Большой вред церковной жизни причинили жестокие бомбардировки англо-американской авиации крупных болгарских городов, продолжавшиеся с 14 ноября 1943 г. по 17 апреля 1944 г. (только в Софии за это время погибло 852 мирных жителя, и было разрушено 12 тыс. зданий). В результате частичного разрушения 19 ноября здания Синода и связанного с этим временного прекращения выхода официального печатного органа «Церковного вестника» административная церковная деятельность оказалась сильно ослаблена. Резко сократилось производство свечей для храмов. Бомбардировка 10 января 1944 г. произвела новые значительные разрушения (серьезно пострадала Синодальная палата), увеличилось число жертв. По этому поводу Синод 27 января выступил с «Посланием к болгарскому народу» (опубликованным в «Церковном вестнике»), в котором призывал не падать духом, а молясь и уповая на Бога, проявить единомыслие, сплоченность, твердость и братскую солидарность. [viii] Из-за бомбардировок в январе 1944 г. Софийская семинария была эвакуирована в Петропавловский монастырь (округ Лясковец), Богословский факультет Софийского университета и Пловдивская семинария — в Бачковский монастырь, Пловдивская митрополия — в г. Асеновград, синодальная типография — в г. Луковит, а сам Синод (канцелярия, часть ризницы, библиотеки и другие службы) 22 января вынужденно переехал в Черепишский Успенско-Богородицкий монастырь, в здание местного Богословско-пастырского института, который, в свою очередь, был эвакуирован в Рильскую обитель. Учебный год был приостановлен, прекратился выпуск почти всех синодальных и епархиальных периодических изданий, кроме «Церковного вестника», который выходил в ограниченном объеме. [ix] В Рильский монастырь по решению Синода от 11 марта эвакуировали и Центральный церковный историко-археологический музей, в том числе ценности, вывезенные с греческой и югославской территории (после окончания войны их вернули этим странам). [x] В марте 1944 г. в результате авиационных налетов был разрушен ряд софийских храмов (пострадал и собор св. кн. Александра Невского), здание Богословского факультета, сгорели все три столичных церковных магазина, склад книг и икон, а также 30 марта — синодальная часовня, синодальная библиотека и помещение синодальной ризницы, где была уничтожена остававшаяся там после эвакуации часть вещей и архивных документов. Из 19,3 тыс. хранившихся в библиотеке книг уцелели лишь эвакуированные ранее 514. Кроме перевезенных в Рильский монастырь документов, полностью сгорел бесценный Синодальный архив, в том числе хранившиеся в огнезащитном сейфе оригиналы султанского фирмана об учреждении Болгарского экзархата 1870 г. и свидетельство о крещении царя Бориса III. 31 мая 1944 г. от бомбардировки серьезно пострадало остававшееся в Софии синодальное издательство, сгорело много хранившихся там книг. [xi] Было разрушено и несколько храмов в других городах Болгарии: Пловдиве, Русе, Враце и т.д. Лишь 6 октября 1944 г. канцелярия Синода вернулась в Софию.

http://bogoslov.ru/article/600839

Поток паломников в обитель увеличивается с каждым годом, которые приезжают, чтобы напитаться благодатной живительной силой. Бывает так, что ступишь в монастырь и ощущаешь совершенно особую атмосферу близости к Богу. Ведь монастыри – это духовная лечебница, а Путна всегда была духовным центром для всего румынского народа. Болгария Южные славяне приняли христианство в IX в., значительно раньше, чем Русь, причем они очень быстро впитали художественные византийские традиции, создав на их основе собственную культуру. Монастыри скоро стали могучими центрами духовности и просветительства. Они формировали национальное самосознание, которое помогало болгарскому народу в годы тяжелейших испытаний выстоять, сначала против Византии (XI–XII вв.), а позднее – пережить трагические страницы пятивекового турецкого ига (XIV–XIX вв.). Во всех крупных монастырях всегда трудились писатели, историки, переводчики, просветители. Здесь получали образование не только духовное, но часто и светское. Поэтому болгарские монастыри всей своей сущностью неразрывно связаны с национальной историей, став на века оплотом духовной поддержки и надежд народа. Величайшими святынями для болгар стали Рильский и Бачковский монастыри. Всемирную известность получили уникальные фрески XII в. в храме Святого Пантелеймона в Бояне, в пригороде Софии. В Болгарии сохранились редчайшие средневековые скальные монастыри – Ивановский и Алажда, с остатками фрагментов росписи Тырновской школы живописи. Они были местом подвижничества отшельников в XIV в., в период широкого распространения здесь идей исихазма, проповедовавшего абсолютное безмолвие, аскетизм и нравственное совершенствование. Другой известный монастырь – Троянский (1835 г.), знаменит росписями одного из виднейших болгарских живописцев Захария Зографа, трактовавшего темы добра и зла в остро социальной манере. Древний Роженский монастырь знаменит сохранившимися фресками XVI–XVII вв., а также резными деревянными иконостасами. Нельзя не упомянуть монастырь в городе Шипка, являющийся символом освобождения Болгарии от османского ига, которое было сброшено в результате Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Монастырь представляет собой величественный храм-памятник, воздвигнутый в византийском стиле неподалеку от знаменитого горного перевала Шипка. Он был возведен в 1902 г. на пожертвования русского и болгарского народов, на мраморных плитах внутри храма благодарно высечены имена русских воинов и болгарских ополченцев, павших на Шипке и под Казанлыком. Там же, в высоких горах Стара Планины, сохранился средневековый Гложенский монастырь, возведенный на краю отвесной скалы русским князем Георгием Гложей, который, спасаясь от преследования татар в XIII в., переселился в эти земли.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Монастырь ставропигиальный. В братстве насчитывается до 20 иноков. В главном монастырском храме хранится чудотворный образ Божией Матери XI века с надписями на грузинском языке. У противоположной стены покоится скончавшийся в 1957 г. Экзарх Болгарский Стефан . Здесь же похоронен и скончавшийся в 1971 г. Святейший Патриарх Кирилл. По преданию, хранимому Болгарской Православной Церковью, в этом монастыре в заточении окончил свои дни угодник Божий Патриарх Тырновский св. Евфимий. «Банковский монастырь, — читаем в одном из болгарских изданий, посвященном данной обители, - это религиозный центр с редкой по своему разнообразию историей. На протяжении своего существования ему приходилось быть символом... борьбы за правду» . Троянский монастырь, расположенный на реке Осым в восьми километрах юго-восточнее Трояна, является третьим по величине монастырем Болгарии после Рыльского и Бачковского. Согласно монастырской летописи, здесь около 1600 года подвизался некий монах — «старый духовный отец» со своими учениками. Вскоре один иеромонах, направляясь из Св. Горы в Валахию, посетил это место и оставил подвижникам принесенную им из Хилендарского монастыря копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеруица». Когда возле «старого духовного отца-пустынника» собралось еще братии, была построена деревянная церковь и несколько келий. Все нынешние строения монастыря относят к 1835 -1865 гг. Троянский монастырь как памятник эпохи болгарского возрождения представляет собой большой духовный и культурный центр. Во второй половине XIX века и в первые десятилетия XX монастырь являлся средоточием письменности и просвещения. С 1919 по 1934 гг. в монастыре помещалось специальное монашеское училище, в котором преподавалось немало общеобразовательных предметов. Монастырь не стоял в стороне и от народных стремлений к свободе: в 1872 г. здесь был основан комитет, в который входила почти вся братия. Во главе с игуменом архимандритом Макарием (1831 - 1906) монастырь принимал участие в переходе русских освободителей через Троянский проход. В дни лютой зимней стужи 1878 г. оказывалась помощь по прочистке пути и доставке провизии. В монастыре был устроен и лазарет. В 1974 г., согласно решению Священного Синода Болгарской Православной Церкви, в Троянском монастыре открыт барельеф архимандрита Макария.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

В свободной Болгарии Болгарская Православная Церковь усердно заботилась о развитии учебного дела, открывая семинарии и пастырско-богословские курсы. Возводились новые храмы, печаталась духовная литература и выходила церковная периодика. С 1901 г. был начат синодальный перевод Библии на новоболгарский язык, который был окончен в 1919 г. и вышел в свет в 1925 г. Под влиянием светского образования и с прямым поощрением болгарских властей молодые болгарские поколения воспитывались в духе атеизма, и насаждалось ожесточенное отношение к Церкви. Под влиянием западной декадентской литературы ширились нравственный упадок и эпидемия самоубийств. Болгарская Церковь энергично боролась за духовно-нравственное воспитание болгарского народа и неустанно исполняла свой пастырский долг. Особенно усердно работали с молодежью Старо-Загорский Митрополит Мефодий (Кусевич), Видинский Митрополит Неофит, Скопский Митрополит Неофит, Охридский Митрополит Борис и Неврокопский Митрополит Борис. Болгарская Православная Церковь неустанно трудилась над духовным образованием своих будущих пастырей. Еще в 1872–74 гг. в гор. Лясковец была открыта Богословская школа, переросшая в дальнейшем в Петропавловскую семинарию. В 1875–76 гг. открылась Богословская школа в гор. Самокове, священническая школа в гор. Прилепе в Македонии в 1884 г., такая же в гор. Адрианополе во Фракии в 1884 г., Константинопольская (Цариградская) семинария с 1891 по 1912 гг., с 1915 г. переместившаяся в гор. Пловдив, Софийская Семинария с 1903 г., Духовная монашеская школа в Рыльском монастыре с 1852 по 1911–18 гг., в 1919–20 гг. переместившаяся в Троянский монастырь, Церковно-певческая школа (1906–1920 гг.) и Священническая школа в 1910–26 гг. в Бачковском монастыре, Священническая школа в 1921–35 гг. в Черепишком монастыре, переросшая в Пастырско-богословский институт (1938–48 гг.). В 1901 г. был построен внушительный комплекс зданий Софийской Духовной Семинарии с немалым вкладом личных средств Митрополита Видинского Кирилла. По уровню своего обучения Софийская Семинария «Св. Иоанн Рыльский» считалась престижным учебным заведением и в ней обучались и люди со светским уклоном, чтобы получить хорошее образование и подготовку.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бачковский монастырь Успения Богородицы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Бачковский монастырь (болг. Бачковски манастир, в древности «Петрицонский») — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии и в 10 км от Асеновграда. Знаменит сочетанием традиций византийской, грузинской и болгарской культур. Бачковский монастырь — одно из самых посещаемых мест в Болгарии, важный туристический центр, входит в список ста национальных достояний Болгарии. При монастыре действует гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Бачковский монастырь Успения Божьей Матери был основан в 1083 году византийским полководцем грузинского происхождения, доместиком византийского императора, Григорием Бакурианом и его братом Абазием. Григорий Бакуриани лично написал типик монастыря на греческом, грузинском и армянском языках, отметив о своем грузинском происхождении на первой странице типика, подписав его в конце грузинскими буквами. Монастырь был населен только иверийскими (грузинскими) монахами, что отмечалось в уставе. Богослужение велось на грузинском языке. В то время эта местность входила в состав Византийской империи. Во времена Второго Болгарского царства обители покровительствовал царь Иоанн-Александр, увековеченный на одной из сохранившихся фресок монастыря, с XI века при монастыре функционировала школа. Вероятно, что в XIV веке в монастырское братство стали вступать греческие и болгарские монахи, хотя монастырь продолжал оставаться иверийским. После завоевания Болгарии турками последний патриарх Второго Болгарского царства Евфимий Тырновский был заточен именно в Бачковском монастыре, где и умер около 1403 года. В застенках монастыря патриарх вместе со своими учениками активно занимался книжной и религиозной деятельностью. С этого момента начался постепенно усиливающийся процесс эллинизации Болгарской Церкви, естественно и Бачковского монастыря, братия которого стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности, игуменами начали ставить греков или эллинизированных болгар. Бачковский монастырь. Иконописная панорама

http://azbyka.ru/palomnik/Бачковский_мон...

В 1375 году на Соборе болгарского духовенства Евфимий был избран Тырновским патриархом . Управляя Болгарской Церковью, Евфимий следовал за церковной политикой Константинопольских патриархов-исихастов Каллиста I и Филофея Коккина , строго следил за чистотой Православия и вел борьбу с разными ересями, в т. ч. и с поздними формами богомильства . В синодик царя Борила   были внесены анафемы против мон. Феодосия (Фудула) и учителя его Пиропула, однако неясно, в чем состояла их ересь.  Патриарх Евфимий заботился о нравственном состоянии паствы, запретил четвертый брак, осуждал неблагочестивые обычаи населения. Православные славяне и румыны уважали патриарха Евфимия и обращались к нему за разъяснением церковных канонов и правил. В 1393 году в отсутствие болг. царя Иоанна Шишмана он разделил с паствой тяготы осады и падения болгарской столицы, репрессии и выселение захватчиками. Григорий (Цамблак)  намекает на какое-то противодействие туркам знатных граждан города, за что все 110 чел., в т. ч. и патриарх Евфимий, были приговорены к казни. Как описано в Похвальном слове, когда патриарх Евфимий, ожидая казни, положил голову на плаху, внезапно рука палача онемела. Турецкие власти испугались и заменили казнь ссылкой в т. н. Македонию - топоним, который в XIV веке воспринимался весьма широко и иногда охватывал и Фракию . По всем данным патриарх был сослан в Бачковский монастырь . В монастыре он продолжил книжную деятельность. Патриарх Евфимий был известен красноречием, его современник митр. Иоасаф Бдинский  писал в 1396 году, что " тогда… говорили многие: «Лучше бы солнце угасло, но не замолкал бы Евфимиев язык!» " Точных сведений о времени и месте смерти патриарха Евфимия не сохранилось. Возможно, он скончался 10 января , как указано в заглавии единственного молдавского списка Похвального слова Григория Цамблака. 20 января  как день его памяти появился в русских списках в XVI и XVII веках по аналогии с днем памяти прп. Евфимия Великого. Многочисленные легенды о последних годах его жизни были собраны в конце XV-XVI веков в " Ловчанском сборнике " (сохранилась фотокопия XIX века). Одна из приписок к сборнику сообщает о тайном погребении патриарха (здесь он уже назван святым, что указывает на его почитание) в Богородицкой церкви Бачковского монастыря , которая в момент составления сборника уже была разрушена. Это свидетельствует о том, что в конце XV века место захоронения было неизвестно. В настоящее время могила патриарха Евфимия считается утраченной. В начале XX века в монастыре были открыты гробницы: близ западного входа в главную церковь (XVII века) и под сводами церкви арх. Михаила (XI в.), в одной из которых, возможно, был погребен патриарх, но исследователи считают эти могилы " благочестивой фальсификацией " . Наиболее вероятно, что патриарх Евфимий был похоронен в одной из 17 гробниц, которые находились в притворе старого кафоликона (XI в.), разобранного при строительстве нового в 1604 году  .

http://drevo-info.ru/articles/13679897.h...

Моисей Хоренский (†V в.) в «Истории Армении», ссылаясь на труд Фирмилиана, епископа Кесарии Каппадокийской, рассказывает о кончине Петра Александрийского 111 . Как замечает по этому поводу Н. Марр, «факт этот армянскому историку мог быть известен из других источников, и не только из Церковной истории Евсевия , но из самого «Мученичества Петра Александрийского », дошедшего до нас в переводе расцвета (V в.) армянской литературы» 112 . Таким образом, древнее жизнеописание Петра Александрийского , составленное, несомненно, раньше, уже имелось в V в. в переводе в далекой Армении 113 . В VI в. на Шестом Вселенском Соборе Правила святого Петра получают общецерковное каноническое достоинство 114 . Архиепископ Сергий (Спасский) в своем труде «Полный Месяцеслов Востока» указывает наиболее чтимых святых в VII–VIII вв. Среди них он называет под 25 ноября Петра Александрийского 115 . В IX в. свяшенномученику Петру был составлен канон с краегранесием: «Восхваляю трибогатого Петра». Автором его является Феофан Начертанный, скончавшийся в 845 г. митрополитом Никейским. Этот канон можно встретить в славянских Минеях XI в. 116 . Самое раннее изображение Петра Александрийского на Руси, известное нам, датируется XII веком и происходит из Спасо-Нередицкого храма в Новгороде. Как отмечают исследователи, это изображение символично. Святитель, проливший кровь за Христа, никогда при жизни не садился на Горнее место. Об этом и напоминает фреска всем находящимся в алтаре 117 . Причем писали фреску местные новгородские живописцы, а следовательно, именно эти мастера и вложили в нее такой высокий смысл 118 . В 30-х гг. XX столетия в Михайловском храме Сковородского монастыря в Новгороде были расчищены фрески в куполе. На одной из них оказалось изображение Петра Александрийского 119 . Почти современно спасонередицкой фреске изображение святого Петра в храме-усыпальнице Бачковского монастыря в Болгарии 120 . С XIV в. в росписи греческих храмов появляется новая тема: «Вселенские Соборы» 121 . В связи с иконографией Первого Вселенского Собора появляются фрески «Видение Петра Александрийского » 122 . На них изображен двенадцатилетний Христос, явившийся Петру в хитоне, «раздранном Арием». Подобные изображения известны нам по фреске в сербском монастыре Манассии (Рисова), по фреске древнерусского изографа Дионисия в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре начала XVI в. 123 , по миниатюрам в новгородских Софийских таблетках XV–XVI вв. 124 , по фреске XV в. на Афоне 125 и греческой фреске XVIII в. 126 . По замечанию В. Лазарева, такой иконографический сюжет – большая редкость.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Троянский монастырь является третьим по величине монастырем Болгарии после Рыльского и Бачковского. Согласно монастырской летописи, здесь около 1600 г. подвизался некий монах со своими учениками. Вскоре один иеромонах, направляясь из Св. горы в Валахию, посетил это место и оставил копию чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица». Была построена деревянная церковь и несколько келлий. В первой половине XVIII b. монастырь расширился и экономически окреп. В это время в нем открылось училище, которое продолжало свою работу и после освобождения Болгарии от турок. Троянский монастырь был убежищем для борцов за свободу Болгарии. В 1872 г. здесь был организован тайный монашеский комитет во главе с игуменом Макарием. Все нынешние строения монастыря относят к 1835–1865 г.г. В монастыре есть богатейшая коллекция икон. Батошевский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы (возле г. Севлиево) основан в XIII b. После завоевания Тырнова турками монастырь был разрушен и восстановлен лишь в 30-х г.г. XIX ст. Петропавловский женский монастырь возле села Лясковца основан в правление династии Асенов (1186–1350). В годы турецкого господства на Балканах монастырь дважды разрушался, но заботами ревнителей православного монашества был восстановлен. В 1874 г. здесь было открыто первое болгарское Духовное училище. Просуществовало оно здесь 12 лет — до 1886 г., затем было переведено сначала в Тырнов, а постом в Самоков. Женский монастырь Пречистая Богородица Витошская, расположенный у горы Витоши, основан в 1345 г. болгарским властителем Иваном Александром. После разрушения турками монастырь был восстановлен около 1469 г. и с тех пор оставался одним из культурно-просветительных центров болгарского народа. С того же года в монастыре имеется храм во имя Успения Божией Матери. После освобождения от византийского господства и особенно в XIII и XIV b. в. в Болгарии снова по желанию и при поддержке болгарских царей и феодалов возникают монастырские обители в районах Старапланины, Рилы, Витоши, Родоп и особенно возле Тырново.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

К концу XVIII b. в среде монашества появляются люди, которые будят народ от его духовного сна, укрепляют веру и национальное самосознание — преп. Паисий Хилендарский и св. Софроний Врачанский. В XIX b. представители монашества уже не только будят народ, но и активно участвуют в освободительной борьбе. Но все же это лишало представителей монашества возможности углублять аскетические подвиги и внутреннее делание. Освободительная война, Первая и Вторая мировые войны, установление коммунистического режима негативно влияли на жизнь монастырей, их просветительскую и духовную роль. В настоящее время в Болгарской Церкви имеются два рода монастырей: подчиненные непосредственно Св. Синоду и подчиненные местному правящему епископу. Монастыри управляются Игуменским Советом, состоящем из 6 монахов во главе с игуменом, избираемым всей монашеской общиной. Рыльская обитель, основанная преп. Иоанном Рыльским в 927 г., в первое время своего существования находилась в хорошем состоянии. Ее насельники свято исполняли заветы своего наставника — основателя монастыря, а это вело и к внешнему благоустройству монастыря. Еще во время создания Рыльский монастырь становится литературным центром. В XIV b. монастырь был разрушен лавиной. Восстановил его феодал Хреле, который построил в нем внушительную 25-метровую башню («Хрелева башня»), стоящую и по сей день, несмотря на то, что во времена турецкого господства на Балканах монастырь трижды разрушали и сжигали. В своем нынешнем виде он был восстановлен в 1834–1837 г.г. Соборная церковь — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Главные святыни обители — мощи преп. Иоанна и икона XII b. Пресвятой Богородицы Одигитрии. В монастыре имеются музей и библиотека с ценными рукописями. Монастырь сыграл большую роль в деле освобождения болгар. Важное место в истории Болгарской Церкви занимает Бачковский монастырь в честь Успения Божией Матери. Он основан в 1083 г. одним из высших византийских сановников выдающимся полководцем Григорием Бакуриани. Так как Бакуриани, вероятно, был грузином по национальности, монастырь объявлялся грузинским. Его иноками могли быть только грузины. Вскоре Бакуриани пал на поле битвы. Император велел воздвигнуть в монастыре доселе существующую церковь во имя святых Архангелов Михаила и Гавриила в память о своем сподвижнике. Начиная с XIV b. братия монастыря стала пополняться иноками греческой и болгарской национальности. В последней четверти XIX b. между болгарами и греками шла упорная борьба за обладание монастырем. В 1894 г. Св. Синод БПЦ принял монастырь в свое ведение. Монастырь ставропигиальный. В главном монастырском храме хранится чудотворный образ Божией Матери XI b. с надписями на грузинском языке.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

1959 . [Ефрем Мцире. Сообщения о причине обращения грузин, которые содержатся в книгах/Подг. текста, предисл., лексикон-указатель Брегадзе Т. Тбилиси 1959]. Переводы Петра Ивера, сделанные преп. Ефремом – см. 14 .188. 291 . Gribomont J. Histoire du texte des Ascétiques de S. Basile//Bibliothèque du Muséon. 32. Louvain 1953. 78–79. Иоанэ Петрици Ум. ок. 1125. Подвизался в Петрицонском, ныне Бачковском грузинском монастыре в Болгарии. 292 . 1937, 1940. [Труды Иоанэ Петрици. Подг. текста, иссл-ние Нуцубидзе Ш., Каухчишвили С. 2 Тбилиси 1937, 1940]. 293 . 1967 . [Иоанэ Петрици. Лествица блаженств. Тбилиси 1967]. 294 . Кисьов С. Банковский монастырь. София 1990. 126. 295 . Марр Н. Я. Иоанн Петрицский, грузинский неоплатоник XI-XII веков//Записки Вост. Отд. Имп. Рус. Археол. Об-ва. 1909. 19. 53–113. 296 . Соколов И. Грузинский монастырь в Визаитии//ХЧ 1906. Апрель. 297 . 1971 . [Шанидзе А. Грузинский монастырь в Болгарии и его типик. Тбилиси 1971]. 298 . Василиев А. Бачковската костница. София 1965. 299 . Василиев А. Ктиторски портреты. София 1960. 300 . Lemerle P. Le Typicon de Grégoire Pakourianos. Cinq études sur XI е siècle byzantin. P. 1977. 301 . Tarchnisvili M. Typicon Gregorii Pacuriani. Louvain 1954. (CSCO. 143, 144). 302 . Шанидзе А. Страници из историята на грузино-българските взаимоотношения//Ист. преглед. София. 1958. 14. Виссарион (Кикодзе) Схимонах, подвизавшийся на Афоне в XIX в. 303 . Афонский схимонах Виссарион, Грузин//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия. 9 .98). Том «Октябрь». 114–123. 304 .//Антоний (Святогорец), иером. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века 8 .467). М. 1994. 32–35. Венедикт (Китиашвили), св. преп.: Иларион Грузин Новый (Канчавели) Пам. 14/27 февраля. Иеросхимонахи; подвизались на Афоне в XIX в., где прославились духовными подвигами. Сними связан подъем духовной и творческой активности груз. афонцев; в 1823–1824 гг. ими переписан ряд груз. рукописей. 305 .//Антоний (Святогорец), иером. Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века. 8 .467). М. 1994. 31–32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010