Предсказание Господа о кончине мира глубоко запало в сердца апостолов. Впечатление его усилилось для них еще более, когда они услышали на той же горе Елеонской от ангелов, явившихся им во время вознесения Господня, что вознесшийся теперь Господь опять придет на землю. С падением Иерусалима в мысли их соединялись – второе пришествие Христово, воскресение мертвых, окончательный суд и конец мира. Поэтому в учении их мы встречаем, между прочим, и учение о близком конце мира. Св. апостол Петр пишет, что Господь не замедлит исполнить Свое обещание скорого пришествия: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долго терпит нас, не желая чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Nemp. III, 9, 10 ). св. апостол Павел пишет: «Еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» ( Евр. Х, 37 ), св. евангелист Иоанн в Апокалипсисе пишет: «Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делом его» ( Anok. XXII, 12 ). Он же в другом месте пишет: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» – (I, 3). Далее, развивая мысль о близости кончины мира, а следовательно и о воскресении мертвых, и о втором пришествии Христовом на землю для суда апостол любви пишет: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время (1Ин. И, 18). Во дни святых апостолов ожидание Мессии, или Христа, а следовательно и конца мира, было сильно возбуждено, и действительно около этого времени появлялось много лже мессий – обольстителей. По свидетельству Иосифа Флавия, страна наполнена была обольстителями и чародеями, которые водили народ в пустыню, чтобы там показывать чудеса, производимые будто бы силою Божьею. Из таких лже мессий в особенности известны: Домфей самарянин, называвший себя Христом, Симон, – волхв, самарянин же называвший себя сыном Божиим, Февда ( Дeяh. V, 36 ) и Бар–Кохба («сын звезды»).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Прервалось молчание, мир услышал Бога. «Раби Иегошуа бен Леви: От каждого слова, исходившего из уст Господних, мир наполнялся благоуханием. Слово следовало за словом, и волны благоухания сменяли одна другую» с. 66, Агада, трактат Шаббот, 8]. Произошло необычайное. Не пророк, не великий посланник, а весь народ сам услышал Бога. Господь сказал Моисею: Вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. Это событие так описывает Иосиф Флавий: «Моисей повел весь народ вместе с детьми и женщинами вперед, для того, чтобы все сами могли услышать слова Предвечного, с которыми Он обратился к ним с наставлениями, и для того, чтобы значение этих слов не умалилось, если бы они были переданы им голосом человека. И вот все услышали глас, снисходивший с вершины горы, так что все точно могли себе усвоить те десять повелений, которые Моисей оставил записанными на двух скрижалях» Иуд. древности, кн. 3, гл. 5, п. 4]. Десятисловие Божие на Синае слышали все. Иудейское предание говорит о том, что каждый воспринимал его по своей мере, к тому же прозвучало оно на всех семидесяти языках и наречиях. «Раби Иосия бар Ханина говорил: Подобно тому, как манна казалась вкусом своим отроку – хлебом, старцу – медом, младенцу – молоком, больному – легким и сладким печеньем, так и глас Всевышнего воспринимался старцами, отроками, детьми и женщинами – каждым по свойствам своего возраста и природы своей» с. 67, Агада, Шемот-Раба, 5]. А в другом трактате Агады говорится: «Слова Господни падали подобно ударам кузнеца по наковальне, каменотеса по глыбе гранитной: от каждого удара искры во все стороны разлетаются, от каждого удара осколки сыплются. Так и слово Божие: одновременно на семь разных ладов звучало оно и слышно было одновременно же на всех семидесяти языках и наречиях, дабы слушали и уразумели все народы земли» с. 67, Танхума Гакодум]. Произошло это на пятидесятый день по исходу из Египта – ветхозаветная Пятидесятница. Как в Сионской горнице огонь Духа Святого провещал устами апостолов на разных языках, так предание говорит, что нечто подобное было и у Синайской горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Виталий Коваленко, ректор Севастопольского православного университета, доцент, кандидат исторических наук «Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо ещё непрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения? Проверка же их одна – Христос». Федор Михайлович Достоевский Первая заповедь: «Блаженны нищие духом…» Вопросы лекции: В книге пророка Иеремии сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет, не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской… Но… вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого» ( Иер.31:31-34 ). Из пророчеств Иеремии следовало, что Новый Завет положит начало иным отношениям между Богом и людьми: Заповеди Ветхого Завета предписывают: «делай» или «не делай». Неукоснительное соблюдение их стимулировалось неотвратимостью наказания за нарушение и поощрением за соблюдение. Бог воспитывал избранный народ, как воспитывают детей. Апостол Павел не случайно назвал Ветхозаветный закон «детоводителем ко Христу» ( Гал.3:24 ). Новый Завет, заключаемый между Богом и человеком, указывает не столько на то, что делает человек, сколько на то, каков он. Его заповеди, данные людям Иисусом Христом, обращены к внутреннему миру личности, требуют преображения «человека ветхого» – «раба Божия» («эвед Элохим»), в «человека нового» – «сына Божия» («бар Элохим»). Сущность и цели этого преображения изложены Спасителем в Нагорной проповеди ( Мф.5–7 главы; Лк.6:12-49 ). Первая часть ее содержит Заповеди блаженства, указывающие путь к спасению – победе над грехом и вечному счастью в Царствии Небесном. Спаситель обращается к множеству людей, собравшихся, чтобы выслушать именно Его, понять суть Его учения. Начало любой проповеди должно содержать обращение к слушателям, привлечь их внимание ясными, знакомыми и понятными словами.

http://azbyka.ru/zapovedi-blazhenstv-kov...

С подобным же значением выступает ма адам в Пс. 144: 3 и ма энош в Иов. 7: 17 . В первом из указанных мест читаем: Господи, что человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что Ты обращаешь на него внимание? и далее: Человек подобен дуновению, дни его, как уклоняющаяся тень. В книге Иова сходное место таково: Что такое человек, что Ты настолько ценишь его и обращаешь на него внимание... вот я лягу в прах, завтра поищешь меня, и меня нет. Здесь всюду со словами: что человек? – соединяется скорб­ная исповедь человеческого безсилия и мимолетности земной жизни. Авторитетное свидетельство этих библейских парал­лелей побуждает к истолкованию слов: что человек? 8 псалма, цитированнаго Апостолом, далеко не в смысле апофеоза человека. Самое рациональное в толковании Библии за­ключается именно в выяснении Библии чрез Библию . Что касается до выражения человека – энош и сын человеческий – бен адам, то было бы напрасным отрицать их си­нонимичность: весьма часто наименование энош считают указанием на слабость телесной природы человека, производя это слово от корня анаш был слаб – болен (см. Ис. 17:11 ; Иер. 15:18 и 30:12), а слово адам сопоставлять с корнем адом был красен, хотя удобнее адам сопостав­лять с адама – почва, земля, а потому давать этому наименованию значение – землистый, из земли; однако сходный состав консонантов еще ничего не проясняет относительно логического значения слов – например, одни и те же консонанты дают чтение реа – товарищ и ра – злой. Множественное чи­сло от евр. слова иш мужчина звучит анашим (дериват корня анаш), но иш вовсе не обозначает больного, слабого мужчину, будучи синонимичным с гевер (сравни гиббор – витязь). С устранением мысли о различии слов энош и адам нет уже никакого основания настаивать на несовпадении энош с бен адам, – так по Ис. 51:12 . Кто ты, что боишься человека, который умирает, и сына человеческого, который то же, что трава. Синонимичный параллелизм этого стиха ясно говорит в пользу отождествления разбираемых выражений. Если LXX в данном случае дают чтение буквально совпадающее с еврейским оригиналом 8 псалма ανθρωπος и υιος ανθρωπου, то халдейский таргумист пе­редает оба обозначения человека в данном месте безраз­лично словами бар наш, каковое арамейское речение яв­ляется дословной передачею еврейского бен адам – сын че­ловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

С христианской точки зрения, познание законов функционирования экосистем – это не что иное, как прочтение Книги естественного откровения, постижение Божественного замысла, а значит, Самого Творца в восхождении от сотворенного, материального к нетварному, духовному: « Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы » (Рим. 1:20). Ожесточенный спор тургеневских героев о том, чем же является природа – храмом или мастерской, при таком подходе разрешается совершенно иным образом: природа – это мастерская исследователя, являющаяся для него и храмом (« И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей » (Быт. 2:15, 19). Церковно-приходской экологический парк – нерукотворный храм под куполом неба и мастерская, где познается Премудрость Творца. Интерактивная работа в экопарке подразумевает вовлечение людей и в другие сферы активной жизни: спортивно-развивающую, молодежную, художественно-эстетическую, патриотическую, социальную (работа с людьми с ограниченными возможностями и детьми-сиротами), семейную и иные. В связи с этим оказываются востребованными такие формы работы, как встречи, слеты, викторины, тематические вечера, беседы, соревнования, мастер-классы, эколого-просветительские экскурсии и другие мероприятия. Примером может служить открытый в 2019 г. на приходе храма Св. мученика Уара Александрийского в поселке Вешки Мытищинского городского округа Московской области «первый в Русской Православной Церкви приходской экологический парк» получивший имя «На неведомых Мытищинских дорожках». Одним из элементов экопарка является экологическая тропа, позволяющая прикоснуться к разнообразию природы Подмосковья в т. ч. и людям с ограниченными возможностями. Видовое разнообразие и благоприятные условия на территории экопарка позволили школьникам под руководством педагога В.Р. Пенкиной разработать пятнадцать тематических станций экотропы: «Девкин ручей», «Деревья нашего леса», «Пернатые архитекторы», «Лесная аптека», «Кто оставил след?», «Вредители леса», «Подземные обитатели», «Экологическая сукцессия», «Юный метеоролог» и др. Станции оснащены тематическими стендами с QR-koдaмu (QR – Quick Response, «быстрый отклик» – двухмерный штрихкод (бар-код), предоставляющий информацию для быстрого ее распознавания с помощью камеры на мобильном телефоне). Это позволяет экскурсантам, особенно при самостоятельном путешествии по экотропе, мгновенно считывать дополнительную информацию об объектах из интернета.

http://bogoslov.ru/article/6169352

Святой Апостол Павел пишет: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем]» (Еф. 2:19,20). К кому святой Апостол обращает эти слова? К тому же, к кому обращено слово Божие вообще – к Церкви, к народу Божиему. Он пишет о том, что мы – сограждане святым, у нас есть гражданство Небесного Града, которое мы получили в святом Крещении. Иисус Христос – наш Царь, а мы – Его подданные. Здесь надо сделать несколько уточнений относительно Царства. Обычно, когда люди говорят о «Царстве Небесном», они имеют в виду что-то вроде «того места, куда души праведников отправляются после смерти», «Царство ему Небесное» – вежливый отзыв на известие о чьей-то смерти. На самом деле, в библейском контексте «Царство» – это скорее «царствование», «владычество» Бога, реальность, в которой Бог является царем. Это Царство, с одной стороны, уже пришло, с другой – ему еще предстоит открыться. Царство пришло на землю в лице истинного Царя – Господа нашего Иисуса Христа. Те, кто обращаются ко Христу с покаянием и верой, становятся его подданными. Это Царство медленно растет в человеческой истории – как дерево или закваска – принимая в себя людей и целые народы, но остается, до поры до времени, предметом веры. Желающие могут его отрицать. Как сказано в Евангелии, «быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20,21) Однако придет день, когда Христос явится во славе, и пред ним преклонится всякое колено (Фил. 2:1), и те, кто сделались подданными Царства, Войдет в Его вечную радость. Это двойственность «уже присутствующего» и «еще грядущего» Царства может стать нам понятнее, если мы обратимся к реалиям Иудеи I века – страны, которая жила под римской оккупацией и страстно ожидала Царя, Мессию Божьего, который «восстановит Царство Израилю» и вышвырнет ненавистных римлян. Подобные восстания развивались по одной схеме – сначала претендент провозглашал восстановление Царства Израилева, требовал присягнуть ему, иногда (как в случае с Бар-Кохбой) начинал чеканить свою монету, но это еще не означало, что царство полностью восстановлено. Оно уже есть, есть царь, который требует верности, есть его подданные, но им еще предстоит упорная борьба за восстановление Царства. Царство уже есть – но за него предстоит сражаться. Как мы знаем, все такие попытки кончились трагически.

http://pravmir.ru/nashe-nebesnoe-grazhda...

Соборнаго послáния Иоаннова чтение О том, что было от начáла, что мы слышали, что видели своими очáми, что рассмáтривали и что осязáли руки нáши, о Слóве жизни, – ибо жизнь явилась, и мы видели и свидéтельствуем, и возвещáем вам сию вéчную жизнь, котóрая былá у Отцá и явилась нам, – о том, что мы видели и слышали, возвещáем вам, чтóбы и вы имéли общéние с нáми: а нáше общéние – с Отцéм и Сыном Егó, Иисýсом Христóм. И сиé пишем вам, чтóбы рáдость вáша былá совершéнна. И вот благовéстие, котóрое мы слышали от Негó и возвещáем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакóй тьмы. Éсли мы говорим, что имéем общéние с Ним, а хóдим во тьме, то мы лжём и не поступáем по истине; éсли же хóдим во свете, подóбно как Он во свéте, то имéем общéние друг с другом, и Кровь Иисýса Христá, Сына Егó, очищáет нас от всякого грехá. ( 1Ин. 1:1–7 ) Перевод архимандрита Ианнуария Что было от начáла, что мы слышали, что мы своими глазáми видели, что мы рассмáтривали и что осязáли нáши руки, – о том мы и возвещáем, о Слóве Жизни. – Ибо явилась Жизнь, и мы видели и свидéтельствуем и возвещáем вам эту вéчную Жизнь, котóрая былá у Отцá и явилась нам. Что мы видели и слышали, то возвещáем и вам, чтóбы и вы имéли общéние с нáми. А мы имéем общéние с Отцóм и с Егó Сыном Иисýсом Христóм. И мы пишем это, чтóбы пóлной былá нáша рáдость. И вот та Весть, котóрую мы услышали от Негó и возвещáем вам: Бог есть свет, и нет в Нём никакóй тьмы. Éсли мы говорим, что имéем общéние с Ним, а хóдим во тьме, то мы лжём и не творим истину. Éсли же хóдим во свéте, как Он Сам во свете, то имéем общéние друг с другом, и Кровь Иисýса, Сына Егó, очищáет нас от всякого грехá. Аллилуиа: 1 . Исповéдят небесá чудесá Твоя, Гóсподи, ибо истину Твою в Цéркви святых. 2 . Бог прославляем в совéте святых. Перенесение мощей святителя НИКОЛАЯ из Мир Ликийских в Бар 9/22 мая Прокимен, глас 7: Восхвáлятся преподóбнии во слáве,/и возрáдуются на лóжах своих. Стих: Воспóйте Гóсподеви песнь нóву, хвалéние Егó в Цéркви преподóбных. Ко еврéем послáния святáго апóстола Пáвла чтéние

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Существует мнение (его разделяют и многие древние толкователи Писания), что иудеи окончательно потеряли свою государственность, потеряли Иерусалим и Храм, потому что распяли Христа. Что это было как бы наказанием за отвержение Спасителя. Но, во-первых, Христа распяли одни, а в Иудейских войнах, описанных Иосифом Флавием, участвовали другие (не говоря о восстании Бар Кохбы начала II в.) — мы же не можем приписать Евангелию идею коллективной ответственности. А во-вторых, национальная иудейская катастрофа — это же типичный пример закономерности «обезьяньей лапки». Кадр из фильма «Обезьянья лапа», режиссеры Уэсли Рагглз, Эрнест Б. Шодсак Иудейские повстанцы резали греков в Египте, на Кипре и в Киренаике, потому что считали, что это кровавое действие каким-то образом приближает восстановление Иудейского царства. Реальность, до того, видимо, не охваченная сознанием мятежников, заключалась в том, что при политическом раскладе начала II века иудеи победить не могли, а потерять все могли. И потеряли. Милость Господа к иудеям заключалась и в том, что Он не стал осуществлять их мечты. Напротив, указал на то, куда они приводят: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Лк 19:41–44 Ну конечно, Иерусалим не знал, что служит к миру его, так же, как не знает об этом любой, кто мечтает о мгновенной реализации сколько угодно прекрасного замысла. Что же служит к миру? Понятно, что не буржуазно-мещанское спокойствие, всегдашнее довольство своим обедом и женой. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): «Пришествие Господа сопутствуется превысшим слова и постижения миром, миром благодатным, достойным подателя его, Господа. Этот мир не имеет никакого сравнения с естественным спокойствием падшего человека, который может ощутить спокойствие и удовольствие от наслаждения плотского, который может счесть спокойствием самое нечувствие свое, самую вечную смерть свою».

http://blog.predanie.ru/article/mechty-p...

Такой знаток Палестины, как бл. Иероним, тоже упоминает Гергесу (De situ, 130; ср. также Euseb. Onomasticon 1, 74). Некоторое время назад идентификация места евангельского эпизода как Гергесы вызывала возражения, основанные на том, что в эпизоде этом упоминаются могильные пещеры (5:2: «И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, [одержимый] нечистым духом»); однако подобные захоронения совсем вблизи от Гергесы были тем временем найдены (см. J. Gnilka, Das Evangelium nach Markus, I, 3. Aufl., Zurich, 1989, S. 201, Anm. 9). Вытеснение в рукописной традиции первоначального топонима обоими другими не имеет в себе ничего странного: о Гергесе не слыхал никто, во всяком случае, за пределами Палестины, между тем как Гераса была одним из важнейших городов Десятиградья, да и Гадара пользовалась большей известностью. (Впрочем, в пользу Гадары отчасти говорит то обстоятельство, что она была город языческий, и возле нее сравнительно легче представить себе стада свиней — ритуально нечистых животных, разведение которых, не говоря уже об употреблении в пищу мяса, строго воспрещалось евреям, ср. Лев 11:7 («и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас») и Втор 14:8 («и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь»). Но это не очень сильный довод: языческого населения в Галилее было вообще немало). 5:7  Сын Бога Вышнего. Словосочетание «сын Вышнего» (арам. [бар эльйон]) употреблено в одном Кумранской тексте, где о некотором лице говорится: «Он будет именован сыном Божьим, и его назовут сыном Вышнего» (см. также в Словаре общих понятий статью «Сын Божий»). «Вышний» — передача древнего семитского божьего имени «Эльон», имеющего соответствия и в других языках, в частности, в финикийском. «Священником Бога Вышнего» назван в Ветхом Завете Мельхиседек (Быт 14:18 («и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего»), ср.

http://predanie.ru/book/217042-evangeliy...

То же самое мы видим и в следующем тексте:  …Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь  (Быт. 11, 7 – 8). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве. Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве (дословный перевод которого может быть: «Прежде сотворил ОНИ (БОГИ) с небом и с землею»). Как мы видим, еврейский глагол  бара  – «сотворил» в единственном числе, а само первое имя Бога в Библии –  Элоним  – во множественном числе. Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе  «бара»   –  (сотворил). Арамейское слово  бар  означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим (Логосом – Словом). Это не противоречит учению Нового Завета о Господе Иисусе Христе. Сказано:  и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом  (Еф. 3, 9). В то же время и о Святом Духе сказано:  Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою  (Быт. 1, 2). Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой – ОНИ ( Элоним ) суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, о множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих:  Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его  (Ис. 48, 16). Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом  и на земле, как на небе  (Мф. 6, 10) мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами, слышим глагол Творца и зрим Сына:  И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение  (Мф. 3, 16 – 17). Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове «О Крещении» обращал на сие внимание. А созданию человека предшествует Собор всех Лиц Святой Троицы : И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему  (Быт. 1, 26). Блаженный Августин в своей книге «Беседы на Бытие» подчеркивает, что слова «по образу» (в единственном числе) показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит: «Нашему», Он показывает, что один и тот же Бог не просто Один, но существует более чем Одна (Его) Ипостась (Личность).

http://pravoslavie.ru/105974.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010