17-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Речи о соблазнах, примирении и силе веры ( Лк. 17:1–10 ) Ст. 1–2. Насмешка фарисеев и их корыстолюбие послужили ближайшим поводом к произнесению притчи о богаче и Лазаре. В виду постоянного противодействия, которое они оказывали Его делу, и пагубного влияния, которое они оказывали своим примером на народ, Он по уходе их сказал Своим ученикам: «Невозможно не придти соблазнам; но горе тому, чрез кого они приходят. Лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих». Иисус видит появление соблазнов с пришествием Его Царства, видит возрастание их с распространением этого Царства; Он представляет их Своим ученикам неизбежными спутниками Своей Церкви. Но вместе с этим Иисус грозит горем виновникам соблазнов, соблазняющих слабых в вере (малых), и указывает на наказание, которое им придется претерпеть за это. Наказание будет столь тяжкое и ужасное, что ему можно было бы предпочесть даже позорную и мучительную смерть. Ст. 3–4. Против таких соблазнов Иисус Христос вооружается со всею силою. Что же касается грехов слабости наших ближних, то мы должны переносить и прощать их с неустанною любовью. Поэтому Иисус продолжает: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз обратится и скажет: каюсь, – прости ему». Ст. 5–10. Апостолы чувствовали при этих словах, что их вера слишком слаба для того, чтобы проявлять такую неустанную любовь. Поэтому они просили Иисуса: «Господи, умножь в нас веру!». Иисус отвечал им: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас». Этими словами Он показывает им, что дело заключается не в сильной именно вере. Главное дело в том, чтобы была сама вера. Где она действительно есть в душе, хотя бы поначалу только в виде искорки, там она будет возрастать, совершать самое трудное и даже вообще невозможное, будет проявлять силу, побуждающую мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

1–14 ст. 18-й ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Иисус говорит Своим ученикам о Своем пришествии на суд и о временных скорбях и бедствиях, имеющих посетить пред тем всю землю, а так же и Его учеников. Теперь Он говорит им, как они должны приготовляться к этому времени, чтобы встретить его с мужеством и радостью. Это Он излагает в двух следующих одна за другою притчах, из коих первая говорит о неустанной, а вторая о смиренной молитве. Притча о неправедном судье ( Лк. 18:1–8 ) «В одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего! Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь; но как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». Бедная вдова искала помощи и защиты против своего обидчика у неправедного судьи, который Бога не боялся и людей не стыдился. Судья долго не внимал ее просьбам и жалобам. Не смущаемая этим, она продолжала постоянно приходить к судье. Наконец он потерял терпение. В нетерпении и досаде, желая избавиться от ее докучливых просьб, он сдается и защищает ее от ее обидчика. Затем Иисус дает объяснение: «Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре». Какая большая разница по отношению к ученикам Господа! Они имеют дело не с неправедным судьею, но с правосудным и милосердым Богом. Они не так далеки от Него, как вдова от судьи: они Его избранные, которых Он призвал и избрал из любви к Своей славе и блаженству их. Часто кажется, правда, что Он не хочет услышать сейчас же. Но если они будут постоянно приходить и не будут ослабевать в своих молитвах, то Он услышит их, и притом вскоре, скорее, нежели они сами будут надеяться и ожидать. Верующие узнают это всего яснее и разительнее во время скорби последнего времени, когда противник их будет преследовать их жесточе и немилосерднее, нежели когда-либо. Но, жалуется Господь, только немногие испытают такое славное спасение, потому что в те дни мало веры найдено будет на земле. «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» К притче о мытаре и фарисее

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

1) Во время жестокого гонения на христиан, воздвигнутого Домицианом, св. ап. Иоанн вышел невредимым из кипящей смолы и заточен был на ос­тров Патмос. Тяжкое было тогда испытание для Церкви Божией: уже вто­рой раз целый мир, в лице римских императоров, вооружился против Цар­ства Христова, у которого не было другого оружия в страшной борьбе сей, кроме терпения, не было другой отрады, кроме упования на помощь Гос­подню. Но тяжесть гонения истощала самое терпение некоторых сынов Церкви, а всеобщее восстание против христианства, не только не ослабе­вавшее, но еще возраставшее с течением времени, колебало самое упова­ние верующих на торжество истинной веры и благочестия над неверием и нечестием. Первые пастыри малого стада Христова почти все уже поло­жили живот свой по примеру Самого Верховного Пастыря за духовных овец своих: из двенадцати апостолов один Иоанн оставался на земле, и он был в заточении. Среди сих обстоятельств, сердце сего апостола не могло не сокрушаться печалью об участи братьев своих во Христе Иисусе, к ко­торым он преисполнен был живою любовью. Посему тягостные дни зак­лючения своего на пустынном острове он проводил, без сомнения, в пла­менных молитвах ко Господу, прося облегчения для верующих, и Господь не умедлил Сам предстать возлюбленному ученику Своему, дабы даровать чрез него наставление и утешение Церкви Своей не только на то время, но и на все веки существования ее на земле. «Аз Иоанн, иже и брат ваш и общник в печали и во Царствии и в терпении Иисус Христове, бых во острове нарицаемом Патмос за Слово Божие и за свидетельство Иисус Христово. Бых в дусе в день неделный, и слышах за собою глас велий яко трубы глаголящия: Аз есмь Алфа и Омега, Первый и Последний: и: яже видиши, напиши в книгу и посли Цер­квам, яже суть во Асии: во Ефес и в Смирну, в Пергам и в Фиатир, и в Сардис и в Филадельфию и в Лаодикию. И обратихся видети глас, иже глаголаше со мною: и обратився видех седмь светилников златых, и посреде седми светильников подобна Сыну Человеку… И егда видех Его, падох к ногама Его, яко мертв. И положи десницу Свою на мне, глаголя ми: не бойся: Аз есмь Первый и Последний и живый: и бых мертв, и се, жив есмь во веки веков, аминь: и имам ключи ада и смерти. Напиши убо, яже видел еси, и яже суть, и им же подобает быти по сем» ( Апок. 1:9–19 ). Святой тайновидец написал все, что видел и слышал, и, без сомнения, предал книгу свою тем Церквам, к которым она первоначально назначена Самим Гос­подом. Это было в последнем десятилетии первого века христианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

20-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ. Путешествие Господа из Ефраима через Иерихон в Иерусалим на последнюю во время Его общественного служения Пасху На пути в Иерусалим Иисус Христос говорит ученикам Своим о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении ( Мк. 10:32–34 ; Лк. 18:31–34 ; Мф. 20:17–19 ) В Евангелии ( Мк. 10:32–45 и парал.) говорится о путешествии Иисуса Христа с двенадцатью апостолами в Иерусалим пред праздником Пасхи. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; а в третий день воскреснет!». Как показывает евангельская история, эта истина небезызвестна была уже апостолам. Спаситель неоднократно говорил им об отличии Своего Царства от обыкновенного царства земного и не раз напоминал им, что Сыну Человеческому подобает пострадать, и убиену быти, и в третий день воскреснути ( Мк. 8:31; 9:31 ). Но ученики или ужасахуся о словесех Его, или же с недоумением замечали: Господи, не имать быти Тебе сие. Так как теперь уже приближалось время исполнения этого предсказания, то Спаситель благоволил еще раз возвестить ученикам о том, что случится с Ним, – возвестить для того, чтобы они не подумали при виде страданий и смерти своего Господа, что это случилось нечаянно, и не предались бы, таким образом, неутешной скорби и отчаянию. Но души апостолов, еще не очищенные благодатию Духа Святого, по-прежнему не поняли надлежащим образом слов своего Учителя. Мысли свт. Феофана на 34 стих 18-й гл. Евангелия от Луки «Мысли на каждый день года» Господь сказал ученикам о страдании Своем, но они ничего не уразумели из сказанного: и бе глагол сей сокровен от них. А после не судили, что ведети верующим, точию Иисуса Христа, и Сего распята.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

23-я гл. Евангелия от Матфея и параллельные Обличительная речь против фарисеев ( Мф. 23 ; Мк. 12:38–39 ; Лк. 20:45–46 ) Иннокентий, архиеп. Херсонский. «Последние дни земной жизни Иисуса Христа» Довольно спокойный тон, с коим книжники, несмотря на посрамление свое, продолжали и возобновляли несколько раз беседу, служил, казалось, доказательством, что ненависть их к Иисусу Христу еще не достигла высшей степени. Между тем она совершенно созрела, и только привычка лицемерить делала ее не так приметною. Господь совершенно видел сердце врагов Своих, как оно грубо и неисправимо; посему, приближаясь в концу служения Своего, почел за нужное без всякой пощады обнаружить пред народом низость их характера и поступков, дабы предостеречь от подражания им простые души. Обратившись к народу, Он произнес ту обличительную против них речь, которой всегда будут трепетать лицемеры. «На Моисеевом седалище 1 , – так начал Он, – воссели книжники и фарисеи: все, что они велят вам наблюдать, наблюдайте, только по делам их не поступайте, потому что они сами говорят и не делают; связывают бремена тяжелые и неудобоносимые 2 и кладут на плеча людям, а сами и пальцем не хотят двинуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы быть видимыми от людей; для сего именно расширяют свои хранилища 3 и увеличивают воскрылия 4 одежд своих. Также любят первые места на пиршествах и в синагогах, и чтобы им кланялись в народных собраниях, и чтобы звали их: учитель! учитель! Вы, – продолжал Господь, обратившись к ученикам, – не следуйте сему примеру; не называйтесь учителями 5 ; ибо у вас один Учитель – Христос, а вы все братия; и отцом 6 себе не называйте никого на земле (как то делают фарисеи); ибо у вас один Отец, Иже на небесех. Не позволяйте также, подобно им, величать себя начальниками 7 ; потому что у вас один начальник – Христос. Больший из вас да будет всем слуга. Ибо возвышающий себя унизится, а унижающий возвысится». «Горе вам (воскликнул Господь, обратя речь к фарисеям), книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царствие Небесное человекам и не только сами не входите в него, но и хотящих войти не допускаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

2. Сошествие Духа Божия. Мф.: и увидел Духа Божия, Который сходил как голубь ( σει περιστερν) и ниспускался на Него; Мк.: и увидел Духа, как голубя ( σει περιστερν), сходящего на Него; Лк.: и Дух Святой нисшел на Него, в телесном виде, как голубь ( σωματικω εδει σει περιστερν ); Ин.: и свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя (  σει περιστερν), и пребывающего на Нем. Из указанного сопоставления евангельских сказаний нельзя не заметить, что все евангелисты при сравнении Духа Божия с голубем употребляют выражение σε περιστερν. А св. Лука к этому выражению прибавляет еще выражение σωματικω ξδει. а) На основании этих выражений Павлюс, например, думает, что на Иисуса Христа случайно или чрез особенное Божественное провидение слетел действительный голубь как символ Святого Духа. А Тертуллиан и Августин думают, что это был созданный сверхъестественным образом от Бога голубь, в котором Дух Святой сокрылся как в Своем теле. Признать такое понимание справедливым значит признать плод одной фантазии за действительность, ибо такой голубь существует только в воображении Павлюса, Тертуллиана и Августина, а не в евангельском тексте. Все евангелисты, употребляя выражение σε (как если бы, как бы, или, как в латинском переводе – sicut, quasi tanquam) περιστερν (голубь) для сравнения Духа Божия с голубем, без сомнения, не соединяли с этим выражением того смысла, какой соединяют с ним Павлюс, Тертуллиан и Августин. В противном случае почему же бы им не выразиться так: Иисус (или Иоанн) увидел телесного голубя как символ Святого Духа? Что же до Луки, который, быть может, соблазняет их своим выражением – σωματικω εδει, то ведь он говорит, что Дух Святой сошел только в виде ( εδει, species) тела, подобно тому, как если бы голубь. А отсюда, кажется, также никаким образом нельзя заключать о телесном голубе. Очевидно, что никакого такого голубя не было, но что у евангелистов речь идет именно только о сравнении явления с голубем. Теперь вопрос только в том, сравнивается ли Дух Святой с голубем в отношении к образу, в котором Он сошел на Иисуса, или в отношении к способу Своего снисхождения. Нужно ли, следовательно, относить выражение σε περιστερν κ Πνεμα του θεο, или к глаголу καταβανειν. Большая часть критиков стоят за второе понимание, меньшая – за первое.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

7:3, 4, 5 – Совершенно непонятно, почему новый перевод заменил привычное для всех и близкое к подлиннику чтение: «Что ты смотришь на сучек ( τ κρφος) в глазе брата твоего» чтением: «Что ты смотришь на соринку в глазе брата твоего». «Сучек» и «бревно» обозначают понятия, в которых противопоставляются меньшие грехи большим. Что касается «соринки» и «бревна», то здесь выводятся величины, трудно поддающиеся сопоставлению. 10– Славянский и Синодальный русский переводы читают: «Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря». Новый перевод явно отступает от подлинника: «Этих двенадцать послал Иисус и дал им такие повеления». 10– Синодальный перевод: «Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Новый перевод читает: «Итак будьте разумны, как змеи, и бесхитростны, как голуби». По поводу последней формы перевода Митрополит Филарет замечал: Мудры, как змии – к этому привыкли. Умны – дико. Змеи – ругательное слово (Труды по переложению Нового Завета. С. 10). 10– В Синодальном русском переводе имеется «и что на ухо слышите ( ες τ ο ς κου ετε), проповедуйте на кровлях». В новом переводе данное место читается совсем не благозвучно и вольно: «и что вам шепчется на ухо, проповедуйте на кровлях». 10:29, 31 – Синодальный перевод читает: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий?.. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц». Новый перевод предлагает: «Не два ли воробья продаются за ассарий… Не бойтесь же: вы лучше многих воробьев». Последнее чтение повторяет перевод, изданный Библейским Обществом в начале прошлого века (1823). Здесь будет уместно вспомнить те замечания, которые были сделаны по поводу этого перевода одним из анонимных авторов-современников (предполагают, Иннокентием, архиепископом Херсонским). В замечаниях этих говорится: Воробьи – птицы наши русские, а ассарий – деньги не наши. Для чего же не все переведено на русское наречие? Отметив, что упоминание о воробьях странно и дико, автор продолжает: Да еще покупали ли там воробьев, где писал св. Матфий? И на что они евреям, между коими писал он? Их ныне едят западные, правда, иностранцы; но у нас за них не только за два, но и за тысячу никто копейки не даст. Простой русский еще примолвит: «вот что написано в Евангелии, чего у нас и не водится. В заключение автор заявляет, что такой перевод совсем не годится, так как не соответствует греческому подлиннику, где стоит στρουθα – уменьшительное от στρουθος – птица (проф. Барсов. Разбор некоторых мест русского перевода Евангелия, изданного Библейским Обществом в 1823 г.//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1884. Кн. 7. С. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

IV. Заключение Ап. Павла в узы и перенесение евангельской проповеди в Рим (XXI, 16-XXVIII). Последнее пребывание Ап. Павла в Иерусалиме (XXI, 16-XXIV). Исполнение обета назорейства, возмущение народа и узы Павла (XXI, 16-XXII, 22) Ст. 16–20. Из Кесарии ап. Павел вместе со своими спутниками и некоторыми кесарийскими христианами отправился в Иерусалим. Историк говорит ( Дeяh. XXI, 16 ), что Павел со своими спутниками поселился в Иерусалиме у некоего Мнасона, родом Кипрянина, но жившего в Иерусалиме. «По прибытии нашем в Иерусалим, – продолжает историк, – братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры» (XXI, 17, 18). Где происходило собрание, мы не знаем, потому что предание не оставило точных указаний на это. Но заметим, что рассказ свидетельствует о теснейшем братском единении между апостолом и пресвитерами иерусалимскими. «Приветствовав их, Павел рассказал им подробно, что сотворил Бог у язычников служением его, они же, выслушав, прославили Бога» (XXI, 19–20). Ст. 20–29. Но этот радушный прием, радость и благодарение Богу за труды Павла наводят на довольно страшный вопрос, который и был предложен апостолу обществом. «Ты видишь, говорили ему, сколько тысяч уверовавших иудеев, и (между тем) все они ревнители закона» (XXI, 20), все убеждены, что обращение к Евангелию не обязывает иудеев по рождению к отмене формальности и обрядов, предписанных законом. «А о тебе наслышались они, что ты всех иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы не обрезывали детей своих, и не поступали по обычаям» (Моисеевым) (XXI). В этом выражении есть доля правды, но есть и ошибочный взгляд. С одной стороны, Павел считал царство закона кончившимся и тем из иудеев, которые были способны и склонны возвыситься до такого понятия, советовал жить вполне по Евангелию. Но с другой – снисходя к «слабым», он признавал за ними право соблюдать некоторые обряды, а «сильных» убеждал не соблазнять слабых равнодушным нарушением требований закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   h5 Авв.1:6—11. Ибо вот Я подниму халдеев, народ жестокий и неудержимый, ходящий по широтам земли, чтобы захватить чужие поселения. Он внушает страх и ужас: от него самого будет исходить суд его и тяжкое бремя. Кони его легче барсов и быстрее вечерних волков и рассыплются повсюду всадники его, ибо кони его прибудут издалека: они прилетят, как орел бросающийся на добычу. Все они прибудут, чтобы грабить. Их лицо, как жгучий ветер, и соберет он пленников, как песок, и будет он торжествовать над царями, и жестокие правители будут посмешищем ему. Сам он смеется над всякою крепостию: он окружит ее валом и возьмет ее. Тогда изменится дух его: он будет ходит вокруг и сокрушаться, — эта сила его есть сила Бога его.     LXX: Ибо вот я воздвигну халдеев, народ жестокий и неудержимый, который ходит по широтам земли, чтобы овладеть селениями не своими, он страшен и славен. От него самого будет исходить суд его и захваты будут уходить от него. И выскочат кони его быстрее рысей и волков Аравийских, и сядут на коней всадники его, и полетят на грабеж издалека, и будут лететь, как орел, готовый к тому, чтобы пожрать. Придет конец нечестивых, сопротивляющихся лицам их; и соберет он пленников, как песок, и сам будет посмеиваться над царями, и жестокие правители будут увеселением для него; он поругается над всякою твердынею и устроит насыпь и возьмет ее. Тогда изменит дух свой и будет ходить вокруг и смиренно говорит: «Такова крепость Бога моего».    — То, что я сказал вам: „Присмотритесь к народам, внимательно смотрите и вы удивитесь и придете в изумление, потому что во дни ваши совершится деяние, которому никто не поверит, когда о нем будет рассказано“, — это и есть именно то, что описывает следующая речь: Вот я воздвигну Навуходоносора и Халдеев, народ воинственнейший и неудержимый, свидетелями крепости которого и военной храбрости являются почти все греки, которые писали историю варваров. И дело его состоит не в том, чтобы обрабатывать землю плугом, но чтобы жить мечем и грабежом и чтобы захватить города, не принадлежащие ему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3154...

Апостол Павел в Кесарии – перед судом прокуратора Феликса (XXIV гл.) Обвинение его иудеями. Ст. 1–9. В Кесарии Павла поместили в темнице старого дворца Ирода Великого, занимаемого в то время правителем и носившего римское название «претории». Через пять дней после прибытия в Кесарию Павла, явились к Феликсу иудеи, пришел и сам первосвященник Анания, в сопровождении членов Синедриона и некоторого ритора Тертулла, взятого для обвинения Павла. Начался суд. Тертулл, по правилам риторики, начал обвинительную речь льстивой похвалой Феликсу, с наглым бесстыдством хвалил распоряжения Феликса, говорил о счастьи, каким наслаждались иудеи в его правление, об общественной благодарности, и просил Феликса выслушать его с обыкновенной добротой. Затем он перешел к главному предмету своей речи – обвинению Павла, называл его язвою, нарушителем общественного спокойствия, основателем ереси Назореев, возбудителем мятежа между единоверцами. Мы находим «сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем ереси назорейской» (XXIV, 5), или назаретской – (Назореи – последователи Иисуса Назаретского). Перемена буквы а на о – простая игра слов, изменяющая значение слова Назареи (Назореи – люди ничтожества). Таким образом, иудейский оратор хотел выставить на вид преступление Павла, которое мог судить сам правитель; но ему хочется также настоять, чтобы он судился, или вернее, был осужден самими иудеями. «Он отважился, -прибавляет оратор, – осквернить храм», так что «мы взяли его и хотели судить по нашему закону. Но тысяченачальник Лизий, пришедши, с великим насилием взял его из рук наших и послал к тебе» (6, 7). Затем он передает о событии, уже известном нам. Заключение речи, хотя и не высказанное определенно, ясно: Павел должен быть предан суду Синедриона, как осквернитель храма. Защитительная речь его. Ст. 10–21. Не будь Павел римским гражданином, Феликс, вероятно, выдал бы его иудеям, радуясь, что так дешево может купить доброе мнение их о себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010