В кон. XIX в. создание росписей храмов и икон сократилось, распалась большая часть художественных школ. Центром художественного образования стало Гос. училище рисования, созданное в 1896 г. в Софии, где основное внимание уделялось светским жанрам живописи. Серьезное влияние на развитие болг. искусства в этот период оказали зарубежные художники, выпускники европ. академий художеств, работавшие в Б. В нач. XX в. состоялся 1-й выпуск воспитанников уч-ща рисования (Ал. Иванов, Ст. Иванов, Ц. Тодоров и др.). Распространение в Б. академического художественного образования привело к созданию нового типа живописи, далекого от эстетики визант. культуры и эпохи болг. возрождения. Попытки болг. художников (И. Ангелова, М. Василева, И. Димитрова, П. Клисурова, А. Митова), получивших образование в зарубежных художественных академиях, реформировать церковную живопись путем внесения в нее элементов реализма успеха не имели. Мастера старого поколения А. Гюдженов, Г. Данчов, Н. Доспевски, Ст. Доспевски, Н. Образописов, Н. Павлович, Х. Цокев и др. помимо работ светского характера создавали иконы и храмовые росписи. Черты, типичные для эпохи болг. возрождения, вплоть до Балканской войны сохраняли произведения мастеров Банской художественной школы. В небольших селениях работали живописцы, не имевшие специального образования, в т. ч. священники, составившие в болг. правосл. искусстве нач. XX в. «наивное направление». В эти годы полностью или частично были расписаны храмы: Успения Пресв. Богородицы в Варне; св. Георгия, св. Параскевы, св. Николая Софийского, св. Недели, св. Краля, св. Седмочисленных мучеников, святых Кирилла и Мефодия, св. Иоанна Рыльского (в Духовной Семинарии), св. Климента Охридского (в Духовной Академии) в Софии; Богородицы в Бургасе; св. Петки, святых Петра и Павла, Вознесения Христова, св. Марины в Пловдиве; Св. Троицы, св. Феодора Тирона в Стара-Загоре; свт. Николая, Св. Троицы в Ловече; св. Иоанна Рыльского в Пернике; св. Иоанна Предтечи в Казанлыке и др. В храмах работали художники А. Белковски, Г. Белостойнев, Д. Гюдженов, Г. Желязков, С. Иванов, Н. Кожухаров, Н. Маринов, Б. Михайлов, Н. Петров, Х. Тачев, Ц. Тодоров и др.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Надобно еще знать подвиги Милютина, известные нам,– продолжает духовник,– изнурения тела, ночныя бдения, теплыя слезы, незлобивый и приветливый нрав. Богатства его в серебре, золоте, скотах, конях, нивах – неисчислимы. И однако все это не изменяло доброй души его и гордость не доступна к нему была до смерти» 676 .– Блаж. Милютин, при всём счастии, сохранял простую жизнь, какую любил отец его. Замечателен следующий случай. Михаил Палеолог, научившийся у папы употреблять всякие средства для достижения цели, хотел обманом запутать в свой союз кор. Уроша. Он отправил великолепное посольство в Сербию и с ним дочь свою, предлагая её в супругу сыну короля Милютину. «Что это такое? К чему это?– говорил король пышному посольству.– Мы не привыкли к такой жизни». И указав рукою на девушку, одетую очень просто и сидевшую за прялкою, продолжал: «вот в каком наряде водим мы снох своих». Послы умники потоптались, потоптались и обратили оглобли назад, чтобы доставить Михаилу незавидное имя глупца 677 . Благочестивый король приблизился к смерти тяжкою болезнию, постигшею его в дворце породимльском и скончавшись окт. 29, 1320 г. 678 , погребен был в банской обители, согласно с давним желанием его 679 .– Спустя два года с половиною, после нескольких знамений, откопали гроб и тело короля оказалось нетленным до того, что не спал и волос с головы его 680 .-Мощи его положены были в богатой раке и перенесены в великолепный храм Софии, построенный им самим 681 . Мать блаженного краля Елена, по общему отзыву, также была примерною христианкою. Она была умна и добра, вела жизнь воздержную и чистую. В Скутаре, где жила она после супруга своего, она строила дома для бедных поселян, обители для девственников и воспитала в местных жителях страх Божий. Так близ Спича устроен был ею Речский монастырь и наделён угодьями 682 . Пред смертию, в глубокой старости, приняла она иночество, и скончалась 8 февр. 1306 г. Тело её похоронено было в монастыре Градце архиепископом Саввою 3 в присутствии короля сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И рассказал ему об изумительном терпении и благочестии Стефана. Добрый Урош любовно принял ходатаев за сына. Он, как отец, давно желал видеть Стефана и теперь рад был, что снимают тяжесть с его души. При свидании отец и сын плакали навзрыд. Краль поручил Стефану снова в управление отдельную область. Это было в 1316 году. В это время стало известно кралю Урошу, что преподобный собирается в Палестину – ко святым местам, по своему давнему желанию. Тогда краль снова начал усиленно призывать к себе преосвященного Даниила, всячески убеждая его еще раз доказать свою любовь и преданность к нему новым приходом. Не зная намерений краля, св. Даниил исполнил его усердные мольбы прибыть опять, в третий раз, в Сербию. Урош выразил ему то, насколько утешительно для него свидание с ним, как он скорбел о разлуке с преподобным после его отбытия на Афон, и наконец настойчиво и решительно возвестил ему, что более его не отпустит от себя, а намерен иметь в нем себе наставника и утешителя, обещая окружить его почетом и славою. Горько было преподобному отказаться от любимого своего уединения на Святой Горе. «Буди о всем благословенно имя Господне», – сказал тогда преподобный, увидев, что безуспешны все отказы его и все просьбы. Краль повелел поместить преподобного в обители св. апостолов, где его встретили с великой честью, и он пребывал в помещении тогдашнего архиепископа Сербии Саввы III. Краль Урош имел твердое намерение возвести на архиепископскую кафедру Сербии преосвященного Даниила. Но когда скончался архиепископ Савва III, то на святительский престол был возведен, вероятно по указанию св. Даниила, его ученик, сиявший благочестием и добродетелями хиландарский игумен а св. Даниил занял в это время епископию Холмскую. Наконец, и благочестивый краль Урош (Милютин) приблизился к смерти тяжкой болезнью, постигшей его во дворце породимльском и скончался на руках преподобного Даниила 29 октября 1320 года. Святой Даниил, бывший духовным его отцом, похоронил его в Банской обители, согласно с давним желанием его.

http://isihazm.ru/1/?id=1833

164. 11 А о том, что и как установил Св. Краль, можно судить по следующему указанию: в хрисовуле Царя Стефана Душана 1348 года, при установлении содержания инокам, основанного им в призрении монастыря Св. Архангел, между прочим сказано, что установляется им такое же точно содержание, как у Банском монастыре (основанном, как известно, Кралем Милутином). Можно догадываться, что и Хиландарские иноки получили от сего Краля такое же точно содержание. «А мертик хлебныи и винни, како есть узаконил Светый Краль у Баньской, и да се дае кисел хлеб всем еднак, у среду, и у петк, и у понедельник едином дпе хлебе, а вино и си ютра и вечер, а у посте всакы день едном, разве суботе п неделе; и да е выну трапеза; ако ли се кто обрете старц болн, да му се дае мертик яко и на трапезе. И де се дае на дмитров день благословение игумену .к. (8) перперь, а церковоником по четири перпере, а прочим калугером по трии перпере, и да се дае калугером капам по две ярине, и влна да се дае калугером всем еднако, ками кои у Банской и клешне " ……. «И да се дае месечина братиям двема на десете все пшенице, како им се и у Банской дае, и сирения двадесети и четыре мехе, а мехь .рк. ((20 литр, и сиров толикоге, а сир . (6) литр, и соли трии кбли, и коже говеге трии, и да им се дае по окрои и по клашнях, и на воскресение (светлое?) по перпер, и вина да им се дае, како и калугером у монастыре, тако и ним». См. хрисовул сей в «Гласнике Друшства Сербск. Слов…» кн. XV, 1862 года, стр. 306–308. 12 Книги сии отчасти расхищены, а отчасти перенесены в общее монастырское книгохранилище, по упразднении сего особнаго монастырька или пирга, развалины которого видны и по ньне. Будем надеяться, что с оживлением внутренней жизни Хиландаря, через возвращение его к общежительному Уставу своего основателя, оживятся и его опустевшие скиты и калибы, и будут оглашаемы не одним шумом древесным и птичьими гласами, но и хвалебным пением иноков. 13 Моговары, Алмоговары. Это слово значит просто: Западные. Это имя Арабов или Мавров Испанских, пришедших в эту страну из северозападной части Африки, называемой Магреб или Запад, которая, действительно, лежит на западе от Machriga, отечества Chargin (Сарацинов); Махрик же есть Аравия – Восток, Восточная часть империи Калифов; а из Шаргин мы сделали Сарацын, что означает Восточных (Арабов).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь представил епископа Нектария духовенству новообразованной Джанкойской епархии 28 ноября 2008 г. 20:14 В джанкойском Свято-Покровском храме  митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь представил правящего архиерея новообразованной Джанкойской и Раздольненской епархии  епископа Нектария духовенству и пастве. Владыка Лазарь зачитал Указ Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины о назначении епископа Нектария на вновь образованную Джанкойскую кафедру. Был отслужен благодарственный молебен с испрашиванием помощи Божией новому архипастырю новой епархии. После молебна митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь произнес перед собравшимися архипастырское слово, в котором отметил, что Священный Синод Украинской Православной Церкви, принявший решение об образовании новой Джанкойской и Раздольненской епархии путем выделения ряда благочиннических округов из состава Симферопольской и Крымской епархии определил владыке Нектарию стать первым архиереем новообразованной епархии. Митрополит Лазарь призвал помнить, что после святых апостолов передача по преемству благодатных даров Святого Духа в Церкви принадлежит епископам: «Именно епископы преемственно от апостолов получили власть созидать церковную жизнь. Их власть имеет духовную природу и простирается на душу человека и на его удел в вечности. Что свяжешь на земли, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земли, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 19) — сказал Господь апостолу Петру. Но власть епископа — это прежде всего власть любви, власть, осуществляемая в служении. Об этом ясно говорит нам Святое Евангелие: цари господствуют над народами и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но, кто из вас больше, будь как меньший и начальствующий — как служащий (Лк. 22, 25–26) …ибо Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих (Мк. 10. 45)». Затем митрополит Лазарь обратился к духовенству новообразованной епархии: «Дорогие собратья мои священнослужители! Обращаясь к вам сегодня в последний раз как правящий архиерей, прошу вас: храните не только учение веры, ограждая его от всякого рода искажений, но и установленный порядок церковной жизни. Будьте верны и своему новому правящему архиерею владыке Нектарию, будучи для него во всем добрыми сынами, истовыми соработниками и помощниками во всех добрых трудах и начинаниях».

http://patriarchia.ru/db/text/495761.htm...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собрание духовенства и мирян в Черновицкой епархии: нестроения в Церкви растут 29.03.2016 1573 В Свято-Вознесенском мужском монастыре с. Банчены Черновицкой епархии Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата под председательством викария Черновицкой епархии епископа Банченского Лонгина состоялось собрание священников, монашествующих и мирян. На собрании была осуждена встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, 30 пунктов декларации, подписанной в Гаване, епископ Лонгин уподобил 30 сребреникам, а Всеправославный собор, который состоится на праздник Святой Троицы на Крите, собравшиеся заранее определили как «волчий собор». Собрание состоялось 10 марта, но видео-отчет выложен в сети только 26 марта. Судя по тому, что ответы на вопросы мирян выступавшие монахи зачитывали, собрание было подготовлено заранее. Епископ Банченский, викарий Черновицкой епархии УПЦ МП Лонгин (Жар) известен тем, что он создал приют для нескольких сотен больных детей, за что был удостоен звания Герой Украины. В последнее время обличал киевские власти за войну на юго-востоке Украины. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Re: Собрание духовенства и мирян в Черновицкой епархии: нестроения в Церкви растут Послание к Галатам 1:17.и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. 1:18.Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Путин договаривается (Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Онъ направляетъ его) с арабами и евреями и настоятельно приветствует встречу Патриарха с преемником кафедры апостола Петра. Если епископ найдет в послании к Галатам параллели с сегодняшними событиями, то может легко пересмотреть свое мнение. Слишком много у него в выступлении исторических ошибок и лжи(про ревизию догматов и литургии). А маленькая ложь приводит к большому недоверию.

http://ruskline.ru/video/2016/mart/29/so...

444 Духовный Регламент продолжает: «но дабы сие не подало вины к бесстрашию и презорству своих пастырей, уставить духовное коллегиум не малое наказание на тех, которые бы ложным доношением пастырей турбовать дерзнули, или всуе от суда епископского на суд духовного коллегиум учинили бы провокацию». 447 См. Правила благочиннических советов Смоленской епархии в «Календаре для духовенства» при Церковно-Общ. Вестнике на 1877 г. 448 Комитет был составлен под председательством архиепископа (впоследствии митрополита) Макария, из 16 членов как духовных (членов консисторий), так и мирян – юристов, практиков и теоретиков и проч. 449 По проекту духовно-судебная власть принадлежит духовным судьям, духовно-окружным судам, судебному отделению Св. Синода. Духовный судья есть власть единоличная, компетенция которого протирается на определенный участок епархии (следовательно, в епархии их должно быть несколько). Власть духовно-окружного суда, учреждения коллегиального, состоящего под председательством лица архиерейского сана, из членов белого и монашествующего духовенства простирается на несколько епархий (следовательно, в епархиальном городе не должно быть судебной инстанции, так что епархиальный архиерей совсем не участвует в отправлении суда, жалобы же на участковых духовных судей должны направляться в духовно-окружные суды, распространяющие свое действие на многие епархии). Власть судебного отделения Св. Синода. учреждения коллегиального же, состоящего из первоприсутствующего и членов архиерейского и пресвитерского сана (последних должно быть 1/3), равно как власть самого Св. Синода, простирается на всю русскую церковь (см. ч. II проекта, гл. гл. 1–4). 450 В учреждении канцелярии обер-прокурора Св. Синода (П. С. З. 12068) между предметами занятий канцелярии значатся: «дела по всеподданнейшим и частным жалобам на решения Св. Синода и подведомых оному мест и лиц». 451 Geib. Geschichte des röm. Criminalprocesses. Leipzig, 1844; Fessler; o. c. Kellner; o. c. Molitor. 452 Мф. 13:15–17 : «Если согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, да будет он тебе как язычник и мытарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Архив Пн Слово архимандрита Бориса (Баранова) при наречении во епископа Некрасовского, викария Ярославской епархии 13 июня 2019 г. 17:17 13 июня 2019 года в Тронном зале  Храма Христа Спасителя  в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения  архимандрита Бориса (Баранова) , клирика  Ярославской епархии , во епископа Некрасовского, викария Ярославской епархии. При наречении архимандрит Борис обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Богомудрые архипастыри! Изволением Божиим и решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Священного Синода Русской Православной Церкви я призываюсь ныне быть епископом Церкви Христовой. В немощи и страхе и в великом трепете (см. 1 Кор. 2:3) взираю на высоту епископского служения и не нахожу в себе ничего достойного столь великого подвига. Епископу надлежит, по слову пророка, потерявшуюся и угнанную овцу возвратити, пораненную перевязати, больную укрепити, буйную истребити из стада (см. Иез. 34:16). Епископ должен быть всем для всех, ради спасения вверенных ему (см. 1 Кор. 9:22). Ваше Святейшество, боголюбивые архипастыри, вам известно, что не в силах человеку поднять этот крест, как бы он не был искусен и умудрен житейским опытом. Как же быть тому, кто и этого последнего не имеет? Но Господь призывает — значит, это воля Его. И что отвечал Господь Бог через пророка Исаию призванным Своим на их смятения? «Ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя: не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис. 41:9-10). А потому, всецело уповаю на помощь Божию, предстательство Пречистой Богородицы и молитвы святых. Промыслом Божиим и вашим решением определенный мне жребий епископского служения со смирением приемлю. Приемлю с надеждой на непреложное обетование Господне Своим ученикам: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями… даже до края земли» (Деян. 1:8).

http://patriarchia.ru/db/text/5453822.ht...

В Неделю апостола Фомы Патриарший наместник Московской епархии возглавил Литургию в Новодевичьем монастыре 17 апреля 2018 г. 11:38 15 апреля 2018 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего женского монастыря города Москвы. Его Высокопреосвященству сослужили клирики обители. По окончании богослужения Патриарший наместник Московской епархии обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры, Христос Воскресе! Мы в духовной радости отмечаем Пасху Господню. Сегодняшнее воскресенье именуется " Фоминым " , или Неделей Антипасхи, то есть второй Пасхи. Вы помните, что на пасхальной вечерне читалось Евангелие, в котором говорилось о первом явлении Воскресшего Христа святым апостолам (см.: Ин. 20:19-25). Среди них в этот момент не было апостола Фомы. А когда ему ученики сказали: " Мы видели Господа " , — он ответил: " Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю " (Ин. 20:25). И вот прошла целая неделя ожидания. Все кругом радовались, апостолы силой Воскресшего Господа творили чудеса. В книге Деяний говорится, что даже тень апостола Петра исцеляла людей (см.: Деян. 5:15). Вот какая была вера, какой был подъем. А апостол Фома находился в поисках Господа. Он не мог вместить в свое сердце, поверить, что Христос воскрес. Сегодня мы вспоминаем очередное явление Воскресшего Господа святым апостолам, среди которых был уже и Фома. Евангелист повествует, что Христос появился среди них " дверем затворенным " (Ин. 20:19). Через это евангелисты показывают, что тело Христово изменилось, оно получило возможность преодолевать ограниченность материального мира. Все мы верим, что по воскресении из мертвых, когда Господь придет нас судить, изменится наше человеческое естество, и уже в нем мы будем жить со Христом в Царстве Божием вечно. Когда мы размышляем о явлении Христа апостолам, то понимаем, что не один апостол Фома, а может быть, многие люди и сегодня находятся в поисках Господа, до тех пор, пока Господь Сам не проявит Свою силу и не скажет: " Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим " (Ин. 20:27). Для нас осталось подлинное свидетельство о жизни, проповеди и Воскресении Христовом, находящееся в Святом Евангелии. И не нужно другого явления или доказательства, чтобы уверовать, что Христос воистину есть Сын Божий, что Он пришел на землю ради нас и ради нашего спасения. Того, кто воспринимает в своем сердце эту веру, можно сравнить с апостолом Фомой, который уже не сомневается, а восклицает: " Господь мой и Бог мой! " (Ин. 20:28). Так и мы на пасхальных богослужениях в ответ на обращение священнослужителя, возглашающего: " Христос Воскресе! " , отвечаем: " Воистину Воскресе! "

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 На базе молодежного отдела Архангельской епархии будет создана группа сектоведов 05.02.2016 4 февраля 2016 года руководитель антисектантского центра «Гражданская безопасность» Дионисий Данилов провел беседу с сотрудниками молодежного отдела Архангельской епархии . Главным ее итогом стало решение создать группу по изучению основ сектоведения и православной апологетики. Участники встречи обсудили угрозы, которые несут основные сектантские организации, действующие на территории Архангельска и Архангельской области. Были рассмотрены неопротестантские, современные неоязыческие и оккультные направления: харизматия, родноверие, учение Свидетелей Иеговы, «Иолоя», «Золотой век» Николая Левашова, «СССР» лжеакадемика Маслова и другие культы антихристианского движения «Новая эра». Дионисий Данилов отметил, что ни в коем случае нельзя смешивать отношение к сектантству и самим сектантам: «Апостол Павел учит: " Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной " (Еф. 6:12). У христианина есть только один настоящий враг — это собственный ветхий человек, зло в наших душах. Эти слова нужно помнить, когда мы встречаемся с людьми, вера и доверие которых эксплуатируется в сектах. К самим же сектам, как к организациям, отношение может быть только одно — как к врагам Церкви Христовой», — отметил сектовед. По словам руководителя отдела по делам молодежи Архангельской епархии иерея Андрея Чернушенко, занятия по основам сектоведения и апологетике необходимы молодежи, особенно в наше время. «Активность сект в Архангельске и области нарастает. Их острие сегодня направлено в первую очередь на молодежь. Поэтому молодому православному человеку надо быть готовым, по слову апостола Петра, с кротостью, но твердо и аргументированно, дать ответ в своем уповании. Это сохранит и самого христианина и тех многих, молодых и неутвержденных, которые находятся рядом с ним», — подчеркнул отец Андрей. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.02.2016 16:44:53

http://drevo-info.ru/news/20174.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010