В Мегрелии к 20-м гг. XIX в. существовало 4 епархии: Цагерская, Цаишская, Чкондидская и вдовствующая Бедийская. После кончины в 1823 г. епископов Цагерского Иоанна и Цаишского Григория (Чиковани) обе епархии были присоединены к Чкондидской, к-рая с 23 июня 1829 г. стала называться Мингрельской. До кончины в 1828 г. этой епархией управлял митр. Виссарион (Дадиани), после него кафедру занимали митр. Никорцминдский Давид (Церетели; 30 мая 1829 - 9 июня 1834), еп. Георгий (Кухалашвили; 19 мая 1835 - 2 апр. 1842) и еп. Антоний (Дадиани; 14 февр. 1843 - 9 дек. 1852). В Гурийском княжестве оставалась вдовствующая Шемокмедская епархия и действующая Джуматская, к-рую до кончины в 1827 г. возглавлял митр. Николай (Шервашидзе). В 1833 г. Джуматская и Шемокмедская епархии были присоединены к Имеретинской, в 1844 г. Джуматская была восстановлена под названием «Гурийская», первым ее епископом стал Евфимий (Цулукидзе ; управлял до 1853; † 4 апр. 1856). В нач. XIX в. территории Абхазского княжества, где до тур. оккупации существовали Бичвинтская (Пицундская), Моквская и Драндская епархии, в церковном отношении были присоединены сначала к Цагерской, а затем к Чкондидской епархии, пока в 1851 г. с вхождением этих территорий в состав России не была образована Абхазская епархия ( Кирион (Садзаглишвили). 1901. С. 79). Экзарх Иона (Василевский) переустроил и улучшил преподавание в Тифлисской ДС. На благоустройство и украшение существовавших храмов и постройку новых он много жертвовал из личных средств. Известно, что с особой любовью он относился к церковным богослужениям: за 10 лет пребывания в Грузии он не пропустил ни одной службы. 12 марта 1832 г. экзарха Иону сменил еп. Саратовский Моисей (Богданов-Платонов ; † 13 июля 1834). Он оставил о себе память как о кротком, мягком, радушном и общительном архипастыре. 1 сент. 1834 г. в сан архиепископа с назначением экзархом Грузии был возведен еп. Минский и Гродненский Евгений (Бажанов) . 12 нояб. 1843 г. на экзаршем посту его сменил архиеп. Могилёвский Исидор (Никольский) . При нем политика Г. Э., следовавшая либеральному гос. курсу, была плодотворной и отличалась миролюбием. В 1852-1857 гг. на средства, полученные от секуляризации церковных земель, были восстановлены Мцхетский, Алавердский, Кватахевский и Марткопский мон-ри, в 1857 г. при жен. мон-ре Самтавро в Мцхете основано уч-ще для девочек. По указанию экзарха Исидора груз. историк П. Иоселиани привез с Афона груз. рукописи.

http://pravenc.ru/text/168201.html

В кон. XIX - нач. XX в. груз. церковные песнопения печатались и в др. изд-вах. В Москве фирмой Юргенсона были изданы на рус. языке «Песнопения на литургии св. Иоанна Златоустаго грузинского (кахетинского) роспева» под ред. Н. С. Кленовского (М.; СПб., 1896), в «Трудах Музыкально-этнографической комиссии» (1905) напечатана «Литургия св. Иоанна Златоустого у грузин Тифлисской губернии», записанная Д. И. Аракишвили . В 1898 г. в Тифлисе в литографии Г. И. Демурова была напечатана 2-я ч. сборника свящ. В. Карбелашвили «Карталино-кахетинский распев на «карбеловский лад»» - «Утреня», в 1909 г. Тифлисским филармоническим об-вом была издана «Литургия св. Иоанна Златоустого» в переложении З. Палиашвили . В 60-х гг. XX в. фольклорист К. Росебашвили сделал магнитофонные записи образцов груз. церковного пения с голоса последнего выдающегося представителя Шемокмедской школы, «полного певчего» Артема Эркомаишвили . На основе записей, выполненных путем последовательного наложения 3 голосов груз. многоголосия, Росебашвили сделал нотные расшифровки, к-рые были изданы в Тбилиси Грузинским отделением Музфонда СССР в виде 2 сборников серии «Грузинское церковное пение»: «Имеретино-гурийский распев» (1968) и «Гурийский распев» (1976). Интенсивная работа по изданию грузинских церковных песнопений началась на рубеже XIX и XX вв. Т. Гочиашвили подготовила сб. «Песнопения Двунадесятых праздников: Гурийско-имеретинский обиходный распев» (Тбилиси, 1995-1998. 3 т.). По инициативе и при поддержке Центра церковного пения Грузинского Патриархата в 2000-х гг. издан ряд сборников песнопений различных груз. певч. школ, подготовленных М. Эркванидзе и Д. Шуглиашвили (расшифровка фонозаписей, собирание материала, редактирование рукописного материала). Сборники объединены в серию «Грузинское церковное пение», в 2002 г. вышел том «Шемокмедская школа: По записям А. Эркомаишвили/Сост. и перелож. на ноты: Д. Шуглиашвили» (2-е изд.: 2006), последующие тома имеют нумерацию (1999. Т. 1: Имеретино-гурийский распев: Вечерня, утреня, литургия/Ред.-сост.: М. Эркванидзе; 2002. Т. 2: Гелатская школа: Песнопения двунадесятых и непереходящих праздников/Ред.-сост.: М. Эркванидзе; 2005. Т. 3: Карталино-кахетинская школа: Вечерня, утреня, литургия/Ред.-сост.: М. Эркванидзе; 2006. Т. 4: Песнопения Постной и Цветной Триодей: Гелатская школа/Ред.-сост.: М. Эркванидзе; 2008. Т. 5: Литургия св. Иоанна Златоуста: Гелатская и шемокмедская школы/Ред.-сост.: М. Эркванидзе).

http://pravenc.ru/text/293876.html

Георгий (Аладов-Аладашвили Давид Георгиевич), митр. Чкондидский и Шемокмедский Родился в 1849 году. В 1879 году окончил Тифлисскую духовную семинарию и I сентября определен учителем той же семинарии. В 1879 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1884 году со степенью кандидата богословия и назначен учителем Озургетского училища. В 1885 г. – помощник смотрителя Мингрельского училища. В 1899 г. – смотритель того же училища. 25 сент. этого же года пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и I окт. возведен в сан архимандрита. 1902 г. – штатный член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятель Иоанно-Крестителевой пустыни. 25 сент.1905 г. хиротонисан во епископа Гурийско-Мингрельского. Хиротония состоялась в Тифлисском Сионском Успенском соборе. I февр. 19O8 г. – епископ Имеретинский. В 1912 г. поручено управление на правах настоятеля Гаенатским Рождество-Богородичным монастырем. Был один из епископов, образовавших автокефалию в Грузинской Церкви вне канонического общения с Русской Православной Церковью. Вследствие этого он не приехал на Российский Собор, состоявшийся в 1917–18 г. в Москве. По ходатайству Исполкома имеретинского духовенства от 17 марта 1917 года, утвержденному церковным собором в сентябре 1917 года, освобожден от управления епархией. По постановлению Католикосского Совета от I-ro августа 19I0 года назначен врем. Управляющим Мцхетской епархией. Постановлением того же Совета от 13 февраля 1919 года освобожден от управления Мцхетской епархией. В 192O году назначен митрополитом Чкондидским и Шемокмедским. По прошению от 20 сентября 1921 года освобожден от управления Чкондпдско-Шемокмедской епархией. Согласно постановлению Католикосского Совета от 17 октября 1922 года назначен настоятелем Хирсского Св. Стефана монастыря Сигнахского уезда. Постановлением Совета Католикос-Патриарха всея Грузии от 14 ноября 1922 года предоставлено право ношения креста на клобуке. Год смерти не установлен, но в пределах 1925–1928 годов. Литература: «Церк. Вед.» 1905, стр.443. -«- 1908, стр.32. «Приб. к «ЦВ» 1905, стр. 1789–1793. -»- 1912, 46, стр.683. «Мисс. Календ.» 1907, стр.131. «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», стр.316–317. Булгаков, стр.1400. ФКМ. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

19 декабря 1960 года патриарх Ефрем II возвел его в сан игумена, а 16 сентября 1961 года – в сан архимандрита. 23 августа 1963 года состоялось заседание Синода Грузинской Православной Церкви во главе с патриархом, на котором было решено возвести клирика батумского кафедрального собора Святого Николая архимандрита Илию в сан епископа Батумско-Шемокмедского. Хиротония нареченного состоялась в воскресенье 25 августа в патриаршем храме Светицховели. Хиротонию совершили Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митрополита Урбнисского Давида (Девдариани), епископа Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), епископа Цхум-Абхазского Леонида (Жвания) и нареченного епископа Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги). Епископ Илия был также назначен викарием (хорепископом) Католикоса-Патриарха всея Грузии. В том же году ему поручили заведовать пастырскими курсами во Мцхета, Молодой епископ сразу же начал подготавливать почву для преобразования курсов в Духовную семинарию. Разностороннее образование, полученное им в годы учебы в Духовной академии, помогло владыке правильно и разумно организовать процесс обучения. Будучи директором курсов, он пригласил на работу в новооткрытую семинарию известных ученых; сам работал над составлением программ, подготовил конспекты для лекций, систематически проводил заседания педагогического совета. Уже как ректор семинарии о каждом значимом мероприятии он советовался с Ефремом II, приглашал его на заседания педагогического совета. Вот один пример: «Ваше Святейшество, благословите! Послезавтра мы распускаем студентов на рождественские каникулы, а завтра в 12 часов планируем провести заседание педагогического совета. Для нас будет очень полезно и важно Ваше присутствие. Епископ Илия». Святейший Патриарх всегда старался присутствовать на этих заседаниях. Благодаря самоотверженному труду Батумско-Шемокмедского епископа Мцхетская Духовная семинария превратилась в учебное заведение высокого уровня. Он сделал все возможное, чтобы разрешить многие проблемы учебного процесса. О высоком уровне образования в Мцхетской Духовной семинарии говорил уже тот факт, что ее выпускников без экзаменов принимали в Московскую Духовную академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх всея Грузии Илия II: Я думаю по-грузински и поступаю по-грузински Главной опорой новой власти в Грузии становится Грузинская церковь. Об отношениях с властью и Русской православной церковью специальный корреспондент " Огонька " беседует с патриархом Грузии 12.02.2004 342 Время на чтение 4 минуты Католикос-патриарх Илия II (Шиолашвили) родился 20 декабря 1933 г. в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). Окончил Московскую духовную академию. 25 августа 1963 г. рукоположен в епископа Шемокмедского, в 1966 г. стал митрополитом Сухумским и Абхазским. Избран предстоятелем Грузинской православной церкви 23 декабря 1977 г., чин интронизации совершен 25 декабря того же года. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. был президентом Всемирного совета церквей. Официальный титул - Святейший и блаженнейший католикос-патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский. - Ваше Святейшество, каковы ваши впечатления от недавно прошедшей инаугурации нового грузинского президента и от самого Михаила Саакашвили? - Еще до инаугурации была церемония благословения нашего президента в Гелатском монастыре, около Кутаиси, где погребен наш великий царь Давид Строитель. Фактически оттуда началась его инаугурация. Наш новый президент - очень умный человек, эмоциональный, решительный и справедливый. И я думаю, что те проблемы, которые стоят перед Грузией, будут при нем решены. С такой надеждой смотрит наш народ на него и на наше будущее. - Правда ли, что в вашем рождественском послании вы упомянули первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа? Имеет ли это какое-то отношение к тем надеждам, которые вы связываете с Михаилом Саакашвили? - Да, я упомянул имя Звиада Гамсахурдиа, считая, что народом избранный президент должен довести свой срок до конца. Как раз этого не было сделано, поэтому я считаю, что такие преждевременные смены власти не приводят к доброму результату. Поэтому, если президент действительно избран народом, то надо его как-то поддерживать и постараться, чтобы он закончил свой срок.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Изд.: Песнопения на литургии св. Иоанна Златоуста: Карталино-кахетинский лад/Перелож. на ноты и сост. А. Бенашвили. Тифлис, 1886 (на груз. яз.); Литургия св. Иоанна Златоуста: Партитура 1/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1895 (на груз. яз.); Кленовский Н. Песнопения на литургии св. Иоанна Златоустого груз. (кахетинского) распева. М., 1896; Карталино-кахетинское церк. пение «карбеловского напева»/Перелож. на ноты и изд.: свящ. В. Г. Карбелов. Тифлис, 1897. Ч. 1: Вечерня/Изд. Цнобис Пурцели. Тифлис, 1898. Ч. 2: Утреня; Песнопения чина Погребения: Партитура 3/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1899 (на груз. яз.); Песнопения на литургии Преждеосвященной, на литургии св. Василия Великого, чина Венчания: Партитура 2/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1901 (на груз. яз.); Песнопения Пасхи: Партитура 4/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1904 (на груз. яз.); Груз. церк. песнопения (карталино-кахетинского распева) на литургии св. Иоанна Златоуста/Гармонизованные для смеш. хора З. П. Палиевым. Тифлис, 1909; Праздничные песнопения литургии: Партитура 5/Перелож. на ноты Ф. Коридзе. Тифлис, 1911 (на груз. яз.); Груз. песнопение (гурийский лад)/Перелож. на ноты К. Росебашвили. Тбилиси, 1976; Груз. церковное пение: Школа церк. пения Шемокмедского мон-ря/Перелож. на ноты и сост. Д. Шуглиашвили по записям А. Еркомаишвили. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Груз. пение: Школа церк. пения Гелатского мон-ря/Изд. Центр церк. пения при Груз. Патриархии. Тбилиси, 1999, 20012, 20043. Т. 1: Вечерня, утреня, литургия/Сост.: М. Еркванидзе по рукописям игум. Эквтиме (Кереселидзе) и прот. Р. Хундадзе; 2002. Т. 2: Песнопения двунадесятых Господских и Богородичных праздников/Сост.: М. Еркванидзе (на груз. и англ. яз.); Груз. пение: Школа церк. пения Гелатского мон-ря: Вечерня, утреня, литургия, песнопения двунадесятых Господских и Богородичных праздников, песнопения Пасхи, чинов Погребения и Венчания/Сост.: М. Еркванидзе, Л. Вешапидзе. Тбилиси, 2003 (на груз. и англ. яз.); Груз. пение: Школа восточногруз. церк. пения (карталино-кахетинский лад)/Сост.: М. Еркванидзе. Тбилиси, 2005. Т. 3 (на груз. и англ. яз.).

http://pravenc.ru/text/168199.html

К нач. XIX в. Абхазский (Западногрузинский) Католикосат официально не был упразднен. После отъезда в 1789 г. с дипломатической миссией из Имерети в Россию последнего Абхазского католикоса Максима II (Абашидзе) Церковью в Зап. Грузии управлял местоблюститель католикоса Кутаисский митр. Досифей (Церетели) . С присоединением нек-рых областей Зап. Грузии к России епархии, расположенные на этой территории, с 1814 г. номинально были подвластны Грузино-Имеретинской синодальной конторе. К этому времени в Зап. Грузии существовало 10 епархий (Кутаисская, Гелатская, Хонская, Никорцминдская, Цагерская, Цаишская, Чкондидская, Бедийская, Шемокмедская, Джуматская), 4 из к-рых было в Имерети. По сведениям Никорцминдского архиеп. Софрония (Цулукидзе), в Имерети было 15 мон-рей и 618 действующих церквей, и, как и ранее в Вост. Грузии, мон-ри и церкви владели землями, пастбищами, виноградниками, садами и проч. угодьями (АКавАК. Т. 6. С. 419). 28 дек. 1818 г. имп. Александр I утвердил представленный в Святейший Синод проект, по к-рому в Имерети, Гурии и Мегрелии (Мингрелии) должно было остаться по 1 епархии, а Грузино-Имеретинской синодальной конторе надлежало провести опись всего церковного имущества и сократить численность духовенства (Там же. С. 418-419). В июне 1819 г. митр. Феофилакт, решительно устанавливавший новые порядки в Зап. Грузии, направил в Имерети сотрудников синодальной конторы, к-рые без разъяснений и предъявления разрешения имеретинских епископов начали закрывать церкви, сокращать число приходов, изгонять священников и объявлять народу о замене натуральных налогов денежными. Вскоре в Имерети приехал и экзарх, чтобы руководить реорганизацией на месте. По описанию ген. А. П. Ермолова , «перемены сии были частию необходимы, ибо духовенство было в числе чрезмерном, церкви в бедности и потому без приличного благолепия, доходы без определительности, употребление оных без ясной отчетности…». Ермолов писал, что он «митрополита Феофилакта не раз предупреждал... что нельзя приступить к равным переменам как по Грузии (имеется в виду Вост. Грузия.- З. А.), так и по Имеретии, ибо в сей последней по недавней ее независимости власти не в полном действии и им не полное оказывается повиновение, и что простой народ, в состоянии несравненно большего невежества, нежели в Грузии, легко может быть возбужден к беспокойствам, и надобно будет прибегать к мерам крайним для укрощения».

http://pravenc.ru/text/168201.html

55. Икона Богоматери в Шемокмеди Упоминаемый в этой надписи Вахтанг с супругой своей, дочерью атабега, появляется лишь в одной шемокмедской надписи, да кроме того в единственном его акте, в котором он приписывает себе в 1572 г. постройку Зарзмы в Шемокмеди, он называет своего отца Георгием, а Гуриели владетелем брата своего Мамию. Значит, допущенная историком Вахуштом в Hist.de la Geor., II, 1 livr., 261 и в самом родословии гуриелей, Ibid, 650, ошибка относительно происхождения Вахтанга должна быть исправлена, Трудно наверное сказать, какой именно атабег был отцом Тамары; известно лишь то, что она после смерти Вахтанга вышла, в 1592 г, замуж за Дадиани Манучара 24 . С другой стороны, сын Вахтанга Кайхосро – это тот самый Кайхосро I, который после убийства дяди его Гуриели Мамии сыном последнего Свимоном, по указанию Летописи в 1625, а по указанию пасхального цикла или Кинклоса Шемокмеди в 1627 г., сделавшись владетелем 25 , дает Адчской церкви интересный акт, о котором мы упоминали выше, 3 . Большая икона в 1 арш. 4 верш. длины и в 1 арш. ширины с рельефными изображениями 12-ти апостолов на серебро-позолоченном окладе. Посреди этой иконы имеется небольшой вставной образ Богоматери в золотой ризе, с 24 дорогими камнями, из них 1 яхонт в большую орёшину и 4 немного меньших бирюзы. На нижней его кайме: «...Гуриели владетель Мамиа и супруга наша царица Тинатина построили вам храм и оковали образ кодрисской Богоматери в ходатайство за души наши». Еще: «Этот золотой образ пусть всякий новый год отвозят к владетелю и потом после поздравления сюда же привозят. Обычай этот да не изменяют также и на Пасху». Влево выше с края: «В короникон 289 (1601 г.)». «Золотых дел мастера Иоанна Дцикридзе да простит Бог». Употребленное в этой надписи не переводимое слово нигде, кажется, в Грузии, кроме Гурии, неизвестно. Здсь же оно означаеть поныне поздравление с образом в руке в новый год. Обычай этот с особенной строгостью соблюдается повсюду в Гурии и имеет место лишь во второй день нового года. Подробности его весьма интересны: указываемый в надписи у владетеля обычай доселе с большой торжественностью соблюдается ежегодно в доме одного лишь Димитрия Кайхосровича Гуриели в Озургети, причем привозится из Шемокмеди и самый образ Божией Матери. Это торжество у Димитрия Гуриели было описано очевидцем в газете «Кавказ» за 1870 г. 15 и 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Все эти эмалевыя изображения лучшаго времени, не позже концаа Х века: рисунок своей простотой, чистотой типов, отсутствием сложных и причудливых деталей, словом, широтой стиля соответствует даже скорее первой половине Х века, что наиболее наблюдается легко в головах Петра и Павла, – так они просты и античны. Важно заметить, что Косьма и Дамиан оба черноволосы, оба с легкой бородкой. Дамиан держит в руках медицинскую ступку с пестиком, накрытую стеклянным колпаком; Пантелеймон таблетки (?) и ландцет. Одежды в этих эмалях двухцветные, обыкновенно из синего и бирюзового цветов, иногда с полосами гранатового цвета; фелон последнего цвета надета на Еву. Далее обращает на себя внимание поразительная чистота тонов, ясность, уверенность деталей, общая гармония глубоких и сочных тонов, кратко говоря – полное техническое тождество с эмалями Х-го столетия. Должно заметить, что со времени описания ризницы Шемокмедской церкви в 1873 году (издано в Археологическом путешествии по Гурии и Адчаре, С.-Петербург, 1878, стр. 120–148), слдеующие предметы древности, в монастыре указанные, при описи 1889 года не оказались: 1 . Образ Димитрия серебряный, чеканный, с надписью, конца XVII в. 2 . Образ Богородицы чеканный на серебре, с архангелами. 3 . Образок Георгия Амаглебского. 4 . Образок Георгия Дуабзе. 5 . Образок Георгия, – вклад деканоза Симона. 6 . Образ Богоматери серебряный‚– вклад Тамары Хурцизе, с 87 драгоценными камнями. 7 . Крест серебряный, чеканный, вклад эристава Парсмана. 8 . Крест серебряный, вклад Липарита Георгобиани. Церковь Лихаурская Лихаурская церковь , сохраняющая внутри фрески и изображения семьи строителя Георгия Гуриели и жены Елены 1422 г, содержит уцелевшие доселе 7 образов: 1 . Прекрасный древний складень триптих, от которого уцелели 2 створки, среднее же тябло лишилось мелалической обшивки и пропало. Створки имеют в выш. 0,21 и шир. каждая 0,085, вместе 0,17, крыты позолоченным чеканным серебром. Ныне помещены внутри в обратном порядке: вместо наружных внутренними.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

На самой иконе Спаса имеется следующий оттиск на дереве от каймы, уже содранной: «Спасе Господи и Лик Божества, будь милостив и избав от всех мучений сына владетеля Гурелии Мамии многогрешного Шемокмедел-минтрополита Николая, обновившего сей образ Твой и вставившего на главу его многоценный камень». На оборотной стороне по серебряной обшивке: «Всемогущий Боже и Слово Божие, Господь мой, Божество, на Фаворе возсиявшее, Образ Божества, Спасе, лик Божества, защити в сей и будущей жизни, телесно и душевно, Шемокмедели царевича господина Малакию, по приказанию которого окована оборотная сторона с честного Образа Твоего, аминь и кириелейсон. Была великая пятница в корониконе 346 (1658 г)». В нижней части оборота: «Божества неизменяющйся лик, спаси от порчи и погибели Шемокмедел-митрополита Якова Думбадзе и брата его канделака Иесе с супругой его, сыном, неветкой и дочерью, аминь». По кайме оборота: «Боже, помилуй дочь Цецхладзе Гулшан, аминь». Гуриели Георгий с женой Еленой первый раз был указан в Лихаурской надписи под годом 1422. Здесь они являются с одним сыном Мамиею; впоследствии встретим их с двумя сыновьями Мамиею и Кекобадом, обращающих Шемокмедский монастырь в кафедру епископа. Настоятель Шемокмеди Серапион Мадчутадзе нам не неизвестен. Что же касается Малакии, то академик Броссе считает его сыном Гуриели Кайхосро I (†1658 г.) и короникон 346 (1658 г.) ошибочно выставленным вместо 386 (1698 г.) 22 , но это есть тот самый Малакия, который в одном акте Кайхосро I назван «Джумател-Шемокмедел-католикосом»; т.е. сын Гуриели Георгия II († 1600 г.), «Цаишел-Джумател-католикос», возведенный в сан католикоса абхазского в 1619 г. 23 2 . Образ Божией Матери с Предвечным Младенцем (рис. 55), полуразрушенный, в окладе серебряном, чеканном, выш. 0,90 и шир. 0,61 м. Оклад набран из отдельных чеканных пластинок, с изображениями апостолов, пророков, святых, в полном беспорядке и грубой работы евангельских сцен: Распятие Спаса, Богородицы и пр. всего 17 пластинок. На обороте на серебряной обшивке: «О Ты, страшная, семи небес высшая, святешая херувимов и превысшая серафимов, от всех пророков Матерью Божиею предреченная, Дева, Царица, Богоматерь, мы, надежду возлагающия на вашу защиту и покровительство, царица, дочь атабега, госпожа Тамара, супруга гуриели Вахтанта, оковали сей образ лика вашего золотом, женчугом и камнем и поставили его в Шемокмеди на могиле Гуриели Вахтанга в память и избавление души его в великий день суда и во здравие сына моего владетеля Гуреели Кайхосро, в преуспеяние и упрочение воинства и царствования его. Ты Пречистая Богоматерь, прими, как и Сын твой, оныя три лепты от вдовы, и дай нам учлышать вожделенный голос «придите, благословенные отца моего», и в сей кратковременной жизни даруй мне долгоденствие и покояние и навсегда утверди меня в лоне Авраамовом».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010