Ближневосточная иконопись, как и вся культура православного Леванта, может быть разделена на две ветви – греческую и арабскую. Впрочем, разделение это более, чем условно. Только на первый взгляд может показаться правомерным вычленение каких-либо культурно-географических ареалов: Палестины с Синаем, где доминировала греческая живопись, и Сирии, региона преобладания арабских художественных традиций. На самом деле, на территории Палестины работало множество арабских живописцев и складывались целые художественные школы. Наряду с этим, к арабской (мелькитской) иконописной традиции причисляют ряд мастеров греческого происхождения, писавших иконы в Сирии для арабских церквей. Так что, казалось бы, правильнее классифицировать ближневосточное изобразительное искусство по принципу той аудитории (субкультуры), на которую была ориентирована художественная продукция: были ли это греческие монастыри и многонациональный поток паломников или же автохтонные арабо-христианские общины. Но и этот критерий кажется размытым. Известны мастера, расписывавшие церкви и в греческих монастырях, и в арабских селениях. А в этих арабских церквях мелькитские образа иной раз терялись в массе привозных икон греческого или русского письма. Иконы церквей Иерусалима, Вифлеема, Синая и других знаменитых Св. мест тоже были, в значительной части, импортные, написанные греческими мастерами Восточного Средиземноморья. Тут доминировала продукция Критской школы, главной законодательницы художественных вкусов пост византийского мира XVI – середины XVII века. Наряду с этим, были представлены и другие греческие региональные стили изобразительного искусства: так, «красивейший», по отзывам современников, иконостас Вифлеемского храма, установленный патриархом Досифеем в 1672 г. и разломанный францисканцами через 20 лет, был изготовлен хиосскими мастерами. 2016 Нынешний иконостас церкви Богородицы Баламандского монастыря был создан в Македонии в конце XVII века. 2017 Наряду с этим, греческие монахи-живописцы встречались и на территории собственно Арабского Востока. Крупным художественным центром был Синайский монастырь, где работали, главным образом, приезжие критские мастера. Синайская иконописная школа была способна на творческие новации, как, например, создание оригинального иконографического типа св. Екатерины, сидящей на троне. Эта икона, впервые выполненная в 1612 г. Иеремией Палладиусом для нового иконостаса монастыря, была в последующие десятилетия растиражирована во всех уголках восточно-христианского мира. 2018 Мелетий Хиосский (будущий антиохийский патриарх Евфимий III ас-Сакизи), славившийся как иконописец, начинал свою церковную и творческую карьеру в палестинской лавре св. Саввы. 2019

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кому более всего выгоден раскол в украинском православии Как униаты в Украине расширяют влияние за счет православных 19.02.2019 842 Время на чтение 3 минуты История взаимоотношений православных и католиков полна драматизма и до сих пор неразрешенных проблем. Одной из них является Украинс кая Греко-католическая Церковь - наследие Брестской унии 1596 г. И хотя в 1993 г. в Баламандской декларации, выработанной Смешанной международной комиссией по богословскому диалогу, Католическая Церковь провозгласила отказ от прозелитизма (т. е. от деятельности, направленной на обращение в свою конфессию) и признала, что уния не может рассматриваться в качестве способа достижения единства, на практике эти заявления остались лишь красивыми словами. Украинское униатство для современной Украины всегда было чисто локальным явлением, характерным лишь для некоторых западных областей страны. Но самим униатам этого всегда было мало, и вопреки всем благим намерениям Ватикана, высказанным в Баламанде, украинские грекокатолики, не удовлетворившись разгромом православных епархий на Западной Украине, активно стали продвигаться на Восток. Сперва от властей УГКЦ получила два храма в Киеве, некогда отобранных у православных советской властью. Затем был построен греко-католический кафедральный собор, именуемый «патриаршим», что было довольно символично, несмотря на то, что Ватикан упорно не желает предоставлять главам украинских униатов патриарший титул. И далее в разных городах Центральной и Восточной Украины стали создавать униатские приходы. Особой популярностью у народа они не пользовались, но для греко-католиков важно было закрепиться на новых для них территориях. То, что УГКЦ рассматривает всю территорию Украины как собственную, ни для кого не секрет. Более интересно в этом контексте участие представителей униатства в действиях, связанных с расколом в украинском православии. И здесь не нужно строить никаких особых конспирологических теорий - факты говорят сами за себя: участие политиков-униатов (в частности, спикера Верховной Рады Андрея Парубия) в печально известном обращении к Константинопольскому Патриархату о даровании Томоса и во всех мероприятиях с его получением; нескрываемая позитивная оценка создания «Православной Церкви Украины» и, следовательно, углубление раскола в украинском православии - со стороны лидера УГКЦ архиепископа Святослава (Шевчука); постоянные заявления руководства УГКЦ о единении с православными раскольниками «во имя общего блага, наследия, единого, европейского, независимого, соборного государства»; участие греко-католического руководства в «интронизации» главы ПЦУ Епифания Думенко.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/19/ko...

Прогрессисты выступают за такой диалог с другими христианами, который не сводился бы только к требованиям покаяния и возвращения в Католическую Церковь. Особенно от православных, как они считают, Церковь не должна требовать никаких изменений. Именно прогрессивные католики в православно-католическом диалоге стали инициаторами принятия Баламандского документа, который определяет униатство, как «устаревший метод объединения» уже не допустимый для поисков единства. Но полноценному принятию документа всей Католической Церковью воспротивились консерваторы. Короче говоря, так называемые “прогрессисты” среди священноначалия Католической Церкви – это умеренные новаторы, которые хотели бы добиться большей открытости, прозрачности и честности в управлении церковной жизнью. Они выступают за сокращение дистанции, отделяющей священноначалие и клир от простых верующих, за поддержание диалога со светским миром, за активное участие Церкви в социальном служении бедным и нуждающимся. Лагерь так называемых “прогрессистов” столь же многочисленный (а, быть может, более многочисленный), что и лагерь “консерваторов”. Но последние занимают важные места в курии и в недавнее время больше, чем прогрессисты, скомпрометировали себя в различных скандалах. Ввиду этого, избрание умеренного прогрессиста должно было быть более вероятным, чем победа консерваторов. Тем более, что два последних понтификата были скорее консервативными. В истории Католической Церкви чередование тех или иных направлений среди высшей иерархии – явление обычное. Любой Папа окружает себя единомышленниками. Поэтому, чаще всего, после смерти Понтифика – особенно если понтификат был продолжительным – следует победа несогласных и недовольных, иными словами, победа “оппозиционных сил” и полная смена всего руководящего состава. Однако, и здесь могут быть сюрпризы, как не раз бывало в истории Церкви. 28 октября 1958 года, после довольно длительного конклава, Папой был избран 77-летний патриарх Венеции, кардинал Анджело Ронкалли, который стал Иоанном XXIII. По мнению большинства историков Церкви, он был обязан своим избранием просто старости и тому, что он не был видным человеком, а был добрым пастырем, далеким от интриг курии. После долгого правления его предшественника-консерватора Пия XII, ни одна из групп не могла выдвинуть в конклаве своего кандидата. Поэтому кардиналы избрали человека, который, как они полагали, стал бы “переходным Папой”, чтобы они смогли за это время лучше подготовить своих кандидатов.

http://pravmir.ru/a-pochemu-imenno-xorxe...

Среди приписок в монастырских книгах периодически фигурируют имена монахов и игуменов Баламанда, что позволяет пунктирно прочертить его историю. Первый настоятель обители Макарий ад-Дейрани около 1608 г. был поставлен патриархом Дорофеем на кафедру митрополита Сайданайи. Приняв на архиерействе имя Симеон, он возглавлял эту епархию более четверти века. 984 Управление Баламандским монастырем принял хури Юханна, правивший 7 лет, то есть приблизительно в 1608–1615 гг. Монастырская братия, насчитывавшая в 1602 г. 9 человек, при Юханне достигала 25, 985 а в 1624 г. при настоятеле хури Булосе составила 20 человек. 986 В январе 1642 г. в записке Трада ибн Джурджиса из селения Амьюн впервые встречается упоминание игумена Саввы, сына Юсуфа, сына диакона Якуба, сына хадж Михаила из деревни ‘Афсадик под Триполи. В разных собраниях сохранились его собственные автографы от 28 сентября 1649 г. и 12 мая 1654 г. 987 Савва сопровождал патриарха Макария в его путешествии в Россию в 1650-е гг. Хотя эгоцентричный Павел Алеппский в своем описании путешествия игнорирует почти всех спутников Макария, для Саввы он сделал исключение, да и русские архивные документы пестрят упоминаниями «Ливонские горы Успенского монастыря архима(нд)рита Савы». 988 В РГАДА хранится грамота 1652 г. от братии Успенского Баламандского монастыря к царю Алексею Михайловичу «о неоставлении их подаянием милостыни». 989 Сам текст письма – на греческом языке, но пять подписей под ним – на арабском: хури Муса, хури Ханна, хури Макариус, хури Серапион, касс Юсеф. Эту грамоту в Москву привез архимандрит Савва, прибывший в свите Макария. Антиохийский патриарх неоднократно ходатайствовал – перед царем, царицей, патриархом Никоном – о милостыне персонально Савве, а в марте 1656 года, как уже говорилось, выхлопотал жалованные грамоты трем сирийским монастырям о праве раз в семь лет присылать посольства за милостыней. Грамота предписывала «украинных городов боярам и воеводам, и всяким приказным людям того Успенского Ливонского монастыря архимарита и старцов к нам к Москве и с Москвы пропускати без задержанья и подводы и корму и приставов давать против иных таких... И с них никакой пошлины и мыту... не имати... А кто на них и их слугах что возьмет или чем изобидит, и тому от нас быти в опале, а взятое велим отдати вдвое». 990

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На обратном пути из России, задержавшись в Валахии, Макарий отправил часть царских даров с обозом в Стамбул под надзором игумена Саввы. Далее произошло что-то малодостойное, потому что после этого Павел Алеппский в своей книге обрушивается на Савву с проклятиями, говорит, что после всех явленных ему милостей он «оказался сыном прелюбодеяния» (так Г.А. Муркос перевел это ругательство). «Да отплатит ему Бог и да будет Он судией между нами и им!» – писал Павел. 991 Остается предположить, что Савва присвоил сокровища и скрылся, но это совершенно нелогичное поведение для уважаемого игумена знаменитого монастыря. Что за конфликт произошел между Макарием и Саввой, мы, видимо, никогда не узнаем, но, похоже, он закончился для архимандрита плачевно. В рукописном собрании Баламандского монастыря хранится Евхологион, переписанный тем же Саввой 4 мая 1666 года. 992 В колофоне Савва называет себя «бывший настоятель Дейр аль-Фаламанда», то есть он лишился своего поста. И далее Савва сообщает, что книга была переписана им «в Бейруте, в архипастырство митрополита кир Филиппа, где пребывал писавший шесть лет и два месяца после ухода своего из монастыря». 993 Похоже, вся жизнь для него разделилась на «до» и «после», время его настоятельства и период «опалы», которому он ведет счет чуть ли не по дням. Благодаря этому, мы можем определить приблизительную дату смещения Саввы: март 1660 г., через 10 месяцев после возвращения Макария в Сирию. Патриарх не торопился сводить счеты со своими врагами, тем не менее, Макарий свои обиды не забывал. Впрочем, и как частное лицо, бывший настоятель Савва сохранял некоторое влияние в своем монастыре. В составе следующего посольства Макария в Москву (1662 г.) отправился баламандский игумен Неофит, везший среди прочего грамоту царю от архимандрита Саввы. 994 Колофоны баламандских рукописей содержат имена еще нескольких руководителей монастыря. Неофит, сменивший в 1660 г. на посту настоятеля Савву, как видим, был вскоре отправлен в Москву. Видимо, он умер на обратном пути или вскоре по возвращении, так как в источниках больше не фигурирует. В отсутствие Неофита монастырем управлял хури Ирмия из Хамы – сначала как вакиль (упоминается в этом качестве в апреле 1663 г.), потом – как полноправный игумен (фигурирует несколько раз в колофонах 1663–1675 гг.) 995 Известен Синаксарь, переписанный Ирмией в 1667 г., где он сообщает, что монастырская братия в его дни насчитывала 25 человек, и называет поименно нескольких наиболее авторитетных священников. 996 Среди них фигурирует касс Фарах, новая восходящая звезда монастыря. В том же 1667 г. Фарах оставляет запись в Библии Пимена Дамасского, где называет себя «слуга (хадим)» Дейр аль-Баламанда (1667 г.); 997 в мае 1675 г. заказывает новую рукопись – вклад в монастырь – совместно с настоятелем Ирмией, 998 а в колофонах 1680–1690 гг. именуется ар-раис («настоятель»). 999

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бейрутской епархии принадлежали также монастыри св. Георгия (Дейр аль-Харф) в области Метн и Архангела Михаила в Букаате, упомянутые Порфирием, но отсутствующие в описаниях Григоровича-Барского. В первом из них хранится небольшая коллекция рукописей, часть которых имеют датированные записи о пожертвовании их в монастырь. Самый ранний вклад был сделан игуменом Насраллой в 1719 г., 1035 то есть монастырь уже существовал во времена Григоровича-Барского, но не был им описан. Библиотека Архангельского монастыря в Букаате не дает оснований для каких-нибудь датировок. Большинство ее рукописей поздние (самые старые относятся к 1784 и 1785 гг.) и не содержат вкладных записей. Обращает на себя внимание нетипично большое количество мусульманской, маронитской и униатской литературы в монастырском собрании. 1036 Триполийская группа Далее к северу, вокруг Триполи, располагалось целое созвездие монастырей. Помимо Баламандского, это был, в частности, монастырь св. Иакова Персиянина (Мар Якуб). Ядром его стала кладбищенская церковь триполийских христиан, 1037 постепенно к 1600 г. обросшая монастырскими постройками. Церковь , по словам Григоровича-Барского, «лепа внутри строением, столпами и заломами, три придела имущая и врата едины, окон же мало, сего ради и темна есть, понеже купно меж иными здании стоит». 1038 Церковь окружали 12 келий, гостиница, хозяйственные постройки, вокруг монастыря возделывались виноградники и масличный сад. Среди настоятелей Мар Якуба известен священник Закария аль-Кубруси (Киприот), поставленный в 1620-х гг. патриархом Игнатием последним митрополитом Апамеи. 1039 Барский писал, что иноков в монастыре в прежние времена было много, в его же дни осталось 5–6, «не могуще умножитеся ради дани Турецкой». Тяжелые условия существования обители привели к фактическому отказу от принципов киновиального общежития: «ныне же малости ради иноков, и многих ради препятий турецких, чин иноческий не совершается, но идеже хощут, ядят (то есть не коллективно в трапезной. – К.П.), понеже и те монахи не всегда в монастыре обретаются, но на послушание монастырское расходятся». 1040 Порфирий в 1840-е гг. упоминает в монастыре только трех монахов. 1041

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Георгия. Раньше монахи жили там в летние месяцы, но в бытность Григоровича-Барского он был заброшен, «ради многих пакостей агарянских, наипаче же разбойников». 1060 Верхний монастырь стоял на удобной дороге, до нижнего же добраться было трудно, и жизнь там текла спокойней. При описании Хаматуры Барский повторил стандартную фразу: «тамо братии бяху иногда довольное число, ныне же мало, якоже и в прочих монастырях Триполя». 1061 Монастырь этот был беднее всех прочих, кормился милостыней, шелководством; в ущелье на потоке монахи держали три мельницы, где мололи зерно окрестных жителей. 1062 Похоже, до основания Баламандского монастыря именно Хаматура была культурно-религиозным центром округи. В монастырской библиотеке сохранилось необычно много книг, переписанных в XVI века людьми, близкими к антиохийским архиереям того времени – монахом Ибрахимом, учеником триполийского митрополита Дорофея (1574 г.), хури Мусой из деревни Мармарита, учеником патриарха Иоакима Джумы (1569, 1580 г.) и др. 1063 В приписках на полях манускриптов сообщается о пожертвованиях конца XVI века в монастырь книг, священнических облачений, шелка разных цветов, плантации шелковичных деревьев в соседнем селе и др. 1064 В 1589–1592 гг. монастырь Хаматура избрал местом пребывания вифлеемский митрополит Иоаким, который в 1579 г. безуспешно оспаривал иерусалимский престол у фанариотов и после этого, видимо, плохо уживался с патриархом Софронием. Иоакиму, бывшему монаху огромной и полупустой лавры св. Саввы, показалось тесно в Хаматуре, и он организовал строительство новой кельи, которую приходилось, по большей части, вырубать в скалах. 1065 Сирийские митрополиты оказывали внимание монастырю и в XVII века В Хаматуре хранятся книги – вклад бейрутского митрополита Иоакима, сделанный в 1600 г. (в колофоне упоминается настоятель Иоанникий), и халебского митрополита Мелетия Кармы от 1627 г. 1066 В 1650 г. в монастыре нашел убежище триполийский митрополит Иоаким, спасавшийся «от многого, произошедшего в Триполи и округе угнетения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве открылась международная патристическая конференция «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие» 28 апреля 2017 г. 17:13 27 апреля 2017 года в конференц-зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия состоялось открытие IV Международной патристической конференции «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие». Церемонию открытия возглавил ректор ОЦАД, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , тепло приветствовавший участников и гостей форума в стенах Общецерковной аспирантуры. С приветствиями выступили профессор новозаветной экзегетики Баламандского богословского института святого Иоанна Дамаскина архимандрит Иаков (Халиль) (Антиохийский Патриархат), священник Жан Акики (Университет Святого Духа, Каслик, Ливан), архимандрит Рабан Роджер-Юсеф Ахрасс (Сиро-Яковитская Православная Церковь), профессор священник Баби Варгезе (Маланкарская Ортодоксальная Семинария, Коттаям, Индия), декан Свято-Владимирской православной семинарии в Нью-Йорке протоиерей Джон Бэр. На открытии присутствовал представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон . В рамках I сессии «Жизнь, творения, переводы и рукописное наследие преподобного Ефрема Сирина» основной доклад сделал митрополит Иларион. В числе участников конференции — викарий Западно-Американской епархии Русской Зарубежной Церкви, декан Института богословских исследований имени святителей Афанасия и Кирилла Александрийских епископ Сакраментский Ириней, игумен Дионисий (Шленов) (Московская духовная академия), иерей Михаил Желтов (ОЦАД), священник доктор Доминик Сербело (Доминиканская епархия Тулузы, Франция), священник Никодим Юханаев (Ассирийская Церковь Востока в Армении), профессор евангелической теологии Карл Пинггера (Маргбургский университет, Германия), профессор теологии Джефри Уикс (Университет Сент-Луиса, Миссури, США), профессор Кэтлин Э. Маквей (Принстонская богословская семинария, Нью-Джерси, США), профессор Уте Поссекель (Гарвардская школа богословия, Кэмбридж, Массачусетс, США), доктор Эмилиано Фьори (Университет имени Гумбольдта, Берлин, Германия), профессор Ханна Хант (Открытый университет, Милтон-Кинс, Великобритания), профессор теологии Мартин Тамке (Университет Георга-Августа, Гёттинген, Германия ), Сабино Кьяла (община Бозе, Остуни, Италия), Адальберто Майнарди (община Бозе, Остуни, Италия), заведующий кафедрой богословия ОЦАД А.Р. Фокин, Григорий Кессель (Австрийская Академия наук, Вена, Австрия), Е.В. Барский (Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия»), Е.А. Заболотный (ЦНЦ «Православная Энциклопедия»), М.Г. Калинин (Московская духовная академия, ОЦАД). Конференция «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие» продлится до 29 апреля. Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4879935.ht...

Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной митрополита Нью-Йоркского и Североамериканского Филиппа 21 марта, 2014. Новостная служба Митрополит Филипп отошел ко Господу 19 марта в возрасте 83 лет. 21 матра. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну X и Священному Синоду Антиохийской Православной Церкви по случаю кончины митрополита Нью-Йоркского и Североамериканского Филиппа. Текст обращения опубликовала пресс-служба Патриарха московского и всея Руси . «Его Блаженству, Блаженнейшему Иоанну X, Патриарху Великой Антиохии и всего Востока Ваше Блаженство, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель! От лица Русской Православной Церкви, ее епископата, духовенства и мирян приношу искренние соболезнования Вам и Священному Синоду Антиохийской Православной Церкви в связи с кончиной ее выдающегося иерарха Высокопреосвященнейшего митрополита Нью-Йоркского и Североамериканского Филиппа. Заслуги почившего архипастыря в деле благовестия Христова, его плодотворное служение, направленное на утверждение Православия в Северной Америке, трудно переоценить. Владыка был другом Русской Православной Церкви. Я лично знал его на протяжении многих лет и с глубокой скорбью воспринял печальную весть о его кончине. Господь да упокоит душу новопреставленного митрополита Филиппа в селениях праведных и сотворит ему вечную память. С братской во Христе любовью +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ». Напомним, что митрополит Нью-Йоркский и Североамериканский Филипп преставился 19 марта на 84 году жизни. митрополит Филипп Он родился 10 июня 1931 года в горной деревушке Абу Мизан в Ливане. В крещении родители назвали его Абдалла, что в переводе с арабского значит «раб Божий». В 14 лет Абдалла покинул дом и поступил в Баламандскую духовную семинарию в Триполи (Ливан). Отец тогда сам подвел сына под благословение к Патриарху.  В 21 год абуна (отец) Филипп стал преподавателем арабского языка и литературы в Баламандской семинарии, а получив грант, сам, в сане диакона, отправился продолжать учебу сначала в Лондонский университет, а потом в греческую семинарию Святого Креста в США и, уже будучи священником, закончил одну из русских духовных семинарий в США — Свято-Владимирскую. Его первым храмом стал Георгиевский в Детройте.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-vyrazi...

Баламандский монастырь (версия для печати)/Православие.Ru Баламандский монастырь Православие.Ru , 31 марта 2005 г. Центральный вход в монастырь / Баламандский монастырь расположен в 80 километрах к северу от Бейрута и находится на плато возвышающемся над Средиземным морем. Десять веков здесь процветали труды познания и обучения. На этом месте по окончании второго крестового похода цистерианские монахи в 1157 году построили Баламандское Аббатство над древними византийскими руинами. Цистерианцы оставили монастырь перед тем как мамлюки султана Калавана заняли Триполи. Через триста лет после ухода крестносцев, антиохийские монахи приобрели это место. Проводя молитвенную жизнь, монахи обрабатывали землю, переписывали рукописи и давали убежище путникам, искавшим пристанища в трудные времена. В течение XVIII и XIX веков монастырь приобрел имения в районах Куры и Триполи и стал значительным центром сельскохозяйственного производства. Наследие Будучи центром Православной веры в течение четырех веков, монастырь собрал большое число икон, рукописей и литургической утвари. Два храма украшены драгоценными иконостасами и множеством икон представляющими многообразие стилей. Как духовный центр, где жили монахи и останавливались паломники, ищущие духовного окормления, монахи возделывали Баламандскую землю и стали духовным источником для окрестных жителей. Они заботились об умах и душах людей. В течение многих лет они переписывали богато иллюстрированные рукописи и бережно сохраняли церковную утварь. Были воздвигнуты новые постройки, гармонично вписавшиеся в ансамбль монастыря. Баламанд остается центром паломничества и прибежищем, для ищущих божественной правды, веры и любви. Рукописи Коллекция состоит из ста семидесяти рукописей, представляющих большую ценность. Это сокровище является свидетельством благоустроенной монашеской жизни в Баламанде, также это подспорье в культурной и пастырской деятельности. Большинство ценнейших рукописей относятся к XVII-XIX векам, также есть несколько древнейших, датируемых XIII-XV вв., написанных параллельно на арабском и сирийском языках. Несмотря на преимущество, отдаваемое греческому языку в Антиохийском Патриархате со времен схизмы 1724 г., здесь есть лишь несколько книг, написанных на греческом. Иллюстрированные Евангелия XVII в. были украдены в 1976 году и до сих пор не найдены.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010