11-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Обличение фарисеев и законников и враждебные их замыслы на Иисуса Христа ( Лк. 11:37–41, 43, 45–46, 52–54, 12:1 ) Когда Иисус Христос учил народ, попросил Его один фарисей к себе отобедать. Он пришел и возлег. Фарисей с удивлением заметил, что Он не умыл сперва рук пред обедом. Но Господь сказал ему: «Вот вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а что у вас в них, то приобретено хищением и нечистыми средствами. Безрассудные! Не должен ли тот, кто вычистил внешнее, позаботиться сделать чистым и внутреннее? Впрочем, обратите, что у вас есть, в милостыню, тогда все у вас чисто будет. Но горе вам, фарисеям, что любите первые места в синагогах и приветствия в народных собраниях!» На это кто-то из законников сказал Ему: «Учитель! Говоря таким образом, Ты и нас обижаешь». Но Он сказал: «И вам, законникам, горе, что обременяете людей тяжестями неудобоносимыми, а сами и одним пальцем своим не дотрагиваетесь до них. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения; сами не вошли и помешали тем, кто хотел войти». Когда Он это говорил им, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, в чем бы обвинить Его. Между тем, когда собрались многие тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить прежде ученикам Своим: «Берегитесь закваски фарисейской – именно лицемерия». Толкование св. Василия Великого на 41 стих 11-й гл. Евангелия от Луки Творения свв. отцов. Тв. св. Василия Великого Поскольку Господь сказал: обаче от сущих дадите милостыню: и се вся чиста вам; то ужели, сколько кто ни грешил, чрез милостыню находит очищение всего? Самая связь предыдущего объясняет сказанное. Ибо, прежде сказав: очищаете внешняя сткляницы и блюда, внутреннее же ваше полно грабления есть и лукавства (ст. 39), потом присовокупил: обаче от сущих дадите милостыню: и се вся чиста вам вся; то есть все то, в чем грешим и лукавствуем, грабя и лихоимствуя. Сие же выражает и Закхей, говоря: се пол-имения моего дам нищим: и аще кого чем обидех, возвращу четверицею ( Лк. 19:8 ). Посему все подобные грехи, которые могут быть заглажены и за которые можно воздать чем-либо в несколько крат большим, очищаются сим способом. И сей, говорю, способ не сам по себе достаточен к очищению, но предварительно имеет в Божием милосердии и в Крови Христовой, которою имамы избавление и от всех других грехов ( Еф. 1:7 ), творя за всякий грех плоды достойны покаяния ( Лк. 3:8 ). Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с./Третья Пасха. 3-377 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

295 Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989. С.75. 296 Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989. С.72. 297 Цит. по протопресвитер Иоанн Мейендорф. Православие и современный мир. Минск. 1995.С. 63. 298 Апокалипсис в истолковательном и назидательном чтении. Составил М. Барсов. «Скит». с. 300–301. 299 Апокалипсис в истолковательном и назидательном чтении. Составил М. Барсов. «Скит». с.301. 300 Который будет человеком, а не совокупностью отступнического духовенства, как думают иеговисты. 301 В представлении адвентистов Страшный Суд будет происходит следующим образом: «когда враги Божий окружат город, готовясь к нападению, Бог воздвигнет Свой великий белый престол. Когда вокруг этого престола соберется весь род человеческий — одни в безопасности внутри города, а другие снаружи, устрашенные присутствием Судьи — Бог приступит к окончательному этапу суда. Именно это время имел в виду Христос, когда сказал; «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лк. 13:28). Для того, чтобы привести в исполнение приговор суда, будут раскрыты книги записей. «И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах» (Откр. 20:12). После этого Бог огласит приговор». (В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.с. 369.). 302 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.с.364. 303 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.с.368–369 304 Любопытно, что в представлении адвентистов «праведники» и ангелы оказываются куда более недоверчивыми, нежели нераскаянные грешники. Ведь для того, чтобы убедить первых требуется много веков (ангелов «убеждают» уже 157 лет и конца-края этому не видно, а с праведными людьми придется возиться целую 1000 лет). А нечестивцы признают правосудие Божие за короткий период Суда. Получается, что чем праведнее человек, тем он меньше доверяет Создателю! 305 Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989.72–77.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2281...

Кроме того, и там мы редко сталкивались с обдуманным, черным предательством. Мы сами могли бы быть такими же, как они, но Бог сохранил нас от этого, вот и все. Иисус же был воплощением святости, а Иуда… Иуда был Иуда. Когда же научимся мы любить? Когда же мы будем милосердны милосердием смиряющимся, всё выносящим и уповающим? Когда же мы, существующие лишь по милости Божией, запечатлеем в своей памяти, что Господь, Которому мы служим, умывал ноги Иуде? Иисус, окончив омовение ног и обратившись к Своим ученикам, сказал им: «Вы называете Меня Учителем и Господом и правильно говорите, ибо Я точно то». Кто не чувствует Божественной власти и силы, звучащей в этих словах, кто не видит на них печати невыразимого никаким красноречием величия, тот никогда не поймет ни что такое красота, ни что такое величие! «Вы называете Меня Учителем и Господом… Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Протекли года, изменились обычаи; но поучительный пример стоит пред нашими глазами, указывая нам, что истинное величие достигается сердобольным унижением… Смирение… Как легко произнести и как трудно выполнить это слово, как трудно пренебречь суетной славой, честолюбивыми мечтами, всем, что велико в глазах людей, но мало и скудно пред Господом, и избрать себе иной удел, может быть, даже удел отречения и жертвы! Какие усилия, какая победа и как все это противоречит нашим обыденным рассудочным умствованиям! Да, наше воображение может на минуту стремиться к этому идеалу, но осуществить его, но пойти по этому пути и видеть в нем свое назначение и блаженство, – это чудо, недоступное для человеческой силы, и свершить его может только Бог . Господи, сверши же его! Боже Всемогущий, осуществи этот идеал в сердцах наших и просвети помраченные гордостью очи наши чистым и Божественным сиянием смиренного милосердия! Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Но апостольская деятельность Петра, пастырство его требуют любви к Пастыреначальнику как необходимого условия для успешного и плодотворного прохождения сего служения. И Господь требует этой любви от Петра. Показав цель, благословение и условие апостольской деятельности Петра, Господь открывает ему и конец ее: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь». Как бы так говорит Господь Петру: «До сих пор ты, Петр, был своенравным и самовольным, сам опоясывался и ходил, куда хотел. С юношеским восторгом ты хотел построить кущи на горе Моего Преображения, потому что тебе нравилось это. С юношескою самонадеянностью и самоуверенностью ты хотел идти на смерть за Меня. Недавно с юношескою быстротою ты опоясался одеждою и бросился с лодки в море, чтобы поспешить ко Мне, не дожидаясь Моего зова. Вообще до сих пор ты располагал сам собою самостоятельно, свободно во всех случаях твоей жизни. Но придет время, в старости твоей этого уже не будет с тобою: ты должен дойти и дойдешь до того, когда другие возьмут насильно, обнажат и опояшут тебя, а ты потянешь руки твои и принужден будешь идти нежелательным для твоей естественной воли и плоти, при всей бодрости духа и любви, тяжким путем насильственного исхода». Конечно, Петр понял символическую форму речи своего Господа, представил себе мысленно трудный путь последующей апостольской деятельности и полный образ крестной смерти, как конец этой деятельности. Что на это указал Господь, показывает нам евангелист Иоанн, который ясно прибавляет в объяснение иносказательной речи Иисуса: «Сказал же сие, давая разуметь Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

О том же мысли св. Иоанна Златоуста Из 35-й Беседы на Евангелие от Иоанна Для чего Христос сказал Марии Магдалине: Не прикасайся Мне? Некоторые говорят, что она просила дара Духа Святого, слышав Его, говорившего ученикам: Аще иду ко Отцу, умолю Его, и иного Утешителя даст вам ( Ин. 14:16; 16:7 ). Но как она слышала это, не быв (в то время) с учениками? Притом как она могла просить сего, когда Христос еще не отходил ко Отцу? Что же это значит? Мне кажется, что она и теперь хотела обращаться с Ним по-прежнему, и от радости не представляла себе в Нем ничего особенного, хотя Он и стал по плоти гораздо совершеннейшим. Посему, удаляя от нее такую мысль и внушая ей беседовать с Собою с большим страхом (ибо и с учениками по воскресении Он обращался не так, как прежде), возвышает ее понятие, дабы она обращалась с Ним с большим благоговением. Если бы Он сказал: не приступай ко Мне, как прежде; Я теперь уже не в таком состоянии и не буду уже обращаться с вами по-прежнему, – то это было бы жестко и величаво. Но когда сказал: Не прикасайся Мне, не у бо взыдох ко Отцу, – это значило то же, а было не так жестко. Словами не у взыдох показывает, что Он стремится и спешит туда; когда же Он имел отойти и не жить более с людьми, то на Него уже не должно было смотреть так, как прежде. А что этот именно смысл слов, видно из следующего: Иди же ко братии Моей и рцы им; восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему. Впрочем, Он исполнил сие не тотчас, а спустя сорок дней. Для чего же Он говорит так? Дабы возвысить мысль Марии и уверить, что Он отходит на небо. А говорит: Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему, – в отношении к воплощению, так как и восхождение относится к плоти. Но неужели Бог в ином смысле Отец Его и в ином смысле наш? Конечно, так. Ибо если Бог в ином смысле есть Бог праведников, а в ином прочих людей, то тем более в ином – Сына, а в ином наш. А дабы из слов Его рцы братии не заключил кто о каком-либо равенстве Его с учениками, показывает различие: Сам Он сядет на престоле Отца, а они будут предстоять. Итак, хотя по естеству плоти Он сделался братом нашим, но честию далеко и несказанно отличен от нас. Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

О явлении Иисуса Христа на горе Галилейской ( Мф. 28:16–20 ) Св. Иоанн Златоуст . Из 11-й Беседы на евангелиста Матфея Единиинадесяте ученицы идоша в Галилею: и видевше Его, поклонишася Ему, ови же усомнешася ( Мф. 28:16–17 ). Это, мне кажется, было то последнее явление Иисуса Христа в Галилее, когда Он послал их с повелением крестить. Если же некоторые усомнились, то и в сем случае подивись их любви к истине, что они не скрывали своих погрешностей даже в последние дни с ними случившихся. Итак, что Он сказал, явившись им? Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Опять говорит с ними по-человечески, поскольку они не прияли еще Духа Святого, Который бы соделал их возвышеннее. Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам. Здесь Он говорит об учении и заповедях, но ничего не упоминает об иудеях, молчит о прежних происшествиях, не укоряет Петра за его отвержение и никого из прочих за бегство, а только повелевает возвестить по всей вселенной учение, которое им вручил вместе с заповедию о крещении. Но поскольку им заповедал дело великое, то, одобряя их сердца, сказал: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Не видишь ли опять силы Его? И не видишь ли притом, с каким снисхождением Он говорит это? Не с ними только будет находиться, говорит Он, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Ибо апостолы не могли пребыть до скончания века, но Он говорит ко всем верным, как бы к одному телу. Не говорите Мне, сказал Он, о препятствиях со стороны обстоятельств: Я с вами, Я разрушающий все препятствия. Это и в Ветхом Завете говорил Он часто пророкам: Иеремии, когда тот указывал на юность свою; Моисею и Иезекиилю отказывающимся Он говорил: Я с вами. То же самое и в сем случае говорит ученикам Своим. Теперь посмотри, какое различие между теми и другими. Те часто отказывались, будучи посылаемы к одному народу: сии, посылаемые во всю вселенную, ничего подобного не говорили. О скончании же века Он напоминает им для того, чтобы более привлечь их и чтобы они не на настоящие скорби только смотрели, но и на будущие бесконечные блага. Скорби, говорит Он, которым вы подвергнетесь, оканчиваются с сею жизнью, поскольку окончится и самый век; блага же, которые вы получите, вечны, как Я вам и прежде часто говорил. Таким образом, укрепив и ободрив их дух и сим напоминанием о последнем дне, Он послал их в мир. Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Пребывание ап. Павла в Риме (XXVIII, 15–31) Прибытие в Рим и беседа с иудеями. (Ст. 15–28). В сопровождении христиан, вышедших навстречу, Павел направился в Рим, по дороге Аппия, по которой обыкновеннно въезжали в Рим Триумфаторы. Но какой триумфатор одержал когда-нибудь столь блестящую победу, чтобы она по своему влиянию на мир могла сравниться с победой проповеди Павла? И никогда воин Христов не был так силен, как со времени узничества. Изможденный страдалец Христов слабый в глазах людей и даже умерший за свое дело, одержал победу, стяжал славу на земле и вечность – на небе. Через три дня по прибытии в Рим, Павел призвал к себе знатнейших из иудеев, желая узнать их образ мыслей, относительно себя и уверить их, что хотя он требовал суда императора, но не с тем, чтобы обвинить их, а чтобы защититься самому. Его дело, прибавляет он, -дело целого народа, хранителя божественных обетовании: «за надежду Израилеву обложен я сими узами». Иудеи отвечали, что худого о нем они не знают ни из писем, ни от приходящих из Иудеи, хотя и желали бы знать его мысли, «ибо, – говорили они, – известно нам, что о сем учении везде спорят». Назначив для этого день, очень многие пришли к нему, «и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием». Как и всегда, иные приняли учение, а многие не верили. Видя такое разногласие, Павел заметил им, что оно предсказано было еще через пророка Исайю, который сказал, что этот народ осужден или, лучше, осудил сам себя, по своему жестокосердию, слушать не слыша, глядеть не видя. «Они ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами и не услышат ушами, и не уразу-меют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». Таким образом, повторяя в Риме то, что Иисус сказал в Капернауме ( Матф. 13, 14 ), апостол произносит в некотором роде окончательный суд над народом иудейским и призывает язычников к наследию обетовании. «Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам; они и услышат». Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых Апостолов/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006. - 720 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

10-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Иисус Христос в Вифании в доме Марфы и Марии ( Лк. 10:38–42 ) Евсевий, архиеп. Могилевский. Беседы на воскресные и праздничные Евангелия Когда проходил Иисус Христос по разным странам и селениям Иудеи, сопутствуемый Своими учениками и проповедуя Евангелие Царствия, однажды «пришел Он в некое селение». Это селение была Вифания ( Ин. 11:1 ), лежащая недалеко от Иерусалима, за горою Елеонского. Жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. Женщина именем Марфа приняла Господа Иисуса в дом свой, или как владетельница дома, или как старшая в семействе, или как принявшая на себя попечение о доме и об исполнении обязанности странноприимства. Марфа приняла Господа в дом свой как великого Странника; ибо Иисус Христос, путешествуя с евангельскою проповедью по разным странам, не имел где главу приклонить ( Мф. 8:20 ), получая содержание для Себя и учеников Своих от усердия благотворителей ( Лк. 8:3 ; Ин. 12:6 ). И в настоящем случае Марфа приняла Господа, надобно полагать, вместе с Его учениками; это можно видеть из того, что Господь обыкновенно ходил вместе со Своими учениками, и из того, что принятие или угощение Его стоило Марфе больших забот. Не упоминается об учениках Господа, как и во многих других местах, конечно, потому, что Он был главный Гость и Глава странствующего общества. Но Марфа приняла Иисуса Христа не как простого странника; она, как показывает евангельская история, веровала в Господа и питала к Нему благоговейную любовь. И сестра ей бе нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его (ст. 39). «У Марфы была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его». У Марфы был и брат, по имени Лазарь ( Ин. 11:2 ), о котором здесь не упоминается, вероятно, по той же или подобной причине, по которой не говорится и об учениках Господа, вместе с Ним вошедших в дом Марфы: повествование говорит о делах Марфы и Марии, потому о них только и упоминается; а Лазарь, можно полагать, был в числе слушающих Господа вместе с Его учениками, или не было его дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

12-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Отказ Иисуса Христа по вопросу о разделе наследства ( Лк. 12:13–15 ) Берсье. «Православное обозрение», 1888 Тогда кто-то из народа сказал Иисусу: «Учитель, скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство». Он же сказал человеку тому: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» При этом сказал им: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк. 12:13–15 ). Почему Иисус Христос отказывается вмешаться в спор о наследстве? На это обыкновенно дается такое объяснение: «Иисус Христос заботится только о вечном благе, а все остальные людские интересы вполне чужды Ему». Это объяснение вполне заслуживает внимания, тем более что оно исходит из уст людей, считающих себя наиболее передовыми в духовном смысле, но оно односторонне. Правда, Иисус Христос выше всего ставит спасение и благо души, но не следует забывать, что Его милосердие охватывает человека во всей его целости. Я бы мог представить много доказательств этому из Его изречений, но есть нечто еще более значительное, чем отдельные тексты, – это отношение Иисуса Христа к тем страданиям и несправедливостям, которые Он встречает. Благородное негодование, охватывающее Его при виде неправды, глубокая жалость, проявляющаяся ко всем сирым и обездоленным, постоянная заботливость о страданиях телесных, многочисленные чудеса для облегчения людей, терзаемых болезнью или голодом, несравненная нежность, звучащая во всяком Его слове и проникающая до сих пор бальзамом дивного утешения в сердца всех удрученных – вот что следует вычеркнуть из Евангелия, если видеть в нем лишь исключительный суровый аскетизм. Но вычеркнуть это – значит уничтожить все Евангелие. Итак, надобно искать другие причины, почему Иисус Христос отказывается вмешаться в спор двух братьев. В чем же эти причины? Влиять на людей и перевоспитывать их можно двумя способами: внешним и внутренним. Первый состоит в обнародовании правил, в установлении законов, в правительственных распоряжениях, в решениях всех нравственных и политических вопросов на основании известных положений. Второй имеет целью перемену сердца и воли. Из этих двух способов Иисус Христос выбрал второй; Он остался ему непоколебимо верен и этого одного довольно, чтобы доказать Божественность Его посланничества и вечное значение Его дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

14-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Иисус на вечери у начальника фарисеев ( Лк. 14:1–15 ) В другую субботу один начальник фарисеев позвал к себе Иисуса на вечерю. Фарисеи наблюдали за Ним, чтобы открыть предлог к нападению на Него и обвинению Его. Предлог и был, да они не решились воспользоваться им. Там был человек, страдавший водяною болезнью, Иисус хотел исцелить его. Может быть, сами противники нарочно привели его сюда, чтобы подать повод Иисусу к законопреступному, по их мнению, действию. Иисус наперед знал, что они думали, и отвечал им на мысли их сердца, предложив им вопрос: «Позволительно ли врачевать в субботу?» Но они молчали, потому что не могли и не хотели отвечать. Господь прикоснулся к больному, исцелил и отпустил его. Потом обратился к ним со словами: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь – не тотчас ли вытащите его и в субботу?» На этот вопрос они не могли Ему дать никакого ответа, потому что они для соблюдения своих выгод очень часто без дальнейшего размышления преступали закон субботы. Они не могли сделать Иисусу никакого упрека за то, что Он по Своему милосердию и любви помог больному, но и не хотели отдать Ему справедливости. Поэтому-то они и молчали. Началась вечеря. Фарисеи поспешали сколько возможно скорее занять высшие места. Иисус смело и откровенно стал порицать странное их честолюбие и сказал им: «Когда ты кем будешь позван на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных им почетнее тебя; и звавший тебя и его, подошедши, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, пришед садись на последнее место, чтобы звавший тебя подошел сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою». Этими словами Иисус не думал давать обыкновенное правило благоразумия, которым порочный человек мог бы злоупотреблять для удовлетворения своему честолюбию. Это была, как замечает евангелист Лука, притча, и касалась главным образом внутреннего расположения сердца, которое в таких внешностях ищет своего удовлетворения. Поэтому Иисус закончил словами: «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, и унижающий себя возвышается».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010