открыта им школа среди сектантского населения. К мон. приписан Агинский Рождество-Богородичный скит, учрежденный в 1910 г., при церкви с. Агина, Александропольского у. Мцхетский Самтаврский св. Нины , 1 кл., общ., при с. Мцхете, в 20 в. от Тифлиса. Учрежден в 1847 г. Здесь почивают мощи св. Авива (см. 29 нояб.). В 1903 г. освящен новый храм во имя св. Нины. При мон. школа. Свято-Георгиевский, общ., близ дер. Мамкоды, Тифлисского y., учрежденный в 1903 г. из общины, существовавшей с 1900 r., и приписанный к Бодбийскому жен. мон. Гурийско-Мингрельская епархия Мужские: Джуматский Архангельский , в с. Джунати, Озургетского y., в 95 в. от г. Кутаиса. Иоанно-Крестительская пуст., в с. Амаглеба, Озургетского y., в 75 в. от г. Кутаиса. Е. Мартвильский Успенский , 1 кл., при с. Мартвили, Сенакского y., в 34 в. от г. Кутаиса, в 30 в. от ж.-д. ст. Ново-Сенаки. Основан в X в. В мон. хранятся украшенное миниатюрами Евангелие и Псалтирь XI в. писанные на пергаменте, на древнегрузинском языке. При мон. образцовая двухклассная школа. К нему приписан Саирмский , близ с. Саирме, в Зугдидском у. Нахаребовский Благовещенский , 2 кл., общ., при с. Нахаребо, в Сенакском y., в 34 в. от г. Кутаиса. Восстановлен в 1801 г. Хопский Успенско-Богородичный , 2 кл., в 30 в. от г. Зугдиди, на бер. р. Хопи, в 100 в. от г. Кутаиса. Шемокмедский Спасский , 2 кл., в 7 в. от г. Озургет, в с. Шемокмеди. Женские: Теклатский Богородице-Рождественский , 2 кл., общ., при с. Теклати, Сенакского у. Учрежден в 1897 г. из женской общины, существовавшей с 1884 г. При нем двухклассная школа. Джихетская община, в с. Джихети, Озургетского y., в 55 в. от г. Кутаиса, учрежденная в 1893 г.; при ней школа. Донская епархия Мужские: Александро-Невский Св.-Троицкий , 2 кл., в зависимости от Иерусалимского патриарха, в Таганроге. Основан в 1814 г. В нем есть мраморная плита, обозначающая то место, на котором было отпето и стояло до отправления в Петербург тело Императора Александра I. Кременский Вознесенский , общ., в 10 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

продолжает пополняться рукописями и документами. В первую очередь он известен богатой коллекцией Четвероевангелий. Гелатское Четвероевангелие (Q 908) было переписано на Чёрной Горе в XII в. Рукопись украшена 259 миниатюрами, по своей художественной ценности имеющими мировое значение. Памятник помещен в серебряный переплет XVIII в., на котором изображены сцены «Распятие» и «Сошествие во ад», композиции украшены драгоценными камнями. Бертское Четвероевангелие (Q 906, XII в.) имеет отчеканенный Бешкеном Опизари позолоченный серебряный переплет, на обеих сторонах к-рого сохранились рельефные изображения Деисуса и Распятия. Аналогичный (позолота, серебро, изображения Деисуса и Распятия) переплет Цкароставского Четвероевангелия (Q 907, 1195 г.) выполнен братом Бешкена - Бекой Опизари . Вардзийское Четвероевангелие (Q 899, XIII в.) имеет оригинальные миниатюры и заставки. Моквское Четвероевангелие (Q 902, 1300 г.), являвшееся собственностью Моквской епархии, иллюминировано (152 миниатюры, инициалы украшены растительным и животным орнаментом). Текст предваряется листом с изображением родословия Иисуса Христа, внизу листа представлена Пресв. Богородица с преклоненным перед Ней Моквским архиеп. Даниилом. Моквское Четвероевангелие. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 49 об.— 50) Моквское Четвероевангелие. 1300 г. (НЦРГ. Q 902. Л. 49 об.— 50) В фонде в большом количестве хранятся богослужебные рукописи - Синаксари XII-XIII вв. и гулани XVII-XVIII вв., среди к-рых наиболее известны Эркетский (Q 87), Чхарский (Q 105), Руисский (Q 104), Кацхский (Q 632), Шемокмедский (Q 103) и др. Великий Синаксарь. XI в. (НЦРГ. Р 2211. Л. 290 об.— 291) Великий Синаксарь. XI в. (НЦРГ. Р 2211. Л. 290 об.— 291) Собраны материалы, отражающие историю Грузии: 2 важных списка «Картлис Цховреба»: один - царицы Анны (Q 795, 1479-1496 гг.), переписанный по заказу супруги царя Кахети Александра I и содержащий 5 сочинений старой редакции «Картлис Цховреба», др. список - Чалашвили (Q 207), центральная часть к-рого (старая рукопись) была создана в XV-XVIII вв., а начало и конец текста переписаны в 1731 г. в Москве Эраджем Чалашвили.

http://pravenc.ru/text/468825.html

Скончался в больнице 17 августа 2018 года в 7 часов 10 минут утра. Погребен 20 августа на горе Кармель в монастыре Воскресения Христова . Архимандрит Лазарь хорошо известен читателю по многократно переиздававшимся книгам и статьям. Его книги посвящены насущным вопросам и написаны живым языком человека, говорящего от своего опыта. Он выступал с обличением духовных лжеучений, встречающихся в жизни современного христианина - экуменизма , оккультизма , индуизма , йоги . Особенно непримиримую позицию отец Лазарь всегда занимал в отношении экуменизма . В 1997 году он стал одним из тех настоятелей монастырей и монашествующих, которые написали послание грузинскому католикосу-патриарху Илие II с требованием выйти из Всемирного совета Церквей . В 1997 году католикос-патриарх Илия II постановил выйти из ВСЦ. Отец Лазарь боролся как против ереси, так и против раскола, никогда не прекращал евхаристической связи и поминовение патриарха . Он активно выступал против трагического факта - схизмы в Грузии, что подтверждается его трудами и письмами. Сочинения Использованные материалы   См. комментарии игумена Арсения, Православный интернет журнал Xareba.net, 3 сентября 2018 года:   См. сообщение " "http://грузинский православный интернет-журнал .Ge (груз. " Карибче " - ворота), 17 августа 2018 года: . Название горы, видимо, дано образно, по аналогии с палестинской горой Кармель , в пещерах которой скрывался когда-то пророк Илия .   См. сообщение " 20 "http://грузинский православный интернет-журнал .Ge (груз. " Карибче " - ворота), 17 августа 2018 года:   С 17 мая 1997 года настоятели и монахи пяти монастырей (Шио-Мгвимского, Бетанийского, Св. Давида Гареджийского, Шемокмедского, Зарзмского) и многие приходские общины Грузии прекратили поминовение Патриарха-Католикоса Илии II (подробнее, см. " Раскольники-старостильники атакуют Грузинскую Церковь "http://Электронная версия " НГ " (ЭВНГ). 007 от 24 июля 1997 года: ). После выхода Грузинской патриархии из Всемирного совета Церквей это движение стало дробиться: часть его участников вернулась в патриархию, часть примкнула к грекам-старостильникам, а сторонники архимандрита Иоанна (Шеклашвили) в том же году после непродолжительных поисков перешли под омофор Бостонского митрополита Ефрема (т.нз. " Бостонский Синод " , " Святая Православная Церковь в Северной Америке " - HOCNA). Подробнее, см. Слесарев А.В., " Святая Православная Церковь Северной Америки " ( " Бостонский Синод " , Истинная Православная Церковь Греции)//Из книги " Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008) " . Москва, 2009 (электронная версия на официальном сайте Минской Духовной Семинарии): http://minds.by/news/45

http://drevo-info.ru/articles/13412.html

Священный Синод Грузинской Православной Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Священный Синод Грузинской Православной Церкви Священный Синод Грузинской Православной Церкви Председатель Священного Синода: Святейший и Блаженнейший ИЛИЯ II, архиепископ Мцхетский и Тбилисский, Католикос-Патриарх всея Грузии . Члены Священного Синода: 1. Афанасий (Чахвашвили), митрополит Руставский и Марнеульский 2. Каллистрат (Маргалиташвили), митрополит Кутаисский и Гаэнатский 3. Анания (Джапаридзе), митрополит Манглисский и Цалкский 4. Георгий ( Шаламберидзе), митрополит Ткибульский и Терджельский 5. Иов (Акиашвили), митрополит Руисс-Урбнисский 6. Даниил (Датуашвили), митрополит Цхум-Абхазский 7. Давид (Махарадзе), митрополит Авва Алавердский 8. Авраам (Гармелиа), митрополит Западно-Европейский 9. Сергей (Чекуришвили), митрополит Некресский и Еретский 10. Иосиф (Киквадзе), митрополит Шемокмедский 11. Исаия (Чантуриа), митрополит Никозский и Цхинвальский 12. Елисей (Джохадзе), митрополит Никорцминдский 13. Григорий (Бербичашвили), митрополит Потийский и Хобский 14. Николай (Пачуашвили), митрополит Ахалкалакский и Кумурдский 15. Феодор (Чуадзе), митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский. Первый хорепископ Каталикоса-Патриарха. 16. Савва (Гигибериа), митрополит Хонский и Самтредский 17. Дмитрий (Шиолашвили), митрополит Батумский и Лазетский ( Лазский) 18. Герасим (Шарашенидзе), митрополит Зугдидский и Цаишский 19. Фадей (Иорамашвили), архиепископ Тианетский и Пшав-Хевсуретский 20. Вахтанг (Ахвледиани), архиепископ Маргветский 21. Зосим (Шиошвили), архиепископ Цилканский и Душетский 22. Серафим (Джоджуа), архиепископ Борджомский и Бакурианский 23. Антоний (Булухиа), архиепископ Ванский и Багдатский 24. Давид (Тикарадзе), архиепископ Бодбийский 25. Андрей (Гвазава), архиепископ Самтависский и Горийский 26. Петр (Цаава), архиепископ Чкондидский 27. Стефан (Калаиджишвили), епископ Цагерский и Лентехский 28. Иларион (Китиашвили), епископ Местийский и Верхне-Сванетский 29. Евфимий (Лежава), епископ Гурджаанский и Велисцихский 30. Лука (Ломидзе ), епископ Ниноцминдский и Сагареджейский 31. Зенон (Иараджули), епископ Дманисский и Лоре-Таширский 32. Егудииль (Табатадзе), епископ Стефанцминдский и Хевский 33. Шио (Муджири), епископ Сенакский и Чкороцкуский 34.Спиридон (Абуладзе), епископ Схалтский 35. Ефрем (Гамрекелидзе), епископ Болнисский 36. Иоанн (Гамрекели), епископ Цуртавский. Второй хорепископ Каталикоса-Патриарха. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Максима Исповедника); Цагерский, св. Нины (г. Цагери, жен., основан в 2001); Ласуриаши, Рождества Пресв. Богородицы (с. Ласуриаши, Цагерский р-н, муж., основан в 2005). Цилканская, архиеп. Зосим (Шиошвили). Мон-ри: Мчадиджвари, во имя св. Архангелов (с. Мчадиджвари, Душетский р-н, жен., основан в 1668 католикосом-патриархом Досифеем III, возобновлен в 1991); Аши, св. Квирике (с. Аши, Душетский р-н, жен., основан в 1998); Бицменди, Вознесения Господня (с. Бицменди, Мцхетский р-н, жен., основан 20 мая 1999). Чиатурско-Сачхерская (вдовствующая), временно управляет митр. Сухумско-Абхазский Даниил (Датуашвили). Мон-ри: Кацхис-Свети (Кацхский Столп) (Кацхурское ущелье, Чиатурский р-н, муж., основан в V-VI вв. на месте святилища, посвященного культу богини плодородия, возобновлен в 1996); Мгвимеви, Рождества Пресв. Богородицы (близ с. Мгвимеви, Чиатурский р-н, жен., основан в XIII в. рачинским эриставом Рати Кахаберисдзе, возобновлен в 1992). Чкондидская, митр. Георгий (Шаламберидзе). Мон-рь: Саелиаво, Введения во храм Пресв. Богородицы (с. Саелиаво, Мартвильский р-н, жен., основан 4 дек. 2001). Шемокмедская, архиеп. Иосиф (Киквадзе). Мон-ри: Шемокмеди, св. Николая Мирликийского (ставропигиальный) (с. Шемокмеди, Озургетский р-н, жен., основан в 1992); Джумати, во имя св. Архангелов (с. Джумати, Озургетский р-н, муж., основан до X-XI вв., возобновлен 21 нояб. 1990); Шемокмеди, Преображения Господня (с. Шемокмеди, Озургетский р-н, муж., основан в X-XII вв., возобновлен в 2005); Ачи, св. Георгия (с. Ачи, Озургетский р-н, муж., основан в XIV в., возобновлен в 2005); Удабно, св. Иоанна Крестителя (с. Шуа-Ганахлеба, Чохатаурский р-н, муж., основан во 2-й пол. XVIII в., закрыт в 50-х гг. XX в., возобновлен в 2001); Самеба-Джихети, Св. Троицы (с. Джихети, Ланчхутский р-н, жен., основан в 1896); Григолети, св. Григория Богослова (с. Григолети, Ланчхутский р-н, муж., основан в 1993); Озургетский, св. Нины (г. Озургети, во дворце гурийских князей, жен., основан в 1995). Ист.: Прокопий Кесарийский.

http://pravenc.ru/text/639853.html

В 1946 году, а затем в 1958-м с официальным и дружественным визитом в Грузии побывал Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. В 1945–1948 годах в Москве дважды с визитом находился Католикос-Патриарх всея Грузии Каллистрат. В 1951–1970 годах в проводимых в Москве миротворческих конференциях и других церковных торжествах принимали участие Католикосы-Патриархи Грузии Мелхиседек III, Ефрем II, Давид V. Участвовал в них и митрополит Илия. Эти мероприятия способствовали восстановлению и укреплению дружественных отношений между Грузинской и Русской Православными Церквами. В дальнейшем Святейший Илия II многократно посещал Московский патриархат. В том числе он принимал участие в праздновании 1000-летия Крещения Руси в 1988 году. В июле 2013 года делегация ГПЦ во главе с патриархом принимала участие в праздновании 1025-летия принятия христианства на Руси. Сегодня часто спорят о том, насколько оправданным было то, что в 1962 году Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II дал согласие на вступление ГПЦ во Всемирный Совет Церквей. На миротворческом форуме, организованном под эгидой этой организации, представители Грузинской Церкви получили возможность объяснить предстоятелям Православных Церквей историческую значимость автокефалии Грузинской Церкви и необходимость ее признания. В 1963 году на острове Родос епископ Шемокмедский Илия принимал участие в форуме Православных Церквей, на котором Грузинская Церковь была упомянута как самая молодая автономная Церковь . Конечно, за этим последовала острая критика со стороны епископа Илии. Он объяснил присутствующим, что Грузинская Православная Церковь является древнейшей Апостольской Автокефальной Церковью и заслуживает соответствующего уважения. По возвращении с Родоса епископ Илия поставил в известность о случившемся патриарха Ефрема II, который поручил ему приложить все усилия для того, чтобы автокефалия Грузинской Церкви была признана всеми Православными Церквами, и в сотрудничестве с учеными собрать исторические материалы, подтверждавшие исторические права Грузинской Церкви на автокефалию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Окончив Академию в 1892 г. со званием кандидата богословия, годом позднее он был рукоположен в сан священника и в течение тридцати двух лет проходил служение в различных храмах Тифлиса. При этом пастырская деятельность сочеталась в его жизни с общественной. Будучи священником, отец Каллистрат вместе с тем в разное время исполнял обязанности члена Городской думы, секретаря и члена ученых обществ, члена правления Тифлисской Духовной Семинарии, законоучителя в мужских гимназиях. После смерти жены он принял монашество и в 1925 г. был возведен в сан епископа. С 1932 по 1952 гг.- Католикос-Патриарх всея Грузии. Католикос-Патриарх Леонид (Окропиридзе; 1861-1921) родился неподалеку от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Учился в Киевской Духовной Академии, и еще в период обучения принял монашество и был рукоположен в сан иеромонаха. По окончании Академии в 1888 г. работал инспектором училищ " Общества восстановления православного христианства на Кавказе " , а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 г., когда состоялась его хиротония во епископа Горийского. В марте 1917 г. в качестве Местоблюстителя Патриарха возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса-Патриарха Кириона. В Грузии Католикос-Патриарх Леонид был известен как публицист и миссионер. Католикос-Патриарх Илия II (Шиолошвили; 1933 г.р.) родился в г. Орджоникидзе. В 1956 г. окончил Московскую Духовную Семинарию, а годом позднее, будучи уже студентом Московской Духовной Академии, принял монашеский постриг и Патриархом Алексием I (Симанским) был рукоположен во иеромонаха. В 1960 г. окончил Академию со степенью кандидата богословия. В 1963 г. состоялась его хиротония во епископа Шемокмедского, викария Католикоса-Патриарха Ефрема II. С 1967 г.- правящий архиерей Сухумо-Абхазской епархии. С 1963 г. исполнял и обязанности ректора Пастырских курсов, а затем, с 1969 г.,- Мцхетской Духовной Семинарии. С 25 декабря 1977 г. по сей день возглавляет Грузинскую Православную Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2178...

Более того, владыка Амфилохий прямо указал на то, что считает РПЦ Матерью-Церковью для украинского народа. По мнению экспертов, эти моменты является крайне болезненными как для Фанара, так и для «ПЦУ», поскольку они полностью развенчивают ранее растиражированные восторженные реляции о том, что глава Черногорской митрополии стал на путь признания украинских раскольников. Фанар управляет украинскими раскольниками, и никакой автокефалии на самом деле у «ПЦУ» нет 16 июля 2019 года американская исследовательская организация «Jamestown Foundation » опубликовала материал о Грузинской Православной Церкви. В нем, в частности, было указано, что только 9 из 47 членов Священного Синода Грузинской Православной Церкви в той или иной форме поддерживают автокефальный церковный проект в Украине. Как отмечает автор публикации, всего лишь 3 епископа открыто выразили свою симпатию «ПЦУ». Речь идет о митрополите Шемокмедском Иосифе, митрополите Чкондидском Петре и митрополите Поти и Хоби Григоле. Еще 6 епископов (епископ Бодбийский Иаков, митрополит Цилканский и Душетский Зосима, титулярный митрополит Цуртавский Вахтанг, епископ Бельгийский и Голландский Досифей, епископ Северо-Американский Савва, архиепископ Дманисский и Агарак-Таширский, управляющий грузинскими приходами в Великобритании и Ирландии Зинон) так или иначе высказывали свою поддержку идее предоставления автокефалии Украине. В свою очередь, остальные 38 епископов настроены против признания «ПЦУ». Примечательно, что в их число входит и потенциальный преемник нынешнего главы Грузинской Православной Церкви – местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио. 17 июля 2019 года архиепископ Тельмисский Иов (Геча) в интервью изданию The Orthodox World заявил о том, что Папа Римский передал в дар Константинопольскому Патриархату мощи апостола Петра. По мнению представителя Фанара, это «пророческий знак», указывающий на будущее единство Православной Церкви и РКЦ. Президент США Дональд Трамп с архиепископом Элпидофором (Ламбриниадисом)

http://pravoslavie.ru/122551.html

Максим II (Абашидзе), последний Абхазо-Имеретинский Католикос (версия для печати)/Православие.Ru Максим II (Абашидзе), последний Абхазо-Имеретинский Католикос Православие.Ru , 8 июля 2004 г. Древнейшая в Западной Грузии первосвятительская кафедра с 1776 по 1795 годы возглавлялась Максимом II Абашидзе, Католикосом «Северного Понта, Абхазии и Имеретии и всей Нижней Иверии». Время его правления пришлось на такие годы, когда вся Грузия была разделена на несколько царств и удельных княжеств. Персия и Турция совершали беспощадные набеги на эти земли, уничтожая всё на своём пути. Царь Картли и Кахети Ираклий II искал военного и политического союза с Россией. Положение же в Имеретинском царстве не позволяло предпринять подобные шаги в сторону Россиийской Империи. В то время вся Западная Грузия находилась под властью Турции. Во всех важных стратегических пунктах и почти в каждом крупном городе стояли турецкие гарнизоны. Присутствие турок отложило свои негативные последствия на нравы местных феодалов. Они позволяли себе весьма противоречащие христианству поступки, как например продажа крестьян в рабство туркам. В это трудное время пришлось править Католикосу Максиму. Он родился приблизительно в 1725 году в семье князя Бориса Абашидзе. Родной его брат, Рост, впоследствии принял монашество с именем Антония и находился с ним до смерти его. Вероятно, что Католикос Максим принял монашеский постриг в Гелатском монастыре при настоятельстве архимандрита Христофора, который был его духовником В 1759 году по инициативе Имеретинского царя Соломона I (1751-1784) в Кутаиси был созван церковный собор под председательством Католикоса Западной Грузии Виссариона (1742-1769). На соборе присутствовали митрополиты: Чкондидский - Гавриил Дадиани, Гаэнатский - Иосиф Багратиони – брат царя Соломона I, Шемокмедский - Николай Гуриели, Цагерский - Григорий Дадиани, бывший Мровский - Иосиф Мачабели, Никорцминдский - Николай, Джуматский - Даниил, Ниноцминдский - Михаил, Цаишский, Греческий митрополит Герман, Бедийский - Максим Иашвили, а также архимандриты, иеромонахи, священники и диаконы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Вскоре после вступления на престол Католикос Максим II взял у царя Соломона охранительную грамоту на право владения церковью землями. В 1776-1777 годах Католикос Максим посетил Гурию и Одиши. Он заставил правителей этих княжеств вернуть церковные земли и провёл суды, расследуя разные нарушения. Католикос восстановил в Гурии две епископские кафедры: Шемокмедскую и Джуматскую и лично беседовал по этому поводу с владетельным князем Георгием V Гуриели. Католикос обязал владетеля вернуть возобновлённым епархиям их земли и крепостных крестьян, а также возвратить Бичвинтской иконе Богоматери престол в Акети. В Нижней Гурии он образовал Хиноцминдскую епархию, однако она находилась на территории, подвластной туркам. В связи с этим Католикос поручил Мамуке Тавдгиридзе, взяв с него грамоту, позаботиться о ней, и со временем, когда эта земля будет освобождена от врагов, помочь её восстановлению и вернуть крестьян в ведение епархии. Для пребывания же епископа был выделен монастырь в селе Гамочинебули Тогда же Католикос Максим решительно выступил против пленопродавства, что как было уже отмечено, встречалось тогда во всех пределах Западной Грузии. Один из местных феодалов Кация Чичуа продал в руки турков крепостных крестьян, принадлежавших Бичвинтскому монастырю Пресвятой Богородицы. В одном из документов Католикос Максим говорит в связи с этим: «Пусть все искупленные кровью Христа знают, что Кация Чичуа крестьян Бичвинтской церкви, воспринятых в святой купели, насильственно продал османам. И так как он не побоялся Божией Матери, совершая это преступление, то я предал его проклятию, отлучил от церкви» В 1777 году, вслед за отлучением К. Чичуа, Католикос Максим собрал собор, где вновь были подтверждены определения по отношению к пленопродавству. Вследствие этого владетель Гурии, Георгий V Гуриели, обратился к Католикосу с тем, что: «Отлученного вами мы не будем принимать и не будем иметь с ним общения, ни есть с ним, ни пить, и будем смотреть на него, как на бешеную собаку, и сколько будет возможно, постараемся вредить ему. И если обещание это нарушу, то да буду связан вами и вашим собором» Католикос проклял за работорговлю и Мераба Лордкипанидзе, но последний дал обещание не продавать крестьян в руки неверных

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010