То же самое мы видим и в следующем тексте: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь» (Быт. 11: 7–8). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» ( Янве ) в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве. Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве: «бэрешит бара элоним эт нашамайим ве эт наарец» – дословный перевод данного стиха следующий: «Прежде сотворил ОНИ (БОГИ) с небом и с землею». Как мы видим, еврейский глагол ( бара – «сотворил») в единственном числе, а само первое имя Бога в Библии Элоним – во множественном числе. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе бара – «сотворил». Арамейское слово бар означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета о Господе Иисусе Христе. Сказано: «…и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом» (Еф. 3: 9). В то же время и о Святом Духе сказано: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 2). Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой – ОНИ суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, о множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих: «Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48: 16). Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом «и на земле, как на небе» (Мф. 6: 10), мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына, о чем мы прочитали выше. Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове «О Крещении» обращал на сие внимание: что и первый мир творится при водах и парении Духа Святого, и второй мир Нового Завета творится при водах и действием Духа Святого, Богочеловечеством Иисуса Христа и волею Бога Отца.

http://pravoslavie.ru/93462.html

Третий день по возвращении из пустыни по-видимому проведен быль Иисусом Христом в беседе с своими новыми уче­никами. На четвертый день Он хотел отправиться в обрат­ный путь в Галилею, но на пути встретился с другим молодым рыбаком, Филиппом из Вифсаиды. Филипп носил гре­ческое имя, которое быть может дано было ему по имени четвертовластника Филиппа, так как обычай называть детей по имени царствующих государей был всегда распространенным в народе. Если так, то ему было в это время около трид­цати лет. Возможно также, что его греческое имя указывало на его близкие отношения с каким-нибудь по-гречески говорящим населением, смешанно жившим с галилеянами по берегам Геннисаретского озера, и этим легко объясняется то, по­чему к нему именно, а не к кому-нибудь другому из апостолов, обращались греки, которые в последнюю неделю жизни Христа хотели видеться с Ним. По одному властному слову «следуй за мной» Филипп последовал за Христом и сделался Его постоянным учеником. На следующий день к этому священному обществу приба­вился пятый член. Желая подлиться своею радостью, Филипп отыскал своего друга Нафанаила. Нафанаил в списка апостолов вообще и почти несомненно отождествляется с Варфоломеем, потому что Варфоломей скорее есть отчество, чем имя («Бар-Толмай – сын Толмая»); и притом Нафанаил только еще в одном месте упоминается под этим именем ( Ин. 21:2 ), Варфоломей же (о котором иначе мы не знали бы ничего) в списке апостолов постоянно помещается рядом с Филиппом. Живя в Кане Галилейской, Варфоломей легко мог познакомиться с молодым рыбаком геннисаретским. Просто­душный Филипп по-видимому с особенным удовольствием сопоставлял с величаем служения Христа Его низкое происхождение. «Мы нашли Того, о котором писали Моисей в законе и пророки», сказал он своему другу; именно «Иисуса, сына Иосифова из Назарета». На первый раз Нафанаил не придал никакого значения этому свидетельству и даже пренебрежительно заметил: «из Назарета может ли быть что доброе?» – но это предубеждение тотчас же рассеялось, когда лично явился Христос, не только сразу определил его искреннее сердце, сказав: «вот израильтянин, в котором нет лукавства», но и проник в его сокровенные думы, которыми Нафанаил занят был пред тем под смоковницею. Это всеведение Иисуса вы­звало полную перемну во мнении Нафанаила, и он восторженно воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» И это исповедание Нафанаила было награждено обетованием ему, что впоследствии он увидеть еще и больше того, и все они «отныне будут видеть небо отверстым, и ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому». Им как истинным и начитанным в св. Писании израильтянам слова эти должны были напомнить о чудесном видней лествицы их праотца Иакова. Тот, который в этом видении, стоял наверху лествицы, теперь сошел на землю и соприсутствует с ними как Сын человеческий, и в этом им скоро предстояло убедиться из тех дел, которые стал совершать Он.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Указав на важность св. Евангелия и на то, как ошибочен взгляд иудеев на него, нельзя не сказать и о другой – еще более тяжкой вине израильтян по отношению к обвинению Христа. Так, иудей говорит, что Иисус Христос будто бы уклонял людей от веры в единого Бога и научал людей покланяться чуждым Богам. – Страшная хула на Господа! Кто не знает, кроме иудея, что Спаситель всю земную жизнь Свою посвящал на то, чтоб привести людей к вере в единого Бога; Он непрестанно учил обращаться к Богу и Ему единому велел молиться, и даже научал, как замечено было выше, молиться: «Отче наш, иже ecu на небесех...« Так Он и Сам молился, взывая: »Отче мой!... Если возможно, да минует меня чаша сия». ( Мф. 26:39 ). Так молились св. апостолы и все уверовавшие во Христа. И св. апостолы также всю жизнь посвящали на то, чтобы привести иудеев и язычников к Господу Богу и приводили многое множество тех и других к вере в Бога и единородного Сына Его. Язычники, услышав Евангельскую проповедь, оставили идолов и обратились к создателю неба и земли, и стали Его единого исповедовать и прославлять; так точно и нынешние христиане славят Бога. Послушали бы евреи, как те, которых они считают язычниками и идолопоклонниками, читают в церквах Священные книги Моисея и пророков, как торжественно воспевают они псалмы Давида и как, наконец, славословят имя Святейшего из Израиля – Христа Мессию. И отчего это так случилось, что бывшие язычники уразумели Бога и прославляют Его, а иудеи отвергли? От того, что язычники познали Сына Божия, исполнили то, что повелел издревле Иегова: «почтите сына (нашки бар), да не прогневается на вас Господь». 40 Они уверовали во Христа и Господь возлюбил их; иудеи отвергли Христа и Бог их отверг. Вот что читаем относительно этого у пророка: вот Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народа. Вот ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа, Бога твоего, и ради Святаго израилева, ибо Он прославил Тебя. В другом месте и у того же пророка, читаем о призвании всех язычников к Богу: и будет в последние дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы, и пойдут многие народы, и скажут: приидите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима. 41 Что ж, не потекли ли к св. горе Господней все языки и племена и теперь очень многие иудеи и языки притекают к горе Господней, – к церкви Христовой, чтобы научиться её истинам, и научаются: получают в изобилии милость от Господа, как некогда получал Израиль. Вот плоды от веры во Христа и Евангелие. Глава XIII. О чудесах Мессии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Читается в день Сретения на утрени и на литургии. Лк.2:25 . И сé, бе человек во Иерусалиме, емýже имя Симеóн: и человек сéй прáведен и благочестив, чáя утехи Изрáилевы: и Дýх бе свят в нéм. Лк.2:26 . И бе емý обещано Дýхом святым, не видети смéрти, прéжде дáже не видитъ Христá Госпóдня. (Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.) Предание говорит, что св. Симеон был одним из семидесяти переводчиков Библии с еврейского языка на греческий за 271 г. до Р. Христова при Египетском царе Птоломее Филадельфе. Ему пришлось переводить книгу пророка Исаии, и он усомнился в том, что Спаситель родится от Девы ( Ис.7:14 ), и даже хотел заменить слово дева словом замужняя женщина. Тогда явился ему Ангел и сказал, что он не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества. Св. Симеон жил очень долго, полагают, что он умер 360 лет. Не видети смерти – не умереть ( Евр.11:5 ; Пс.88:48 ). Основываясь на том, что Симеон принял Младенца Иисуса на руки свои (ст. 28), как думают, для совершения обряда посвящения Его Богу, и после благословил Марию и Иосифа (34 ст.), полагают, что он был одним из священников в Иерусалимском храме (Бар.). Христа Господня, т. е. Мессию, Которого пошлет Бог (Ср. 9:20). Чит. в объясн. 11 ст. Он был муж (человек сей) праведный и благочестивый, т. е. исполнял все должные обязанности в отношении к Богу и людям. Чая утехи (чающий утешения) Израилевы. Так назывался у иудеев Мессия, потому что явление Его и открытие Его царства должно было принести утешение Израильскому народу, во исполнение всех предсказаний пророков о Нем. Это название дано было Мессии пред пришествием Его, вероятно, в соответствие начальным словам пророчества Исаии о явлении Его: утешайте, утешайте люди моя, глаголет Господь (40:1. Мих.). Лк.2:27 . И прииде дýхом в цéрков. И егдá введóста родителя отрочá Иисýса, сотворити има по обычаю закóнному о нéм,

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Это была серьезная победа апостола Павла и его единомышленников, но, как мы увидим, еще не окончательная. В Сирию были направлены два авторитетных представителя иерусалимской общины: Иуда Бар-Саба и Сила. Эти люди считались пророками и должны были при всех засвидетельствовать в Антиохии решения собора. Иуда вскоре вернулся в Иерусалим, а вот Сила остался в Антиохии — именно ему будет суждено отправиться с Павлом во второе миссионерское путешествие. Как и в первый раз, Варнава предложил взять с собой племянника, но Павел отказался: возможно, он все еще не мог простить Марку, что тот покинул их во время первой миссии. Варнава встал на защиту Марка, а Павел очень не любил, чтобы ему перечили... С этого момента пути друзей снова надолго разошлись. Варнава и Марк отправились с проповедью на Кипр, а Павел с Силой — в Галатию и оттуда — на запад Малой Азии. Пройдет время, и Павел с Варнавой по-братски обнимутся в Антиохии. Да и Марк станет апостолу Павлу верным помощником, если во Втором Послании к Тимофею он напишет: Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения (2 Тим. 4: 11). Но пока что Павел отправился в путь вместе с Силой (апостолы редко путешествовали поодиночке, это было слишком опасно), который ко всему прочему представлял голос «материнской» Иерусалимской Церкви. Во время последнего визита в Иерусалим апостол Павел во всех подробностях изложил «знаменитейшим» апостолам, а именно Петру, Иоанну и Иакову, брату Господню, свое понимание Евангелия так, как он проповедовал его язычникам. И они все полностью его одобрили: не нашли ничего ни прибавить, ни возразить. Узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа (Петр) и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, — писал апостол Павел в Послании к Галатам (Гал. 2: 9). Он все чаще будет называть себя «апостолом язычников», сознавая в этом свою особую миссию. Первым делом они с Силой обошли существующие галатийские церкви в Дервии, Листре, Иконии и Антиохии Писидийской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

По-видимому, мессианские ожидания играли большую роль в восстании иудеев против римлян: «Главное, что поощряло их к войне,- двусмысленное пророческое изречение, находящееся также в их священном писании и гласящее, что к тому времени один человек из их родного края достигнет всемирного господства. Эти слова, думали они, указывают на человека их племени, и даже многие из мудрецов впадали в ту же ошибку» (Ibid. 6. 312-313; ср.: Suet. Vesp. 4. 5; Tac. Hist. 5. 13). В нач. Иудейской войны Манаим, сын Иуды Галилеянина, захватил на какое-то время Иерусалим и присвоил себе звание царя. Противники напали на него в храме, когда он был облачен в царские одежды ( Ios. Flav. De bell. 2. 442-448). Черты Мессии-царя видны в образе военачальника повстанцев во время Иудейской Войны Симона Бар Гиоры. Пообещав «рабам свободу и награду освобожденным», он вел успешные боевые действия против римлян, сумев на время занять Иерусалим. По сообщению Флавия (Ibid. 7. 26-32), когда войска Тита захватили город и разрушили храм, Симон Бар Гиора, бывший в укрытии, один вышел к ним навстречу в том месте, где стоял храм, облаченный в белую тунику и пурпурную хламиду, и приказал удивленным солдатам отвести его к рим. военачальнику. В этом символическом облачении в царские одежды перед гибелью можно увидеть параллели с евангельским рассказом (Мк 15. 16-20 и параллельные места). Крупнейшим мессианским движением в Иудее стало вспыхнувшее в 132-135 гг. восстание Бар-Кохбы (настоящее имя, как видно из найденных археологами писем времен восстания,- Бар Косиба). Согласно Иерусалимскому Талмуду (Таанит. 4. 68d), Акива называл вождя восставших Бар-Кохба (арам.     - сын звезды), считая его царем-М., а его приход исполнением пророчества Валаама (Числ 24. 17). Это мнение оспаривает Иоханан бен Торта: «Акива, раньше трава прорастет из щек твоих, чем придет сын Давидов» (Иерусалимский Талмуд. 4. 68d). Обычно в Талмуде Бар-Кохбу называют Бар Козива или Бар Козба (игра слов с арам.   - лгать). В Вавилонском Талмуде его смерть объясняется незаконным посягательством на мессианство: «Бар-Козива царствовал два с половиной года. Сказал мудрецам: «Я Мессия». Сказали они ему: «О Мессии сказано, что он духом своим вершит суд (Ис 11. 2-4). Посмотрим, действительно ли он может духом своим вершить суд». Поскольку увидели, что это не так,- убили его» (Санхедрин. 93b). Засвидетельствованная здесь традиция, очевидно, очень поздняя - уже не упоминается ни восстание, ни тот факт, что Бар-Кохба был убит римлянами,- речь идет лишь о его лжемессианстве. Предания о мессианских притязаниях Бар-Кохбы сохранились лишь в позднейших пересказах. В обнаруженных археологами монетах времени его правления и в его письмах он не назван ни царем, ни М.; встречающийся в письмах титул «правитель» (  ) не обязательно имел мессианские коннотации. М. в таргумах

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Тут явный анахронизм, анахронизм настолько бросающийся в глаза, что о простой ошибке здесь не может быть и речи. Серапион Антиохийский известен нам из Церковной Истории [Hist, eccl., 6:12] Евсевия, как православный писатель и строгий поборник четырёх канонических Евангелий, каким был и его современник св. Ириней. Серапион избран был Антиохийским епископом в 190-м году и управлял епархией около 21– го года. Если всё-таки Серапион рукоположил Палута, то ни Палут не мог быть обращён в Христианство одним из 72-х учеников, ни царь Абгар, в царствование которого он жил, не мог быть современником нашего Господа. Итак, в Учении Аддая мы сталкиваемся с двумя теориями появления Христианства в Эдессе. По одной теории, положенной в основу произведения, Христианство появилось в Эдессе в первом столетии нашей эры; по другой, высказанной в заключении повествования, третий представитель христианской общины в Эдессе не был рукоположен в епископы до 200 года по Р.Х., и само Христианство не могло достичь этой области значительно раньше половины Второго столетия. Повествование Учения Аддая фактически продолжено в двух документах, называемых Деяния Шарбела и Мученичество Бар-Самьи 569 . Бар-Самья упоминается в Учении Аддая 570 , и мы знаем, что он сделался епископом Эдессы после Абшеламы, преемника Палута 571 . Бар-Самья, христианский епископ, обратил Шарбела, главного жреца Бела и Нево. Шарбел и Бар-Самья были схвачены, и первый, после жестоких мучений, умерщвлён. Бар-Самья приготовился претерпеть такую же участь, когда пришёл эдикт о веротерпимости от Императора (sic), и Бар-Самью отпустили с миром. В Мученичестве Бар-Самьи мы снова находим рассказ о том, что Палут был посвящён Серапионом и, согласно с этим, узнаём что Бар-Самья жил в дни папы Фабиана I, замученного в 250 году по Р.Х. в гонение Декия 572 . Но в другом месте в этих же документах Император называется Траяном, а судья-гонитель, бывший, вероятно, верховным правителем Эдессы – Лизанием или Люзианом, хотя упоминается также и языческий царь Абгар 573 . Мнение, что это было при Траяне, Императоре-гонителе, в позднейшее время возобладало. Летописец Михаил Сириец, яковитский патриарх в Антиохии в 12-м веке, относит мученичество Шарбела и Бар-Самьи к его, именно, царствованию 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Между тем, накануне переговоров (в начале апреля) уровень добычи нефти Саудовской Аравии взлетел на 2,5 млн. бар. по сравнению с предшествовавшим среднемесячным уровнем добычи 9,8 млн. бар. А у России среднемесячный уровень был 11,3 млн. бар., накануне переговоров он оставался примерно таким же. Если отсчитывать не от абстрактной базы, а от среднемесячного уровня добычи, то оказывается, что России надо сократить добычу на 2,8 млн. бар. (11,3 — 8,5=2,8). А Саудовской Аравии — на 1,3 млн. бар. (9,8 — 8,5=1,3). Замечу, что такой квоты на сокращение добычи у России и близко никогда не было. Суммарные квоты сокращения всех стран ОПЕК+ с января 2017 года (когда вступило в силу первое соглашение ОПЕК+) составляли меньшие объемы, чем нынешняя фактическая, а не «нарисованная» квота одной лишь России. И уровня добычи в 8,5 млн. баррелей в сутки, требуемого соглашением ОПЕК+, у России уже не было с начала нулевых годов. Вот так это соглашение ОПЕК+ «опускает» российскую нефтедобычу! Сокращение добычи Россией на 2,8 млн. бар. эквивалентно половине экспорта «черного золота» Россией. Дмитрий Песков сказал, что проигравших после заключения сделки ОПЕК+ нет. Есть! Это Россия. Она главный проигравший. Сокращение экспорта наполовину означает, что наши ниши на мировом рынке нефти займут США. Вот почему Трамп так ликовал по поводу заключения сделки и поздравил с ней Путина. Это было поражение России! Россия очень рассчитывала, что сокращения добычи нефти не ограничатся 23 странами ОПЕК+. Что и другие нефтедобывающие страны проявят солидарность и добровольно приступят к сокращениям. Российские СМИ цитировали заявление российского министра энергетики Александра Новака, что, мол, помимо 23 стран ОПЕК+ еще 9 стран согласились на сокращения добычи нефти. Наиболее крупные по добыче нефти страны: США, Канада, Бразилия, Норвегия. Страны ОПЕК+ прекрасно понимали, что взятого ими обязательства по сокращению добычи в объеме почти в 10 млн. бар. недостаточно для того, чтобы по-настоящему оживить рынок. Ведь уже к началу апреля вследствие вирусно-экономического кризиса спрос на нефть в мире упал примерно на 20 млн. бар. Москва и Эр-Рияд очень рассчитывали, что США, Канада и другие страны, не примкнувшие к ОПЕК+, возьмут на себя добровольные обязательства сократить добычу на 5 млн. бар.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/16/neftya...

Тахны лап ортасында ва айланасында дёрт жанлы зат токътагъан эди. Оланы ал ва арт якъларында кёп гёзлери бар эди. 7 Биринчи жанлы зат арсланкъаплангъа, экинчи жанлы зат танагъа, уьчюнчю жанлы затны юзю инсанны юзюне, дёртюнчю жанлы зат къаракъушгъа ошай эди. 8 Дёрт де жанлы затны гьарисини алтышар къанаты ва кёп гёзлери бар эди. Оланы гёзлери бары да якъларында, гьатта къанатларыны тюбюнде де бар эди. Олар гечеси-гюню булан гьеч бир токътавсуз булай сёйлеп тура эдилер: – Бар болгъан, гьали де Бар ва энниден сонг да Болажакъ, бары да затны Еси болгъан Раббибиз Аллагь сыйлы, сыйлы, сыйлыдыр! 9 Бу жанлы затлар тахда Олтургъангъа ва гьар даим Яшайгъангъа макътав, гьюрмет ва шюкюрлюк этип къачан сёйлесе де, 10 йигирма дёрт де тамаза гьар гезик, тахда Олтургъанны алдында баш уруп, гьар даим Яшайгъангъа сужда эте. Олар, оьзлени тажларын Ону алдына салып, булай дейлер: 11 – Я Раббибиз ва Аллагьыбыз! Макътавлукъгъа, гьюрметге ва къудратгъа лайыкълы Сенсен. Неге тюгюл де, бары да затны Сен яратдынг. Сен сюйген кюйде бары да зат бар болду ва бары да зат яратылды.     5   Мюгьюрлю китап ва Къозу 1 Сонг мен тахда Олтургъанны онг къолунда эки де ягъына язылып ва етти мюгьюр басылып бегетилген бир китапны гёрдюм. 2 – Китапны ачмагъа ва ону мюгьюрлерин тайдырмагъа ким лайыкълыдыр? – деп къычырыкъ тавуш булан сорагъан гючлю бир малайикни гёрдюм. 3 Амма не кёкде, не ерде, неде ерни тюбюнде китапны ачып, ичине къарап болгъан бирев де ёкъ эди. 4 Мен кёп йыладым, неге тюгюл китапны ачып, ону ичинде не бар экенине къарамагъа лайыкълы болагъан бирев де табулмады. 5 Шо заман тамазалардан бири магъа: – Йылама! Къара чы, муна уьстюн гелген, Ягьуданы къавумундан болгъан Арсланкъаплан, О Давутну наслусудур. Етти мюгьюрлю бу китапны О ачып болажакъ, – деп айтды. 6 Мен айланасын дёрт жанлы зат къуршагъан тахны ва тамазаланы арасында къурбан этилген йимик Къозуну гёрдюм. Къозуну етти мююзю ва етти гёзю бар эди. Олар бютюн дюньяны гьар ерине йиберилеген Аллагьны етти ругьу эди. 7 О гелип, тахда Олтургъанны онг къолундан китапны алды. 8 О китапны алгъанда, дёрт де жанлы зат ва йигирма дёрт тамаза Къозуну алдында баш урдулар. Оланы гьарисини къолунда бирер къомузу ва ичи арив ийисли отдан толгъан бирер алтын савуту бар эди. Шо арив ийисли отлар Аллагьны халкъыны дуалары эди. 9 Олар янгы бир йыр булан булай айтдылар:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

23 себе за спину; и пусть Всесущий благословит вас, и восстановит Иерусалим в ваши дни, 24 и спасет вас и также нас с вами 708 . А(минь?) А(минь?) А(минь?) BQZ [.] 709 25 Авраам Парнас 710 [...]эль бар MNS 711 Реувен бар Самсон 712 26 GWSTT’ бар KYBR. Коген 713 27 Иуда, по прозвищу SWRTH 714 Ханукка бар Моисей 715 28 QWFYN бар Иосиф 716 MNR бар Самуил Коген 717 29 Иуда бар Исаак Левит 718 Синай бар Самуил 719 30 Исаак Парнас 720 (руническим письмом) HWQWRWM «Я прочел (это)» 721 (Голб, Прицак 2003. С. 30–31) II.3. Кембриджский документ Иные наименования – Кембриджский аноним, текст Шехтера. Письмо, составленное на еврейском языке в правление хазарского царя Иосифа (960-е гг.), обнаружено в материалах каирской генизы (собрания древних еврейских актов, перевезенных в Кембридж) и опубликовано в 1912 г. английским гебраистом С. Шехтером. В письме не сохранилось начала (автор неизвестен), текст повествует о бегстве евреев (с территории Армении?) в страну хазар, где они жили с язычниками, практически забыв о своей вере, пока некая благочестивая жена не убедила удачливого еврейского полководца вернуться к иудаизму. Обеспокоенные распространением иудаизма у хазар, правители Византии и Халифата отправили послов, чтобы предупредить хазар о религии народа, пребывающего в рабстве. В результате прений о вере еврейские мудрецы продемонстрировали лучшее понимание священных текстов: один из мудрецов был провозглашен «судьей» – «каганом», полководец же стал царем под именем Сабриэль. Это свидетельство о «двоевластии» у хазар, при котором и каган, и «бек» по происхождению – иудеи, равно как и рационалистическое объяснение распространения иудаизма в Хазарии, отличает документ от письма царя Иосифа (см.: II.4.2). Манускрипт содержит также текст, повествующий о политических конфликтах в Хазарии X в., в том числе о подстрекательстве Византии, натравившей традиционных союзников Хазарии алан в 930-е гг. на своего былого сюзерена. Однако царь хазар Аарон в ответ нанял турок (узов?), аланы подчинились хазарам, их правитель отдал дочь в жены Иосифу, сыну Аарона (адресату еврейско-хазарской переписки).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010