of Shanghai University. Social Science. 2013. N 5. P. 77-86. А. В. Муравьёв Католицизм XIII-XIV вв. Появление католич. миссионеров в К. было связано с намерением европ. правителей наладить отношения с монголами, остановить их наступление в Европе и заключить союз для освобождения Палестины от мусульм. господства. Папа Римский Иннокентий IV (1243-1254) и франц. кор. Людовик IX Святой направили неск. посольств к великим ханам Монгольской империи, наиболее известные - миссии францисканцев Джованни ди Плано Карпини (Иоанн из Пьян-дель-Карпине) (1245-1247) и Гильома де Рубрука (1253-1254). Посетив ставку великого хана в Каракоруме (Монголия), послы сообщили, что среди тюрк. и монг. племен (кераитов, онгутов, найманов и др.) были христиане Церкви Востока; существовала также небольшая община католиков из пленников, захваченных монголами в Вост. Европе. В 60-х гг. XIII в. итал. торговцы прибыли в Ханбалык (кит. Даду) ко двору великого хана Хубилая (1260-1294). Тот, заинтересованный в установлении контактов с правителями Европы, поручил доставить 100 ученых зап. христиан в К. Из рассказов венецианского купца Марко Поло, находившегося при дворе Хубилая между 1275 и 1291 гг., европейцы узнали о К.- обширной и густонаселенной стране, в к-рой люди исповедовали разные веры, в т. ч. несторианство. Тогда же уроженец К., монах-несторианин Бар Саума по заданию ильхана Аргуна, правителя гос-ва Хулагуидов, выехал в Европу, чтобы договориться с зап. монархами о совместных военных действиях против мамлюков. Он сообщил, что на Востоке живет много христиан, в т. ч. среди монголов, и что они пользуются расположением монг. правителей. Папа Римский Николай IV (1288-1292) отправил католикосу Церкви Востока Ябалахе III подарки: золотую митру и драгоценные облачения, а также передал грамоту, к-рой вручил ему «патриаршую власть над всеми сынами Востока» (впосл. католикос признал главенство папы Римского). Сведения о христианах на Востоке и заверения несториан в том, что их вероучение согласовалось с католическим, побудили папу Николая IV направить посольство к Хубилаю.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Писания, составленных прп. Ефремом Сирином († 373), но и положил начало длительному процессу усвоения Церковью Востока богословских систем «греческих учителей» (    ), к числу к-рых Церковь Востока относит Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского и Нестория. Перевод на сирийский язык творений Феодора и Диодора активно осуществлялся в течение неск. десятилетий мн. переводчиками, связанными с Эдесской школой, а одним из лиц, поддерживавших и вдохновлявших эту работу, был буд. преемник Раввулы на кафедре Ива, преподававший до этого в школе. Т. о., несмотря на позицию Раввулы, руководитель, а также бóльшая часть преподавателей и учеников школы являлись убежденными сторонниками крайних форм антиохийского богословия, оппозиция же была немногочисленной. Примерно в этот же период в Эдесской школе обучались Бар Саума , впосл. митр. Нисибина (ныне Нусайбин, Турция), расположенного на территории сасанидского Ирана, и его друг Нарсай. Через нек-рое время оба они переедут в Иран, благодаря чему начнется активная работа по распространению в Церкви Востока строгого дифизитства в форме учения Феодора Мопсуестийского. Сторонники Н. и близких к нему направлений антиохийского богословия действовали и в К-поле. Именно они сохранили аутентичную часть «Трактата Гераклида Дамасского», написанного Несторием после осуждения, при этом несколько дополнив текст. Одним из центров строгого дифизитства, который часто отождествлялся с Н., был столичный монастырь «неусыпающих» (акимитов). Нельзя исключать того, что именно архимандриту обители «неусыпающих» Ива Эдесский адресовал знаменитое послание, впосл. осужденное V Вселенским Собором (см.: Esbroeck M., van. Who is Mary, the Adressee of Ibas " Letter?//JThSt. N. S. 1987. Vol. 38. N 1. P. 129-135). По всей видимости, акимиты, изучавшие произведения Диодора Тарсийского, Феодора Мопсуестийского и Феодорита Кирского, были последовательными сторонниками антиохийского богословия, хотя сведения о том, что в обители чтили память Нестория, являются преувеличением (см.: Грацианский.

http://pravenc.ru/text/2565152.html

 См.: Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founder’s  Typika  and Testaments/J. Thomas, A. Constantinides Hero, eds. Washington (DC), 2000. P. 1710–1711.  Ср.:  Пентковский А.М.  Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001. С. 307.  Byzantine Monastic Foundation Documents… P. 110.  Ibid. P. 226.  Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople, vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III: Les regestes de 715 à 1206/Par V. Grumel; 2 ème  éd. par J. Darrouzès. Paris, 1989. P. 478–479. 1021.  Цитата из Вальсамона:  λλης, Ποτλς.  Σνταγµα… Τ. 4. Σ. 419–420; о самом постановлении: Les regestes… P. 531. 1089. Точная дата издания постановления неизвестна; в публикациях могут приводиться даты 1166 либо 1168 г., без убедительных оснований.  См.:  Виноградов А.Ю., Желтов М.,  свящ. «Первая ересь на Руси»: русские споры 1160-х годов об отмене поста в праздничные дни//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. М., 2018 [в печати].   .  Byzantine Monastic Foundation Documents… P. 1598.   http://uk.wikipedia.org/wiki/Дванадцять_страв .  Это относится и к таинству Брака: в Греции венчания могут совершаться вплоть до 18 декабря, когда начинается предрождественский пост (в настоящее время Элладская Церковь отмечает Рождество по новому стилю).  Интересный материал для истории Рождественского поста могло бы дать изучение древнейших источников о нем у нехалкидонитов. В отсутствие детального исследования этой темы можно отметить лишь следующее. У армян пост перед Богоявлением (которое не отделено от Рождества) продолжается пять дней (с 1 по 5 января н. ст.) – то есть именно столько, сколько указывает Феодор Вальсамон; при этом он предваряется еще двумя постами: с 19 по 23 ноября и с 10 по 14 декабря, первый из которых (если не оба), вероятно, возник в эпоху крестовых походов под прямым влиянием латинского Адвента. У коптов Рождественский пост продолжается 43 дня (с 25 ноября по 6 января н. ст.), причем первые три дня осмысляются как позднейшее прибавление, так что без них продолжительность поста совпадает с православным; имеются данные об установлении сорокадневного поста перед Рождеством коптским патриархом Христозолом в XI веке – возможно, под византийским влиянием. Некогда сорокадневный Рождественский пост практиковался и у сиро-яковитов; впрочем, он был быстро сокращен до 24 или 25 дней, а с 1946 года, по решению сиро-яковитского патриарха Ефрема I Бар Саума, его продолжительность установлена в 10 дней.

http://pravoslavie.ru/108588.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАККА I Ивас [сир.    ; араб.    ; мирское имя Синахериб], Мар Игнатий (род. 21.04. 1933, Мосул, Сев. Ирак), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 14 сент. 1980). Род. в сиро-яковитской семье. Отец Башир Ивас преподавал в военно-инженерном колледже (ум. в 1945). Начальное образование З. получил в 2 церковных школах Мосула. В 1946-1954 гг. обучался в ДС св. Ефрема Сирина в Мосуле, где стал носить имя Закка. В 1954 г. принял монашество и преподавал в той же семинарии. В следующем году З. был переведен в г. Хомс (Сирия) и вскоре стал личным секретарем Патриарха Ефрема I Бар Саума, а после его кончины (1957) - Патриарха Иакова III. . 18 дек. 1955 г. З. был возведен в сан дьякона, с 17 нояб. 1957 г. священник. Он сопровождал Патриарха Иакова во всех его зарубежных пастырских поездках, о к-рых впосл. написал 2 книги (изд. в 1958 и 1960). В 1955-1958 гг. изучал журналистику. Закка I Ивас, Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви. Фотография. XXI в. Закка I Ивас, Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви. Фотография. XXI в. Во время пребывания в США З. получил грант для обучения в Общей Духовной Семинарии в Нью-Йорке, где занимался англ. и древнеевр. языками (1960-1962). В 1962-1963 гг. принимал участие в работе Ватиканского II Собора Римско-католической Церкви в качестве наблюдателя. 17 нояб. 1963 г. был возведен Патриархом Иаковом в сан епископа с именем Севир и назначен митрополитом Мосула. По его инициативе был создан Центр религ. обучения для детей сиро-яковитской общины, отреставрированы мн. церковные здания. 1 сент. 1964 г. в Мосуле З. были обнаружены мощи ап. Фомы в одноименной церкви, что имело большое духовное и историческое значение для епархии. В 1969 г. З. был назначен митрополитом Багдада и Басры, с 1976 г. по совместительству окормлял общины сирийцев-яковитов в Центр. Европе и Скандинавских странах, а с 1978 г. - в Австралии. В то же время он стал главой Центра сир. исследований в Багдаде и членом Иракской АН, а впосл. президентом Сирийского отд-ния этой академии и почетным членом орг-ции Pro Oriente в Вене. З. имеет звание почетного доктора сир. лит-ры Ин-та восточных исследований в Швеции, а также диплом д-ра теологии, философии и религ. права.

http://pravenc.ru/text/182505.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИШОЯВ II католикос-патриарх Церкви Востока (628 - между 644 и 646). Род. в сел. Гедала пров. Бет-Арабайе (Арбайестан). Учился в Нисибинской школе, к-рую вместе с 300 учениками и частью преподавателей покинул в 601 г. из-за несогласия с последователями главы школы, экзегета Хенаны Адиабенского . Неск. лет учительствовал в г. Балад (ныне Эски-Мосул, Ирак), между 610 и 620 гг. был рукоположен во епископа Балада, хотя состоял в браке. После убийства Хосрова II и коронации его сына Кавада-Широе (628) несториане получили возможность созвать Собор для избрания католикоса. В предшествующий период вдовства кафедры (с 608/9), последовавший за временем активного вмешательства иран. властей в жизнь христ. подданных, делами несторианской Церкви ведал Бабай Великий . Ему, по свидетельству Фомы Маргского , съехавшиеся в Ктесифон епископы предложили занять престол католикоса, но Бабай отказался, и католикосом единодушно был избран И. В 630/1 г. для подтверждения мирного договора с Византией (628) по распоряжению персид. царицы Боран в Сирию было отправлено посольство в составе И., митрополитов Кириака Нисибинского, Павла Адиабенского и Гавриила из Карки-де-Бет-Селох, а также Ишоява, еп. Ниневийского (впосл. католикос-патриарх Ишояв III ), Сахдоны (Мартирия) , еп. г. Махозе-д-Ареван, и др. Для встречи с имп. Ираклием , к-рый находился в Верое (ныне Халеб, Сирия), делегатам пришлось пересечь всю Сирию, где большинство общин были монофизитскими. В ставке императора, как отмечают хронисты, И. и сопровождавшие его клирики были допрошены для выяснения их вероисповедания. Имп. Ираклий потребовал от католикоса согласовать несторианский Символ веры с визант. (халкидонитской) доктриной, после чего причастился вместе с ним. По возвращении в Иран И. обвиняли в измене несторианству, особенно резко высказывался Бар Саума, еп. Сузский (2 его обвинительных письма к И. и ответ патриарха приводятся в «Хронике Сеерта»). Но царица Боран, довольная дипломатическим успехом миссии, встала на сторону И., и конфликт был улажен.

http://pravenc.ru/text/1237975.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХАН МАМИКОНЯН [Ваан; арм. (?) ] († 505/6), марзпан (военный наместник) Армении. Сын Амаяка, брата Вардана Мамиконяна . В детстве потеряв отца, был вместе с братьями взят заложником в Персию, затем выкуплен груз. питиашхом (князем) Аршушей, мужем сестры его матери. Вернувшись в Армению, поднял восстание против персов и в течение неск. лет возглавлял борьбу христ. народов Кавказа против попыток Сасанидов искоренить христианство в Армении, Грузии и Кавказской Албании, насадить там зороастризм и полностью подчинить персид. державе. После разгрома персид. армии в войне с эфталитами (белыми гуннами) на вост. границах гос-ва Сасанидов и гибели шаханшаха Пероза его брат и преемник Балаш (среднеперсид. Warda  xš, Walaxš; 484-488) заключил мир с В. М. и получил его поддержку в борьбе со своим братом Зарером (Зарехом), оспаривавшим у него престол. Арм. отряды разбили сторонников Зарера, а сам он бежал в горы и был убит. В. М. был приближен к сасанидскому двору и вскоре назначен марзпаном Армении с резиденцией в Двине (485). Условия мирного договора с восставшими предусматривали утверждение в Армении христианства в качестве гос. вероисповедания, запрещение там зороастризма и разрушение зороастрийских храмов. Шаханшах Балаш удовлетворил требования армян в надежде установить прочный мир; его правление в целом отличалось терпимым отношением к христианам (ок. 491 он направил католикоса Церкви Востока Акакия Селевкийского послом к имп. Зинону; по его распоряжению митр. Нисибинский Бар Саума участвовал в демаркации границы с Византией). В дальнейшем Сасаниды не пытались насаждать зороастризм ни в Армении, ни в др. зависимых от них странах Кавказа, в чем немалая заслуга принадлежит В. М. При нем был восстановлен соборный храм Вагаршапата и учреждены там мон-рь и братство. Настоятелем мон-ря он назначил своего друга Лазара Парпеци , к-рый воспитывался матерью В. М. вместе с ее 4 детьми и, по всей вероятности, находился в родственных связях с семьей Мамиконянов. По повелению В. М. Лазар написал «Историю Армении». Ценные сведения о времени В. М. сохранились в адресованном ему Послании Лазара Парпеци. Лит.: Labourt J. le christianisme dans l " empire Perse sous la dynastie Sassanide. P., 1904. P. 143-155; Christensen A. L " Iran sous les Sassanides. Copenhague, 1936. P. 289-290, 523; Ачарян Р. Словарь армянских личных имен. Ереван, 1962. Т. 5. С. 11-13 (на арм. яз.); Чамчянц М. История Армении. Ереван, 1985. Т. 1. С. 527 (на арм. яз.). М.-Э. Ширинян, А. И. Колесников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149943.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Бар Саума» найдены статьи: БАР САУМА (415/420 - 492/495), митр. Нисибинский, несторианский церк. деятель БАР САУМА (XIII в.), несторианский церк. деятель - см. Раббан Саума Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Бар-Саума.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАР-САУМА Бар-Сáума [Бар-Ссаума, Мар-Барсаума; сир.      ], известный сир. мон-рь, построенный в раннеисламский период - эпоху великого строительства яковитских мон-рей к юго-востоку от Мелитины. Впервые о нем упоминает яковитский патриарх Михаил (Сириец). Первоначально Б.-С. располагался у подножия горы. В 790 г. в нем скончался и был похоронен яковитский Антиохийский патриарх Георгий (Гиваргис). Вероятно, после этого мон-рь был перенесен на вершину горы. С 1034 по 1293 г. Б.-С. являлся резиденцией патриархов сир. (яковитской) Церкви. Лит.: Hage W. Die syrisch-jakobitische Kirche in frühislamischer Zeit. Wiesbaden, 1966. S. 5, 19, 61, 107; Honigmann E. Le couvant de Barsauma et le patriarcat jacobite d " Antioche et de Syrie. Louvain, 1954. (CSCO; 146). А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: КЕННЕШРЕ [Кеннешрэ], средневек. западносир. (яковитский) мон-рь в Сев. Сирии, образовательный и переводческий центр

http://pravenc.ru/text/77590.html

Традиционным исламом называется та форма мусульманской религии, которая соответствует учению Корана и Сунны. Таким образом, традиционный ислам – это тот ислам, который проповедовал сам пророк Мухаммад. Мусульмане России, чьи предки приняли ислам еще в эпоху пророка Мухаммада, исповедуют классическую или традиционную форму ислама. Классический ислам имеет три основы: иман (вера), ислам (деяния) и ихсан (добродетель). Иман (вера) мусульманина предполагает: – веру в Бога; – веру в Его книги; – веру в Его посланников и пророков; – веру в судный день; – веру в предопределение, то есть в то, что все хорошее и плохое происходит по воле Аллаха. Ислам или деяния это: – свидетельствование о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – его посланник; – ежедневное совершение пятикратной молитвы (салата или намаза); – ежегодное соблюдение поста (саума) в месяц Рамадан; – ежегодная выплата очистительной милостыни – закята (для тех, у кого есть такая возможность); – совершение паломничества раз в жизни – хаджа (для тех, у кого есть такая возможность). Исхан или добродетель – это система моральных, этических правил поведения мусульманина по отношению к Богу, самому себе, близким и обществу. Коран для мусульман является священной книгой. Его также именуют «Благородным Кораном», «Писанием», наряду с этими существуют и другие названия. Коран состоит из 114 глав. По-арабски они именуются сурами. Каждая из них состоит из отдельных стихов. В мусульманской традиции их принято называть аятами. Каждая глава, а иногда и отдельный стих имеют свое название. Например, наиболее объемная глава Корана называется сурой «Аль-Бакара» («Корова»), а самый длинный стих в Коране называется «Аят аль-Курсий» («Тронный стих»). Слова, высказывания, действия пророка Мухаммада в исламе называются хадисами. Существуют так называемые «канонические сборники хадисов» пророка Мухаммада. Наиболее известные из этих сборников принадлежат авторству аль-Бухари и Муслима. В мусульманской традиции весь свод хадисов принято называть Сунной или Священным преданием.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Согласно его предложению, шах Пероз, а потом и шах Балаш повелели изгнать монофизитов из пределов Ирана, за исключением Тагрита, к-рый стал их основным центром. Симеон и Михаил (Сириец) сообщают о зверских убийствах монофизитских клириков, к-рые якобы совершал Б. С., однако нет надежных оснований считать эти сведения достоверными. Цель Б. С. заключалась в освобождении Католикосата от давления светской власти с одной стороны и в сопротивлении распространению монофизитства - с другой. Изгнание монофизитов из Персии было результатом интриги марзпана Кардага Нахвергана, считавшего монофизитство разновидностью «ромейской веры». Именно в контексте борьбы с монофизитской экспансией надо рассматривать попытку Б. С. подчинить влиянию Церкви Востока арм. земли, находившиеся под персид. контролем. Как сообщает арм. историк Товма Арцруни, Б. С. отправился в Арзан и в Мокк, но под давлением кн. Мершапуха Арцруни вынужден был оттуда удалиться. Деятельность Б. С. вызвала сопротивление армян и в определенном смысле способствовала росту среди них антидифизитских настроений. На Валаршапатском Соборе 491 г. Б. С. вместе с «нечестивым Собором Халкидонским» и «скверными хужиками» (т. е. хузистанцами) был предан анафеме. На Соборе 486 г. под председательством католикоса Акакия, несмотря на отсутствие самого Б. С., к-рому пришел указ шаха не покидать Нисибин, состоялась фактическая победа его линии как в области канонического права, так и в богословии. В Церкви Востока были приняты нек-рые дифизитские формулы (две природы Христа, каждая со своими свойствами без смешения или сложения (Synodicon Orientale. P. 301-303). Какие-то антимонашеские настроения отразились в др. определении Собора, запрещающем монахам проникать в города, где уже есть женатое духовенство, под предлогом того, что «эти монахи проповедуют гнушение браком». Третьим определением было запрещено безбрачие клирикам и разрешена женитьба диаконов после рукоположения. Мирянам благословлялось вступать во второй брак. Решения этого Собора были окончательно подтверждены Собором 497 г., созванным католикосом Бабаем. Было окончательно утверждено главенство Селевкии-Ктесифона и решено предать забвению взаимные хулы Б. С. и Акакия.

http://pravenc.ru/text/77588.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010