Hoffmann, Auszüge, 174. 175. cf. n. 942. N. 177; Nöldeke, Kardû und Kurden (в Beumräge zur alten Geschichte und Geographie. Festschrift für Heinrich Kiepert, Berlin 1898), SS. 76. 77.-„ T h amnôn qrît h â в Bêt h Qardô“ есть μφ τ Καρδοχια ρη κμη Θαμανν (Agathias, 4, 29). Таманон лежал на расстоянии одного дня пути от Газарты („Хр. Чт.“, 1899, I, 540, пр. 58) и менее, чем на день пути, к востоку от Тигра, где-либо на восток от Нахрвана, около Битуны? На карте Киперта Nahravân ? φ­ †37°12’.62 λ­ †42°21».89 Bîtoûna ? φ­ †37°12».90 λ ­ †42°25».91 В Таманоне епископия возникла поздно (на соборах по 677 г. епископы таманонские не упоминаются, и Авдишо, присутствовавший на хиротонии Элии II 16 апр. 1111 г., есть, по-видимому, первый епископ таманонский, упоминаемый в истории Амру). Вероятно, она зависела от митрополита нисивинского: Бет-Кардо, местопребывание всем известных из Ксенофонта καρδοχοι [ – χοι есть просто окончание множественного, в армянском – χ], и в 410 г. входил в состав митрополитанского округа Бет-Арбайе. Поставлен был Барсаума в воскресенье 5 августа 1445 г. селевкидов (1134 г.), 11 шавваля 528 г. хиджры, занимал кафедру католикоса 1 год 5 месяцев 25 дней, † 5 раби’второго 530 г. в субботу, 11 января 1447 г. (1136 г.). 205 Опять „Mokli filius“ (ср. 72), так как был племянник („сын брата“) католикоса Элии II; Бар-Эврайя называет его „ъabhdîšô bar-Mъla men bnay Mauçel“, „Авдишо бар-Ма’ла, из сынов (­ жителей) мосульских“. Был избран в среду 3 раби’первого 533 ноября] 1450 г. селевкидов (1138); был рукоположен в воскресенье раби’первого, 13 ноября того же года, † 25 ноября 1459 (1147 г.) 542 г. хиджры во вторник. (Бар-Эврайя: „преставился в день третий в тешрине последнем“; очевидно, следует опять исправить: „в день третий [недели=вторник, 25 числа] в тешрине последнем“). 206 а: „îšôъуа h b h asya d h -B h et h Zab h day“, Ишояв преподобный (­ современному: преосвященный) бет-завдайский. По Амру и Бар-Эврайе, он был родом „из Балада“ (ср. 35), по Бар-Эврайе – епископ хертский“ (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Важнейшее из них – «Книга святого Иерофея» (частично изданная И. Ассемани, полностью А. Фротингамом и Ф. Маршем), написанная на сир. языке (Фротингам сомневался в существовании к.-л. греч. текста) под большим влиянием апокрифической лит-ры, в частности с большой выдержкой из «Варфоломеева евангелия». Ее автором, по мнению В. Райта, был сир. монофизит и мистик-пантеист Стефан бар Суд-айлэ (Судаили), к-рый происходил из Эдессы и был учеником оригениста Иоанна Египетского. Хотя Стефан был хорошо знаком с текстами  Оригена  (учение об апокатастасисе), «А.»,  Евагрия Понтийского , а также, возможно, с сочинениями неоплатоников (на его учение «о восхождении ума» повлиял Плотин), он не избежал упреков в пантеизме и неумеренном мистицизме со стороны своих современников сир. богословов Иоанна Саругского и Филоксена, еп. Иерапольского (Маббугского). У Стефана Судаили иерархизм «А.» (однако с умалением личности Христа) органически сочетается с космосом Оригена , учение последнего о всеобщем восстановлении нисходит до спекулятивного предела – эсхатологического пантеизма. Бар Судаили скончался в одном из палестинских мон-рей († ок. 550), оставив после себя новый «Корпус» Иерофея, к-рый, по мнению Райта, оказал огромное влияние на всю последующую псевдодионисиевскую лит-ру на Востоке. Так, в IX в. Антиохийский Патриарх Феодосий I (870–890) написал трактат «О сокровенных таинствах Дома Божия» (De mysteriis reconditis domus Dei), к-рый является развернутым комментарием на книгу Иерофея Стефана (Ркп. Брит. муз. 7189). Позднее к «Книге святого Иерофея» присоединяются отрывки из «Пролегомен» и «Комментария» Феодосия Антиохийского, а также фрагменты из «Книги отрывков» и др. сочинений араб. хронографа Григория Иоанна Абу-ль-Фараджа бар Эвройо (1226–1286). В XII в. на «А.» ссылались Дионисий бар Салиби († 1171) и хронограф Михаил Сириец (1126–1199), а на закате сир. лит-ры Иерофея комментировал бар Эвройо. Его схолии в 5 кн. (Ркп. Брит. муз. Or. 1017), написанные в Амиде и Самосате, основываются на комментарии Феодосия Антиохийского и являются самой исчерпывающей интерпретацией книги Иерофея Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Девятый день. Поучение 4-е. Перенесение мощей святителя Христова и чудотворца Николая из Мир в Бар-град. (Верование Церкви в ходатайство святых есть несомненная истина). I. Ныне у нас праздник перенесения мощей святителя Христова и чудотворца Николая из ликийского города Мир, находящегося в Малой Азии, в апулийский город Бар, область южной Италии. Святитель Христов Николай скончался в ликийском городе Мирах 6-го декабря 342 г., и его тело с честию погребено было в соборном Мирликийском храме, в котором он приносил безкровную жертву и свои молитвы о спасении своем и своей паствы. Честные мощи его почивали там в продолжение 744 лет. В 1086 г. турки-магометане, при нападении на малоазийские области Греции, овладели Ликиею, город Миры раззорили, и христиане мирликийские свое дорогое сокровище – мощи угодника Божия Николая принуждены были сокрыть под землею. Но вот, по воле Господней, святитель Николай является в ночном видении одному благочестивому священнику, жившему в апулийском городе Бар, и говорит ему: «ступай, скажи духовенству и народу, чтобы взяли мои мощи из Мир ликийских и перенесли в здешний город». Обрадованные граждане и духовенство избрали знатнейших между ними мужей и с несколькими священннками отправили их на кораблях в Миры ликийския. Посланные мужи прибыли в Миры, и там, в одной церкви, по сказанию черноризцев, обрели в земле гроб с мощами святителя, наполненный благоухающим Миром; они беспрепятственно взяли его и с благоговением перенесли на свой корабль. С этим драгоценным приобретением отправились они из Мир ликийских в обратное плавание в 11-й день апреля, и благополучно возвратились в город Бар 9-го мая 1087 года. Жители города с радостию встретили мощи святителя Николая и перенесли их в храм св. Иоанна Предтечи. Благодарные баряне построили во имя святителя угодника Божия Николая великолепный каменный храм, и в третий год после перенесения мощей из Мира, также 9-го мая, с честию и торжеством, в новом серебряном, позлащеном гробе, перенесли их из храма Предтечева в новосозданный храм, и положили в святом алтаре, где они и доныне почивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

М. Лекьен привел неполный список восточносирийских митрополитов Н. до XVI в. ( Le Quien. OC. T. 2. 1195-1204), частично основанный на изысканиях И. С. Ассемани , который опирался на сведения из колофонов рукописей ( Assemani. BO. T. 3/2. P. 767-769). Ж. М. Фие скорректировал и значительно расширил этот список гл. обр. на основе диптихов Н., доведенных до XIV в. ( Fiey. 1977. P. 16-114). В VII в. неск. митрополитов Н. претендовали (законно или незаконно) на кафедру католикоса-патриарха (митр. Георгий - при Георгии Кафрском , митр. Иоанн Дасенский - при Хнанишо I , митр. Григорий - при Григории I ). В сер. IX в. митрополит Н. Сергий торжественно встретил посетившего город халифа аль-Мутаваккиля, что привело к смягчению политики последнего по отношению к христианам, а также к обещанию сделать митрополита католикосом (осуществлено в 860). Впосл. католикосами становились и др. митрополиты Н.- Авдишо ибн аль-Арид (c 1075), Илия Абу Халим ( Илия III ; c 1176), Явалаха бар Кайюма (Явалаха II; с 1190), Маккиха (Маккиха II; c 1257). К числу архиереев, занимавших кафедру Н. и прославившихся на литературном поприще, относятся Киприан (740/1-767), Илия бар Шинайя (1008-1046; сообщает в «Хронографии» много ценных сведений о Н. и его архиереях), Ишояв бар Малкон (до 1222 - после 1247), Авдишо бар Бриха (до 1291-1318). В 80-х гг. XV в. вост. сирийцы еще были многочисленны в городе, но в ходе последовавшего раскола в Церкви Востока митрополия пришла в упадок и в 1616 г. официально была упразднена. Последнее упоминание о представителях Церкви Востока в городе относится к 1644 г. Сирийская яковитская Церковь Сирийская яковитская Церковь существовала в Н. с нач. VI в. ( Fiey. 1977. P. 49-50). Первый яковитский епископ Н., известный из источников, Авраам (631), занял кафедру Н. во время военной кампании имп. Ираклия. О борьбе с экспансией яковитов свидетельствуют письма, адресованные восточносир. митрополиту Н. Исааку католикосом Ишоявом III (649-659?; см.: š o   ‘yahb Patriarchae III Liber epistularum/Ed., interpr.

http://pravenc.ru/text/2577685.html

на всемилостивейшее благовоззрение ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА все дело по мирликийскому и барийскому вопросам, испрашивая, одновременно, и соизволение ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА на приведение в исполнение ниже следующих предположений Совета Палестинского Общества. 1). Приобрести в собственность Императорского Православного Палестинского Общества земельный участок в г. Бари, расположенный на улице Карбонара размером 12000 кв. м. за сумму приблизительно не свыше 50 000 руб. со всеми накладными расходами. 2) Хранящийся в Конторе Двора Ее Императорского Высочества великой княгини Елизаветы Федоровны капитал на сооружение церкви в Мирах Ликийских обратить на устроение в г. Бари храма в честь имени святителя Николая Мирликийского и странноприимницы при нем, в случае же нахождения в составе вышеназванного капитала каких-либо сумм, поступивших по духовным завещаниям о таковых возбудить дело в порядке 986 ст. Х т. 1 ч. Свода законов по прод. 1906 г. 3) Учредить при Императорском Православном Палестинском Обществе Комитет по сбору пожертвовании и для построения в Бар-граде храма во имя святителя Николая и при нем странноприимного для паломников дома, избрание же состава сего Комитета предоставить Совету Общества. 4) Войти с ходатайством в Св. Синод за невозможностью осуществить предположение о построении храма в Мирах Ликийских и ввиду предположения осуществить это святое дело в Бар-граде, предназначить доходы с Николо-Александровской в Петрограде церкви на нужды возникающих в Бар-граде храма и странноприимницы, наименовав означенную церковь и попечительство при оной Барградскими. 5) Войти в сношение со Святейшим Правительствующим Синодом о разрешении повсеместного в России однодневного церковного сбора на вышеозначенные нужды, приурочив таковой к 9 мая – дню памяти перенесения мощей святителя Николая в Бар-град 12 мая 1911 г. ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО благоизволил дать свое всемилостивейшее согласие на приведение в исполнение всех указанных в докладе великой княгини Елизаветы Федоровны предположений Совета Императорского Православного Палестинского Общества, причем против той части доклада, в которой испрашивалось Высочайшее соизволение на учреждение при Палестинском Обществе Барградского Комитета, ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ благоугодно было собственноручно начертать «Принимаю его под свое покровительство».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Седьмое. Плащаница отражает такие анатомические детали человеческого тела, которые не были известны средневековым мастерам. На изображении нет и следов красок. Только в одном месте, с краю, Плащаница слегка испачкана краской, может быть тогда, когда А. Дюрер писал с нее копию в 1516 году. А работы итальянского исследователя П. Соардо, проведенные в ноябре 2000 г., окончательно исключили возможность создания Плащаницы художником. Ученый поместил плоский сканер между Плащаницей и ее подкладкой и, сделав снимки оборотной стороны древней ткани, определил, что на ней имеются следы человеческой крови. Это стало весомым аргументом в пользу подлинности святыни. Палеографические свидетельства о Христе и ранней церкви Письмо Бар-Кохбы Найдено в Вади-Мурабба’ат и адресовано одному из военачальников Бар-Кохбы, по имени Йешуа, сын Галголы. Вот его текст: «От Шимона, сына Косеба, Йешуе, сыну Гал[г]олы, и людям крепости (укрепления) при[вет]. Беру против себя в свидетели небо (?), исчез[нет] из галилеян, которые у вас (?) (хоть) кто-нибудь, то я наложу оковы на ваши ноги, как это сд[елал (?)…] сыну Афлула […]». Большинство исследователей, опираясь на сообщения церковных авторов о преследовании Бар-Кохбой христиан, отождествляют «галилеян» письма Бар-Кохбы с христианами. Иосиф Флавий С точки зрения интересующего нас вопроса сочинения Иосифа Флавия заключают в себе несколько любопытных и ценных отрывков: в одном говорится об Иоанне Крестителе, в другом – о смерти Иакова, брата Господня, и в третьем – о жизни Самого Спасителя. Хотя в первом отрывке Иосиф, говоря об Иоанне Крестителе, не связывает его имя и учение с именем и учением Христа, тем не менее этот отрывок входит в предмет настоящего исследования как относящийся к историческому лицу, стоящему на рубеже истории Ветхого и Нового Завета, после встречи с которым, на берегу Иордана, Христос приступил к Своей деятельности как Мессия. Первый из отрывков находится в главе 18 «Иудейских древностей». В означенном месте речь идет о войне, которую царь Ирод Антипа вел против Ареты, царя Петры, и в которой войска Ирода Антипы потерпели поражение. Война была вызвана тем известным нам фактом, что Ирод Антипа решил развестись со своей женой, дочерью Ареты, чтобы вступить в брак с Иродиадой, женой своего брата Ирода Филиппа (см.: Мф. 14, 3 ; Мк. 6, 17 ; Лк. 3, 19 ). Отвергнутая же дочь Ареты удалилась в крепость Махерон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Конечно, этот аллегорический подход Гавриила встречается не только в восточносирийской традиции – он есть и в греческой православной традиции (у свт. Германа), и в сирийской православной традиции (у Дионисия Бар Салиби); позднее на Западе он будет доведен до фантастических крайностей такими комментаторами, как Дурандус. Но здесь мы видим суть такого явления, как сакраментальность: Божественная воля, использующая человеческие литургические действия для откровения спасительного действия триединого Бога, напоминающая прошлое, но также и указующая на будущее Второе Пришествие. Малка и хнана От рассмотрения общих принципов богословия прп. Ефрема и Феодора Мопсуестийского и их синтеза в комментарии Гавриила Катрайя я хочу обратиться к двум особым символам, существующим в восточносирийской литургической практике, – малка и хнана. Малка – таинство святой закваски, существующее, кажется, только в Ассирийской Церкви Востока. В соответствии с традицией святая закваска добавляется в евхаристический хлеб перед выпеканием. Каноническое правило гласит, что хлеб, не содержащий святой закваски, не может использоваться для Евхаристической жертвы 943 . Это аналогично добавлению освященного елея к елею, используемому во время Крещения. Так же и в случае с закваской, которая на самом деле не содержит дрожжей или подобного вещества, но выполняет скорее символическую функцию закваски. Этот обряд впервые упоминает патр. Йоханнан бар Абгаре в начале X века. Можно предположить, что патриарх узаконивает более древнюю практику, но определить, насколько она древняя, невозможно. Изготовление и освящение малка некогда предписывалось совершать только епископу в Великий четверг, и часть закваски рассылалась по всем церквам епархии. Возможно, это было символическим указанием на то, что епископ – главное лицо евхаристической общины и что все остальные священники получают полномочия совершать Евхаристию от него. В этом отношении, как и fermentum в Риме, закваска символизирует единство Тела Христова, сосредоточенное в лице епископа. Однако еще более интересно апокрифическое предание об апостольском происхождении этого обряда, переданное комментатором XIV века Йоханнаном бар Зоби. Бар Зоби писал:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

К. Ю. фон Бреверн Бар. Н. Б. Вольф о. И. А. Лаукайтис. Создана подкомиссия для рассмотрения проекта правил о старообрядческих и сектантских общинах в составе: о. М. В. Митроцкий Н. Ф. Каптерев М. И. Скобелев о. А. Г. Альбицкий М. А. Караулов В. Н. Львов 2-я сессия Избраны: В. К. Винберг – к.-д. Я. С. Гарусевич – польск. коло П. Н. Милюков – к.-д. бар. Г. Н. Фелькерзам – октябрист бар. О. М. фон Энгельгардт – октябрист Выбыли: Э. Б. Гуревич А. И. Парчевский кн. С. П. Мансыров Н. Б. Вольф К. Ю. фон Бреверн Комиссия имела во 2-ю сессию 11 заседаний. Избрана редакционная подкомиссия для выработки правил регистрации перехода из одного исповедания или вероучения в другое. Доложен Гос. Думе бар. Н. Б. Вольфом 20 ноября 1913 г. законопроект о церковно-приходских учреждениях Лифляндской и Эстляндской губерний. Во время «военных сессий» комиссия имела лишь единичные заседания, продолжая обсуждение пересмотренных законопроектов. Проект «правил о переходе» к концу 4-х сессий (1916 г.) передан на рассмотрение комиссии по делам Православной Церкви. Православное духовенство в Государственных Думах Преосв. Анатолий (Каменский), епископ Елизаветградский, IV Преосв. Евлогий (Георгиевский), епископ Холмский и Люблинский, II и III Преосв. Митрофан (Краснопольсий), епископ Гомельский, III, сщмч. Преосв. Никон (Бессонов), епископ Кременецкий, IV Преосв. Платон (Рождественский), епископ Чигиринский, II о. Адриановский Федор Порфирьевич, IV о. Александровский Александр Петрович, III о. Алферов Георгий Тимофеевич, IV о. Альбицкий Александр Геннадьевич, IV о. Архипов Александр Викторович, II о. Атаназевич Иван Макарьевич, III о. Афанасьев Клавдий Иванович, I о. Балалаев Николай Семенович, III о. Баранович Дмитрий Яковлевич, III о. Белозеров Евгений Николаевич, III о. Бельский Александр Георгиевич, IV о. Блажевич Митрофан Викторович, III о. Богданович Савва Никифорович, III о. Богомолов Иоанн Иванович , IV о. Борзаковский Иоанн Варфоломеевич, IV о. Бриллиантов Александр Иванович , II о. Будилович Александр Семенович, IV

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

140. Захарий Копыстенский. Палинодия (1621 г.)//Русская Историческая библиотека. Т.4. Спб, 1878, стб. 893. 141. см. Катанский А. История попыток к соединению Церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении. СПб., 1868, с. 49. 142. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002, с. 237. 143. Хрусталев Д. Г. Учреждение на Руси праздника перенесения мощей Николая Мирликийского в Бари//Verbum. Вып. 3. Византийское богословие и традиции религиозно—философской мысли в России. СПб., 2001, с. 135. 144. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002, с. 254. 145. Красовский А. Установление в русской церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей св. Николая в Бар.//Труды Киевской Духовной Академии. 1874, дек. с. 549. 146. Хрусталев Д. Г. Разыскания о Ефреме Переяславском. СПб., 2002, с. 240. 147. Воспоминание о перенесении мощей преп. Николая Мирликийского в Бар град. Сборник нямецкого монастыря XVI века. Публикация в: Яцимирский А. И. Из истории славянской письменности в Молдавии и Валахии XV—XVII веков//Памятники древней письменности и искусства. Т. 162. СПб., 1906, с. 143. 148. " Воровство реликвий признавалось тогда не только благочестивым обманом, но и выставлялось как дело славное. Епископ Авдакс остийский (10 век) украл мощи св. Далмация из монастыря в Педоне. Патриарх Аквилейский Поппон, когда был завоеван и разграбляем город Градо, без малейшего колебания присвоял себе священные реликвии " (Лебедев А. П. История запрещенных книг на Западе. Спб., 2005, с. 108; там же и другие примеры). 149. Точнее – никакую. " В летописях и памятниках Греко—восточной церкви и в частности Византии доселе не найдено известий о перенесении мощей святителя Николая из Мир Ликийских в город Бар " (Красовский А. Установление в Русской Церкви праздника 9 мая в память перенесения мощей св. Николая в Бар.//Труды Киевской Духовной Академии. 1874, дек. с. 524). 150. " Последователи Василида празднуют также и день крещения Христа Иисуса, проводя ночь накануне его за чтением. Они говорят, что крещение Господа последовало на 15—м году царствования Тиберия Цезаря в 15—й день месяца Туби. Иные же утверждают, что это случилось в 11—й день указанного месяца. Некоторые из тех, кто тщательно исследует малейшие подробности страданий нашего Господа, утверждают, что это случилось на 16—м году царствования Тиберия Цезаря, в 25—й день месяца Фаменофа; другие же – в 25—й день месяца Фармуфи; третьи утверждают, что это последовало в 19—й день месяца Фармуфи. Иные же из них говорят, что он родился 24—го или 25—го дня месяца Фармуфи " (Климент Александрийский. Строматы 1,21).

http://predanie.ru/book/71823-cerkov-v-m...

Единственный значительный памятник древности в М.- обширные городские стены, которые возникли при римлянах, в кон. I в. по Р. Х., и с тех пор неоднократно перестраивались. Как военная крепость М. использовалась турками до XIX в. Епископы М. Константинопольской Православной Церкви Исп. Акакий (I) (250-251), Ураний (363), свт. Отрий (374-382), Летоий (кон. IV в.), свт. Акакий (II) (431-438), Синодий (40-е гг. V в.), Константин (448-451), Отрий (458), Евлогий (520), Мамант (монофизит; 518-536), Палладий (553), свт. Дометиан (ок. 579 - 11 янв. 602), Феодор (681), Епифаний (787), Дионисий (Феодор; 997), Иоанн (1027-1039), неизвестный (1066), неизвестный (1164), Никита (1166-1172), Иоанн (1193), Мануил (1223-1226), Иоанн (1247/48), Ставракий (1294), Феодосий (1317-1330). Епископы М. Сирийской яковитской Церкви Неизвестный (630), Севир (752), Даниил (епископ; 818-845), Фома (митрополит; 818-845), Фома (869), Иезекеиль (889), Илия (897-909), Иоанн (910-922), Григорий (923-935), Иоанн (митрополит; 936-953), Илия (митрополит; 957/8), Иезекииль (митрополит; 958-961), Игнатий Раххата (969), Игнатий (митрополит; 1004-1030), Иоанн (митрополит; ок. 1031-1042), Игнатий (митрополит; 1058-1063, 1080), Иоанн Сеид Бар Кабуни (митрополит; 1096), Дионисий (1101), Иоанн (Елисей; 1090-1129), Игнатий (1139-1166), Дионисий Грифас Бар Самка (митрополит; 1166-1199), Иоанн Бар Канун (1166-1199), Бар Белас (1257), Феодосий (митрополит; 1579/80-1581). Лит.: Le Quien. OC. Т. 1. Col. 439-446; Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1900-1902. Т. 1-2; Pauly, Wissowa. Hbd. 29. Col. 548-549; Honigmann E. Malatya//Encycl. de l " Islam. Leiden, 1936. Vol. 3. P. 213-218; Kawerau P. Die Jakobitische Kirche im Zeitalter der syrischen Renaissance: Idee und Wirklichkeit. B., 19602. S. 34-35, 112. (BBA; 4); Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamisation from the 11th through the 15th Cent. Berkeley, 1971. P. 53, 88; Tinnefeld F. Die Stadt Melitene in ihrer späteren byzantinischen Epoche (934-1101)//CIEB, 14. Bucharest, 1975. Vol. 2. P. 435-443; Seibt V. Die Skleroi: Eine prosopographisch-sigillographische Studie. W., 1976. S. 36-39, 51; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах Визант. империи. Ер., 1980; она же. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.): Результаты взаимодействия культур. М., 1994; Hild F., Restle M. Kappadokien. W., 1981. S. 156, 233-237 (Библиогр.) (TIB; Bd. 2); Palmer A. Charting Undercurrents in the History of West-Syrian People: The Resettlement of Byzantine Melitene after 934//Oriens Chr. 1986. Vol. 70. P. 37-68; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 39-41; EEC. Vol. 1. P. 550-551; ODB. Vol. 2. P. 1336; Тер-Саркисянц А. История и культура армянского народа с древнейших времен до нач. XIX в. М., 20082. С. 163-166, 336-340.

http://pravenc.ru/text/2562892.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010