Старец Василий, выставляя этих деятелей духовных среди внешних обязательных дел, имел в виду расположить ревнителей благочестия к тому же роду жизни, в свое время. Не удастся ли и нам с вами, – заключает свою речь преосвященный Феофан, – подвигнуть кого-либо на подобные опыты духовной жизни?» (Письма о духовной жизни. Письмо 1). К сим словам и пожеланиям великих и благодатных мужей дерзаем и мы присоединить наше немощное слово и благожелание. Господь и наше спасение близки к нам. Сам Христос Спаситель так говорит: Се, стою у двери сердца каждого человека и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр. 3:20 ). Почему бы каждому из нас, возлюбленные о Христе слушатели и читатели, не прислушаться к этому стуку и не отворить дверей нашего сердца для Господа и почему бы каждому из нас не вечерять с Господом?! О, буди, буди! Закончим нашу речь благожеланием святого апостола Иуды, брата Господня: А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни ( Иуд. 1:2021 ). Послесловие Своим появлением на свет вторым изданием наши богословские чтения обязаны духовенству Полтавской епархии, которое на епархиальном съезде 10 июня 1908 года выразило свое желание иметь их при каждой из церквей епархии. Принимая это пожелание в смысле признания выраженных в наших чтениях положений, мы радуемся духовной радостью. Молитвенно напутствуем нашу скромную книгу, да поможет она посильно делу духовной жизни по разуму и опытам наших богоносных руководителей. Протоиерей Иустин Ольшевский Церковность Под таким названием с 1911 по 1918 год выдающийся миссионер Русской Православной Церкви, пламенный проповедник и ревностный пастырь священномученик Иоанн Восторгов издавал в Москве газету. «Мы называем нашу газету тем именем, – писал отец Иоанн в первом номере ее, – которое для нас всегда особенно дорого, а в настоящее время – дорого по преимуществу. Вера есть святая святых нашей души; она необходима, естественна, неистребима в нашем сердце, она для души то же, что дыхание для тела. Никогда не было и никогда не будет времени, и не может быть такого времени, когда 6ы люди, все и по всей земле, оставили веру и стали бы безбожниками. Поэтому-то, по причине того, что потребность веры нельзя в человеке окончательно подавить, а можно только временно ослабить, и притом не во всех людях, а только в некоторых отдельных их группах, – по этой-то причине всегда после некоторого упадка веры всегда бывает ее оживление и подъем. Такие именно дни мы и переживаем теперь...»

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Стучите, и отворят вам. Просите, и дано будет… о схиархимандрите Ипполите (Халине) 29 октября, 2006. Наталия Матвеева Много чудес происходило по батюшкиным молитвам к Господу. Мои родители повенчались по батюшкиному благословению, когда приехали навестить нас с сестрой в монастырь. Если бы я чаще прислушивалась к батюшкиным советам, и моя жизнь сложилась по иному, я не совершила бы столько ошибок, за которые мне теперь так стыдно и больно. «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». (Мф. 5, 14-16) Справка Седмицы.Ru: Схиархимандрит Ипполит (Сергей Иванович Халин) Схиархимандрит Ипполит (в миру – Сергей Иванович Халин) родился 27 апреля 1928 г. в благочестивой крестьянской семье Иоанна и Евдокии Халиных в селе Субботино Солнцевского района Курской области. После окончания школы-семилетки трудился рабочим по ремонту шоссейных дорог. В 1948 г. был призван в ряды Советской Армии. В 1957 году поступил послушником в Глинскую пустынь, затем переехал в Псково-Печерскую обитель, где в 1959 г. от архиепископа Псковского Иоанна получил благословение его на постриг в мантию с именем Ипполит. Вскоре монах Ипполит стал иеродиаконом, а 14 июня 1960 г. был рукоположен в сан иеромонаха. Духовными наставниками отца Ипполита были знаменитые глинские старцы. После разгона Глинской пустыни в годы хрущевской «оттепели» отец Ипполит стал келейником иеросхимонаха Михаила, последнего валаамского старца. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I в 1966 г. отец Ипполит был направлен для несения постоянного иноческого послушания на Святую гору Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, где провел восемнадцать лет, подвизаясь в келье прп. Силуана Афонского. По-видимому, на Афоне отец Ипполит принял схиму. В 1983 г., возвратившись с Афона на Родину, отец Ипполит продолжал нести послушание в Псково-Печерском монастыре. В 1986 г. архимандрит Ипполит по благословению архиепископа Курского и Белгородского Ювеналия был принят в клир Курской епархии. Отец Ипполит был настоятелем многих храмов Курской епархии, поднимал их из руин. В 1991 г. он был назначен настоятелем только что возвращенного Русской Православной Церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Архимандрит Ипполит принял управление обителью, находившейся в полуразрушенном состоянии. Ее храмы были поруганы и разорены в годы гонений на веру. Под руководством отца Ипполита обитель стала быстро возрождаться. За 11 лет своего служения в Никольском монастыре отец Ипполит сумел сплотить вокруг себя многочисленную братию, проделал большую работу по восстановлению обители.

http://pravmir.ru/stuchite-i-otvoryat-va...

Тебе определено нести архипастырские труды на Новгородской земле, под началом и водительством Высокопреосвященнейшего митрополита Льва. Со вниманием и уважением относись к инициативам владыки, пребывай с ним в единомыслии и добром соработничестве, самоотверженно отдавая себя служению Матери-Церкви. Твоя епископская хиротония свершилась в древнем святом месте, у мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского. Этот светильник русского монашества — образец и учитель для каждого из нас. Тебе же я хотел бы напомнить об одном из событий жизни игумена, когда святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, предлагал ему быть преемником на митрополичьем престоле. Сергий Радонежский, уже при жизни почитаемый многими людьми, решительно отказался от этого звания, потому что посчитал себя недостойным. Сообразуй же свое восприятие епископства с этим примером смирения преподобного игумена. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20:26-28), — так учит нас Спаситель, и ты должен всей душой стремиться исполнить эту заповедь, скромно, смиренно, но одновременно с дерзновением и с упованием на волю Божию и Его помощь служить ближним и дальним, не думая о власти, почестях и высоком положении, но никогда не теряя и не опуская великого авторитета архиерейского служения и высоту звания. Забота архиерея о клире — одно из наиболее необходимых оснований полнокровной жизни епархии. Каждый из служащих на церковном поприще имеет свои нужды и чаяния. Старайся помочь словом и делом всякому, кого Господь пошлет тебе с просьбой — и священника, и диакона, и чтеца, и прихожанина. Старайся увидеть душевные устремления клира: всякий ли искренен в своем служении или занят другими заботами? Как сопастырь и соучастник в славе, которая должна открыться (1 Пет. 5:1), по слову апостола Петра, непрестанно имей попечение о том, чтобы пресвитеры пасли Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3).

http://patriarchia.ru/db/text/4459273.ht...

Только вышел человек из храма, увидел кого-то и вот уже осудил. Почему так? Почему, глядя на окружающих, мы не можем сохранить чистоту своего суждения? Можно ли с этим справиться? На эти вопросы отвечает духовник Московской епархии протоиерей Георгий Бреев. Только вышел человек из храма, увидел кого-то и вот уже осудил. Почему так? Почему, глядя на окружающих, мы не можем сохранить чистоту своего суждения? Можно ли с этим справиться? На эти вопросы отвечает духовник Московской епархии протоиерей Георгий Бреев . Мера изливающаяся Понятие греха мы выводим из того, что объясняет Священное Писание, в частности, Святое Евангелие, где Господь много раз в Своем святом благовестии объясняет, чтобы люди никого не осуждали: « Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф.7,1-2). Если вы людям несете добро и всячески стремитесь даже за малое желание, малый шаг, который человек делает в направлении вас, воздать ему еще больше, то эта мера характеризует и ваш духовный уровень. Ведь Господь говорил, что если вы хотите что-то давать, то давайте полную меру, изливающуюся. Если вы хотите давать сосуд с маслом или водой, то это не должен быть остаток на дне, а сосуд должен быть так полон, что от любого неаккуратного движения из него бы выливалось, –  это показана мера полноты. Так же и от полноты сердца, от полноты души человек человеку делает добро. Эта мера угодна Богу, потому что сказано, что Господь дает Духа Святаго не в меру, и те, кто молятся, это понимают, когда ощущают Божию благодать: «Боже Мой! Сколько же Ты мне даешь! Ты мне, земному, даешь небо!»  Какая мера, какое соотношение? И тут мы видим, что суд или осуждение – это сужение сознания, сужение сердца, когда человек видит только плохое в людях. И эта негативная реакция может в человеке засесть так надолго, что человек способен только на такое: увидит, сразу синхронно осуждает; увидит, что человек склонился жестом к чему-то, сразу осуждает. Это приводит к такой механике, что люди сами страдают и понимают, что осуждение – это, прежде всего, состояние гордыни. «Я пришел не судить мир, но спасти мир»

http://pravmir.ru/suzhenie-serdca-video/

Ты уже обладаешь педагогическим образованием и соответствующими навыками. Направляй же сердца юношества к истинному Детоводителю, Который есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Старайся использовать любую возможность для обращения к молодежи и для общения с ней. Развивая миссионерское и волонтерское движение в епархии, привлекай молодых людей к участию в общественно полезных инициативах, учи их критически воспринимать информацию, поступающую извне, объясняя им губительные последствия сластолюбивой жизни. Обращаясь к ним, никогда не говори свысока. Общаясь с людьми, особенно с молодыми, мы должны избегать всякого менторского тона, мы должны душой, мыслью, сердцем понимать, что происходит в их умах и сердцах. И тогда, если оградим подрастающее поколение от растления грехом, убережем его от негативных воздействий лукавого мира, то возрастим нравственно здоровое общество, общество счастливых людей, имеющее устойчивый иммунитет ко многим социальным болезням современности. Старайся поддерживать и развивать диалог с представителями светской власти. Помощниками в окормлении стада Божия да будут тебе пресвитеры и диаконы. Долг епископа — зорко следить за тем, чтобы клирики Церкви совершали дело Божие со страхом и трепетом, чтобы они несли истинное учение, чтобы в их среде не прорастали плевелы заблуждений. Позаботься о пополнении клира епархии достойными пастырями, дабы они несли Евангельское слово людям, научая их «поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4:23). Сегодня особенно актуальны слова Христа: жатвы много, а делателей мало, моли же Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Мф. 9:37-38). Но помни и другие слова: руки скоро ни на кого не возлагай (см. 1 Тим. 5:22). Проверяй людей на верность Христу и Церкви. Как ты сам сказал в своем слове при наречении, весьма высока ответственность служителей Божиих, и велики требования, предъявляемые Богом к епископам, ибо «кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48). Отдавай же всего себя без остатка, и ты почувствуешь, как укрепляет тебя Господь, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Христа, тот обретет ее (Мф. 16:25), и всякое истощание себя во имя Христово есть величайшее обогащение и духовными, и физическими силами.

http://patriarchia.ru/db/text/3910949.ht...

Шип из тернового венца Спасителя и часть Его одежды переданы в Соликамскую епархию Соликамск, 31 января 2017 г.      По данным Соликамской епархии Пермской митрополии, 23 января великие христианские святыни — шип из тернового венца Спасителя и часть Его одежды — были переданы на вечное хранение архиепископу Соликамскому и Чусовскому Зосиме. В дальнейшем святыни будут постоянно находиться в Свято–Троицком монастыре города Соликамск, сообщает сайт епархии. Терновый венец Спасителя – тот самый, который воины возложили на главу Господа Иисуса Христа, усугубляя Его страдания, – хранится во Франции, в Соборе Парижской Богоматери. На протяжении многих веков он служит объектом поклонения. «Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу» (Ин. 19:1-2). Первый исторический документ, в котором упоминается эта реликвия, датирован 409 годом. В то время венец хранился в Иерусалиме, куда уже тогда стекалось множество паломников. Терновые шипы были в качестве дара направлены соборам и храмам различных христианских стран. Некоторым из паломников в качестве подарка вручались отдельные шипы из венца. В 1063 году терновый венец был перевезен в императорский дворец в Константинополе. А в 1204 году столицу Византии захватили, сожгли и разорили крестоносцы. В 1239 году вывезенные реликвии, включая терновый венец, доставили в Париж. Терновый венец представляет кольцо из терновника диаметром более 20 см. Его первоначальный вид практически не поддается восстановлению, так как на протяжении многих столетий фрагменты реликвии раздавались верующим. Что касается Туники Спасителя, то согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «…Воины же, когда распяли Иисуса, взяли Одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили Ризы Мои между собою и об Одежде Моей бросали жребий…» (Ин. 19: 23-24)

http://pravoslavie.ru/100636.html

Это не параграфы устава, требующие автоматического применения, но это и не исторический документ, из которого каждый волен выбирать то, что ему «подходит», и соблюдение каноничности есть всегда подвиг, требующий напряжения церковного сознания, а не казенная ссылка на произвольно выбранный «текст». Только при таком – не законнически-ветхозаветном и не либеральном, а церковном и духовном – понимании канонов в них раскрывается как бы идеальный образ Церкви в ее земном странствовании, та норма к которой в своем устроении должны всегда стремиться как вся Церковь , так и каждая отдельная часть ее. По этой норме и должны мы мерить свою церковную жизнь, и каноничность и означает эту верность Преданию (частью которого каноны являются), согласие с целостным и кафолическим опытом Церкви, с тем, «что всегда, всюду и всеми принималось» (определение Предания св. Викентия Леринского). Но если, как мы уже сказали, основное в этом опыте, в самой сущности Церкви есть единство, и единство не природное, а сверхприродное – во образ единства Святой Троицы («Они не от мира, как и Я не от мира...да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... да будут едино, как Мы едино» – Ин 17:16, 21–22 ), то можно ли сказать, что им вдохновлялось православное рассеяние в своем церковном устроении? На деле каждая национальная эмиграция немедленно заводила свою Церковь , по-видимому, искренне считая, что юрисдикция любой национальной Церкви (то есть, по существу, всего лишь поместной, ограниченной своей территорией) распространяется на представителей этой национальности во всех пяти частях земного шара. Принцип «посольских» церквей, явление не церковное, а государственное, просто и как бы бессознательно перенесли на целые «заграничные» епархии, митрополии и, наконец, целые «зарубежные» Церкви. Так, например, в Америке на одной и той же территории правят чуть ли не шесть или семь православных епископов различных наций и национальных юрисдикций, и это вопреки основному канону о том, что в одном городе и на одной территории – епархии может быть только один правящий епископ, предстоятель Церкви Божией, то есть всех православных христиан, живущих в этой области, которые составляют «одно тело и один дух», которые «призваны к одной надежде», у которых «один Господь, одна вера, одно крещение» [ Еф 4:4–5 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Это событие, также как и недавний диалог с Русской Православной Церковью Заграницей, дал нам возможность более полно включиться во всеправославный процесс в Северной Америке. В связи с этим, мы размышляли о том, как мы понимаем нашу жизнь и нашу работу, и как последние могут стать средством для лучших и более глубоких взаимоотношений с другими Православными Церквами в нашем движении к подлинному единству посредством Епископских Ассамблей. По размышлении о прошедших 40 годах, мы утверждаем следующие принципы: 1. Мы видим себя местной, многоэтничной, миссионерской Церковью, которая стремится нести православное христианство всем гражданам этого континента. 2. Мы утверждаем, что наше историческое бытие берет начало от Русской Православной Церкви, и что мы смиренно и верно храним наследие Русской Миссии 1794 года, епархии Ситка 1843 г., епархии Сан-Франциско 1870 г., и ее перенесения в Нью-Йорк в 1970 году и Автокефалии 1970 года. 3. Как предписывает Томос, мы живем как остальные самоуправляемые Церкви: избираем своих епископов и Предстоятеля, без утверждения каким-либо другим Синодом, поддерживаем межцерковные отношения со всеми другими Церквами, освящаем собственное миро. 4. Как предусматривает Томос, мы верим, что данная нам автокефалия будет полностью реализованной, когда осуществится перспектива православного единства в Северной Америке, и Православная Церковь в Америке вместе со всеми православными верующими северной Америки станет единой Автокефальной Церковью, признанной другими Православными Церквами. 5. Мы обязуемся работать в Епископской Ассамблее для достижения цели единства Мы выражаем благодарность всем Патриархам за их заботу и просим всех клириков, монашествующих и верных Православной Церкви в Америке единомысленно и единым сердцем вознести благодарность Богу за дарование Церкви, чья миссия в этом мире – нести Евангелие Иисуса Христа всем народам Северной Америки. Мы просим священство и верных молиться о том, чтобы мы были достойны наследия святых, просиявших в северной Америке, созидая Тело Христово, исполняя следующие слова Писания:“истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви” (Ефесянам 4:15-16).

http://pravmir.ru/arxierei-pravoslavnoj-...

11:3) именуются у нас «малыми Церквями». «Муж есть глава жены, как Христос глава Церкви» (Еф. 5:23). Такое же отношение епископа и епархии. Недаром, в случае смерти епископа, епархия становится вдовствующей. Отношение царя (императора) и царства (империи) такое же – как мужа и жены. Православному царю подчинены и светская власть и духовная. Сам православный царь подчинен Поместному Собору. Этот принцип устроения Восточной Церкви именуется цезарепапизмом. Это ровно то, о чем пишет владыка Иоанн: «Царь – Помазанник Божий. Он не ограничен в своей самодержавной власти ничем, кроме выполнения обязанностей общего всем служения. Евангелие есть " конституция " самодержавия». Другими словами, царь властен и над государством, и над епископами. Подчинён только Богу. «Обязанности общего всем служения» поверяются полнотой Поместной Церкви – Поместным Собором. Почему «Самодержавие»? Поскольку в самом начале мы договорились воздержаться от экспериментов, и рассматривать только то, что нашим народом реципировано в веках – отставим все виды монархий и рассматривать будем только Православное Самодержавие. Часто приходится слышать, что первым царем был Саул, которого ветхозаветному Израилю Бог дал в наказание и поэтому теократия предпочтительнее монархии. Это не совсем так. Учитывая, что библейское обоснование монархии одно для всех трех авраамических религий, остановимся на них подробнее. Заблуждение некоторых наших современников: Первым царем у евреев был не Саул, а пророк Моисей и это точно не было наказанием: «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова. И он был царь Израиля» (Втор. 33:4-5). Ошибка Ветхозаветного Израиля: ему было прямо предписано поставить себе царя сразу по приходу в землю обетованную: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе» (Втор.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/30/pr...

13 . «Нас погоняют в шею, мы работаем и не имеем отдыха». 14 . «Отцы наши грешили; их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их. Рабы господствуют над нами, и некому избавить от руки их». 15 . «Кожа наша почернела, как печь, от жгучего голода». 16 . «Юношей берут к жерновам, и отроки падают под ношами дров. Старцы уже не сидят у ворот, юноши не поют своих псалмов. Прекратилась радость сердца нашего, хороводы наши обратились в сетование. Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! От сего–то изнывает сердце наше, от сего–то померкли глаза наши. От того, что опустела гора Новый Сион, лисицы ходят по ней. Ты, господи, пребываешь вовеки; престол твой – в род и род. Для чего совсем забываешь нас, оставляешь нас на долгое время? Обрати нас к тебе, господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле. Неужели ты совсем отверг нас, прогневался на нас безмерно?» 17 . Таков печальный плач Иеремии, который он сложил при падении древнего Иерусалима; думаю, что по духу своему он хорошо подошел бы в качестве пророчества о взятии нового Иерусалима. 18 . Какой теперь язык повернется описать или рассказать о случившемся в городе несчастье, о страшном пленении, о жестоком переселении, которое происходило не из Иерусалима в Вавилон или Ассирию, а из Константинополя в Сирию, Египет, Армению, Персию, Аравию, Африку, Италию, а то и в Малую Азию и в остальные епархии. И как?! муж в Пафлагонию, жена в Египет, а дети по одиночке в другие места. Они меняли свой язык на чужой язык, благочестие на нечестие, Священное Писание на ужасные письмена. 19 . Трепещи, солнце, и ты, земля! Плачь о всеобщей гибели, случившейся с нашим народом по справедливому решению бога за погрешения наши! Недостойны мы поднять глаза к небу и лишь, склонив и опустив лицо вниз к земле, мы можем взывать: «Праведен ты, господи, праведен и суд твой. Мы согрешили, мы преступили закон, и мы наказаны за это больше всех народов. Все, что ты послал на нас, ты послал воистину по справедливому решению. Однако мы молим: пощади нас, господи!» Список сокращений

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010