петропавловский женский монастырь возле села Лясковца основан в правление династии Асенов (1186–1350). В годы турецкого господства на Балканах монастырь дважды разрушался, но заботами ревнителей православного монашества был восстановлен. В 1874 г. здесь было открыто первое болгарское Духовное училище. Просуществовало оно здесь 12 лет – до 1886 г., затем было переведено сначала в Тырнов, а постом в Самоков. Женский монастырь Пречистая Богородица Витошская, расположенный у горы Витоши, основан в 1345 г. болгарским властителем Иваном Александром. После разрушения турками монастырь был восстановлен около 1469 г. и с тех пор оставался одним из культурно-просветительных центров болгарского народа. С того же года в монастыре имеется храм во имя Успения Божией Матери. После освобождения от византийского господства и особенно в XIII и XIV в. в. в Болгарии снова по желанию и при поддержке болгарских царей и феодалов возникают монастырские обители в районах Старапланины, Рилы, Витоши, Родоп и особенно возле Тырново.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

107 В болгарском народе распространились слухи, будто Россия требует, чтобы князь Фердинанд перешел в православие. Телеграммой из С.-Петербурга в венскую официозную газету «Politische Correspondenz» это было, однако опровергнуто. Действительно, навязывать религиозные убеждения болгарскому князю и неудобно и бесполезно, если нет на это его собственного соизволения… Другое дело – дети болгарского князя. Эти – все без исключения, а не как теперь только старший его сын должны бы креститься православными, как это в Греции, где король-отец – протестант, а все дети православные. Только таким путем князь Фердинанд укрепит свою династию на прочных началах в стране, и Болгария может сказать, что имеет народную династию. Да и семейные интересы самого князя болгарского требуют, чтобы его дети исповедовали одну религию; только тогда возможно будет, воспитывать их одинаково, как болгарских принцев. Но опять-таки это – дело доброй воли самого князя Фердинанда. С мая до июля 1898 г. происходили в г. Софии обычные летние заседания болгарского Св. Синода. 108 Между дру- —103— гими делами Св. Синод занят был благоустройством ставропигиальных монастырей: рыльского, бачковского и троянского, а также самоковского духовного училища. Св. Синодом выработана и утверждена программа трехклассного училища в рыльском монастыре. В семь училище предположено дать более широкое место богословским предметам. Учениками будут приниматься лица, изъявившие желание отсюда поступить в послушники и в число братии трех вышеназванных ставропигиальных монастырей. Приняты соответствующие меры для упорядочения счетоводной и хозяйственной частей в сих монастырях, сделано несколько перемещений монашествующей братии из одного монастыря в другой. 109 – Что касается самоковского духовного училища или точнее семинарии, то Св. Синод решил переместить его с августа 1898 года из г. Самокова в с. Княжево близь г. Софии. Назначены были некоторые новые учителя и управитель пансиона при училище. 110 На первое время решено было поместить училище в казенном здании бывшего ремесленного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

119 Там же с. 143–144; Лазарев В. Н. Там же с. 66. Не исключено, что изображение Петра Александрийского есть и в новгородском храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах; см. Бахтель Г. С. Новые данные о Фресках церкви Благовещения в Аркажах//Древнерусское искусство. Художественная культура в домонгольской Руси. М., 1972. – См. вкладку между страницами 252–253. 120 Бакалова Э. Фрески церкви-гробницы Бачковского монастыря и византийская живопись XII в.//Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. М„ 1973, с. 222. 124 История русского искусства. Т. II, с. 256; Лазарев В. Н. Указ. соч. с. 121. Не является ли тематика этих изображений причиной помещения в летописях XVI–XVII вв. (ПСРЛ. Т. XXII, с. 269; Т. XXXI. М., 1968, с. 21) повествования «о Арии еретице», где говорится о видении Христа священномученику Петру в темнице? 127 Лихачев Н. Л. Материалы для истории русского иконописания. Атлас снимков. Ч. 1. СПб., 1906, с. CLII, 265. 128 Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. М., 1888, с. 9. 129 Подлинник иконописный. М., 1903, с. 43; Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. – 25 ноября. Последняя таблица приложения (Великие Минеи четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч. 2. Тетрадь 1, с. 32) представляет миниатюру из Менология Василия II (976–1025), хранящегося в Ватикане. На ней изображена кончина святителя Петра (New catholic encyclopedia. Vol. XI, c. 209). 131 Труды Святителя помещены в Патрологии Миня на греческом и латинском языках (PG 18, 467–522). Перевод с греческого см. в Приложении I. Правила святого Петра перепечатаны из книги «Правила святых Отец с толкованиями» (изд. Московского ОЛДП. М., 1884, с. 23–75) с опущением толкования на них. 132 Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец, с. 454–475; Правила святых Отец с толкованиями, с. 23–75. Текст их см. в Приложении 1. 134 New catholic encyclopedia. Vol. XI, c. 209; Lexicon für Theologie und Kirche. Bd. 8: Palermo bis Roloff, с. 331–132.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1552-1555 гг. мастером Антонием, украсившим до того старый кафоликон монастыря Ксенофонт. Работы были вкладом Молдавского господаря Александру Лэпушняну, о чем была сделана надпись в наосе (на греч. языке) и в нартексе (на кириллице). Простота архитектуры (сводчатый неф и нартекс без куполов и арочных перекрытий) не лишили программу росписей обязательных элементов: на склонах свода - цикл Великих праздников (событий НЗ), по центру - медальоны с образами пророков, в люнете зап. стены - Богородичные праздники: Рождество, Введение во храм и Успение. На стенах размещены фигуры святых, в юго-вост. углу - серб. святых: прп. Симеона и свт. Саввы. В нартексе парекклисиона по стенам написаны фигуры преподобных, к-польских, афонских и синайских святых, а также обязательные для монастырских храмов сюжеты с явлением ангела прп. Пахомию, Зосимой и Марией Египетской; в стилистике росписей угадывается попытка подражать принципам монументальной живописи Византии 1-й четв. XV в., прежде всего росписям храмов Мистры. В 1686/87 г., при игум. Луке, в нартексе бывш. старого кафоликона были сделаны росписи по заказу серб. ктитора, митр. Михаила Бачковского (Бачка), надпись о вкладе известна теперь по упоминанию еп. Порфирия (Успенского); сохранились фрагменты с фигурами святых. Распятие. Оборотная сторона иконы Божией Матери «Одигитрия». XIV в. (мон-рь св. Павла на Афоне) Среди икон П. м. есть древнейшие на Св. горе, напр. оглавная икона Богородицы (кон. XII в.) небольшого размера (44×35 см), называемая как Богоматерь Зерцало, некогда, вероятно, бывшая частью складня с композицией оглавного Деисуса. Подобные иконы, восходящие к доиконоборческим образцам, послужили в поствизант. время источниками таких рус. иконографических изводов, как Богоматерь Огневидная. К числу выдающихся произведений визант. мастеров принадлежат неск. выносных 2-сторонних икон Божией Матери, написанных на золотых фонах: «Одигитрия» с особым эпитетом Высокочтимая (Υπερευλογημνη) кон. XIII - нач. XIV в. (по монастырскому преданию, доиконоборческого времени; почитается как Мироточивая (Μυροβλτισσα) с композицией Собор архангелов Гавриила и Михаила на обороте; выносная с образом «Одигитрия» и Распятием на обороте позднего XIV в., написанная в мастерских К-поля или Фессалоники (Treasures.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

15–16). 52 Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М., 1947. – С. 32; Толстой И. и Кондаков Н. Русские древности в памятниках искусства. Вып. 6. СПб., 1899. – С. 136–137. 54 Там же. – С. 143–144; Лазарев В. Н. Там же. – С. 66. Не исключено, что изображение Петра Александрийского есть и в новгородском храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах (Бахтель Г. С. Новые данные о фресках церкви Благовещения в Аркажах/Древнерусское искусство. Художественная культура в домонгольской Руси. М., 1972. – См. вкладку между с. 252–253). 55 Бакалова Э. Фрески церкви-гробницы Бачковского монастыря и византийская живопись XII в./Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. – С. 222. 59 История русского искусства. Т. II. – С. 256; Лазарев В. Н. Указ. соч. – С. 121.Не является ли тематика этих изображений причиной помещения в летописях XVI–XVII вв. (ПСРЛ. Т. XXII. – С. 269; Т. XXXI. М., 1968. – С. 21) повествования “о Арии еретице”, где говорится о видении Христа священномученику Петру в темнице? 62 Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. Атлас снимков. Ч. 1. СПб., 1906. – C. CLII, 265. 63 Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. М., 1888. – С. 9. 64 Подлинник иконописный. М., 1903. – С. 43; Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. – 25 ноября. Последняя таблица приложения (Великие Минеи четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч. 2. Тетрадь 1. – С. 32) представляет миниатюру из Менология Василия II (976–1025), хранящегося в Ватикане. На ней изображена кончина святителя Петра (New catholic encyclopedia. Vol. XI. – С. 209). 66 Труды Святителя помещены в Патрологии Миня на греческом и латинском языках (PG 18, 467–522). Перевод с греческого см. в Приложении I. Правила святого Петра перепечатаны из книги “Правила святых Отец с толкованиями” (изд. Московского ОЛДП. М., 1884. – С. 23–75) с опущением толкования на них. 67 Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. – С. 454–475; Правила святых Отец с толкованиями. – С. 23–75. Текст их см. в Приложении I.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1959 . [Ефрем Мцире. Сообщения о причине обращения грузин, которые содержатся в книгах/Подг. текста, предисл., лексикон-указатель Брегадзе Т. Тбилиси 1959]. Переводы Петра Ивера, сделанные преп. Ефремом – см. 14 .188. 291 . Gribomont J. Histoire du texte des Ascétiques de S. Basile//Bibliothèque du Muséon. 32. Louvain 1953. 78–79. Иоанэ Петрици Ум. ок. 1125. Подвизался в Петрицонском, ныне Бачковском грузинском монастыре в Болгарии. 292 . 1937, 1940. [Труды Иоанэ Петрици. Подг. текста, иссл-ние Нуцубидзе Ш., Каухчишвили С. 2 Тбилиси 1937, 1940]. 293 . 1967 . [Иоанэ Петрици. Лествица блаженств. Тбилиси 1967]. 294 . Кисьов С. Банковский монастырь. София 1990. 126. 295 . Марр Н. Я. Иоанн Петрицский, грузинский неоплатоник XI-XII веков//Записки Вост. Отд. Имп. Рус. Археол. Об-ва. 1909. 19. 53–113. 296 . Соколов И. Грузинский монастырь в Визаитии//ХЧ 1906. Апрель. 297 . 1971 . [Шанидзе А. Грузинский монастырь в Болгарии и его типик. Тбилиси 1971]. 298 . Василиев А. Бачковската костница. София 1965. 299 . Василиев А. Ктиторски портреты. София 1960. 300 . Lemerle P. Le Typicon de Grégoire Pakourianos. Cinq études sur XI е siècle byzantin. P. 1977. 301 . Tarchnisvili M. Typicon Gregorii Pacuriani. Louvain 1954. (CSCO. 143, 144). 302 . Шанидзе А. Страници из историята на грузино-българските взаимоотношения//Ист. преглед. София. 1958. 14. Виссарион (Кикодзе) Схимонах, подвизавшийся на Афоне в XIX в. 303 . Афонский схимонах Виссарион, Грузин//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия. 9 .98). Том «Октябрь». 114–123. 304 .//Антоний (Святогорец), иером. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века 8 .467). М. 1994. 32–35. Венедикт (Китиашвили), св. преп.: Иларион Грузин Новый (Канчавели) Пам. 14/27 февраля. Иеросхимонахи; подвизались на Афоне в XIX в., где прославились духовными подвигами. Сними связан подъем духовной и творческой активности груз. афонцев; в 1823–1824 гг. ими переписан ряд груз. рукописей. 305 .//Антоний (Святогорец), иером. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. 8 .467). М. 1994. 31–32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010