В последние годы еще до всплеска исламского экстремизма руководством РПЦ стало придаваться большое значение созданию положительного образа и правильному восприятию церковной политики РПЦ среди мусульманского населения арабских стран. Так, 13 июня 2011 г. в ходе рабочей поездки в Египет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион выступил с речью-посланием «Мусульмане и христиане» в крупнейшем исламском университете «Аль-Азхар». Митрополит Иларион выразил надежду, что его посещение «Аль-Азхара» станет продолжением диалога, который был начат Патриархом Кириллом, посетившим этот университет в апреле 2010 г. РПЦ не забывает и об арабоязычных христианах. Так, 5 декабря 2012 г. в Российском центре науки и культуры в Бейруте состоялась презентация арабского перевода книги Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность. В поисках гармонии». Ежегодные рождественские и пасхальные послания Патриарха Кирилла наряду с другими языками стран ближнего и дальнего зарубежья переводятся и на арабский язык. Посетив в ноябре 2011 г. Ливан, Патриарх Кирилл преподнес в дар Баламандскому университету 50 тыс. долларов. С 31 марта по 10 апреля 2013 г. Императорское православное палестинское общество при участии РПЦ занималось сбором материальной помощи для сирийского народа: за две недели удалось собрать около 70 тонн гуманитарной помощи, в том числе продукты питания и медикаменты. Это имущество было передано Патриарху Антиохийскому Иоанну X и Верховному муфтию Сирии Ахмаду Бадр-эд-Дину Хассуну. В результате вышеизложенного РПЦ начинает играть значительную роль во внешней политике России. Патриарх Кирилл встречается с высшим руководством арабских стран. Особенно частый характер носят его встречи с президентом Палестины Махмудом Аббасом, благодаря которому было принято политическое решение о возвращении России земель, находящихся на Святой Земле: Россия получила в собственность три участка в городе Иерихоне. Интенсивные контакты с руководством Палестины объясняются его заинтересованностью в поддержке Россией на международной арене, а также функционированием Императорского православного палестинского общества на территории Палестины.

http://bogoslov.ru/article/3682170

Остальные вост. патриархи, греки по происхождению, отказывались признавать Г., как и его предшественника Мелетия. Примирение между патриархами состоялось только летом 1909 г., уже после младотур. революции, серьезно пошатнувшей позиции фанариотского духовенства на Ближ. Востоке. Одновременно Антиохийский патриарх примирился с прихожанами Киликийской епархии, где греки составляли большинство и долгое время отказывались принимать митрополита-араба. В изменение ситуации в Антиохийском Патриархате свою лепту внесла и Россия. Российские политики, в частности кн. В. Н. Хитрово, рассматривали возведение на Антиохийский престол патриарха-араба как успех в деятельности ИППО. Г. широко пользовался финансовой и дипломатической поддержкой России и был избран почетным членом ИППО, однако в контактах с русскими он выступал как самостоятельный политик и сумел не поставить Антиохийский Патриархат в зависимость от политических интересов Российской империи. В архипастырской деятельности Г. руководствовался популярной тогда в араб. провинциях идеей «возрождения» (ан-Нахда) христ. духовности среди арабов и улучшения церковного управления. Ему удалось улучшить ситуацию в Патриархате: он добился проведения строгого контроля над церковным имуществом и установил повышенные требования к кандидатам на вакантные архиепископские кафедры. По свидетельствам современников, Г. был одним из самых уважаемых религ. лидеров Сирии: честность, терпимость и благородство характера снискали ему высокий авторитет, в т. ч. и среди мусульман. Он слыл знатоком лит. араб. языка, писал стихи. Патриарх имел также незаурядные познания в философии, математике, истории и логике, знал греческий, немного говорил по-русски и по-турецки. Особое внимание Г. уделял совершенствованию системы образования. При нем открылись мн. новые учебные заведения, успешно действовала семинария при Баламандском мон-ре. С 1909 г. начал выходить ж. «Аль-Ниама», ставший первым печатным органом Православной Церкви на Востоке. Журнал публиковал офиц. церковные документы и обращения, материалы о жизни Церкви, а также статьи разного направления - от научных до литературных.

http://pravenc.ru/text/166719.html

Стремясь предотвратить повторение конфликтных ситуаций, связанных с претензиями греч. Патриархатов на участие в выборах Антиохийского первоиерарха, М. разработал новый устав АПЦ, к-рый был утвержден Синодом в 1900 г. Устав предписывал избирать патриарха только из архиереев Антиохийского престола, бывших тур. подданными не меньше чем во 2-м поколении. Епископы должны были знать язык своей паствы и постоянно проживать в епархиях. Оговаривались прерогативы Синода, поместных Соборов и смешанного совета, в к-рый входили архиереи и представители от мирян. Современники оценивали Патриаршество М. как время духовного подъема правосл. арабов. Создавались благотворительные и просветительские учреждения, стимулировавшие консолидацию и рост самосознания общины. Главным образовательным проектом М. стало открытие в Баламанде духовной семинарии (1900), ставшей крупнейшим учебным заведением в АПЦ. Курс семинарии, рассчитанный на 6 лет, включал церковные и светские науки. Лучшие из выпускников продолжали образование в российских духовных академиях. Смена игуменов ставропигиальных мон-рей позволила увеличить доходы, поступавшие от обителей в казну Патриархии. Эти средства М. направил на ремонт ряда храмов и постройку патриаршего подворья в Антиохии (Антакье). Рост численности правосл. населения в Горном Ливане побудил патриарха выделить в 1901 г. из состава Бейрутской митрополии митрополию Гор Ливанских с центром в Библе (Джубайле). Арабизация АПЦ привела к значительному усилению рус. присутствия в регионе. В переписке с российскими дипломатами и гос. деятелями М. подчеркивал, что рус. поддержка стала главным фактором победы арабов в противостоянии с греч. клиром. Российские консулы отныне стояли справа от патриарха во время богослужений (ранее эта привилегия принадлежала греч. дипломатическим агентам). Главным инструментом рус. влияния на Ближ. Востоке выступало Императорское Палестинское православное общество (ИППО) - полуофиц. орг-ция, содержавшая, в частности, сеть школ в Сирии. М. был избран почетным членом ИППО и поддерживал постоянные контакты с его ученым секретарем, к-рым в 1903 г. стал бывш. консул в Дамаске Беляев. Образовательным программам ИППО был предоставлен режим наибольшего благоприятствования, и число русских школ в Сирии за 5 лет выросло с 41 до 74. Рус. язык был включен в учебную программу Баламандской семинарии. АПЦ получала через ИППО ежегодные субсидии от 20 до 40 тыс. р., в т. ч. негласные выплаты патриарху и митрополитам через российское генеральное консульство в Дамаске.

http://pravenc.ru/text/2562862.html

Баламандский университет начал свою историю как православная богословская школа. Инициировал создание этой школы Блаженнейший Патриарх Игнатий, и мой первый визит в Баламанд был в 1991 году, вскоре после создания этого учебного заведения. Сегодня, увидев это место, я понял, какое огромное развитие произошло за эти годы. Возникло многопрофильное высшее учебное заведение, призванное готовить интеллектуальную элиту — тех людей, от деятельности которых во многом будет зависеть судьба Ливана и, наверное, не только этой страны. Сейчас очень многие страны идут по пути жесткой секуляризации своей жизни и считают, что только секулярный подход к организации общества способен снять проблему межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Этот подход развивает принципы светской нерелигиозной этики. И вот эта светская внерелигиозная этика сталкивается с огромными вызовами, с огромными проблемами. Я в двух словах скажу, как я себе вижу кризис современной светской морали, и в чем я вижу этот кризис. При этом я бы хотел сказать, что Баламандский университет, где продолжает сохраняться живая связь между богословской школой и светскими факультетами, являет собой хороший пример того, как можно при правильных условиях объединить духовное религиозное и светское начала. А теперь несколько слов об этике. Позвольте начать с истории, которая для меня очень близка. Вы хорошо знаете, что в Советском Союзе была поставлена цель построить безрелигиозный мир, безрелигиозное общество. Для того, чтобы осуществить этот грандиозный проект, требовалась философия, и она была создана — философия марксизма-ленинизма. Над ее созданием работали целые научные институты. Была построена очень стройная философская система, которая объясняла вроде бы все — от начала творения и до эсхатологии. Все стороны жизни были объяснены убедительно, логично, кроме одного пункта — этики. Марксизм, будучи нерелигиозной философией, считал, что такие понятия, как совесть, нравственные ценности, являются относительными: никакого Бога нет, никакого Абсолютного начала для этики не существует, этические концепции возникают под влиянием окружающей среды. Центральная идея этой философии заключалась в следующем: бытие, жизнь определяет сознание. Из этого делался вывод, что нет абсолютной морали, есть морали частные, и самой правильной моралью является мораль рабочего класса. Был сформулирован лозунг: хорошо то, что хорошо для рабочего класса.

http://patriarchia.ru/db/text/1675187.ht...

Сегодня очень много говорят об экономическом кризисе, о кризисе еврозоны, об экологическом кризисе, о культурном кризисе. А я спрашиваю: что это за эпоха кризисов? Может быть, речь идет только об одном кризисе — о кризисе человеческой личности? Кстати, слово " кризис " переводится с греческого как " суд " . Может быть, современный кризис — это Божий суд над человеком, который потерял понятие греха, способность различать добро от зла. Традиционные религии — и христианство, и ислам — сохраняют основанный на Божественном Откровении критерий различения добра и зла. И в этом смысле и у христианства, у христианских Церквей, и у исламского сообщества есть сегодня некая общая задача сказать современному человеку, что без способности отличать добро от зла человеческая личность деградирует, а вместе с ней — общество, и мы не выйдем из перманентного кризиса. Исцеление от кризисов имеет в основе своей обновление нравственной ответственности человеческой личности. Вот почему, говоря о правах и свободах, я предлагаю говорить и о нравственной ответственности человека. Современные люди любят использовать слово " достоинство " . А может ли быть достоинство, оторванное от образа жизни человека? Достоинство — это цена, цена человека. И нельзя сказать, что у всех людей одинаковое достоинство. Люди, созданные Богом, имеют одинаковую природу. В них вложено достоинство. Божий образ и определяет достоинство человеческой природы, но этот образ можно поддерживать и развивать или же разрушить, и вместе с ним разрушается человеческое достоинство. Поэтому сохранение достоинства, свободы, сохранение и защита прав человека должны непременно связываться с таким понятием, как нравственная ответственность личности. Кстати, во Всеобщей декларации прав человека присутствовал этот важный элемент, и мораль была названа одним из факторов, который может ограничивать человеческую свободу. На этом основывался некий пафос принятия Всеобщей декларации прав человека. Но это была другая эпоха — эпоха модерна, а постмодерн игнорирует моральное измерение, в том числе и прав человека. Я глубоко убежден в том, что христианские Церкви и ислам должны настаивать на внутренней органической связи между свободой и ответственностью.

http://patriarchia.ru/db/text/1675187.ht...

Но на самом деле мораль либо одна, либо ее не существует вовсе — ведь и в Германии в XX веке тоже говорили, что хорошо то, что хорошо для великой Германии. Если этика относительна, то ее не существует. И вся марксистская философия рухнула только потому, что не могла убедительно объяснить, что такое человеческая совесть, почему эта совесть одинаково работает в любой точке земного шара, почему есть общее понимание добра и зла в масштабах всей человеческой цивилизации. Это невозможно было объяснить с точки зрения эволюции, с точки зрения естественного происхождения морали. Почему я позволил себе этот экскурс в прошлое моей страны? Потому что общество, которое создавалось на основе относительной морали, оказалось нежизнеспособным. Но что теперь происходит в мире сегодня? Повторяется то, что было в Советском Союзе, только без всякого марксизма-ленинизма. Современное секулярное общество провозглашает относительность морали, ссылаясь на свободу и права человека: нет абсолютного критерия различения добра и зла, каждый человек сам в себе носит этот критерий, и то, что добро для меня, может быть не добром для другого. Отсюда и относительность морали. И это считается достижением эпохи, в которой мы живем. Той самой эпохи, которая у философов получила именование постмодерн. Выбирай любую модель поведения, есть только одно условие: твоя свобода не должна ограничивать свободу другого человека. Совершенно безразлично, во что ты веришь, каковы твои идеалы, совершаешь ты грех в жизни или ты борешься с грехом, присутствует в твоей жизни нравственное развитие или деградация. Это не интересует никого. Твоя свобода не должна ограничивать свободу другого. И еще присутствует система общественного договора, который выражается в законодательстве: не делай то, что запрещено законом. А как же добро и зло? А как же грех? Нет греха — есть плюрализм взглядов, есть свобода личности. И понятие греха уходит из современного секулярного общества. Что тогда означает нравственное совершенство личности? Не ясно. К чему приводит такое понимание свободы, оторванное от объективного критерия различения добра и зла? Оно приводит к глубокому кризису человеческой личности.

http://patriarchia.ru/db/text/1675187.ht...

На данной почве созревает то, что можно назвать административным богословием. У вольных импровизаций о. Г. Кочеткова или о. Г. Чистякова на темы парижской школы не было тех перспектив, какие открываются при богословствовании с официальных позиций. Административное богословие - ещё одно несомненное завоевание вл. Илариона (Алфеева), который на рубеже 1997-1998 гг., в серии выступлений в «Независимой» представил обоснования «нового экуменизма». Вселенские Соборы - о, чудо! - ничего не решали ни по поводу католиков, ни по поводу протестантов, а потому мы концептуально находимся в открытых рамках и можем начинать писать с чистого листа; критики же ОВЦС - это всего только аморальные личности, которые жаждут захватить в РПЦ власть и свергнуть Патриарха и Синод. На пике скандала по поводу кулуарного Баламандского соглашения тезисы иеромонаха Илариона не выглядели слишком убедительно. Но время идёт, всё меняется!.. Сегодня митр. Иларион уже с лёгкой душой говорит: «Пускай богословы занимаются богословием, пусть архиереи занимаются своим делом, а монахи пускай ведут монашескую жизнь», - и эти слова звучат современными veni, vidi, vici, объявлением о вступлении в эру постбогословия. Ибо принадлежность к организации абсолютно важна, а расходиться с ней маргинально и опасно, так что вопросов, превышающих это, фактически, не существует. Моралистическими спекуляциями на том, как хорошо и правильно слушаться официальных лиц, последовательно изымается почва для богословского самосознания. Святость догмата, Предания отступает перед идеей о святости организации, «императивности» административной субординации. Хор инспирированной поддержки, слепок с «ликующей гопоты» Г.Павловского, подогревает массовку. Обещания прорыва, скорых успехов оправдывают снижение общих критериев. Чем дальше, тем больше «административное богословие» ставит препятствия к осмыслению, нагоняет обстановку триумфализма и нетерпимости. Любое из замечаний расценивается как признак противления священноначалию и личного противоборства.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

Griechische Theologie… (ср. рец. В. М. Лурье//Византийский временник. 1992. 53. 182–185); содержащиеся в ней наблюдения по исихазму подытожены в статье: G. Podskalsky. I teologi greco-cattolici e greco-ortodossi della Turcocrazia (XV-XVIII sec.) et l’esicasmo palamitico//Amore del bello… 121–134). 376 Lison. L’Esprit repandu… (Ср. также развернутое авторское резюме: J. Lison. L’Esprit de la Pentecote selon Gregoire Palamas//L’Eglise canadienne. 1994. 27. 179–182). Кроме монографии, вышли рецензии и следующие статьи: J. Lison. L’energie des trois hypostases divines selon Gregoire Palamas//Science et Esprit. 1992. 44. 67–77; La divinisation selon Gregoire Palamas. Un sommet de la theologie orthodoxe//Irenikon. 1994. 67. 59–70. Все эти работы написаны еще при жизни о. А. де Аллё. 378 Lison. La divinisation selon Gregoire Palamas… 59. В этом месте поясняется, что для Востока значение св. Григория более-менее аналогично значению Фомы Аквинского для Запада. В предисловии к монографии о. Лисона, написанного другим доминиканцем, Григорий Палама сопоставляется с Фомой Аквинским в том смысле, что оба не являются такими абсолютными общецерковными авторитетами, как Афанасий, Василий, оба Григория, Златоуст и Ефрем (J. M. R. Tillard. Preface//Lison. L’Esprit repandu… V-XII, особ. VI). Это предисловие принадлежит одному из основных идеологов современного католического экумензима и творцов «Баламандского документа» (1993 г.; признание православными и римо-католиками друг друга в качестве церквей, одинаково обладающих всей полнотой благодати, – и это помимо всякого богословского диалога; см. выше, ч. II, гл. VI, прим. 2); оно содержит собственный взгляд на паламизм (едва ли не всецело почерпнутый из вторичных источников и, скорее, самых доступных, нежели самых надежных), который интересен сам по себе как образец того, что сегодня знают о паламизме в католическом мире те, кто не изучают его профессионально, но интересуются по долгу службы. Анонимная рец. в: La Lumiere du Thabor. 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Антиохийская Православная Церковь получила российскую вакцину «Cnymhuk-V» 02.07.2021 15:12:06 МОСКВА По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при содействии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 25 июня 2021 года в Ливан была доставлена партия российской вакцины от коронавируса «Cnymhuk-V». В бейрутском международном аэропорту имени Рафика Харири гуманитарный груз встречали настоятель Патриаршего монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы в Баламанде архимандрит Роман (Ханнат), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев), консул Российской Федерации в Ливане Р.М. Мамаев, а также делегация Баламандского университета в составе помощника ректора по общественным связям Э. Эйлиа, консультанта ректора по вопросам здравоохранения и управления госпиталем Ю. Бассима и проректора по административным вопросам С. Канаана. По благословению Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X российская вакцина в тот же день была доставлена в центр вакцинации Баламандского университета. 1 июля в Баламадском университете прошла торжественная церемония передачи вакцины «Cnymhuk-V». В числе присутствовавших на мероприятии были настоятель Патриаршего монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы в Баламанде архимандрит Роман (Ханнат), декан Богословского факультета Баламандского университета архимандрит Иаков (Халиль), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев), Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Ливане А.Н. Рудаков, президент Баламандского университета д-р Э. Варрак, представители руководства университета, члены Попечительского совета, представители ливанских и российских СМИ, многочисленные гости. Приветствуя собравшихся, д-р Э. Варрак рассказал о деятельности университета, принципах его организации, количестве факультетов, учебных программах и числе обучающихся. Затем гости посетили Центр вакцинации Баламандского университета, где будут проводиться прививки российской вакциной «Cnymhuk-V».

http://radonezh.ru/2021/07/02/antiohiysk...

Архив Пн Антиохийская Православная Церковь получила российскую вакцину «Спутник V» 2 июля 2021 г. 14:13 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при содействии Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 25 июня 2021 года в Ливан была доставлена партия российской вакцины от коронавируса «Спутник V». В бейрутском международном аэропорту имени Рафика Харири гуманитарный груз встречали настоятель Патриаршего монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы в Баламанде архимандрит Роман (Ханнат), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев) , консул Российской Федерации в Ливане Р.М. Мамаев, а также делегация Баламандского университета в составе помощника ректора по общественным связям Э. Эйлиа, консультанта ректора по вопросам здравоохранения и управления госпиталем Ю. Бассима и проректора по административным вопросам С. Канаана. По благословению Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X российская вакцина в тот же день была доставлена в центр вакцинации Баламандского университета. 1 июля в Баламадском университете прошла торжественная церемония передачи вакцины «Спутник V». В числе присутствовавших на мероприятии были настоятель Патриаршего монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы в Баламанде архимандрит Роман (Ханнат), декан Богословского факультета Баламандского университета архимандрит Иаков (Халиль), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте архимандрит Филипп (Васильцев), Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Ливане А.Н. Рудаков, президент Баламандского университета д-р Э. Варрак, представители руководства университета, члены Попечительского совета, представители ливанских и российских СМИ, многочисленные гости. Приветствуя собравшихся, д-р Э. Варрак рассказал о деятельности университета, принципах его организации, количестве факультетов, учебных программах и числе обучающихся. Затем гости посетили Центр вакцинации Баламандского университета, где будут проводиться прививки российской вакциной «Спутник V».

http://patriarchia.ru/db/text/5825481.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010