Мужской монастырь Архангелов Михаила и Гавриила (Джумати) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Джумати () - монастырь Архангелов Михаила и Гавриила - небольшой монастырь на одной из вершин Чохотаурского хребта, немного севернее города Озургети. Относится к Шемокмедской епархии, некогда был центром православной жизни западной Грузии. Содержание История [ править править код ] Уже не известно точно кто, когда и почему основал этот монастырь. Главный храм Архангелов был построен где-то в XII или XIII веке, хотя в его дизайне не ощущается эта эпоха. В начале XIV века он был расписан фресками. Это так называемые " палеологовские фрески " , но они сохранились плохо (в монастыре Убиси они несравнимо лучше). Монастырь Джумати. Фотография конца XIX века В XV веке Западная Грузия откололась от Восточной, а потом Гурия начала обособляться от Имеретии, и на фоне этих событий территория Гурии не захотела подчняться Кутаисской епархии, а выделилась в отдельную Джуматскую. Монастырь стал резиденцией епископа, который так же имел зимнюю резиденцию под горой в селе Богили. Примерно в XV веке была построена колокольня. В XVIII веке гурийский князь отреставрировал храм, а потом пришла российская администрация и в 1833 году ликвидировала Джуматскую епархию для простоты управления. В 1846 году храм монастыря ещё раз отремонтировали, кое-что поменяв. В те же годы был пристроен существующий по сей день южный придел. В 1904 году к западной стене храма пристроили ещё что-то вроде колокольни. В советское время все ценное в храме реквизировали, но монастырь не закрыли. Он продолжал действовать, хотя жил тут практически один человек (иеромонах Иоанн). Он умер в 1959 году. Монастырь пришёл в запустение, и только 21 ноября 1990 года его снова освятили. Главный монастырский храм, датируемый XV-XVI вв., прослыл настоящей жемчужиной: его фасад украшали резные каменные плиты, искусные фрески покрывали стены и своды, а звон колокольни был слышен за несколько сотен километров. Сокровищница монастыря славилась уникальными образцами грузинского чеканного искусства. К сожалению, древние иконы были утеряны, – спасти удалось лишь некоторые фрагменты, сегодня хранящиеся в разных музеях мира, таких, как нью-йоркский Метрополитен, Лувр и Эрмитаж. Современное состояние [ править править код ] Внутреннее убранство монастырского храма

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

883 Обращение Шемокмедской епархии от 6/19 мая 1997 года подписали настоятель Шемокмедского монастыря архимандрит Николай, настоятель Джихедского монастыря архимандрит Андрей, совместно с отдельными клириками епархии. 884 Григорий (Бербичашвили), епископ. Принципиальность без духовности и любви превращается в фанатизм//Метафрасис. Информационное обозрение. 1997. 9 (76). С 12; Кобахидзе Василий, протоиерей. Выход Грузинской Православной Церкви... С 56. 890 Грузинские монастыри призвали патриарха разорвать евхаристическое общение со всеми Православными Церквами//Метафрасис. Информационное обозрение. 1997. 8 (75). С. 31. 894 Заявление для прессы и других средств массовой информации//Православная Церковь Грузии [Электронный ресурс]. 2006. Режим доступа: Дата доступа: 25.07.2006 896 Архимандрит Иоанн (Шеклашвили), лишённый сана в ИПЦ Грузии, перешёл в Грузинскую Патриархию//Вертоград-Информ. [Электронный ресурс]. 2006. Режим доступа: http://www.vertograd.ru/lst/02/06/270d.html. Дата доступа: 15.11.2006. 897 Directory of parishes, missions and monasteries//The Holy Orthodox Church in North America. [Электронный ресурс]. 2007 Режим доступа: http://sspp-tucsotvorg/aboutus.html. Дата доступа: 30.03.2007. 901 Джанаев А.К. Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика//СИЭ. 1967. Т. 12. С. 673; Гедеон (Докукин), митрополит. История христианства на Северном Кавказе до и после его присоединения к России. М.-Пятигорск, 1992. С. 23; Калоев Б.А. Осетины... С. 641–642; Перфильева Л.А. Аланская епархия//Православная Энциклопедия. 2005. Т. 1. С. 440–443. 902 В народном религиозном представлении южных осетин имеется понятие «Большого Бога», Чиристи (Господа Иисуса Христа), Мады Майрам (Дева Мария). В числе наиболее почитаемых святых можно назвать Уастырджи (святой Георгий) и Уациллу (святой Илия). Кроме того, пользующиеся особым почитанием осетин, священные рощи посвящены памяти святых или событиям, связанным с христианской историей, и носят название дуары, что происходит от грузинского слова «джвари» (крест).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖУМАТСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ], историческая епархия (XV в.- 1833) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата . Территории Д. е., а также Шемокмедской и Ниноцминдской епархий входили в состав Гурийского княжества. Основание Д. е. связано с процессом выделения Гурийского княжества из состава Имеретинского царства в XV в., что отразилось также и на стремлении гурийских князей к церковному сепаратизму и автономии от Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на Имеретинское царство. Кафедрой Д. е. являлся муж. мон-рь Джумати , во имя архангелов Михаила и Гавриила. Зимняя резиденция Джуматского епископа, Джуматели, находилась в с. Богили. Д. е. ограничивалась с севера р. Риони, с юга р. Супса, с запада Чёрным м., с востока регионом Саджавахо, являвшимся спорной территорией между Гурийским княжеством и Имеретинским царством (АКавАК. Т. 4. С. 432-434). В 70-х гг. XVIII в. Саджавахо перешло под власть имеретинского царя Соломона I (1752-1784) и расположенные на его территории 19 церквей, в т. ч. ц. св. Иоанна Крестителя в Удабно, духовный и культурный центр Гурии, вошли в состав Кутаисской епархии (ЦГИАГ. Ф. 488. Ед. хр. 1851. Л. 134). Джуматскую кафедру, как и др. кафедры Гурии, занимали в основном представители влиятельных гурийских (позже и имеретинских) княжеских родов: Гуриели, Шарвашидзе, Чхетидзе, Мачутадзе, Абашидзе и др. Первым известным епископом Джуматским был Симеон I (Чхетидзе) (30-60-е гг. XVI в.). Период его правления совпадает с активным продвижением представителей его рода на высокие церковные должности в Зап. Грузии (напр., католикосы-патриархи Зап. Грузии Евдемон I (Чхетидзе ; 1557-1578), Симеон II (Чхетидзе; 1660-1666) и др.). С нач. XVII в. и до 1639 г. Д. е. возглавлял Малахия I (в 1616-1639 католикос-патриарх Зап. Грузии Малахия II (Гуриели) ), сын гурийского кн. Георгия II Гуриели, занимавший одновременно с Д. е. также Цаишскую и Хонскую кафедры. В 1625 г. он сосредоточил в своих руках и светскую власть в Гурийском княжестве. Период его правления характеризуется созидательной деятельностью: он восстановил и украсил мн. мон-ри и церкви, упорядочил вопросы, связанные с доходами епархии, и материально обеспечил церкви Зап. Грузии.

http://pravenc.ru/text/171877.html

904 Серафим (Алексиев), архимандрит; Сергий (Язаджиев), архимандрит. Почему православному христианину нельзя быть экуменистом.– СПб., 1992.– С. 93. 906 Обращение Шио-Мгвимского монастыря от 14/27 апреля 1997 г подписали настоятель архимандрит Георгий ()и архимандрит Иоанн (Шеклашвили); обращение Лавры преподобного Давида Гареджийского от 17/30 апреля 1997 г. было подписано настоятелем архимандритом Григорием (Губахидзе); обращение Зарзмского монастыря от 2/15 апреля 1997 г. было подписано настоятелем архимандритом Георгием (Хабеишвили); обращение Бетанского монастыря от 18 апреля/1 мая 1997 г. было подписано настоятелем иеромонахом Аггеем (Чохели). 907 Обращение Шемокмедской епархии от 6/19 мая 1997 г. подписали настоятель Шемокмедского монастыря архимандрит Николай, настоятель Джихедского монастыря архимандрит Андрей, совместно с отдельными клириками епархии. 909 Григорий (Бербичашвили), епископ. Принципиальность без духовности и любви превращается в фанатизм/Метафрасис. Информационное обозрение.– М.: ОВЦС МП.– 1997.– 9(76).– С. 12. 916 Грузинские монастыри призвали патриарха разорвать евхаристическое общение со всеми Православными Церквами/Метафрасис. Информационное обозрение.– М.: ОВЦС МП.– 1997.– 8 (75).– С. 31. 920 Заявление для прессы и других средств массовой информации/Православная Церковь Грузии [Электронный ресурс].– 2006.– Режим доступа: – Дата доступа: 25.07.2006. 923 Архимандрит Иоанн (Шеклашвили), лишенный сана в ИПЦ Грузии, перешел в Грузинскую Патриархию/Вертоград-Информ. [Электронный ресурс].– 2006.– Режим доступа: http://ww.vertograd.ru/lst/02/06/270d.html – Дата доступа: 15.11.2006. 924 Directory of parishes, missions and monasteries/The Holy Orthodox Church in North America. [Электронный ресурс].– 2007.– Режим доступа: http://spp-tucson.org/aboutus.html – Дата доступа: 30.03.2007. 927 Калоев Б. А. Осетины/СИЭ.– М.: Издательство «Советская Энциклопедия», 1967.– Т. 10.– С. 641–642. 928 Перфильева Л. А. Аланская епархия/Православная Энциклопедия.– М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2005. – Т. 1.– С. 442.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНЧИСХАТСКИЙ ГУЛАНИ [Светицховельский; груз. , ], груз. литургический кодекс, содержащий Минею, Постную и Цветную Триоди (Кекел. А 30. 345 л. 350 ´ 240 мм; А 31. 321 л. 364 ´ 44 мм; А 32. 224 л. 377 ´ 267 мм). Создан в 1681 г. по заказу Католикоса-Патриарха Грузии Николая IX (Амилахвари) для Патриаршего собора Светицховели , что стало известно из записей на листах 1, 30, 58, 59, 63v, 147v, 250v. Не ранее XVIII в. рукопись попала в ц. Анчисхати в Тбилиси и получила название А. г., во 2-й пол. XIX в. перевезена в Церковный музей Тбилиси, в 1921 г. вместе с др. рукописями передана в Тбилисский гос. ун-т, в 1930 г.- в Гос. музей Грузии, в 1958 г.- в новооснованный Институт рукописей АН Грузии им. К. Кекелидзе . Среди сохранившихся груз. литургических кодексов типа гулани , распространенных в Грузии в XVI-XVIII вв., Анчисхатский и Шемокмедский (Там же. Q 105) на фоне общего снижения художественного уровня по сравнению со временем позднего средневековья, обусловленного политическим господством Турции и Ирана, имеют развитый характер иллюстрирования, причем Анчисхатский является самым ранним примером иллюстрированного гулани. А. г. был реставрирован после повреждений, нанесенных в ранние годы его существования, и разделен на 3 части: Минея (в редакции прп. Георгия Мтацминдели) на сент.-февр. (А 30), на март-авг. (А 31), Постная Триодь и начальный лист Цветной Триоди (А 32), остальное утеряно. Во время реставрации были урезаны поля, из-за чего повреждены нек-рые миниатюры. Текст А. г. выполнен письмом нусхури в 2 столбца, прописные буквы отмечены киноварью. Известны имена переписчиков - Микела (л. 111v), Саба (л. 154), Абел (л. 250v), Иосеб Туркистанишвили (л. 30) - и реставратора рукописи - Соломон Алекси-Месхишвили (321v). На л. 1 имеется памятная запись Католикоса-Патриарха Николая IX о создании рукописи с упоминанием щедрых пожертвований царя Вахтанга V на реставрацию Светицховели.

http://pravenc.ru/text/75562.html

Грузинская Православная Церковь Описание: По преданию, христианство в древней Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В IV веке в Грузии уже были значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской. Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335). В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии — Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии. Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Георгией. Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) — один из основателей грузинского монашества; епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие; преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы (XI в.), ученые иноки, подвизавшиеся на Афоне, — в грузинском Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии; святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), — она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой. Каноническая территория — Грузия. Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского. Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244537...

9 . Воздвижение. Так именует надпис под резным крестом, поддерживаемым, наподобие Вознесения в Гелатском евангелие с минатюрами, четырьмя ангелами, в большом каменном круге правого придела церкви. По кайме круга идет следующая красивая надпись: «В великий день суда Божья (помилуй) доч эристава эриставов Иване Цхивребу». Письмо надписи носит характер XI–XII в. Что упоминаемый в ней Иване принадлежит к роду Липарита Иоанна или Кахаберидзе, о котором мы говорили по поводу записей «Толкований Иоанна Златоуста » в Гелатском монастыре (см. 44), в этом едвали можно сомневаться. Имя Цховреба в них носит мать знаменитого Липарита III, в монашестве Антония. Иване с дочерью Цховреба мы не знаем. Не есть ли этот Иване сын того же Липарита III? 10 . Гулан. Под иненем Гулана известны в Грузии громадные пудовые или двух-пудовые фолианты с полным сборником церковных чтений и молитве, установленных православной церковью на все дни и праздники года. Такие Гуланы имеются почти во всех больших монастырях Грузии и некоторые из них снабжены миниатюрами. Замечательны они преимущественно приписками в форме дневника исторических событий. Полное понятие о Гуланах дано в сочинении «Археол. путем. по Гурии и Адчарии, стр. 149–156) 32 . Из Кацхского Гулана мы успели выписать следующие приписки: «В 1761 г. Османлы отняли у царя Соломона Свери». «В сентябре прошлого 1795 г. Каджар Ходжа-Хан опустошил Тифлис и много христиан забрали в плен. «В 1808 г. в марте месяце умер Гедеван Абашидзе». По поводу этих приписок заметим: Крепость Свери лежить на Сверис-цкали, приток Квирилы. В Шемокмедском Гулане под годом 1761 о взятии Свери турками ничего не говорится, наоборот говорится следующее: «В этом году в Имеретию пришли Сераскир и ахалцихский паша с 80 т. армией: но, по воле Божией, напрасно: они бежали, и имеретины забрали у них много добычи» (Арх. пут., стр. 153). Как верно замечает приписка, взятие Тифлиса Каджаром Ага-Магомед-Ханом, действительно было в сентябре 1795 г. Подробности см. в H. de la G., II, 1 livr., 260–261. Мгвиме

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   К сожалению, на Всеправославных Совещаниях Грузинская Церковь не занимала должного ей места, так как греки, начиная с Константинопольской Церкви, двусмысленно относились к ее автокефалии и входили в прения относительно занимаемого ею места в иерархическом порядке Поместных Православных Церквей, хотя и заявляли: «Мы надеемся и желаем, чтобы Грузинская Церковь заняла в скором времени подобающее ей в древности и истории место в ряду Православных Церквей».    Необходимо отметить, что в 30-е годы текущего столетия Константинопольская Патриархия признавала автокефалию Грузинской Церкви, что следует из переписки того времени между Предстоятелями Константинопольскими и Грузинскими, но потом заняла по отношению к ней сдержанную позицию. Тот факт, что Константинопольская Патриархия пригласила Грузинскую Церковь направить в 1961 году на Первое Все православное Совещание только двух представителей, а не трех (было решение, что Автокефальные Церкви посылают трех представителей-епископов, а Автономные — двух), приводит к мысли, что она относилась к ней скорее как к Автономной. Это же следовало и из календаря Элладской Православной Церкви, где Грузинская Церковь помещалась в числе Автономных Церквей, причем подлежащих духовному ведению Константинополя.    Во время Третьего Всеправославного Совещания представитель Константинополя, отвечая на вопрос журналиста: как нужно считать Грузинскую Церковь — автокефальной или автономной и какое иерархическое место она занимает в ряду Поместных Православных Церквей, — ограничился ответом, что положение ее «неопределенное». Тогда же представители Константинополя настаивали, чтобы Грузинская Церковь заняла лишь двенадцатое место среди других Церквей, присутствовавших на острове Родос (после Польской Православной Церкви).    Представитель Грузинской Православной Церкви епископ Шемокмедский Илия (Шиолошвили; ныне Католикос-Патриарх) энергично, настойчиво и вместе с тем с достоинством протестовал как в частных переговорах с представителями Константинополя, так и на официальных заседаниях против их несправедливого отношения к древней Церкви Иверии, но делегаты Вселенской Патриархии не уступали. Свое поведение они объясняли тем, что они придерживаются порядка, существующего в их Церкви, что на данном Совещании вопрос об иерархическом порядке Церквей не может обсуждаться, так как не входит в повестку Совещания, что, в лучшем случае, можно лишь выносить предложение о созыве нового Всеправославного Совещания, которое бы занялось решением вопроса об иерархических местах всех Православных Церквей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

Богослужение в Грузинской Церкви совершается на грузинском и церковно-славянском языках. В Сухумо-Абхазской епархии, где существуют греческие приходы, богослужение совершается и на греческом языке. Грузинская Церковь является членом Всемирного Совета Церквей (с 1962 г.), участвовала во всех пяти Всехристианских Мировых Конгрессах (вторая половина ХХ в.). На Всеправославных Совещаниях Грузинская Православная Церковь не занимала должного места, так как Константинопольский Патриархат двусмысленно отнесся к ее автокефалии. В 1930-х гг. Вселенский Престол признавал автокефалию Грузинской Церкви, а позже занял более сдержанную позицию: он стало считать ее автономной. Это следует из того, что на Первое Всеправославное Совещание в 1961 г. Вселенский Патриархат пригласил только двух представителей Грузинской Церкви, а не трех (по установленному порядку автокефальные Церкви посылали трех представителей-епископов, а автономные – двух). На Третьем Всеправославном Совещании Константинопольская Церковь считала, что Грузинская Церковь должна занимать лишь 12-е место среди других Поместных Православных Церквей (после Польской). Представитель Грузинской Церкви епископ Шемокмедский Илия (ныне Католикос-Патриарх) настаивал, чтобы решение Константинопольской Патриархии было пересмотрено. Лишь в 1988 г. в результате переговоров между Константинопольской и Грузинской Церквами Вселенский престол снова стал признавать Грузинскую Церковь автокефальной, но в диптихе Поместных Православных Церквей ставить ее на 9-е место (после Болгарской Церкви). В диптихе Русской Православной Церкви Грузинская Церковь всегда занимала и продолжает занимать 6-е место. С 1977 г. по настоящее время Грузинскую Православную Церковь возглавляет Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II (в миру – Ираклий Шиолашвили-Гудушаури). Он родился в 1933 г. Католикос-Патриарх Илия II продолжил начатое его предшественниками возрождение Грузинской Церкви. При нем количество епархий возросло до 27; древнейшие православная Академия Гелати, семинарии и Духовная Академия в Тбилиси вновь превратились в центры просвещения, со своими богословами, переводчиками, переписчиками и исследователями; близится к завершению строительство нового кафедрального собора во имя Пресвятой троицы в Тбилиси, главную икону для которого написал Его Святейшество; отредактированы и изданы переводы Евангелия и всей Библии на современном грузинском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давид (Качахидзе) Давид (Качахидзе Евфимий Окропирович), митр. Батумо-Шемокмедский. Родился 15 окт. 1872 года в семье протоиерея Имеретинской епархии. Окончил Казанскую духовную академию в 1899 году со степенью кандидата богословия. 25 окт. 1897 г. будучи студентом третьего курса, принял монашеский постриг с наречением имени Давид. 21 ноября 1897 г. рукоположен в иеродиакона. 08 мая 1898 г. рукоположен в иеромонаха. 26 авг. 1899 г. назначен инспектором школ С-ва восстановления православного христианства на Кавказе. 10 ноября 1900 г. – преподаватель грузинского языка в Телавском духовном училище. 10 марта 1902 г. – помощник смотрителя Мингрельского духовного училища в Ново-Сенаках. 20 окт. 1903 г. – смотритель Соликамского духовного училища (Пермской епархии). 25 ноября 1903 г. перемещён на ту же должность в Полоцкое духовное училище Витебской епархии. 14 мая 1905 г. назначен ректором Витебской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. 25 авг. 1906 г. – ректор Донской духовной семинарии в Новочеркасске. 04 ноября 1907 г. хиротонисан во епископа Алавердского, вик. Грузинской епархии. 17 апреля 1912 г. – епископ Пятигорский, вик. Владикавказской епархии. 14 февр. 1914 г. – епископ Винницкий, вик. Подольской епархии. 1 окт. 1917 г. – епископ Урбнисский Грузинской автокефальной церкви. 23 ноября 1921 г. поручено ему управление Чкондидско-Шемокмедской епархией, а 29 апреля 1922 г. утверждён на Чкондидской кафедре. 9 марта 1924 г. – епископ Алавердский. 1 ноября 1924 г. ему поручено управление Кутаисско-Гаенатской епархией. По постановлению Католикосского Совета от 3 ноября 1926 г. перемещён на Ацкурскую кафедру с поручением ему временного управления Урбнисской епархией. По постановлению временного управления Грузинской Церкви от 3 янв. 1927 года оставлен на Кутаисско-Гаенатской кафедре с возведением в сан митрополита. По указу 12 Собора Грузинской Церкви от 27 июня 1927 г. назначен местоблюстителем Патриаршего престола всея Грузии. По постановлению Католикосского Синода от 6 июня 1930 года перемещён на Батумо-Шемокиедскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010