Богоматерь Боголюбская имеет очевидное сходство с такими характерными образцами живописи времени Комнинов, как изображения «Агиосоритиссы» на мозаике в церкви Санта Мария дель Аммиральо в Палермо, на мозаике в церкви Димитрия в Солуни, на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове. Лик Девы Марии во многом напоминает Ее образ из композиции «Страшный суд» и лик Анны из «Сретения» в росписи Бачковской костницы, созданной во второй половине XII века константинопольскими художниками. Ссылаяся на приведенные аналогии, можно предположить, что автором чудотворного образа вероятнее всего был византийский мастер, прибывший в свите принцессы Комнины ко двору Юрия Долгорукого и оставшийся в Суздале после ухода князя на киевское Боголюбский образ, как выяснилось после последней реставрации, был в свое время необычайно красочным произведением. Фигура Божией Матери в зеленовато-серого цвета хитоне и кирпично-красном мафории выделялась на светлом фоне серебристого оттенка. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Лик Девы Марии, при всем его видимом сходстве с византийскими образцами, воплощал национальные представления славян об идеальной красоте. Цвет румянца на ланитах Богородицы был более ярким, чем на византийских иконах, а Ее очи были лучезарного голубого цвета. Чтимые чудотворные списки с иконы Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа. Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся святители и блаженные московские, и сам этот особый извод, в XVII столетии названный «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей столицы. Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-«палатке». Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот, а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) в Воскресенском храме в Сокольниках.

http://pravmir.ru/bogolyubskaya-ikony-bo...

Еще жива память об эпидемиях чумы и холеры, от которых страдал весь край. По просьбам населения два иеромонаха и один дьякон после всенощного бдения и молебна с литией вынесли чудотворный образ из монастыря. Повсюду икону встречали с почтением, священники святили воду и обходили дома, окропляя людей и животных. С благодатной помощью Божией Матери страшный мор прекратился. Икона Пресвятой Богородицы Троеручицы из Троянского монастыря Икона Пресвятой Богородицы Троеручицы из Троянского монастыря Икона Пресвятой Богородицы Троеручицы из Троянского монастыря По преданию, икона эта со Святой Горы. Для православных Болгарии она – явленная болгарскому народу в тяжелые годы порабощения милость Божия. В монастырской летописи много рассказывается о чудотворной иконе Богородицы Троеручицы Троянской. Некогда один из монахов Святой Горы отправился в валашские земли. Он нес с собой чудотворную икону Богородицы – дар близким. живущим в валашской земле. Услышав, что в Троянских горах с недавнего времени подвизается благочестивый отшельник со своим послушником, святогорец пришел к нему, и они провели вмести в постнических подвигах много времени. К ним отовсюду стекались люди, чтобы поклониться святой иконе, явившей немало чудес в троянском крае. И еще много лет после все добрым словом вспоминали святогорского монаха. Когда же пришло время продолжать ему свой путь в валашские земли, он оседлал коня, перекрестился и отправился в дорогу. Но не успел он выехать со двора, как конь споткнулся и упал. В этом монах увидел Божий знак, отложил путешествие и вернулся с иконой к отшельнику. Через какое-то время он снова тронулся в путь, но на том же самом месте его конь опять упал. Так понял он: это происходит потому, что икона не хочет покидать этого места. Тогда он решил оставить икону, с глубоким поклоном и слезами умиления он простился с ней и с Богом в сердце отправился дальше один. Троянский отшельник вскоре пригласил еще нескольких братьев, они построили для чудотворной Богородичной иконы маленькую деревянную церковку и стали служить в ней. Постепенно число братии росло, были выстроены келии и странноприимница для паломников. Так и возник Троянский монастырь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Монастырь объявлен национальным памятником культуры. Храмы и другие строения [ править править код ] Соборный храм монастыря расположен на северном дворе монастыря. Был впервые построен еще при первом ктиторе обители, Григории Бакуриани. Нынешний собор в честь Успения Божией Матери был возведен в 1604 году, на основе прежнего. Ктиторская надпись датирует роспись церкви 1643 годом. Церковь возведена по образцу святогорских трехапсидных храмов. Церковь расположена близ собора, на северном дворе. Храм во имя Святых Архангелов был построен до XIII века, а затем значительно перестроен - вероятно в середине XIV века, в годы ктиторства царя Иоанна-Александра. В период между 1839 и 1841 годами Захария Зограф расписал арочный свод под храмом. Храм во имя святителя Николая Чудотворца и другие постройки на южном дворе монастыря были возведены в 1834 году. Церковь и её открытый притвор была расписана Захарией Зографом между 1839 и 1841 годами. Расположена поодаль, на монашеском кладбище. На начало XXI века - самое значительное здание сохранившееся в монастыре от ранней застройки. В нижнем этаже расположено костохранилище, а в верхнем - часовня. Костница, снабженная четырнадцатью гробницами, была предназначена собственно для семейства Бакуриани. Часовня была распиана грузинским изографом Иоанном Иверопульцем. Храм выполнен техникой opus mixtum из камня и тонкого кирпича. План постройки кавказский, новый для Балканского полуострова. Фасады пластичны, разчленены слепыми аркадами - тоже новшество для восточно-римской архитектуры того времени. Расположена в сохранившемся южном крыле монастыря. Трапезная была воздвигнута одновременно с соборным храмом, в начале XVII века. В 1643 году трапезная была украшена росписью сравнимой с лучшими святогорскими образцами. Около 1840-х годов известный изограф Алексий Атанасов написал вверху внешней стены трапезной панораму монастыря с образами всех её ктиторов, участвующих в крестном ходе с чудотворной иконой Божией Матери. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Бачковский_мон...

Монастырская церковь представляет собой маленькое прямоугольное каменное строение с полуцилиндрическим сводом. Церковь неск. раз перестраивалась: на рубеже XVI-XVII вв. наос был продлен на запад, а к сев. стене пристроен маленький открытый нартекс. К этому же времени относится и наиболее древняя сев. часть монастырского двухэтажного строения, где размещались кельи, гостиница и трапезная. Юж. часть корпуса была возведена позже на основе старого фундамента, на 1-м ее уровне располагались главные монастырские ворота. В 1855 г. была обновлена церковь, в 1865 г. во дворе построена часовня. Возле церкви сохранилось неск. каменных надгробий XIX в. Прор. Малахия. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. Прор. Малахия. Роспись Архангельской ц. Нач. XVII в. Основная часть росписей монастырской церкви датируется нач. XVII в. Живопись в древней части наоса принадлежит распространенному в Болгарии типу и имеет сходство с росписями в церквах с. Арбанаси (за исключением ц. св. Архангелов) и мон-рях Трынского р-на. Для нее характерна простота линий и пропорций. Более позднюю роспись пристроек можно сравнить с живописью ц. св. Архангелов в Арбанаси, главной церкви и трапезной Бачковского мон-ря: она отличается декоративностью и тщательной проработкой рисунка. Стены и конху алтарной апсиды занимают 2 регистра с эпизодами важнейших евангельских сюжетов. Праздничный цикл расположен на сев. и юж. стенах. Наличие пейзажей, фигур людей и домашних животных придает композиции «Рождество Христово» бытовой характер. Около юж. дверей храма сохранились фрагменты композиции «Страшный Суд». В направлении с востока на запад в центре свода размещены медальоны с изображениями Христа (Вознесение, Ветхий Денми и Вседержитель). Ниже на своде располагаются орнаменты, фризы с изображениями ветхозаветных пророков, праздники и Страсти Христовы, на стенах - святые. Росписи в преддверии, сохранившиеся частично, отличаются от остальных по стилю и колориту и датируются кон. XVII - нач. XVIII в. Здесь есть изображения святых в полный рост и погрудные в медальонах. На юж. стене алтаря сохранились остатки поминальной надписи и жен. ктиторский портрет плохой сохранности, изображающий, вероятно, монахиню. Все надписи на фресках сделаны на болг. языке.

http://pravenc.ru/text/149185.html

(триморф, греч. τρμορφος, τριμρφιον, τριπρσωπος παρστασις). Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж) Арбавильский триптих. X в. (Лувр, Париж) В послеиконоборческий период становится типичной сокращенная иконографическая схема, включающая всего 3 фигуры - Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. В центре изображается Христос, стоящий (икона «Деисус со святыми на полях», XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или восседающий на престоле, с закрытым Евангелием, к-рое Он придерживает левой рукой, правой - благословляет (эпистилии темплонов с 12 праздниками, XII в., там же). Слева (по правую руку Христа) - Богоматерь с молитвенно сложенными руками, справа - с тем же молитвенным жестом св. Иоанн Предтеча. Такие изображения известны в монументальной живописи (мозаика кафоликона мон-ря Ватопед, кон. X - нач. XI в.), в прикладном искусстве (Арбавильский триптих, слоновая кость, X в., Лувр, Париж,; ставротека из Сайднайского мон-ря , перегородчатая эмаль, XI в., ГЭ). Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ) Деисус. Икона. Нач. XIII в. (ГТГ) Наряду с изображениями в рост встречаются поясные Д.-триморфы (в юго-зап. вестибюле собора Св. Софии в К-поле, 60-е гг. XIII в.). Идейное содержание деисусной композиции, ее соответствие евхаристическим молитвам обусловило включение Д.-триморфа в роспись центрального алтаря: в люнетах над окнами центральной апсиды кафоликона мон-ря Осиос Лукас (20-е гг. XI в.) помещен поясной Д.; в росписи алтаря собора Св. Софии в Киеве (1037) над центральной апсидой находятся медальоны с поясными образами Христа, Богоматери и св. Иоанна Предтечи. Д.-триморф включался в состав визант. эпистилиев темплонов в качестве средника праздничного ряда. В Грузии и Каппадокии Д.-триморф часто является главной композицией алтаря и помещается в конхе центральной апсиды (Дирекли-килисе, Каппадокия, X в.,- рядом с Христом в апсиде изображены поклоняющиеся ангелы); так же украшена центральная апсида Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря (40-е гг. XII в.). В Византии Д.-триморф как главная композиция в конхе апсиды встречается в росписи погребальных капелл: в крипте монастыря Осиос Лукас; в мавзолее серб. иерархов в ц. св. Апостолов (Спаса) в Пече (1260); в парекклисионе ц. Богородицы Паммакаристос в К-поле (1311-1320). Иконы Д.-триморфа создавались на Балканах в поздне- и поствизант. периоды. Спаситель, как правило, изображается с раскрытым Евангелием, фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи помещаются на 2-м плане, за престолом (икона «Деисус со святыми на полях», кон. XIV - нач. XV в., ГТГ; икона из Бачковского мон-ря, 1495, Нац. художественная галерея, София), иногда в сильно уменьшенном размере (икона изографа Николы, 1703, Нац. художественная галерея, София). На Руси иконы Д.-триморфа встречаются реже (напр., икона Д. (оглавный), нач. XIII в., ГТГ; псковская икона «Деисус с Параскевой и Анастасией», XV в., НГОМЗ).

http://pravenc.ru/text/Деисуса.html

2013 год Фото: eparhiya.od.ua vk fb tw ok @ g+ lj Озеро Балхаш 2013 г., Фото: eparhia.kz vk fb tw ok @ g+ lj Томск. Фото: Д.Кандинский vk fb tw ok @ g+ lj Освящение вод совершает епископ Карагандинский Севастиан Фото: eparhia.kz vk fb tw ok @ g+ lj Карагандинская епархия, иордань на Жартисском озере Фото: eparhia.kz vk fb tw ok @ g+ lj Узбекистан, митрополит Викентий освящает крещенскую купель в кафедральном соборе Фото: pravoslavie.uz vk fb tw ok @ g+ lj Камчатка Фото: pravkamchatka.ru vk fb tw ok @ g+ lj Камчатка. Мороз -35 Пенжинский район, Камчатка. Фото: pravkamchatka.ru vk fb tw ok @ g+ lj Приэльбрусье. Боец спецподразделения окунается в освященные воды реки Адыр-су vk fb tw ok @ g+ lj Одна из купелей в Ростовской епархии Фото: rostoveparhia.ru vk fb tw ok @ g+ lj В Екатеринбургской епархии крещенские купели установлены даже в тюремных храмах В тюремном храме преподобномученика Вадима Персидского на территории ИК 10 Фото: ekaterinburg-eparhia.ru vk fb tw ok @ g+ lj Заключенный совершает троекратное погружение Фото: ekaterinburg-eparhia.ru vk fb tw ok @ g+ lj Поселок Затон, Саратов Фото: А.Курочкин vk fb tw ok @ g+ lj Грузия, хождение на Иордань. Шествие возглавляет митрополит Батумский Димитрий В 2000 году владыка стал инициатором возрождения этой традиции в Батуми. Фomo:nemgazemi.ge vk fb tw ok @ g+ lj Батуми. Владыка Димитрий окунается в освященные воды Фomo:nemgazemi.ge vk fb tw ok @ g+ lj Греция: мужчина радуется, что смог достать брошенный во время благословения вод крест vk fb tw ok @ g+ lj Благословение вод: митрополит Фтиотидский бросает крест в воду 2016 г., фото Romfea.gr vk fb tw ok @ g+ lj Фтиотида: крестный ход к морю с иконой праздника 2016 г., фото Romfea.gr vk fb tw ok @ g+ lj Саранда, Албания 2016 г., фото Romfea.gr vk fb tw ok @ g+ lj Косово, плавание за честным Крестом Косовска-Митровица, 2014 год, Фото: spc.rs vk fb tw ok @ g+ lj Сербский Патриарх Ириней бросает Крест в воду Белград, 2013 год, фото: spc.rs vk fb tw ok @ g+ lj Освящение вод в Болгарии: процессия выходит из Бачковского монастыря

http://pravoslavie.ru/89728.html

6 мая. Бачковский монастырь. Пловдив. Перуштица. Бачковская костница Бачковский в честь Успения Пресв. Богородицы действующий мужской монастырь (XI в.) , второй по значимости в Болгарии после Рильского. Был основан в 1083 г. византийским полководцем Григорием Пакуриани на полученых в награду за военные подвиги от императора Алексея Комнина землях в Ю. Болгарии и Родопе. Сейчас в обители около 20 иноков. Бачковская костница (XI в.) , представляет собой однонефную базилику, с фресками, выполненными живописцем Иоанном Зографом в XI в. Костница – по традиции балканского мира, храм, куда складывают кости и черепа усопших монахов, выкопав их после 1-3 лет из земли. В кафоликоне монастыря хранится чудотворная икона Богоматери XI в. В этой обители захоронены болгарские патриархи XX столетия Стефан (1957) и Кирилл (1971). В день вмч. Георгия (в Болгарии новый стиль) здесь отмечается курбан (название, а может и сама идея, заимствованы у турок) - благодарение Богу. Ты входишь в монастырский двор и видишь мирно пасущихся в ожидании своей участи в церковном нартексе овечек. Рядом ходит священник с кропилом и читает специальные молитвы, окропляет их святой водой. – «Девушка, что Вы пугаетесь, раньше мы их прямо в храме освящали.» На кострах варится баранья похлебка – ее раздают всем приходящим в этот день в обитель «во здравие Болгарии и болгарского народа». Надо сказать, что чувство благодарности Богу на Балканах, в Грузии, у армян развита гораздо сильнее, чем у русских верующих. Там у людей даже не религиозных она заложена в крови: выздоровел – петуха, а лучше барана пожертвуй Церкви, нищим отдай. Один московский батюшка рассказывал – приходят к нему грузины, его прихожане: «Батюшка, мы Вам петуха принести хотим. Живого или сварить?» - «А зачем мне петуха?» - «Такой у нас обычай». Принесли, отдали бедным. Бог тебе помог –отблагодари! Перуштица Перуштица (VI в.) , единственная в Болгарии церковь VI в. с центрическим планом. Накрапывал серый мелкий дождик, на небе бурая пелена, мокро и холодно.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В текстах монастырских уставов содержатся и важные свидетельства, напр., по аграрноправовым отношениям, как в Типике Бачковского мон-ря, основанного в Болгарии визант. вельможей кавказского происхождения Григорием Пакурианом и его братом Апасием в 1083 г., или в Типике сер. XII в. мон-ря Богородицы Спасительницы мира (Космосотиры) близ Эноса Фракийского. Устав к-польского мон-ря Пантократора содержит уникальные сведения об организациимонастырской больницы в XII в. Нек-рые уставные акты не сохранились в греч. подлиннике и восстанавливаются по дошедшим переводам. Важнейший Типик к-польского Студийского мон-ря известен в списках XI-XII вв. в славяно-рус. переводе (см. Студийско-Алексиевский Типикон ). Среди др. типов монастырских актов - жалованных, дарственных грамот, купчих, исковых заявлений - существенное значение имеют описи имущества мон-рей. История внутреннего устройства Русского мон-ря на Афоне известна благодаря сохранившейся в оригинале описи (πογραφ) мон-ря Ксилургу (Ξυλουργο букв.- древоделя, первоначальное наименование обители), перешедшего в ведение Русского мон-ря (14 дек. 1142). По др. акту из Протата (авг. 1169) рус. монашеской общине Ксилургу по просьбе ее игумена Лаврентия был передан мон-рь Солунянина на правах дочерней обители. С этого времени Русский мон-рь на Св. Горе стал именоваться мон-рем Солунянина (др. название - св. Пантелеимона). Вместе с Пантелеимоновым мон-рем к Русскому мон-рю перешли и его земельные владения. Упомянутая же опись 1142 г. содержит подробный перечень имущества мон-ря - от хозяйственных предметов до священных сосудов и книг, среди к-рых специально выделены «русские книги». В поствизантийский период Грамота К-польского Патриарха Кирилла Лукариса царю Михаилу Феодоровичу. 1625 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. N 18. Л. 1 об.) Грамота К-польского Патриарха Кирилла Лукариса царю Михаилу Феодоровичу. 1625 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. N 18. Л. 1 об.) с 1453 г., традиция издания греч. актов не прерывалась. Это прежде всего относится к документам церковным: патриаршие послания из К-поля или Иерусалима, акты из обителей Афона и Синая продолжали традиции визант.

http://pravenc.ru/text/158424.html

В этой удивительной стране и люди удивительные. Как много замечательных встреч было в этот день. И все люди, как один, говорили, что любят братушек – так продолжают с нежностью называть нас, потомков русских солдат, воевавших за освобождение многострадального болгарского народа от турецкого ига. Неожиданно Стоил Владиков предложил провезти нас на своем джипе по горам Родопам, и мы с радостью и благодарностью согласились. Взяв благословение у отца Эмила и у отца Милена, мы отправляемся в путь. Здравствуйте, горы! Мы едем в другую часть Болгарии, в тихую и спокойную, со страшными пропастями и горными речками, с доброжелательными жителями, готовыми обнять и приласкать нас. Мы еще не знали в тот момент, что нам предстоят встречи с дорогим батюшкой, иеромонахом Антимом, игуменом Кричимского монастыря, что мы доберемся почти до границы с Грецией, посетим храмы в Широкой Лыке и в Чепеларе, что сумеем приложиться к святым иконам Бачковского монастыря, возведенного в сердце Болгарии грузинскими князьями братьями Бакуриани, что сумеем полюбоваться на крепость царя Асена над городом храмов и монастырей – Асеновградом, который очень полюбится отцу Андрею, и только тогда снова вернуться в Пловдив, такой древний и такой молодой. Все было впереди. Кричимский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Когда батюшка Антим увидел на пороге своего монастыря в горах нашу немногочисленную группу, он был безконечно счастлив. Если мы со Стоилом постоянно приезжаем к нему, то отец Андрей и Ольга Скрипкина были здесь впервые. Они уже были наслышаны и о монастыре, и о иеромонахе Антиме, который совершенно один обитает в монастыре в горах, но Господь впервые послал им встречу с удивительной доброты батюшкой. Объятия, расселение нас в кельи, которые батюшка подготовил к нашему приезду, молитвы в храме, трапезы в саду, откуда видны горы и снова горы, и облака над горами, и на одной из вершин – каменный валун, напоминающий орла. Это раньше в нем видели орла. Так его все и величали. А вот отец Андрей и Ольга Николаевна вмиг распознали в нем согбенного монаха, чем-то напоминающего преподобного Нила Столобенского.

http://pravoslavie.ru/38185.html

Моисей Хоренский († V в.) в “Истории Армении”, ссылаясь на труд Фирмилиана, епископа Кесарии Каппадокийской, рассказывает о кончине Петра Александрийского 46 . Как замечает по этому поводу Н. Марр, “факт этот армянскому историку мог быть известен из других источников, и не только из Церковной истории Евсевия но из самого «Мученичества Петра Александрийского», дошедшего до нас в переводе расцвета (V в.) армянской литературы” 47 . Таким образом, древнее жизнеописание Петра Александрийского, составленное, несомненно, раньше, уже имелось в V в. в переводе в далекой Армении 48 . В VI в. на Шестом Вселенском Соборе Правила святого Петра получают общецерковное каноническое достоинство 49 . Архиепископ Сергий (Спасский) в своем труде “Полный Месяцеслов Востока” указывает наиболее чтимых святых в VII–VIII вв. Среди них он называет под 25 ноября Петра Александрийского 50 . В IX в. священномученику Петру был составлен канон с краегранесием: “Восхваляю трибогатого Петра”. Автором его является Феофан Начертанный, скончавшийся в 845 г. митрополитом Никейским. Этот канон можно встретить в славянских Минеях XI в. 51 . Самое раннее изображение Петра Александрийского на Руси, известное нам, датируется XII веком и происходит из Спасо-Нередицкого храма в Новгороде. Как отмечают исследователи, это изображение символично. Святитель, проливший кровь за Христа, никогда при жизни не садился на Горнее место. Об этом и напоминает фреска всем находящимся в алтаре 52 . Причем писали фреску местные новгородские живописцы, а следовательно, именно эти мастера и вложили в нее такой высокий смысл 53 . В 30-х гг. XX столетия в Михайловском храме Сковородского монастыря в Новгороде были расчищены фрески в куполе. На одной из них оказалось изображение Петра Александрийского 54 . Почти современно спасонередицкой фреске изображение святого Петра в храме-усыпальнице Бачковского монастыря в Болгарии 55 . С XIV в. в росписи греческих храмов появляется новая тема: “Вселенские Соборы” 56 . В связи с иконографией Первого Вселенского Собора появляются фрески “Видение Петра Александрийского” 57 . На них изображен двенадцатилетний Христос, явившийся Петру в хитоне, “раздранном Арием”. Подобные изображения известны нам по фреске в сербском монастыре Манассии (Рисова), по фреске древнерусского изографа Дионисия в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре начала XVI в. 58 , по миниатюрам в новгородских Софийских таблетках XV–XVI вв. 59 , по фреске XV в. на Афоне 60 и греческой фреске XVIII в. 61 . По замечанию В. Лазарева, такой иконографический сюжет — большая редкость.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010