Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VII (VI) [Йоханон (де-) Саригта; сир.    ] (ум. 985, мон-рь Барид (Карира) под Марашем (ныне Кахраманмараш, Турция)), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 9 июля 965). Прозвание де-Саригта ([человек] с рогожей) получил за аскетический образ жизни. Поставлен на Патриаршество в мест. Кфар-Нево Сергием, еп. Саругским. С санкции визант. имп. Никифора II Фоки , письменно заверившего его в том, что община не испытает притеснений со стороны правосл. Антиохийского Патриархата, И. организовал возвращение сиро-яковитов в недавно отвоеванные Византией области Ханзита и Клисуры в Вост. Анатолии и начал в округе Мелитины (ныне Малатья, Турция) масштабное строительство монастырей. В 968 г. приступил к возведению церкви и обители Барид. В том же году по приглашению императора прибыл в К-поль вместе с Фомой, митр. Иерусалимским, и 3 епископами для участия в диспутах с византийским духовенством во главе с К-польским патриархом Полиевктом , к-рые продолжались в течение 2 месяцев. И. подробно изложил эти беседы в послании копт. Александрийскому патриарху Мине II от 23 авг. 969 г. (изд.: Assemani. BO. T. 2. P. 132-140). И. сообщал, что состоялось 12 бесед; согласно хронике Михаила Сирийца ,- 21 встреча. За отказ принять определение Халкидонского Собора И. и его спутники подверглись 4-месячному заточению, из к-рого были освобождены после воцарения Иоанна I Цимисхия . В 969 г. И. вернулся в мон-рь Бар-Саума, а затем в монастырь Барид, где завершил строительство. Он жил в этой обители до кончины и был там похоронен. Ист.: Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 130-131, 466-467; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 1. Col. 411-416; Chronicon ad A. C. 1234 pertinens/Trad. A. Abouna. Louvain, 1974. Vol. 2. P. 211-212. (CSCO; 354. Syr.; 154). Лит.: Dagron G. Minorités ethniques et religieuses dans l " Orient byzantin à la fin du Xe et au XIe s.//TM. 1976. Vol. 6. P. 177-216; Palmer A. Charting Undercurrents in the History of the West-Syrian People: The Resettlement of Byzantine Melitene after 934//Oriens Chr. 1986. Bd. 70. S. 37-68; Fiey J.-M. Jean (Yohanon) VI Sarigta//DHGE. T. 26. Col. 1233-1234. Т. К. Кораев Рубрики: Ключевые слова: ЕФРЕМ I Бар Саум, Мар Игнатий (1887 - 1957), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 1933) ЗАККА I Ивас, Мар Игнатий (род. 21.04. 1933), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 14 сент. 1980)

http://pravenc.ru/text/469736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XIII (XII) [Йоханон бар Мадани; сир.      ] (ум. 1263), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 4 дек. 1252). Имя в крещении - Аарон. Ок. 1230 г. был рукоположен во еп. Мардинского с именем Иоанн. В 1232 г. поставлен мафрианом Тагрита и всего Востока. В Мосуле, где располагалась кафедра мафриана, И. был недоброжелательно принят своей паствой из-за неприглядной внешности и неумения говорить проповеди. По этой причине в 1237 г. он отправился в Багдад, где получил покровительство 3 братьев, влиятельных врачей-христиан при дворе халифа аль-Мустансира (2 из них И. впосл. посвятил поэму). И. пробыл в Багдаде 7 лет и в совершенстве овладел араб. языком. В 1238 г. он написал, по-видимому, свое 1-е лит. произведение - гимн, посвященный Мар Аарону. Наконец, по просьбам паствы, оценившей дарования И., и мусульм. наместника Мосула И. вернулся на кафедру после того, как совершил паломничество в Иерусалим и посетил яковитского патриарха Игнатия III в Антиохии. После смерти патриарха Игнатия (14 июня 1252) среди яковитских иерархов произошел раскол. Дионисий, еп. Мелитинский, принудил епископов сев. областей поставить его на Патриаршество без согласия и в обход И. Поставление состоялось 14 сент. 1252 г. Прочие епископы выступили на стороне И., и он был возведен в патриархи 4 дек. того же года в Халебе. После неоднократных случаев подкупа мусульманских чиновников, влиятельных яковитов-мирян и епископата с обеих сторон конфликт временно разрешился тем, что за Дионисия перед эмиром ходатайствовал монгольский посланник, несторианин Амин ад-Дин Мубарак. И. удалился в Киликию, где был с почетом принят царем Хетумом I (1226-1270), который пожаловал ему небольшое поместье; пребывал в одном из мон-рей в окрестностях Сиса. Окончательное признание И. в качестве патриарха произошло после того, как Дионисий был убит монахами мон-ря Бар-Саума у алтаря во время всенощной (18 февр. 1261). И. является автором более 60 поэм на сир. яз., написанных в основном 12-сложным размером: о душе («Птица»), о ее горнем происхождении и падении, о совершенстве, о любви к Богу и к мудрости и др. В стихах И. нашло отражение взятие Эдессы и др. сир. городов сельджуками в 1235 г. Уже с кон. XIII в. известна приписываемая И. анафора. Серия из 18 праздничных проповедей И. и неск. отдельных произведений того же жанра сохранились только на араб. языке.

http://pravenc.ru/text/469742.html

Непопулярная пролат. политика Хетума и его стремление к уходу от власти способствовали нестабильному положению и вспышкам междоусобных войн в К. А. В мае 1292 г., после 33-дневной осады, мамлюкское войско султана аль-Ашрафа захватило Ромклу. Большинство монахов резиденции католикоса были убиты или захвачены в плен вместе со Степаносом IV. Арм. католикосы были вынуждены переехать в Сис - столицу К. А. Преемник Степаноса IV Григор VII Анаварзеци (1292-1307) был сторонником союза с католиками и политики Хетума. В это же время Сирийская яковитская Церковь потеряла свою патриаршую резиденцию в мон-ре Бар-Саума близ Мелитены, после того как он был разграблен и разрушен. В 1293 г. мамлюки двинулись на Сис, но армянам удалось заключить мир, отказавшись от неск. городов на вост. границе К. А. (в т. ч. от Мараша) и удвоив суммы ежегодной дани. Хетум пытался поддержать союз с монголами, вновь отправившись в Иран. Заключив союз с Кипрским королевством, он выдал свою сестру Забел замуж за Амальрика, брата кор. Генриха II. В 1294 г. др. сестра Хетума, Рита, стала женой Михаила IX, сына и соправителя визант. имп. Андроника II Палеолога. Отрекшийся от власти Хетум отправился в К-поль вместе с братом кор. Торосом III (1293-1295), но в их отсутствие в К. А. престол захватил их брат Смбат (1296-1298), к-рого поддержал католикос Григор VII. Хетум и Торос были захвачены в плен, Торос умер в заточении, а Хетум был частично ослеплен. Однако в 1298 г. Смбата разбил в междоусобной войне младший брат Костандин II (1298-1299), к-рый вскоре вернул власть Хетуму. Ослабленная междоусобицей К. А. вновь подверглась нападению мамлюков в 1298 г., которые разграбили Адану, Мсис и 11 др. крепостей. В 1299 г. монголы, поддержанные армянами, нанесли поражение мамлюкам близ Хомса, но через полгода отступили, и мамлюки вернули Сирию под свой контроль. В 1303 г. монголы и армяне потерпели поражение от мамлюков в сражениях при Хомсе и Шахабе (близ Дамаска). После этого попытки монголов завоевать Сирию прекратились.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Родился он в г. Мелитене на Евфрате, к северу от Эдессы, некоторое время подвизался монахом в Антиохии, затем обучался в Триполи у одного несторианского учителя. Возвратившись в Антиохию, он обучался медицине, риторике, философии и прочим наукам, став одним из образованнейших мужей своей эпохи. В 1246 г. яковитский патриарх Игнатий II (1222–1252) рукоположил его во епископа Губисы (около Мелитены) с именем Григория, а в 1264 г. он стал уже мафрианом Тагрита и яковитским митрополитом в Персии. Зная сирийский, арабский, персидский, турецкий и греческий языки, имея обширные познания в богословии, философии, физике, математике, астрономии и медицине, он был виднейшим ученым своего времени. Он составил сирийскую грамматику, прокомментировал Библию, собрал все каноны Яковитской Церкви и, наконец, написал ценнейший труд — Всемирную Историю (Хронику), которая была продолжена до 1496 года другими писателями и издана в XX в. на сирийском и латинском языках под названием “Григорий Вар-Гебреус, Церковная Хроника”. Будучи мафрианом Яковитской Церкви, он занимал умеренную позицию по отношению к несторианам и с грустью писал о разногласиях христиан, считая достойным сожаления следование за Несторием или Барадеем, в то время как Христос один. Он пользовался огромным уважением со стороны православных, несториан, яковитов и армян. Скончался он в 1286 г., похоронен в монастыре Мар Маттай 12 . В середине XIII века в Церкви наблюдаются нестроения. После смерти яковитского патриарха Игнатия III на патриарший престол был избран епископ Мелитенский Дионисий, правда, без согласия мафриана Вар-М’адене. Последний счел это антиканоническим актом и сам стал антипатриархом. Возник раскол. Бар-Гебреус, будучи на стороне Дионисия, пытался восстановить мир, однако напрасно. Спор решили фанатичные монахи монастыря Мар Вар-Саума, которые убили Дионисия в тот момент, когда он стоял перед святым престолом за всенощным бдением 18 февраля 1261 г. Однако самое сильное волнение в Яковитской Церкви имело место с 1292 по 1495 гг., когда возник невиданный раскол, давший сразу четырех патриархов.

http://pravmir.ru/DREVNIE-VOSTOCHNYIE-TS...

В те времена от юго–восточного угла Черного моря к северозападному углу Аравийского полуострова шла граница, разделявшая две многонациональные державы — Римскую империю и персидское государство Сасанидов. Ареал, который нас интересует, — это ареал пограничный. Сирия была рассечена границей надвое: западная Сирия вплоть до прихода арабов принадлежала ромеям, восточная — персам. Сирийская культура развивалась на территориях обоих государств: Ефрем Сирин (Афрем) переселился из Нисивина, завоеванного Сасанидами, в Эдессу, лишь бы оставаться внутри пределов христианской державы, но Афрахат был прозван «персидским мудрецом», а Исаак Сириянин подвизался в монастыре среди гор Хузистана. «Пограничное» положение сирийской христианской культуры между двумя мирами, так сказать, овеществлялось, становилось наглядным в посреднической роли, вновь и вновь поручавшейся Сасанидами своим крещеным подданным в периоды замирения с ромеями (так шахиншах Ездигерд I послал главу сирийской церкви в Иране Ябалаху I с дипломатической миссией к Феодосию II в 417—418 гг., так сирийский епископ Бар Саума участвовал в переговорах по выяснению византий–ско–иранской границы во второй половине V в., так, наконец, высшие сирийские иерархи составили посольство шахини Буран к ромейскому императору Ираклию в 630 г.) Сирийцы — это народ толмачей: достаточно вспомнить, что из их рук Восток получил Аристотеля, которому предстояло кружным путем, через арабов, вернуться на Запад в эпоху схоластов. Это народ купцов, посланцев и миссионеров, чье бытие определялось фактом противостояния двух цивилизаций; факт этот был источником как материального, так и духовного обогащения, — хотя, разумеется, и непрестанной угрозой. Но они не только соединяли собою, как живой мост, Византию и Иран ; судьба их связана с еще большими географическими дистанциями. Их колонии в иноземных городах, их торговые фактории раскинулись вдоль «шелкового пути» до самого Китая, где в VII в., согласно свидетельству стелы Сианьфу на китайском и сирийском языках, существовала большая христианская община во главе с епископом–сирийцем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Иногда русские, жившие в И., приглашали его для совершения треб в Калькутту, Бомбей, Бангалор, по дороге он заезжал в португ. колонию Гоа; по документам, выданным ему в Парижской правосл. митрополии, он являлся священником, назначенным в И. окормлять рус. правосл. христиан. Рождество и Пасху он проводил в рус. общинах. В Калькутте было ок. 80 русских и местные армяне предоставляли им для праздничных богослужений свою кладбищенскую церковь; в Бомбее и Дели русских было меньше. Стремясь восстановить единство Маланкарской Церкви, разделенной на 2 партии - Католикоса и яковитского Патриарха, Католикос вместе с 2 клириками посетил в 1934 г. нового яковитского Патриарха Мар Игнатия Ефрема I Бар Саума (1933-1957). Перед поездкой иером. Андроник дал Католикосу рекомендательные письма в Русскую духовную миссию в Палестине, где Католикос познакомился с окормлявшим ее архиеп. Анастасием (Грибановским) , возглавившим в авг. 1936 г. РПЦЗ. Архиеп. Анастасий отметил, что у маланкарцев есть сознательное желание соединиться с правосл. Церквами. Он предложил им прислать письменное изложение их веры. После Собора Сирийской Маланкарской Церкви, состоявшегося в дек. 1934 г., на к-ром был принят устав Церкви, частным порядком текст устава был выслан. Архиерейский синод РПЦЗ в окт. 1935 г. определил, что основное разногласие заключается в признании маланкарцами только первых 3 из 7 Вселенских Соборов. Было решено направить в И. представителя Архиерейского синода еп. Хайларского Димитрия (Вознесенского) . После консультаций с Сербской Православной Церковью, признавшей в лице Патриарха Варнавы (Росича) , что лучше др. правосл. Церквей воссоединение может осуществить РПЦЗ, и обещавшей полную поддержку в этом деле, митр. Анастасий в нояб. 1935 г. направил письмо Католикосу с просьбой прислать официальное исповедание веры с подписью архиереев. В февр.-марте 1936 г. И. посетил еп. Димитрий. В сент. 1936 г. Архиерейский синод заслушал его доклад, в котором были отмечены искреннее желание маланкарцев соединиться с РПЦЗ и готовность Сирийской Маланкарской Церкви идти на уступки в вопросе о Соборах.

http://pravenc.ru/text/389577.html

Сам по себе он не может быть и предметом серьезного обсуждения. Полусознательные члены церкви сознательны в лице ее предстоятелей. А что идти с этими последними на унию по снисхождению нет возможности, это лучше всего доказывает история самой Абиссинии. Как ни сходно с православным догматом звучат северианские воззрения, они расходятся с ним не в словах только» 56 . Далее, указав еще и на обрядовые, нравственные и общеисторические разноречия в сравниваемых традициях, В.В. Болотов утверждает, что лишь «постепенное возвышение умственного уровня страны», возможность «представителям абиссинской науки иметь доступ к святоотеческой письменности» сделает их способными «решить, где вселенская правда, на стороне Халкидонского Собора или на стороне Диоскора», позволит им «искать кафолического общения без задних целей, по свидетельству своей совести» 57 . Диаметрально противоположно оценивает В.В. Болотов состояние и, соответственно, возможность присоединения к Православию церкви «сирохалдейской». «Предки айсоров, – пишет он, – как христиане вне пределов византийской империи, не имели даже возможности в 431 г. принять участие в III Вселенском Соборе в Ефесе, и в это бурное время не оказывали несторианству никакой поддержки, ни фактической, ни нравственной. Лишь около 484 г. несторианство как догмат было навязано персидским христианам; но и это не было движение, возникшее из недр самой церкви персидской... 58 При поддержке правительства, путем даже кровавого гонения, Бар-Саума 59 сломил встреченное им достаточно упорное сопротивление и в 483 или 484 г. собор епископов в Бет-Лапате 60 принял несторианское учение. Доктрина, проведенная в жизнь подобными средствами, не могла стать особенно любезной народу: персидские христиане приняли в себя ослабленную дозу несторианства… Во всяком случае, несторианство по самому своему утонченно-диалектическому характеру не могло стать сознательным убеждением народных масс, и когда в VI и VII веках персидские мученики проливали свою кровь, они умирали не за несторианские еретические тенденции, а за Христа Апостолов и кафолической Церкви» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ball W., 2000=Ball W. Rome in the east. The transformation of an empire. London – New York: Routledge, 2000. – 544 p. Свящ. Георгий Максимов , 2001=Юрий Максимов. Вопрос о вечности адских мук в работах православных богословов XX века//Журнал “Благодатный Огонь”. – 7 [Электронный ресурс]. – URL: http://blagogon.ru/articles/119/ Brock S., 2001=Brock S. Syriac into Greek at Mar Saba//The Sabaite heritage in the Orthodox Church from the fifth century to the present/J. Patrich (ed.) (Orientalia Lovanensia Analecta, 98). – Leuven, 2001. P. 201–208. Harmless W., Fitzgerald R. R., 2001=Harmless W., Fitzgerald R. R. The sapphire light of the mind: The Skemmata of Evagrius Ponticus.//Theological studies. – 62(3), 09/2001. P. 498–529. Панченко К. А., 2001=Панченко К. А. Арабы-христиане//Православная энциклопедия. – Том III: «Анфимий – Афанасий». – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. С. 152–155. Селезнев Н. Н., 2001=Селезнев Н. Н. Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк. М.: АЦВ, 2001. Кессель Г. М., 2002=Г. Кессель. Исаак Антиохийский и его «Вторая мимра против иудеев»//Богословский сборник. – 9, 2002. С. 172–220. Колесников А. И., 2002=Колесников А. И. Бабуй//Православная энциклопедия. – Том IV: «Афанасий – Бессмертие». – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 242. Муравьев А. В., 2002=Муравьев А. В. Бар Саума//Православная энциклопедия. – Том IV: «Афанасий – Бессмертие». – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 349–350. Сидоров А. И. , 2002=Сидоров А. И. Становление культуры святости. Древнее монашество в истории и литературных памятниках//У истоков культуры святости. Памятники древнецерковной аскетической и монашеской письменности. – М.: Паломник, 2002. С. 15–130. Кессель Г. М., 2003=Кессель Г. М. [Вступление к “Афраат, персидский мудрец. Тахвиты о любви ивере”]//Богословский вестник. – 3. – 2003. С. 31–37. Maas M., 2003=Maas M. Exegesis and empire in the early Byzantine mediterranean: Junillus Africanus and the Instituta Regularia Divinae Legis, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

Разумеется, нет никаких оснований для того, чтобы идеализировать историю монархии или монашества со всеми их перипетиями, достоинствами, ошибками и просчетами. Да и египетские отцы-отшельники едва ли благосклонно выслушивали бы повествования о монахах-воителях (монах Ворсума или Бар Саума на «Разбойном соборе» 449 г., либо уже упомянутый Жан Зубодробитель), епископах, предводительствующих армиями, патриархах, борющихся с императорами (Михаил Керуларий, Константин Лихуд), или о царях-тиранах и губителях человеческих жизней (Фока-Солдат, Андроник I Комнин). «Когда святые говорят, что они – даже они – порочны и мерзки, они с научной точностью констатируют истину» . Человек слаб, и нередко самые строгие ограничения и страх вечного забвения в геенне огненной уступают страстным помыслам. Как говорили древние, «с желанием сердца бороться наиболее тяжело, поскольку каждую свою победу оно покупает ценой души». Во имя противодействия указанными и многим другим негативным явлениям некогда было поднято знамя борьбы за светское, антирелигиозное государство, в котором вера в Бога и безверие, божественные заповеди и субъективная мораль, благородство и корысть, аскетизм и сибаритство, жертвенность и потребление уравнялись с правовой и нравственной точек зрения. Христианам позволили остаться, но только неверующим ни в ад, ни в рай, ни в посты, ни в какие таинства, ни в монашество – все во имя бескорыстно культурной цели . Иными словами, уже и не христианами… Вскоре идею монарха «Божьей милостью» заменил лозунг о народоправстве, вследствие чего Церковь и монашество лишились главного своего покровителя. То же самое следует сказать и о представителях высших, аристократических сословий. В течение многих веков они постоянно пополняли ряды монашествующих, вследствие чего иноки стали просветителями крестьянской массы и инициаторами многочисленных новшеств в области ведения хозяйства и предпринимательства, поскольку имели возможность познавать по книгам наиболее передовые практики . В ходе строительства нового «справедливого» строя забылось, что сословия суть признак силы общества и необходимое условие его культурного расцвета. А для христианина куда большее, чем социальное неравенство, имеет значение другой вопрос: «Как я отвечу на Суде Христовом?». «Гражданская эмансипация и свобода христианской совести – это большая разница» .

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/15/...

В те времена от юго-восточного угла Черного моря к северо-западному углу Аравийского полуострова шла граница, разделявшая две многонациональные державы – Римскую империю и персидское государство Сария была рассечена границей надвое: западная Сирия вплоть до прихода арабов принадлежала ромеям, восточная – персам. Сирийская культура развивалась на территориях обоих государств: Ефрем Сирин (Афрем) переселился из Нисивина, завоеванного Сасанидами, в Эдессу, лишь бы оставаться внутри пределов христианской державы, по Афрахат был прозван «персидским мудрецом», а Исаак Сириянин подвизался в монастыре среди гор Хузистана. «Пограничное» положение сирийской христианской культуры между двумя мирами, так сказать, овеществлялось, становилось наглядным в посреднической роли, вновь и вновь поручавшейся Сасанидами своим крещеным подданым в периоды замирения с ромеями (так шахиншах Ездигерд I послал главу сирийской церкви в Иране Ябалаху I с дипломатической миссией к Феодосию II в 417–418 гг., так сирийский епископ Бар-Саума участвовал в переговорах по выяснению византийско-иранской границы во второй половине V в., так, наконец, высшие сирийские иерархи составили посольство шахини буран к ромейскому императору Ираклию в 630 г.) 8 Сирийцы – это народ толмачей: достаточно вспомнить, что из их рук Восток получил Аристотеля, которому предстояло кружным путем, через арабов, вернуться на Запад в эпоху схоластов. Это народ купцов, посланцев и миссионеров, чье бытие определялось фактом противостояния двух цивилизаций; этот факт был как источником материального, так и духовного обогащения, – хотя, разумеется, и непрестанной угрозой. Но они не только соединяли собою, как живой мост, Византию и Иран 9 ; судьба их связана с еще большим географическими дистанциями. Их колонии в иноземных городах, их торговые фактории раскинулись вдоль «шелкового пути» до самого Китая, где в VII в., согласно свидетельству стелы Сианьфу на китайском и сирийском языках, существовала большая христианская община во главе с епископом-сирийцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010