Абхазский католикос-патриарх Евдемон I (Чхетидзе). Роспись собора Рождества Богородицы мон-ря Гелати. XVI в. Постепенно Католикосат утратил территории и на северо-западе. «Бичвинтская памятная грамота» фиксирует, что Одишский эристав Мамия III Дадиани (1512-1533) пожертвовал Католикосату поместья, церкви, мон-ри и дворцы почти во всех уголках Зап. Грузии, в т. ч. деревни вокруг Бичвинты ( Какабадзе. 1925. Кн. 2. С. 182-183), самые сев. владения Абхазского Католикосата. В XVII в. эти пункты уже не упоминаются в связи с выделением в этот период Абхазского княжества из состава Одишского. Граница Католикосата прошла сперва по р. Келасури (нач. XVII в.), затем по р. Эгрисцкали (ныне Галидзга), а во 2-й пол. XVIII в. по р. Ингури. Т. о., Католикосат лишился последних владений на территории Абхазии. Наплыв на Колхидскую равнину населения из горных районов - язычников, называвших себя апсуа, обусловил в XVII-XVIII вв. ослабление позиций христианства на северо-западе Зап. Грузии, а затем и вынужденную миграцию большой части коренного населения на юг, за р. Ингури, что приняло массовый характер в период деятельности католикосов Давида (Немсадзе) и Григория II (Лорткипанидзе). Католикос Давид потребовал от абх. кн. Квапу Шарвашидзе положить конец опустошению деревень и работорговле коренным населением княжества, князь выдал католикосу клятвенную грамоту, однако совладать с апсуа не смог. Католикос Григорий II, также не добившись действенных результатов от Шарвашидзе, пересек р. Ингури, вывез оставшихся крепостных, принадлежавших Католикосату, и расселил их по деревням Одиши. В 70-х гг. XVIII в. в результате оккупации османами Н. Гурии юж. граница Абхазского Католикосата поднялась от р. Чорох до р. Чолоки. Уменьшение территории Католикосата привело к уменьшению числа епархий. Так, на северо-западе были упразднены Моквская, Драндская и Бедийская епархии (Абхазия), на юге - Хонская, Шемокмедская и Джуматская (2 последние кафедры позднее были восстановлены). Однако на титулатуре католикоса усечение территорий Католикосата не отразилось: во 2-й пол. XVIII в. католикос-патриарх Виссарион титуловался как «святитель и креститель понт-абхазов, осетин и двалов, лихт-имеров, Рача-Одиши-Гурии и всей стороны северной, предстоятель Севера, Богоизбранный, наместник апостола Андрея Первозванного, глава Церкви Бичвинтской, ее попечитель и управитель, подражатель Двенадцати [апостолам], сын эристава Рачинского, пастырствующий католикос, владыка Виссарион» (Ист. док-ты. 1958. Т. 1. С. 105-106).

http://pravenc.ru/text/638558.html

делегации ГПЦ во главе с Католикосом-Патриархом Илией II посетили Болгарию, Польшу, Чехословакию, Америку, Италию, Турцию, Армению, Египет, Израиль, Югославию. Вход Господень в Иерусалим. Икона. Нач. XXI в. Худож. Д. Джабуа Вход Господень в Иерусалим. Икона. Нач. XXI в. Худож. Д. Джабуа Болезненным для ГПЦ оставался вопрос признания ее автокефалии К-польской Патриархией. В 30-х гг. XX в. К-польская Патриархия де-факто признавала автокефалию ГПЦ, что следует из переписки того времени между К-польским и Грузинским Патриархами, однако в 1961 г. на I Всеправославное совещание были приглашены только 2 (как подобает автономной Церкви), а не 3 (как подобает автокефальной) представителя ГПЦ. В календаре Элладской Церкви ГПЦ помещалась в числе автономных Церквей, подлежащих ведению К-поля (Ημηρολϒιον. 1977. Σ. 302-304). Во время III Всеправославного совещания представитель К-поля в ответ на вопрос журналиста о статусе ГПЦ сказал, что положение ее «неопределенное» ( Скурат. ИППЦ. Т. 1. С. 77). На том же совещании ГПЦ было предложено занять 12-е место, после Польской Православной Церкви. Католикос-Патриарх Илия (будучи епископом Шемокмедским) неоднократно протестовал как в частных, так и в офиц. разговорах с Патриархом и представителями К-польской Церкви против несправедливого отношения к древней Церкви Грузии. Вопрос оставался открытым, и на межправосл. Богословскую конференцию (Белград, 1-15 сент. 1966), а также на IV Всеправославное совещание (Женева, 1968) ГПЦ не послала делегатов. В мае 1979 г. Католикос-Патриарх Илия, находясь с визитом в К-поле, отметил, что вопрос о статусе ГПЦ должен быть «урегулирован раз и навсегда» (Джвари вазиса. 1979. 1. С. 8-9). 4 марта 1990 г. К-польский Патриарх Димитрий I вручил Католикосу-Патриарху грамоту, подтверждавшую автокефалию ГПЦ, определив ей 11-е место, после Болгарской Церкви. Однако РПЦ и большая часть автокефальных правосл. Церквей определяют иерархическим местом ГПЦ 6-е, после РПЦ. В июне 1980 г. в Риме Католикос-Патриарх встречался с папой Иоанном Павлом II .

http://pravenc.ru/text/638558.html

По статистическим данным, в 1901 г. в пределах Г. Э. насчитывалось 1 278 500 чел. правосл. населения и 50 тыс. сектантов (молокан - 32 тыс., духоборов - 7 тыс., прыгунов - 6 тыс., субботников - 4 тыс., баптистов - 2 тыс., жидовствующих - 2 тыс. и т. д.); действующих церквей - 2455, приходов - 1527 в составе 101 благочиния. Мон-рей - 28 муж. и 7 жен., где подвизались 615 монахов, 118 монахинь, 573 послушника и 163 послушницы. В Грузинской епархии 16 мон-рей: Ахтальский (Ахтала) (муж.); Бетанийский (Бетаниа) Рождества Пресв. Богородицы (муж.); Бодбийский (Бодбе) св. Нины (жен., общежительный); Вардзийский (Вардзиа) Успения Пресв. Богородицы (муж., общежительный); Давидгареджийский (Давидгареджи) (муж., общежительный); Зарзмский (Зарзма) (муж.); Иоанно-Зедазенский (Зедазени) (муж.); Иоанно-Крестительская (Натлисмцемели) пуст. (муж.); Кватахевский (Кватахеви) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Марткопский (Марткопи) прп. Антония (муж.- под управлением экзарха); мцхетский Самтаврский (Самтавро) св. Нины (жен.); Сафарский (Сафара, Сапара) св. Саввы (муж., общежительный); тифлисский Преображения Господня (муж., первоклассный); Хирсский (Хирса) св. Стефана Первомученика (муж.); Шиомгвимский (Шиомгвиме) (муж.); Шуамтинский (Ахали-Шуамта) Рождества Пресв. Богородицы (муж., общежительный). В Сухумской епархии 3 мон-ря: Василиско-Златоустовский (жен., общежительный); Драндский (Дранда) (муж., общежительный, возобновлен в 1885); Новоафонский ап. Симона Кананита (муж., общежительный). В Имеретинской епархии 7 мон-рей: Гаенатский (Гелати) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Джручский (Джручи) вмч. Георгия (муж.); Кацхский (Кацхи) Вознесения Господня (муж.); Мгвимский (Мгвимеви) Спасский (жен.); Моцаметский (Моцамета) святых мучеников Давида и Константина Аргветских (муж.); Намарневский Иоанна Крестителя (муж.); Челишский (Челиши) Успения Пресв. Богородицы (муж.). В Гурийско-Мингрельской епархии 8 мон-рей: Джихетская (Джихети) община (жен.); Джуматский (Джумати) св. Архангелов (муж.); Иоанно-Крестительская пуст. (муж.); Мартвильский (Мартвили) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Нахаребовский (Нахареби) Благовещения Пресв. Богородицы (муж.); Теклатский (Теклати) Рождества Пресв. Богородицы (жен., общежительный); Хопский (Хопи) Успения Пресв. Богородицы (муж.); Шемокмедский (Шемокмеди) Спасский (муж.). Духовенство Г. Э. составляли 62 протоиерея, 1647 иереев, 231 диакон и 1805 псаломщиков ( Рункевич. 1903. Стб. 736-750).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @12702@ Подпись к иллюстрации: Исаия (Чантурия). Митрополит Никозский и Цхинвальский. Фотография на сайте Шемокмедской епархии Размер файла: 237.56 Кб Кто разместил: Тре Дата размещения 06.10.2015 14:08:52 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/12702.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @2250@ Подпись к иллюстрации: Митр. Шемокмедский Иосиф (Киквадзе) Размер файла: 60.59 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 03.04.2009 17:29:52 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/2250.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИСАИЯ (ЧАНТУРИЯ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Исаия (Чантурия). Митрополит Никозский и Цхинвальский. Фотография на сайте Шемокмедской епархии Исаия (Чантурия). Митрополит Никозский и Цхинвальский. Фотография на сайте Шемокмедской епархии Редакция текста от: 08.01.2016 18:45:44 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11144.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОСИФ (КИКВАДЗЕ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Шемокмедский Иосиф (Киквадзе) Редакция текста от: 03.04.2009 17:30:31 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/12548.html

Католикосу-Патриарху всея Грузии исполняется 82 года Тбилиси, 4 января 2014 г.      Граждане Грузии сегодня поздравят с юбилеем Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II. 4 января - день его рождения, сообщает Грузия-Онлайн . Католикосу-Патриарху всея Грузии, Святейшему и Блаженнейшему Илие II исполняется 82 года. Католикос-Патриарх всея Грузии, Святейший и Блаженнейший Илья II (в миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в городе Владикавказе. В 1952 году он окончил владикавказскую среднюю школу и поступил в Московскую духовную семинарию. 16 апреля 1957 года, будучи студентом второго курса духовной академии, с благословения тогдашнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Мелхиседека III принял в тбилисской церкви Александра Невского монашеский постриг. В 1960 году окончил Московскую духовную академию, получив диплом первой степени. 26 августа 1963 года, Католикосом-Патриархом Ефремом II был рукоположен в епископы Батумско-Шемокмедской епархии и назначен патриаршим викарием. В 1967 году епископ Илия II был переведён в Абхазскую епархию. В 1969 году был возведён в митрополиты. 9 ноября 1977 года после кончины Католикоса-Патриарха Давида V по распоряжению Святого Синода был назначен Патриаршим Местоблюстителем, а 23 декабря 1977 года был избран Католикосом-Патриархом всея Грузии. Интронизация Илии состоялась 25 декабря 1977 года. За минувшие 37 лет количество епархий в Грузии было увеличено с 15 до 46. В стране, включая Патриарха, 48 епископов. Увеличилось число монастырей, храмов и духовных лиц. 4 января 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/76289.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастыри (монастырские комплексы) АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ВЛАХЕРНСКИЙ МОНАСТЫРЬ памятник поздневизант. архитектуры и живописи, расположенный к северо-востоку от г. Арта (Эпир, Греция) ВРАНИНА муж. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДАДИВАНК мон-рь в исторической обл. Арцах Вел. Армении, на востоке совр. Кельбаджарского (Карвачарского) р-на Азербайджана ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников

http://pravenc.ru/rubrics/123106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУМБАДЗЕ [груз. ], груз. семья дворянского происхождения, представители к-рой были духовными лицами и деятелями в области певч. искусства. Знатоки церковного пения западногруз. традиции. Их родовое имение находится в сел. Шемокмеди (Гурия), где расположен одноименный мон-рь - один из наиболее значительных центров Грузинской Православной Церкви с X-XII вв. Авторские мелодические версии песнопений представителей семьи Д. получили название «распев Думбадзе» ( ). Записи песнопений «распева Думбадзе» хранятся в Ин-те рукописей Корнелия Кекелидзе в различных списках. Нек-рые из них изданы (см. библиографию в ст. Грузия , в разд. «Церковное пение»). Иаков митр. Шемокмедский (1647-1713), поэт, певчий (по сведениям П. Карбелашвили ). По поручению картлийского царя Георгия XI ( 1709) сделал стихотворное переложение кн. царевича Баграта Багратиони (Батонишвили) (1511-1573) «Беседа неверного Мохамеда с христианами». Его с похвалой упоминали царь Арчил II (1647-1713), поэт Давид Гурамишвили (1705-1792), католикос-патриарх Антоний I (Багратиони) (1720-1788) и царевич Иоанн Батонишвили (Багратиони, 1768-1830). По нек-рым данным, И. посетил Афон, а затем груз. Крестовый мон-рь в Иерусалиме, где скончался ( Иоанн Батонишвили. 1948. Т. 2. С. 168; Жордания. 1948. Хроники. Т. 1. С. 18, 179). Георгий свящ. мон-ря Шемокмеди знаток церковного пения. Особое внимание уделял точности исполнения устава богослужения. По свидетельству современников, был заботливым пастырем и истинным наставником. Обучил церковному пению ок. 300 чел. В 1828 г. участвовал в походах на Чурук-Су и Цихисдзири ( Бакрадзе. 1987. С. 141-142). Воспитывал и обучал церковному пению сирот и бездомных юношей. По сведениям Карбелашвили, скончался в 100-летнем возрасте в 1875 г., по сообщению в одной из рукописей М. Думбадзе, хранящейся в архиве К. Чхатараишвили,- в том же возрасте в 1883 г. Антон Николаевич

http://pravenc.ru/text/180574.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010