Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхето-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхумо-Абхазский Илия II (версия для печати)/Православие.Ru Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхето-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхумо-Абхазский Илия II Православие.Ru , 12 июня 2001 г. Патриарх-Католикос всея Грузии Илия II Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхето-Тбилисский и митрополит Бичвинтский и Цхумо-Абхазский Илия II (в миру - Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 г. во Владикавказе (в 1933 году город имел название Орджоникидзе). Его родители были родом из Казбегского района: отец, Георгий Симонович Шиолашвили – из села Сно, мать, Наталья Иосифовна Кобаидзе – из села Сиони. В 1927 г. они приобрели дом во Владикавказе, где позже родился будущий Патриарх. Новорожденный был крещен в день праздника Рождества Христова в грузинском храме. Младенца назвали Ираклием в честь грузинского царя Ираклия II. В 1952 г. Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу г. Орджоникидзе и поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1956 г., а затем продолжил обучение в Московской Духовной академии. 16 апреля 1957 г. студент 2-го курса Духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению католикоса-патриарха Мелхиседека III был пострижен в монахи с именем Илия в честь св. пророка Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший ему дальнейшее патриаршее служение. Это произошло в Тбилиси в храме св. Александра Невского, а два дня спустя католикос-патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе. Через два года, 10 мая 1959 г., патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) рукоположил иеродиакона Илию в иеромонахи. В 1960 г. будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую Духовную академию, и за сочинение на тему «История афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. После окончания академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора г. Батуми. В 1961 г. был возведен в сан игумена, а затем – архимандрита. 26 августа 1963 г. хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария католикоса-патриарха Ефрема II. С 1963 по 1972 г. епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской Духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Архимандрита Шио и Католикоса-Патриарха Ефрема 77 связывали сердечные многолетние отношения. В поздравительном письме Патриарху Ефрему 27 декабря 1960 г. в связи с Рождеством и новолетием он, «желая ему встречать их счастливо многие лета» 78 , поздравляет Святейшего с недавним возведением на патриарший престол и просит Господа при этом, чтобы труды Святейшего «на благо и процветание любимой им Церкви были вписаны в историю золотыми буквами». Патриарх Ефрем на этом поздравлении написал: «Сердечно благодарю Ваше Высокопреподобие. Бог да услышит Ваши молитвы». Как вспоминает Святейший Патриарх Илия II в 1963 г., в то время епископ Батумско-Шемокмедский, игумен Шио по его ходатайству был возведен в сан архимандрита в кафедральном соборе г. Батуми. В 1966 г., по свидетельству самого архимандрита Шио, за 50-летнюю усердную и честную службу на должности священника он был награжден Католикосом-Патриархом Ефремом орденом Святого Георгия второй степени. В том же 1966 г. архимандрит Шио по благословению Патриарха Ефрема временно был назначен вторым священником Батумского кафедрального собора вместо скончавшегося протоиерея Василия Табатадзе. 26 марта 1968 г. о. Шио обратился к Патриарху Ефрему с просьбой об увольнении его на покой, сообщая, что он «проживает один в собственном доме, болеет и лечится, и помогают ему только добрые соседи» 79 . Далее он отмечает, что не может надеяться на исцеление и продолжение священнослужения для него невозможно, поэтому просит уволить его на покой и назначить пенсию. В ответ на его прошение Святейший Ефрем распорядился: освободить и назначить причитающуюся ему пенсию. В автобиографии архимандрит Шио выражает свои пожелания относительно оставшихся лет жизни: «Намереваюсь в ближайшем будущем продать все свое имущество, а вырученные средства пожертвовать нашей родной Грузинской Церкви, сам же желал бы поселиться в одном из монастырей Грузии, куда соблаговолит меня определить Его Святейшество Патриарх Ефрем 8 июля (ст. ст.) 1966 г.» Скончался архимандрит Шио в пятницу Светлой седмицы, 18 апреля 1969 г. Похоронен в Теклатском женском монастыре 80 вблизи кельи своего духовника архимандрита Константина (Кварая) 81 . СВИДЕТЕЛЬСТВА ЖИТЕЛЕЙ Г. СЕНАКИ ОБ АРХИМАНДРИТЕ ШИО (ДЗИДЗАВА)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриарха рукоположили во диакона, затем во священника и направили служить в Никольский храм в Батуми. А в 1963 году его рукоположили во епископа Батумского и Шемокмедского и направили в Гурию. А оттуда перевели в Абхазию в 1967 году. Сложная была ситуация! По всей Грузии действовало лишь несколько женских монастырей. Во Мцхета в женском монастыре устроили швейную фабрику, шили подушки и одеяла. Мама там работала (она сирота, родилась во Мцхета, ее воспитали и выдали замуж монахини, к которым она всегда хотела вернуться и вернулась, приняла в монастыре Самтавро постриг с именем Анна). Верующих было мало. Мы часто ходили в храм, на службах стояло 3–4 человека, псаломщицами служили тайные монахини. Духовную семинарию открыли в Тбилиси только в 1963 году (и это когда по всей России их закрывали!). Епископ Илия был ее первым ректором. А уже став патриархом, он возродил первый мужской монастырь в Бетания, пригласил монахов из России. Постепенно он стал думать о Духовной академии, чтобы грузинские священники имели возможность получать высшее образование в Грузии. И около 1987 года была открыта Тбилисская Духовная академия, я был назначен ее ректором. ТАЛАНТЫ – Мы знаем о многих талантах патриарха: он пишет иконы, рисует, сочиняет музыку, ваяет. Эти таланты проявлялись у нею с детства? – Да. Он и медициной еще в детстве занимался. Даже после окончания школы поступил в медицинское училище на Северном Кавказе, но потом передумал и отправился в Загорск в семинарию. Там он рисовал, занимался музыкой. Сейчас многие песнопения патриарха настолько вошли в традицию, что люди думают, они народные, например, «Святый Боже», «Аллилуия», ектении. Святейший до сих пор пишет музыку. Однажды патриарх созвал нас, архиереев, и благословил заниматься иконописанием. Он думает, что раз у него к этому есть талант, то и у нас тоже есть... И мы с благословения патриарха начали. У некоторых архиереев, что удивительно, получилось! Я сам несколько икон написал. Потом Святейший снова нас собирает и говорит: надо заниматься музыкой, купите себе инструменты!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1963 году игумен Шио по ходатайству Батумско-Шемокмедского епископа Илии (Шиолашвили) был возведен в сан архимандрита. В 1966 году он был награжден орденом святого Георгия второй степени. Из приведенных архивных сведений не видно, что отец Шио был духовным чадом преподобного Алексия (Шушания), однако об этом факте свидетельствуют немало преданий и полевых исследований. В частности сохранились рассказы воспитанниц преподобного Алексия игумении Фавсты и схимонахини Акепсимы (Шушания), согласно которым однажды распространился слух, что отец Шио скончался, и действительно, он довольно долго не появлялся, поэтому преподобный Алексий даже совершил для него заочное отпевание. О том, что отец Шио был духовным чадом Преподобного, свидетельствует также ныне здравствующий 80-летний архимандрит Иоаким (Асатиани) со слов своего духовника, настоятеля Илорского монастыря архимандрита Иоакима (Шенгелая). Есть и другие свидетельства. Архимандрит Шио (Дзидзава) Имеются об архимандрите Шио также прекрасные воспоминания Святейшего Патриарха Илии II. Вот как сам Патриарх вспоминает о своем духовнике: «У меня был исключительный духовник отец Шио (Дзидзава). Он был необыкновенный человек и имел замечательные качества духовника. Он часто приезжал ко мне сначала в Батуми, потом в Сухуми и исповедовал меня. Когда он видел, что из-за какого-либо греха я был взволнован, он обнимая меня и ободрял следующими словами: «Молись, Владыка, не переживай, и со мной случалось такое». Этим он утешал меня: скорее всего, такое никогда с ним и не случалось, но он был настолько снисходительным и благородным человеком, что для того, чтобы утешить меня, брал этот грех на себя. И когда я заканчивал исповедь, он обнимал меня и говорил: «Владыка, ты теперь уже ангел. Господь простил твои прегрешения». И я очень радовался, когда он так говорил». «Он жил в городе Сенаки, – вспоминает далее Святейший, – в небольшом доме с хорошим участком земли. Дом был очень маленький и состоял из одной комнаты, в которой стояли всего лишь две кровати, стол и пара стульев. Никаких других удобств и мебели у него в доме не было. Причем свой дом отец Шио никогда не закрывал на замок.  Однажды он приехал ко мне в  Сухуми, и я увидел, что игуменский крест у него висит не на цепочке, а на черной ленте. Я его спросил: «Что это с Вашим крестом, отец Шио?» Он рассказал, что одна соседка вошла к нему в дом, ей видимо понравилась эта цепочка, и она оторвала одну половину. Другую же половину он сам ей отнес, сказав, что, наверное, она в этом очень нуждается».

http://pravmir.ru/mitropolit-shio-senaks...

В Тбилиси состоялась презентация биографии Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II 17 апреля 2007 г. 13:52 Презентация книги под названием «Патриарх», в которой отражены важнейшие вехи жизни Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II , состоялась 16 апреля в молодежном центре при кафедральном соборе Святой Троицы в Тбилиси. Здесь же состоялась презентация диска песнопений, созданных Предстоятелем Грузинской Церкви . На презентации присутствовали председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе, представители исполнительной и законодательной власти Грузии, духовенства и интеллигенции. Как сообщают грузинские телекомпании, эти мероприятия были приурочены к 50-летию пострижению в монахи Илии II. По данным Грузинской Патриархии, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II (в миру — Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года во Владикавказе. В 1952 году Ираклий Шиолашвили окончил 22-ю среднюю школу города Орджоникидзе (ныне Владикавказ) и поступил в Московскую Духовную семинарию , которую окончил в 1956 году, а затем продолжил обучение в Московской Духовной академии. 16 апреля 1957 года студент 2-го курса Духовной академии Ираклий Шиолашвили по благословению Католикоса-Патриарха Мелхиседека III был пострижен в монахи с именем Илия в честь святого пророка Илии. В 1960 году будущий Католикос-Патриарх окончил Московскую Духовную академию. За сочинение на тему «История афонского Иверского монастыря» ему была присуждена степень кандидата богословия. По окончании академии он вернулся на родину и был назначен клириком кафедрального собора в Батуми. В 1961 году был возведен в сан игумена, а затем — архимандрита. 26 августа 1963 года хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария католикоса-патриарха Ефрема II. С 1963 по 1972 годы епископ Илия нес послушание ректора Мцхетской Духовной семинарии, которая в то время была единственной духовной школой в Грузии. В 1967 году был переведен на Абхазскую кафедру, а в 1969 году возведен в сан митрополита. 23 декабря 1977 года Илия II был избран Католикосом-Патриархом Всея Грузии. Интронизация состоялась 25 декабря 1977 года. За время патриаршего служения Илии II значительно возросло число епархий Грузинской Церкви, количество церквей и монастырей. 29 лет назад в Грузии было лишь 48 действующих храмов, ныне их более 800. Были совершены прославления новых святых, открыты духовные учебные заведения, в том числе Тбилисская и Гелатская духовные академии. В Тбилиси возведен самый большой храм Грузии — кафедральный собор Святой Троицы. «Новости-Грузия» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/229839.htm...

Русскую Православную Церковь неоднократно посещал и ныне здравствующий Святейший и Блаженнейший Католикос–Патриарх Илия II. О братском отношении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Грузинской Церкви свидетельствует выступление Его Святейшества по поводу особого указа Грузинского Католикоса, опубликованного в газете «Комсомольская правда» (январь 1991 г.). Из текста «Комсомольской правды» следует, что Грузинский Католикос–Патриарх Илия издал чрезвычайный приказ: «Убийцу каждого грузина… объявить врагом грузинского народа». Святейший Патриарх Алексий II в своем обращении в редакцию той же газеты заявляет, что, по разъяснению представителей Грузинской Церкви, текст гласит иначе: «Каждый грузин, совершивший убийство, объявляется врагом нации»  . К грузинской теме Святейший Патриарх Алексий II обращается еще раз—с особым словом к верующим Грузии. Монастыри Грузинской Православной Церкви 1. Джихетский (в Гурии), женский, инокини грузинские 2. Олгинский (возле г. Мцхета), женский, инокини русские 3. Самтавройсский (г. Мцхет), женский, инокини грузинские 4. Теклатский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские 5. Чиатурский (около г. Чиатура), женский, инокини грузинские 6. Шушанский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские и другие. Епархии Грузинской Православной Церкви 1. Агарак–Цалкская. Кафедра — Цалка 2. Алавердская, Кафедра — Телави 3. Аргветская. Кафедра — Аргвети 4. Ацкурская. Кафедра — Ацкури 5. Батумо–Шемокмедская. Кафедра — Батуми 6. Бодбийская. Кафедра — Бодбэ 7. Кутаисско–Гаенатская. Кафедра — Кутаиси 8. Манглисская. Кафедра — Манглиси 9. Мцхетско–Тбилисская. Кафедра — Тбилиси 10. Никорцминдская. Кафедра — Никорцминда 11. Сухумо–Абхазская. Кафедра — Сухуми 12. Урбнисская. Кафедра — Урбниси 13. Цагерская. Кафедра — Цагери 14. Цилканская. Кафедра — Цилкан 15. Чкондидская. Кафедра — Поти Предстоятели Грузинской Православной Церкви Архиепископы Иоанн 335-363 Иаков 363–375 Иов 375–390 Элья 390–400 Cbuмoh I 400–410 Мосэ 410–425 Иоанэ 425–429

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Батуми. Троицы Живоначальной на кладбище Соу Ксо. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1979. Адрес: Грузия, Автономная Республика Аджария, г. Батуми, ул. Сергея Месхи, д. 1, кладбище Соу Ксо Координаты: 41.636319, 41.661141 Вопрос модератора :Уточнить датировку. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Пресвятой Троицы возведён во второй половине 19-го века. На протяжении многих лет он находился на попечении кладбищенского хозяйства. В 30-х годах 20-го века и здесь прекратились службы. Его использовали как склад хозяйственного инвентаря. После окончания Второй мировой войны многонациональные православные прихожане во главе с Григорием Пухно и Лукой Шевчуком собрали подписи и обратились с просьбой к патриарху Калистрату (Цинцадзе) об восстановлении служб в данной церкви. В 1947 году храм Святой Троицы был открыт. Настоятелем стал Лука Шевчук. У церкви была группа певших из 30 членов. После ресставрации храма прихожане пожертвовали книги, иконы и другую церковную утварь. В храме всегда было много прихожан, что может быть обусловлено тем, что в то время в городе было всего 2 православного храма, один св. Николая и другой здесь, на кладбище. В 1976 году пожар полностью уничтожил церковь. Вскоре Святейший синод православной церкви обязал Батум-Шемокмедского епископа Давида (Чкадуа) построить новый храм на основе старого. Храм был построен, перекрыт и началось богослужение в 1979 г., но его окончательная реставрация велась на продолжении многих лет. По материалам сайта Православие.ру Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59437

«Евангелие это, с разрешения экзарха Евсевия, было взято Кутаисским губернатором гр. Левашевым, который, сняв с него золотой оклад, заменил его малоценным серебряным, работы Сазикова. (!) Ныне богатый оклад с сего знаменитого евангелия сохраняется в музее гр. Строгонова, в Петербурге, куда поступил от гр. Панина. Англичане давали за оклад Евангелия сто тысяч фунтов стерлингов, 2) Патриаршее облачение имеретинских католикосов, из толстой шелковой материи, расшитое золотом и украшенное крупным жемчугом... «Богатое это облачение сделано было до падения Константинополя. Однако золота с него вытоплено 8 фунтов, а жемчуг, рубины употреблены на ожерелье 6 .. В расхищении и подмене сокровищ винили графа Панина и ген. Левашева, которые получили разрешение от экзарха Евсевия 7 ». «В то же время, не без ведома экзарха Евсевия, исчезли из Сионского собора многие драгоценности и целые пуды жемчуга, снятые с древних святительских омофоров и саккосов, вместе с драгоценными украшениями с Чудотворной Сионской иконы Божией Матери. Точно также исчезла многочисленная золотая утварь: сосуды, кресты и другие сокровища из кафедральных соборов 8 ): Мцхетского, Алавердского, Бодбийского, Ниноцминдского и других, а вслед за ними Иоанно-Крестителевой пустыни, Джуматского, Шемокмедского и других монастырей»… Еще недавно, по словам епископа Кириона, в ризнице Сионского собора хранились рукописи с миниатюрами. «Ее взял гр. Бобринский с разрешения экзарха; вырезал миниатюры, – пропали и миниатюры, и текст, помещенный на обороте их». (См. Церк. Вед. 1906. 47, стр. 16). О патриаршем облачении Имеретинских католикосов, о котором мы говорили на предшествующих стр., «расшитом крупным жемчугом», известно следующее: «На саккосе был вышит символ веры на греческом языке, так. образом: на правом рукаве – первый член символа веры , на передней половине саккоса (разделенной эпитрахилью с вышитыми 12-ю апостолами) следующие шесть, на левом рукаве – восьмой, девятый, десятый; на оборотной половине изображение Христа Спасителя, на престоле с книгою в руках; поверх вышитого изображения – слова одиннадцатого члена, а внизу двенадцатого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Грузии прошла международная научная конференция, посвященная раннехристианским памятникам 03.08.2009 В Озургети ( Грузия ) прошла первая международная научная конференция, посвящённая раннехристианским памятникам. Её главная тема - « Вашнари -Спониети - город-крепость и монастырский комплекс позднеантичного и раннесредневекового периода», сообщает газета «Ахали таоба» («Новое поколение»). Вашнари известен как один из крупнейших городских и религиозных центров западно-грузинского царства Эгриси (II-VI вв. н.э.). Христианство в Вашнари было провозглашено государственной религией в 523 году, но широкое распространение получило ещё раньше. В конференции приняли участие грузинские и зарубежные археологи, искусствоведы и историки, а также представители краевых властей и духовенства Шемокмедской епархии. Этот научный форум организован муниципальным историческим музеем совместно с постоянно действующей грузинско-британской экспедицией. По словам организаторов, по своей исторической ценности Вашнари не уступает таким известным культурным центрам древности, как Варцихе, Накалакеви, Шорапанди и Сканда. Вашнари по своему устройству напоминает города-крепости Уджармули и Горгаслури, которым нет аналогов ни в Византии. Поэтому главной целью конференции было мобилизовать как можно скорее все ресурсы для сохранения и последующего восстановления-реабилитации этого памятника. На территории Вашнари археологами уже обнаружены уникальные предметы - редчайшая «змеиная» чеканка, глиняные очаги, а также детали свода трёхнефной базилики. Найденные материалы позволяют сделать вывод, что город-крепость и монастырский комплекс Вашнари были свидетелями периода правления эгрисско-лазикских царских династий, и они представляют собой важнейший памятник как культового, так и светского характера. Примечательно, что Вашнари только начинает открывать свои тайны, поскольку, после первой археологической экспедиции в 1949 году, дальнейшей работе исследователей помешало строительство на территории Вашнари чайной фабрики. Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 03.08.2009 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/6976.html

Схвавский монастырь в Рачинском уезде. Схвавский монастырь находится при селении Схвави. Он существовал уже в XVII веке. В 1872 г. приписан к Челишскому монастырю. Хопский Успенский Богородичный монастырь в Зугдидском уезде. Эта второклассная необщительная обитель расположена на левом берегу р. Хоти, в 30 в. от уезд. г. Зугдиди. Храм его освящен в честь Успения Богоматери. Управляется архимандритом. Цагерский монастырь в Лечхумском уезде. Цагерский монастырь находится в селении Цагери, на правом берегу р. Цхенисцхали. Прежде он был кафедральным епископов сванетских, а с 1884 г. приписан к Намарневскому монастырю. В храме этого монастыря хранится серебряный крест грузинского царя Георгия I (921–956) и находится гробница Григория Дадиани, скончавшегося в 1804 году. Цаишский монастырь в Зугдидском уезде. Цаишская обитель находится при р. Джуме, в селении Цаиши, недалеко от местечка Зугдиди. С 1884 г. она приписана к Намарневскому монастырю. В храме ее сохраняется крест Баграта III, царя Абхазии и Карталинии (980–1014). Челишский монастырь в Рачинском уезде. Этот второклассный общежительный монастырь находится в селении Никорцминда, в 45 в. от селения Они, являющегося главным пунктом уезда. Его храм освящен в честь Успения Богоматери. Управляется архимандритом. Шемокмедский Спасский монастырь в Озургетском уезде. Второклассный Шемокмедский необщежительный монастырь находится в селении Шемокмеди, в 5 в. от своего уездн. г. Озургети. Управляет им архимандрит. Женские обители Василиско-Златоустовский монастырь в Сухумском округе. Эта общежительная обитель находится в 12 в. от г. Сухума и в стольких же верстах от берега Черного       моря, близ селения Михайловского, на берегу р. Гумисты. Монастырь основан в 1898 году на месте, где был, по преданию, погребен Иоанн Златоуст . Здесь были развалины древнего храма. Он был восстановлен сестрами и в 1900 г. освящен во им св. Иоанна Златоуста . Возле этого храма и была в 1901 г. открыта Василиско-Златоустовская обитель. За алтарем храма стоит высеченный из камня гроб значительных размеров, извлечённый при раскопках.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010