Подготовка к Причастию: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии. 5 января, 2012 Доклад протоиерея Димитрия Карпенко на XX съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии. Из этой статьи Вы узнаете, как происходит подготовка к Причастию со стороны священников: канонические нормы и практика Поместных Православных Церквей. Подготовка к причастию Ваше Высокопреосвященство! Всечестные отцы, братья и сестры! если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 53-54) Евангельская заповедь, данная нам Христом Спасителем о необходимости вкушения Его Тела и Крови, является тем основанием, на котором созиждется Церковь. Для православного христианина это утверждение представляется настолько очевидным, что, казалось бы, оно не требует какого-то специального доказательства, ведь действительно, без таинства причащения невозможна истинная духовная жизнь. В то же время, в церковной среде до сих пор нет однозначного мнения по поводу того, как часто следует верующему православному народу приступать к таинству причастия и какова должна быть подготовка к этому таинству. Для начала хотелось бы привести несколько цитат: Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня».

http://pravmir.ru/podgotovka-k-prichasti...

Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с праздником Рождества Христовым и Новым годом! Рождественское послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии 7 января (25 декабря) 1981 года Великие действия Божии совершаются часто так тихо, что не все, а только избранные их замечают. Еще святому Пророку Илии был голос Божий, сказавший ему: «Выйди (из пещеры) и стань на горе пред лицом Господним. И вот… большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы… но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. После землетрясения огонь, но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра…» ( 3 Цар.19:11–12 ). И там Господь. Это значит, что Господь любит тишину. Поэтому Рождество Христово произошло в тишине, ночью, при свете звезд и той особой звезды, которую называют Вифлеемской звездой. Только старец Иосиф был при Пресвятой Деве Марии, когда она родила Христа. Только вол и осёл стояли перед теми яслями, в которых лежал Спаситель. И они, несомненно, чувствовали святость того, что происходит, по словам Пророка Исаии: «вол знает владетеля своего, и осёл – ясли господина своего», и стояли здесь не только для того, чтобы быть у своего Господина, ни и для того, чтобы показать, что они знают Его, тогда как развратившийся израильский народ не знал Его, по словам того же Пророка: «Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» ( Ис.1:3 ). Потом пришли некоторые избранники. От израильского народа это были бесхитростные пастухи, от других народов – ученые волхвы. Христос, придя в мир, показал Себя кротким и смиренным сердцем ( Мф.11:29 ), таким, что Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» ( Мф.12:20 ). Будем же и мы кротки, постараемся, чтобы вокруг не все было мирно, и благодать Божия всегда будет с нами. Пусть этот праздник будет для нас радостным, а Новый год счастливым! Рождественское послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии 7 января (25 декабря) 1982 года Каждое действие Божие направлено к тому, чтобы принести людям радость. Так и в событии Рождества Христова. Благовествую о нем, Ангел сказал: «… не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям». ( Лк.2:10 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Потому, наверное, и получил имя свят. Тихона. Надежный и любящий. Милующий. Он был, практически, идеальным сыном, старшим - в лучшем смысле этого слова - братом, строгим отцом и - одновременно - любящей материю в епископском служении. Очень тяжело говорить " был " ..., только у его гроба я понял, как тяжко без Бога, без надежды на Вечную жизнь, хоронить близких! Я всегда шел за ним: в школе, техникуме, семинарии, - везде мне было легко после того шлейфа любви, который окружал покойного Владыку. Меня все встречали с распростертыми объятиями! Воистину " достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его " (Прем. 4, 13-15). Упокой, Господи, его душу в Селениих праведных! Мне, как близкому сроднику почившего, трудно судить объективно о его трудах, да, к тому же, во взрослой жизни нас всегда разделяли тысячи километров, потому приходилось довольствоваться телефонными разговорами или краткими встречами. Что касается внешних, видимых результатов трудов Владыки, то есть официальная статистика, бесстрастно фиксирующая ту бурную активизацию приходской жизни Архангельской епархии, повышения количественного и качественного состава духовенства, развития общественнозначимых проектов, укрепления авторитета Церкви в обществе. Но, невзирая на все достижения, у владыки Тихона была постоянная боль, которая, думаю, надорвала его сердце, это - кафедральный собор г. Архангельска. В бытность свою игуменом и секретарем Петрозаводской епархии, он восстановил Александро-Невский кафедральный собор, а здесь - стена из непонимания, равнодушия, открытого противодействия... Слава Богу, владыке Тихону удалось завершить самую трудоемкую и затратную в условиях Севера работу - забить сваи в основание и вывести " нулевой " цикл. Кончина Владыки заставила многих пересмотреть свое отношение к возрождающемуся духовному символу Поморья, на поминальной трапезе часто звучали слова, что новый собор будет лучшим памятником почившему.

http://pravoslavie.ru/49366.html

Протоиерей Александр Ильяшенко: Христианина должно отличать уважение к личности «Стыд и срам употреблять скверные слова, оскорбляя слух окружающих и оскверняя самих себя», — прокомментировал прот. Александр Ильяшенко высказывания Максима Степаненко. 12 декабря, 2013 «Стыд и срам употреблять скверные слова, оскорбляя слух окружающих и оскверняя самих себя», — прокомментировал прот. Александр Ильяшенко высказывания Максима Степаненко. фото: pravoslavie.ru Председатель миссионерского отдела Томской епархии Максим Степаненко предложил называть матерным словом женщин, которые воспитывают детей, рожденных вне брака. Кроме того, по его мнению, нецензурным словом можно называть также всех, кто состоит в гражданском браке, а мальчики, воспитанные матерью без отца, имеют склонность к гомосексуализму. «Мужчины, воспитанные женщиной в разводе, мужчины воспитанные без влияния дедов, на худой конец дядей или чужих авторитетных мужчин (священника, тренеров спортивной команды, командиров в армии) — это уже априори психический и духовный урод, калека. Сыновья матерей-одиночек чаще, чем юноши из полноценных семей впадают в блуд и/или гомосексуализм. Почему сыновья матерей одиночек склонны к блуду — об этом будет отдельная статья», — говорится в статье, которую цитирует Газета.Ru . Как на самом деле принято относиться к матерям-одиночкам в Церкви, и чем может быть мотивировано достаточно резкая позиция представителя Томской епархии?  Прокомментировать высказывания Максима Степаненко, редакция ПравМира попросила протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса.   Первое, что должно отличать человека воспитанного, человека благородного, каким, собственно, и должен быть христианин – это уважение к человеческой личности. Даже если эта личность совершила какую-то жизненную ошибку, грех, или, волею судеб, оказалась в трудной ситуации, — никто не вправе эту личность унижать. Русский язык, действительно, богат и могуч. Есть в русском языке очень емкое слово, — «сквернословие». Стыд и срам употреблять скверные слова, оскорбляя слух окружающих и оскверняя самих себя. Как же можно сквернословить, когда сам апостол Павел призывал: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших» (Кол.3. 8). Далее он продолжает: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». (Кол.3. 12-14).

http://pravmir.ru/prot-aleksandr-ilyashe...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 6  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий Псевдоправославное исцеление На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Виктор Горбач, руководитель Миссионерского Отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятеля храма святителя Иннокентия, митрополита Московского города Южно-Сахалинска. См. также раздел ЦЕЛИТЕЛЬСТВО на сайте “Суеверие.Нет” Расшифровка видео Здравствуйте, уважаемые телезрители, в студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях руководитель миссионерского отдела Южно-Сахалинской и Курильской епархии протоиерей Виктор Горбач. Здравствуйте, батюшка.  Здравствуйте. Благословите наших телезрителей. Бог всех благословит. Сегодня мы поднимаем еще раз тему, которую уже неоднократно поднимали. Она связана с псевдоправославным исцелением и естественно, с теми людьми, которые этим занимаются. В общем-то, тема довольно-таки сложная, постараемся сегодня на неё посмотреть немного шире. И прежде всего, батюшка — а что говорится в Священном Писании о этих самых целителях? Есть в Ветхом Завете очень серьезные тексты, которые показывают отношение к подобного рода практикам — именно отношение Бога, и соответственно — это руководство к действию для каждого верующего человека. «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это. ( Втор.18:10-13 ). И ещё одна цитата: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» ( Лев.20:6 ). Очень серьезные слова, которые предупреждают верующих людей быть очень осторожными в этой духовной жизни, в этой деятельности, и конечно, ни в коем случае не иметь никакого отношения к подобного рода практикам. Это еще нам говорит о том, что уже больше двух тысяч лет существуют люди, которые этим занимаются.  Да, магия — это следствие отпадения человека от Бога, попытка заменить реальное Богообщение различного рода практиками и общением со злыми духами. И в Ветхом Завете мы знаем об этом, и мы знаем, что в различных культурах и цивилизациях ветхозаветных тех народов, которые окружали Израиль, существовали подобного рода практики, что, собственно, привело этих народы к самоуничтожению. Это очень серьезно.

http://azbyka.ru/video/psevdopravoslavno...

Ревностно и твердо наставляй чад церковных в вере и благочестии, никогда не пренебрегая одной из твоих основных обязанностей — возвещать «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Посему заботься, чтобы на воскресных и праздничных службах молящиеся всегда могли слышать живое слово проповеди. Не забывай и об устроении приходских школ. Они должны быть открыты при каждом городском и крупном сельском храме, но не только для детей, а также и для старшего поколения. Сегодня у многих имеется желание и потребность изучать Библию, историю Церкви, различные богословские дисциплины. Поощряя эту жажду знаний, тебе необходимо предоставить людям реальную возможность постижения истин веры. Вместе с тем имей попечение об образовательном уровне кандидатов в клир и «рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5:22), но внимательно следи за подготовкой будущих пастырей. В равной степени и сам не переставай работать над возрастанием своей души, непрестанно поучаясь в Законе Господнем. Побуждай к тому и своих соработников на ниве Христовой. Тогда они будут твоими добрыми помощниками в деле евангельского свидетельства. Чаще посещай приходы епархии, в том числе и самые отдаленные. Таким образом ты сможешь более эффективно заботиться о духовном состоянии вверенной тебе паствы, контролировать исполнение на местах определений Соборов нашей Церкви. Особо хочу обратить твое внимание на необходимость возведения кафедрального собора в г. Благовещенске и новых храмов в тех населенных пунктах, жители которых ради участия в богослужении вынуждены преодолевать значительные расстояния. Для успешного осуществления программы строительства, как и для созидания мира и согласия в регионе, тебе потребуется налаживать доброе взаимодействие с местными властями, развивать сотрудничество с деловым сообществом. Вступая на ответственное епископское поприще, не думай, что подлинно добрые дела ты сможешь совершать самостоятельно, своими силами. И, наверное, богатый опыт твоего служения в Санкт-Петербургской епархии, руководство обителью святого преподобного Александра Свирского дают тебе основания вместе со апостолами принять в свое сердце слова Спасителя: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5-6). Служа Творцу «благоугодно… с благоговением и страхом» (Евр. 12:28.), возлагай на Него все свое упование. Вместе с народом Божиим неустанно обращайся к Создателю, Пренепорочной Деве и святым угодникам в горячей молитве. По слову священномученика Поликарпа, епископа Смирнского, «следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого... Все будьте уступчивы друг другу» (Послание к Филиппийцам).

http://patriarchia.ru/db/text/1649389.ht...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский, викарий Омской епархии. Солнце мира духовного. Опубликовано: 26 марта 2023 Солнце мира духовного «Многие ныне и много говорят и пишут о просвещении, образовании, воспитании, всеобщем обучении, о распространении научных знаний среди народных масс. «Побольше света, побольше знания, в знании – сила, в образовании – свобода!» Такие восклицания вместе с другими громкими словами: прогресс, культура, цивилизация – можно слышать и в устных беседах, и читать на страницах печати. Действительно, что же можно сказать вопреки таким добрым пожеланиям и заботам? Разве можно возражать против не-обходимости света вообще? Кто станет защищать тьму и мрак? Разве слепец только? Света ищут все. К свету стремится всякое живое и живущее существо – человек, животное и всякое растение. Лишь только родится младенец, он уже, хотя и бессознательно, но инстинктом стремится поворотиться к свету. Растение чуть из земли выйдет, уже наклоняется к свету – к солнцу. В свете заключается для всех тварей жизнь и теплота. Поэтому все давно согласны в том, что свет есть жизнь для творений Божиих, а мрак – смерть. Таковы условия жизни физического мира. Не то же ли надо сказать и о духовной жизни? Говорим, конечно, тем, кто не отрицает существования духа и духовной жизни. Есть солнце мира физического, освещающее и со-гревающее нашу землю и обитателей ее. Есть и Солнце мира духовного, нравственного, освещающее наш духовный, внутренний мир лучами божественного света и согревающее благодатью души разумных творений. Бог, повелевший, по слову Апостола, в начале мира из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца (2 Кор. 4, 6), то есть наш внутренний мир. Яви-лось в мире Солнце Правды – Христос – образ Бога невидимого, из недр Самого Отца (Кол. 1, 15; Ин. 1, 18). Через Христа Иисуса, Сына Божия воплотившегося, воссиял в духовном мире человечества Божий Свет, тот Свет, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Христос является в мире как Свет истинный, Который Сам о Себе сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Апостол Иоанн, возвещая о Нем, прибавляет: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1, 4).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/830-...

С архипастырским словом к собравшимся обратился Патриарший наместник Московской епархии: «Ваше Преосвященство, уважаемые гости, дорогой отец Анатолий, всечестные отцы! Здесь много официальных лиц, и я вспоминаю евангельское повествование о том, как Христос наблюдал за людьми, которые приносили в храм пожертвования. Когда Он увидел бедную вдову, положившую в сокровищницу всего две лепты, то сказал апостолам: " Эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела " (Лк. 21:4). И поэтому каждому из вас — и к высоким гостям, и прихожанам, и всем, кто сегодня пришел, — я обращаюсь с любовью: дорогие братья и сестры, для меня очень трогательно освящать еще одну порушенную святыню Подмосковной земли. За Божественной литургией для нашего назидания всегда читается отрывок из Евангелия. Сегодня мы слышали о том, как люди, отчаявшиеся во врачебной силе, принесли к ногам Спасителя парализованного человека. Господь подошел к нему и сказал: " Прощаются тебе грехи твои " (Мф. 9:2). Книжники возроптали, считая эти слова богохульством, а Христос сказал: " Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой " (Мф. 9:6). О чем говорит нам это евангельское повествование? Во-первых, о любви друг к другу, потому что находясь вместе, мы видим нужды и болезни друг друга, и обязаны помогать нашим ближним и молиться о них. Евангелие говорит нам и о том, что наши человеческие болезни бывают следствием греховной жизни, поэтому в первую очередь Господь прощает этому человеку грехи, дает ему право наследовать Царствие Божие, и только потом возвращает ему здоровье. Будем всегда помнить о том, как мы должны братолюбиво относиться друг к другу, как должны молиться друг за друга и стараться удерживаться от грехов. Но, конечно, слаб человек, и поэтому Господь дал нам через Церковь таинство Покаяния, когда после исповеди мы получаем от Господа прощение наших грехов. Помогай нам всем Господь в несении нашего жизненного креста и в памятовании о том, что мы должны любить друг друга, молиться друг за друга, и, конечно же, помогать друг другу.

http://patriarchia.ru/db/text/5666674.ht...

Самый интересный вопрос: почему так получилось, что безбрачие стало фактически обязательным на уровне епископата в Православной Церкви, тогда как сам апостол Павел говорил, что епископ должен быть женат? Я думаю, причин здесь должно быть несколько. Во-первых, высокий авторитет монашеского и безбрачного духовенства, который был выше, чем у духовенства, состоящего в браке. Во-вторых, это авторитет самого монашества, то есть если избирали на епископское служение, то избирали самых авторитетных пастырей, которые находились как раз в монашеской среде. В-третьих, здесь есть еще и интерес, связанный с защитой Церкви от возможного посягательства на ее имущество. Что я имею ввиду? Представьте себе, допустим, что епископ — это женатый человек, у него жена и пятеро сыновей. Наверное, ему захочется своих пятерых сыновей поставить на ключевые точки в епархии, на самые богатые приходы, сделать их настоятелями этих храмов, может быть, и жена будет играть какую-то особую роль во всей этой структуре. Представьте себе, во что может превратиться епархия. То есть, если у человека помимо собственно служения, которое должно занимать все его мысли и чувства, есть еще разного рода семейные интересы, то эти интересы могут переплетаться и привести к большому кризису в епархии. Вот почему Православная Церковь на достаточно раннем этапе стала отдавать предпочтение безбрачному духовенству для избрания в епископы, а впоследствии не позднее X века сделало безбрачие обязательным условием для принятия епископского сана. Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, как понимать учение о конце света? Что это такое и как будет происходить? Митрополит Иларион: Об этом достаточно подробно говорил Сам Господь Иисус Христос. В Евангелии от Матфея целая глава посвящена изложению того, что Он говорил о конце света. Он говорил, что концу человеческой истории будут предшествовать разные бедствия. «Восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7); «Во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Но Господь также предсказывал, что Он явится Сам для того, чтобы судить всех людей, но явится не так, как в первый раз — в смиренном человеческом облике, а явится во славе: Его будут сопровождать ангелы Божии и Он поставит одних людей по правую сторону, а других по левую. По правую сторону встанут те, которые исполняли Его заповеди, делали добро людям: накормили голодного, одели нагого, посетили находящегося в темнице. А тех, которые не совершали добро, Господь поставит по левую руку, потому что, как Он сказал, то добро, которое мы делаем или не делаем по отношению к конкретному человеку, мы делаем или не делаем по отношению к Самому Богу.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5748391...

Симеону досталось переводить книгу пророка Исаии. И когда он дошел до того места, где сказано " …се, Дева во чреве примет " (Ис. 7:14), он посчитал, что здесь допущена ошибка, потому что дева не может родить, и захотел исправить текст. В это время ангел Господень остановил его руку и сказал: " Ты усомнился, но ты не умрешь до тех пор, пока не исполнится это пророчество " . И долгую жизнь вел старец Симеон, ожидая этого события. И когда по Закону Моисееву, на сороковой день по рождении Спасителя, Мария и Иосиф принесли Его в храм, им навстречу вышел Симеон, отягченный многими годами жизни, взял на руки Младенца и произнес слова, которые мы повторяем за каждым богослужением: " Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля " (Лк. 2:29-32). Это событие мы продолжаем праздновать, дорогие братья и сестры. Одновременно с ним Церковь готовит нас к достойной встрече и прохождению святого и Великого поста. Сегодня читалось евангельское повествование о том, как два человека вошли помолиться в храм. Один из них был мытарь — сборщик налогов, который был презираем в обществе, которого не любили люди, но он не мог глаза свои поднять и в сокрушении, сознавая свою греховность, молился, бия себя в грудь, повторяя одни и те же слова: " Боже! будь милостив ко мне грешнику! " (Лк. 18:13). А другой, фарисей, стал молиться так: " Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь " (Лк. 18:11). И стал перечислять перед Богом свои заслуги: как он молится, как он дает подаяния нуждающимся. В завершение притчи Господь говорит, что мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей, " ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится " (Лк. 18:14). Как близко это повествование каждому из нас! Не молимся мы этой молитвой мытаря, но думаем, что из-за того, что мы ходим в храм, даем милостыню, совершаем добрые дела, мы лучше всех грешников. Тем самым мы осуждаем других, и жизнь наша проходит в этом осуждении. Мы не знаем внутреннее состояние человека: как он живет, как молится, а судим лишь по внешним делам людей. Мы уподобляемся фарисею, которого Господь осудил. Поэтому, готовясь к Великому посту, мы должны заглянуть вглубь своей души, увидеть свои грехи, из-за которых мы от Бога отходим и не совершаем добрых дел. Мы должны молиться той же покаянной молитвой: " Боже! будь милостив ко мне грешнику! " Помогай нам всем Господь нести свой жизненный крест. Я очень рад, братья и сестры, что сегодня имел счастье совершить с вами совместную молитву и преподать вам Божие благословение. Храни вас всех Господь!» Московская областная епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010