В-третьих, этому способствовало и развитие мореплавания, благодаря чему планета Земля стала, как на ладони, её активно изучали: «прогрессия» рисовала «единый мир». Хотя уже тогда было очевидно, что, скажем, США строились как держава «князя мира сего» безо всякой опоры на ортодоксальное христианство. Конечно, и в США есть острова и островки «народа Божьего», да и Пергамская церковь Апокалипсиса живет «там, где живет сатана» (Откр. 2: 13). Но антихрист в США как «стране жёлтого дьявола», по сути непосредственно управляемой «князем мира сего» (взять хотя бы для примера защиту запрещенного в России движения ЛГБТ и «новой гендерной политики» в мировом масштабе, а также неоколониальный грабёж всех народов), не нужен: разве что получить там «ярлык на княжение»... Если мы обратимся к Апокалипсису, то увидим, что «зверь восьмой» выходит на землю «из моря»: «И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные» (Откр. 13: 1). О водах же в Апокалипсисе говорится так: «И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки» (Откр. 17:15). Другими словами, море, «воды многие» — это символ языческих народов или вновь впавших в язычество. «Земля» же — это, вне всякого сомнения, земля Третьего Рима, где находится «материк» Церкви: православное христианство как государственная религия превратило «море язычества» в «твёрдую землю». «И поклонятся ему все живущие на земле» (Откр. 13:8) — речь здесь идёт только и лишь о земле Третьего Рима и народов, в нём обитающих: «Земля, в противоположность морю, означает мир цивилизованный. Итак, в настоящем случае римский цивилизованный мир одержал верх над дикими ордами: он образовал и укротил их и, если не со стороны духовной и небесной, то со стороны земной и культурной, примирил их с христианством» ( Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. Изд. группа «Скит», 1994, с. 287).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/21/tr...

В церковных памятниках, так выражается сущность христианского брака, как таинства. «Супружества или законного брака тайна от Христа Бога установлена есть во умножение рода человеческого и в воспитание чад в славе Божией, в неразрешимый союз любви и дружества, и взаимную помощь и во еже отгребатись греха любодеяния». В этом определении нет и намека на те тлетворные мысли, которыми обольщают себя и других наши современные публицисты, стараясь плотскими услаждениями подменить духовную сущность брака. В приведенном определении с ясностью констатируется нерушимость брачного союза, основанного на любви и дружестве, его равносторонность для мужа и жены, и служение обоим в достижении плотской чистоты. Апостол Павел убеждает супругов: жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. He уклоняйтесь друг от друга, точию по согласию на время, для упражнения в посте и молитве, и потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1Kop.7:4–5). По разъяснению св. отцов церкви наставление Апостола имеет тот смысл, что вступившие в брак сами должны быть довлеющими судьями в своих супружеских отношениях, располагая себя к воздержанию в дни праздников, когда церковь усугубляет свои молитвы. Предмет ясен. Особенная гибельность, проповедуемых нашими публицистами мыслей, заключается в том, что стараясь извратить церковные начала христианского брака и провозгласить свои мудрования правилом брачной жизни, они отклоняют тем себя самих, отвлекают и других от спасительного лона церкви, как бы забывая, что назначение Христовой церкви не поощрять, а врачевать людские беззакония, не замалчивать человеческие грехи, а изглаживать их при наличности сознания человеком своей греховности. Если же, это сознание помрачается до того, что люди очевидное зло начинают отождествлять с воображаемым добром и соблазняют им неопытных, и нетвердых; в таком случае, не только беззаконные супружества можно объявить безвинными, но и все увлечения страсти признать нормальными, и требовать для них законного оправдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

В чем же состояло здесь искушение и чем оно отражено? Искушение состояло в том, что дьявол старался склонить Иисуса Христа обратить Свою чудодейственную силу в средство не для достижения высших целей, – не для возбуждения в людях веры в Него как Спасителя и в Его спасительное учение, не для благотворения людям, а в орудие суеты и тщеславия – старался склонить Его пользоваться сверхъестественною силою только для суетного кичения ею… Искушение отражено тем, что Иисус Христос заявил, как о начале Своей деятельности – о том, что Он не будет искушать Господа, не будет употреблять Свою чудодейственную силу без нужды, в видах суеты, тщеславия, житейской гордости. После двух безуспешных покушений возбудить в Господе нашем Иисусе Христе похоть плоти и чувство гордости житейской и склонить Его к проявлению Своей чудодейственной силы ради целей себялюбивых, дьявол приступает к Нему с третьим, наиболее решительным искушением, Он перестает уже скрывать свою цель – сделать Христа своим рабом чрез тайное лукавое увлечение Его на путь нравственного падения, на путь страстей; нет, он дерзает явно склонить Его сделаться рабом, слугою искусителя, поклониться ему. Он мечтает совершенно отклонить Иисуса Христа от Его призвания – совершить волю Отца Небесного о спасении человечества крестною жизнию и крестною смертию… Что же делает с этою целью искуситель? Он возводит Спасителя на высокую гору, во мгновение времени показывает Ему все царства вселенной и славу их и говорит Ему: Тебе дам власть надо всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее, итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое ( Лк.4:5–7 ). Но Господь Иисус Христос и это последнее, решительное искушение духа злобы победоносно отразил тем же оружием слова Божия. Тогда Иисус говорит диаволу: отойди от Меня, сатана; ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи ( Мф.4:10 ). Нелегко объяснить, каким образом после двух безуспешных попыток искусить Богочеловека дьявол осмелился приступить к Нему с новым искушением, и притом с искушением таким решительным, таким дерзко-самонадеянным.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В эту пустыню Он, «достославный Отшельник», был веден для искушения от диавола или от сатаны, как говорит святой Марк. Замечательно, как явен становится сатана в Новом Завете, между тем как в Ветхом Завете он и учение о нем едва приметны. Там, после первого появления противника в раю, появления к тому же прикровенного, он надолго вовсе удален со сцены; во всем домостроительстве Ветхого Завета лишь кое-где виднеется мимолетное указание на то, что существует эта духовная глава царства зла (так, в Иов. 1 и Иов.2 ; Зах.3:1–2 и 1Пар.21:1 ); только два раза о нем упоминается в неканонических книгах ( Прем.2:24 ; Сир.21:30 ). То, что сатана становится более заметен в книгах Нового Завета, может быть отчасти объяснено подобием, взятым из вещей естественных: так, например, где свет сильнее, там и тени гуще. Высота и глубина – это понятия соотносительные. Правдою скорее всего обнаруживается неправда; лишь при свете любви ненависть является ненавистью; а нечестие таковым при свете чистоты; таким образом, потребно явиться высшему добру для того, чтобы мы уразумели бездну зла. Но этим не вполне объясняется молчание Священного Писания о сатане. Без сомнения, люди в то время, которое было младенческим возрастом рода человеческого, еще не созрели для принятия учения о нем. Ибо для многих это учение, принятое живо ими к сердцу, было бы слишком страшно; прежде чем они узнали о князе света, их бы устрашило существование князя властей тьмы. Таким образом, находящимся под Божественным домостроительством в Ветхом Завете и не дозволено знать слишком ясно что-либо о сатане до тех пор, пока им не дано было узреть духовным оком его, спадшего с неба, как молнию; только лишь тогда Священное Писание начинает говорить о нем ясно и не обинуясь. С этого должны мы, может быть, взять пример для обучения детей. Порядок, которого придерживался Бог в обучении рода человеческого, то умолчание, почти полное, которого Он придерживался во время младенчества рода человеческого, может с успехом быть применено к детям, а также и к тем, чьи способности мало развиты духовно. Пишу вам, дети, говорит святой апостол Иоанн, потому что вы познали Отца ( 1Ин.2:12–13 ); и они действительно узнали от него о любви Отца Небесного; затем он продолжал: я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребываете вас, и вы победили лукавого ( 1Ин.2:14 ). Этим уже сильным дано было знать, что их брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесных ( Еф.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В эту-то ночь именно Господь в последний раз собрал вокруг Себя Своих учеников, и от этого-то торжества освобождения Израиля встал Он, чтобы искупить мир. Минута была самая торжественная, какую только можно представить. Ветхий Завет ничем не мог быть так возвеличен, как тем, что Господь, сошедший с неба дать жизнь миру, еще в последние часы Своей земной жизни совершил священную вечерю этого завета со Своими учениками, которых Он избрал из членов этого завета быть светом мира. Но эти часы, в которые Ветхий Завет удостоен такой чести, были последние часы для него. Наступало время, когда Ветхий Завет должен был уступить место новому, высшему Завету, который назначен не для одного народа, а для всех, и не для известного времени, а для всех времен. Но как Ветхий Завет начался избавлением народа из-под чужой власти, и как Ветхий Завет основывался на этом избавлении, так и Новый Завет, назначенный для всех времен и народов, мог начаться лишь после прославления Бога в деле несравненно высшего избавления. Он мог быть основан только на новом избавлении, на искуплении всего человечества, от темной власти, которой подпало оно чрез грех. Час этого всеобщего и вечного искупления приближался. Искупитель был здесь; вестники искупления были при Нем. В последний раз праздновал Он с ними ветхозаветную вечерю, которая с воспоминанием первой пасхальной вечери заключала в себе в то же время обетование высшей Пасхи. Время обетований и томительных ожиданий проходило, наступало время исполнения. Здесь совершилось то, что евангелисты Матфей, Марк, Лука и апостол Павел описывают таким образом: Господь Иисус Христос, в ночь, в которую был предан, взял хлеб, благодарил и преломил, и дал ученикам Своим, говоря: приимите и ядите: сие есть Тело Мое, за вы даемое. Сие творите в Мое воспоминание. Так же взял Он и чашу по вечери, благодарил и дал им, говоря: приимите и пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вы изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание. Так Господь, при совершении ветхозаветной пасхи, установил пасхальную вечерю Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Видите ли благопотребность поста, соединенного с молитвою? Апостолам он нужен; нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает; можем ли мы пренебрегать его помощью? Победе над мучительным и преобладающим духом зла он способствует: не ближе ли способствовать будет к укрощению плоти, вопиющей против духа? Прибытие в Капернаум. Чудесная находка ( Мф. 17:24–27 ) С. Дв. «Воскресное чтение», 1875 Во время одного из посещений Иисусом Христом и Его учениками Капернаума (небольшого города, находившегося на северо-западном берегу Генисаретского или Тивериадского озера), подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы»? Дидрахма (то есть две драхмы) – греческая серебряная монета, равняющаяся древнееврейскому полсиклю – составляла ежегодную определенную подать на храм, установленную на основании Исх. 12:12–16 и бывшую обязательною для всякого иудея, достигшего двадцати лет, кроме священников и левитов ( 2Пар. 24:6 ; Иосифа Флавия Древн. 18,4.1). Поэтому под собирателями дидрахм, очевидно, нужно разуметь сборщиков податей, употреблявшихся на поддержание храма и его принадежностей, на приобретение различных предметов, необходимых для ежедневных жертвоприношений, – животных, масла, муки, дров и т. п. Так сборщикам этим, без сомнения, не было неизвестно учение Иисуса Христа о Себе как Мессии, то они, по всей вероятности, предполагали, что Он воспользуется привилегиями, предоставленными законом священникам и левитам, и потому обратились со своим требованием не к Самому Иисусу Христу, а к апостолу Петру, и вопросительною формою своих слов выразили некоторое сомнение в исполнении этого требования. Впрочем, может быть, они поступили так «с коварною целью, т. е. как бы говоря: Учитель ваш, как противник закона, хочет ли заплатить дидрахму?» (мнение блж. Феодорита). Со стороны Петра тотчас же последовал утвердительный ответ, из чего можно заключать, что Иисус Христос никогда не отказывался от уплаты податей. Когда Петр вошел в дом, то Иисус, предупредив его (то есть прежде, нежели Петр сообщил Ему о своем разговоре со сборщиками), сказал: «Как тебе кажется, Симон (другое имя Петра), цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних? То есть с членов ли своего семейства, или с не принадлежащих к нему?» На этот вопрос, легко свидетельствующий о Божественном всеведении Спасителя, Петр отвечал: «С посторонних».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Во-вторых, следующие два места того же Евангелия святого Иоанна, по своей трудности, несравненно более важные. Первое: «От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин. 18:28 ); второе: «Так как тогда была пятница, то иудеи (то есть первосвященники и старейшины), дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота была великий день, просили Пилата, чтобы перебить у них голени, и снять их» ( Ин. 19:31 ). Здесь прямо говорится, что иудеи в этот год праздновали Пасху, то есть ели агнца пасхального, вечером в пятницу. Чтобы устранить затруднение в первом из этих мест, говорит, что под пасхою, которую гонители Иисуса готовились есть в пятницу, разумеется не агнец пасхальный (уже съеденный в четверг), но то мясо, которое оставалось от жертв, принесенных во время празднества в храме. Правда, в Священном Писании эти приношения также называются пасхою, но едва ли можно согласиться, что первосвященники и старейшины для того, чтобы можно было есть именно остатки от принесенных жертв, не захотели войти в преторию из опасения оскверниться, если бы только самое празднование Пасхи дозволяло им это. Без твердых доказательства нельзя придавать такую важность этим остаткам от жертвоприношений, о которых мы сейчас сказали. Во втором месте день смерти Иисуса Христа назван пятницею пред Пасхою (слич. Ин. 19:14 ), то есть кануном субботы или днем приготовления (παρασκευ). Говорят, что каждая пятница называлась днем приготовления (παρασκευ) по отношению к следующей субботе. Может быть, хотя мы нигде не находим на это доказательств. Но пусть было так. Все же мы не можем поверить, чтобы днем приготовления назывался первый день праздника Пасхи, когда он приходился в пятницу. Ибо первый день великого праздника должен был считаться самым торжественным днем целого года. Но эта пятница, в приведенном месте, очевидно, стоит в тени – о ней упоминается как о дне приготовления, а о следующей субботе сказано: та суббота была великий день. Почему она была выше, торжественнее, чем другие субботы? Потому что эта суббота была неделя Пасхи. Но если эта суббота получила свою торжественность от праздника, то первый день праздника, конечно, был еще торжественнее, еще важнее этой субботы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Во имя этой свободы Господь и не препятствует Иуде: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 27). Действительно, никто не принуждал Иуду к предательству: он сам «пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» (Лк. 22, 4). Свободная воля его была уже помрачена и предана в руки лукавого. Евангелист свидетельствует об этом: «Вошел же сатана в Иуду» (Лк. 22, 3). Действуя прикровенно, нечистый дух часто скрывает от самого человека, над которым он получил власть, истинные мотивы поступков. Во всяком случае, несмотря на то, что Иуда требует у первосвященников деньги за свои услуги, он имеет в виду и еще какую-то свою цель. В церковном песнопении Страстной Пятницы воспроизводится этот его дополнительный мотив: «Что ми подаете, и предам вам оного, закон разорившего, и осквернившего субботу» (Седален утрени Святого и Великого Пятка). Толкователи Евангелия приводят свидетельства, что Иудой двигали, помимо сребролюбия, и побочные побудительные мотивы, которые могли несколько скрашивать в его помраченном сознании слишком уж неприглядную изнанку предательства. Ведь потом, когда он раскаялся и возвратил тридцать сребреников, он так определил свое деяние: «Согрешил я, предав Кровь невинную» (Мф. 27, 4), как будто бы, предавая Христа, он полагал, что эта Кровь была в чем-то «виновата». М. Барсов указывает на подкладку сребролюбивого замысла Иуды: он разочаровался в Учителе. «Когда же он увидел, что ему от Иисуса Христа нельзя ждать никаких временных выгод, то охладел к Нему до того, что даже тридцать сребреников могли расположить его сделаться Его предателем» . Очевидно Иуда, даже и следуя за Христом в течение почти четырех лет, так и не понял, кем на самом деле был его Учитель и Чьим учеником он являлся. Вероятно, сначала его привлекали слова Христа о Его царстве, и он рассчитывал получить в нем высокое и почетное место. Слова Христа: «Я завещаваю вам… царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в царстве Моем, и сядете на престолах – судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22, 29, 30) – он, как, впрочем, и другие ученики, понял лишь применительно к земной власти и земной жизни.

http://pravoslavie.ru/3065.html

Вода иорданская летом прозрачна, а осенью, зимою и весною мутна; она очень приятна на вкус и изобилует рыбою; ширина реки не более десяти сажен, а глубина около сажени; впрочем, зимою от частых дождей Иордан выступает из берегов и затопляет окрестную равнину на полверсты и больше. Много священных воспоминаний соединяется с именем Иордана. Много знаменательных событий – и умилительных, и грозных – совершилось на его берегах. Здесь процветали некогда богатые и роскошные, но и преступные города Содом и Гоморра с другими тремя городами; окрестности этих городов были, по выражению книги Бытия, прекрасны, как рай Божий. Здесь, в этих городах, жил благочестивый племянник Авраама, Лот, пока гнев Божий не истребил грешных городов за их беспримерный разврат и нечестие. И вот на месте прекраснейшей долины с роскошными садами и богатыми городами теперь широко расстилается Мертвое море, вполне заслуживающее такое имя, потому что ни одно животное не живет на его пустынных берегах, ни один араб не ставит тут своего шатра, и ни одна рыба не может жить в его мертвых водах… Воистину страшен во гневе Своем Господь, праведный Судия!.. Но обратимся к более отрадным воспоминаниям. С одним дорожным посохом переходил некогда священную реку патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию. Но чрез несколько лет он возвращался к отцу чрез тот же Иордан уже с многочисленным семейством, со множеством рабов и с большими стадами скота. Так благословляет Бог Своих избранников, которые предают себя всецело благому водительству Его святого Промысла. Когда евреи возвращались из Египта, вода Иордана, текущая сверху, остановилась и стала стеною, а текущая в море соленое ушла и иссякла. Все сыны Израилевы переходили по суше, и только тогда, когда священники, несшие ковчег завета Господня, вышли из Иордана, вода устремилась по своему руслу, пошла как вчера и третьего дня, выше всех берегов своих ( Нав.3:15–17, 4:18 ). Так сама неразумная природа повинуется и служит рабам Божиим, когда они сами неуклонно исполняют волю Божию! На берегах Иордана судии народа Божия Аод, Гедеон и Иеффай побеждали врагов Израиля – моавитян, мадианитян и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Возможно ли согласиться с таким рассуждением? . Псалмопевец, Царь и Пророк Давид, исповедуя перед Сердцеведцем Богом свой грех и прося об очищении своих беззаконий, сознавался: в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя ( Псал.50:7 ). Фарисеи, испытывавшие слепорожденного, – как и от кого он получил прозрение, обличали его: во грехах ты весь родился и ты ли нас учишь ( Иоан.9:31 ). Св. апостол Павел, преподавая свои благожелательные наставления евреям, в заключении своего послания к ним, поучает: брак да будет честен у всех и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог ( Евр.13:4 ). Во всех этих и подобных сим местах Св. Писания высказывается, та общая основная мысль, что естественные плотские отношения полов заражены греховной нечистотой. В частности, в благожелательном наставлении апостола Павла, слышится та мысль, что заключенный и христианами брак может быть чужд надлежащей чистоты, и супружеское ложе христиан может быть лишено безупречной непорочности; равным образом и живущие в брачном сопряжении христианские супруги, в своих супружеских отношениях, могут напоминать собой блудников и прелюбодеев, которых ожидает суд Божий. Такие явления, обнаруживая присущую человеческой природе греховную нечистоту, удостоверяют, что эта нечистота, заражая половые влечения, вместе с ними переходит и на супружеские отношения, сочетавшихся браком христианских супругов. Присутствие этой нечистоты и первые следы обнаружений этой греховности заметили и ощутили в себе, еще в раю, наши прародители, после того, как дерзнули нарушить, данную им Творцом, заповедь. Сказав о божественном установлении брака между прародителями, его существе и последствиях, бытописатель, об отношениях первых людей в их брачном состоянии, замечает: и были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ( Быт.2:25 ). Тихие, мирные, безмятежные, дарившие светом и радостью отношения были уделом первых людей, пока к ним не вторгся змий, искуситель с своими губительными и гибельными, тлетворными наветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010