balashov – Мне приходилось слышать оптимистические рапорты одного докладчика о том, сколько тысяч людей окрещено в их епархии за отчетный период. Верующие люди в зале восторженно рукоплескали. А я, несознательный и уже не такой молодой священник, не хлопал, а вспоминал, как нас в детстве принимали в пионеры и только один двоечник в классе не был принят. Но что-то никак не претворялся в жизнь лозунг: «Пионер – всем ребятам пример». Вот если бы докладчик говорил, что в его епархии все храмы полны народу, что много молодых людей стремится стать священниками, что при каждом втором храме есть воскресная школа если не для детей, то по крайней мере для взрослых, я бы встал и аплодировал громче всех! Но кто же это сказал: «По вере вашей да будет вам»? Ах, да ведь это Иисус Христос. Какие странные слова мы слышим еще в Евангельском чтении во время таинства Крещения: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19–20). Как здорово! Христос обещает быть с нами всегда, во все дни нашей жизни и даже после ее окончания, даже после смерти быть с нами. Значит нам уже ничего не страшно? Ну как сказать, для этого все-таки надо что-то сделать. А что? Поскольку Евангелие представляет взаимоотношения Иисуса Христа и человеческой души наподобие отношений жениха и невесты или мужа и жены, то подумаем, как молодой человек и девушка могут построить крепкую счастливую семью? Первый этап – знакомство. Люди встретились, понравились друг другу. Далее, чтобы знакомство углубилось, начинается разговор – диалог. Они рассказывают друг другу о себе, делятся своими мыслями. Между ними строится взаимопонимание, углубляется дружба, может возникнуть любовь. Второй этап – построение семьи. Когда отношения взаимопонимания построены, связь двух душ стала крепкой, наступает время для соединения двух жизней в одну. Родилась семья. На этом обычно завершаются все детские сказки про любовь. А в счастливейшем браке добрая сказка еще только начинается.

http://pravoslavie.ru/37727.html

Архив Пн Слово архимандрита Феодосия (Нестерова) при наречении во епископа Ноябрьского 20 сентября 2023 г. 20:30 20 сентября 2023 года в Тронном зале кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Феодосия (Нестерова) , клирика Архангельской епархии , во епископа Ноябрьского, викария Салехардской епархии . При наречении архимандрит Феодосий обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, по представлению Вашего Святейшества и решением Священного Синода, призываюсь я, недостойный, к архиерейскому служению. Осознавая и исповедуя свою немощность и недостоинство, вспоминаю слова апостола Павла: Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного (Рим. 7:22-23). Величайшая высота и ответственность святительского подвига приводит меня в трепет и волнение. Но безусловно верю, что решение Священноначалия является несомненным выражением воли Божией. Принимая высокую ответственность, со страхом осознаю, что предстоит держать ответ перед Господом не только за свои дела и поступки, но более всего за вверенных архиерейскому попечению людей, народ Божий, за состояние церковной жизни. При этом исключительно уповаю на милость Божию, укрепляющую благодать Христову, благословение и молитвы Священноначалия. С надеждой и смирением вслушиваюсь в утешительные слова Священного Писания: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное избрал Бог, чтобы посрамить сильное (1 Кор. 1:27). Мысленным взором обозревая свою жизнь, наблюдаю действие благого Промысла Божия. Рос в семье с традициями и крепкими нравственными устоями. В годы учебы в МВТУ им. Н.Э. Баумана, куда поступил по стопам родителей, в стране открывались новые храмы, появилось много произведений неведомой ранее православной литературы. Стал с интересом ее изучать, делая первые шаги к церковной жизни. По окончании технического университета не чувствовал в себе призвания работать инженером и усердно молился Господу, чтобы мне был открыт путь будущей жизни. Через ряд обстоятельств и встреч мне со всей ясностью стало очевидным, что я призываюсь к монашеской жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/6060856.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Алексия при вручении архиерейского жезла епископу Богородскому Елисею, викарию Корсунской епархии в кафедральном соборном храме Христа Спасителя Города Москвы 26 ноября 2006 г. 26 ноября 2006 г. 16:13 Преосвященный епископ Елисей! По молитвам Церкви, возложением святительских рук, тайнодейственно снизошла на главу твою Божественная сила «Немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», почила, и отныне будет жить, и действовать в тебе. Благодатью Всесвятого Духа ты отныне приобщен к сонму архиереев Церкви Христовой, и призван продолжить апостольское сеяние слова Божия и освящение верных благодатью спасительных Таинств. «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1 Петр. 1,3) да сподобит тебя свято и непорочно совершать свое пастыреводительство, управляя паствой «не принужденно, но охотно и богоугодно» (1 Петр.5,2), проливая Божественный свет вечной Истины на верных чад церковных дабы они прославляли Отца Небесного (Мф.5,16). К тебе, вступающему на крестный жертвенный путь епископского служения, обращаю Наше слово назидания и благих пожеланий. Ты соделался сопричастником власти, которую Господь даровал Своим учеником, и, как и они, ты должен «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим.2,15). Внешнее положение епископов менялось во времени. Но неизменным остается данное нам Богом «служение примирения» (2 Кор.5, 18). Епископ получает власть не для того, чтобы властвовать над народом Божиим и превозноситься над другими. Мы призваны пасти «Божие стадо ... непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр 5,2-3). Апостол Павел говорит: «Сокровище сие, — то есть епископскую благодать, — мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4.7). Апостол указывает нам не только на немощь нашего человеческого естества, на наше духовное несовершенство, но и на внешнее положение, на готовность, по примеру Христа, «уничижить» себя до готовности отдать жизнь свою ради спасения мира.

http://patriarchia.ru/db/text/163637.htm...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Зосиме (Балину), епископу Азовскому 8 января 2019 г. 17:51 8 января 2019 года, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля и возглавил хиротонию архимандрита Зосимы (Балина)  во епископа Азовского, викария  Омской епархии . По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Зосиму на служение. Преосвященный епископ Зосима! В сей знаменательный день и час поздравляю тебя с принятием благодати Святого Духа и приветствую древним литургическим возгласом «Христос посреде нас». Он посреди нас, ибо неложно Его обещание пребывать в Церкви во все дни до скончания века (Мф. 28:20). Он посреди нас, ибо неизменно Его обетование: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Он с нами, ибо всякий раз, когда мы собираемся вкупе для участия в Таинстве Евхаристии, Он нас всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соединяет друг со другом во единаго Духа Святаго причастие (последование Литургии Василия Великого). Сегодня по молитвам Церкви через возложение архиерейских рук во время совершения епископской хиротонии на тебя снизошла Божественная благодать, ты стал преемником апостолов и продолжателем их дела. Это значит, что отныне ты призываешься к новым трудам на ниве церковной. Прежде чем приступить к исполнению возложенного на тебя послушания, надлежит тебе в соответствии с установившейся традицией внять слову Патриарха и принять архиерейский жезл — видимый символ дарованной власти и сопряженной с ней огромной ответственности. Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, что тебя ждут нелегкие труды и немалые заботы о развитии церковной жизни в Омской епархии, куда в соответствии с решением Священного Синода направляешься ты в качестве викарного архиерея. По завету святого апостола Павла «проповедуй слово, наставляй во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2), дабы твое свидетельство о евангельской Истине, обращенное к нашим современникам, было и ясным, и убедительным. А чтобы труды твои были плодотворны, ты сам по слову того же апостола должен являться «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Так поступая, ты сможешь привлечь в Церковь и ближних, и дальних, а значит, поможешь им идти спасительным путем веры Христовой.

http://patriarchia.ru/db/text/5339260.ht...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Ипатию (Голубеву), епископу Анадырскому и Чукотскому 21 августа 2018 г. 18:55 21 августа 2018 года, в праздник перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе  Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря . и возглавил хиротонию архимандрита Ипатия (Голубева) во епископа Анадырского и Чукотского. По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Ипатия на служение. Преосвященный епископ Ипатий! Премудрым действием Промысла Божия, явленного в решении Священного Синода, по молитвам архипастырей и чрез возложение на твою главу святительских рук, ныне ты был сопричтен сонму епископов нашей Церкви. Теперь тебе как апостольскому преемнику предстоит плодоносно трудиться в винограднике Христовом во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы. Сегодня ты принял особую благодать, потребную для достойного прохождения предстоящего поприща. Великолепие соборного служения Литургии, красота и гармония образов и звуков возносят твое сердце горé, преисполняя его духовной радостью в сей знаменательный для тебя день. Однако памятуй, что нынешнее торжество совершается Церковью не ради твоих заслуг, а потому не они — причина твоего вхождения в сонм архипастырей. Совершается оно ради насущной необходимости «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28), ибо нивы Божии «побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35). Посему как можно чаще приводи себе на ум слова Христа Спасителя, сказавшего Своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал» (Ин. 15:16). Тебе немало уже довелось поработать Господеви: многие годы ты нес послушание в клире Новосибирской епархии, где приобрел ценные знания и опыт приходской жизни. Теперь тебе предстоит возделывать ниву Божию на восточном порубежье нашего Отечества, в Анадырской епархии, на пространствах вечной мерзлоты. Потщись же, чтобы огонь твоей веры, вкупе с пламенем ревности о славе Господней, не был остужен суровым климатом земель, лежащих вдоль побережий арктических морей. Дай Бог, чтобы твое молитвенное горение и душевное тепло, сердечная и никогда не угасающая забота о людях были самым убедительным проявлением силы твоей веры, ярким и зримым свидетельством того, что ни лютый холод, «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» (Рим. 8:39).

http://patriarchia.ru/db/text/5255292.ht...

Архиепископ Запорожский Лука призвал паству к посту и молитве в дни политического кризиса 21 января, 2014. Новостная служба Распоряжение архиерея будет исполняться до умиротворения в городе Киеве. 21 января. В дни политического кризиса в Украине архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука призвал паству к посту и молитве. В распоряжении правящего архиерея, опубликованном на сайте Запорожской епархии , духовенству благословляется по окончанию Божественной литургии совершать последование «Молебного пения о умножении любви», после чего оглашать пастве обращение правящего архиерея. Кроме того, архиепископ Лука благословил паству по силам и разумению взять на себя подвиг поста в эти дни. Распоряжение архиерея будет исполняться до умиротворения в городе Киеве. На сайте епархии также опубликовано обращение архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луки к верующим: «Возлюбленные о Господе братия и сестры! В эти святые дни великого праздника Богоявления и Крещения Господа нашего Иисуса Христа, вновь и вновь хочу повторить вам Евангельские слова молебного пения об умножении любви, возносимого во всех храмах нашей Церкви в дни Рождественского поста:  « Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, лож есть: ибо не любяй брата своего, егоже виде, Бога, Егоже не виде, како может любити?» (Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?)(Ин.4:20). Призывая помощь Божию будучи в скорби, обращаясь к Нему с просьбой укрепления нас в борьбе с нашими немощями, мы лишь просим, просим и просим. И Он отвечает каждому из нас по вере нашей. Господь многомилостив, и являет Собой неиссякаемый источник любви, но почему же мы не хотим ответить Ему тем же – показать явно свою любовь к Господу через всепрощающую любовь к своим братиям и сестрам? Еще звучит в сердцах благовест о Боговоплощении, о той спасительной жертве, которую принес Господь, родившись от Пречистой Девы, чтобы принять на себя страдание за наши грехи, а в дни Святого Богоявления, в Церкви мы слышим призыв Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2), но ненависть друг ко другу продолжает овладевать сердцами нашими. Более того, чтобы возводить напраслину, мы уже не сдерживаем своего гнева!

http://pravmir.ru/arxiepiskop-zaporozhsk...

Братия! В заключение беседы предлагаю апостольское учение. Внимайте и последуйте ему. Трезвитеся, бодрствуйте: зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, некий кого поглотити. Ибо вы сами достоверно знаете, пишет апостол Павел, что день Господень так придет, как тать в ночи. Ибо когда будут говорить: мир и безопасность! Тогда постигнет их внезапная пагуба. Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Все вы сыны света и сыны дня: мы не сыны ночи, ниже тьмы. Итак да не спим, как и прочие, но да бодрствуем и трезвимся. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сыны дня, да трезвимся, облекшись бронею веры, и любви, и шлемом надежды спасения. Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения Господом нашим Иисусом Христом, умершим за нас, чтобы мы вместе с Ним жили ( I Сол. 5, 2:10 ). Ему Спасителю и Богу нашему слава, честь и поклонение, с превечным Его Отцем и Всесвятым Духом, во веки веков. Аминь. Приложение 22 Справочник по обществам трезвости Екатеринбургской епархии начала ХХ века Афанасьев А.Л. г. Томск Автором с помощью специальной анкеты впервые составлен представленный ниже краткий справочник по обществам трезвости Екатеринбургской епархии на 1 января 1911 г. В его основу легли сведения из рапорта секретаря местной духовной консистории от конца 1910 — начала 1911 гг. (с приложением уставов ряда обществ) 27 , направленного в канцелярию оберпрокурора Св. Синода. Сведения дополнены нами по источникам, исходящим от участников трезвенного движения (они указаны в скобках) и работы И. Кудряшовой . Епархия начала XX века включала в себя территорию нынешней Свердловской области и Шадринский уезд, чья территория входит сегодня в Курганскую область. Справочник отражает разнообразный опыт трезвенной работы священников, крестьян, рабочих, учителей и может быть полезен для широкого круга граждан современной России. Членов в первый год — 14, в 1911 г. — 20. Выписка православных и трезвенных журналов, брошюр, листков. (Д. 141. Л. 187,197.)

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-organizova...

Будем, наконец, хранить единение веры в союзе мира ( Еф. 5:2 ): способствовать миру и спокойствию жизни, помогать друг другу, утешать малодушных, вразумлять заблуждающихся, охранять их от соблазнов злых учителей, всеми силами помогать вере и благочестию. Погибали язычники – ниневитяне, но, по слову пророка, покаялись; и Господь помиловал их; погибали не раз в прошлом и предки наши, но молились, каялись, очищали жизнь, и Господь не оставлял их Своею милостью. Тяжелые времена, неудачи на войне, потери убитыми и ранеными, потери кораблей, гибель миллионов из государственного достояния, – пусть все это послужит нам уроком: нужно долго бить колос, пока отделится пшеница от соломы. Приимите наказание, да не прогневается Господь ( Пс. 2:12 ). Блажен человек, которого обличил Господь, и наказанья Вседержителя не отвращайся ( Иов. 5:17 ). «Сын мой, не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, – то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности. Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена» ( Евр. 12:5–12 ). «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр. 12:14 ). Послесловие ко II-мy тому Во II-й том вошли напечатанные в различных органах мои проповеднические труды за последние (с 1901 по 1905-й вкл.) годы моего служения в г. Тифлисе в должности Окружного Наблюдателя церковных школ в епархиях Грузинского экзархата. Время с марта 1905 года и до начала 1906-го, в самый тревожный период внутренних беспорядков в России, я провел в беспрерывных разъездах, в командировках по школам; мною посещены следующие местности: Владикавказская епархия с Осетией, Ставропольская губерния, Кубанская область и специально – горские мусульманские аулы Майкопского отдела, затем епархии Благовещенская, Владивостокская, Северная Маньчжурия, Забайкальская область, Иркутская, Енисейская, Томская, Омская епархии. Тревожные обстоятельства того времени и вообще крайне тяжелые условия этого обширного путешествия, во время которого пришлось много раз совершать богослужения и говорить поучения в различных городах и местах России, препятствовали печатанию проповедей, и поэтому они остаются в рукописях; вот причина, по которой 1905-й год во II-м томе занимает сравнительно мало места. Придется ненапечатанные проповеди впоследствии, если Бог благословит, издать особым дополнительным томом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

В последние годы жизнь Русской Православной Церкви развивается очень быстро. По всей России идет возвращение верующим православных святынь и их восстановление. К сожалению, мало кто проявляет интерес лучше узнать нашу церковную историю и использует открывающиеся возможности поклониться российским святым местам! А жаль! Многие, получив отпуск «для лечения», стремятся раз за разом в паломничество за границу, оставаясь равнодушными к отечественному духовному наследию. Это неправильно. А тем храмам и монастырям нашей епархии, которые являются хранителями драгоценного духовного достояния, следует озаботиться, чтобы иметь квалифицированных экскурсоводов из своей среды, справочную литературу и элементарные условия для оказания внимания прибывающим паломникам и самое главное – желание это делать. И уж никак недопустимо грубое и равнодушное отношение к тем, кто хочет помолиться в святых местах нашей епархии. Цель нашей деятельности не должна ограничиваться лишь восстановлением и строительством храмов. Нам необходимо стремиться к тому, чтобы дом Божий наполнялся просвещенными светом Христовой веры людьми, в жизни своей воплощающими заповеди Божии. Новые члены Церкви должны получать достойное наставление в вере и духовное воспитание в обстановке, когда пастырь служит для них личным примером благочестия. Пусть же никто из нас не будет подобен ветхозаветным пастырям, о которых пророк говорит, что они «пасли себя самих», услаждались земными благами, забывая об укреплении слабых, врачевании больных, а по отношению к ближнему проявляли насилие и жестокость (см.: Иез. 34:2-4). Грозно предупреждал таких святой апостол Павел: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7). Святая Церковь предлагает нам благодатный и радостный путь служения Богу и ближним, возлагая на каждого ответственность быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), вразумлять бесчинных, утешать малодушных, поддерживать слабых, быть долготерпеливыми ко всем (см. 1 Фес. 5:14).

http://patriarchia.ru/db/text/72323.html

В этом архипастырском служении ближнему да исполнится твое сердце той любовью, что «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13:4-6). Неукоснительно держись канонов церковных, научая клириков своих и народ Божий твердому стоянию в православной вере, верности Преданию Церкви, готовности хранить ее соборное единство перед лицом ложных мудрецов и расколоучителей. Для этого, по завету Апостола языков, «проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2). Тебе предстоит нести свое служение в новообразованной Покровской и Николаевской епархии, входящей в состав Саратовской митрополии. Данный регион хорошо знаком тебе. Долгие годы ты, исполняя различные послушания, был деятельным и верным соработником Преосвященного владыки Лонгина. Поволжье, эта традиционная житница России и малая родина многих наших святых, сильно пострадало в страшные годы атеистических гонений в XX веке. На протяжении десятилетий планомерно уничтожались храмы и монастыри, а из сознания народа вытеснялась вера в Бога. Возрождая полнокровную церковно-приходскую жизнь во вверенной твоему попечению епархии, старайся убедительным словом и личным благочестивым примером приводить людей ко Христу, свидетельствуя о непреходящих евангельских ценностях. Не только к проповеди, но и ко многим другим общественно значимым делам призывает тебя ныне Церковь. Перед тобою открывается широкое поприще для социальной, просветительской и молодежной работы. И вновь обращаю твой духовный взор на житие отца нашего Пахомия, во святое имя которого ты пострижен в монашестве. Однажды Ангел Господень явился ему и трижды воззвал: «Пахомий! Пахомий! Пахомий! Воля Божия — чтобы ты служил роду человеческому и воссоединял людей с Богом». Услышь этот призыв в своей душе и полагай его обращенным и к себе тоже. Да вселится в тебя сила Христова, да подаст тебе Милосердный Господь епископскую мудрость и помощь свою, дабы право править слово Его истины и пребывать непорочно в исполнении заповедей.

http://patriarchia.ru/db/text/1841101.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010