Напомню, что блаженны не те плачущие, которые плачут прежде о своих грехах, но наоборот, те которые сначала плачут о чужих грехах и лишь потом о собственных. Мы беседовали об этом, разбирая значение евангельских Заповедей Блаженств. Т. е. не ищи источник соблазна вне себя, обрати внимание прежде всего на свое собственное сердце, и тогда, может быть, ты поймешь, чем и как ты соблазняешь и огорчаешь других людей. И далее мы читаем: Мф.18:8–9 . «Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную». Не говорит «руки», не говорит «ноги», но говорит: « Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя »; таким образом, подсказывает нам, что речь идет не о руке или ноге; но о внутреннем устремлении к соблазну. Ибо если одна рука соблазняет, то и другая может соблазнить… Блаж. Феофилакт так истолковал этот текст: « Под рукою, ногою и глазом разумей друзей, которых мы имеем в числе членов. Итак, если бы и таковые, то есть близкие друзья, оказались вредными для нас, то должно презирать их, как гнилые члены, и отсекать, чтобы они не повредили и других. Так что из этого ясно, что если и есть нужда, чтобы пришли соблазны, то есть вредные люди, то нет необходимости, чтобы мы портились. Ибо если будем поступать так, как сказал Господь, и будем отсекать от себя тех, кто причиняет нам вред, хотя бы они и друзьями были, то не потерпим вреда ». Выслушав это истолкование, не обвиняй во всем других людей. Но напротив, скажи себе: Все равно, я всему вина! Вместо того чтобы влиять добрым христианским житием на окружающих, которых я называл своими «друзьями», я, называя себя христианином, последовал за их злочестием. Не я их в Храм привел, а они меня в бар и в бордель затащили; ни я их Слову Божию обучал, а они меня своей ругани; не я их вытаскивал из грязи греха, а сам с ними валялся в грехе безнравственности и порока.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь — о приходе к Иисусу см. 1:47; 3:2; 4:30,40,47. Не принимаю славы от человеков — ср. ст. 34; Иисус обличает слушателей за неверие не потому что нуждается в том, чтобы они прославляли Его. Вы не имеете в себе любви к Богу — генитивная конструкция тоа qeoa может быть понята как в объектном значении (‘вы не любите Бога’), так и в субъектном (‘Бог не возлюбил, то есть не избрал, вас’). Вопреки мнению Брауна 18 , первое вероятнее — в пользу него говорит выражение в себе, подчеркивающее человеческий выбор. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня — слова эти подводят итог всему отрывку, начиная с 5:19. Ср. 1:11 пришел к своим, и свои Его не приняли. А если иной придет во имя свое, его примете — предположение некоторых авторов, что иной есть политический намёк на вождя антиримского восстания Бар-Кохбу, провозгласившего себя мессией ок. 132 г., мало вероятно ввиду того, что Евангелие должно было быть написано раньше. Под иным можно понимать антихриста или, скорее, любого деятеля, который опирается на собственное достоинство и силу и ищет славы от людей. Он принадлежит к тому же миру, что и неверующие (ст. 44), и поэтому они охотно примут его. Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете — под славой здесь имеется в виду одобрение, хвала. Падшему человеку свойственно искать одобрения окружающих; он не понимает, как можно следовать не мнению людей, а Божьей воле. Выбор лежит между одобрением множества людей или одного Бога. Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем — не в обвинении людей заключается служение Сына, Которому Отец отдал суд (ст. 22). Есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете — суть обвинения не в нарушении заповедей, а в непонимании их; в Откр 12:10 то же слово kamhgoron ‘обвиняющий’ означает сатану. На которого вы уповаете — через Моисея Израиль получил спасительное познание Бога и закон, в исполнении которого была жизнь (ст. 39). Однако поскольку Моисей воспринимался как создатель замкнутой и самодостаточной религиозной системы, его роль как предшественника и свидетеля Христа отошла на задний план, и в итоге люди, ревностно соблюдающие закон, отвергли Иисуса.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

Ньютон был уверен в достижении своих целей: проникновение в подлинный смысл посланий пророка Даниила и Иоанна Богослова, ибо если истинное содержание этих посланий «никогда не будет понято, то с какою же целью Бог сообщил нам эти тексты». 161 Проведя анализ библейских пророчеств, декодировав металлообразную и зооморфную символику Книги Даниила с помощью своей оригинальной методики, Ньютон обнаружил, что они говорят практически о всех наиболее важных для истории человечества событиях, начиная с предсказанной в Книге Даниила войны, развязанной в 132 г. н. э. римским императором в Иудее для подавления восстания Симона Бар-Кохбы, освободившего Иерусалим от римлян, и кончая событиями Нового времени. Обнаружил Ньютон в Книге Даниила и пророчества относительно Второго пришествия Спасителя, с которым, по Даниилу, будет связано очищение церкви от ее языческой скверны. Второе пришествие Христа, по Ньютону, предопределено как составная часть Божественного плана и по этой причине просто не может не случиться. Ньютон утверждает, что именно о том отрезке времени в человеческой истории, которая укладывается в интервал между Первым и Вторым пришествием, и повествует Книга Даниила: «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святой святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». ( Дан. 9, 23–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

Однажды, после уединенной молитвы, Иисус обратился к Двенадцати с вопросом:  — За Кого Меня почитают люди?  — Одни за Иоанна Крестителя, — сказали они, — другие за Илию, а иные за Иеремию или одного из пророков.  — А вы за кого Меня почитаете? Раньше Учитель никогда не требовал от апостолов столь прямого исповедания. Но слова Его уже не застали их врасплох. От лица всех ответил Симон:  — Ты — Мессия, Сын Бога Живого!  — Блажен ты, Симон бар-Иона, — торжественно проговорил Иисус, — потому что не плоть и кровь открыли тебе это, а Отец Мой, Который на небесах. И Я говорю тебе: Ты — Скала , и на этой скале Я построю Мою Церковь, и врата адовы не одолеют ее. Я дам тебе ключи Царства Небесного; и что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, будет разрешено на небесах 2 . Эти слова о Церкви явились как бы ответом на поворот, происшедший в их сознании. Хотя и прежде некоторые апостолы называли своего Наставника Мессией, но тогда они были еще в плену ложных представлений. Иное дело теперь. Даже убедившись, что Иисус пренебрег земной властью и скитается, как изгнанник, на чужбине, они все же нашли в себе веру и мужество, чтобы признать Его Христом. И пусть Симон был пока не в состоянии полностью объять смысл слов, сказанных им самим, его исповедание станет отныне символом веры всей новозаветной Церкви. Вопрос Иисуса: «За кого Меня почитают люди?» — звучит и сегодня; и сегодня, как две тысячи лет назад, многие готовы видеть в Нем только пророка или учителя нравственности. Они не могут объяснить, почему именно Иисуса Назарянина, а не Исайю и даже не Моисея миллионы людей признали «единосущным Отцу». В чем же заключалась неповторимая притягательность Христа? Только ли в Его моральной доктрине? Ведь возвышенную этику предлагали и Будда, и Иеремия, и Сократ, и Сенека. Как же в таком случае могло христианство победить своих соперников? И, наконец, самое главное: Евангелие отнюдь не похоже на простую нравоучительную проповедь Здесь мы вступаем в область наиболее таинственного и решающего во всем Новом Завете, здесь внезапно разверзается пропасть между Сыном Человеческим и всеми философами, моралистами, основателями религий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Он же, отвечая, рек им: «Как настанет вечер, вы говорите: «Будет ясно, ведь небо красно». Или поутру: «Сегодня буря, ведь небо хмуро и рдеет». Итак, лицо неба различать вы умеете, знамения же времен знать не можете? Род злой и прелюбодейный ищет знамения, и знамения не будет ему дано, кроме знамения Ионы пророка». И, оставив их, ушел. Ученики Его, переправившись на другой берег, забыли взять с собой хлеба. Он же сказал им: «Помните, избегайте закваски фарисеев и саддукеев». И они думали, говоря между собой: «Это потому, что хлеба мы не взяли». Иисус же, узнав, сказал: «Что думаете между собой, скудные верой, что нет у вас хлеба? Или вы еще не понимаете и не помните пяти хлебов для пяти тысяч человек и сколько мешков вы собрали? Или семи хлебов на четыре тысячи человек и сколько вы собрали корзин? Как же вы не понимаете, что не о хлебе сказал Я вам: избегайте закваски фарисеев и саддукеев». Тогда поняли они, что Он сказал избегать не хлебной закваски, но учения фарисеев и саддукеев. И пришел Иисус в земли Цезареи Филипповой, и расспрашивал учеников Своих, говоря: «Как люди говорят, кто есть Сын человеческий?» И они сказали: «Иные говорят, что Иоанн Креститель, иные же – Илия, а иные – Иеремия или один из пророков». Сказал им Иисус: «Вы же что скажете? Кто Я?» Симон Петр, отвечая, сказал: «Ты Христос, Сын Бога живого». Иисус же, отвечая, сказал Ему: «Блажен ты, Симон Бар-Иона, ибо плоть и кровь не открыли тебе этого, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе, что ты – Камень и на сем камне Я построю Церковь Мою, и врата ада не возобладают над ней. И дам тебе ключи царства небесного. И все, что ты свяжешь на земле, будет связано на небесах. И все, что ты разрешишь на земле, будет разрешено на небе». Тогда заповедал Он ученикам Своим, чтобы никому не говорили, что Он есть Иисус Христос . С того времени начал Иисус открывать ученикам Своим, что должно Ему идти в Иерусалим и многое претерпеть от старцев и книжников, и первосвященников, и быть убитым и в третий день воскреснуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Он, как новый Моисей, выводит народ Божий из плена бесовского, спасает от «фараона мысленного» – диавола. О самом исцелении глухонемого и бесноватого сказано: Мф.9:33 . «И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле». Здесь обращает на себя внимание то обстоятельство, что от глухонемого бесноватого Господь не требует веры. На это обстоятельство обращает внимание и блаженный Феофилакт, который пишет: «…Христос не требует у него веры, но тотчас врачует его, изгнав отнявшего у него язык демона» . То есть Христос исцеляет не только его тело, но и его душу, освобождая его от власти диавола и тем самым сообщая ему здоровье телесное. Итак, получается, что многие недуги тела связаны с недугами нашей души. Решая вопрос с нашим духовным здоровьем, мы решаем вопрос и с нашим здоровьем физическим. Если бы все люди это знали, то многие болезни, в том числе и самые жестокие, покинули бы этот мир раз и навсегда. Впрочем, существуют болезни и недуги, которые нам посылает Сам Бог, для нашего блага, но об этом мы уже говорили выше. Итак, мы видим радость народа по случаю исцеления глухонемого: «И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле» ( Мф.9:33 ). Действительно, за всю историю еврейского народа ни один из пророков или тех, в ком предполагали видеть Мессию, не сотворил такого количества чудес, какое сотворил Истинный Мессия Израиля, Господь Иисус Христос. И, несмотря на это, иудеи продолжают отвергать Иисуса из Назарета как Истинного Мессию. За всю историю существования еврейского народа, после вознесения Сына Божия на Небо, кого только не называли иудеи Мессией! Это были и разные самозванцы, и шарлатаны, и обманщики, которые своими делами даже приблизиться не могли к тому, что сотворил Истинный Мессия Господь Иисус Христос! Но, что поразительно, всех этих самозванцев, типа Бар-Кохбы или Луцаты, иудеи продолжают почитать и чествовать, однако Того, Который действительно был из дома Давида, Который творил реальные чудеса (об этом записано и в Талмуде), в Котором исполнились все пророчества о Первом Пришествии Мессии, они с дикою последовательностью продолжают отвергать! Сказано об этом их духовном нечувствии: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Очевидно, что религиозная жизнь, в которой определяющим началом является обрядоверие, становится формальной. «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29: 13). Отпадение от живого источника Истины неизбежно ведет к омертвению и бесплодию. В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур – Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь, прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен вдаль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка – символ духовной слепоты. 2. Следующим этапом отступления иудаизма от библейского монотеизма было зарождение и распространение среди евреев каббалы (евр. qabbalah – принятие, предание) – мистического учения и мистической практики. Это эзотерическое теософское учение по духу и букве совершенно чуждо Священному Писанию. Изложению каббалы посвящены две книги: Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск). Первая написана, вероятно, в VI–VII веках по Р.Х. Утверждение самих каббалистов о существовании Сефер Иецира уже во время патриарха Авраама абсолютно мифично и не имеет никаких свидетельств. Напротив, присутствие в этих книгах философских идей поздней античности (гностицизма, неоплатонизма и др.) полностью опровергает это мнение. Автором Зогар считается испанский каббалист Моше (Моисей) да Леон. Время написания – около 1300 года. Желание современных каббалистов ( Лайтман М. Книга Зогар. М., 2003. С. 185) сделать автором Зогар ученика раби Акибы Шимона бар Йохая, жившего во II веке по Р.Х., противоречит мнению специалистов: «Арамейский язык во всех этих восемнадцати разделах один и тот же, и во всех них он обнаруживает одни и те же индивидуальные особенности.

http://pravoslavie.ru/68586.html

После этого многие люди от него отошли, другие же в своем фанатизме считали, что Саббатай по воле Божией притворно отрекся от иудейской веры и что в этом состоит как бы уничижение Мессии. Так евреи проявляли фанатизм в самых разнообразных формах по отношению к тому, кого они именовали Христом: то они были готовы видеть Христа в воине Бар-Кохбе, едва ли не разбойнике, совершенно неблагоразумном человеке, ради своих честолюбивых желаний решавшемся на страшные жертвы, то даже в прельщенном шарлатане, отрекшемся от той веры, которую евреи считали истинной. Поэтому исповедание Иисуса — Христом, которое произнес апостол Петр, обозначало признание того, что этого Человека, этого Посланника Божия нужно слушаться совершенно беспрекословно и следовать Ему во всем с готовностью ради Него и умереть. Такая вера в Христа-Мессию сохранилась у религиозных иудеев даже и при нынешнем их отступничестве, хотя, конечно, она неправильна, как говорит апостол Павел: «Свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» ( Рим.10:2 ). Но обратим свой взор на то время, когда в израильском народе еще действовала благодать Божия, еще обитал Дух Святой, когда это общество было Церковью, — тогда, конечно же, исповедание Иисуса Христом обозначало беспрекословное Ему послушание, и эта истина действительно была открыта апостолу Петру свыше. «Ты — Христос, Сын Бога Живаго», — сказал апостол Петр, так как понимал, что Христос должен обладать всей полнотой Божественной славы и что Он не может быть просто человеком. Осознавал ли он в то время до конца смысл сказанного им или нет? Нужно думать, что осознавал, потому что Господь Иисус Христос сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионии, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Итак, эта великая истина была открыта апостолу Петру Богом Отцом действием благодати Божией, Божественной силой, подействовавшей в душе и уме апостола, и потому истина эта не могла оставаться неполной. Апостол Петр на самом деле в тот момент вполне осознавал, что Господь Иисус есть Посланник и Помазанник Божий, истинный Сын Бога Живого — не в переносном смысле, то есть не какой-то великий пророк, усвоивший себе особенную благодать, но в полном смысле слова Сын Бога Живого, единосущный Небесному Богу Отцу.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Поэтому нет никаких препятствий для того, чтобы представить себе как реальную в контексте еврейской традиции возможность – позитивное или негативно-ироническое употребление формулы «Сын Божий» и его эквивалентов («Сын Бога Вышнего» Мк 5:7 , «Сын Благословенного» 14:61). Ср. также комментарий к Мк 1:1 и к только что названным местам текста. Сын Человеческий. Постоянное самообозначение Христа, характерное для Его речи и примечательным образом не воспринятое богословской лексикой раннего христианства. Его семантика многозначна. С одной стороны, арамейский оборот [бар энаш] мог означать просто «человек» (в соответствии с расширенной функцией лексемы «сын» в семитской семантике, ср. комм, к Мк 2:19 ), и в этом значении оказываться синонимичным местоимениям 3-го лица «он, некто», или, как в этом контексте, местоимению 1-го лица «я». С другой стороны, этот же оборот означал и «Человек», так сказать, с большой буквы; постольку он был пригоден для контекстов мистических и эсхатологических. Весьма важным было место Дан 7:13–14 : «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». В таком употреблении словосочетание «Сын Человеческий» становилось мессианским именованием, и притом особо эмфатичным, предполагающим для Именуемого сверхземное, мистическое, едва ли не божественное достоинство. Именно в качестве такового оно многократно употребляется в апокрифической Книге Еноха, сохранившейся как целое в эфиопской версии (ее фрагменты на арамейском языке были найдены в Кумране); хотя она не вошла в канон, она пользовалась в святоотеческие времена определенным уважением, и бл. Августин допускал, что она «в значительной мере» является боговдохновенной (De Civ. Dei XV, 23; XVIII, 38). Там мы читаем, в частности: «И там я увидел Ветхого днями, и глава Его была бела как лен; и с Ним был еще Некто, чей лик имел человеческое обличие, и лик Его был исполнен благодати [...].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Предание рассказывает, что Филипп проповедовал Евангелие в Галилее, а затем в Скифии и Фригии. В 80-х годах он был распят вниз головой в Иераполе Фригийском (нынешняя Турция), рядом со знаменитыми источниками, названными сегодня Памук-Кале. Варфоломей-Нафанаил Евангелист Иоанн рассказывает еще об одном эпизоде, связанном с апостолом Филиппом: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: “Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета”. Но Нафанаил сказал ему: “Из Назарета может ли быть что доброе?” Филипп говорит ему: “Пойди и посмотри”. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: “Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства”. Нафанаил говорит Ему: “Почему Ты знаешь меня?” Иисус сказал ему в ответ: “Прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя”. Нафанаил отвечал Ему: “Раввим! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев”». Всё это очень похоже на призвание других апостолов: так Андрей привел к Иисусу своего брата Симона. И судя по мгновенной реакции Нафанаила, он поверил в Иисуса и последовал за ним. Этот самый Нафанаил, как сообщает Иоанн, происходил из города Каны, где Иисус некогда превратил воду в вино, он был с апостолами Петром, Фомой, и Зеведеевыми сыновьями, когда Иисус явился им на Галилейском озере уже после Воскресения. Но среди апостолов не было человека по имени Нафанаил! Или всё-таки был? Судя по всему, да. Рядом с именем Филиппа в списке апостолов стоит Варфоломей, а ведь это не совсем имя – это отчество. Бар-Толмай на арамейском означает «сын Толмая». Собственное имя у него вполне могло быть Нафанаил (на древнееврейском оно означало «Бог дал»), иначе трудно объяснить появление этого человека в Евангелии от Иоанна и только в нем. А что означает этот странный разговор Иисуса с Нафанаилом-Варфоломеем, при чем тут смоковница? Это дерево было символом мессианского века, когда, по ветхозаветным пророчествам, каждый будет «сидеть под своей смоковницей». Конечно, Нафанаил мог просто отдыхать в тени дерева в жаркий полдень, но похоже, что Иисус сказал здесь образно о чем-то очень важном для Своего собеседника. Он ожидал пришествия Мессии, наступления Царства, и когда услышал, что Мессия-таки объявился в городке под названием Назарет, тут неподалеку – рассердился на такую ерунду. В этом захолустье, среди римлян и язычников – и вдруг Мессия? Но Иисус произнес слова, прозвучавшие для Нафанаила паролем – и он отбросил все сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010